Научная статья на тему 'Развитие организации полилога субъектов оздоровительной тренировки'

Развитие организации полилога субъектов оздоровительной тренировки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР / СУБЪЕКТ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ / BACHELOR / SUBJECT / IMPROVING TRAINING / INTERACTION / LEVELS OF THE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева Вера Степановна, Токарева Ксения Евгеньевна, Пушкина Валентина Николаевна

В работе рассматривается механизм формирования полисубъектной организации оздоровительной тренировки. Актуальность исследования определяется тем, что будущему бакалавру физической культуры необходимо устанавливать эффективное взаимодействие с участниками оздоровительной тренировки, имеющими разные потребности и психофизические возможности. Представлены типы дифференцированных программ разной степени сложности, обеспечивающие оздоровительный эффект тренировки: начальный, базовый, продвинутый.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макеева Вера Степановна, Токарева Ксения Евгеньевна, Пушкина Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Subjects Polylog Fitness Training

This article shows the mechanism of interaction the of many subjects fitness training. The relevance of the study determined that in the future Bachelor of physical education should ensure effective communication with members of training that have different needs and psycho-physical abilities. Showing types of differentiated programs of varying degrees of difficulty: elementary? basic, advanced, providing health benefits.

Текст научной работы на тему «Развитие организации полилога субъектов оздоровительной тренировки»

REFERENCES

1. AlymovB. SHakirtime kat. Frunze 1983. S. 172.

2. AlimbekovA. Kyrgyz ehtnopedagogikasy, 1996, s. 66.

3. Baranik E. V. Formirovanie osnov professional'noj kompetentnosti kak odna iz osnovnyh zadach yazykovoj podgotovki v vuze // Vysshee obrazovanie segodnya. 2008. № 3. S. 45-47.

4. Bejshekeev N. Kyrgyzstandyn zhogorku okuu zhajlarynda mamlekettik tildi okutuunun ajrym maseleleri // Respublikanyn okuu zhajlarynda mamlekettik tildin koldonulushunun problemalary tuuraluu etkerYlYYchY ilimij — praktikalyk konferenciyanyn bayandamalarynyn tezisteri. Bishkek, 1991. S. 103-105.

5. Volkov G. I. Ehtnopedagogika / Pod red. I. T. Ogorodnikova. Cheboksary: Chuvashskoe knizhnoe izd-vo, 1974. 376 s.

6. Volkov G. N. EHtnopedagogika chuvashskogo naroda. Cheboksary, 1966. 371 s.

7. Gejhman L. K. Interaktivnoe obuchenie obshcheniyu (obshchepedagogicheskij podhod): Dis. ... d-ra ped. nauk. Ekaterinburg, 2003. 426 s.

8. Gojhman O. Ya., Nadeina T. M. Rechevaya kommunikaciya Tekst.:Uchebnik. 2-e izd., pererab. i dop. M.: INFRA-M, 2006. 272 s. (Vysshee obrazovanie).

9. Zalkar ojlor. Frunze, 1975. 335 s.

10. Marazykov T. S Tekst taanuu zhana anyn ajrym maseleleri. Bishkek, 2005. 179 s.

11. Ozhegov S. I., Leksikologiya. Leksikografiya. Kul'tura rechi. M., 1974. Tverdyj pereplet. 352 s.

12. Suhomlinskij V. A. O vospitanii. M.: Politizdat, 1973. 272 s.

В. С. Макеева, К. Е. Токарева, В. Н. Пушкина

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИЛОГА СУБЪЕКТОВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ

В работе рассматривается механизм формирования полисубъектной организации оздоровительной тренировки. Актуальность исследования определяется тем, что будущему бакалавру физической культуры необходимо устанавливать эффективное взаимодействие с участниками оздоровительной тренировки, имеющими разные потребности и психофизические возможности. Представлены типы дифференцированных программ разной степени сложности, обеспечивающие оздоровительный эффект тренировки: начальный, базовый, продвинутый.

Ключевые слова: бакалавр, субъект, оздоровительная тренировка, взаимодействие, уровни организации.

V. Makeeva, K. Tokareva, V. Pushkina DEVELOPMENT OF SUBJECTS POLYLOG FITNESS TRAINING

This article shows the mechanism of interaction the of many subjects fitness training. The relevance of the study determined that in the future Bachelor of physical education should ensure effective communication with members of training that have different needs and psycho-physical abilities. Showing types of differentiated programs of varying degrees of difficulty: elementary? basic, advanced, providing health benefits.

Keywords: bachelor, subject, improving training, interaction, levels of the organization.

Научные исследования, раскрывающие личностные аспекты тех, кто занимается оздоровительной физической культурой,

рассматриваются как задачи, которые успешно можно решать в границах общих педагогических и психолого-медицинских

технологий на основе учета интересов, выработки мотивации и сознательного отношения к физическим упражнениям и реализации их в физкультурной деятельности.

В центре данного исследования стоит проблема формирования полисубъектного взаимодействия в процессе оздоровительной тренировки, цель которой заключается в стремлении личности к организации своей жизни с позиций сохранения здоровья. Полисубъектное взаимодействие представляется нам как нелинейный процесс организации взаимодействия и создания условий для повышения эффекта оздорови -тельной тренировки, направленной на целостность поведения в соответствии со смыслами и целями субъектов трениро-вочного процесса.

Целевыми ориентирами являются стремления занимающихся к свободе, легкости, непринужденности движений на основе прочного усвоения двигательного действия; соблюдению логической последовательности в сочетании элементов выполняемого комплекса, внешне проявляемых в слитности и координации движений; поиску решения нужного движения и его характера; оригинальности и творческой трактовке, подчеркивая индивидуальность личности. При этом эффективность взаимодействия занимающихся физическими упражнениями и тренера (бакалавра) определяется требованиями тренировочной деятельности и причастностью субъектов от позиции исполнителя и наблюдателя, к позиции деятеля «самого себя». С точки зрения субъектности участников оздоровительной тренировки, взаимодействие тренера и занимающегося может быть эффективным только в том случае, если оба субъекта в нем выступают на паритетных, равноправных условиях, в меру своих знаний и возможностей, как партнеры. Как отмечает Ю. Хабермас, следует включить

самого человека в логику мышления, человека способного к общению, к разговору с другим, которого он признаёт себе равным [15, с. 306]. В основе процесса лежит единство цели, обеспечивающей сотрудничество, а само взаимодействие характеризуется срабатываемостью и совместимостью субъектов в расширении многообразия оздоровительно-тренировочной деятельности. Это означает, что в системе оздоро -вительной тренировки присутствует уже много субъектов, отличающихся друг от друга. Индивидуальность и особенность каждого из них, своеобразие общения в том или ином случае определяются жиз -ненной ситуацией, контекстом, конкретными условиями.

В этом процессе бакалавр физической культуры выступает организатором тре-нировки с «готовыми» предметно-дисциплинарными знаниями и дирижером полилога в совместном поиске целей, то -чек зрения и взаимопонимания с субъектами тренировочного процесса. И здесь глубина познания и понимания смысла полисубъектного взаимодействия показывает, насколько бакалавр управляет данным процессом, может сочувствовать и сопереживать, выразить свое отношение к чему-либо или кому-либо, раскрывать душу, а каждый из участников может принять, прочувствовать важность поставленных перед ним задач.

Правильно найденные средства пластики, мимики, голоса, темпо-ритма движений — важнейшие условия действий бакалавра физической культуры, его педагогической техники, вовлечения субъектов оздоровительной тренировки в поле его личностного влияния [16, с. 12]. Вместе с тем, А. Б. Дрознин отмечает: «...при-рода, одарив нас чрезвычайно богатым психическим аппаратом, поистине без -граничным в своих возможностях, в то же время создала множество ограничений

для функционирования аппарата физического: тут и земное притяжение, и сама конструкция тела (например, ограниченность движений в суставах), и его физиология (утомляемость, старение), и врожденные дефекты, и т. д.» [7, с. 3].

Основными структурными элементами любой двигательной деятельности выступают действия как определенные движения. Формирование произвольных движений, — уникальный по своей сложности процесс построения многокомпонентной, иерархически организованной структуры. По Н. А. Бернштейну, развитие движения идет не по пути совершенствования двигательных качеств, а по пути освоения новых классов полноценных движений, действий [1, с. 131]. Подчеркивается, что движения запоминаются медленнее и труднее, чем буквенный, цифровой и иллюстративный материал. Живое движение всякий раз присутствует в проявлении активности, к какому бы полюсу оно не тяготело — исполнительскому или когнитивному [8, с. 107]. Пространственно-временные характеристики оздоровительной тренировки как предметно-практические действия несут в себе характеристики порядка и последовательности в системе значимых практических взаимодействий субъектов в тренировочном процессе, что придает их поведению организованность, системность. Эффективность освоения двигательных действий проявляется в ритмической организации: исполнении определенных движений в ограниченном пространстве с установленной скоростью и в определенное время. Становление всей сферы подсознательной актуализации двигательного опыта и обнаружение жизненных смыслов личности на чувственно-аффективном уровне сознания, а также переходы к рациональному, вер-бально-логическому сознанию обеспечиваются их распределением во времени разными уровнями и типами ритмов.

Вместе с тем, далеко не все эти ритмические формы организации движения осознаются исполнителями движений. Многие из исполнителей тренировочных программ говорят о том, что бессознательно находят и подчиняются ритму, осознавая его только после выполненных действий. Актуали-зация разных уровней хронотопической организации движения в упорядоченную, открытую реконструкцию, интерпрета -цию и реинтерпретацию структуры двигательных действий вовлекает в процесс порождения смыслов, переосмысления собственных позиций и обнаружения но -вых личностно значимых смыслов, в которых познотоническая активность или внутренняя моторика отражает психодинамические характеристики и личностные свойства человека [3, с. 123; 5, с. 11; 6, с. 47-55].

Предметно-практическая деятельность в оздоровительной тренировке бакалавра физической культуры с занимающимися организуется в полисубъектном взаимодействии и направлена на самостоятельное освоение ими двигательных действий, обеспечение перехода к построению и реализации индивидуальных программ физического самосовершенствования, включающих:

- количественную характеристику повторного выполнения двигательных действий для перехода на более высокий уровень развития внутренней схемы здорового поведения;

- координационную сложность упражнений, уровень мотивации, сознательности, активности, двигательной одаренности и опыта участия в оздоровительном процессе;

- внутригрупповую дифференциацию тренировки по уровням подготовленности и развивающим циклам [11, с. 114-117].

Подчиняясь логике исследования, в процессе оздоровительной тренировки

были созданы три типа дифференцированных программ разной степени сложности: «начальная», «базовая», «продви -нутая». В организационном плане для всех трех моногрупп ставились конкретные задачи.

Программы предусматривают, с одной стороны, обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого). А с другой — обеспечение определенной степени самостоятельности субъектов оздоровительной тренировки в учении (от постоянной помощи со стороны бакалавра — работа по образцу, инструктаж и т. д. до полной самостоятельности). Каждый цикл и отдельное занятие следуют друг за другом в такой последовательности: общий разбор темы; взаимо -действия — практикумы; проработка необходимого материала в процессе самостоятельной работы; взаимодействия по обобщению и систематизации знаний, умений и навыков.

Между программами существует строгая преемственность, каждой теме предоставлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать цельную картину основных представлений о необходимой деятельности.

Модель и общая схема базового уровня организации занятий направлены на решение следующих задач: адаптацию ведущих систем организма к мышечной работе циклического характера; изучение теоретических и методических основ организации здорового образа жизни. На этом этапе опытно-экспериментальной работы приобретались теоретические знания, чтобы выделять не столько способ действия, сколько анализ этого действия, его реальное выполнение, определение основных опорных точек или программы действий. Осуществлялся контроль за качеством выполнения

действия и степенью формирования навыков его выполнения.

После проведения инструктажа о том, как выполнять упражнение, на что обратить внимание, какой из этого следует вывод, субъект оздоровительной тренировки, многократно выполняя упражнения, должен научиться выделять смысловые группы двигательных действий, вычленять главное, знать приемы техники безопасности, необходимое количество повторений, объемы физических нагрузок. Но при этом, он овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения. Задания «базовой» программы зафиксированы как базовый стандарт, в котором результат практической деятельности должен быть не ниже указанных нормативов. Этим уровнем подготовки должен овладеть каждый, прежде чем приступить к работе по более сложной программе, так как поведению субъекта тренировочного процесса придается некая организованность, системность, обеспечивая соблюдение элементарных требований здорового образа жизни (режим дня, смена бодрствования — сна в соответствии со сменой дня и ночи, соотношение двигательной и умственной деятельности и пр.). Телу отводится роль дополнения и прояснения телесной двигательной установки для вызова ментальной установки, которая сама в свою очередь, вписывается в двигательную установку [9, с. 88-97].

Обеспечение общего для всех базового минимума знаний, умений и навыков, уровня физической подготовленности, индивидуального учета достижений открывает простор для развития индивидуальности каждой личности. Сочетание групповой работы в соответствии с типовыми особенностями субъектов тренировки и индивидуальной работы позволяет выполнить требования базового стандарта. Для этого используются следующие формы занятий:

работа по гомогенным группам, работа в режиме диалога и полилога, дополнительные индивидуальные занятия, индивидуализированное консультирование и помощь на занятиях, учет достижений.

На данном уровне подготовки развитие полисубъектного взаимодействия происходит одновременно с развитием мотивов субъекта в сфере разрешения какой-либо конкретной проблемы, или нахождения выхода из какой-либо конкретной ситуации. Инструментально в тренировочном процессе это определяется принятием партнерами (занимающихся и тренера) самого факта существования друг друга. Эффективность управления тренировочным процессом со стороны бакалавра физической культуры определяется решением проблемы познания чужой субъективной реальности, которая многопланова, включает существенные социальные и психологические, социокультурные и другие аспекты взаимоотношений. Функционально бакалавр выступает в качестве тьютора, обеспечивая посредническую функцию в воздействии на личность занимающегося в ее стремлении познать себя, самостоятельно делать выбор индивидуальной образовательной (тренировочной) программы и общими требованиями оздоровительной тренировки.

Общая схема основного уровня организации занятий решает задачи: поддержание высокой работоспособности, укрепление здоровья и совершенствование физических качеств. Осуществляется создание перцептивного образа действий оздоровительной тренировки, выполнение в раз -личных вариантах и сочетаниях комплекса физических упражнений путем многократного повторения. Несомненно, пространственно-временная организация наглядно-ситуативной памяти раздвигает временные границы внутренних схем поведения. Отработка организмом (телом)

своих реакций, усложнений и оттачивания двигательных действий складывает моторную или двигательную схему оздоровительного процесса. Повторение дви-жения, в свою очередь, заставляет тело разделять и классифицировать, выделять существенное в его внутренней структуре. По А. Бергсону, это процессы автоматического узнавания: «понимание тела», «разум тела», «логика тела», на которые способно тело само по себе, когда оно машинально реагирует на некие уже знакомые ситуации [2, с. 213 ]. Появляется возможность длительных задержек исполнения действий и завершения отсроченных и прерванных действий. Но этот вид памяти не обособляется от самих практических действий и систем деятельностей. Поведение жестко привязано к побуждающим его ситуациям, оно чрезвычайно легко нарушается при изменении ситуаций [4, с. 17]. Участник тренировочного процесса эмоционально отгадывает строй и ритм тренировочного процесса. И оно либо вовлекает его, либо отторгается им. К сожалению, процесс тренировки может не соответствовать оздоровительным целям и субъект тренировки окажется в коллективе, ценности которого не будут способствовать его развитию. Тогда нарушения той ситуа-ции, в которой они формировались, при -водят к нарушению движений или их существенной деформации. В личности человека возникает неуверенность либо от -каз от привычного поведения в силу раз -рушения ситуации, служащей внешней опорой для реализации его внутренней схемы.

На этом этапе наиболее эффективным условием формирования полисубъектного взаимодействия является: не только тренаж упражнения в заучивании чего бы то ни было, но и порождение, создание новых форм взаимодействия, которое объединяет участников оздоровительного процесса

в то или иное сообщество общими для них средствами коммуникации [12, с. 56, 58; 13, с. 43]. Новые двигательные программы оздоровительной деятельности начинают запускаться не только под влиянием аффе-рентации, но и второй сигнальной системы. Их становление составляет один из важных периодов оформления внутреннего мира личности с помощью средств оздоровительной тренировки, разрушая пассивное созерцательно-эстетическое отношение к ней, но требующее преобразования и проявления активного конструктивного начала не только в представлениях, но и в дея-тельностных характеристиках поведения. Здесь бакалавр выступает в качестве фаси-литатора и его деятельность направлена на приобщение субъектов оздоровительной тренировки к развитию индивидуальности и творческих проявлений, создаёт условия для повышения интереса и познавательной активности, стремления к получению новых знаний [14].

Общая схема продвинутого уровня организации занятий предполагает решение следующих задач: совершенствование двигательных навыков и умений в из -бранном виде спорта (системе физических упражнений), накопление функциональных резервов в соответствии с типовыми особенностями субъекта оздоровительной тренировки.

На этапе продвинутого уровня организации оздоровительной тренировки процесс освоения двигательных действий сопровождается пониманием назначения действия или упражнения, его смысла, формируются действия в речевой форме и объективном рассуждении [10]. В этом случае жизненная ситуация не только обеспечивает условия для взаимодействия, но и сама может меняться при взаимном влиянии. Создание у участников оздоровительной тренировки новых комбинаций стимулов происходит при участии внутренней речи,

которая выступает в роли инструмента мышления, а не в роли заменителя внеш -него условного раздражителя. Здесь уже пространственно-временная организация движений подчиняется не хронологии внешних ситуативных движений и действий с предметами, а логике интеллектуальных действий с особым простран-ством-временем знаковых и символических форм оздоровительной тренировки. Предметно-практическое поведение начинает осуществляться на основе нового механизма тренировочного процесса, тре -бующего минимума основных знаний о технике двигательных действий, наличия двигательного опыта, достаточного уровня физической подготовленности и желания его выполнить [4, с. 17]. Все поведение, в том числе и предметно-практическое, начинает осуществляться на основе нового механизма двигательно -го действия, новых комбинаций стимулов, которое происходит при участии внутренней речи, выступающей в роли инструмента мышления, а не в роли заме -нителя внешнего условного раздражителя. Здесь уже пространственно-временная организация движений подчиняется не хронологии внешних ситуативных движений и действий с предметами, а логике интеллектуальных действий с особым пространством-временем знаковых и символических форм оздоровительной тренировки. Переход к пространственно-временной организации оздоровительной тренировки на качественно новый уро-вень, связанный с переводом смысла деятельности в систему знаково-символи-ческих средств определяет способность субъекта дать отчет о собственном психофизическом процессе или состоянии. Оно тесно связано с речевой системой, так как осознание требует участия языко -вых семантических конструкций и операций [13, с. 40-55].

Процесс взаимодействия направлен на изучение теоретических и методических основ избранного вида спорта (системы физических упражнений), совершенствование сформированных умений, их перевод в навыки с одновременным освобождением структур мозга к освоению новых двигательных умений; коррекция и практическое применение усвоенных умений и навыков в практической деятельности. На этом уровне бакалавр выполняет функцию модератора, осуществляя консультирование по использованию внутренних ресурсов для решения личностных проблем занимающихся.

Таким образом, механизм формирования полисубъектного взаимодействия в оздоровительной тренировке определяется тем, как:

- проявляется в динамике причастности субъектов оздоровительной тренировки от позиции исполнителя и наблюдателя, к по-

зиции деятеля «самого себя», к требованиям тренировочной деятельности, где тренер (бакалавр) выступает в качестве посредника — тьютора;

- «накладываются» представления одних субъектов тренировочного процесса (занимающихся) на представления других (тренера), как осознается участниками вклад каждого в общую деятельность, как они понимают друг друга в принятии совместного решения по орга -низации и сохранению здоровья субъектов тренировочного процесса, а тренер выступает в качестве фасилитатора на пути к индивидуальности субъекта оздоровительной тренировки;

- осуществляется перевод смысла де-ятельности в систему знаково-символи-ческих средств в выборе своей траектории на пути к здоровью. Функция трене -ра определяется как модератор, консультант.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1947. С 131.

2. БлаубергИ. И. Анри Бергсон. М.: Прогресс-традиция, 2003. С. 213.

3. Большунова Н. Я. Соотношение сигнальных систем и индивидуальных особенностей регуляции познавательных и сенсомоторных действий // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 121-126.

4. Гагин Ю. А. Акмеологическое проектирование развития индивидуальности на основе концепции потенциальной осуществимости человека: Учеб. пос. /СПб ГАСУ; Балтийская педагогическая академия. СПб., 1994. 75 с.

5. Германов Г. Н. Методология конструирования двигательных заданий в спортивно-педагогическом процессе: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2011. 56 с.

6. Дмитриев С. В. Парадоксы биомеханического моделирования — новые понятия или новые реальности? // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2009. № 7. С. 47-55.

7. Дрознин А. Б. Физический тренинг актера по методике А. Дрознина. М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2004. 160 с.

8. Зинченко В. П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили // К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997. С. 107, 294.

9. Ляудис В. Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика инновационного образования // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1998. № 2. С. 88-97.

10. Макеева В. С., Токарева К. Е. Формирование готовности к полисубъектному взаимодействию бакалавра физической культуры / Поляков Д. О. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: http://www.science-education.ru/127-20869 (дата обращения: 28.07.2015).

11. Макеева В. С., Токарева К. Е. Теоретические подходы к здоровьеформирующему поведению студентов в образовательной среде физической культуры вуза // Наука и Мир. 2014. Т. 2. № 12 (16). С. 114-117.

12. Маркова Л. А. Полисубъектность как основа общения // Философия науки. Эпистемологический анализ коммуникации. Вып. 17. М., 2012. С. 55-70.

13. Смирнова Н. М. Коммуникация и интерсубъективность // Философия науки. Эпистемологический анализ коммуникации. Вып. 17. М., 2012. С. 40-55.

14. Татаренкова И. А., Кибец В. Н. Преподаватель как фасилитатор инновационного образовательного процесса в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=18086 (дата обращения: 29.12.2015).

15. ХабермасЮ. Философский дискурс о модерне. М.: Весь Мир, 2003 С. 306, 309, 336.

16. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. http://www.studfiles.ru/preview/2229945/page: 12/

REFERENCES

1. Bernshtejn N. A. O postroenii dvizhenij. M., 1947. S 131.

2. Blauberg 1.1. Anri Bergson. M.: Progress-tradiciya, 2003. S. 213.

3. Bol'shunova N. Ya. Sootnoshenie signal'nyh sistem i individual'nyh osobennostej regulyacii poznavatel'nyh i sensomotornyh dejstvij // Voprosy psihologii. 1980. № 5. S. 121-126.

4. Gagin Yu. A. Akmeologicheskoe proektirovanie razvitiya individual'nosti na osnove koncepcii potencial'noj osushchestvimosti cheloveka: Uchebn. pos. / SPb GASU; Baltijskaya pedagogicheskaya akademiya. SPb., 1994. 75 s.

5. Germanov, G. N. Metodologiya konstruirovaniya dvigatel'nyh zadanij v sportivno-pedagogicheskom processe: Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Volgograd, 2011. 56 s.

6. Dmitriev S. V. Paradoksy biomekhanicheskogo modelirovaniya — novye ponyatiya ili novye real'nosti? // Pedagogika, psihologiya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta. 2009. № 7. S. 47-55.

7. Droznin A. B. Fizicheskij trening aktera po metodike A. Droznina. — M.: VCKHT («YA vhozhu v mir iskusstv»), 2004. 160 s.

8. Zinchenko V. P. Posoh Osipa Mandel'shtama i Trubka Mamardashvili // K nachalam organicheskoj psihologii. M.: Novaya shkola, 1997. S. 107, 294.

9. Lyaudis V. Ya. Novaya paradigma pedagogicheskoj psihologii i praktika innovacionnogo obrazovaniya // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14. Psihologiya. 1998. № 2. S. 88-97.

10. Makeeva V. S., Tokareva K. E. Formirovanie gotovnosti k polisubjektnomu vzaimodejstviyu bakalavra fizicheskoj kul'tury / Polyakov D. O. // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 4. URL: http://www.science-education.ru/127-20869 (data obrashcheniya: 28.07.2015).

11. Makeeva V. S., Tokareva K. E. Teoreticheskie podhody k zdorov'eformiruyushchemu povedeniyu studentov v obrazovatel'noj srede fizicheskoj kul'tury vuza // Nauka i Mir. 2014. T. 2. № 12 (16). S. 114-117.

12. Markova L. A. Polisub»ektnost' kak osnova obshcheniya // Filosofiya nauki. Ehpistemologicheskij analiz kommunikacii. Vyp. 17. M., 2012. S. 55-70.

13. Smirnova N. M. Kommunikaciya i intersub»ektivnost' // Filosofiya nauki. Ehpistemologicheskij analiz kommunikacii. Vyp. 17. M., 2012. S. 40-55.

14. Tatarenkova I. A., Kibec V. N. Prepodavatel' kak fasilitator innovacionnogo obrazovatel'nogo processa v vuze // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 1-1. URL: http://www.science-education.ru/ ru/article/view?id=18086 (data obrashcheniya: 29.12.2015).

15. Habermas Yu. Filosofskij diskurs o moderne. M.: Ves' Mir, 2003. S. 306, 309, 336.

16. Shchurkova N. E. Pedagogicheskaya tekhnologiya. M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2002. http://www.studfiles.ru/preview/2229945/page: 12/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.