Научная статья на тему 'Педагогическая фасилитация как средство повышения уровня физической подготовленности школьников на основе Комплекса ГТО'

Педагогическая фасилитация как средство повышения уровня физической подготовленности школьников на основе Комплекса ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПОТРЕБНОСТЬ В ФИЗИЧЕСКОМ САМОИЗМЕНЕНИИ / PEDAGOGICAL FACILITATION / PHYSICAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL SUPPORT / NEED FOR PHYSICAL SELF-CHANGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яненко Вячеслав Викторович, Галицын Сергей Викторович, Войтус Леонид Владимирович

В последние годы актуализировались научные исследования, направленные на поиск педагогических методов, стимулирующих обучающихся различных образовательных учреждений добровольно и регулярно заниматься физической культурой. Важным моментом в деятельности учителя физической культуры со школьниками развивать функцию педагогической фасилитации и поддержки. Именно «осмысленное учение» на уроках физической культуры поможет сформировать устойчивую потребность в систематической физической активности. Вектор педагогической фасилитации здесь должен быть направлен на пробуждение потребности в физическом самоизменении. В решении задач педагогической фасилитации к регулярным занятиям физической культурой и спортом и стремлении сдать нормативы Комплекса ГТО играет важное значение идея «договора» между педагогом физической культуры и обучающимся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яненко Вячеслав Викторович, Галицын Сергей Викторович, Войтус Леонид Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational facilitation as a means of improving the physical fitness of schoolchildren on the basis of the GTO Complex

In the recent years, the scientific research has been updated to find the pedagogical methods that encourage the students of the various educational institutions to voluntarily and regularly engage in physical education. The important point in the activity of the physical education teacher with schoolchildren is to develop the function of the pedagogical facilitation and support. It is the "meaningful teaching" in the physical culture lessons that will help to create a sustainable need for systematic physical activity. The vector of the pedagogical facilitation here should be aimed at awakening the need for physical self-change. In solving the problems of the pedagogical facilitation to regular physical education and sports and the desire to pass the standards of the GTO Complex, the idea of the "contract" between the teacher of physical culture and the learner is important.

Текст научной работы на тему «Педагогическая фасилитация как средство повышения уровня физической подготовленности школьников на основе Комплекса ГТО»

формируют навыки самооценки, самоконтроля.

К сожалению, центры тестирования норм ГТО не обеспечены компьютерным программным обеспечением для автоматизированной обработки, анализа, хранения и передачи информации. Учителя физической культуры вынуждены практически «в ручном режиме» по таблицам осуществлять текущий контроль за индивидуальными параметрами физической подготовленности. И как следствие, школы не получают оперативную информацию о физической подготовленности обучающихся и их проблемных физических качествах, чтобы адресно их выдать ученикам и родителям.

Имеющиеся к настоящему времени в РФ программы по автоматизированной обработке результатов сдачи тестов и испытаний ВФСК ГТО выполнены как и «АИС ГТО», также в формате on-line сервиса, требуют подключения к сети Интернет, что не совсем удобно в полевых условиях, сложны в использовании, настроены под создание статистической отчётности, а не на образовательный процесс, и больше носят коммерческий характер.

Проведённое нами исследование позволило выявить некоторые аспекты внедрения Комплекса ГТО в общеобразовательные школы. Диагностику физической активности обучающихся необходимо осуществлять исходя из особенностей структуры образовательного учреждения. Программа мониторинга физической активности школьников должна включать в себя оценивание уровня физического развития ребенка, физической подготовленности и социальной активности, отражающую сферу потребностей и интересов ребенка.

ВЫВОДЫ

Для разработки программы внедрения ВФСК ГТО необходимо проводить диагностику мотивационной направленности с учётом предпочтений детей в проведении свободного от учебы времени.

Для решения задач повышения интереса к занятиям физическими упражнениями необходимо использовать средства с учетом проблемных сторон физической активности, применяемые на занятии и вне его, исходя из предпочтения детей и подростков, с возможностью больше мотивировать их на физкультурно-спортивную деятельность.

Таким образом, основной задачей в рамках подготовки учащихся к сдаче норм ВСФК ГТО является модернизация учебной и внеучебной деятельности по развитию массовой физической культуры в учебном заведении, формирующей потребность в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях.

Контактная информация: voytus61@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.01.2020

УДК 371.72

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ

КОМПЛЕКСА ГТО

Вячеслав Викторович Яненко, преподаватель, Дальневосточное высшее общевойсковое

командное училище, г. Благовещенск; Сергей Викторович Галицын, доктор педагогических наук, профессор, Дальневосточная государственная академия физической культуры г. Хабаровск; Леонид Владимирович Войтус, кандидат педагогических наук, доцент, г. Благовещенск

Аннотация

В последние годы актуализировались научные исследования, направленные на поиск педагогических методов, стимулирующих обучающихся различных образовательных учреждений добровольно и регулярно заниматься физической культурой. Важным моментом в деятельности учителя

физической культуры со школьниками развивать функцию педагогической фасилитации и поддержки. Именно «осмысленное учение» на уроках физической культуры поможет сформировать устойчивую потребность в систематической физической активности. Вектор педагогической фаси-литации здесь должен быть направлен на пробуждение потребности в физическом самоизменении. В решении задач педагогической фасилитации к регулярным занятиям физической культурой и спортом и стремлении сдать нормативы Комплекса ГТО играет важное значение идея «договора» между педагогом физической культуры и обучающимся.

Ключевые слова: педагогическая фасилитация, физическая активность, педагогическая поддержка, потребность в физическом самоизменении.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p368-370

EDUCATIONAL FACILITATION AS A MEANS OF IMPROVING THE PHYSICAL FITNESS OF SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OF THE GTO COMPLEX

Vyacheslav Viktorovich Yanenko, the teacher, Far Eastern Higher Combined Arms Command

School, Blagoveshchensk; Sergey Viktorovich Galitsyn, the doctor of pedagogical sciences, professor, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk; Leonid Vladimirovich Voitus, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Blagoveshchensk

Abstract

In the recent years, the scientific research has been updated to find the pedagogical methods that encourage the students of the various educational institutions to voluntarily and regularly engage in physical education. The important point in the activity of the physical education teacher with schoolchildren is to develop the function of the pedagogical facilitation and support. It is the "meaningful teaching" in the physical culture lessons that will help to create a sustainable need for systematic physical activity. The vector of the pedagogical facilitation here should be aimed at awakening the need for physical self-change. In solving the problems of the pedagogical facilitation to regular physical education and sports and the desire to pass the standards of the GTO Complex, the idea of the "contract" between the teacher of physical culture and the learner is important.

Keywords: pedagogical facilitation, physical activity, pedagogical support, need for physical self-

change.

В последние годы актуализировались научные исследования, направленные на поиск педагогических методов, стимулирующих обучающихся различных образовательных учреждений добровольно и регулярно заниматься физической культурой.

Мы считаем важным моментом в деятельности учителя физической культуры со школьниками развивать функцию педагогической фасилитации и поддержки. Термин «фасилитация» в своей латинской основе означает «упрощать, способствовать, ускорять, стимулировать». В англоязычной культуре однокоренной глагол имеет психологический смысл - облегчать, помогать, способствовать. Благодаря работам К. Роджерса в середине XX столетия этот термин раскрыл приоритеты «осмысленного учения».

Именно «осмысленное учение» на уроках физической культуры поможет сформировать устойчивую потребность в систематической физической активности. Чтобы актуализировать потребности в физическом самосовершенствовании в педагогическом процессе школы, они должны быть пережиты в форме эмоционально окрашенных желаний, стремлений, чувства успеха, удовольствия от физических занятий, успешность их реализации - в форме оценочных эмоций, отношений.

При таком подходе фасилитация и поддержка станут педагогической реальностью. Школьник будет ставить и выполнять поставленные цели улучшить свои физические показатели - и все это благодаря существующему у него желанию добиться успеха, победы, в отличие от притязаний на избегание неудач. Постепенно произойдет смещение мотива на цель. Помогая ему удерживаться в пространстве адекватного самоутверждения, безусловного принятия и ощущения собственного достоинства, мотив успеха, выигрыша постепенно уйдет на второй план, а на первый - выступает сама деятельность по физическому

самосовершенствованию и потребность улучшить физические показатели через сдачу нормативов комплекса ГТО.

В педагогической поддержке и фасилитации нуждаются все учащиеся, но в первую очередь те, которые чувствуют неуверенность, обладают слабым здоровьем, у них тоже должен быть свой успех и результат в учебной деятельности на уроках физкультуры. Здесь мы разделяем позицию Е.М. Ревенко об изменении критериев оценивания учащихся как условия повышения мотивации к урокам физической культуры [5]. Нынешнее поколение детей в силу ухудшившейся экологии, нестабильного финансового положения семей имеет слабое здоровье и физические показатели далёкие от установленных нормативов в образовательных программах по физической культуре. Выход из этой ситуации □ проектировать индивидуальные маршруты физического развития для таких детей. После контрольных тестов в начале учебного года на скорость, выносливость, силу, гибкость, необходимо составлять индивидуальные карты коррекционной работы. Но эта карта не должна быть документом учителя и для учителя. В разработке её должны принять участие сам ученик и его родители, возможно близкие друзья.

Вектор педагогической фасилитации здесь должен быть направлен на пробуждение потребности в физическом самоизменении. Потребность самоизменения выступает источником внутренней активности личности - интенсивного самоосмысления (рефлексии), сознательного выбора целей и средств практических действий, волевых усилий. Но заметим, что пробуждающаяся у школьника потребность в саморазвитии выступает лишь как условие, как предпосылка сознательно-волевой деятельности по саморазвитию. Чтобы деятельность саморазвития сознательно регулировалась, школьник должен хотя бы что-то сделать или понимать, для чего это нужно, т. е. им должны двигать какие-то мотивы этой деятельности.

Если мотивы саморазвития в подростковом возрасте не будут сформированы, то школьник не сможет сознательно контролировать свои действия по самоизменению и фактически будет проявлять ролевое, т.е. «ситуативное» поведение, делать видимость какой-то физической активности, чтобы взрослые от него отвязались. Чтобы встать над «психологическим полем» и осуществить волевое поведение, у школьника должна возникнуть потребность, удовлетворение которой и позволяет это сделать.

В решении задач педагогической фасилитации к регулярным занятиям физической культурой и спортом и стремлении сдать нормативы Комплекса ГТО играет важное значение идея «договора» между педагогом физической культуры и обучающимся. Дефицит доверия и положительных эмоциональных контактов, «управляемое обучение» и «формирующее воспитание» (А.Б. Орлов), блокируют стремление к самореализации личности, существенно нарушают развитие самосознания, уменьшают самоуважение, снижают уверенность в себе, в своих возможностях, тормозят процессы самоизменений.

Итак, сверстников педагогическая фасилитация и поддержка рефлексивный является отражающими особо проведен важным и становление специфическим заключительная компонентом в предлагаемой нами системе внедрения Комплекса ГТО уникальнос в общеобразовательном учреждении. Посредством фасилитации педагогические цели быстрее превращаются в личные цели обучаемых, формируется «осмысленное учение» и ценностное отношение к занятиям физической культурой, внешний контроль за учебной деятельностью становится более сопряжён с самоконтролем, саморегуляцией, самокоррекцией.

Контактная информация: voytus61@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.01.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.