Научная статья на тему 'Организация педагогического контроля физической подготовленности обучающихся на основе применения онлайн-сервиса "АС ФСК ГТО"'

Организация педагогического контроля физической подготовленности обучающихся на основе применения онлайн-сервиса "АС ФСК ГТО" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ОНЛАЙН-СЕРВИСА "АС ФСК ГТО" / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PEDAGOGICAL CONTROL / ON-LINE SERVICE "AS PHCSC GTO" PHYSICAL PREPAREDNESS / TRAINEES / EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фурсов Алексей Валерьевич, Синявский Николай Иванович, Власов Владимир Владимирович, Синявский Николай Николаевич

В статье представлен результат применения онлайн-сервиса «АС ФСК ГТО» в реализации педагогического контроля в образовательной организации в автоматизации процессов обработки информации для управления физическим воспитанием обучающихся общеобразовательной школы. Применение онлайн-сервиса «АС ФСК ГТО» в реализации педагогического контроля в образовательной организации позволяет эффективно решить основную задачу достижения модельного уровня физической подготовленности (золотой, серебряный, бронзовый) основной группы, а также в сопровождении обучающихся для коррекции физической подготовленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фурсов Алексей Валерьевич, Синявский Николай Иванович, Власов Владимир Владимирович, Синявский Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of pedagogical control of physical preparation of students on the basis of application of online service "AS PhCSC GTO"

The article presents the results of on-line service “AS PhCSC GTO” application in pedagogical control implementation in an educational institution in automation of information processing for management of the trainees’ physical training in the comprehensive school. On-line service “AS PhCSC GTO” application in pedagogical control implementation in the educational institution allows providing the main task (achieving the model level of physical preparedness (Gold, Silver, Bronze) of the main group) with effective solution, and also trainees support for physical preparedness correction.

Текст научной работы на тему «Организация педагогического контроля физической подготовленности обучающихся на основе применения онлайн-сервиса "АС ФСК ГТО"»

УДК 796.011

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОНЛАЙН-СЕРВИСА «АС ФСК ГТО»

Алексей Валерьевич Фурсов, кандидат педагогических наук, доцент, Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор,

Владимир Владимирович Власов, кандидат педагогических наук, доцент, Николай Николаевич Синявский, аспирант, Сургутский государственный педагогический университет

Аннотация

В статье представлен результат применения онлайн-сервиса «АС ФСК ГТО» в реализации педагогического контроля в образовательной организации в автоматизации процессов обработки информации для управления физическим воспитанием обучающихся общеобразовательной школы. Применение онлайн-сервиса «АС ФСК ГТО» в реализации педагогического контроля в образовательной организации позволяет эффективно решить основную задачу - достижения модельного уровня физической подготовленности (золотой, серебряный, бронзовый) основной группы, а также в сопровождении обучающихся для коррекции физической подготовленности.

Ключевые слова: педагогический контроль, физическая подготовленность онлайн-сервиса «АС ФСК ГТО», обучающиеся, образовательная организация.

ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL CONTROL OF PHYSICAL PREPARATION OF STUDENTS ON THE BASIS OF APPLICATION OF ONLINE SERVICE "AS

PHCSC GTO"

Alexey Valerievich Fursov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nikolay Ivanovich Sinyavskiy, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vladimir Vladimirovich Vlasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nikolay Nikolaevich Sinyavskiy, the post-graduate student, Surgut State Pedagogical University, Surgut

Annotation

The article presents the results of on-line service "AS PhCSC GTO" application in pedagogical control implementation in an educational institution in automation of information processing for management of the trainees' physical training in the comprehensive school. On-line service "AS PhCSC GTO" application in pedagogical control implementation in the educational institution allows providing the main task (achieving the model level of physical preparedness (Gold, Silver, Bronze) of the main group) with effective solution, and also trainees support for physical preparedness correction.

Keywords: pedagogical control, on-line service "AS PhCSC GTO" physical preparedness, trainees, educational institution.

ВВЕДЕНИЕ

Педагогический контроль является одним из важных факторов процесса управления физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Реализация педагогического контроля за кондиционной физической подготовленностью каждого школьника и класса в целом, позволяет своевременно наблюдать динамику развития двигательных способностей, выявить учащихся с низким уровнем развития и, на основе индивидуальной коррекции кондиционных физических качеств, с помощью специальных педагогических воздействий, достигать необходимого эффекта в подготовке к выполнению нормативов комплекса ГТО [2, 3, 4, 6]. Необходимо организовать учебный процесс на уроках по предмету «Физическое воспитание» таким образом, чтобы эффективно реализовывать требования учебной программы для овладения развитием физических качеств с целью повышения уровня условной физической подготовленности. для выполнения стандартов ГТО.

Цель исследования - выявить основные проблемы реализации педагогического контроля по физическому воспитанию обучающихся и обобщить результаты апробации он-лайн-сервиса «АС ФСК ГТО» для организации системной подготовки обучающихся к выполнению нормативов комплекса ГТО.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обобщение и анализ проблем реализации текущего контроля по физическому воспитанию в школе, а также апробация новой системы взаимодействия участников образовательного процесса в области «Физическая культура» с применением научно-технической разработки онлайн-сервиса «АС ФСК ГТО» проводилась на экспериментальных площадках образовательных организаций г. Сургута (МБОУ СОШ № 44) и Сургутского района (МБОУ СОШ Солнечная № 1).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализируя опыт работы учителей физической культуры, можно констатировать, что количественная информация о результатах пробного тестирования в школе и официального тестирования на площадках центра тестирования ГТО, фиксируется в письменном виде в журналах или в отдельных протоколах, что не всегда в последующем анализируется и обобщается. Как следствие, отсутствие обобщенной информации не позволяет учителю физической культуры выявить уровни физической подготовленности обучающихся по основным кондиционным физическим качествам, которые необходимы для выполнения нормативов комплекса ГТО. Соответственно, как следствие возникают проблемы с выявлением подготовленных обучающихся и организации обратной связи для коррекции физической подготовленности обучающихся, не выполнивших нормативы по соответствующим видам испытаний, определяющих уровни развития основных кондиционных физических качеств, прикладных умений или навыков.

Необходимо отметить, что в практике учитель физической культуры осуществляет управление физическим воспитанием обучающихся, которое строится с учетом программно-нормативной основы комплекса ГТО, по трем основным компонентам:

1) база данных информации о выполнении обучающимися нормативов комплекса

ГТО;

2) управленческие решения по индивидуальной коррекции физического состояния обучающихся на основе полученных результатов тестирований по нормативам комплекса ГТО;

3) информативность текущего педагогического контроля за физическим состоянием и результативностью оказываемых педагогических воздействий на обучающихся.

Существующий регламент процесса организации тестирования по комплексу ГТО согласно рекомендаций федерального оператора ГТО, исключает доступ учителя физической культуры к достаточно ценной для физического воспитания информации так как, он не имеет доступа к обработанным данным результатов тестирования в АИС ГТО своих обучающихся, поэтому дать объективную оценку своей работы он не может. Соответственно, формировать банк информации о состоянии физической подготовленности обучающихся по нормативам комплекса ГТО, учитель физической культуры должен вручную по протоколам результатов тестирования, предоставленным центром тестирования ГТО, или по предоставленной информации от обучающихся, которая находится у них в личных кабинетах на сайте ГТО. Полученная количественная информация от центра тестирования или обучающихся сводится в основном к не совсем качественной, и не всегда достоверной характеристике школьника (типа: низкий, средний, высокий уровень), согласно нормативам комплекса. Содержание педагогического контроля, проводимое учителем на практике недостаточно для характеристики основных двигательных способностей школьников и, в частности, таких важных, как силовых и скоростно-силовых способностей и др. Одно или

двухразовое тестирование в ходе педагогического контроля, производимое в течение года по существу является только формальной регистрацией физического состояния школьника и не дает возможности проводить педагогическую коррекцию кондиционных физических качеств в условиях общеобразовательного учреждения. Таким образом, на практике нет основных условий для реализации полноценного педагогического контроля за уровнем физической подготовленности обучающихся на основе требований комплекса ГТО.

Для организации педагогического контроля и системной работы по качественной подготовке обучающихся к выполнению нормативов комплекса ГТО было предложено внедрить на экспериментальных площадках научно-техническую и опытно-конструкторскую разработку «Технология коррекции кондиционного профиля развития физических качеств граждан с учетом государственных требований, предъявляемых к уровню физической подготовленности населения в рамках комплекса ГТО» [1, 5].

Отличительными особенностями организации педагогического контроля и системной работы с применением онлайн-сервиса «АС ФСК ГТО» заключается в автоматизации процессов обработки информации для управления физическим воспитанием обучающихся общеобразовательной школы. Организация педагогического контроля физической подготовленности, обучающихся на основе автоматизированной системы онлайн-сервиса «АС ФСК ГТО» позволяет оценить развитие двигательных способностей и онлайн сопровождение обучающихся для совершенствования или коррекции физической подготовленности, а также достижения модельного уровня физической подготовленности (золотой, серебряный, бронзовый) основной группы. Необходимо отметить, что затраты рабочего времени учителя на процесс управления в несколько раз меньше, чем при традиционном существующем подходе при подготовке обучающихся к выполнению нормативов комплекса ГТО.

Онлайн-сервис «АС ФСК ГТО» представляет собой систему для реализации педагогического контроля физической подготовленности обучающимися по комплексу ГТО. Результаты тестирования оцифровываются в электронном журнале учителя физической культуры, автоматизированным способом осуществляется подсчет результатов тестирования, предоставляется доступ к обобщенной информации для анализа исходного уровня готовности каждого обучающегося, группы или класса к выполнению нормативов комплекса ГТО. Также осуществляется в сервисе обобщение данных мониторинга физической подготовленности по основным кондиционным физическим качествам, реализуется обратная связь с обучающимися для осуществления коррекции или совершенствования их физической подготовленности по комплексу ГТО. В сервисе реализовано полноценное формирование базы данных результатов пробного тестирования по государственным требованиям ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО). Функциональные возможности онлайн-сервиса «АС ФСК ГТО» включают автоматизированную обработку, хранение информации зарегистрированных пользователей, подсчет уровня выполнения норм, а также печати индивидуальных протоколов, отчетов и рекомендаций в виде комплексов упреждений для совершенствования или коррекции физической подготовленности обучающихся по государственным требованиям комплекса ГТО [1].

Взаимодействие обучающихся и ответственных лиц за подготовку к выполнению нормативов в части получение итоговой информации и рекомендаций в виде комплексов упреждений осуществляется через удалённый доступ в сети Интернет посредством он-лайн-сервиса на сайте www.rosinwebc.ru.

Подведенные итоги промежуточных результатов внедрение онлайн-сервиса «АС ФСК ГТО» на экспериментальных площадках, позволил организовать системную работу по подготовке обучающихся к выполнению нормативов комплекса ГТО, согласно предложенного нами алгоритма действий учителя физической культуры:

1) сбор информации о тестировании двигательных способностей согласно государственным требованиям комплекса ГТО;

2) внесение полученной информации в онлайн-сервис «АС ФСК ГТО»;

3) получение автоматизированным путем результатов индивидуальных, групповых отчетов и статистических данных по результатам выполнения нормативов комплекса ГТО;

4) передача в электронном виде обучающимся сгенерированных в системе «АС ФСК ГТО» индивидуальных комплексов упражнений с визуализацией для коррекции или совершенствования основных физических качеств по кондиционному профилю по выполненным нормативам комплекса ГТО;

5) оценка результатов самостоятельного освоения комплексов упражнений для подготовки к выполнению комплекса ГТО;

6) оценка сформированных учебных действий у обучающихся по проектированию учебно-тренировочных комплексов направленных на развития двигательных способностей с учетом требований к уровню физической подготовленности по комплексу ГТО.

7) оценка готовности обучающихся к выполнению нормативов комплекса ГТО.

Первый пункт деятельности учителя является элементом организации текущего

контроля, включает в себя организацию вводного тестирования двигательных способностей согласно государственным требованиям комплекса ГТО. Тестирование физической подготовленности по основным кондиционным физическим качествам может проводиться несколько раз в учебном году, процесс образовательной деятельности рассчитан 35 учебных недель. Интервалы между тестированиями в течение года должны составлять 4-6 недель, так как они достаточны для сдвигов, в результате воздействия рекомендованных упражнений.

Получение результатов об «отстающих» двигательных способностей с учетом требований комплекса ГТО несколько раз в год не требует от учителя дополнительных затрат времени, поскольку производится в классе. Необходимо отметить, что контрольные упражнения могут являться одновременно и учебными достижениями обучающихся.

На втором полученная информация регистрации данных и результатов тестирования вносится в онлайн-сервис «АС ФСК ГТО», путем объединения однородной информации в файлы. Результаты вводятся преподавателем в раздел «Тест» для заполнения индивидуально автоматически выбранной программы тестирования для соответствующего уровня соответствия стандартам. Внесенные в онлайн-сервис «АС ФСК ГТО» данные можно обрабатывать, передавать и сохранять на различных типах носителей информации.

Третий этап работы связан с получением из сервиса «АС ФСК ГТО» статистических данных по результатам выполнения нормативов, а также сведения по отстающим двигательным способностям и соответствующие комплексы упражнений для их коррекции.

Четвертый этап - передача через удаленный доступ к сервису, в электронном или распечатанном виде результатов тестирования, состояния двигательных способностей и рекомендаций для развития кондиционного профиля согласно результатам тестирования по комплексу ГТО, а также индивидуальных комплексов упражнений с визуализацией для коррекции или совершенствования.

На пятом этапе действие учителя, направленны коррекцию, если не происходит никаких сдвигов, тогда учитель должен выяснить причину, которая может быть сведена к трем основным факторам: 1) рекомендуемым комплексом упражнений учениками не занимались; 2) недостаточна дозировка выполняемых упражнений; 3) адекватной реакции на физическую нагрузку препятствует какое-либо нарушение в состоянии здоровья.

При первой причине проводят разъяснительную работу, при второй -корректируют нагрузку, при предположении третьего варианта - консультируется с врачом.

После перехода отстающих двигательных способностей на более высокий уровень (например, учащийся в силовых способностях находился на уровне без знака, после выполнения рекомендуемого комплекса упражнений выполнил норматив бронзового знака) рекомендуются упражнения, достаточные для его поддержания. Для перехода с бронзового знака на серебрёный знак необходим прирост величины нагрузки. Это делается по желанию школьника и является обязательной задачей учителя.

После достижения норматива золотого знака, педагогический контроль над двигательными способностями необходимо продолжать, т.к. достигнутый уровень может подвергнуться обратному развитию, а это потребует новой педагогической коррекции.

ВЫВОД

Предложенная системы взаимодействия участников образовательного процесса в области «Физическая культура» с применением онлайн-сервиса «АС ФСК ГТО» позволила определить алгоритм действий реализации педагогического контроля физической подготовленности по нормативам комплекса ГТО. Применением онлайн-сервиса «АС ФСК ГТО» в реализации педагогического контроля позволяет учителю физической культуры с минимальной потерей времени отслеживать динамику физической подготовленности обучающихся в процессе их воспитания в школе, а также осуществлять своевременную коррекцию физической подготовленности с учетом программно-нормативной основы физического воспитания по Комплексу ГТО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Оценка физической подготовленности выпускников школ на основе выполнения государственных требований комплекса ГТО / Е.В. Дмитриева, М.Ю. Глухова, Н.И. Синявский, А.В. Фурсов // Культура физическая и здоровье. - 2018. - № 2 (66). - С. 41-43.

2. Минкин, А.В. Мобильные устройства и приложения в организации приема нормативов ВСЕРОССИЙСКОГО физкультурно-спортивного комплекса ГТО / А.В. Минкин, А.В. Костин, Н.Н. Костина // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 8. - С. 34-36.

3. Петров, И.Н. Модель педагогического содействия формированию готовности юношей пятой ступени к сдаче норм комплекса ВФСК ГТО / Н.И. Петров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 250-255.

4. Семянникова, В.В. Подготовка обучающихся старших классов к сдаче норм всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / В.В. Семянникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 263-266.

5. Синявский, Н.И. Применение онлайн-сервиса «АС ФСК ГТО» для целенаправленного ориентирования школьников для занятий определённым видом спорта / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов, В.В. Власов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 5. - С. 47-49.

6. Оценка физической подготовленности учащихся на основе испытаний комплекса ГТО / А.В. Фурсов, Н.И. Синявский, Е.В. Дмитриева, М.Ю. Глухова // Культура физическая и здоровье. -2018. - № 3 (67). - С. 73-75.

REFERENCES

1. Dmitrieva, E.V., Glukhova, M.Yu., Sinyavskiy, N.I. and Fursov, A.V. (2018), "The evaluation of school leavers' physical fitness based on attaining state requirements for complex GTO", Physical culture and health, No 2 (66), pp.41-43.

2. Minkin, A.V, Kostin, A.V and Kostina, N.N. (2017), "Mobile devices and software applicable in Russian physical culture and sports GTO complex tests", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 34-36.

3. Petrov, I.N. (2018), "Model of pedagogical assistance to formation of readiness of young men of the fifth step for hitting qualifying standards of the All-Russian complex "Ready for labor and defense"", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No 11 (165), pp. 250-255.

4. Semyannikova V.V. (2018), "Preparation of senior secondary school students for reaching the qualifying standards of the All-Russian physical education and sports complex "Ready for Labor and Defense" (GTO)", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No 5 (159), pp. 263-266.

5. Sinyavskiy, N.I. Fursov, A.V and Vlasov, V.V. (2018), "On-line service "AS PhCSC GTO" application for purposeful guidance of schoolchildren in a certain sport practice", Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, No. 5, pp. 47-49.

6. Fursov, A.V Sinyavskiy, N.I., Dmitrieva, E.V. and Glukhova, M.Yu. (2018), "Assessment of physical fitness of schoolchildren on the basis of tests of GTO Complex", Physical culture and health, No. 3 (67) - pp. 73-75.

Контактная информация: fursovav@bk.ru

Статья поступила в редакцию 26.09.2019

УДК 378.147

СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ «МЫ ВМЕСТЕ» КАК ПЛОЩАДКА АКТИВНОГО ВОВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ТВОРЧЕСКУЮ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Галина Долматовна Хорошавина, доктор педагогических наук, профессор, Елена Станиславовна Ершова, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Андреевна Сидякина, магистрант, Московский государственный областной университет, Москва

Аннотация

Цель. Рассмотреть влияние социально значимого проекта на вовлеченность студентов в творческую и благотворительную деятельность, способствующую всестороннему и гармоничному развитию личности студентов в данном проекте.

Процедура и методы исследования. Авторами описан опыт реализации социально значимого проекта в вузе, который предусматривал научно-исследовательские мероприятия, включающие в себя разработку технологий в рамках реализации проекта «Мы вместе».

Результаты исследования. Выявлено, что участие в социально значимом проекте повлияло на вовлеченность студентов в творческий процесс, и привёл к важным воспитательным, образовательным, художественно-творческим результатам.

Теоретическая/практическая значимость. Подтверждено предположение о том, что участие студентов в волонтерском движении социально значимого проекта «Мы вместе», организованном по инициативе студентов и преподавателей факультета технологии и предпринимательства МГОУ, приводит к росту студенческой творческой активности и формированию активной гражданской позиции в процессе гражданского становления будущих учителей технологического образования.

Адресат. Статья адресована педагогам, методистам, исследователям проблем организации высшего образования.

Ключевые слова: социально значимый проект, высшее образование, творчество, студенческая активность.

SOCIALLY SIGNIFICANT PROJECT "WE ARE TOGETHER" AS A PLATFORM FOR ACTIVE INVOLVEMENT OF STUDENTS IN CREATIVE AND CHARITABLE

ACTIVITIES

Galina Dolmatova Khoroshavina, the doctor of pedagogical sciences, professor, Elena Stanislavovna Ershova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anna Andreevna Sidyakina, the master student, Moscow state regional University, Moscow

Annotation

Purpose: To consider the impact of the socially significant project on the involvement of students in creative and charitable activities that contribute to the comprehensive and harmonious development of the students ' personality in this project.

Procedure and research methods: The authors describe the experience of implementing a socially significant project at the University, which provided for research activities, including the development of technologies in the framework of the project "We are together".

The results of the study: It is revealed that participation in a socially significant project influenced on involvement of the students in the creative process, and it led to the important educational, artistic and creative results.

Theoretical / practical relevance: The assumption is confirmed that the participation of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.