Научная статья на тему 'Комплекс "ГТО": некоторые аспекты внедрения в систему общего образования'

Комплекс "ГТО": некоторые аспекты внедрения в систему общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕДРЕНИЕ КОМПЛЕКСА ГТО / МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL EDUCATION / ALL-RUSSIAN COMPLEX "READY FOR LABOUR AND DEFENSE" / MOTOR ACTIVITY / IMPLEMENTATION OF THE GTO COMPLEX / MOTIVATION / PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яненко Вячеслав Викторович, Галицын Сергей Викторович, Войтус Леонид Владимирович

Проведенный анализ содержания недельной двигательной активности учащихся 3-й ступени показал, что лучший результат в ее реализацию вносят обязательные учебные занятия в образовательных организациях. Предложена система ВФСК ГТО на основе индивидуализации тренировочного воздействия с учетом физической активности учащихся лицея, используя легкоатлетические упражнения и развитие у них мотивационного компонента. Уникальность предлагаемой программы заключается в усилении мотивационного компонента и использование информационной программы «ГТО» в целях контроля результатов готовности учащихся к сдаче нормативов. Проведённое исследование позволило выявить некоторые аспекты внедрения Комплекса ГТО в общеобразовательные школы. Диагностику физической активности обучающихся необходимо осуществлять исходя из особенностей структуры образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яненко Вячеслав Викторович, Галицын Сергей Викторович, Войтус Леонид Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex "Ready for labour and defense": some aspects of the introduction in the system of general education

The analysis of the content of weekly motor activity of the students of the 3rd stage showed that the best result in its implementation is made by compulsory training sessions in educational organizations. The All-Russian complex "Ready for labour and defense" (GTO) is proposed based on the individualization of the training impact, taking into account the physical activity of the students of the Lyceum, using track and field exercises and development among them of the motivational component. The uniqueness of the proposed program is to strengthen the motivational component and to use the GTO information program to monitor the students' preparedness for passing standards. The study revealed some aspects of the introduction of the GTO Complex into comprehensive schools. Diagnosis of the physical activity of the students should be carried out on the basis of the structure of the educational institution.

Текст научной работы на тему «Комплекс "ГТО": некоторые аспекты внедрения в систему общего образования»

Любовь Суреновна. - Самара, 2011. - 54 с.

2. Афонькина, Ю.А. Охрана и укрепление психического здоровья дошкольника: технология здоровьесбережения / Ю.А. Афонькина, И.А. Галай, Н.И. Трифонова. - М. : АРКТИ, 2014. - 120 с.

3. Вейц, А.Э. Психологические особенности детей младшего школьного возраста с неврозоподобными расстройствами : дис. ... канд. психол. наук / Вейц Алина Эмильевна. - Санкт-Петербург, 2014. - 163 с.

4. Хромов, А.Б. Позитивные эмоциональные состояния младших школьников в ситуациях дифференцированного обучения : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Хромов Анатолий Борисович. - Казань, 2005. - 26 с.

REFERENCES

1. Akopyan, L. S. (2011), Psychology of emotional States and their regulation in children ofprimary school age (on the material of children's fears), dissertation, Samara.

2. Afonkina, Yu. A., Galay, I. A. and Trifonova N. I. (2014), Protection and strengthening of mental health of preschool children: health saving technology, publishing house "ARKTI", Moscow.

3. Weitz, A. E. (2014), Psychological features ofprimary school children with neurosis-like disorders, dissertation, St. Petersburg.

4. Khromov, A. B. (2005), Positive emotional states of primary school children in situations of differentiated learning, dissertation, Kazan.

Контактная информация: info@Natali-fitnes.spb.ru

Статья поступила в редакцию 04.01.2020

УДК 371.72

КОМПЛЕКС «ГТО»: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ В СИСТЕМУ

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вячеслав Викторович Яненко, преподаватель, Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище, г. Благовещенск; Сергей Викторович Галицын, доктор педагогических наук, профессор, Дальневосточная государственная академия физической культуры г. Хабаровск; Леонид Владимирович Войтус, кандидат педагогических наук, доцент, г. Благовещенск

Аннотация

Проведенный анализ содержания недельной двигательной активности учащихся 3-й ступени показал, что лучший результат в ее реализацию вносят обязательные учебные занятия в образовательных организациях. Предложена система ВФСК ГТО на основе индивидуализации тренировочного воздействия с учетом физической активности учащихся лицея, используя легкоатлетические упражнения и развитие у них мотивационного компонента. Уникальность предлагаемой программы заключается в усилении мотивационного компонента и использование информационной программы «ГТО» в целях контроля результатов готовности учащихся к сдаче нормативов. Проведённое исследование позволило выявить некоторые аспекты внедрения Комплекса ГТО в общеобразовательные школы. Диагностику физической активности обучающихся необходимо осуществлять исходя из особенностей структуры образовательного учреждения.

Ключевые слова: физическое воспитание, двигательная деятельность, внедрение комплекса ГТО, мотивация, физическая подготовленность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p366-368

COMPLEX "READY FOR LABOUR AND DEFENSE": SOME ASPECTS OF THE INTRODUCTION IN THE SYSTEM OF GENERAL EDUCATION

Vyacheslav Viktorovich Yanenko, the teacher, Far Eastern Higher Combined Arms Command

School, Blagoveshchensk; Sergey Viktorovich Galitsyn, the doctor of pedagogical sciences, professor, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk; Leonid Vladimirovich

Voitus, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Blagoveshchensk

Abstract

The analysis of the content of weekly motor activity of the students of the 3rd stage showed that the best result in its implementation is made by compulsory training sessions in educational organizations. The All-Russian complex "Ready for labour and defense" (GTO) is proposed based on the individualization of the training impact, taking into account the physical activity of the students of the Lyceum, using track and field exercises and development among them of the motivational component. The uniqueness of the proposed program is to strengthen the motivational component and to use the GTO information program to monitor the students' preparedness for passing standards. The study revealed some aspects of the introduction of the GTO Complex into comprehensive schools. Diagnosis of the physical activity of the students should be carried out on the basis of the structure of the educational institution.

Keywords: physical education, All-Russian complex "Ready for labour and defense", motor activity, implementation of the GTO complex, motivation, physical fitness.

Анализ литературных источников показал большой интерес специалистов по физической культуре и спорту к проблеме внедрения ВФСК ГТО в программы по физическому воспитанию учащихся.

В работах, касающихся внедрения ВФСК ГТО в образовательные организации, представлены рекомендации, позволяющие качественно решать проблему подготовки учащихся к выполнению нормативов Комплекса.

Департаментом государственной политики в сфере общего образования разработаны методические рекомендации по механизмам учета результатов выполнения нормативов ВФСК ГТО при осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету «Физическая культура».

Большое значение отводится формированию интереса у школьников к занятиям физическими упражнениями. Задача учителя, наставника, родителя - мотивировать ребенка к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни. Мотивировать, а не принуждать. Не у всех будет возможность получить знак Комплекса, но каждый сможет одержать победу над собой.

Рассмотрены основные проблемы организационно-методического обеспечения туристского похода с проверкой туристских навыков при выполнении норматива Комплекса ГТО. Показана примерная структура организации туристского похода с проверкой туристских навыков при выполнении норматива Комплекса ГТО с учетом возрастных групп участников Комплекса ГТО.

Несмотря на жизненную необходимость индивидуальных и самостоятельных форм занятий физической культурой и спортом, в настоящий момент процент занимающихся очень низок, содержание занятий преимущественно носит не регулярный характер. Проведенный анализ содержания недельной двигательной активности учащихся 3-й ступени показал, что лучший результат в ее реализацию вносят обязательные учебные занятия в образовательных организациях.

В нашем исследовании, которое проводилось на базе лицея № 6 г. Благовещенска, для повышения уровня физической подготовленности учащихся и развития у них физической активности и мотивационной направленности на уроки физической культуры, была предложена система ВФСК ГТО на основе индивидуализации тренировочного воздействия с учетом физической активности учащихся лицея, используя легкоатлетические упражнения и развитие у них мотивационного компонента. Уникальность предлагаемой программы заключается в усилении мотивационного компонента и использование информационной программы «ГТО» в целях контроля результатов готовности учащихся к сдаче нормативов.

Компьютерная поддержка вместе позволяет носителей поддерживать интерес учащихся к своим спортивным достижениям, а стремление к овладению электронной техникой, с помощью которой возможны быстрота и качество сравнения результатов,

формируют навыки самооценки, самоконтроля.

К сожалению, центры тестирования норм ГТО не обеспечены компьютерным программным обеспечением для автоматизированной обработки, анализа, хранения и передачи информации. Учителя физической культуры вынуждены практически «в ручном режиме» по таблицам осуществлять текущий контроль за индивидуальными параметрами физической подготовленности. И как следствие, школы не получают оперативную информацию о физической подготовленности обучающихся и их проблемных физических качествах, чтобы адресно их выдать ученикам и родителям.

Имеющиеся к настоящему времени в РФ программы по автоматизированной обработке результатов сдачи тестов и испытаний ВФСК ГТО выполнены как и «АИС ГТО», также в формате on-line сервиса, требуют подключения к сети Интернет, что не совсем удобно в полевых условиях, сложны в использовании, настроены под создание статистической отчётности, а не на образовательный процесс, и больше носят коммерческий характер.

Проведённое нами исследование позволило выявить некоторые аспекты внедрения Комплекса ГТО в общеобразовательные школы. Диагностику физической активности обучающихся необходимо осуществлять исходя из особенностей структуры образовательного учреждения. Программа мониторинга физической активности школьников должна включать в себя оценивание уровня физического развития ребенка, физической подготовленности и социальной активности, отражающую сферу потребностей и интересов ребенка.

ВЫВОДЫ

Для разработки программы внедрения ВФСК ГТО необходимо проводить диагностику мотивационной направленности с учётом предпочтений детей в проведении свободного от учебы времени.

Для решения задач повышения интереса к занятиям физическими упражнениями необходимо использовать средства с учетом проблемных сторон физической активности, применяемые на занятии и вне его, исходя из предпочтения детей и подростков, с возможностью больше мотивировать их на физкультурно-спортивную деятельность.

Таким образом, основной задачей в рамках подготовки учащихся к сдаче норм ВСФК ГТО является модернизация учебной и внеучебной деятельности по развитию массовой физической культуры в учебном заведении, формирующей потребность в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях.

Контактная информация: voytus61@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.01.2020

УДК 371.72

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ

КОМПЛЕКСА ГТО

Вячеслав Викторович Яненко, преподаватель, Дальневосточное высшее общевойсковое

командное училище, г. Благовещенск; Сергей Викторович Галицын, доктор педагогических наук, профессор, Дальневосточная государственная академия физической культуры г. Хабаровск; Леонид Владимирович Войтус, кандидат педагогических наук, доцент, г. Благовещенск

Аннотация

В последние годы актуализировались научные исследования, направленные на поиск педагогических методов, стимулирующих обучающихся различных образовательных учреждений добровольно и регулярно заниматься физической культурой. Важным моментом в деятельности учителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.