Научная статья на тему 'Возможности интеграции танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности в формировании эмоциональной сферы детей'

Возможности интеграции танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности в формировании эмоциональной сферы детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
116
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / INTEGRATION / DANCE ACTIVITY / SPORTS AND HEALTH ACTIVITIES / EMOTIONAL SPHERE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Эйдельман Любовь Николаевна

В статье выделены причины нарушения эмоциональной сферы детей в образовательном процессе. Обеспечить содействие в успешном решении этих проблем позволяет интеграция танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования детей, которая оказывает влияние на формирование эмоциональной сферы через создание специальных условий. Исследования показали, что интеграция физкультурно-оздоровительной деятельности, где конструктивным стержнем становится танцевальное искусство, характеризуется высоким уровнем двигательной активности, игровой направленностью, свободой выбора действий партнёра, положительным эмоциональным фоном; позволяет ребёнку проявить себя творчески, получить позитивные эмоции, удовольствие от посильного мышечного напряжения, реализовать интересы и потребности, что, в конечном итоге, формирует его эмоциональную сферу. Использование метода эмоционально-цветовой аналогии (цветопись А.Н. Лутошкина) в исследовании позволило получить данные, показывающие улучшение эмоционального состояния детей на 26,1% в экспериментальной группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Эйдельман Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of integration of dance and sports and health activities in formation of emotional sphere of children

The article highlights the reasons for the violation of the emotional sphere of children in the educational process. The integration of dance and sports activities into the system of supplementary education of children, which affects the formation of the emotional sphere through the creation of special conditions, allows to assist in the successful solution of these problems. Studies have shown that the integration of sports and health activities, where dance art becomes a constructive core, is characterized by a high level of motor activity, game orientation, freedom to choose the actions of a partner, a positive emotional background; it allows the child to prove creativity, to get positive emotions, pleasure from strong muscle tension, to realize interests and needs, which, in the end, forms the emotional sphere. The use of the emotional-color analogy method (A.N. Lutoshkin) in the study provided data showing an improvement in the emotional state of children by 26,1% in the experimental group.

Текст научной работы на тему «Возможности интеграции танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности в формировании эмоциональной сферы детей»

ЛИТЕРАТУРА

1. Болдов, А.С. Формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности у студентов специальных медицинских групп : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Болдов Александр Сергеевич. - М., 2006. - 24 с.

2. Постол, О. Л. Повышение психофизических качеств студенток транспортного вуза на занятиях по физической культуре с применением восточных оздоровительных практик / О. Л. Постол, О.Н. Панкратова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 262266.

3. Фирсин, С.А. Отношение преподавателей физической культуры к разнообразным инновационным программам, технологиям, методикам / С.А. Фирсин, Е.В. Липский // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 5. - С. 349-352.

4. Щадилова, И.С. Элективные курсы по физической культуре как основа мотивации студентов к практическим занятиям / И.С. Щадилова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2018. - № 2. - С. 92-96.

REFERENCES

1. Boldov, A.S. (2006), Formation of interest in physical culture and sports activities among students of special medical groups, dissertation, Moscow.

2. Postol, O.L. and Pankratova, O.N. (2019), "Increase of psychophysical qualities of students of transport higher education institution on occupations on physical culture with application of East improving practices", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 170, No. 4, pp. 262-266.

3. Firsin, S.A. and Lipsky, E.V. (2018), "Attitude of physical culture teachers to various innovative programs, technologies, methods", Modern problems of science and education, No. 5, pp. 349-352.

4. Shchadilova, I.S. (2018), "Elective courses in physical culture as a basis for motivating students to practice", Izvestiya Tula State University. Physical culture. Sports, No. 2, pp. 92-96.

Контактная информация: ishchad@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.01.2020

УДК 373.2

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

Любовь Николаевна Эйдельман, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье выделены причины нарушения эмоциональной сферы детей в образовательном процессе. Обеспечить содействие в успешном решении этих проблем позволяет интеграция танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования детей, которая оказывает влияние на формирование эмоциональной сферы через создание специальных условий. Исследования показали, что интеграция физкультурно-оздоровительной деятельности, где конструктивным стержнем становится танцевальное искусство, характеризуется высоким уровнем двигательной активности, игровой направленностью, свободой выбора действий партнёра, положительным эмоциональным фоном; позволяет ребёнку проявить себя творчески, получить позитивные эмоции, удовольствие от посильного мышечного напряжения, реализовать интересы и потребности, что, в конечном итоге, формирует его эмоциональную сферу.

Использование метода эмоционально-цветовой аналогии (цветопись А.Н. Лутошкина) в исследовании позволило получить данные, показывающие улучшение эмоционального состояния детей на 26,1% в экспериментальной группе.

Ключевые слова: интеграция, танцевальная деятельность, физкультурно-оздоровительная деятельность, эмоциональная сфера.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p362-366

POSSIBILITIES OF INTEGRATION OF DANCE AND SPORTS AND HEALTH ACTIVITIES IN FORMATION OF EMOTIONAL SPHERE OF CHILDREN

Lyubov Nikolaevna Eydelman, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

Abstract

The article highlights the reasons for the violation of the emotional sphere of children in the educational process. The integration of dance and sports activities into the system of supplementary education of children, which affects the formation of the emotional sphere through the creation of special conditions, allows to assist in the successful solution of these problems. Studies have shown that the integration of sports and health activities, where dance art becomes a constructive core, is characterized by a high level of motor activity, game orientation, freedom to choose the actions of a partner, a positive emotional background; it allows the child to prove creativity, to get positive emotions, pleasure from strong muscle tension, to realize interests and needs, which, in the end, forms the emotional sphere.

The use of the emotional-color analogy method (A.N. Lutoshkin) in the study provided data showing an improvement in the emotional state of children by 26,1% in the experimental group.

Keywords: integration, dance activity, sports and health activities, emotional sphere.

В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что формирование эмоциональной сферы детей происходит под действием сложного комплекса биологических и социальных факторов [3]. При этом высокий уровень заболеваемости, повышенный объём интеллектуальных нагрузок, интенсификация процесса обучения отрицательно сказываются на эмоциональной сфере детей.

Анализ литературных источников [2] позволил выделить причины нарушений эмоциональной сферы детей в образовательном процессе. Во-первых, ориентация педагогов на возрастные особенности детей при недооценке их индивидуальных проявлений: гендер-ных, латеральных, ведущей системы анализаторов, темпа развития. На занятиях физкультурно-оздоровительной направленности педагог, как правило, исходит из представления об определённом возрасте, а не из того, какой ребёнок есть на самом деле. Во-вторых, использование оценки и нормативов на занятиях по физической культуре приводит к снижению у детей мотивации к двигательной активности. В-третьих, детей пытаются подстроить под имеющуюся образовательную среду, под определенные условия развития, которые установил для него специалист по физическому воспитанию, лишая ребёнка возможности реализовать индивидуальный путь развития. В-чётвёртых, при использовании общепринятых представлений об отборе методов обучения и воспитания, не учитываются условия применения методов, возраст и подготовленность детей, квалификация специалиста, применяющего эти методы.

Обеспечить содействие в успешном решении этих проблем позволяет интеграция танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования детей, которая оказывает влияние на формирование эмоциональной сферы через создание условий, актуализирующих полноценную жизнедеятельность, побуждающих двигательную активность и эмоциональную вовлечённость в двигательный процесс.

Исследования показали, что интеграция физкультурно-оздоровительной деятельности, где конструктивным стержнем становится танцевальное искусство, характеризуется высоким уровнем двигательной активности, игровой направленностью, свободой выбора действий партнёра, положительным эмоциональным фоном; позволяет ребёнку проявить себя творчески, получить позитивные эмоции, удовольствие от посильного мышечного напряжения, реализовать интересы и потребности, что, в конечном итоге, формирует его эмоциональную сферу.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на те возможности, которые открывает интеграция танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности:

танцевальные, музыкальные, ритмические движения логично вписываются в физкультурно-оздоровительную практику дополнительного образования детей; не требуют добавочных материальных вложений; значительно расширяют и обогащают формы физического воспитания детей; позволяют не только развивать физические качества, но и гармонизировать их эмоциональную сферу; ориентированы как на практически здоровых детей, так и на детей с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим, оценка эмоционального состояния детей и возможности его нормализации в процессе интеграция танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности представляется необходимым звеном в системе их оздоровления. В процессе опытно-экспериментальной работы была проведена серия лонгитюдных исследований с целью исследовать возможности интеграции танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности, позволяющие педагогу регулировать эмоциональное состояние детей, устранять психологическое напряжение и неблагоприятные психоэмоциональные реакции в образовательном процессе, влияющие на формирование эмоциональной сферы занимающихся. Объём выборки испытуемых составил 69 человек в возрасте от 6 до 7 лет. Были сформированы две группы. Экспериментальная группа (п=35) занималась на базе негосударственного образовательного учреждения «Учебный центр фитнеса «НАТАЛИ» по авторской программе «Через танец - путь к здоровью», контрольная группа (п=34) - в студии танца «Лира» НП «Фитнесс-Стиль» по программе танцевальной аэробики. Занятия в ЭГ и КГ проводились 2 раза в неделю по 60 минут в течение девяти месяцев (с сентября по май месяц включительно). В каждой группе было проведено по 72 занятия.

Специфической особенностью нововведения в ЭГ является творческий характер обучения, наполнение образовательного процесса культурологическим содержанием, арт-педагогическими и игровыми технологиями, ритмопластическими этюдами эмоционально-эстетического воздействия, согласование потребностей и интересов как отдельно взятого ребёнка, так и группы детей в целом, создание ситуации успеха в деятельности, действия в игровом образе - всё это создаёт условия для уникального сочетания двух видов деятельности - танцевальной и физкультурно-оздоровительной и обеспечивает формирование эмоциональной сферы.

При изучении эмоционального состояния детей был использован метод эмоционально-цветовой аналогии - цветопись А.Н. Лутошкина. Методика отличается от большинства диагностических методик выбором стимульного материала. Её преимущество перед многими другими личностными тестами в том, что она лишена культурно-этнических основ и не провоцирует реакций защитного характера. Возможность оценки влияния занятий на эмоциональное состояние детей позволяет оптимизировать построение образовательного процесса в интеграции танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности и определить текущее эмоциональное состояние занимающихся. Тест выполнялся в форме игры. Данные заносились в специальную диагностическую карту. При анализе эмоционального состояния фиксировались цветовой выбор в начале и конце занятия, наблюдения: «П» - «позитивное настроение» - радостное, приподнятое, солнечное, потребность в активности и успехе; «Н» - «негативное состояние» - тревожное, унылое, не удовлетво -рённое; «С» - «спокойное состояние» - потребность в покое.

Изучение индивидуального эмоционального состояния детей осуществлялось 1 раз в неделю в условиях реальных занятий. Данные, полученные с помощью метода эмоционально-цветовой аналогии, отражают эмоциональное состояние личности ребёнка, характеризуют отношение детей к выбранному виду деятельности, являются наиболее информативным для оценки влияния занятий на эмоциональное состояние детей и могут быть использованы для своевременной коррекции неблагоприятных эмоциональных реакций в процессе деятельности.

Результаты, полученные в ходе эксперимента, показали, что наиболее выбираемый цвет у детей ЭГ - жёлтый (43,0%), далее идут зелёный (37,0%), красный (14,3%) и синий

(5,7%). Четыре выбранных цвета - зелёный, красный, жёлтый и синий представляют собой фундаментальные психические потребности, соответствуют различным проявлениям эмоциональных состояний ребёнка. Значение выбора: жёлтый - потребность в ожидании поддержки, настроение светлое; зелёный - потребность в самоутверждении, настроение спокойное, ровное; красный - потребность в активности и успехе, настроение активное, восторженное; синий - потребность в покое и удовлетворении, настроение грустное.

В диссертационных исследованиях отмечается, что настроение выступает как общее эмоциональное состояние, которое в течение определённого времени окрашивает деятельность ребёнка и его поведение. При этом позитивное настроение оказывает благотворное влияние на психофизическое состояние индивида [1; 4].

На рисунке представлена динамика эмоционального состояния у детей экспериментальной и контрольной групп в процессе исследования.

100 % 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

91,3

65,2

34,8

52,5

56,5

39,1

8,7

34,8

8,7

До

После

До

После

ЭГ (п=35)

КГ (п=34)

□ позитивное эмоц. состояния □ стабильное эмоц. состояние □ негативное эмоц. состояния

Рисунок - Динамика эмоционального состояния детей в процессе исследования до и после эксперимента (по

методике А.Н. Лутошкина; %)

Результаты исследования показывают благотворное влияние занятий на эмоциональное состояние детей, участвующих в педагогическом эксперименте. Использование метода эмоционально-цветовой аналогии в исследовании позволило получить данные, показывающие улучшение эмоционального состояния детей на 26,1% в экспериментальной группе. Анализ результатов показал, что в большинстве случаев состояние детей ЭГ после занятий оказывалось позитивным, многие из них не хотели уходить с занятия и с удовольствием оставались в зале, демонстрируя родителям свои достижения. При всём положительном фоне занятий, следует заметить изменение эмоционального состояния среди детей КГ, сделавших негативный выбор, - 8,7%. В этой связи, состояние «неудовлетворённости» как интегральный показатель эмоциональных компонентов различных уровней субъективного отношения к двигательной деятельности, показывает, в частности, отношение к данному виду деятельности.

Проведённое педагогическое исследование позволяет резюмировать, что интеграция танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности представляет собой серьёзный резерв для формирования эмоциональной сферы детей. Её эмоционально-образное содержание, музыкальное оформление, диалогичность, создание ситуаций «успеха» обладают большой побудительной силой к освоению нового. Эмоциональная насыщенность занятия, сознательное и активное усвоение информации, развитие детских способностей повышает творческие ресурсы ребёнка, что, в конечном итоге, оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акопян, Л.С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов) : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Акопян

7

Любовь Суреновна. - Самара, 2011. - 54 с.

2. Афонькина, Ю.А. Охрана и укрепление психического здоровья дошкольника: технология здоровьесбережения / Ю.А. Афонькина, И.А. Галай, Н.И. Трифонова. - М. : АРКТИ, 2014. - 120 с.

3. Вейц, А.Э. Психологические особенности детей младшего школьного возраста с неврозоподобными расстройствами : дис. ... канд. психол. наук / Вейц Алина Эмильевна. - Санкт-Петербург, 2014. - 163 с.

4. Хромов, А.Б. Позитивные эмоциональные состояния младших школьников в ситуациях дифференцированного обучения : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Хромов Анатолий Борисович. - Казань, 2005. - 26 с.

REFERENCES

1. Akopyan, L. S. (2011), Psychology of emotional States and their regulation in children ofprimary school age (on the material of children's fears), dissertation, Samara.

2. Afonkina, Yu. A., Galay, I. A. and Trifonova N. I. (2014), Protection and strengthening of mental health of preschool children: health saving technology, publishing house "ARKTI", Moscow.

3. Weitz, A. E. (2014), Psychological features ofprimary school children with neurosis-like disorders, dissertation, St. Petersburg.

4. Khromov, A. B. (2005), Positive emotional states of primary school children in situations of differentiated learning, dissertation, Kazan.

Контактная информация: info@Natali-fitnes.spb.ru

Статья поступила в редакцию 04.01.2020

УДК 371.72

КОМПЛЕКС «ГТО»: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ В СИСТЕМУ

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вячеслав Викторович Яненко, преподаватель, Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище, г. Благовещенск; Сергей Викторович Галицын, доктор педагогических наук, профессор, Дальневосточная государственная академия физической культуры г. Хабаровск; Леонид Владимирович Войтус, кандидат педагогических наук, доцент, г. Благовещенск

Аннотация

Проведенный анализ содержания недельной двигательной активности учащихся 3-й ступени показал, что лучший результат в ее реализацию вносят обязательные учебные занятия в образовательных организациях. Предложена система ВФСК ГТО на основе индивидуализации тренировочного воздействия с учетом физической активности учащихся лицея, используя легкоатлетические упражнения и развитие у них мотивационного компонента. Уникальность предлагаемой программы заключается в усилении мотивационного компонента и использование информационной программы «ГТО» в целях контроля результатов готовности учащихся к сдаче нормативов. Проведённое исследование позволило выявить некоторые аспекты внедрения Комплекса ГТО в общеобразовательные школы. Диагностику физической активности обучающихся необходимо осуществлять исходя из особенностей структуры образовательного учреждения.

Ключевые слова: физическое воспитание, двигательная деятельность, внедрение комплекса ГТО, мотивация, физическая подготовленность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p366-368

COMPLEX "READY FOR LABOUR AND DEFENSE": SOME ASPECTS OF THE INTRODUCTION IN THE SYSTEM OF GENERAL EDUCATION

Vyacheslav Viktorovich Yanenko, the teacher, Far Eastern Higher Combined Arms Command

School, Blagoveshchensk; Sergey Viktorovich Galitsyn, the doctor of pedagogical sciences, professor, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk; Leonid Vladimirovich

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.