Научная статья на тему 'Педагогическая фасилитация формирования профессионально важных качеств личности курсантов'

Педагогическая фасилитация формирования профессионально важных качеств личности курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фасилитация / коммуникабельность / адаптивность / коммуникативная совместимость / коммуникативная задача / общение / обучение курсантов / facilitation / communication / adaptability / communicative compatibility / communicative task / communication / training cadets.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимир Федорович Родин, Алина Вячеславовна Скрипкина, Евгений Андреевич Щуров

Дается представление о выстраивании общения между педагогом и обучающимся в рамках реализации фасилитативного подхода в образовании, направленного на формирование профессионально важных качеств личности курсантов образовательных организаций МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL FACILITATION OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL IMPORTANT QUALITIES OF CADETS

The article gives an idea of building communication between teacher and students in the framework of the implementation of the fasilitativnogo approach in education aimed at professionally important qualities of cadets of educational organizations of the Ministry of internal affairs.

Текст научной работы на тему «Педагогическая фасилитация формирования профессионально важных качеств личности курсантов»

УДК 37.013 ББК 74.48

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10285 © В.Ф. Родин, А.В. Скрипкина, Е.А. Щуров, 2019

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ

Владимир Федорович Родин,

профессор кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности,

доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: akademikvrodin@mail.ru; Алина Вячеславовна Скрипкина, профессор кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности,

доктор педагогических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: с80@тЬох.т; Евгений Андреевич Щуров, доцент кафедры криминалистики, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: e.a.mvd@inbox.ru

Аннотация. Дается представление о выстраивании общения между педагогом и обучающимся в рамках реализации фасилита-тивного подхода в образовании, направленного на формирование профессионально важных качеств личности курсантов образовательных организаций МВД России.

Ключевые слова: фасилитация, коммуникабельность, адаптивность, коммуникативная совместимость, коммуникативная задача, общение, обучение курсантов.

EDUCATIONAL FACILITATION OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL IMPORTANT QUALITIES OF CADETS

Vladimir F. Rodin,

Professor of the Department of legal psychology educational-scientific complex performance psychology, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academic of the Russian Academy of Natural Sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Alina V. Skripkina,

Professor of the Department of pedagogy educational-scientific complex performance psychology

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Evgeniy A. Shchurov, Associate Professor of the Department of criminology, Candidate of Law, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The article gives an idea of building communication between teacher and students in the framework of the implementation of the fasilitativnogo approach in education aimed at professionally important qualities of cadets of educational organizations of the Ministry of internal affairs.

Keywords: facilitation, communication, adaptability, communicative compatibility, communicative task, communication, training cadets.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Родин В.Ф., Скрипкина А.В., Щуров Е.А. Педагогическая фасилитация формирования профессионально важных качеств личности курсантов. Вестник экономической безопасности. 2019;(4):422-6.

Современная система подготовки курсантов в образовательной организации МВД России ориентирована на формирование личности, развитие ее познавательных процессов, готовность к самообразованию, саморазвитию и самореализации. Со

всей очевидностью можно утверждать, что в условиях высшей школы актуализируется потребность создания условий эффективного профессионального общения, разработки технологий, позитивно влияющих на процесс взаимодействия. Доминант-

ная роль в процессе достижения взаимопонимания принадлежит преподавателю-фасилитатору педагогу.

Изучение возможностей фасилитативного подхода в профессиональном обучении обусловливается возрастающими требованиями к результатам профессионального образования [5, с. 215—219; 10, с. 118—125]. В XXI веке феномен фасилиста-ции (facilitate) — облегчать, содействовать, способствовать, помогать, продвигать) рассматривается как средство, влияющее на результативность решения проблем взаимодействия. Фасилитация в педагогической деятельности рассматривается учеными (Ф. Робака, Д. Эспи, Р. Мэй, В. Франкла, Д. Бюдженталь, Д. Холта и др.). Они рассматривают особенности личности преподавателя-фасили-татора, определяют технологии взаимодействия субъектов в процессе профессиональной деятельности. Так, К. Роджерс [4] утверждает, что педагогическое мастерство проявляется в умении преподавателя выстраивать образовательных процесс с ориентацией на психологическую поддержку обучаемого, на создание условий для их личностного роста.

Одним из условий осуществления фасилита-тивного подхода в формировании профессионально важных качеств личности курсантов образовательных организаций МВД России является осуществление общения между преподавателем-фасилита-тором и обучающимся. Для продуктивного общения преподаватель-фасилитатор должен обладать такими личными качествами, как коммуникабельность, адаптивность, коммуникативная совместимость с лицами, нацеленными на формирование профессионально важных качеств. Помимо обозначенных качеств личности, преподаватель-фасилитатор для осуществления конструктивного общения с курсантами должен обладать компетентностью к установлению межличностного контакта.

Значимой проблемой подготовки курсантов в образовательной организации МВД России является формирование у них профессионально важных качеств, способствующих осмыслению ответственности, мотивов, целей и ценностей [7, с. 142—147]. Достижению результата взаимодействия между преподавателем и курсантом способствуют множеством различных факторов, среди которых стоит

обозначить один из основных — восприятие преподавателем субъектности курсанта. Осознавая, как сильные, так и слабые стороны курсанта, преподаватель выстраивает индивидуальную траекторию его развития. Такое отношение способно вызвать доверие у субъектов общения, что является залогом успеха в поставленных преподавателем целях, связанных с возможность формирования профессионально важных качествах будущего специалиста. Следует исключить, оценивание отдельных сторон личности курсанта обособлено от всех его качеств и свойств личности, так как эмпатийное принятие его личности дает возможность творческого подхода в образовательном процессе. На данной стадии у преподавателя начинает формироваться комплексный образ обучающегося, который может быть охарактеризован как «сложный образ». Одновременно возникает возможность со стороны преподавателя понять, почему курсант действует таким, а не иным образом, понять его поступки и решения. Такой уровень эмпатийного восприятия личности курсанта позволяет впоследствии преподавателю реализовывать регулятивные функции педагогической фасилитации в процессе выстроенного общения.

Необходимо понимать, что общение в рамках педагогической фасилитации не сводится только лишь к рядовому обмену информацией в преследуемых сторонами целях: оно направлено на выработку взаимного понимания сторонами общения. Происходит расширение общепринятой коммуникативной функции общения в процессе педагогической фасилитации, проявляющиеся в следующим:

• возникновение доверительного отношения между преподавателем-фасилитатором и курсантом, основанного на обоюдной доброжелательности, обладании равноправными позициями в рамках реализуемого взаимодействия (возможно говорить о равной обоюдной этической ответственности субъектов общения);

• формирование профессионально важных качеств личности курсанта наравне с развитием гуманистических начал его личности (здесь следует оценивать уровень сформированности системы социально-нравственных ценностей курсанта, расширение его кругозора, овладение культурой, становление позиций на формиро-

вание важных качеств будущего специалиста правоохранительных органов);

• реализация личностных способностей обучающихся (происходит за счет формирования необходимой мотивации к развитию, личностному росту, активности в обучении);

• возникновение культуры педагогического общения в образовательной организации (строится за счет формирования личностной культуры преподавателя и обучающегося, культуры построение взаимодействия в общении, культуры построения речевого аппарата, культуры формирования мысли и ее интерпретации, допустимости творческого подхода в образовании).

При анализе педагогической фасилитации необходимо разграничивать понятия педагогической и собственно коммуникативной единиц общения. При всей их нерасторжимости «адекватность коммуникативной задачи задаче педагогической, избранной методике воздействия, — непременное условие продуктивности процесса общения и педагогического воздействия в целом» [2].

Говоря о педагогической задаче, реализуемой в рамках фасилитативного подхода в образовании, следует понимать необходимость усвоения курсантами установленного программой обучения материала, либо формирование у них профессионально важных качеств, определенных стандартом. В свою очередь коммуникация обеспечивает реализацию педагогической задачи, и связана с тем, чтобы определить наиболее эффективные способы взаимодействия с курсантом. В рамках решения коммуникативной задачи преподаватель сталкивается с необходимостью определения необходимых речевых приемов, позволяющих достигнуть предполагаемого эффекта, и зависящих в того, в какой педагогической ситуации происходит коммуникативный акт [1].

Педагогическая ситуация рассматривается в контексте единицы определения учебного процесса и характеризуется целью, задачами, этапами личностного развития курсантов, его содержанием, характером взаимодействия субъектов совместной деятельности и т.д. В зависимости от основания, можно по-разному классифицировать педагогические ситуации. По форме отношения она может быть деловой (личной), официальной (неофициальной), формальной (неформальной) [8].

При реализации фасилитативного подхода в образовании возникающая ситуация общения будет сопровождаться применением тех или иных коммуникативных актов. Коммуникативные акты и задачи являются структурными и функциональными единицами, используемыми при реализации фасилита-тивного подхода [3].

Вместе с тем подходы к подобным единицам среди исследователей неоднозначны. Так, например, в одном из своих трудов А.К. Макарова отмечает, что высказывание может быть признано структурной единицей общения. Вместе с тем отмечается, что в рамках высказывания исключается действия со стороны второго субъекта общения. Однако подобное противоречие может быть исключено, если за структурную единицу общения брать не более мелкие речевые действия, а укрупненное — коммуникативный акт в целом. При этом «... речь идет не просто о действии, не просто о воздействии одного субъекта на другой, (хотя этот момент не исключается), а именно о взаимодействии» [6].

Рассматривая общение в процессе педагогической фасилитации, необходимо указать его функции: коммуникативную, интерактивную, перцептивную. Выраженность каждой из них в общем комплексе позволяет судить об уровне взаимодействия между субъектами общения:

1. Коммуникативная функция заключается в том, что общение направлено, в первую очередь, на взаимный обмен информацией. При этом, как нами уже было отмечено ранее, важно говорить не только об обмене, но и возникновении понимания между субъектами общения (преподавателем-фасилитато-ром и курсантом). Здесь как раз и реализуется такое качество преподавателя, как коммуникативная компетентность, заключающееся в возможности субъекта правильно ориентироваться в складывающихся условиях общения. Указанное качество формируется за счет соответствующих знаний у преподавателя-фасилитатора, а также имеющемся личностном опыте, позволяющем ему налаживать взаимодействие с другими лицами вне зависимости от условий (различия в среде общения, состоянии субъектов общения и их настроенности на взаимодействие, в отношениях между субъектами общения и т.п.). Соответственно подобные качества дают возможность не только обмениваться информацией,

но и предметно воздействовать на субъекта общения в целях создания условий, при которых подобный обмен информацией будет возможен и эффективен [9; 11].

2. Интерактивная функция заключается в том, что общение определяется не как одностороннее действие, а как деятельность совместная, предусматривающая взаимодействие субъектов общения. В рамках интерактивной функции возможно говорить об осознании субъектами общих целей, на которые направлено их общение. Следовательно их деятельность уже может быть рассмотрена как коллективная.

3. Перцептивная функция общения выражается в восприятии и идентификации взаимодействия, которые строятся на основе процесса межличностной апперцепции и корреляции психологических пространств участников общения.

Освоение этих функций на высоком уровне — важная составная часть педагогической фасилита-ции.

Анализ научных источников и практика свидетельствуют, что любая из перечисленных функций педагогического общения основана исключительно на реализации диалога между субъектами взаимодействия. В рамках педагогической фасилитации диалог следует воспринимать не как факт поочередного обмена информационными потоками между преподавателем и курсантом, а так коммуникативный процесс, сопровождающийся наличием взаимоуважения к точке зрения каждого из участников общения, определения собственной позиции по отдельным вопросам, возможности уточнения мнения участника диалога, понимания партнера и поиска общих взглядов. Реализация диалога предусматривает такое отношение участников общения, при котором каждый информационный поток рассчитан на возможность его восприятия партнером и отражение полученной им информации в виде нового посыла информации в более «обогащенном виде», также нацеленного на последующее возращение после аналогичной интерпретации со стороны партнера по общению [3, с. 244].

В случае, если же в общение вовлекается более двух субъектов, то следует говорить о возникновении диалога. Монолог же в своих целях может отличаться от диалога и не учитывать необходимость

обратного возращения интерпретированного информационного потока [6] (например, изложение информации в ходе лекционного занятия, не предусматривающей своего обсуждения и нацеленной только на восприятие). В монологе чаще возникает ситуация доминирования одного из участников общения над другими, выражающаяся, главным образом, в восприятии информационного посыла без возможности его обратного возвращения в интерпретированном виде со стороны другого участника взаимодействия. Следовательно, при реализации диалога общение предусматривает активность обоих взаимодействующих партнеров, тогда как в рамках монолога основная активность отведена только одному из участников общения.

Диалог более нацелен на учет личностных особенностей субъекта общения. Так, преподаватель-фасилитатор, выстраивая общение к конкретным курсантом должен учитывать не только предмет обмена информацией, но и личностные качества курсанта: его позитивные качества, имеющиеся недостатки, характер, уровень знания, состояние в момент взаимодействия, психологический настрой на развитие, интересы и др.

Профессионализм преподавателя-фасилитатора заключается не в том, чтобы выстраивать общение с курсантами на уровне диалогов, а в том, чтобы умело и эффективно сочетать возможности общения на различных уровнях обмена информацией (монологическом и диалогическом общении). Так, возможно доведение посыла группе обучающихся в рамках монолога и «точечная работа» посредством включения диалога с каждым их курсантом в разных этапах занятия, нацеленного на вовлечение обучающихся во взаимодействие. Указанный подход позволяет исключить пассивную роль курсантов в процессе освоения профессионально важных качеств. При реализации фасилитативного подхода к обучению любая исходящая от преподавателя информация будет приобретать личностный смысл для каждого курсанта. Как видим, основное назначение этого процесса заключается в том, чтобы субъекты образовательного процесса искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, чтобы они обменивались информацией и стремились к пониманию друг друга.

Таким образом, анализируя общение в рамках педагогической фасилитации формирования профессионально важных качеств личности курсантов, можно выделить его следующие сущностные характеристики:

• включение в совместную деятельность;

• определением содержания общения его предметом;

• наличие взаимного психологического влияния;

• формирование профессиональных качеств в процессе общения;

• наличие формально-ролевого принципа взаимодействия субъектов общения на основе должностных ролей и статусных функций.

Литература

1. Брызгалова С.И. Введение в научно-педагогическое исследование: Учебное пособие. 3-е изд., исправленное и дополненное. Калининград: Издательство КГУ, 2003.

2. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

4. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться / Пер. с англ. А.Б. Орлова, С.С. Степанова, Е.Ю. Па-тяевой; Под ред. А.Б. Орлова. М.: Смысл, 2002.

5. Скрипкина А.В. Еремченко В.И. Исторический аспект изученности проблемы педагогической фасилитации / В сборнике: Многоуровневая система художественного образования и воспитания: современные проблемы и перспективы регионального образования: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. 2015.

6. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Серия Учебники, учебные пособия. Ростов н/Д: Феникс, 1999.

7. Туравец Н.Р., Воронов Д.А. Ответственность как одна из характеристик профессионально значимых личностных качеств будущих сотрудников полиции / Вестник Волгоградской академии МВД России. 2012. № 3 (22).

8. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Амелиш-ко Е.М. Психология общения в учебно-педагогическом процессе: Методическое пособие для учителей. Мн.: Технология, 2000.

9. Чеховских М.И. Психология делового общения: учебное пособие / М.И. Чеховских. М.: Новое знание, 2006.

10. Шахматова О.Н. Педагогическая фасилита-ция: особенности формирования и развития // Профессиональное образование: Приложение «Новые педагогические исследования». 2006. № 3.

11. Родин В.Ф. Психология: учебное пособие для студентов вузов / В.Ф. Родин, И.В. Грошев, И.А. Калиниченко, Ю.А. Давыдова, Н.Д. Эриашви-ли, И.А. Пустозеров. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.