Научная статья на тему 'Педагогическая династия как социокультурный феномен российского образования: региональный аспект'

Педагогическая династия как социокультурный феномен российского образования: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1768
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН / ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДИНАСТИИ СМОЛЕНЩИНЫ / PEDAGOGICAL DYNASTY / SOCIAL AND CULTURAL PHENOMENON / INTEGRAL CHARACTERISTICS / REGIONAL SYSTEM OF EDUCATION / PEDAGOGICAL DYNASTIES OF SMOLENSK REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дидук И.А.

В статье представлены предварительные данные исследования педагогической династии как социокультурного феномена в контексте развития региональной системы образования; определена степень разработанности в науке социокультурного феномена «династия»; на основе первичного качественного (семантического) и количественного анализа различных источников выделены интегральные характеристики педагогической династии; определены возможные направления исследований по обозначенной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дидук И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DYNASTY AS A SOCIAL AND CULTURAL PHENOMENON OF RUSSIAN EDUCATION: REGIONAL ASPECT

The article presents the results of research of pedagogical dynasties as a social and cultural phenomenon in the context of the regional education system development. The study has made it possible to describe how well this social and cultural phenomenon is studied, to single out the integral characteristics of a pedagogical dynasty on the basis of primary qualitative (semantic) and quantitative analysis of different sources, to define possible directions of research of this issue.

Текст научной работы на тему «Педагогическая династия как социокультурный феномен российского образования: региональный аспект»

• Формирование базовых знаний об энергосбережении и необходимости их применения в образовательном процессе.

• Развитие у директоров умений эффективного управления деятельностью педагогов, учащихся и технического персонала в сфере энергосбережения и повышения уровня энергоэффективности ОУ.

• Мотивация деятельности директора ОУ по энергосбережению и формированию культуры энергосбережения у учащихся.

• Инициирование самообразовательной деятельности директора ОУ в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

This article analyzes the content, structure and technology that are the basis of network e- learning course. This course provides the formation and development of special professional competence of school principal in energy conservation and energy efficiency of educational institutions. Work with remote course creates conditions for the development of the listeners ability to meaningful participation in the process of introducing energy-saving technology in the classroom, use of possibilities of the educational environment, including the information, to improve the quality management activities of the educational institution in the field of energy saving. Keywords: network e-training course, energy management, energy policy, monitoring of energy consumption, energy-saving technologies, energy-saving program and energy efficiency program.

Список литературы

1. Федеральный закон от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

2. Данилов Н.И. Основы энергосбережения: учеб. 2-е изд., доп. и перераб. / Н.И. Данилов, Я.М. Щелоков; под общ. ред. Н.И. Данилова. — Екатеринбург: Издательский дом «Автограф», 2010. - 528 с.

3. Драгунов В.К., Бобряков А.В., Кролин А.А., Гужов С.В., Покровская М.А., Корнеев А.В., Мойкин А.В. Информационная поддержка мониторинга энергопотребления и внедрения энергосберегающих мероприятий в учреждениях бюджетной сферы экономики // Энергобезопасность и энергосбережение. - 2014. - №6. - C. 32-38.

4. Кравцов С.С. Энергосбережение и повышение энергоэффективности образовательных учреждений //«Энергоэффективная школа», dvd , М. 2012.

5. Московский Институт Открытого Образования. Методические рекомендации по ресурсосбережению в общеобразовательной школе (энергетические, водные, ТБО). / Под общ. ред. академика РАО Г.А. Ягодина. — Москва, 2009. - 126 с.

6. Фролов В.В. Комплексные центры образования помогут повысить качество работ в сфере энергоэффективности // Вестник энергоэффективности. - 2013. - №2. - С .1-5.

Об авторах

Демидова Тамара Евгеньевна- доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики начального общего и музыкального образования Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, demidova_te@mail.ru

Чижевская Ирина Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального общего и музыкального образования Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

Чижевский Алексей Евгеньевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального общего и музыкального образования Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

УДК 37.011.31

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Дидук И. А.

В статье представлены предварительные данные исследования педагогической династии как социокультурного феномена в контексте развития региональной системы образования; определена степень разработанности в науке социокультурного феномена «династия»; на основе первичного качественного (семантического) и количественного анализа различных источников выделены интегральные характеристики педагогической династии; определены возможные направления исследований по обозначенной проблеме.

Ключевые слова: педагогическая династия; социокультурный феномен; интегральные характеристики; региональная система образования; педагогические династии Смоленщины.

В российском образовании начала XIX века активно идут инновационные процессы, ориентированные, в первую очередь, на повышение качества и доступности образования. Как показывает западный опыт, инновационный путь развития предполагает учёт и использование в образовательной практике лучших образцов обучения и воспитания. Сохранение традиций российского образования, с одной стороны, и способность к инновациям, с другой, является одной из сущностных характеристик педагогических династий.

В настоящее время педагогическая династия в системе российского и регионального образования остаётся малоизученным явлением. При этом её уникальность и значимость для науки, культуры и общества в целом трудно переоценить. С целью определения сущности педагогической династии как социокультурного феномена нами были проанализированы понятия «династия» и «социокультурный феномен».

Термин «династия» западного происхождения, переводится с латинского dinastía и греческого dynasteia как власть, господство, властелин, быть сильным. Этот термин, соотносясь с семьёй, употреблялся применительно к политической, и, гораздо позднее, профессиональной деятельности людей. Анализ 25 словарей из разных областей социально-гуманитарного знания (этимологический словарь русского языка, большой академический словарь русского языка, словарь иностранных слов, философский словарь, краткий политический словарь, исторический словарь, юридический словарь и др.) позволил выделить следующие трактовки данного понятия. В философии - это духовный прогресс поколений. В социологии - это продолжение дела родителей последующими поколениями или «Профессиональная династия как специфическая форма социальной организации трудовых ресурсов, обладающая по отношению к отдельным её членам эмерджентными характеристиками» [4, с.10]. В истории династия - это «1) Ряд монархов из одного и того же рода, последовательно сменявших друг друга на троне по праву родства и наследования. Династия Романовых в России. Династия Бурбонов во Франции. 2) перен. Ряд поколений, передающих из рода в род профессиональное мастерство, традиции и т.п. Династия доменщиков. Глава рабочей династии» [5, с.400]. В юриспруденции - «.. .совокупность происходящих от одного родоначальника царствующих лиц, сменяющих друг друга на посту главы государства в установленном порядке престолонаследия» [8].

Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что понятие «династия» связывается, в первую очередь, с принадлежностью к конкретному роду, семье (дому) [1; 3]. Второе значение данного понятия обусловлено профессиональной деятельностью личности [1; 2]. В 42% словарей понятие «династия», применительно к трудовой, а не политической деятельности как профессии, упоминается в качестве устаревшего или имеющего переносное значение.

Сегодня в научной литературе встречается видовое многообразие династий: трудовые, семейные, профессиональные, рабочие, педагогические (учительские), юридические, финансовые и др. Основаниями для такой классификации, как и в случае с определением понятия «династия», являются два критерия - принадлежность к конкретной семье (роду) и (или) профессиональная деятельность.

Терминологическое сочетание «социокультурный феномен» широко представлено в социально-гуманитарном знании (философия, культурология, социологи, искусствоведение, педагогика, история, филологии, медицине). Под социокультурным феноменом ученые понимают:

- широкий спектр явлений, событий, фактов общественного и культурного значения [6, с.1416].

- явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена [7, с.477].

- необычный, исключительный факт, явление [6, с.1416].

Количественный анализ 153 диссертаций (философия, культурология, социология, искусствоведение, педагогика, история и медицина), написанных в период с 1992 по 2015 год, позволил выявить меру актуализации дефиниции «социокультурный феномен» в современном социально-гуманитарном знании. Категория «социокультурный феномен», как и «династия», актуализирована современной наукой и является междисциплинарной. В силу многоаспектности категория «социокультурный феномен» чаще всего используется в работах по философии (55 % от общего числа диссертаций). Социокультурный феномен в качестве объекта исследований встречается в работах по культурологи (18%), социологии (15%) и в меньшей степени по педагогике (4%).

Качественный анализ диссертаций позволил объединить факты и явления, изучаемые в качестве объекта социокультурного феномена, в две группы.

Принадлежность к первой (институциональной) группе объектов обусловлена функционированием социальных институтов:

- экономических - (собственность, предпринимательство, меценатство);

- политических - гражданское общество, политическое правление, учение (либерализм, политико-правовое), электронное правительство, война, терроризм;

- института семьи - материнство и т.д.;

- социально-культурных - реклама, спорт, музей, транспорт, библиотека, язык, традиции, обычаи, искусство, радио, музыка (джаз, рок, этноджаз), кинематограф, образование, мода, кич, литература, социальная справедливость, коммуникация, культура (молодежные «электронные субкультуры», молодежная околоспортивная культура, студенческое самоуправление);

- института религии - современное русское православное монашество, новые религиозные движения, религиозная вера, Оптина пустынь, бесовщина.

Вторая (субъектная) группа объектов определяется категорией «человек», «деятельность»:

- человек (деятельность) - менталитет, харизма, игра, духовность, счастье, смысл жизни, мышление, деятельность (деструктивная, техническая), поведение (девиантное), имя, сознание (утопическое), здоровье, нигилизм (правовой), творчество, молодость, успех, диалог, насилие, старость, лидерство, наркомания, инакомыслие, потребности, психические расстройства, одиночество, соперничество, отчуждение;

- общность (группа) - сетевое интернетсообщество, династия, мужское сообщество донских казаков, интеллигенция;

- нация, этнос - национальные интересы, русская идея, русский национальный дух, этническое самосознание;

- среда, пространство - провинциальный город, виртуальная реальность, киберпространство, город, среда обитания человека, архитектурное пространство, русская провинциальная средневековая усадьба, трансграничный регион, город и его спутники, провинция;

- процессы - инновация, модернизация.

Многообразие социальных явлений, выступающих в качестве объекта исследования, обуславливает общественный характер дефиниции «социокультурный феномен». Искусствоведение, педагогика, история, филология и медицина характеризуются специфичными объектами и исследующими их методами. Поэтому этими науками социокультурные феномены представлены в меньшем разнообразии. В педагогике вопрос о применении данной категории к педагогическим династиям как объекту исследования почти не изучен. В самом общем виде педагогическую династию как социокультурный феномен можно определить как группу представителей одного рода учителей, передающих из поколения в поколение профессиональный опыт, традиции, нравственные ценности и широко транслирующие их социуму тем самым представляющую собой уникальное явление общественного и культурного значения.

С целью определения степени разработанности в науке социокультурного феномена «династия» нами было изучено 15 диссертаций по данной проблематике, написанных в период с 1998 по 2013 год. Это работы по истории (40%), педагогике (20%), по искусствоведению и социологии (13%), сурдопедагогике (7%). Представители этих наук выделяют следующие актуальные проблемы династийности:

- педагогика - биографическое повествование об истории рода (Зуева А.А., Новокузнецк, 2005); формирование профессиональных интересов и намерений учащихся (Колосова, Л.А., Москва, 1987); просветительско-педагогическая деятельность представителей династии (Евсеенко Т.В., Санкт-Петербург, 2013); организационно-педагогические условия, способствующие эффективному использованию семейных династий в профессиональном самоопределении учащейся молодежи (Менщиков В.М., Курган, 1999);

- социология - характеристики представителей династий, их влияние на функционирование общественных институтов (Ткач О.А., Санкт-Петербург, 2008; Калашникова К.А., Волгоград, 2012);

- сурдопедагогика - творческое наследие династии для современной теории и практики образования глухих детей (Покровский Н.В., Москва, 2000);

- история - научный и общественный вклад династий польских преподавателей в становление и развитие Казанского университета (Гатилова А. В., Казань, 2012); династия как модель предпринимательства, купечества (Филаткина Н.А., Москва, 2003; Есиева И.В., Казань, 2004; Дикун А.С., Иркутск, 2013); положение и общественная деятельность династии Романовых (Василенко С.А., Санкт-Петербург, 2007);

- искусствоведение - духовный потенциал художественной традиции Китая (династический аспект) (Чжао Синьсинь, Москва, 2012).

Анализ диссертационных исследований вторично подтвердил междисциплинарный характер категории «династия» и её актуализацию рядом наук. Социально-гуманитарными науками изучаются различные династии. При этом педагогические династии как социокультурный феномен в качестве объекта педагогических исследований практически не представлен.

Педагогическую династию можно рассматривать как совокупность интегральных характеристик (социокультурный феномен), влияющих на деятельность системы образования, учитывающих её особенности и выполняющих специфическую роль в данной социальной системе.

Первичный количественный и качественный (семантический) анализ информации позволил выделить некоторые интегральные характеристики дефиниции «педагогическая династия» обусловленные её междисципли-нарностью и проявляющиеся на уровне отношений к членам семьи, воспитанникам:

1. Принадлежность к одному роду (семье, дому, фамилии) (63% от общего числа словарей).

2. Установленная юридически (право родства) или естественно (смена поколений) последовательность (очерёдность, порядок) наследования - (58%). В случае с педагогическими династиями это установленная естественным ходом истории семьи (рода) последовательность (очерёдность, порядок) смены поколений.

3. Наличие в династии представителей нескольких поколений (42%), не менее трёх.

4. Известность в какой-либо области профессиональной деятельности (17%). В нашем случае педагогической. Отсюда характеристика членов династии - специалист (5%), труженик (5%).

5. Передача от поколения к поколению профессионального опыта, мастерства, трудовых традиций, нравственных ценностей, одобренных государством и обществом (30%). Поскольку члены династии - учителя, то свой профессиональный опыт, мастерство, трудовые традиции, нравственные ценности они передают не только из поколения в поколение (внутри семьи), но и широко транслируют вовне, т.е. социуму.

6. Наследование родственниками профессии педагога, которая стала для педагогической династии семейной традицией.

Изучение методологических основ теории позитивного альтруизма (П. Сорокин), интегральности (В.В. Белоус), теории социального и личностного капитала (А. Смит, Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минсер, Г. Мюнстерберг, Ф.

Тейлор и др.), теории преемственности в системе образования (П. Бурдье, Э. Гидденс, Т.И. Заславская, Г.И. Козырев, А. Турен, Я.У. Астафьев, С.И. Григорьев, Г.Е. Зборовский, Н.А. Матвеева и др.), структурно-функционального подхода (Э. Дюркгейм, П. Сорокин, М. Шелер, К. Мангейм, П. Бергман, Т. Лукман и др.), теории поколений (М.Б. Глотов, Д.В. Лезгина) позволило уточнить сущность социокультурного феномена «педагогическая династия» дополнительными интегральными характеристиками. Они представляют педагогическую династию как:

- носителя династических ценностей и смыслов профессии;

- фактор, формирующий систему образования как составляющую культурно-исторической среды региона;

- форму самореализации личности;

- источник гуманизма и носитель опыта альтруистической любви;

- средство, формирующее у подрастающего поколения жизненные смыслы и соответствующее мировоззрение;

- аккумулятор культурных отечественных и семейных традиций, образа жизни;

- синергию уникальности, передающей особенности региональной системы образования и универсальности, как возможности использования опыта обучения и воспитания в образовательной практике других регионов России;

- средство, формирующее личность будущего педагога (мотивы получения профессии, активную социальную позицию, ценностное отношение к профессиональной деятельности, чувство долга, ответственность и др.);

- линию преемственности династических традиций и воспитательных идеалов;

- гаранта получения стабильно положительного профессионального результата.

Нами были изучены более 50 династий Смоленской области. Исследуя личные архивы членов династий, описания их родословных, публикации в средствах массовой информации (газеты, журналы, сайты Интернета), нам удалось составить собирательный (идеальный) образ учителя - представителя педагогической династии. Характеристиками этого образа стали 321 личностное качество. Из их числа доминируют активность, безконфликт-ность, бескорыстие, великодушие, верность, взыскательность, инициативность, дисциплинированность, доброта, дружелюбие, добросовестность, исполнительность, компетентность, надёжность, настойчивость, отзывчивость, ответственность, порядочность, правдивость, работоспособность, рассудительность, решительность, самостоятельность, совестливость, сердечность, сдержанность, скромность, тактичность, терпеливость, увлечённость, целеустремлённость, честность и др. Проделанная работа позволила сформулировать следующую характеристику педагогической династии: преобладание у её членов определённых профессиональных и личностных качеств.

Мы предположили, что многие из перечисленных личностных качеств педагогов детерминировали ещё одну сущностную характеристику педагогической династии, в обобщённом виде представленную как профессиональная мобильность. Она заключается, с одной стороны, в социальной устойчивости педагогической династии как общественного института, выраженной в сохранении профессиональных традиций и верности профессии, с другой, в быстром реагировании её членов инновациями на изменения, происходящие в системе образования, в их способности (готовности) к переменам. Указанная характеристика проявляется в контексте развития региональной системы образования. На каждом её этапе требовались педагоги не только как квалифицированные, увлечённые, любящие свою профессию специалисты, но и педагоги как высоконравственные личности. Конечно, не представляется возможным доказать наличие профессиональной мобильности у основателей династий. Это связано с тем, что во многих династиях о них просто нет сведений. Остаётся только предполагать, что педагогические династии региона начали складываться достаточно давно. Самые ранние сведения об основателях династий относятся к XIX веку. В это и последующее время региональная система образования переживала эпоху преобразований, связанных с переходом от образовательных учреждений различной ведомственной принадлежности к упорядоченной системе, в которой было место светским и духовным учреждениям, учреждениям начального, среднего и профессионального образования.

В XX веке после установления власти большевиков в советской России начались реформы во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании. Эти тенденции были присущи и образованию Смоленщины. События XIX-XX веков предъявляли различные требования к системе образования, одним из которых было требование к личности учителя. Это было связано с установками государства на воспитание «нового человека». Мы предположили, что (системообразующими) дестабилизирующими факторами, провоцирующими (побуждающими) становление и развитие педагогической династии как социокультурного феномена в культурно-исторической среде региона выступают внешние факторы (исторически обусловленные изменения, происходящие в системе образования) и внутренние факторы (интегральные характеристики самой династии).

На основе первичного количественного и качественного анализа различных источников нам удалось определить актуальность и степень разработанности в социально-гуманитарных науках понятий «династия» и «социокультурный феномен», обосновать их междисциплинарный характер, выявить и в обобщённом виде описать интегральные характеристики социокультурного феномена «педагогическая династия» в контексте развития региональной системы образования. Всё это, несомненно, обладает определённой научной новизной.

Полученные в ходе исследований данные уже сейчас активно используются в системе образования Смоленской области. Так, на официальном сайте ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования» действует виртуальный музей, важной составляющей которого является экспозиция, посвященная педагогическим династиям Смоленщины. Получаемые в ходе мониторинговых исследований сведения используются в процессе

реализации долгосрочного проекта «Педагогические династии Смоленской области». Лучшие образовательные практики членов педагогических династий востребованы в системе повышения квалификации педагогических работников региона.

Однако следует отметить, что проблема педагогических династий остаётся по-прежнему недостаточно разработанной в науке. Перспективными направлениями исследований могут быть изучение механизма становления и развития педагогической династии; реализация идеи социального христианского служения в образовании через установление культурно-исторических зависимостей между совокупным образом члена педагогического династического сообщества и собирательным образом «аскетичного подвижника»; влияние семейного воспитания на профессиональное становление личности и др.

The article presents the results of research of pedagogical dynasties as a social and cultural phenomenon in the context of the regional education system development. The study has made it possible to describe how well this social and cultural phenomenon is studied, to single out the integral characteristics of a pedagogical dynasty on the basis of primary qualitative (semantic) and quantitative analysis of different sources, to define possible directions of research of this issue.

Keywords: pedagogical dynasty; social and cultural phenomenon; integral characteristics; regional system of education; pedagogical dynasties of Smolensk region.

Список литературы

1. Белоус В.В., Боязитова И.В. Детерминанты развития интегральной индивидуальности [Электронный ресурс]. http://dlib.eastview.com/browse/doc/7163058 URL: (дата обращения: 03.02.2016).

2. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт. 1998. 1536 с.

3. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание. М.: АСТ Астрель: АСТ: Хранитель. 2007. 349 с.

4. Калашникова К.А., Профессиональные династии в современном российском институте здравоохранения. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата социологических наук. Волгоград. 2012. 26 с.

5. Словарь русского языка: В 4 т. / Под. ред. А.П. Евгеньевой - 2-е изд., испр. Т.1. А - Й. - М.: АН СССР, Ин-т рус. яз. 1981. 698 с.

6. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.). М.: Советская Энциклопедия. 1981. 1600 с.

7. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М. 1997. 576 с.

8. Юридический словарь [Электронный ресурс]. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/16570 URL: (дата обращения: 13.05.2016).

Об авторе

Дидук Ирина Алексеевна - кандидат педагогических наук, проректор по науке и проектированию образовательной деятельности Смоленского областного института развития образования, dyda2007@inbox.ru

УДК 378.14

КОНЦЕПЦИЯ АВТОНОМНОСТИ ПЕРЕВОДЧИКА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Емельянова Я.Б.

В статье рассматривается понятие «автономность» применительно к переводчику как профессиональному пользователю иностранного языка и дается характеристика аспектов, которые она охватывает. Делается вывод, что автономность переводчика включает знаниевый, личностный и технический компоненты и дается описание составляющих их знаний, навыков, умений и личностных характеристик.

Ключевые слова: автономность, автономный обучающийся, перевод, пользователь языка, возможность получения знаний, личностные характеристики.

Переводческая профессия является одним из сложнейших видов интеллектуальной деятельности и предъявляет к компетенции переводчика высокие требования. Одно из них - умение расширения и совершенствования своих языковых и культурных знаний. Переводчики находятся в процессе постоянного изучения языка, который не прекращается в течение всей их профессиональной карьеры. На этом основании A. Карререс (Carreres A.) предлагает рассматривать переводчика как «обучающегося в течение всей жизни» (lifelong language learner) [5, c.18].

В этой связи особую значимость для переводчика приобретают умения самостоятельной работы, которые также связывают с понятием автономности, которое в большей степени распространено в зарубежной науке. Целью данной работы является определение факторов, составляющих специфику автономности переводчика, а также выявление ее компонентов в контексте работы с языковыми и культурными знаниями.

Сегодня понятие «автономности» прочно вошло в методику преподавания иностранных языков и является, по мнению Ф. Бенсона (Benson P.), своего рода аксиомой, которую если и можно игнорировать, то только

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.