Научная статья на тему 'Роль художественнх династий в художественной жизни Алтая во второй половине ХХ века'

Роль художественнх династий в художественной жизни Алтая во второй половине ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
192
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАСТИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДИНАСТИИ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / ТРАДИЦИИ / DYNASTY / ART DYNASTY / ART LIFE OF AND TRADITIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Золотых Н. С.

В статье рассматривается сущность понятий: «Традиция», «Преемственность», «Художественная жизнь», «Династия». А также процесс формирования на Алтае, во второй половине XX века, художественных династий и его особенности в контексте отечественных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE ART DYNASTIES IN ART LIFE OF THE ALTAI IN THE SECOND HALF OF THE TWENTIETH CENTRY

This article discusses the nature of concepts: «Tradition», «Continuity», «Art Life», «Dynasty». As well as the formation of the Altai, in the second half of XX century, of art dynasties and its features in the context of local traditions.

Текст научной работы на тему «Роль художественнх династий в художественной жизни Алтая во второй половине ХХ века»

УДК 7. 067

Zolotykh N.S. THE ROLE OF THE ART DYNASTIES IN ART LIFE OF THE ALTAI IN THE SECOND HALF OF THE TWENTIETH CENTRY. This article discusses the nature of concepts: «Tradition», «Continuity», «Art Life», «Dynasty». As well as the formation of the Altai, in the second half of XX century, of art dynasties and its features in the context of local traditions.

Key words: dynasty, art dynasty, art life of and traditions.

Н.С. Золотых, аспирант ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected] РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННХ ДИНАСТИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ АЛТАЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА

В статье рассматривается сущность понятий: «Традиция», «Преемственность», «Художественная жизнь», «Династия». А также процесс формирования на Алтае, во второй половине XX века, художественных династий и его особенности в контексте отечественных традиций.

Ключевые слова: династия, художественные династии, художественная жизнь, традиции.

В истории различных народов заключена культурная память, и каждое поколение опирается на то, что было создано предшественниками. Благодаря традициям формируется художественная жизнь современного общества. Где важным звеном, в цепи преемственности является понятие «династии».

«Традиция» - одна из актуальных проблем современного искусства, которая широко обсуждается в научных изданиях. Этот факт обусловлен возможностью исчезновения самобытных культур, тесно связанных с традициями. «Традиция» определяется как - совокупность социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколения, и сохраняющиеся в определенном сообществе в течение длительного времени» [1].

Культурные традиции (как историческая память) - являются непременным условием для существования и развития культуры, а также включают в себя преемственность, усвоение положительных результатов предшествующей деятельности.

«Преемственность» - категория общефилософская. В связи с этим, она имеет методологическое значение для всей культуры, как материальной, так и духовной. А также выражает объективную связь различных явлений. «Преемственность» - история опредмечивания и последовательного раскрытия человека, достижения человеческого совершенства в художественной деятельности» [2, с. 219].

«Художественность» - особенность искусства, отличающаяся от других форм, отражением и познанием жизни через образы. В узком смысле «художественностью» называют «высокое качество произведения искусства и литературы, определяющее его общественное значение» [3, с. 298]. Художественность произведения определяется реальной действительностью и особенностью характеров произведения.

Традиции, преемственность, художественная жизнь, являются неотъемлемой частью понятия династия. Слово «династия» греческого происхождения. В древней Элладе «династиями» называли людей обладавших властью. В толковом словаре великорусского языка В. Даля дается следующее определение понятия «династии» «ж. греч. род, дом, говоря о государстве; поколение, из которого вышло несколько последовательно царствовавших лиц» [1].

В словаре Н. Абрамова и Д.Н. Ушакова - похожее определение понятия «династия» - «это, поколения царствующих лиц из одного дома: династии Рамзесов, Бурбонов, Бонапартов, Романовых; в поднебесной более поэтично - династии северной и западной Цзинь» [1].

Со временем понятия «династия» приобретает более широкое значение. В современном мире, определение династия значительно видоизменилось. Повсеместно с правящими домами появляются дворянские и купеческие династии, а также династиями стали называть представителей одной и той же профессии, в связи с этим появляются династии деятелей науки и искусства. Позже их стали различать по категориям: «королевская династия», «артистическая династия», «музыкальная династия», «семейная династия», «художественная династия» и многие другие. Возникновение различных категорий династии является неотъемлемой частью истории России. Влияние выходцев из династических домов, а также их потомков имело, важную роль для развития страны и государства.

Неизмеримый вклад в развитии искусства и культуры привнесла категория «Художественной династии». В данную категорию включаются только члены семей художников - живописцев и скульпторов» Категория «Художественные династии» -творчество нескольких поколений художников одной семьи, что

придает им особую смысловую и эстетическую значимость, наглядно демонстрируя непрерывность традиций в искусстве» [1].

Важную роль в отечественной культуре определили: династия Клодтов, династия Бенуа - Лансере - Серебряковых, династия Аргуновых, династия Брюлловых, династия Васнецовых, династия Маковских. Это незначительная часть мастеров вписала в историю искусства немало памятных страниц.

В течении XX века произошли значительные перемены в региональной культуре России. В Сибири вследствие формирования университетского образования, художественной среды обозначались тенденции роста творческого потенциала, становление художественных школ, а также нового явления - рождение и развитие художественных династий.

На сегодняшний день, на территории Сибири сформировалось несколько художественные династии: г. Новосибирск (династия Миловановых), г. Омск (династия Беловых - Некрасовых), г. Иркутск (династия Шпирко), г. Новокузнецк (династия Храбрых), г. Томск (династия Панаркиных), г. Чита (династия Чемсо), г. Кызыл (династия Байынды), г. Барнаул (династия Октябрей, династия Щетининых), г. Новоалтайск (династия Хайрулиновых), г. Бийск (династия Бралгиных, династия Коробейниковых, династия Еро-виковых, династия Ибрагимовых - Ивановых).

Художественная жизнь Алтая развивалась в уникальных условиях, связанных с историческим своеобразием края. «В современной социо - культурной ситуации важным моментом является осмысление общественно - духовного уровня, одним из ярких показателей которого является динамика явлений художественной культуры региона»[4, с. 84]. Открытие выставочных залов и музеев, способствовало активизации художественной жизни. Для этого времени характерен культурный обмен.

Все это способствовало оживлению творческой жизни Алтая. Вследствие чего к началу XXI века на Алтае, также зарождаются художественные династии: г. Барнаул (династия Щетининых, династия Октябрей), г. Новоалтайск (династия Хайрули-новых), г. Бийск (династия Еровиковых, династия Коробейниковых, династия Бралгиных и династии Ибрагимовых - Ивановых).

Художественные династии алтайского края сформировались из поколения алтайских художников, родившихся в конце десятых - начале тридцатых годов XX века. Среди современников, основателей династий «П. Щетинина, Е. З. Ибрагимова, Л.Ива-нова, Р Хайрулинова, Ю. Бралгина, П. Еровикова, Ю. Коробейникова, крупные, широко известные художники Н.И. Иванов, С.И. Чернов, Г.Ф. Борунов, Ф.С. Торхов, а также талантливые и не менее заслуживающие внимания, но иного темперамента живописцы Н.И. Суриков, Г.Т. Тарский, Д.Л. Комаров, М.Ф. Жеребцов, В.И. Голдырев, П.С. Панарин, В.А. Зотеев, П.Г. Кортиков, Ф.А. Филонов, М.Я. Будкеев» [5, с. 119 ]. Каждое имя значительно, весомо, масштабно.

Творчество художников 30-х годов прорастало на алтайской земле, черпая истоки мастерства в традициях национальной художественной школы, сложившейся во второй половине XIX века. Эти традиции адаптировались к исторической ситуации, формируя особенности советской художественной школы, опираясь на гуманистические идеалы русского искусства.

На рубеже XX - XXI столетий формы деятельности художественных династий значительно расширились и наполнились новым содержанием. Это время в хождения в формирующийся художественный рынок.

В искусстве Алтая можно выделить две ведущие тенденции. «Одна продолжает и развивает традицию реалистического отечественного искусства, другая объявляет эту традицию от-

жившей, предлагая новые технологии и новые способы творческого самовыражения: арт. - объекты, инсталляции, компьютерное искусство и многие другие. Изменение культурного контекста влекут за собой поиск новых форм анализа действительности и произведений искусства» [6, с. 4].

Художественные салоны, галереи, «возникают на Алтае в рамках общей концепции развития современного художественного рынка России. Возникновение творческих салонов повлияло на формирование традиций семейного бизнеса, «на основе художественных династий и нового типа художника-предприни-мателя, деятеля современной художественной жизни и рынка» [6, с. 5]. Ярким примером служит художественная династия Щетининых. В 2003 году представителем второго поколения А.П. Щетининым была открыта художественная галерея. Это

Библиографический список

первая частная галерея современного искусства на Алтае, таким образом, художник явился основоположником галерейного движения в Алтайском крае. «Выставочная деятельность галереи протекает не только интенсивно, но и новаторски концептуально. Арт.-галерея художественной династии Щетининых широко развивает свою деятельность, тесно сотрудничает с художниками, музеями, школами искусств, вузами» [6, с. 5].

Таким образом, создание галереи Щетининых способствовало формированию арт. - рынка в Алтайском края и в Сибирском регионе.

Художественные династии - это уникальное явление в Сибири, которое продолжает художественные традиции изобразительного искусства, передавая их из поколения в поколения, оставляя заметный след в истории искусства России.

1. Исследовано в России. Википедия свободная энциклопедия [Э/р]. - Р/д: http://ru.wikipedia.org/wiki/

2. Суханов, И.В. Обычаи, традиция и преемственность поколений. - М., 1976.

3. Борев, Ю.Б. Эстетика. - М., 19б9.

4. Степанская, Т.М. Культурное наследие Сибири: архитектура, изобразительное искусство. - Барнаул, 2005.

5. Степанская, Т.М. Русская художественная традиция в искусстве Сибири (конец XX - начало XXI вв.). - Барнаул, 2009.

6. Вильчик, Н. Особенности развития арт-рынка Сибирского региона // Арт-менеджер. - 2003. - № 2.

Bibliography

1. Issledovano v Rossii. Vikipediya svobodnaya ehnciklopediya [Eh/r]. - R/d: http://ru.wikipedia.org/wiki/

2. Sukhanov, I.V. Obihchai, tradiciya i preemstvennostj pokoleniyj. - M., 1976.

3. Borev, Yu.B. Ehstetika. - M., 1969.

4. Stepanskaya, T.M. Kuljturnoe nasledie Sibiri: arkhitektura, izobraziteljnoe iskusstvo. - Barnaul, 2005.

5. Stepanskaya, T.M. Russkaya khudozhestvennaya tradiciya v iskusstve Sibiri (konec XX - nachalo XXI vv.). - Barnaul, 2009.

6. Viljchik, N. Osobennosti razvitiya art-rihnka Sibirskogo regiona // Art-menedzher. - 2003. - № 2.

Статья поступила в редакцию 01.06.12

УДК 75.05:39

Prokhorov S.A. ETHNIC AND GEOGRAPHICAL SOURCES OF PAINTING WHICH GIVE RISE TO THE NATIONAL ORIGINALITY ART SCHOOLS. The article discusses the historical formed geographically - ethnic character of painting especially the perception of color and its symbolic value, as reflected in the canvases of artists. It is proved that the formation of superethnic art schools promotes proximity of nations and nation states, and hence their common geopolitical and cultural omponentsthat, in the paintings of artists superethnos a high degree of integration of national schools into the global artistic culture. Identified the need to study the historical development of globalization and its influence on the national identity of art schools the mental space of the artist to create paintings, as well as the need to analyze trends and to conduct a futuristic outlook of the world of paiting.

Key words: art, painting, art history, theory of art, art education.

С.А. Прохоров, зав. каф. института архитектуры и дизайна АлтГТУ им. И.И. Ползунова, канд. психол.

наук, проф., член СХ России, Заслуженный работник культуры РФ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ЭТНИЧЕСКИЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ЖИВОПИСИ ПОРАЖДАЮЩИЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ

В статье рассматривается, исторически сложившийся территориально-этнический характер живописи, особенности восприятия цвета и его символического значения, отраженный в живописных полотнах художников. Отмечено, что образованию суперэтнических художественных школ способствует территориальная близость наций и национальных государств, а значит общность их геополитических и культурных составляющих, что в живописных произведениях художников суперэтноса характерна высокая степень интегрированности национальных школ в общемировую художественную культуру. Обозначена необходимость изучения исторического развития процесса глобализациии и влияния ее на национальное своеобразие художественных школ, ментальное пространство художника, на создание живописных произведений, а также необходимость анализировать тенденции развития отечественной художественной школы в контексте футуристического прогноза мирового развития живописи.

Ключевые слова: искусство, живопись, история искусства, теория искусства, художественное образование.

В настоящее время выявляется необходимость фундаментального изучения полиэтнических особенностей и тенденций в искусстве, изучение искусства как самостоятельного феномена каждой цивилизации. Национальное своеобразие в искусстве, его истоки - это многогранный и одновременно деликатный и тонкий вопрос. В публикациях поднимаются вопросы истории искусства, этнографии, которые совершенствуют и реконструируют теорию и историю искусства. Однако этнокультурная традиция в живописи зачастую сокрыта от исследователей, как пред-

мет исследования. Трудность изучения состоит в том, что этнокультурные проявления «законсервированы» в прочном бытовом укладе и мировоззрении этноса.

Этнос (от греческого ë6vo<; - народ) - группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и другие. В русском языке синонимом термина «этнос» долгое время было понятие «народ» [1]. Основы тео-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.