Вестник магистратуры. 2019. № 2-1(89)
ISSN 2223-4047
УДК 378
Я.В. Дорофеева
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА: ПОНЯТИЯ, ФУНКЦИИ, РОЛЬ И МЕСТО В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В статье представлена дефиниция «педагогическая диагностика», сопоставлены исторические и современные ее трактовки, рассмотрен необходимый для опытно-исследовательской работы понятийный аппарат. Установлены и описаны основные функции диагностической работы, обосновывается актуальность и роль изучения данного вопроса в образовательном процессе.
Ключевые слова: компонент образовательной деятельности, педагогическая диагностика, повышение эффективности обучения, понятийный аппарат, функции диагностирующей работы.
Первое официальное определение термина «педагогическая диагностика» было дано ученым К. Ин-генкампом в 1968 г. Он трактовал понятие как «процесс, в ходе которого (с использованием диагностического инструментария или без него), соблюдая необходимые научные критерии качества, учитель наблюдает за учащимися и проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов и сообщает о полученных результатах с целью описать поведение» [3, с.8]. В ходе исторического развития данная дефиниция претерпела различные изменения, оказавшие несомненное влияние на ее современное толкование. В своем методическом пособии Л.Б. Шаршакова отмечает, что «педагогическая диагностика - это совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференцированного подхода к учащимся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия» [5, с.6]. Сопоставив исторические трактовки, можно прийти к выводу, что рассматриваемое понятие значительно расширилось и приобрело особую значимость в современной психо лого-педагогической реальности.
Педагог, планирующий вести диагностическую работу, должен обладать необходимым понятийным аппаратом для осуществления успешной деятельности в опытно-экспериментальном исследовании. Основные термины педагогической диагностики были составлены и изложены Е.А. Михайлычевым в публикациях, посвященных этому вопросу.
В авторской работе «К понятийному аппарату педагогической диагностики» можно найти трактовку следующих дефиниций:
- педагогическое диагностирование;
- диагностическая ситуация;
- диагностический комплекс;
- диагностические задачи;
- педагогический диагноз;
- диагностическое заключение;
- критерий [4].
Профессиональное владение и оперирование научно-исследовательской терминологией обеспечит высокий уровень взаимопонимания среди коллег, качественный анализ, грамотное описание своего педагогического опыта и полученных результатов в ходе диагностической деятельности. «Язык педагогики и, в частности, педагогической диагностики должен выполнять основную функцию - служить средством профессионального общения и обогащения» [2, с. 35].
Многообразие функций обусловлено выявленными в ходе исследовательской работы и требующими решения проблемами. Стоит отметить, что педагогическая диагностика позволяет педагогу не только провести сравнительный анализ результатов и выявить слабые места учеников, но и выстроить дальнейший эффективный образовательный маршрут
В связи с этим можно выделить следующие основные функции (по Н.К. Голубеву и Б.П. Битинасу):
- обратной связи (с помощью контролирования своих действий педагог может выявить причины неудач и в дальнейшем скорректировать образовательный процесс для достижения поставленных целей);
© Дорофеева Я.В., 2019.
Научный руководитель: Орлова Людмила Александровна - доктор педагогических наук, профессор, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2019. № 2-1(89)
- оценочная (позволяет оценить результативность образовательной деятельности путем сравнения достигнутых педагогических результатов с выдвигаемыми критериями и показателями);
- воспитательная (реализация данной функции помогает учителю вовлечь каждого ученика в созидающую деятельность и сформировать устойчивую систему отношений, ценностей, мотивации и стимулирования);
- коммуникативная (диагностика позволяет определить индивидуально-типологические особенности участников образовательного процесса и в дальнейшем сформировать необходимые навыки межличностного общения);
- конструктивная (педагог может вносить изменения и корректировать составляющие образовательного процесса);
- информационная (проведя педагогическую диагностику, учитель может сохранить педагогическую тайну или проинформировать участников образовательного процесса о результатах);
- прогностическая (с помощью анализа полученных данных можно определить дальнейшие перспективы развития и спрогнозировать определенные результаты) [1].
Качественная диагностика, реализуя основные свои функции, позволяет оценить возможности учеников, направить их потенциал в нужную сторону, внести необходимые изменения в образовательный процесс для повышения эффективности обучения.
Педагогическая диагностика должна стать неотъемлемой частью профессиональной деятельности учителя. Стоит отметить, что только компетентный педагог способен реализовать все те требования, которые предъявляются к современному образовательному процессу. Грамотное внедрение и плановое ведение диагностирующей работы позволит оценить уровень и качество образования, выявить требующие решения проблемы, спланировать дальнейшую работу для достижения поставленных целей и необходимых результатов.
Проведенный историко-педагогический анализ позволяет сделать следующие выводы: педагогическая диагностика является полноценным компонентом профессиональной образовательной деятельности; не все существующие разделы разработаны на достаточно хорошем уровне; необходимо продолжить дальнейшие исследования и разработки в данной образовательной области для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Библиографический список
1. Голубев Н.К. Введение в диагностику воспитания / Н.К. Голубев, Б.П. Битинас. - Москва : Педагогика, 1989.
- 160 с.
2. Дорофеева О.И. Формирование диагностической компетентности педагогов: Методическое пособие / Под ред. И. Ю. Дробининой. - Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006. - 80 с.
3. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика / Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1991. - 240 с.
4. Михайлычев Е.А. К понятийному аппарату педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. -2004. - № 2. - С. 33-49.
5. Шаршакова Л.Б. Педагогическая диагностика образовательного процесса. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования — СПб.: ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества «У Вознесенского моста», 2013. - 52 с.
ДОРОФЕЕВА ЯНА ВЯЧЕСЛАВОВНА - магистрант, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия.