ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2019. № 4-2(91)
УДК 378
Я.В. Дорофеева
ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ И СРЕДСТВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ПРОЦЕССЕ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье рассматриваются вопросы применения различных видов и средств педагогической диагностики в процессе изучения иностранных языков. Педагогическая диагностика позволяет учителю принять обоснованные педагогические решения и правильно воздействовать на учащихся. Помимо этого выполняется роль канала обратной связи, которая позволяет выявить результаты таких воздействий и возможные пути их коррекции.
Ключевые слова: иностранный язык, педагогическая диагностика, образование, ученики, языковая подготовка.
Изучение иностранных языков в ходе образовательного процесса предполагает подготовку обучающегося к общению в современном мире, многоязычной и многокультурной среде, к эффективной социально полезной деятельности. Задача по выявлению у детей способностей к усвоению иностранных языков стоит не только перед родителями и их детьми, но и у учителей и психологов. Цель обучения иностранному языку многоаспектна, но основная это коммуникативная, которая предусматривает практическое овладение языком как средством общения [1, с. 45-48]. Содержание учебного материала должно быть отобрано таким образом, чтобы оно соответствовало целям всего обучения.
Современная школа требует от учителей умения диагностировать и корректировать педагогический процесс. Педагогическая диагностика - это вид деятельности, изучающий признаки, которые характеризуют состояние и результаты процесса обучения, прогнозы возможных отклонений, пути их предупреждения, а также коррекцию обучения в целях повышения качества подготовки специалистов [2, с. 34-39]. Диагностирование образовательных достижений учащихся дает возможность совершенствовать сам процесс обучения, в том числе и процесс обучения иностранным языкам. Под педагогической диагностикой в процессе изучения иностранных языков следует понимать познавательно-преобразующую деятельность участников процесса, способность распознавать и учитывать индивидуальные особенности иностранного языка, состояний и свойств, направленных на обеспечение результата образовательного процесса, достижение педагогических целей, развитие личности обучающегося [3, с.48]. Образовательные достижения в изучении иностранных языков зависят от того, насколько методы и приемы педагогической диагностики продуманны и эффективны. Для того чтобы дать объективную оценку достижениям учащихся, необходимо использовать различные стандартные и нестандартные методы: устные, письменные, групповые, индивидуальные, методы оценки учеником себя и других. Ранее достижения оценивались только педагогом.
Применение различных видов и средств педагогической диагностики в процессе языковой подготовки, необходимо в целях выявления результативности процесса обучения. Так, например, разработка и реализация дидактического тестирования, на сегодняшний день, является наиболее популярным средством изучения и оценки усвоения иностранного языка в учебных заведениях. Для учеников младших классов особый интерес представляют тесты в игровой форме, так как такой процесс игры заставляет детей забыть о том, что они могут получить неудовлетворительную оценку, а также стимулирует желание изучать иностранный язык. Тестовые задания позволяют педагогу накопить статистический материал, подвергать его математической обработке, получать объективные выводы в пределах установленных задач [4, с. 215].
К наиболее старым методам дидактической работы относится «беседа». Учитель путем продуманной системы работы подводит учеников к понимаю нового материала. К тому же данный способ позволяет не только изучать иностранный язык, но и понимать его смысл. Причем наиболее продуктивными являются групповые беседы. Для проверки же знаний учащихся педагог может задать пересказ, устроить устный опрос или письменную проверку, в ходе которых необходимо будет излагать мысли на иностранном
© Дорофеева Я.В., 2019.
Научный руководитель: Орлова Людмила Александровна - доктор педагогических наук, профессор, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Россия.
Вестник магистратуры. 2019. № 4-2(91)
ISSN 2223-4047
языке [5, с. 122]. Таким образом, проводится педагогический мониторинг, происходит оценка, прогнозирование состояния педагогического процесса, отслеживание его хода и перспектив интеллектуального развития.
В условиях современного обучения иностранному языку, когда целью и обеспечением эффективности является комплексное развитие всех видов речевых навыков и умений, важен постоянный контроль эффективности обучения, то есть эффективная оценка уровня владения тем или иным конкретным речевым навыком. Главными принципами диагностирования и контролирования успеваемости выступают такие как объективность, систематичность, наглядность.
Объективность заключается в равном, доброжелательном отношении педагога ко всем учащимся, а также в точном и справедливом оценивании знаний и умений. Систематичность проявляется в регулярном диагностировании учащихся с первого и до последнего дня их обучения. Принцип наглядности проявляется в проведении открытых испытаний для всех учеников по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, который устанавливается в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Данный принцип требует оглашения и мотивации оценок, так как именно оценка - это ориентир, по которому дети судят об эталонах, требования к ним, а так же объективности педагога [6, с.160-164].
Итак, педагогическая диагностика обучения иностранного языка направлена на достижение заранее запланированной цели - овладение языком. Для реализации данной цели, прежде всего, необходимо, чтобы учебная деятельность реализовывалась совместно учителем и учащимся. Преподаватель иностранного языка должен добиться от учеников понимания содержания материала, его усвоения, для дальнейшего применения полученных знаний в жизни. Помочь в этом может педагогическая диагностика.
Библиографический список
1. Сидяченко, Е.Н. Проектирование учебного процесса по иностранному языку на диагностической основе / Е.Н. Сидяченко // Иностр. яз. в шк. - 2011. -№ 7. - С. 45-48;
2. Полукеева, Е.В. Педагогическая диагностика развития у студентов умений профессионально-иноязычной деятельности / Е.В. Полукеева // Вестн. Костромского гос. ун-та. Сер. : Педагогика. Психология. Социокинетика. -2010. - Т. 16. - 34-39;
3. Старовойтова, Д.А. Информационно-коммуникационные технологии в процессе формирования умений педагогической диагностики у будущих преподавателей иностранных языков / Д.А. Старовойтова // Иностр. яз. в шк. -2018. - № 8. - C. 35-42;
4. Мамедова, А.В. Интенсивные технологии обучения иностранным языкам как средство стимулирования коммуникативной компетентности / А.В. Мамедова // Актуальные задачи педагогики : материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита : Изд-во Молодой ученый, 2011. - С. 212-216 ;
5. Никитина, Л.К. Технологии подготовки к аттестации по иностранному языку : [учебно-метод. пособие] / Л.К. Никитина. - Санкт-Петербург : КАРО, 2009. - 255 с.;
6. Патеева, Н.Е. Инновационные приемы педагогической диагностики в процессе изучения иностранных языков / Н. Е. Патеева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2006. - № 5 (23). - С. 160-164.
ДОРОФЕЕВА ЯНА ВЯЧЕСЛАВОВНА - магистрант, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Россия.