Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ И СРЕДСТВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ПРОЦЕССЕ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ'

ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ И СРЕДСТВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ПРОЦЕССЕ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕНИКИ / ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорофеева Я.В.

В статье рассматриваются вопросы применения различных видов и средств педагогической диагностики в процессе изучения иностранных языков. Педагогическая диагностика позволяет учителю принять обоснованные педагогические решения и правильно воздействовать на учащихся. Помимо этого выполняется роль канала обратной связи, которая позволяет выявить результаты таких воздействий и возможные пути их коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ И СРЕДСТВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ПРОЦЕССЕ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2019. № 4-2(91)

УДК 378

Я.В. Дорофеева

ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ И СРЕДСТВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ПРОЦЕССЕ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье рассматриваются вопросы применения различных видов и средств педагогической диагностики в процессе изучения иностранных языков. Педагогическая диагностика позволяет учителю принять обоснованные педагогические решения и правильно воздействовать на учащихся. Помимо этого выполняется роль канала обратной связи, которая позволяет выявить результаты таких воздействий и возможные пути их коррекции.

Ключевые слова: иностранный язык, педагогическая диагностика, образование, ученики, языковая подготовка.

Изучение иностранных языков в ходе образовательного процесса предполагает подготовку обучающегося к общению в современном мире, многоязычной и многокультурной среде, к эффективной социально полезной деятельности. Задача по выявлению у детей способностей к усвоению иностранных языков стоит не только перед родителями и их детьми, но и у учителей и психологов. Цель обучения иностранному языку многоаспектна, но основная это коммуникативная, которая предусматривает практическое овладение языком как средством общения [1, с. 45-48]. Содержание учебного материала должно быть отобрано таким образом, чтобы оно соответствовало целям всего обучения.

Современная школа требует от учителей умения диагностировать и корректировать педагогический процесс. Педагогическая диагностика - это вид деятельности, изучающий признаки, которые характеризуют состояние и результаты процесса обучения, прогнозы возможных отклонений, пути их предупреждения, а также коррекцию обучения в целях повышения качества подготовки специалистов [2, с. 34-39]. Диагностирование образовательных достижений учащихся дает возможность совершенствовать сам процесс обучения, в том числе и процесс обучения иностранным языкам. Под педагогической диагностикой в процессе изучения иностранных языков следует понимать познавательно-преобразующую деятельность участников процесса, способность распознавать и учитывать индивидуальные особенности иностранного языка, состояний и свойств, направленных на обеспечение результата образовательного процесса, достижение педагогических целей, развитие личности обучающегося [3, с.48]. Образовательные достижения в изучении иностранных языков зависят от того, насколько методы и приемы педагогической диагностики продуманны и эффективны. Для того чтобы дать объективную оценку достижениям учащихся, необходимо использовать различные стандартные и нестандартные методы: устные, письменные, групповые, индивидуальные, методы оценки учеником себя и других. Ранее достижения оценивались только педагогом.

Применение различных видов и средств педагогической диагностики в процессе языковой подготовки, необходимо в целях выявления результативности процесса обучения. Так, например, разработка и реализация дидактического тестирования, на сегодняшний день, является наиболее популярным средством изучения и оценки усвоения иностранного языка в учебных заведениях. Для учеников младших классов особый интерес представляют тесты в игровой форме, так как такой процесс игры заставляет детей забыть о том, что они могут получить неудовлетворительную оценку, а также стимулирует желание изучать иностранный язык. Тестовые задания позволяют педагогу накопить статистический материал, подвергать его математической обработке, получать объективные выводы в пределах установленных задач [4, с. 215].

К наиболее старым методам дидактической работы относится «беседа». Учитель путем продуманной системы работы подводит учеников к понимаю нового материала. К тому же данный способ позволяет не только изучать иностранный язык, но и понимать его смысл. Причем наиболее продуктивными являются групповые беседы. Для проверки же знаний учащихся педагог может задать пересказ, устроить устный опрос или письменную проверку, в ходе которых необходимо будет излагать мысли на иностранном

© Дорофеева Я.В., 2019.

Научный руководитель: Орлова Людмила Александровна - доктор педагогических наук, профессор, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Россия.

Вестник магистратуры. 2019. № 4-2(91)

ISSN 2223-4047

языке [5, с. 122]. Таким образом, проводится педагогический мониторинг, происходит оценка, прогнозирование состояния педагогического процесса, отслеживание его хода и перспектив интеллектуального развития.

В условиях современного обучения иностранному языку, когда целью и обеспечением эффективности является комплексное развитие всех видов речевых навыков и умений, важен постоянный контроль эффективности обучения, то есть эффективная оценка уровня владения тем или иным конкретным речевым навыком. Главными принципами диагностирования и контролирования успеваемости выступают такие как объективность, систематичность, наглядность.

Объективность заключается в равном, доброжелательном отношении педагога ко всем учащимся, а также в точном и справедливом оценивании знаний и умений. Систематичность проявляется в регулярном диагностировании учащихся с первого и до последнего дня их обучения. Принцип наглядности проявляется в проведении открытых испытаний для всех учеников по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, который устанавливается в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Данный принцип требует оглашения и мотивации оценок, так как именно оценка - это ориентир, по которому дети судят об эталонах, требования к ним, а так же объективности педагога [6, с.160-164].

Итак, педагогическая диагностика обучения иностранного языка направлена на достижение заранее запланированной цели - овладение языком. Для реализации данной цели, прежде всего, необходимо, чтобы учебная деятельность реализовывалась совместно учителем и учащимся. Преподаватель иностранного языка должен добиться от учеников понимания содержания материала, его усвоения, для дальнейшего применения полученных знаний в жизни. Помочь в этом может педагогическая диагностика.

Библиографический список

1. Сидяченко, Е.Н. Проектирование учебного процесса по иностранному языку на диагностической основе / Е.Н. Сидяченко // Иностр. яз. в шк. - 2011. -№ 7. - С. 45-48;

2. Полукеева, Е.В. Педагогическая диагностика развития у студентов умений профессионально-иноязычной деятельности / Е.В. Полукеева // Вестн. Костромского гос. ун-та. Сер. : Педагогика. Психология. Социокинетика. -2010. - Т. 16. - 34-39;

3. Старовойтова, Д.А. Информационно-коммуникационные технологии в процессе формирования умений педагогической диагностики у будущих преподавателей иностранных языков / Д.А. Старовойтова // Иностр. яз. в шк. -2018. - № 8. - C. 35-42;

4. Мамедова, А.В. Интенсивные технологии обучения иностранным языкам как средство стимулирования коммуникативной компетентности / А.В. Мамедова // Актуальные задачи педагогики : материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита : Изд-во Молодой ученый, 2011. - С. 212-216 ;

5. Никитина, Л.К. Технологии подготовки к аттестации по иностранному языку : [учебно-метод. пособие] / Л.К. Никитина. - Санкт-Петербург : КАРО, 2009. - 255 с.;

6. Патеева, Н.Е. Инновационные приемы педагогической диагностики в процессе изучения иностранных языков / Н. Е. Патеева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2006. - № 5 (23). - С. 160-164.

ДОРОФЕЕВА ЯНА ВЯЧЕСЛАВОВНА - магистрант, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.