Научная статья на тему 'Педагогическая диагностика мелодического слуха у детей младшего школьного возраста'

Педагогическая диагностика мелодического слуха у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ / AN EAR FOR MUSIC / МЕЛОДИЧЕСКИЙ СЛУХ / MELODIC HEARING / ЛАДОВОЕ ЧУВСТВО / ЗВУКОВЫСОТНОЕ ЧУВСТВО / PITCH SENSE / МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / JUNIOR STUDENTS / TONAL MEMORY / MUSICAL ACOUSTIC CONCEPTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москвина Инна Викторовна, Кривоногова Ольга Васильевна

Статья посвящена проблеме развития мелодического слуха у учащихся младших классов на уроке музыки в школе. Приведены фрагменты диагностических методик по исследованию уровня сформированности мелодического слуха у детей. Представлены результаты педагогической диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Москвина Инна Викторовна, Кривоногова Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical diagnostics of the musical ear in children of primary school age

The article is devoted to the problem of developement of melodic hearing by junior school students during the music lessons at school. The fragments of diagnostic methods on the forming level research of the children's melodic hearing are presented in this article. The results of pedagogical diagnostic are given here.

Текст научной работы на тему «Педагогическая диагностика мелодического слуха у детей младшего школьного возраста»

3. Вербенец, А.М. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Вербенец. - М. : Центр педагогического образования, 2008. - 112 с.

4. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование [Текст] : словарь : ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М. : НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

5. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 / М -во образования и науки Рос. Федерации // RG.RU : интернет-портал «Российской газеты». - Режим доступа : http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. - 3.11.2015.

6. Общие вопросы эстетического воспитания в школе [Текст] / под ред. В.Н. Шацкой. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1995. - 183 с.

УДК 373.2.016

И.В. Москвина, О.В. Кривоногова, г. Шадринск

Педагогическая диагностика мелодического слуха у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена проблеме развития мелодического слуха у учащихся младших классов на уроке музыки в школе. Приведены фрагменты диагностических методик по исследованию уровня сформированности мелодического слуха у детей. Представлены результаты педагогической диагностики.

Музыкальный слух, мелодический слух, ладовое чувство, звуковысотное чувство, музыкально-слуховые представления, младшие школьники.

I. V. Moskvinu, O. V. Krivonogova, Shadrinsk

Pedagogical diagnostics of the musical ear in children of primary school age

The article is devoted to the problem of developement of melodic hearing by junior school students during the music lessons at school. The fragments of diagnostic methods on the forming level research of the children's melodic hearing are presented in this article. The results of pedagogical diagnostic are given here.

Keywords: An ear for music, melodic hearing, tonal memory, pitch sense, musical acoustic conceptualization, junior students.

В соответствии с требованиями ФГОС изучение предмета «Музыка» в общеобразовательной школе направлено на формирование музыкальной культуры учащихся, развитие у них музыкальных способностей в различных видах музыкально-практической деятельности.

По мнению большинства педагогов-музыкантов, успешность музыкального воспитания школьников во многом зависит от наличия у обучаемых музыкального слуха - способности воспринимать, представлять и осмысливать музыкальные впечатления. Эта своеобразная способность значительно отличается от биологического слуха и развивается с приобретением знаний, навыков и опыта [4, с. 7]. Одной из разновидностей музыкального слуха является мелодический слух, изучению которого уделяется пристальное внимание в научной музыкально-педагогической литературе. Проблему развития данного феномена исследовали Б.В. Асафьев, А.В. Барабошкина,

А.Л. Готсдинер, С.Е. Оськина, В.И. Петрушин, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин, Г.И. Шатковский и др.

Анализируя различные подходы к определению мелодического слуха в системе музыкальных способностей (Е.В. Давыдова [1], В.И. Петрушин [3], Б.М. Теплов [5] и др.), можно сделать вывод о том, что мелодический слух является одной из разновидностей музыкального слуха, представляющий собой способность точно воспринимать, запоминать и воспроизводить мелодическую линию голосом. С помощью этого вида слуха осуществляется узнавание мелодии и чувствительность к точности интонации.

В основе мелодического слуха лежит ладовое чувство, представляющее собой способность различать ладовые функции звуков мелодии, их устойчивость и неустойчивость, а также тяготение друг к другу. В данной способности обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Б.М. Теплов назвал ее перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха, элементарные проявления которого диагностируются по следующим признакам: узнавание ребенком знакомой ему мелодии; идентификации предъявляемого мелодического образца с оригиналом; чувство тоники, обнаруживающееся с большей или меньшей очевидностью; осмысление звуковысотных интервальных отношений между ступенями лада.

Другой составляющей мелодического слуха являются музыкально-слуховые представления - способность к полноценному восприятию, узнаванию и воспроизведению мелодии. Данный компонент слуха назван Б.М. Тепловым слуховым, или репродуктивным. Он диагностируется по таким показателям, как узнавание ребенком мелодии песни; исполнение мелодии голосом с сопровождением музыкального инструмента или без него; транспонирование мелодии в разные тональности; подбор мелодии знакомой песни на инструменте; умение мысленно представлять звуки после предварительного прослушивания и т. д.

Важнейшей составляющей мелодического слуха является звуковысотное чувство - способность координации между слухом и голосом в процессе интонирования звуков мелодии по высоте. Без него, по мнению Б.М. Теплова, «невозможно никакое осмысленное восприятие музыки, тем более - никакое музыкальное действование» [5, с. 214]. Звуковысотное чувство диагностируется у детей через ощущение ими высоты звуков, определение направления движения мелодии, осознание поступенного и скачкообразного ее движения и т. п.

Развитие у младших школьников мелодического слуха на уроках музыки во многом зависит от организации тех видов музыкально-практической деятельности, которые в данном случае являются приоритетными, а именно - певческой деятельности и инструментального музицирования. Кроме того, успешность развития мелодического слуха у детей зависит от учета в содержании и организации этих видов музыкальной деятельности физиологических, психологических и возрастных особенностей младших школьников [2].

Изучение теоретических аспектов развития мелодического слуха у учащихся младших классов подвигло нас к рассмотрению данной проблемы на практике путем разработки и проведения опытно-поисковой работы на базе МБОУ «СОШ № 6» г. Югорска Тюменской области. Исследованием было охвачено 40 детей (учащихся 2 «А» и 2 «Б» классов), по 20 учеников в экспериментальной (ЭГ) и контрольной группах (КГ).

Опытно-поисковая работа проводилась в условиях естественного педагогического процесса и на данном этапе включала констатирующий эксперимент, целью которого было выявление исходного уровня развития мелодического слуха у младших школьников. Для достижения указанной цели были поставлены задачи,

связанные с определением критериев, показателей и уровневых характеристик развития мелодического слуха у детей младшего школьного возраста; с разработкой диагностического инструментария, позволяющего получить информацию об исходном уровне развития данного вида слуха у учащихся; с проведением обработки результатов педагогической диагностики и обобщением полученных данных для формулировки итоговых суждений о результатах опытно-поисковой работы.

В качестве критериев развития мелодического слуха у детей были выделены: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и звуковысотное чувство. Характеристика данных критериев была дополнена показателями и разработанными положениями об уровнях сформированности мелодического слуха у учащихся младших классов (высоком, среднем и низком), отраженных в критериально-уровневой шкале.

Для выявления исходного уровня развития мелодического слуха у учащихся младших классов мы разработали и апробировали на практике комплекс диагностических методик. К примеру, для определения наличия ладового чувства школьникам предлагалось задание «Закончи мелодию». В качестве музыкального материала послужили русские народные песни «Во поле берёза стояла» и «Ходит Ваня». Каждому ученику ставилась задача прослушать обе песни и ответить в мажорном или минорном ладу они звучали. Далее каждому ученику предлагалось допевать начатые учителем (голосом или на инструменте) фразы песни «Во поле берёза стояла». При этом проверялось умение ребенка завершать мелодические фразы устойчиво на тонике.

Для выявления уровня музыкально-слуховых представлений у детей проводилось задание «Спой мелодию». Музыкальным материалом послужили русские народные песни «Как на тоненький ледок» и «Проторила я тропинку». Каждому учащемуся предлагалось вспомнить и спеть ранее пройденную песню «Как на тоненький ледок». При этом использовались два варианта пения: без сопровождения музыкального инструмента или с аккомпанементом, исполненным педагогом. Продолжая задание, учитель иллюстрировал отдельные фразы незнакомой детям песни «Проторила я тропинку» и предлагал ученикам повторить данный фрагмент с текстом или на слог.

Чтобы выявить звуковысотное чувство у детей мы проводили задание «Повтори мелодию» на материале русской народной песни «Как под горкой». Каждому ребенку индивидуально предлагалось исполнить эту песню на слог, одновременно показывая рукой направление движения мелодии. При этом ставилось условие чисто интонировать звуки мелодии.

После реализации всего комплекса подготовленных диагностических методик мы проанализировали результаты. Как выяснилось, у большинства испытуемых школьников экспериментальной и контрольной групп уровень развития мелодического слуха соответствует среднему. Вместе с тем стоит заострить внимание на обнаруженных проблемах при выполнении заданий детьми. Определяя исходный уровень развития ладового чувства у учащихся, мы выяснили, что большинство второклассников не уверенно различают ладовую окраску мелодий, не всегда ощущают устойчивость и неустойчивость их звуков. При выявлении музыкально-слуховых представлений у детей было определено, что многие из них затрудняются повторить незнакомую мелодию после предварительного прослушивания, а также не могут без искажений исполнять знакомую мелодию в сопровождении музыкального инструмента и без него. Неточная интонация наблюдалась чаще в тех случаях, когда ученик повторял за педагогом незнакомую ему песню. Задания на выявление звуковысотного чувства оказались для школьников самыми трудными. Результаты показали, что большинство из них не умеют определять направление движения мелодии, плохо

распознают соотношения звуков по высоте. Итоги диагностики мы обобщили в следующей таблице:

Таблица 1

Итоги диагностики уровня развития мелодического слуха у детей КГ и ЭГ (в %) *

Критерии Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Ладовое чувство 10 20 70 65 20 15

Музыкально- слуховые представления 25 10 65 75 10 15

Звуковысотное чувство 60 55 35 45 5 -

ИТОГ 32 28 56 62 12 10

количественные данные приведены с округлением до целых чисел

Из таблицы видно, что низкий уровень развития мелодического слуха выявлен у 32 % детей КГ и 28 % детей ЭГ; средний уровень констатировался у 56 % детей КГ и 62 % ЭГ. Высокий уровень определен у 12 % детей КГ и 10 % ЭГ. Обратим внимание, что результаты диагностики исходного уровня развития мелодического слуха у младших школьников экспериментальной и контрольной групп выявили примерно одинаковую картину.

Экспериментальное исследование показало, что в процессе диагностики большинство школьников проявляло активный интерес к выполнению предложенных им заданий. Но при столкновении с трудностями, некоторые дети испытывали эмоциональную скованность и растерянность. Многие учащиеся ожидали помощи со стороны учителя или одноклассников.

Итогом проведенного исследования стали выводы о том, что проблема развития мелодического слуха у детей младшего школьного возраста действительно существует. Результаты диагностики подтвердили необходимость продолжения нами опытно-поисковой работы и проведения формирующего этапа, направленного на разработку и внедрение в музыкально-образовательный процесс методики развития мелодического слуха у учащихся младших классов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Давыдова, Е.В. Методика преподавания сольфеджио / Е.В. Давыдова. - М. : Музыка, 2000. - 159 с.

2. Касьянова, Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста : учебно-метод. пособие / Л.Г. Касьянова. - Шадринск : Шадринский Дом печати, 2010. - 202 с.

3. Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. - 2-е изд. - М. : Академический Проект ; Трикста, 2008. - 400 с.

4. Оськина, С.Е. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования / С.Е. Оськина, Д.Г. Парнес. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АСТ, 2005. - 78 с.

5. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - М. : Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 344 с.

6. Шатковский, Г.И. Развитие музыкального слуха / Г.И. Шатковский. - М. : Амрита, 2010. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.