Научная статья на тему 'Педагогическая диагностика качества учебного процесса в медицинском ВУЗе'

Педагогическая диагностика качества учебного процесса в медицинском ВУЗе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студент / АНКЕТИРОВАНИЕ / ДИАГНОСТИКА / учебный процесс

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дейкало В. П., Коневалова Н. Ю., Кунцевич З. С., Щупакова А. Н., Семенов В. М.

Объектом исследования являются выпускники лечебного факультета медицинского университета. С целью изучения направленности студентов на подготовку к профессиональной деятельности, их профессиональных умений, оценки студентами деятельности профессорско-преподавательского состава, проведено анкетирование студентов по разработанной нами анкете. Статистическая обработка полученных результатов продемонстрировала, что направленность студентов на подготовку к профессиональной деятельности находится на высоком уровне. У студентов лучше всего развиты умения по оформлению истории болезни, курации больных, назначению пациентам необходимых обследований, оказанию помощи при неотложных состояниях. Несколько хуже студенты умеют самостоятельно поставить диагноз, назначить пациентам адекватное лечение, оказывать консультативную помощь. Степень развития умений студентов прямо пропорциональна количеству методического материала и учебных пособий, времени, затрачиваемому на занятиях на отработку практических навыков, обратно пропорциональна сложности рассматриваемого вопроса. Практически все студенты дежурят в стационаре во внеучебное время. Более половины студентов используют дополнительную литературу или интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дейкало В. П., Коневалова Н. Ю., Кунцевич З. С., Щупакова А. Н., Семенов В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The object of research are graduates of medical faculty of medical university. For the purpose of investigation of students' orientation on preparation for professional work, their professional abilities and assessment of activity of the faculty, questioning of students under the questionnaire developed by us was spend. Statistical processing of the received results has shown that the orientation of students on preparation for professional work is at high-level. The abilities on case history registration, curation of patients, prescription of necessary examination, emergency action are the most developed. The ability to diagnose, to institute therapy, to render the advisory help is slightly worse. The grade of students' abilities development is directly proportional to quantity of methodical material and ma-nuals, time spent on classes working-off of practical skills, inversely proportional to complexity of a case in point. Almost all students are on duty in a hospital in extrastudies time. Most students use the additional literature or the Internet.

Текст научной работы на тему «Педагогическая диагностика качества учебного процесса в медицинском ВУЗе»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

ДЕЙКАЛО В.П., КОНЕВАЛОВА Н.Ю., КУНЦЕВИЧ З.С., ЩУПАКОВА А.Н., СЕМЕНОВ В.М., СЕРГИЕВИЧ А.В.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский

университет»

Резюме. Объектом исследования являются выпускники лечебного факультета медицинского университета.

С целью изучения направленности студентов на подготовку к профессиональной деятельности, их профессиональных умений, оценки студентами деятельности профессорско-преподавательского состава, проведено анкетирование студентов по разработанной нами анкете.

Статистическая обработка полученных результатов продемонстрировала, что направленность студентов на подготовку к профессиональной деятельности находится на высоком уровне. У студентов лучше всего развиты умения по оформлению истории болезни, курации больных, назначению пациентам необходимых обследований, оказанию помощи при неотложных состояниях. Несколько хуже студенты умеют самостоятельно поставить диагноз, назначить пациентам адекватное лечение, оказывать консультативную помощь. Степень развития умений студентов прямо пропорциональна количеству методического материала и учебных пособий, времени, затрачиваемому на занятиях на отработку практических навыков, обратно пропорциональна сложности рассматриваемого вопроса. Практически все студенты дежурят в стационаре во внеучебное время. Более половины студентов используют дополнительную литературу или интернет.

Ключевые слова: студент, анкетирование, диагностика, учебный процесс.

Abstract. The object of research are graduates of medical faculty of medical university.

For the purpose of investigation of students' orientation on preparation for professional work, their professional abilities and assessment of activity of the faculty, questioning of students under the questionnaire developed by us was spend.

Statistical processing of the received results has shown that the orientation of students on preparation for professional work is at high-level. The abilities on case history registration, curation of patients, prescription of necessary examination, emergency action are the most developed. The ability to diagnose, to institute therapy, to render the advisory help is slightly worse. The grade of students' abilities development is directly proportional to quantity of methodical material and ma-nuals, time spent on classes working-off of practical skills, inversely proportional to complexity of a case in point. Almost all students are on duty in a hospital in extrastudies time. Most students use the additional literature or the Internet.

Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210023, г.Витебск, пр. Фрунзе, 27, Витебский

государственный медицинский университет. Дейкало В.П.

Педагогическая диагностика занимается конструированием современного и надежного прибора для фиксации состояний существенных признаков, разработкой алгоритмов и процедур принятия решений, подготовкой соответствующих методических рекомендаций для всех участников педагогического процесса (администрация университета, преподаватели, родители и студенты).

Педагогическая диагностика в ВУЗе рассматривается в большинстве случаев как практика оценки качества учебно-воспитательной деятельности, причин ее успехов или неудач. Можно ее применять и в научном направлении для совершенствования этой практики.

Объекты педагогической диагностики в ВУЗе можно разделить на две группы: объекты, связанные с изучением собственно личности студента, и объекты, необходимые для изучения основных источников педагогического воздействия на чувства, сознание и поведение студентов.

Теоретический анализ сложного учебно-воспитательного процесса подводит нас к необходимости выделить в педагогической диагностике три уровня познания: компонентную диагностику, структурную диагностику и системную диагностику.

Организационно-педагогические требования к проведению

диагностических процедур:

1. Педагогическая диагностика всегда требует особого внимания, особой чуткости к студенту, обязательного его согласия и предрасположенности.

2. Педагогическая диагностика должна быть построена на совместной деятельности и взаимопомощи преподавателя и студентов. Всем должно быть полезно и интересно.

3. Перед проведением педагогических диагностических процедур все студенты должны быть морально и психологически подготовлены к тому, что бы воспринимать результаты диагностики спокойно, без всяких волнений и переживаний.

4. Во время проведения диагностических процедур необходимо исключить всякое постороннее влияние или взаимовлияние студентов, для чего при тестировании рассаживать их за отдельные столы.

5. Работа с тестами должна проводиться в абсолютной тишине.

6. Преподаватель, занимающийся педагогической диагностикой, должен хранить профессиональную тайну. Сведения, полученные в процессе диагностического исследования, могут быть использованы только для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Требования к качеству подготовки специалистов, в том числе и врачей, предусматривают организацию научно обоснованной системы контроля обучения в университете и в процессе последипломной подготовки. Контроль обучения несет две основные функции: контроль в процессе обучения с целью

его коррекции и контроль результатов обучения для оценки его эффективности.

Диагностика успеваемости студентов осуществляется преподавателем в его повседневной контрольно-проверочной деятельности. В современной педагогике достаточно четко разработаны цели, виды, методы, формы, способы и условия эффективности проверки успеваемости студентов.

Для диагностики состояния учебного процесса, оценки и самооценки качества профессиональной деятельности преподавателя - применяется специально разработанная анкета-тест, позволяющая на основе самооценки преподавателя и внешней оценки его деятельности определить актуальный уровень качества учебной работы.

Для диагностики общего состояния учебного процесса в студенческой группе, уровня развития личностных характеристик студентов в процессе обучения рекомендуется применять опросники.

Для диагностики качества учебного процесса в Витебском государственном медицинском университете была разработана анкета для опроса студентов-выпускников.

При подготовке и проведении анкетирования ставились следующие цели:

• изучить степень собственной направленности студентов на подготовку к профессиональной деятельности врача;

• получить сведения о сформированности профессиональных умений студентов, полученных за время обучения в университете (на основе самооценки студентов);

• получить сведения об оценке студентами деятельности профессорско-преподавательского состава по подготовке студентов к профессиональной деятельности;

• выявить основные способы организации самостоятельной работы студентов, их направленность на самостоятельное саморазвитие и самовоспитание.

Методы

Проведено анонимное анкетирование 134 студентов шестого курса лечебного факультета. Всем респондентам было предложено оценить:

- собственную направленность на подготовку к профессиональной деятельности врача;

- сформированность профессиональных умений по диагностике и лечению различных заболеваний;

- деятельность профессорско-преподавательского состава по подготовке студентов к профессиональной деятельности;

- направленность на самостоятельное получение знаний и развитие профессиональных умений.

Первая группа вопросов в анкете была направлена на диагностику активности и инициативности студентов в обучении, их готовности к самостоятельной практической деятельности (психологическую, теоретическую, практическую), к самообразованию и самосовершенствованию. Оценка данных показателей производилась в баллах от 0 до 5. Два вопроса требовали ответа «да», «нет» или «затрудняюсь ответить». В этой же группе вопросов

требовалось указать причину, которая мешала успешной учебе в университете и овладению необходимыми профессиональными знаниями и умениями.

Вопросы второй группы касались диагностики готовности студентов работать в качестве врача:

• вести прием в поликлинике, женской консультации, приемном покое стационара;

• курировать больных в стационаре;

• оформлять необходимую для врачей медицинскую документацию (историю болезни, амбулаторную карту, направление на МРЭК, на биопсию);

• оказывать консультативную помощь;

• самостоятельно назначать пациентам необходимые обследования, устанавливать диагноз, назначить пациентам адекватное лечение, в том числе и выписывать лекарственное средство (рецепт);

• давать необходимые рекомендации пациенту при выписке из стационара (закрытии больничного листа);

• оказывать консультативную помощь.

Отдельно были вынесены вопросы о готовности студентов к оказанию неотложной помощи пациентам. Ответы на все вопросы второй группы требовалось оценить в баллах (от 0 до 5).

Деятельность профессорско-преподавательского состава по подготовке студентов к профессиональной деятельности (третья группа вопросов) оценивалась по следующим критериям:

• наличие подготовленных кафедрой методических материалов и учебных пособий по всем пунктам второй группы вопросов;

• организация работы студентов на практическом занятии: курация больных, составление их плана обследования, оформление медицинской документации, интерпретация данных лабораторных и инструментальных исследований, ассистирование на операциях, другие виды деятельности. Ответы требовалось оценить по шкале «да», «нет», «не в полной мере», «затрудняюсь ответить».

Четвертая группа вопросов затрагивала способы организации самостоятельной работы студентов, получение сведений: об источниках информации, которые используются студентами при подготовке к практическим занятиям, о способности самостоятельно выполнять практические навыки, указанные в дневнике практических навыков без помощи преподавателя. Ответы требовалось оценить по шкале «да», «нет», «не в полной мере», «затрудняюсь ответить».

Результаты

При анализе первой группы вопросов собственную активность в обучении на 5 баллов оценили 49 студентов (36%), на 4 балла - 59 (44%), на 3 балла - 21 (16%), на 2 балла - 4 (3%). В 1 анкете ответов не было. Таким образом, можно считать, что собственная активность в обучении у студентов достаточно высокая. По пятибалльной шкале максимум приходится на 4 балла, минимальные значения не встречались вообще.

Готовность к самостоятельной практической деятельности у студентов -

также достаточно высокая (таблица 1). По пятибалльной шкале максимум приходится на 4 балла. Однако есть как максимальный результат, так и минимальные значения. Наиболее высокой у студентов оказалась психологическая готовность к самостоятельной практической деятельности, теоретическая и практическая готовность оказались практически равными.

Таблица 1

Анализ готовности студентов-выпускников к самостоятельной

_________практической деятельности________________________

Вид готовности Баллы Всего ответов Нет ответа

5 4 3 2 1 0

психологи- ческая 39 29,10% 54 40,30% 24 17,91% 9 6,72% 4 2,99% 2 1,49% 132 98,51% 2

теоретическая (теоретические знания) 12 8,96% 75 55,97% 39 29,10% 4 2,99% 3 2,24% 1 0,75% 134 100,00% 0

практическая (умения) 14 10,45% 61 45,52% 40 29,85% 11 8,21% 3 2,24% 3 2,24% 132 98,51% 2

Результаты анкетирования показали, что у студентов проявляется высокий уровень готовности к самообразованию и самосовершенствованию. По пятибалльной шкале максимум приходится на 5 баллов, минимальные значения не встречались вообще.

Более половины студентов считают, что знания, полученные ими в период обучения в университете, недостаточны для работы в практическом здравоохранении. Выявлено, что лучше всего студенты могут вести прием в поликлинике, далее следует стационар и на последнем месте - женская консультация.

Все студенты согласились с утверждением, что врач должен учиться всю жизнь.

На вопрос о причине, которая мешала успешной учебе в университете и овладению необходимыми профессиональными знаниями и умениями были получены открытые ответы. Приведем примеры основных из них:

• отсутствие у части преподавателей современного и креативного подхода к образовательному процессу - 1 ответ;

• отсутствие ПК - 1 ответ;

• лень - 5 ответов;

• неопределенность в выборе будущей специальности - 1 ответ;

• собственная лень и неосознание всей важности учебного процесса в силу молодости - 1 ответ;

• недостаток времени - 2 ответа;

• ничего - 8 ответов;

• отсутствие мотивации на 1 и 2 курсе - 1 ответ;

• лень и разгильдяйство - 1 ответ;

• много теоретических дисциплин, которые непонятно как применить в реальности - 1 ответ;

• куча никому не нужной бумажной работы - 1 ответ;

• пренебрежительное отношение преподавателей к студентам - 2 ответа;

• отсутствие согласованности в работе кафедры и клинических врачей

- 2 ответа;

• мало книг, старая литература, мало практики - 1 ответ;

• нежелание работать врачом - 1 ответ;

• неадекватная оценка предстоящей профессии - 1 ответ;

• отсутствие льгот, тренажеров для медицинских манипуляций - 1 ответ;

• немедицинского профиля предметы занимали много времени, на первых курсах недооценивали значимость своей профессии, а сейчас разочарованность и усталость - 1 ответ;

• большие вольности в обучении (никто не заставлял учить) - 1 ответ;

• собственная безынициативность - 1 ответ;

• нерационально построенный учебный процесс - 1 ответ;

• большие учебные группы - 2 ответа;

• недостаточно практической работы - 1 ответа;

• на первых курсах нет введения в практическую часть, не формируется цель и ориентация в профессии - 1 ответ;

• непонимание и неосознание того, что все предметы действительно необходимы для действительно глубокого осознания проблемы - 1 ответ;

• отсутствие мотивации на первых двух курсах - 1 ответ;

• проживание в общежитии - 1 ответ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• психические травмы от преподавателей - 1 ответ.

Все причины, которые мешали успешной учебе в университете и овладению необходимыми профессиональными знаниями и умениями можно объединить в следующие группы: связанные с организацией учебного процесса, отсутствие мотивации и неверный выбор профессии и социальноэкономические. Такие ответы, как «лень», «ничего» и их вариаций которых было большое количество нельзя расценивать как полноценный ответ, так как за ними всегда скрывается какая-либо другая, основная, причина.

При ответе на вторую группу вопросов свое умение самостоятельно курировать больных в стационаре на 5 баллов оценило 40 (30%) студентов, на 4 балла - 69 (51%), на 3 балла - 17 (13%), на 2 балла - 6 (4%). В 2 анкетах ответов не было (таблица 2). Студенты высоко оценили свое умение курировать больных в стационаре: по пятибалльной шкале максимум пришелся на 4 балла (более половины студентов), минимальные значения не встречались вообще.

Таблица 2

Анализ готовности студентов самостоятельно вести прием больных в

различных учреждениях здравоохранения

Прием больных Баллы Всего ответов Нет ответа

5 4 3 2 1 0

в поликлинике 18 13,43% 83 61,94% 20 14,93% 7 5,22% 4 2,99% 0 0,00% 132 98,51% 2

в женской консультации 11 8,21% 46 34,33% 41 30,60% 15 11,19% 7 5,22% 8 5,97% 128 95,52% 6

в приемном покое стационара 12 9,96% 67 50,00% 39 29,10% 10 7,46% 4 2,99% 1 0,75% 133 99,25% 1

Оценка студентами своей готовности самостоятельно оформлять медицинскую документацию приведена в таблице 3. Лучше всего студенты из медицинской документации могут оформлять историю болезни, далее следует амбулаторная карта, наихудшие результаты - по оформлению направления на МРЭК, на биопсию.

Таблица 3

Анализ готовности студентов к работе по оформлению медицинской

документации

Вид медицинской документации Баллы Всего ответов Нет ответа

5 4 3 2 1 0

история болезни 67 50,00% 56 41,97% 8 5,97% 1 0,75% 1 0,75% 0 0,00% 133 99,25% 1

амбулаторная карта 47 35,07% 72 53,73% 12 8,96% 1 0,75% 0 0,00% 0 0,00% 132 98,51% 2

направление на МРЭК, на биопсию 26 19,40% 58 43,28% 31 23,13% 7 5,22% 5 3,73% 4 2,99% 131 97,76% 3

Результаты анкетирования по изучению готовности студентов самостоятельно выполнять отдельные элементы работы врача с пациентами представлены в таблице 4. Отдельные элементы работы врача с пациентом по степени убывания умений студентов в их выполнении выстраиваются в следующий ряд: назначение необходимых обследований; необходимые

рекомендации пациенту при выписке из стационара (закрытии больничного листа); выписка лекарственного средства (рецепт); поставка диагноза, назначение пациентам адекватное лечение.

Таблица 4

Анализ готовности студентов самостоятельно выполнять отдельные

элементы работы врача с пациентом

Элементы работы врача Баллы Всего ответов Нет ответ ов

5 4 3 2 1 0

самостоятельно назначать пациентам необходимые обследования 38 28,36 % 70 52,24 % 20 14,93 % 2 1,49 % 2 1,49 % 0 0,00 % 132 98,51% 2

самостоятельно поставить диагноз, назначить адекватное лечение 10 7,46 % 69 51,49 % 44 32,84 % 8 5,97 % 2 1,49 % 0 0,00 % 133 99,25% 1

дать необходимые рекомендации пациенту при выписке из стационара (закрытии больничного листа) 38 28,36 % 61 45,52 % 25 18,66 % 5 3,73 % 3 2,24 % 0 0,00 % 132 98,51% 2

самостоятельно выписывать лекарственное средство (рецепт) 29 21,64 % 60 44,78 % 34 25,37 % 6 4,48 % 3 2,24 % 1 0,75 % 133 99,25% 1

Умение студентов оказать консультативную помощь больным и коллегам сравнительно невысокое, примерно соответствует умению выписывать лекарственное средство. Оказывать консультативную помощь больным,

коллегам по применению лекарственных препаратов, используемых для лечения различных заболеваний, могут на 5 баллов 10 (7%) студентов, на 4 балла - 65 (49%), на 3 балла - 48 (36%), на 2 балла - 7 (5%), на 1 балл - 4 (3%).

Важным для каждого врача является умение оказать помощь при неотложных состояниях. Как видно из представленных данных в таблице 5 умения студентов оказывать помощь при разных неотложных состояниях практически одинаковые. При этом по пятибалльной шкале 40-50% студентов оценили свои умения на 4 балла, 25-30% - на 5 баллов.

Таблица 5

Анализ готовности студентов оказать помощь при неотложных

состояниях

Готовность оказать помощь при неотложных состояниях Баллы Всего ответов Нет ответа

5 4 3 2 1 0

гипертоническом кризе 31 23,13% 68 50,75% 24 17,91% 4 2,99% 4 2,99% 1 0,75% 132 98,51% 2

ИБС 35 26,12% 69 51,49% 18 13,43% 6 4,48% 3 2,24% 1 0,75% 132 98,51% 2

судорожном синдроме 29 21,64% 59 44,03% 32 23,88% 5 3,73% 8 5,97% 1 0,75% 134 100,00% 0

коме у больных сахарным диабетом 40 29,85% 58 43,28% 24 17,91% 6 4,48% 3 2,24% 1 0,75% 132 98,51% 2

асфиксии 44 32,84% 63 47,01% 17 12,69% 5 3,73% 4 2,99% 1 0,75% 134 100,00% 0

утоплении 45 33,58% 59 44,03% 18 13,43% 6 4,48% 3 2,24% 3 2,24% 134 100,00% 0

отравлении 42 31,34% 63 47,01% 18 13,43% 5 3,73% 3 2,24% 2 1,49% 133 99,25% 1

шоке (анафилактическом и др.) 42 31,34% 59 44,03% 22 16,42% 5 3,73% 4 2,99% 1 0,75% 133 99,25% 1

других неотложных состояниях 10 7,46% 20 14,93% 7 5,22% 1 0,75% 3 2,24% 0 0,00% 41 30,60% 93

При анализе ответов студентов на третью группу вопросов было выявлено мнение студентов о наличии методических материалов и учебных пособий, подготовленных кафедрами и способствующих формированию профессиональных умений: 61 (45%) студент считает, что они есть в достаточном количестве, 13 (10%) - что таких материалов нет, 37 (28%) -уверены, что есть, но не в полной мере, 7 (5%) - затруднились с ответом, 16 (12%) - не дали ответ.

Наличие методического материала, способствующего формированию умений приема пациентов в поликлинике и в приемном покое стационара студенты оценили практически одинаково.

Так, 61 студент (45% от числа опрошенных) считает, что материалы и учебные пособия, направленные на формирование у студентов умений самостоятельно вести прием больных в поликлинике имеются в достаточном количестве, 13 (10% от числа опрошенных) - что таких материалов нет, 37

(38%) - уверены, что есть, но они не в полной мере освещают все вопросы, 7 (5%) - затруднились с ответом, 16 (12%) - не ответили на данный вопрос.

59 студентов (44% от числа опрошенных) считает, что аналогичный материал для обучения навыкам работы в приемном покое стационара имеется в достаточном количестве, 17 (13%) - что таких материалов нет, 35 - (26%) уверены, что есть, но не в полной мере освещают все вопросы, 6 (4%) -затруднились с ответом. В 17 (13%) анкетах ответов не было.

Наличие методического материала, способствующего обучению студентов самостоятельно курировать больных в стационаре (в качестве врача) оценено следующим образом: большинство (86 (64%)) студентов считает, что такие материалы есть в достаточном количестве, 13 (10%) - что таких материалов нет, 20 (15%) - уверены, что есть, но не в полной мере освещают все вопросы, 2 (1,5%) - затруднились с ответом, 13 (10%) - не дали ответ. Мнение студентов о наличии материалов и учебных пособий, направленных на совершенствование умений правильно оформить (заполнить) медицинскую документацию представлено в таблице 6. Обеспеченность студентов методическим материалом по оформлению медицинской документации в порядке уменьшения его количества распределился следующим образом: по оформлению историй болезни; по оформлению амбулаторных карт; по оформлению направления на МРЭК, на биопсию.

Таблица 6

Анализ наличия подготовленных кафедрами материалов и учебных пособий, направленных на обучение студентов оформлению медицинской

документации

Вид медицинской документации Да Нет Не в полной мере Затруд- няюсь ответить Всего ответов Нет ответов

история болезни 91 67,91% 10 7,46% 17 12,69% 1 0,75% 119 88,81% 15

амбулаторная карта 78 58,21% 13 9,70% 25 18,66% 3 2,24% 119 88,81% 15

направление на МРЭК, на биопсию 62 46,27% 21 15,67% 34 25,37% 3 2,24% 120 89,55% 14

Результаты анкетирования о наличии методического материала и учебных пособий по отдельным элементам работы врача с пациентами представлены в таблице 7.

Количество методических материалов и учебных пособий, изучив которые, можно научиться оказывать консультативную помощь больным, коллегам по применению лекарственных препаратов, используемых для лечения различных заболеваний по мнению студентов недостаточно. 45 (34%) студентов считает, что они есть в достаточном количестве, 17 (13%) - что таких материалов нет, 50 (37%) - уверены, что есть, но не в полном объеме освещают все вопросы, 7 (5%) - затруднились с ответом, 15(11%) - не дали ответ на данный вопрос.

Таблица 7

Анализ наличия методических материалов и учебных пособий, подготовленных кафедрами и направленных на формирование готовности _________________студентов к работе врача с пациентами _________________

Наличие методических материалов и учебных пособий, подготовленных кафедрами и направленных на формирование готовности студентов Да Нет Не в полной мере Затруд- няюсь ответить Всего Нет ответа

самостоятельно назначать пациентам необходимые обследования 77 57,46% 16 11,94% 25 18,66% 2 1,49% 120 89,55% 14

самостоятельно поставить диагноз, назначить адекватное лечение 47 35,07% 15 11,19% 49 36,57% 7 5,22% 118 88,06% 16

дать необходимые рекомендации пациенту при выписке из стационара (закрытии больничного листа) 69 51,49% 12 8,96% 33 24,63% 3 2,24% 117 87,31% 17

самостоятельно выписывать лекарственное средство (рецепт) 56 41,79% 16 11,94% 39 29,10% 3 2,24% 114 85,07% 20

Мнение студентов о наличии методического материала и учебных пособий по оказанию неотложной помощи при различных неотложных состояниях достаточно высокое. Результаты представлены в таблице 8.

Таблица 8

Наличие методического материала и учебных пособий для студентов

по оказанию неотложной помощи пациентам

Наличие методического мате-риала и учебных пособий для студентов по оказанию неот-ложной помощи пациентам при Да Нет Не в полной мере Затруд- няюсь ответить Всего ответов Нет ответа

гипертоническом кризе 71 52,99% 12 8,96% 30 22,39% 4 2,99% 117 87,31% 17

ИБС 72 53,73% 12 8,96% 30 22,39% 4 2,99% 118 88,06% 16

судорожном синдроме 62 46,27% 13 9,70% 41 30,60% 3 2,24% 119 88,81% 15

коме у больных сахарным диабетом 73 54,48% 12 8,96% 31 23,13% 3 2,24% 119 88,81% 15

асфиксии 70 52,24% 13 9,70% 31 23,13% 4 2,99% 118 88,06% 16

утоплении 69 51,49% 12 8,96% 33 24,63% 4 2,99% 118 88,06% 16

отравлении 71 52,99% 11 8,21% 34 25,37% 3 2,24% 119 88,81% 15

шоке (анафилактическом и др.) 73 54,48% 11 8,21% 31 23,13% 4 2,99% 119 88,81% 15

других неотложных состояниях 37 27,61% 7 5,22% 19 14,18% 1 0,75% 64 47,76% 70

Результаты анкетирования о наличии систематической работы студентов на практических занятиях представлены в таблице 9. Работа на практических занятиях наиболее часто включает курацию больных, интерпретацию данных лабораторных исследований, оформление медицинской документации. Далее следуют чтение рентгенограмм, расшифровка ЭКГ, составление плана обследования больных. Наиболее редкие виды учебной деятельности: ассистирование на операциях, написание рецептов.

Таблица 9

Организация самостоятельной работы студентов на практических

занятиях

Вид работы студента на практических занятиях Да Нет Не в полной мере Затруд- няюсь ответить Всего ответов Нет ответа

самостоятельно курирует больных 114 85,07% 3 2,24% 6 4,48% 1 0,75% 124 92,54% 10

составляет план обследования больных во время курации 83 61,94% 15 11,19% 23 17,16% 2 1,49% 123 91,79% 11

заполняет (оформляет) медицинскую документацию 98 73,13% 10 7,46% 12 8,96% 3 2,24% 123 91,79% 11

выписывает рецепты на лекарственные средства 30 22,39% 54 40,30% 35 26,12% 1 0,75% 120 89,55% 14

интерпретирует данные лабораторных исследований 102 76,12% 6 4,48% 9 6,72% 1 0,75% 118 88,06% 16

ассистирует на операциях 43 32,09% 46 34,33% 23 17,16% 3 2,24% 115 85,82% 19

читает рентгенограммы 90 67,16% 9 6,72% 19 14,18% 1 0,75% 119 88,81% 15

расшифровывает ЭКГ 82 61,19% 14 10,45% 19 14,18% 1 0,75% 116 86,57% 18

другое 14 10,45% 1 0,75% 1 0,75% 0 0,00% 16 11,94% 118

При анализе ответов на четвертую группу вопросов установлено, что 41 (31% от числа опрошенных) студент постоянно дежурит в стационаре во вне-учебное время, 54 (40%) -этого не делает, 24 (18%) - дежурит, но не в полном объеме, 6 (4,5%) - затруднились с ответом. В 9 (7%) анкетах ответов не было.

При подготовке к практическим занятиям часто используют дополнительную литературу (научные журналы, монографии и др.) 61 (45%) человек, 28 (21%) - этого не делает, 33 (25%) - использует дополнительную литературу не в полном объеме, 2 (1,5%) - затруднились с ответом, 10 (7,5%) -не ответили на данный вопрос.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интернет при подготовке к практическим занятиям часто используют 69 (51%) студентов, 24 (18%) - этого не делает, 26 (19%) - используют интернет не в полном объеме, 2 (1,5%) - затруднились с ответом.

Таким образом, более половины студентов при подготовке к занятиям используют дополнительную литературу или Интернет.

Последним в анкете был задан вопрос «Можете ли Вы выполнить все

практические навыки (указанные в дневнике практических навыков) без помощи преподавателя?». Оказалось, что большинство студентов не могут полностью самостоятельно выполнить все необходимые практические навыки. Были получены следующие ответы: 15 (11%) человек могут выполнить, 45 (34%)

- не могут, 59 (44%) - могут выполнить не в полном объеме, 7 (5%) -затруднились с ответом. Всего на данный вопрос дали ответ 126 из 134 студентов.

Заключение

На высоком уровне находится активность студентов в обучении, готовность к самостоятельной практической деятельности, готовность к самообразованию и самосовершенствованию.

Более половины студентов считают, что знания, полученные в период учебы, недостаточны для работы в практическом здравоохранении. Все студенты согласны с утверждением, что врач должен учиться всю жизнь.

Все причины, которые мешали успешной учебе в университете и овладению необходимыми профессиональными знаниями и умениями можно объединить в следующие группы: связанные с организацией учебного процесса, отсутствие мотивации и неверный выбор профессии, социально-экономические.

У студентов лучше всего развиты умения по оформлению истории болезни, курации пациентов, назначению пациентам необходимых обследований, оказанию помощи при неотложных состояниях. Более низкий уровень готовности студентов к самостоятельной постановке диагноза, назначению пациентам адекватного лечения, оказанию консультативной помощи больным, коллегам по применению лекарственных препаратов, используемых для лечения различных заболеваний.

На кафедрах университета имеется достаточное количество методического материала и учебных пособий по курации пациентов, оформлению истории болезни, оказанию помощи при неотложных состояниях, назначению пациентам необходимых обследований.

Работа на практических занятиях наиболее часто включает курацию больных, интерпретацию данных лабораторных исследований, оформление медицинской документации. Наиболее редкие виды учебной деятельности: ассистирование на операциях, написание рецептов.

Степень развития умений студентов прямо пропорциональна количеству имеющегося методического материала и учебных пособий, обратно пропорциональна сложности рассматриваемого вопроса.

Более половины студентов при подготовке к занятиям используют дополнительную литературу или Интернет.

Литература

1. Аванесов, В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе / В. С. Аванесов. - М., 1989.

2. Андреев, В. И. Педагогика / В. И. Андреев. - Казань, 2000.

3. Битинас, Б. П. Педагогическая диагностика: Сущность, функции, перспективы / Б. П. Битинас, Л. И. Катаева // Педагогика. - 1993. - № 2.

4. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: Методология. Теория. Практика / Б. С. Гершунский. - Киев, 1986.

5. Методы педагогических исследований / под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. - М., 1980.

6. Монахов, II. И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика / II. И. Монахов. - М., 1981.

7. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин [и др.]. - М., 1997.

8. Сластенин, В. А. Основы педагогики и психологии / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. - М., 2001.

9. Сокольников, Ю. П. Теория и логика педагогической деятельности / Ю. П. Сокольников. - М.: Белгород, 2000.

10. Шевандрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. - М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.