Научная статья на тему 'Педагогическая деятельность в системе реабилитации лиц с нарушениями в развитии'

Педагогическая деятельность в системе реабилитации лиц с нарушениями в развитии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2025
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика / педагогическая деятельность / реабилитация / система реабилитации / реабилитационно-педагогическая деятельность / педагогическая реабилитация / педагогическая коррекция / социально-педагогическая реабилитация / педагогическое сопровождение / нарушение в развитии / лица с нарушениями в развитии / инвалид

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кантор Виталий Зорахович

На основе построения системной структурной модели реабилитации инвалидов определяются сущностные характеристики реабилитационно-педагогической деятельности в отношении лиц с нарушениями в развитии. Особое внимание уделяется вопросам реализации системного подхода в педагогической реабилитации инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кантор Виталий Зорахович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intrinsic characteristics of rehabilitation-pedagogical activity concerning handicapped persons are defined on the basis of the system-structural model of rehabilitation of invalids. Special attention thus is given to questions of rehabilitation using the system approach to pedagogical rehabilitation of invalids.

Текст научной работы на тему «Педагогическая деятельность в системе реабилитации лиц с нарушениями в развитии»

В. З. Кантор

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

На основе построения системной структурной модели реабилитации инвалидов определяются сущностные характеристики реабилитационно-педагогической деятельности в отношении лиц с нарушениями в развитии. Особое внимание уделяется вопросам реализации системного подхода в педагогической реабилитации инвалидов.

Изменения, произошедшие в последние десятилетия в гуманитарной сфере жизни российского общества, проявились в числе прочего в усилении внимания к проблемам реабилитации лиц с нарушениями в развитии. Государство, — и свидетельством тому служит принятие целого ряда нормативно-правовых актов, среди которых центральное место занимает Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24

ноября 1995 г., содержащий специальный раздел о реабилитации инвалидов, — осознало последнюю в качестве своей неотъемлемой функции и важнейшего специфического направления социальной политики.

В этом контексте принципиальное значение для коррекционной педагогики приобретают адекватное определение места педагогической деятельности в решении задач реабилитации лиц с наруше-

ниями в развитии и уяснение ее сущностных характеристик.

Между тем, в понимании педагогического аспекта реабилитации инвалидов сегодня обнаруживаются по меньшей мере три различных подхода.

Первый из них связан со своего рода педагогизацией реабилитации инвалидов, когда вся она в целом рассматривается исключительно в педагогической плоскости, т. е. как разновидность, пусть и специфическая, педагогического (воспитательного) процесса1.

В рамках другого подхода, однако, при построении структурной модели реабилитации педагогический ее аспект не выделяется вовсе, хотя педагогические по своей сути направления и виды деятельности, например, нравственное и эстетическое воспитание инвалидов, их духовное развитие, профобучение и т. п., все же обсуждаются в реабилитационном контексте — как частные стороны социально-трудовой и социально-психологической реабилитации2 или в связи с некоей всесторонней социальной реабилитацией инвалидов и др.

Наконец, в русле третьего подхода, словно бы «усредняющего» первые два и потому вызывающего особый аналитический интерес, представление о педагогическом аспекте реабилитации инвалидов воплощается в вычленении ее самостоятельного собственно педагогического направления, а именно — педагогической реабилитации.

Так, А. Григутис, характеризуя сложившуюся систему социальной реабилитации слепых и слабовидящих, выделил педагогическую реабилитацию, понимаемую как обучение и воспитание лиц с глубоким нарушением зрения, в качестве одного из направлений их реабилитации в целом наряду с такими направлениями, как медицинская реабилитация (восстановление зрительных функций, профилактика остаточного зрения), психологи-

ческая реабилитация (психологическое восстановление личности и формирование элементарных черт личности в процессе подготовки к жизни в условиях слепоты), элементарная реабилитация (восстановление и формирование элементарных навыков самообслуживания, ориентировки в физической и социальной среде), профессиональная реабилитация (профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и рациональное качественное трудоустройство), техническая реабилитация (создание тифлотехни-ческих средств и обеспечение ими слепых) и, наконец, культурная реабилитация (развитие увлечений, эстетическое воспитание, повышение общего культурного уровня)4.

Эта позиция, однако, порождает несколько существенных вопросов.

Во-первых, непонятно, о каких — по целевым установкам, содержанию, используемым методам и т. д. — обучении и воспитании идет речь при раскрытии сущности педагогической реабилитации инвалидов по зрению. Если в виду имеется традиционный, «обычный» учебновоспитательный процесс, реализуемый по отношению к лицам с глубоким нарушением зрительных функций, то чем тогда обусловливается его определение именно как реабилитации, и означает ли это, что всякая учебная и воспитательная работа, проводимая применительно к инвалидам по зрению, является их педагогической реабилитацией? В таком случае, однако, становятся тем более непонятными основания и принцип разграничения и рядо-положения А. Григутисом педагогической и культурной реабилитации, к которой он относит, в частности, эстетическое воспитание и другие сугубо педагогические по своей сути процессы и задачи.

Если же, наоборот, педагогическая реабилитация предполагает осуществление неких специфических и в содержа-

тельно-целевом, и в методическом плане обучения и воспитания слепых и слабовидящих, то остается неясным, в чем именно заключается данная специфика. Причем эта неясность усиливается тем, что те педагогические по своей природе реабилитационные задачи, которые, казалось бы, как раз и должны были бы выражать искомую специфику педагогической реабилитации инвалидов по зрению, связываются А. Григутисом с другими выделяемыми им направлениями реабилитации: формирование у слепых навыков самообслуживания и ориентировки — с элементарной реабилитацией, формирование основополагающих личностных свойств в условиях слепоты — с психологической реабилитацией, а профориентацию и профподготовку инвалидов по зрению — с профессиональной реабилитацией.

В свете этого становится очевидным, что адекватное понимание места педагогической деятельности в системе реабилитации лиц с нарушениями в развитии может быть выработано лишь в опоре на теоретически обоснованную структурную модель последней.

Исходная посылка при построении такой модели должна заключаться в том, что реабилитация лиц с нарушениями в развитии представляет собой не одномерное, а многомерное явление.

Во-первых, четко обнаруживается ее видовое (морфологическое) измерение: поскольку социальная политика как таковая охватывает все основные сферы жизнедеятельности людей, а именно — сферы труда, быта и культуры5, постольку и реабилитация инвалидов как явление социальной политики тоже должна охватывать данные три сферы жизнедеятельности лиц с нарушением в развитии. Тем самым определяются три объективно необходимых направления реабилитации, триединство которых означает всестороннюю реабилитацию инвалидов:

• трудовая (социально-трудовая) реабилитация, подразумевающая повышение социального статуса инвалидов в профессиональной сфере;

• бытовая (социально-бытовая) реабилитация, подразумевающая повышение социального статуса инвалидов в сфере домашнего и общественного быта;

• культурная (социально-культурная) реабилитация, подразумевающая повышение социального статуса инвалидов в сфере культурного производства и потребления.

Вместе с тем в субъективном плане реабилитация инвалидов выражается в повышении степени их социальной дееспособности в основных сферах жизнедеятельности. Так обнаруживается второе необходимое измерение реабилитации инвалидов — динамическое (стадийноуровневое), в котором различаются ее основные этапы (фазы) или качественные уровни:

• первоначальная реабилитация, предполагающая приостановление развития социальной недостаточности, обусловливаемой психофизическим нарушением;

• элементарная реабилитация, предполагающая создание основ дееспособности инвалида в ключевых областях общественной практики;

• полная реабилитация, предполагающая достижение инвалидом максимальной независимости и самостоятельности в основных сферах социальной жизнедеятельности.

В этом контексте может и должен ставиться вопрос о первоначальной, элементарной и полной социально-трудовой реабилитации инвалидов, об их первоначальной, элементарной и полной социально-бытовой реабилитации и, наконец, об их первоначальной, элементарной и полной социально-культурной реабилитации.

Между тем в прикладном отношении осуществление реабилитации инвалидов по зрению как специфического направления социальной политики необходимо предполагает осуществление — на базе государственных или общественных организаций и учреждений — различных видов реабилитационной деятельности с использованием разных по своей природе реабилитационных технологий и средств, обеспечивающих положительную динамику статуса инвалидов в трудовой, бытовой и культурной сферах. Именно с этих позиций и определяется сущность педагогического аспекта реабилитации инвалидов в целом, ибо при рассмотрении последней в соответствующем — инструментальном (технологическом) — измерении четко обнаруживаются основные виды реабилитационной деятельности:

• медицинская реабилитация, т. е. осуществление лечебно-профилактических и восстановительных мероприятий в отношении лиц с психофизическими нарушениями;

• инженерная (техническая) реабилитация, т. е. разработка и внедрение специальных технических средств, расширяющих социальные возможности инвалидов;

• психологическая реабилитация, т. е. осуществление психодиагностических, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий в отношении инвалидов;

• педагогическая реабилитация, т. е. осуществление мероприятий по формированию у инвалидов специфических умений и навыков, необходимых для участия в социальной практике.

Таким образом, педагогическая реабилитация «лежит» в плоскости, словно бы пересекающейся с двумя другими «задаваемыми» морфологическим и динамическим измерениями реабилитации инвалидов и может пониматься — на уровне исходного, рабочего определения — как

целенаправленная педагогическая деятельность, предполагающая поэтапное повышение степени социальной дееспособности инвалидов в сферах труда, быта и культуры. Следовательно, педагогическая реабилитация инвалидов есть своего рода деятельностный педагогический «срез» всей их реабилитации в целом, и только она, а не реабилитация вообще выступает в качестве специфического педагогического явления.

Дальнейшее углубление представления о сущности педагогической деятельности в системе реабилитации лиц с нарушениями в развитии предполагает, прежде всего, определение ее целевых установок, что, в свою очередь, возможно лишь в опоре на представление о цели реабилитации инвалидов в целом.

В качестве таковой, как правило, рассматривается их социальная интеграция. При этом в подобном подходе четко обнаруживаются две характерные черты.

Первая из них связана с пониманием социальной интеграции исключительно в статическом плане — как некоего состояния, достигнутого и зафиксированного положения инвалида в обществе. Показательна в этом плане, например, постановка вопроса о том, что «интеграция слепых в обществе подразумевает в качестве предварительного этапа их реабилитацию... Социальная интеграция выступает как конечная цель организованного движения слепых, а реабилитация —

как необходимое социальное условие ин-

6

теграции» .

Вторая же черта заключается в фактическом сведении социальной интеграции в индивидуальную плоскость, когда проблема по существу рассматривается на уровне каждого отдельно взятого инвалида, и интеграция в общество, определяемая в качестве конечной цели реабилитации, связывается главным образом с восстановлением личного статуса инва-

7

лида .

Между тем категория «социальная интеграция» является одной из фундаментальных категорий социологии, где обозначает не только результат, но и «процесс установления оптимальных связей между социальными институтами,

группами, эшелонами власти и управле-

8

ния...» .

Из такого понимания социальной интеграции вытекают следствия, принципиально важные для адекватного определения цели социальной реабилитации инвалидов в целом, а значит — и их педагогической реабилитации.

Прежде всего, о социальной интеграции инвалидов речь должна идти именно и только как о процессе, ибо она — со всей очевидностью — является одной из составляющих общего процесса социальной интеграции, и нет никаких оснований выводить коррекционно-педагогическое толкование соответствующей категории за рамки общенаучного. Следовательно, будучи процессуальной по своей природе, социальная интеграция инвалидов никоим образом не может выступать в качестве цели (а тем более — результата) их реабилитации. Игнорирование данного факта способно просто завести в логический тупик, порождая теоретические конструкции, вовсе лишенные смысла: «Социальная реабилитация инвалидов. ставит своей целью интеграцию инвалидов в обществе путем оказания им помощи в преодолении психологических, экономических и социальных препятствий на пути к полной реабилитации»9.

Вместе с тем, социальная интеграция представляет собой двусторонний процесс, предполагающий взаимное сближение, встречное движение двух социальных субъектов — инвалидов, стремящихся к включению в общество нормально развивающихся людей, и самих этих людей, которые должны создать благоприятные организационно-функциональные, морально-психологические и другие ус-

ловия для такого включения. Значит, эффективность социальной интеграции детерминируется, во-первых, готовностью инвалидов войти в жизнь общества нормально развивающихся людей в качестве полноправных ее участников и, во-вторых, готовностью данного общества принять инвалидов в таком качестве.

Обеспечение подобной готовности со стороны инвалидов и составляет суть их реабилитации. И в этом смысле (причем, только в этом) реабилитация инвалидов выступает как условие, средство (или, точнее, — как фактор) их интеграции в общество.

В свою очередь, в результате уяснения, таким образом, процессуальной природы социальной интеграции инвалидов и ее соотношения с их реабилитацией отчетливо обнаруживается недопустимость разрешения вопроса о цели последней только в индивидуальной плоскости.

Как субъект социальной интеграции (и, тем самым, — как объект реабилитации) инвалиды предстают в трех социально-уровневых измерениях.

Первое из них характеризует действительно индивидуально-личностный уровень, когда инвалид вступает во взаимодействие с окружающими людьми и участвует в нем в индивидуальном порядке. Именно таким путем идут, например, студенты-инвалиды, обучаясь в вузах.

В то же время, однако, в процессе социальной интеграции инвалиды закономерно оказываются представленными и на уровне малой социальной группы — в том случае, в частности, когда художественно-досуговый коллектив инвалидов дает открытый концерт перед «обычной» аудиторией и т. п.

Наконец, в-третьих, как субъект социальной интеграции инвалиды выступают и на еще более высоком уровне социальной организации — уровне большой социальной группы (групповой общности).

Именно в таком качестве предстают — применительно к отечественным условиям — инвалиды, объединенные в соответствующие общественные организации (Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество инвалидов), в своем взаимодействии с различными социальными институтами, властными структурами и др.

Эти выводы служат исходной базой для адекватного определения цели социальной реабилитации инвалидов, причем становится очевидным, что данный вопрос может быть решен в опоре на ту научную категорию, которая удовлетворяла бы следующим трем требованиям.

Прежде всего, искомая категория должна носить общесоциологический характер, обеспечивая тем самым рассмотрение специфических социальных проблем инвалидов в контексте задач социальной политики, связанных с совершенствованием жизни общества в целом.

Во-вторых, необходимо, чтобы эта категория фиксировала и отражала — в качественном аспекте — всю совокупность освоенных и используемых инвалидами форм и способов социальной жизнедеятельности, типичные черты их поведения в основных сферах социальной практики, а также особенности склада их мышления.

И, наконец, последнее требование состоит в том, что категория, базовая для определения цели реабилитации инвалидов, должна быть применимой ко всем социально-уровневым измерениям, в которых они предстают как объект реабилитации, т. е. воплощать диалектику индивидуально-личностного и социально-группового.

Этим требованиям в их комплексе в полной мере удовлетворяет категория «образ жизни»: будучи одной из ключевых для социологии, она как раз и обозначает реально существующие,

устоявшиеся и типичные для конкретных общественно-исторических условий формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, характеризующие особенности их поведения, общения и склада мышления применительно к основным сферам социальной практики10.

И именно в опоре на категорию «образ жизни» может и должна быть определена цель реабилитации инвалидов: она состоит в обеспечении их способности к реализации образа жизни, который не вступал бы в противоречие с образом жизни нормально развивающихся людей.

С этих позиций становится возможным дефинировать педагогическую реабилитацию инвалидов как специфическую педагогическую деятельность по повышению их социальной дееспособности в сферах труда, быта и культуры, имеющую своей целью обеспечение способности и готовности лиц с нарушениями в развитии к осуществлению нормативного для конкретных общественно-исторических условий образа жизни.

Между тем такое понимание педагогической реабилитации инвалидов позволяет обосновать условия реализации системного подхода в организации реабилитационно-педагогического процесса, что имеет ключевое значение, ибо соответствующий принцип выступает в качестве одного из фундаментальных принципов педагогической деятельности как таковой.

Ряд специфических содержательных аспектов системного подхода в педагогической реабилитации инвалидов определяется прежде всего местом последней в системе их реабилитации в целом.

Первый из них со всей очевидностью связан с обязательностью осуществления педагогической реабилитации в комплексе с медицинской, инженерной и психологической реабилитацией.

В то же время, в силу своего положения в системе реабилитации инвалидов в целом, педагогическая реабилитация должна выступать в качестве деятельностного педагогического фактора, способствующего последовательному достижению инвалидами уровней первоначальной, элементарной и полной социально-трудовой, социальнобытовой и социально-культурной реабилитации и обеспечивающего постоянную поддержку инвалидов на всех соответствующих этапах реабилитации. Таким образом, с одной стороны, речь идет о требовании непрерывности реабили-тационно-педа-гогического сопровождения инвалидов, а с другой, — о его направленности на их всестороннюю реабилитацию.

В данном контексте, однако, закономерно актуализируется вопрос о формах осуществления реабилитационно-педагогической деятельности, в связи с которым обнаруживается еще один важный аспект реализации системного подхода в педагогической реабилитации инвалидов.

Поскольку в основе социально-трудовой реабилитации лиц с нарушениями в развитии лежит их вовлечение в процесс труда, педагогическая деятельность по социально-трудовой реабилитации инвалидов протекает преимущественно в форме их производственного обучения. В свою очередь, педагогическая деятельность по социально-бытовой реабилитации лиц с нарушениями в развитии реализуется в форме их социально-бытового образования11. Наконец, специфика педагогической деятельности по социальнокультурной реабилитации инвалидов заключается в том, что она развертывается главным образом в сфере их досуга и осуществляется в форме культурнопросветительной работы. Тем самым ключевое значение с точки зрения реализации системного подхода в педагогической реабилитации инвалидов приобретает взаимосвязь производственного

обучения, социально-бытового образования и культурно-просветительной работы в реабилитационно-педагогическом процессе.

Если рассматривать соотношение социально-трудовой, социально-бытовой и социально-культурной реабилитации, будет очевидно, что на разных возрастных стадиях социальной жизнедеятельности и социализации инвалидов «удельный вес» той или иной из них в реабилитационном процессе оказывается различным. Это позволяет ставить вопрос о существовании ведущего вида реабилитации на каждой из таких стадий. Этот вид реабилитации отнюдь не устраняет, не нейтрализует два других, а словно бы «стягивает» их на себя, и они, находясь в сущностной связи с ним, выполняют своего рода дополняющую, гармонизирующую функцию.

Так, в качестве ведущего вида реабилитации на дотрудовой стадии социализации инвалидов, охватывающей раннее детство и период обучения, может быть определена социально-культурная реабилитация. Подобный взгляд в полной мере согласуется с положениями культурноисторической теории, разработанной Л. С. Выготским, который именно применительно к этапу детства рассматривал проблему дивергенции культурного и биологического при аномальном развитии и видел отрицательное влияние дефекта как раз в том, что он нарушает нормальное течение процесса «врастания» ребенка в культуру12.

В свою очередь, на трудовой стадии социализации инвалидов, совпадающей с возрастным периодом зрелости, ведущим видом реабилитации закономерно становится социально-трудовая, а на послетру-довой стадии, т. е. фактически на возрастном этапе старости, — социально-

бытовая реабилитация, ибо для пожилых инвалидов сфера быта оказывается наиболее значимой, жизненно важной и едва

ли не единственно доступной и актуальной сферой социальной практики.

Таким образом, в данном контексте реализация системного подхода в педагогической реабилитации инвалидов предполагает и учет фактора ведущего вида реабилитации на каждой возрастной стадии осуществления реабилитационно-педагогического процесса.

Дальнейшее углубление представления о сущности системного подхода в педагогической реабилитации инвалидов обусловливается учетом социальноуровневой структуры ее объекта. Коль скоро, выступая в качестве такового, лица с нарушениями в развитии предстают и на социально-групповом, и на индивидуально-личностном уровне социальной организации, то, прежде всего, обязательным с позиций реализации системного подхода оказывается единство социально-педагогической и индивидуально-педагогической реабилитации инвалидов.

Вместе с тем, постановка вопроса об индивидуально-педагогической реабилитации требует определения места последней в общей системе педагогической деятельности, направленной на совершенствование индивидуально-личностного статуса инвалида. В конкретном плане это предполагает уяснение соотношения индивидуально-педагогической реабилитации и педагогической коррекции.

Исходной концептуальной основой решения подобной задачи служат выводы специальной психологии, характеризующие значимые связи в структуре «дефект — коррекция — компенсация — развитие»13. Согласно данным выводам, с одной стороны, неправомерным является рассмотрение всего процесса обучения и воспитания лиц с нарушениями в развитии как коррекционного, ибо педагогическая коррекция, т. е. коррекционное обучение и воспитание, представляет собой лишь часть (сторону) этого процесса, ко-

торая и выступает в качестве педагогического способа компенсации дефекта, предполагая исправление недостатков в физическом и психическом развитии. С другой стороны, лишено оснований и понимание специальной педагогики в целом как реабилитационной, поскольку реабилитационно-педагогическое воздействие также должно включаться в общий комплекс педагогических мер, нацеленных на компенсацию дефекта. Таким образом, в педагогическом плане компенсация обеспечивается параллельным и взаимодополняющим осуществлением педагогической коррекции как педагогической деятельности по исправлению недостатков психофизического развития, прямо или косвенно обусловливаемых дефектом, и индивидуально-

педагогической реабилитации как педагогической деятельности по формированию специфических компенсаторных умений, навыков и качеств, потребность в которых возникает в связи с нарушениями в действии механизмов социального наследования, возникающими под влиянием аномального фактора.

В свете этого принципиальное значение с точки зрения реализации системного подхода в организации реабилитационно-педагогического процесса приобретает единство индивидуальнопедагогической реабилитации инвалидов и педагогической коррекции.

Таким образом, педагогический аспект реабилитации лиц с нарушениями в развитии связан с осуществлением педагогической реабилитации — специфической педагогической деятельности, предполагающей повышение их социальной дееспособности в сферах труда, быта и культуры, имеющей своей целью обеспечение способности и готовности инвалидов к реализации нормативного для конкретных общественно-исторических условий образа жизни и развертываемой с позиций системного подхода, что требует:

• осуществления педагогической реабилитации в комплексе с медицинской, инженерной и психологической реабилитацией;

• непрерывности реабилитационнопедагогического сопровождения инвалидов;

• направленности реабилитационнопедагогического сопровождения инвалидов на их всестороннюю реабилитацию;

• взаимосвязи производственного обучения, социально-бытового образо-

вания и культурно-просветительной работы в реабилитационно-педагогическом процессе;

• учета фактора ведущего вида реабилитации на каждой возрастной стадии протекания реабилитационно-педагогического процесса;

• единства социально-педагогической и индивидуально-педагогической реабилитации инвалидов;

• единства индивидуально-педагогической реабилитации инвалидов и педагогической коррекции.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См., напр.: Агеев Е. Д. Система реабилитации слепых. М., 1981.

2 См.: Хрусталев С. А., Гильд С. А., Боброва Л. И. Методика и практика социально-психологической реабилитации незрячих. М., 1986; Язвина И.М. Совершенствование управления системой социальной реабилитации. М., 1985 и др.

3 См. Зимин Б. В. Социально-трудовая реабилитация и интеграция слепых. М., 1979; Зимин Б. В. К труду и жизни. М., 1983.

4 Григутис А. Формирование системы социальной реабилитации в Советской Литве. Вильнюс, 1984.

5 Краткий словарь по социологии. М., 1989. С. 326.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Справочник активиста ВОС / Под ред. А. М. Кондратова. М., 1985. С. 149.

7 См., напр.: Положение об организации работы по социальной реабилитации в ВОС. М., 1990.

8 Краткий словарь по социологии. М., 1989, с. 92.

9 Справочник активиста ВОС / Под ред. А. М. Кондратова. М., 1985. С. 197.

10 См., напр.: Иванов В. Н. Социология сегодня. М., 1989.

11 О сущности социально-бытового образования лиц с нарушениями в развитии см.: Реабилитация. Словарь основных терминов. СПб., 1997. С. 54.

12 Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. С. 55.

13 Литвак А.Г. Соотношение компенсации и коррекции в развитии слепых и слабовидящих // Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. Л., 1976. С. 108-120.

V. Kantor

PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE SYSTEM OF REHABILITATION FOR HANDICAPPED PERSONS

Intrinsic characteristics of rehabilitation-pedagogical activity concerning handicapped persons are defined on the basis of the system-structural model of rehabilitation of invalids. Special attention thus is given to questions of rehabilitation using the system approach to pedagogical rehabilitation of invalids.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.