Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В. Н. ФРЕЙМАН В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАНИ (1920-1960)'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В. Н. ФРЕЙМАН В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАНИ (1920-1960) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
22
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
В. Н. ФРЕЙМАН / ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КАЗАНЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Файзрахманова Ляля Тагировна, Султанова Рамиля Ринатовна

В статье на основе архивных документов, научных публикаций, мемуарной литературы воссозданы основные факты биографии ведущего казанского педагога Веры Николаевны Фрейман, в судьбе которой отражаются важнейшие процессы российской истории советского периода. На основе биографического подхода изучен процесс становления ее как музыканта-профессионала и педагога, показано значение ее деятельности для развития музыкального образования в Казани (1920-1960 гг.). Авторы выявляют принципы педагогической работы В. Н. Фрейман, акцентируют внимание на ее личностных качествах, обобщают результаты ее профессиональной деятельности, в основу которой был положен разрабатываемый в современной педагогической практике личностно-ориентированный подход, характеризуемый высокой степенью индивидуализации обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V. N.FREIMAN’S PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF MUSIC EDUCATION SYSTEM IN KAZAN (1920-1960)

Based on archival documents, scientific publications, memoirs, the article recreates the main facts of the biography of the leading Kazan teacher Vera Nikolaevna Freiman, whose fate reflects the most important processes of Russian history of the Soviet period. Based on the biographical approach, the process of her formation as a professional musician and teacher is studied, the significance of her activities for the development of musical education in Kazan (1920-1960) is shown. The authors reveal the principles of V.N. Freiman, focus on her personal qualities, generalize the results of her professional activity, which was based on the personality-oriented approach developed in modern pedagogical practice, characterized by a high degree of individualization of education.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В. Н. ФРЕЙМАН В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАНИ (1920-1960)»

Щф}

jjZша/fOc

боратория Открытых Информационных Технологий факультета ВМК МГУ им. М. В. Ломоносова. - 2019. - С. 132-139.

12. Смоленчук Т. В. Метод коллаборатив-ной фильтрации для рекомендательных сервисов [Электронный ресурс] // Вестник науки и образования. - 2019. - № 22-1 (76). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-kollabora-tivnoy-filtratsii-dlya-rekomendatelnyh-servisov.

13. Таратухина Ю. В., Барт Т. В., Власов В. В. Машинное обучение модели информационной рекомендательной системы по вопросам индивидуализации образования // Образовательные ресурсы и технологии. —2019. -№ 2 (27). - С. 7-14.

14. Шапошникова Н. Ю. Индивидуальные образовательные траектории в вузах России и Великобритании: теоретические аспекты // Вестник МГИМО-Университета - 2015. -№ 3 (42). - С. 128-133.

Л. Т. Файзрахманова, Р. Р. Султанова

УДК 372.878+78.071.4

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В. Н. ФРЕЙМАН В КОНТЕКСТЕ

РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ

МУЗЫКАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАНИ

(1920-1960)

спешное развитие системы музыкального образования в Казани, как показало проведенное исследование, в значительной степени зависело от активной позиции музыкантов, деятельность которых была направлена на выполнение профессиональных задач в любых исторических и социокультурных условиях. Судьбы этих уникальных личностей привлекают внимание казанских ученых: историков, краеведов, искусствоведов, музыкантов, а также журналистов и писателей, работающих в биографическом жанре. В определенной мере этот процесс обусловлен «всплеском интереса социума к проблеме роли личности в истории в последние десятилетия» [9, с. 444; 3, с. 44].

Наряду с названными причинами интерес к биографиям и опыту выдающихся мастеров прошлого в области музыкальной педагогики объясняется также трансформацией методологических принципов обучения, все большим отказом от авторитарных моделей, «поворотом» к личностно-ориентированному подходу в обучении, которое характеризуется высокой степенью индивидуализации, гибкостью образовательных траекторий в зависимости от потребностей и возможностей конкретного ребенка и семьи.

Индивидуальный подход (О. С. Газман, И. А. Зимняя, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков) требует от преподавателя целенаправленного планирования учебного процесса, учета индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, характера, склонностей, способностей,

2022/</-(Др

мотивов, интересов, «влияющих на поведение в различных жизненных ситуациях», а также «умения определять методы и формы воспитательного воздействия на каждого учащегося с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса» [7]. Целью индивидуализации обучения является «сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка», что, в свою очередь, предполагает закрепление за ребенком права «быть самим собой». Осуществление данного подхода в обучении предполагает «индивидуально-ориентированную помощь детям в реализации базовых потребностей», «создание условий для максимальной реализации зада-ных природой способностей и возможностей, характерных именно для этого индивида», поддержка ребенка в автономном духовном саморазвитии, развитии способности к самоопределению» [5]. Концепция педагогической поддержки, выдвинутая О.С. Газманом, предполагает выполнение норм педагогического взаимодействия:

а) любовь к ребенку, безусловное принятие его личности, душевная теплота, отзывчивость, милосердие, терпимость и терпение, умение сопереживать и прощать;

б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми; умение видеть и слышать, слушать и услышать;

в) вера в миссию каждого ребенка, уважение его достоинства и доверие к нему, понимание его интересов, ожиданий и устремлений [9, с. 268].

В контексте данной концепции особый интерес для педагогики приобретает деятельность преподавателей, реализовавших перечисленные нормы в практике, опиравшихся в своей деятельности на принципы личностно-ориен-тированного подхода и оказавших значимое влияние на становление личности своих воспитанников, на формирование их человеческих и профессиональных качеств. Изучение опыта работы педагогов неразрывно связано с изучением их биографий, в фокусе которых раскрывается «духовный мир», «сложность принятия волевых решений, обоснование целей и мотивов, поиск средств их реализации, комплекс надежд и разочарований» их профессионального пути [4].

В контексте сказанного обращение к биографии и опыту педагогической деятельности уникального казанского музыканта, Заслуженного деятеля искусств ТАССР Веры Николаевны Фрейман (1888-1968) является своевременным и исторически оправданным.

Целью исследования является изучение опыта и «реконструкция» фактов биографии известного казанского музыканта и педагога В. Н. Фрейман, анализ опыта ее педагогической деятельности в контексте развития начального и среднего музыкального образования в Казани (1920-1960 гг.).

В 20-е годы прошлого века в Казани возникла общность музыкантов, нацеленных на создание системы профессионального музыкального образования в новых социокультурных и экономических условиях, определяемых законодательством советского государства. Основы для организации всех структур музыкального образования (от начального до высшего) были созданы трудами казанских музыкантов еще в начале XX в. Многие из них -Р. А. Гуммерт, Р. Л. Поляков, М. А. Пятницкая и другие музыканты продолжали работать после революции 1917 г. в учебных заведениях, реорганизованных или созданных на основе прежних подразделений образования. Постепенно состав «старых спецов» пополнялся новыми именами: так, в 1919 г. в Казань приехали профессоры Московской консерватории Н. Д. Кашкин, А. А. Авраамов, а в 1922 г. Казанское музыкальное училище (техникум) возглавил приглашенный в Казань скрипач и дирижер, ученик Л. С. Ауэра и И. В. Гржимали, стипендиат Н. Г. Рубинштейна и П. И. Чайковского, выпускник двух столичных российских консерваторий А. А. Литвинов.

В 1924 г. в Казань приезжает В. Н. Фрей-ман, и вся ее дальнейшая жизнь будет связана с Казанью. По воспоминаниям современников, Вера Николаевна была необыкновенной личностью - ее дворянское воспитание, музыкальная одаренность и отличное образование проявлялись в профессиональной деятельности, в общении с коллегами и учениками. Современники в своих воспоминаниях говорили о ней как о замечательном профессионале, высокообразованном, интеллигентном,

деликатном и доброжелательном человеке. Встретить такого педагога на своем пути - невероятная удача для ученика [1].

Вера Николаевна Фрейман родилась 12 мая 1886 г. в городе Выборге. В то время Выборг входил в состав Финляндии. Ее предки происходили из старинного рода балтийских немцев Лифляндской губернии, служивших верой и правдой русскому царю. Дед был военным и принимал участие в строительстве Кронштадтской крепости. По его примеру двое сыновей - Николай и Отто - также выбрали военную профессию. Отец Веры Николаевны -барон Николай Рудольфович фон Фрейман (1851 г.р., г. Киев) служил в артиллерии, являлся генералом русской армии, принимал участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Круг его интересов выходил за рамки военной профессии, он обладал разносторонними знаниями и при этом страстно увлекался музыкой. Он и у своих подчиненных всячески поощрял тягу к знаниям и искусству. В 18801886 гг. Николай Рудольфович был направлен на службу во Владивосток, где был одним из основателей хорового общества (1881 г.), общества изучения Амурского края (Восточный филиал Русского географического общества), также активно участвовал в деятельности благотворительного общества. Был одним из инициаторов издания газеты «Владивосток» (1883 г.). Во Владивостоке состоялось его знакомство и последующее бракосочетание с дочерью генерала Дмитриева. Известно, что до замужества мать Веры Николаевны преподавала французский язык в гимназии [1].

В 1886 г. семья Фрейманов переезжает в Выборг, где и появилась на свет Вера Николаевна. В семье свободно говорили на французском и немецком языках. Раннее детство запомнилось Вере Николаевне рождественскими праздниками и Пасхой, детскими праздниками в дни рождения и именин, когда родители музицировали на рояле, в четыре руки исполняли вальсы, польки, романсы, звучала музыка И. С. Баха, Р. Шумана, Л. Бетховена. С детьми разгадывали шарады, организовывали литературные игры, ставили небольшие спектакли.

Позднее отца Веры Николаевны перевели на службу в Прибалтику. Начальное образование дети получили в Риге, но обучение шло на немецком языке, и родители решили, что детям необходимо дать самое лучшее российское образование, поэтому генерал добивается перевода в Петербург. Здесь он определил сына в инженерный корпус с тем, чтобы подготовить его к военной карьере, а дочь - в Смольный институт благородных девиц, считавшийся лучшим учебным заведением для девушек из дворянских семей. Для их обучения приглашались лучшие педагоги Петербурга. Например, уроки рисования преподавали художники из Академии художеств, в годы учебы Веры Николаевны приглашали В. Д. Поленова. По музыкальным дисциплинам обучали консерваторские педагоги, например, С. В. Рахманинов преподавал теорию музыки и хоровое пение, специально для хора он сочинил «Шесть хоров для женских или детских голосов». Танцам обучали преподаватели из Мариинского театра. Домой девушек отпускали только на каникулы: зимой - на рождественские и по завершении всех экзаменов - на летние. Следует отметить, что на балах в институте благородных девиц часто бывала царская семья, кроме того, девочек из старших классов приглашали на «взрослые» балы, где «смолянки» обретали новый круг знакомств. Из воспоминаний известно, что Вера Николаевна была знакома с Великими княжнами Татьяной и Анастасией, а Великий князь Константин писал ей поздравительные открытки на Рождество и Пасху, именины и дни рождения [1].

В начале 1900-х гг. Николай Рудольфович в звании генерал-майора был переведен в Ташкент, где вскоре скончался от тяжелой болезни (1904 г.). Семья с трудом переживала потерю родного человека. Возникли финансовые затруднения. Вера Николаевна занимается педагогической работой и одновременно в 1912 г. поступает в Петербургскую консерваторию в класс профессора А. А. Розановой-Нечаевой. Возглавлял консерваторию в те годы А. К. Глазунов, который стал не только музыкальным, но и духовным наставником для Веры Николаевны, заменив ей в какой-то

2022/</-(Др

мере отца. О времени ее ученичества напоминала фотография А. К. Глазунова с дарственной надписью: «Любимой ученице». До последних дней жизни композитора Вера Николаевна состояла с ним в переписке [1].

По окончании консерватории Вера Николаевна работала преподавателем в музыкальных школах, а также концертмейстером в Ма-риинском театре, где аккомпанировала известным оперным певцам М. Б. Черкасской, Ф. И. Шаляпину. В 1923 г. пришла трагическая весть о гибели в Ташкенте любимого брата - офицера, сражавшегося на стороне «белых». Затем произошло еще одно событие, которое навсегда изменило ее жизнь: был написан донос о знакомстве Веры Николаевны с царской семьей (по другим данным - о ее дворянском происхождении). В ходе обыска были обнаружены поздравительные открытки Великого князя Константина, и Вера Николаевна была выслана в Казань. В течение всей жизни она тосковала по Петербургу и при любом удобном случае навещала любимый город, город ее отрочества, юности и молодости [1].

В Казани Вере Николаевне пришлось начинать новую жизнь, ее приняли в Казанское музыкальное училище на должность преподавателя по классу фортепиано и ансамбля для учащихся старшего возраста [6], некоторое время она работала в частной музыкальной школе им. Р. А. Гуммерта. Вера Николаевна сразу же включилась в музыкальную жизнь города и заняла соответствующий ей статус одного из ведущих казанских педагогов. С 1932 г. и до конца жизни она совмещала работу в Казанском музыкальном училище и в Первой детской музыкальной школе, где до 1948 г. была завучем и заведовала фортепианным отделом. Такая преемственность положительно отражалась на творческих контактах преподавателей учебных заведений, на профессиональном уровне требований, предъявляемых к обучению учащихся и на результатах деятельности детской музыкальной школы в целом. Коллеги отмечали, что «благодаря энтузиазму В. Н. Фрейман и ее неутомимой энергии в школе был организован слаженный учебный процесс, создана атмосфера высокой требователь-

ности и доброжелательности. Влияние ее личности испытывали как преподаватели, так и учащиеся <...> Человек большой души и замечательных душевных качеств, она жила для школы, отдавая ей все силы и знания» [2, с. 5].

За долгие годы педагогической деятельности ее фортепианный класс окончило большое число учащихся, многие из которых впоследствии стали известными музыкантами, деятелями культуры и образования. Ею подготовлено в классе фортепиано ДМШ № 1 с 1936 по 1962 г. 58 пианистов [1].

Назовем только некоторых из них: И. Гусельников (пианист, концертмейстер ведущих российских оперных певцов), Г.Касаткина (кандидат искусствоведения, профессор Казанской консерватории, заслуженный деятель искусств ТАССР), Л. Ахмедова (лауреат международных конкурсов, народная артистка ТАССР, доцент кафедры камерного ансамбля Казанской консерватории), Р. Сабитовская (директор Казанского музыкального колледжа, заслуженный работник культуры РФ), М. Дис-ман (профессор музыкального факультета Казанского педагогического университета), Е. Порьфирьева (кандидат искусствоведения, профессор Казанской консерватории).

Один из названных воспитанников заслуживает особого внимания, поскольку судьба распорядилась таким образом, что Игорь Гусельников в младенчестве попал в дом Веры Николаевны и стал для нее приемным сыном и лучшим учеником, в ее характеристике отмечено: «очень музыкальный, с абсолютным слухом, прекрасной памятью и ритмом». После окончания Казанской консерватории (ученик Г. М. Когана), Игорь Гусельников поступил в аспирантуру Московской консерватории в класс Г. Г. Нейгауза, позже выступал в качестве концертмейстера с ведущими оперными певцами, в том числе с И. Архиповой, М. Александровичем [8].

Вместе с тем среди выпускников Веры Николаевны было значительное число тех, кто выбрал в дальнейшем профессию не музыканта - врача, ученого-биохимика, физика-экспериментатора, преподавателя технического вуза, однако музыка осталась значимой частью

их жизни. Одним из них был Михаил Александрович Теплов, занимавший должности проректора по науке Казанского государственного университета и заведующего кафедрой квантовой электроники и радиоспектроскопии. «У этого вещающегося физика-экспериментатора было три страсти - сверхнизкие температуры, высокотемпературная сверхпроводимость и музыка», - сказал о нем профессор М. С. Тагиров.

Наряду с педагогическими качествами, необходимо отметить также организаторские способности В. Н. Фрейман, которые проявились в процессе создания сети музыкальных школ в Казани и республике в 30-40-е годы прошлого столетия. Возглавлял эту многотрудную работу директор Первой казанской музыкальной школы Р. Л. Поляков, а его соратницей во всех начинаниях была В. Н. Фрей-ман. Им удалось организовать учебный процесс в новых структурах детского музыкального образования, создать атмосферу высокой требовательности и одновременно доброжелательности в работе с учащимися музыкальных школ. В деятельности Веры Николаевны «находили отражение ведущие принципы советской (российской) педагогики, такие как высокий профессионализм и уважение к человеку, идейность и преданность делу» [1].

Их воплощению на практике способствовали личные качества В. Н. Фрейман: обширные знания, жизненный опыт, справедливость в оценке труда коллег и учеников, подлинная интеллигентность в общении. Все это невольно вызывало глубокое уважение, заставляло прислушиваться к ее мнению, служило признанию ее авторитета среди коллег, учеников и их родителей. Природная одаренность, безукоризненный музыкальный вкус, высокая культура делали Веру Николаевну незаменимой на экзаменах, педагогических совещаниях и во всех начинаниях школы.

Личность Веры Николаевны оказывала глубокое влияние на учащихся. В своей педагогической деятельности главной своей задачей В. Н. Фрейман видела общее музыкальное развитие ученика. На уроках в фортепианном классе она старалась формировать лич-

ность музыканта, что, по ее мнению, являлось целью обучения. Она умела рассмотреть в ученике самое главное, подходить к каждому очень индивидуально, видеть развитие ученика в перспективе [1]. Об этом свидетельствуют, бесспорно, отличные результаты ее деятельности, а также отношение к ней ее воспитанников.

В день окончания школы ученики дарили ей на память поздравительные открытки, где мы находим такие слова: «Вы заставляли каждого из нас следить за собой, подтягиваться, быть серьезно-внимательными и безупречно корректными, и в то же время каждый чувствовал вашу бесконечную ласку и теплоту» (1941 г.); «Занимаясь у Вас, мы учимся не только игре на фортепиано, мы учимся понимать музыку, начинаем по-настоящему увлекаться ею, любить ее» (17.07.1943 г.); «Вы для нас не только хороший педагог и энергичный, любящий свое дело руководитель, Вы наш друг, друг горячо любимый!» (21.04.1929 г.).

Профессионализм Веры Николаевны Фрей-ман, ее преданность профессии, служение любимому делу были отмечены присуждением ей звания Заслуженного деятеля искусств ТАССР (1939 г.).

Подводя некоторый итог, отметим, что в процессе исследования были изучены архивные документы, мемуарная литература, научные публикации, посвященные деятельности В. Н. Фрейман. Анализ указанных источников позволили реконструировать основные факты ее биографии, выстроить линию ее судьбы, в которой отражается насыщенный противоречиями и трагическими событиями XX в. Вместе с тем личность В. Н. Фрейман является примером деятельностного подхода в выборе траектории своего профессионального и жизненного пути. Ее личностная позиция еще раз заставляет обратить внимание на проблему роли личности в истории. Для современной науки педагогический опыт В. Н. Фрей-ман является актуальным, цели и результаты ее педагогической деятельности подтверждают важность личностно-ориентированного подхода в музыкальной педагогике. Концепция «педагогической поддержки» каждого ребенка в процессе обучения находит подтверждение в деятельности В. Н. Фрейман.

2022/</-ИЩр

АННОТАЦИЯ

В статье на основе архивных документов, научных публикаций, мемуарной литературы воссозданы основные факты биографии ведущего казанского педагога Веры Николаевны Фрейман, в судьбе которой отражаются важнейшие процессы российской истории советского периода. На основе биографического подхода изучен процесс становления ее как музыканта-профессионала и педагога, показано значение ее деятельности для развития музыкального образования в Казани (1920-1960 гг.). Авторы выявляют принципы педагогической работы В. Н. Фрейман, акцентируют внимание на ее личностных качествах, обобщают результаты ее профессиональной деятельности, в основу которой был положен разрабатываемый в современной педагогической практике личностно-ориентированный подход, характеризуемый высокой степенью индивидуализации обучения.

Ключевые слова: В. Н. Фрейман, детская музыкальная школа, музыкальное образование, личностно-ориентированный подход, Казань.

SUMMARY

Based on archival documents, scientific publications, memoirs, the article recreates the main facts of the biography of the leading Kazan teacher Vera Nikolaevna Freiman, whose fate reflects the most important processes of Russian history of the Soviet period. Based on the biographical approach, the process of her formation as a professional musician and teacher is studied, the significance of her activities for the development of musical education in Kazan (19201960) is shown. The authors reveal the principles of V.N. Freiman, focus on her personal qualities, generalize the results of her professional activity, which was based on the personality-oriented approach developed in modern pedagogical practice, characterized by a high degree of indivi-dualllization of education.

Key words: V. N. Freiman, children's music school, music education, person-centered approach, Kazan.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архив музея «ДМШ №1 им. П. И. Чайковского» г. Казани [Не описан].

2. Буклет к 80-летию МБУДО «ДМШ № 1 им. П. И. Чайковского» г. Казани / сост. Н. М. Губина, Р. З. Камалова - Казань, 2012 г. - 40 с.

3. Гринин Л. Е. Личность в истории: эволюция взглядов // История и современность. -

2010. - № 2 (12). - С. 3-45

4. Иконникова С. Н. Биография как социокультурное измерение истории [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. -

2011. - № 4 (6). - С. 1-6. - URL: http://cr-joumal.ru/ms/journals/100.html&j_id=8 (дата обращения 19.11.2022).

5. Макеева Т. В. Концепция педагогики индивидуальности в русле оказания педагогической поддержки школьникам [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. - 2002. - № 4. - URL: https://cyberl-ninka. ru/article/n/kontseptsiya-pedagogiki-individual-nosti-v-rusle-okazaniya-pedagogicheskoy-podde-rzhki-shkolnikam (дата обращения: 19.11.2022).

6. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. Р-2812. Оп. 1. Д. 52. Л. 14 об. - Казанский Восточный музыкальный техникум.

7. Педагогический словарь-справочник [Электронный ресурс]. - Ч. 1. - 2016. - URL: https://didacts.ru/slovari/pedagogicheskii-slovar-spravochnik-ch-1-uchebno-metodicheskoe-poso-bie-dlja-studentov-magistrantov-as.html (дата обращения: 19.11.2022).

8. Семиненко Э. А. Предощущение любви // Казань. - 2013. - № 8. - С. 34-39.

9. Коджаспирова ГМ., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). - М.; Ростов н/Д.: Март, 2005. - 447 с.

10. Файзрахманова Л. Т. Научная и педагогическая деятельность Н. И. Лобачевского и С. В. Смоленского в контексте социокультурных процессов (Казанская губерния, XIX в.) // Былые годы. - 2020. - № 1. -С. 2443-2455.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.