Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССОРА Г.Н. ТЕРЕГУЛОВА (1891-1984), ОРГАНИЗАТОРА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССОРА Г.Н. ТЕРЕГУЛОВА (1891-1984), ОРГАНИЗАТОРА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"КОМИССИЯ ПО КНИГЕ И УЧЕБНЫМ ПОСОБИЯМ" НАРКОМПРОСА РСФСР (1925) / "COMMISSION ON BOOKS AND TEXTBOOKS" PEOPLE''S COMMISSARIAT OF THE RSFSR (1925) / ПРОФЕССОР Г.Н. ТЕРЕГУЛОВ (1891-1984) / ПЕДАГОГ / ОРГАНИЗАТОР ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ ГУСА (1923-1925) / PROFESSOR G. N. TEREGULOV (1891-1984) / TEACHER / ORGANIZER OF HIGHER EDUCATION / COMPREHENSIVE PROGRAMS OF THE HUS (1923-1925)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ергин Юрий Викторович, Павлова Мария Юрьевна

В статье приводятся малоизвестные страницы педагогической деятельности профессора-медика Г.Н. Терегулова, одного из создателей Башкирского государственного медицинского института (1932), руководителя коллектива авторов «Первых книг для чтения», вышедших в Центриздате (Москва) как учебники по русскому языку для тюрко-татарских школ I ступени, выдержавших несколько переизданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING ACTIVITIES OF PROFESSOR G. N. TEREGULOV (1891-1984), THE ORGANIZER OF THE HIGHER SCHOOL

The article presents little-known pages of pedagogical activity of medical Professor G. N. Teregulov, one of the founders of the Bashkir state medical Institute (1932), the head of the team of authors of the "First books for reading", published in Tsentrisdat (Moscow) as textbooks on the Russian language for the Turkic-Tatar schools of the first stage, withstood several reissues.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССОРА Г.Н. ТЕРЕГУЛОВА (1891-1984), ОРГАНИЗАТОРА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

Ю.В. Ергин, М.Ю. Павлова

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССОРА Г.Н. ТЕРЕГУЛОВА (1891-1984), ОРГАНИЗАТОРА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Ключевые слова: профессор Г.Н. Терегулов (1891-1984), педагог, организатор высшей школы, комплексные программы ГУСа (1923-1925); «Комиссия по книге и учебным пособиям» Наркомпроса РСФСР (1925).

Аннотация: В статье приводятся малоизвестные страницы педагогической деятельности профессора-медика Г.Н. Терегулова, одного из создателей Башкирского государственного медицинского института (1932), руководителя коллектива авторов «Первых книг для чтения», вышедших в Центриздате (Москва) как учебники по русскому языку для тюрко-татарских школ I ступени, выдержавших несколько переизданий.

В 2017 году ведущим российским издательством профессиональной и

фармацевтической литературы ГЭОТАР-Медиа была выпущена книга «Учитель. Врач. Ученый: славному 80-летию курорта Янган-Тау, основным вехам жизни его основателя и первого научного руководителя, профессора Гениатуллы Нигматулловича Терегулова посвящается» [18]. В ней практически ничего не сказано о Г.Н. Терегулове (1891-1984) как о выпускнике Казанской русско-инородческой учительской семинарии (1911) и Уфимского учительского института (1918),

преподавателе математики Каргалинской школы II ступени, одновременно и заведующем Ново-Каргалинским

педтехникумом. В 1921 году ему была предложена работа в аппарате Башнаркомпроса , на что он ответил, что хотел бы получить высшее университетское образование и, к удивлению многих, пришел к твердому убеждению посвятить себя медицине. В его жизни произошел крутой поворот: в 1922 году он поступил на медицинский факультет 1-го МГУ (у него уже была семья - жена и двое детей - и по вечерам он одновременно с учебой в университете преподавал математику и русский язык в Коммунистическом университете трудящихся Востока). В 1927 году, после окончания 1-го МГУ с отличием, Г.Н. Терегулов успешно прошел обучение в Казани в клинической ординатуре у профессора М.П. Кончаловского (1925-1942), выдающегося педагога и ученого, получив у него напутствие к самостоятельной научной работе. Используя документы Национального

у

Профессор Г.Н. ХёШШЗЙЙ, врач-терапевт, ученый-] курортолог, организатор высшей школы, педагог

ПСЛАГОГНЧССКИЙ ЖИРНПЛ СНШНОРТОСТПНП М 6(79). гот в

пеппгогичесний журнпл опшногтостпнп м 6(79). ао1в ввгааэаз

архива Республики Башкортостан (НА РБ), расскажем о малоизвестных страницах педагогической деятельности Гениатуллы Терегулова, преподавателя Коммунистического университета трудящихся Востока (1922-1924), возглавившего по предложению Наркомпроса РСФСР коллектив авторов «Первых книг для чтения», вышедших в 1925-1928 годах как учебники по русскому языку для тюркско-татарских школ I ступени, выдержавшие несколько переизданий [12-15].

Из «Автобиографии» Г.Н. Терегулова (1934): «Я, Терегулов Г.Н., родился в 1891 году в деревне Новые Каргалы Богатинской волости Белебеевского уезда Уфимской губернии. Родители мои были из бедных крестьян. В возрасте 10 лет один год я работал в Бирске на кожевенном заводе рабочим».

« /3 /906 и //¿V 7.? ¿с&и^сгр

ЗмЛл-е^с. 4 1 ■ С -7 кс / {ршиА?

Шллим -С /д^иис/^м"^г^С^сиС . /з

шсим.с/гяд'Ъсе^ **** ¿а&^гш^ ¿¿а

/ 9 Л 3 1. уф аХА^^ Й Г/ /^^м^^/'^се^^^^^-с^

Фрагмент одной из рукописных «Автобиографий» Г.Н. Терегулова

В 1907 году Гениатулла поступил в Казанскую русско-инородческую учительскую семинарию1, учрежденную в 1872 году в соответствии с «Правилами о мерах к образованию населяющих Россию инородцев» от 26 марта 1870 года «с целью подготовки педагогов для работы в двуязычных начальных училищах, способствующих христианизации населения и сближению инородцев с русским населением» [10]. Первым директором Казанской учительской семинарии (до 1891 года) был Н.И. Ильминский, выдающийся деятель православного просветительства, положивший в основу созданной им системы образования инородцев организацию обучения в нерусских училищах вначале на собственном языке той или иной народности, а затем на русском языке.

Летом 1911 года Гениатулла окончил семинарию в Казани, вернулся на свою родину и до начала 1914/1915 учебного года работал в Ново-Каргалинском русско-татарском народном училище, а затем, получив разрешение попечителя Оренбургского учебного округа, был допущен к приемным испытаниям для поступления в Уфимский учительский институт. Он успешно сдал все вступительные экзамены и с 1 сентября 1915 года стал воспитанником 1 -го класса этого среднего учебного заведения, которое окончил летом 1918 года. Одновременно (с 1 сентября 1915 года по 1 июля 1918 года) Гениатулла Терегулов преподавал математику в новометодном медресе «Галия», основанном в 1906

^ ------л --------'

тугг'у &

¡.Яне&гаши": ¡/* г.г ^шьии к- селж,, ^

году в Уфе выдающимся просветителем, реформатором ислама Зыяитдином Камалетдиновым (Зия Камали) [4].

В Национальном архиве Республики Башкортостан сохранилось несколько документов, связанных с пребыванием Г.Н. Терегулова в Уфимском учительском институте. Прежде всего, это копия «Удостоверения», выданного 10 сентября 1915 года Белебеевским уездным воинским начальником «ратнику ополчения второго разряда из дворян2 [выделено авторами] деревни Новые Каргалы Богатинской волости Гениатулле

Терезулову в том, что он, Терегулов, в мобилизации 5 сентября на сборный пункт введенного мне Управления явился, но как воспитанник Уфимского учительского института

освобожден от призыва на военную службу для продолжения

образования в институте»_[8,

дело 141, л. л. 3, Зоб.].

В «Обязательстве»,

написанном рукой воспитанника 1 -го класса Уфимского учительского института Гениатуллой

Терегуловым, данном им дирекции этого учебного заведения, говорится о том, что после окончания института он

проработает в Оренбургском учебном округе учителем высшего начального училища, а в случае оставления стен института «возвратит выданную ему стипендию за все дни пребывания в институте из расчета 200 руб. в год с прибавлением 25 руб. за каждый год получения стипендии» [8, дело 141, л.4]. Сохранилось и «Временное свидетельство»,

выданное 30 июня 1918 года слушателю Уфимского учительского института Г.Н. Терегулову в том, что он «во время пребывания в учебном заведении при отличном поведении показал успехи в 13 дисциплинах и обязан прослужить 5 лет учителем высшего начального училища» и только после этого получит «Аттестат» об окончании Уфимского учительского института [8, дело 141, л.л 5, 5об.]. Приведем перечень дисциплин, прослушанных Г.Н. Терегуловым в Уфимском учительском институте: Закон Божий (не изучался); педагогика и дидактика - хорошо; русский и церковно-славянский языки (с методикой и теорией словесности и русской словесности) -удовлетворительно; логика - хорошо; математика (с методикой) - отлично; физика (с методикой) - удовлетворительно; естествоведение - хорошо; космография -удовлетворительно; чистописание, черчение и рисование - хорошо; пение и музыка -удовлетворительно; гимнастика (не изучалась).

г - гг/^Лл я* до*** /?

А

Г&^ЛЧ*,^ ЛнЧ * И * г^+и-лыт^Мг гъф лдем* -

Л?/ Г ¿ДО^ДО/ВД ЦлмЛЛНШ / / /¿/V И * ¿/С1 -А .Дш«МР<

УГ^г^ЛТ- ^Ллг-ирг ¿ЛЕЛЛГ-- /тл- ЯЙПММ4

ММ

ИП {¿л*** (¿1 А'в^^Г^)««^ у \ & г

/«¿с^ ^^ы---

/ЬсА^^ ^^Я^ -

/ / уГ€ /У*

деде* /ил

Лл Ж♦ ^ •^ччмш^т«« Л^А

/■■уГ* " ^/^/УЛ'А^ Л"Л

¿ГТ?* Г

¿^/ЛГ-^Л^'МФГ. 1 уГж до Л

/

К

сОСлгатгп ьсггки., дмж-тждододШ Яйрйщшй м^випита»! оы -1-га-Елзсса-Т Уфны«ага>чн теп ьсшга ннсжвта.-эгздираси.ш.Пх^п ялетслвпэрвь^Т

пеппгогичесний журнпл опшногтостпнп м 6(79). ао1в ввгааэаз

События, развернувшиеся в стране после Февральской и Октябрьской революций 1917 года, изменили сложившуюся в дореволюционной России практику выдачи «Аттестатов» выпускникам учительских институтов только после пятигодичной отработки с «Временным свидетельством» в соответствующем (по распределению) высшем начальном училище. Возможно, что в случае Г.Н. Терегулова сыграл и факт его четырехгодичной работы в уфимской «Галие» параллельно с учебой в Уфимской учительском институте: «Аттестат» об окончании Уфимского учительского института был вручен Г.Н. Терегулову уже через два месяца после выдачи «Временного удостоверения». Впервые мы публикуем факсимиле этого «Аттестата», выданного 31 августа 1918 года Педагогическим советом Уфимского учительского института3, дающего ему право преподавания в высших начальных училищах Российской Империи.

Лицевая и оборотная стороны «Аттестата» об окончании Уфимского учительского института, выданного Г.Н. Терегулову 31 августа 1918 года. Публикуется впервые

С 1 июля 1918-го по 1 сентября 1921 года Гениатулла Терегулов работал заведующим и преподавателем математики Ново-Каргалинской школы 2-й ступени. Одновременно он преподаватель, а с 1922 года заведующий Татаро-башкирским (в Новых Каргалах Белебеевского кантона) педагогическим техникумом4. Об этом свидетельствуют записи в его «Трудовой книжке», сделанные по соответствующим удостоверениям, выданным Ново-Каргалинской школой 2-й ступени (№374, 24 августа 1922 г.) и Ново-Каргалинским педагогическим техникумом (№220, 15 августа 1922 г.) [9, дело 1, л.25]. Сохранился и подлинник «Мандата», выданного Г.Н. Терегулову 9 декабря 1921 года Уфимским ГубОНО, как делегату Всероссийского съезда работников просвещения, проходившего в Москве в декабре 1921 года.

Здание Коммунистического университета трудящихся Востока. Москва, Страстная площадь.

Фото 1928 года

По-видимому, именно тогда Г.Н. Терегулову было предложено работать в Москве преподавателем (лектором) Коммунистического

университета трудящихся Востока (КУТВ)5. Сохранилось «Удостоверение», выданное Г. Н. Терегулову дирекцией КУТВа, что с 1 сентября 1922 года по 1 сентября 1924 года он являлся преподавателем, лектором этого высшего учебного заведения, созданного 10 февраля 1921 года при Наркомпросе РСФСР для подготовки национальных кадров для работы в учреждениях Советской власти и для стран зарубежного Востока.

Выше уже упоминалось о том, что в 1922 году, когда Г.Н. Терегулову исполнилось 32 года, оставаясь лектором КУТВа, а также преподавателем русского языка (в татарской средней школе №16 города Москвы)6, в его жизни произошел резкий поворот в пользу медицинской профессии. С 1 сентября 1922 года Г.Н. Терегулов вместе со своим товарищем по Уфимскому учительскому институту М.М. Мухамедовым7 становится студентом медицинского факультета 1 -го МГУ, после окончания которого получил квалификацию врача.

Ф

Г-Н. - преподаватель ЮСШа Москва. Фото 1925 года.

Публикуется впервые

пеппгогичесний журнпл опшногтостпнп м 6(79). ао1в ввгааэаз

Это было время, когда кардинальные изменения политического, экономического и социального устройства страны, вызванные революцией 1917 года, потребовали соответствующих изменений и в сфере образования, поскольку именно оно обеспечивало мировоззренческие установки подрастающего поколения и его способность участвовать в жизни общества и государства. Лучшие педагоги того времени, такие как П.П. Блонский, Г.О. Гордон, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий и другие, приступили под эгидой Государственного ученого совета (ГУС) к разработке новых школьных программ. Общее руководство осуществляла Н.К. Крупская, возглавлявшая Научно-методическую секцию ГУСа.

Первая попытка систематизировать школьную работу была предпринята еще до организации ГУСа. Она отражала необходимость воплощения в жизнь основных положений первых документов советского правительства - «Декларации о единой трудовой школе» и «Положения о единой трудовой школе», опубликованных в 1918 году. В этих документах ставилась задача введения в стране всеобщего обязательного начального обучения: школа объявлялась светской с двумя ступенями (первая - 5 лет, вторая - 4 года); вводилась политехнизация школы. В 1920 году вышли первые программы Единой трудовой школы, в которых впервые предлагалось отойти от предметного метода преподавания, приблизив изучаемое в школе к жизни, интересам и потребностям ребенка; осуществлялся переход к так называемому комплексному методу преподавания [5].

«Свидетельство» Г.Н. Терегулова об окончании медицинского факультета 1-го МГУ. 1927 год. Публикуется впервые

Из «Примерной программы Единой трудовой школы I ступени» (1920):

«...При таком методе преподавания дети, получая навыки в области чтения, письма, счета, развития речи и т. п., в то же время получают ряд познаний, необходимых для

ИСТОРИЯ овппзоппнип

осмысливания окружающей их жизни, но не путем изучения определенных учебных предметов (русский язык, математика, география, естествознание и т. п.), а путем жизненных объектов, которые, конечно, не могут разбиться по рубрикам отдельных предметов, а чисто рассматриваются с самых различных точек зрения. Преподаватель ведет занятия объединенно и связно, привлекая материалы из различных областей знания».

Несмотря на то, что эти программы страдали излишним энциклопедизмом, были перегружены конкретным материалом, их инновационность, безусловно, очевидна: они положили начало целенаправленным поискам возможного перехода от предметного преподавания к преподаванию комплексному, к изучению близких и понятных ребенку тем.

Начиная с середины 1920-х годов, в стране стала пропагандироваться новая форма учебника для начальной школы - «Рабочая книга». В названиях большинства учебников для школ 1-й ступени появились подзаголовки «Книга для чтения», «Рабочая книга», «Книга для работы», «Первая книга».

Эта новая форма учебника наиболее полно отвечала требованиям тогдашних программ ГУСа. В 1925 году при Главном управлении социального воспитания и политехнического образования Наркомпроса РСФСР была создана специальная «Комиссия по книге и учебным пособиям», в задачу которой входили оценка состояния текущего учебного книгоиздания и методическое руководство школами по вопросам приобретения учебных пособий.

---------- ---------

л. л п (Я л Л

ЮНЫЙ АСТРОНОМ

Г. Терегулов

НлК'-ЮЛЗ ЛЬНЙЯ библиотек Я

имени Аднст-Закн Валили

' 1 \ !

А . Издание' Коопер. Из-ва""НАШРМЯТ1(.

¿Ьн'^уЦ аС.У^Д*;»

«иХ^ь,

0:. 1926

Г.Н. Терегулов, М.Н. Мухамедов. Первая книга для внеклассного чтения по русскому в VI классе тюрко-татарских школ. 4-е изд., Москва - Ленинград: Госиздат, 1929 год.

пеппгогичесний журнпл опшногтостпнп м 6(79). ао1в ввгааэаз

Выше уже говорилось, что сохранился документ, свидетельствующий о том, что с 1 сентября 1924 года по 31 декабря 1928 года Г.Н. Терегулов работал преподавателем московской опытной городской школы №16 для татарских мальчиков. Поэтому неудивительно, что его, как опытного преподавателя, привлекли к созданию программ ГУСа специально для татарских и башкирских школ [11]. Сохранилась справка, выданная Г.Н. Терегулову Наркомпросом РСФСР, датированная 22 апреля 1927 года, из которой следует, что он был назначен «председателем коллектива авторов» по составлению «Книг для чтения в 4-м, 5-м, 6-м классах школ 1-й ступени для татар и башкир»[13-15], выдержавших в 1925-1928 годах несколько переизданий. Его перу принадлежала и книга «Юный астроном. Книга для внеклассного чтения в татарских и башкирских школах» [12], вышедшая в Центриздате в 1925 году.

В мае 1930 года в Москве состоялась II Всероссийская конференция по учебной книге, на которой были подведены итоги учебного издания за прошедшее десятилетие. Была принята коллективная резолюция, в которой констатировалось, что «перестройка школы, установление связей школы с производством, наполнение учебы актуальным общественно-политическим содержанием многообразных форм и методов массовой работы общественности, опыта детского коммунистического движения проводятся передовыми педагогами-общественниками и школами часто без помощи учебника, а иногда даже вопреки ему». Далее в документе следовали еще более радикальные утверждения: «В условиях реконструктивного периода учебник ни в коем случае не должен быть стабильным или только перелицованным: необходим новый творчески созданный учебник, ставящий в центре воспитания общественно-производительный труд, увязывающий учебу с политикой, производством, новым бытом и всем строительством социализма».

ОС

-1г-

ППШШОЬ „ ММУ14Ш03

Г А 7" '

1 'ПИЛИМк .......... .1,1 ;г РИГИ! г „ |[ | ГУЩ.пи

I II ТКШХ/ЛШТ и И 11. ы) \ 1

новый восток

Ш1'1Ш1 инигл но игснаэы* мниит

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЫДшик чя'ми н-Шк

ч;

ЛЕР&да КНИГА ЛО ИУШЮНУЮНЮ

лля тюрко-пиптдкш ыко*

гаоилжшъг.шог !лс>с /з а 9

=Г1=

Г.Н. Терегулов. Юный астроном. Книга для внеклассного чтения в татарских и башкирских школах. Москва: Центриздат, 1925 год

Другим малоизвестным фактом из жизни Г.Н. Терегулова является его сотрудничество с Российской ассоциацией НИИ общественных наук (РАНИОН). Она ведет свое начало с Ассоциации НИИ общественных наук при Московском университете, вошедшей в конце 1920-х годов в связи с реорганизацией научно-исследовательских институтов страны в Коммунистическую академию, а после объединения последней с АН СССР ставшей сначала Научно-исследовательским институтом народов Советского Востока (1930-1932), а затем НИИ национальностей при ЦИК СССР (1933-1936). Сохранилась копия «Удостоверения», выданного Г.Н. Терегулову этим учреждением (№4502 от 11 января 1933г.) [9, дело 1, л. 28], свидетельствующая о том, что в июне 1925 он заведовал Центральными курсам переподготовки учителей при РАНИОН. Впервые публикуем сохранившуюся в НА РБ редкую фотографию Г.Н. Терегулова, заведующего Центральными татаро-башкирскими курсами по переподготовке учителей русского языка, датированную 9 июля 1925 года [9, дело 69, л.1].

И, наконец, последним документом о педагогической деятельности профессора Г.Н. Терегулова в 1930-е годы, который вводится нами в научный оборот впервые, является десятистраничный машинописный доклад «Некоторые орфографические ошибки татарских детей московских школ по русскому языку», прочитанный им в феврале 1932 года на Научном совете НИИ народов Советского Востока [9, дело 32, л.л.37-47].

Г.Н. Терегулов (во втором ряду - седьмой слева), заведующий Центральными татаро-башкирскими курсами РАНИОН по переподготовке учителей. Фото 1925 года. Публикуется впервые

пеппгогичесний журнпл опшногтостпнп м 6(79). aoie bbSsSSs

Наше небольшое исследование касалось малоизвестных или совсем неизвестных страниц жизни и научной деятельности профессора Г.Н. Терегулова, стоявшего у истоков организации, становления и развития Башкирского государственного медицинского института. С основными этапами его работы в стенах этого высшего учебного заведения, по праву входящего сегодня в десятку престижных медицинских учебных заведений России, лучше всего ознакомиться по «Автобиографии», написанной в связи с представлением его кандидатуры партийными и советскими органами Башкирской АССР к высшей государственной награде страны - ордену Ленина (1953).

Из «Автобиографии» Г.Н. Терегулова (1951): «...После окончания 1-го МГУ два года работал научным сотрудником в централизованной клинике Казанского института усовершенствования врачей и три года состоял аспирантом в Институте охраны здоровья детей и подростков (ИОЗДиП) в Москве.

В 1932 году был командирован в Уфу на работу по организации Мединститута, где работал на должности заместителя директора по учебной и научной части (по апрель 1936 г.) и одновременно преподавателем этого вуза. Сначала состоял ассистентом терапевтической клиники, потом доцентом, а с 1937 года руководителем кафедры пропедевтики внутренних болезней [до 1968 года, авторы], а с 1941 года -профессором этой кафедры.

Имею ученую степень доктора медицинских наук и ученое звание профессора. В 1944 году Указом Президиума Верховного Совета Башкирской АССР мне присвоили почетное звание Заслуженного деятеля науки БАССР.

...С 1938-го по 1940 год работал председателем секции научных работников Башмединститута, а с 1940 года работаю заместителем председателя терапевтического общества Башкирии. В летние месяцы, начиная с 1937 года, работаю в качестве научного руководителя по изучению целебных свойств горы Янган-Тау, где по моей инициативе был организован санаторий для лечения больных с хроническими полиартритами, заболеваниями нервов, гастритами и гинекологическими заболеваниями [«Теплая гора Янган-Тау и ее лечебное значение при лечении заболевания суставов. - Уфа : Башгосиздат, 1941 - докторская диссертация Г.Н. Терегулова - авторы»].

С начала Великой Отечественной войны состоял консультантом по терапии в госпиталях Башкирии. С 1943-го по 1945 год работал главным терапевтом госпиталей Башкирии. С 1946 по ноябрь 1950 работал главным терапевтом Министерства здравоохранения Башкирской Республики».

С 1951-го по 1955 год Г.Н Терегулов был председателем Башкирского единого научного медицинского общества, с 1955-го по 1973 год исполнял обязанности председателя Башкирского научного терапевтического общества, а с 1970 года работал председателем Совета научных медицинских обществ при Минздраве Башкирской АССР.

Г.Н. Терегулов скончался 4 апреля 1984 года, похоронен на Мусульманском кладбище города Уфы.

1. Казанская учительская (инородческая) семинария, закрытое среднее педагогическое учебное заведение, открывшееся в 1872 году для подготовки педагогов для работы в двуязычных начальных училищах для нерусских народов Поволжья и Приуралья. Одну половину воспитанников составляли русские, а другую - крещеные татары, чуваши, мари, мордва, удмурты. Курс обучения - 3 года. По окончании семинарии обучавшиеся за счет казны должны были отслужить в должности учителя не менее 6 лет. В семинарии работали выдающиеся педагоги -Н.И. Ильминский, Н.И. Бобровников, Н.И. Ашмарин и другие. За годы существования семинария выпустила более 150 педагогов для нерусских школ. В 1918 году семинарию передали в ведение Казанского ГубОНО; в 1919 году на ее базе открыли Восточную академию, влившуюся впоследствии в Казанский педагогический институт.

2. Г.Н. Терегулов происходит из семьи татарских мурз Терегуловых. В России мурза (от перс. - принц) - аристократический титул в тюркских государствах, таких как Казанское, Казахское, Астраханское, Крымское, Сибирское ханства и Ногайская Орда. В 1870 году в Белебеевском уезде числилось 2746 потомственных дворян (свыше 40 % всех дворян Уфимской губернии): это были потомки родовой и феодальной знати времен Золотой Орды и Казанского ханства, не принявших христианства и потому лишенных своих привилегий. Екатерина II своим Указом

от 1784 года возвратила бывшим мурзам дворянство, но земельные участки большинство из них не получили: это были, по существу, те же государственные крестьяне, их называли «чабаталы мурзалар» (князья в лаптях). Именно к такой категории российских дворян относились фамилии Еникеевых, Дашковых, Кудашевых, Мамлеевых, Тайчиновых, Терегуловых [5]. Потомки из объединились в Меджелис татарских мурз - татарское дворянское собрание, действующее в Уфе с 1992 года в структуре Российского дворянского собрания с 1991 года, но с собственными критериями приема.

3. Уфимский учительский институт был открыт на основании «Положения об Учительских институтах» от 31 мая 1872 года и Закона от 14 июля 1917 года. С 8 февраля 1918 года он перешел на положение «частного учебного заведения с сохранением всех прошлых учебных программ и прежним составом преподавателей».

4. По данным адресно-справочной книги, «Вся Башкирия» (1925) в Башкирской республике в то время было 7 педагогических техникумов: чувашский (Уфа); татаро-башкирский (Уфа); русский (Благовещенский завод, Уфимский кантон); татаро-башкирский (Белебей); татаро-башкирский (Новая Каргала Белебеевский кантон); марийский (Николо-Березовка, Бирский кантон); татаро-башкирский (Темясово, Зилаирский кантон).

5. Коммунистический университет трудящихся Востока имени И.В. Сталина (КУТВ), учебное заведение Коминтерна, действовавшее в Москве с 1921-го по 1938 годы. Основной задачей вуза, созданного 10 февраля 1921 года при Наркомпросе РСФСР, была «подготовка национальных кадров для работы в партийных и государственных органах советских восточных республик и областей, а также коммунистических и революционных кадров для стран зарубежного Востока». КУТВ имел отделения в Ташкенте, Баку, Иркутске. Среди его преподавателей были А.В. Луначарский, Л.Б. Красин, М.Н. Покровский, М. Султан-Галиев и другие.

6. По данным Всесоюзной переписи населения 17 октября 1926 года, в Москве проживало 18,2 тысячи

татар.

7. Мухамедов М.Н. (1886-1950), выпускник Уфимского учительского института (1918), заведующий 3-годичными мусульманскими курсами Уфимского земства [2], реорганизованными в 1921 году в Башкирский педагогический техникум. Осенью 1922 года становится студентом медицинского факультета 1-го МГУ, который окончил в 1927 году, получив специальность «Детские болезни и педология». Стажировался в клинике профзаболеваний (Москва, 1928) и Центральном НИИ охраны здоровья детей и подростков (Москва, 1929-1932). С 1932 года в Уфе: ученый секретарь Башкирского НИИ здравоохранения, врач-педиатр детской больницы, заведующий кафедрой школьной гигиены и психологии Башгоспединститута, с 1936 года - в Башкирском медицинском институте: кандидат (1938) и доктор медицинских наук (1945), с 1946-го - заведующий кафедрой детских болезней. Один из инициаторов создания Башкирского отделения Всесоюзного общества педиатров, до последних дней жизни был его неизменным председателем [3; 7].

8. В 1923-1925 годах ГУС входил в состав Академического центра Наркомпроса РСФСР, который руководил осуществлением государственной политики в области науки, культуры и образования. Основная задача Академцентра состояла в следующем: связь государственных органов с научными и педагогическими работниками; выработка стратегического плана народного просвещения и планов развития науки в отдельных отраслях науки; развертывание сети научно-просветительных учреждений и вузов; программно-методическое руководство учреждениями системы общего образования. Руководил ГУСом нарком просвещения, а координация всех работ осуществлялась Президиумом, который до 1932 года возглавлял заместитель наркома М.Н. Покровский. Председателем Научно-методической секции ГУСа была Н.К. Крупская, под руководством которой было разработано новое содержание школьного образования, организованные формы и методы обучения [5]. Органом НПС ГУСа был журнал «На пути к новой жизни» (1922-1923); главный редактор - Н.К. Крупская.

Литература

1. Башкирскому медицинскому институту 60 лет / сост. М.С. Сафин, В.Я. Киселев ; ред. Ф.Л. Камилов. -Уфа, 1992. - 242 с.

2. Ергин, Ю.В. Неизвестные страницы: деятельность Уфимского земства в области народного образования (1916-1917 годы) // Педагогический журнал Башкортостана. 2009. №2 (21). С. 141-150.

3. Ергин, Ю.В. Неизвестные страницы: М.Н. Мухамедов (1886-1950), педагог-медик // Педагогический журнал Башкортостана. 2010 №1 (26). С. 138-143.

4. Ергин, Ю.В. Зия Камали - основатель медресе «Галия»: трагические 30-е годы // Педагогический журнал Башкортостана. 2010 №3 (28). С. 145-180.

5. Ергин, Ю.В. История унификации российской и украинской систем народного образования: конец 20-х - начало 30-х годов XX века // Педагогический журнал Башкортостана. 2015 №4 (59). С. 169-182.

6. Мамлеев, М.Ш., Мамлеев, Р.М. Каргалинские корни. - Уфа : Белая река. 2003. - 430 с.

7. Мухамедов, М.Ш. Русско-латино-башкирские термины по медицине и общемедицинские - Уфа : Башгиз 1935. - 150с.

8. НА РБ. Фонд И-123. Оп. 1. (Уфимский учительский институт, 1910-1919). -162 ед. хр.

9. НА РБ. Фонд Р-4774. Оп. 1. (Личный фонд Г.Н. Терегулова, 1891-1984). - 70 ед. хр.

10. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Том 4. СПб., 1871.

11. Терегулов, Г.Н. Проработка программы гУс // Методическое пособие для учителей татарских и башкирских школ. - Москва : Центриздат. 1925. - 32с.

пеппгогичесний журнпл опшногтостпнп м 6(79). aoie asSasSs

12. Терегулов, Г.Н. Юный астроном. Книга для внеклассного чтения в татарских и башкирских школах. -Москва : Центриздат. 1925. - 60с.

13. Терегулов, Г.Н., Яфаев, Р.В. Книга для чтения в IV классе. Учебник на татарском языке. Москва: Центриздат. 1925. - 60с.; 2-ое издание. 1928. - 132с.

14. Терегулов, Г.Н., Мухамедов М.Н Первая книга для чтения в V классе для средней школы татар и

башкир. - Москва: Центриздат. 1926., - 97с.; 2-ое издание. 1927.- 100с.; 3-е издание доп. 1929, - 105с; 4-е издание доп.и испр.. 1929, - 154с.

15. Терегулов, Г.Н., Яфаев, Р.В. Книги для чтения в VI классе для средней школы татар и башкир. -Москва: Центриздат 1928., - 137с.; 2-е издание, испр. и доп., 1929. - 140 с.

16. Терегулов, Г.Н., Трайнин, С.М. Башкирский государственный медицинский институт //Здравоохранение. К 15-летию Башкирской АССР. - Уфа: башгиз 1934, с. 49-57

17. Терегулов, Г.Н., Трайнин, С.М. Башкирский медвуз //Медицинский работник. Москва 1934, №1, с. 19-20.

18. Терегулов, Р.Р. Учитель. Ученый: славному 80-летию курорта Янган-Тау, основным вехам жизни его основателя и первого научного руководителя, профессора Гениатуллы Нигматулловича Терегулова посвящается. -Москва: ГЭОТАР - Медиа, 2017. - 88с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.