выполнения работы репродуктивного характера, к сложным заданиям на продуктивном уровне с частичным выполнением поисковой работы. Логическое завершение совершенствования профессиональных компетенций осуществляется на творческом уровне, когда курсанты оценивают не только условие сложного задания, но и ход собственных действий на основе синтеза имеющихся понятий и сформированного ранее уровня профессиональных компетенций. Как видим, такой подход позволяет учитывать возможности и потенциал курсанта как личности и представляет варианты их развития.
При реализации модульно-компетентност-ного подхода необходимо также создать новую систему оценочных средств, позволяющую отслеживать качество подготовки курсантов. Эта система может использоваться как на стадиях текущего, промежуточного и рубежного контроля при изучении конкретных дисциплин и модулей осваиваемой основной образовательной программы (ООП), так и на заключительной стадии - итоговой государственной аттестации2. Например, для контроля выполнения работ курсантом при освоении определённого модуля и сформированности компетенции на одном из уровней освоения модуля служит создание карты учёта выполненных работ. После этого при переводе в пятибалльную систему устанавливаются глубина и объём индивидуальных способностей, что позволяет корректировать мотивационную и потребностную сферы курсанта. Показатели, характеризующие уровень подготовки курсанта в плане сформированности профессиональных качеств, приобретают количественный эквивалент, который отражается в
карте учета, журнале взвода, сводной ведомости оценок. Дальнейшее диагностирование хода выполнения работ и результата освоения дисциплины на основе модульно-компетентностного обучения позволит выявить типичные ошибки или недочёты при выполнении того или иного вида деятельности и скорректировать деятельность курсанта и преподавателя с точки зрения оптимизации этого процесса при формировании профессиональных компетенций.
В заключение можно сказать, что модуль-но-компетентностный подход в военно-профессиональном образовании представляет собой модель организации учебного процесса, в котором образовательным результатом являются профессиональные компетенции будущих офицеров, а модульное построение содержания и структуры профессионального обучения -средством достижения поставленных целей. Применение модульно-компетентностного обучения позволит оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки курсантов МВД РФ.
Примечания
1 См.: Максудова Л. Г., Литвиненко М. В., Абросимов В. В. Разработка и построение учебных модулей для системы дистанционного обучения : метод. пособие. М., 2006. С. 30-31.
2 См.: Богословский В. А., Караваева Е. В., Шехонин А. А. Принципы проектирования оценочных средств для реализации образовательных программ ВПО : компетентностей подход // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 9.
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Н. Ю. Курчатова
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются понятие «молодежь» и специфика развития данной возрастной группы в рамках социума и вуза; исследуются студенты как специфическая развивающаяся молодежная группа, нуждающаяся в поддержке и принятии коллективом сверстников, самореализации в нем. Одним из направлений педагогической деятельности является создание студенческого самоуправления, центром которого должен стать студсовет как организационное ядро.
Ключевые слова: молодежь, студенты, факультет, педагогическая деятельность, студсовет.
Pedagogical Activity on the Organization of Youth Self-Governance at a Faculty
N. Yu. Kurchatova
The article considers the concept of «youth» and the specificity of the development of this age group within society and university. The author points out that the students of a faculty are a specific youth group, which needs to focus on their own development, as well as in need of support and acceptance by the group of peers and self-fulfillment in it.
© Курчатова Н. Ю., 2012
Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 2
On this basis, one of the directions of pedagogical activity at a faculty is the creation of the students' self-government, the center of which should become a student council as a strong organizational core. Key words: youth, students, faculty, pedagogical activity, student council.
Молодёжь - это особая социальная группа, отличающаяся своим статусом в обществе, чёткими возрастными рамками: нижняя возрастная граница этой категории населения 14-16 лет, верхняя - 28-35. Одно из первых определений этого понятия в отечественной социологии было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: «Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции»1. Иное, более детализированное определение принадлежит И. С. Кону: «Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социальнопсихологических свойств» 2.
Если рассматривать молодежь как социально-возрастную группу, то она отличается от других возрастных групп населения высоким уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья. Именно поэтому, вероятно, немецкий социолог К. Мангейм назвал молодёжь своего рода резервом, выступающим на передний план, когда появляется необходимость приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Молодёжь, по его мнению, выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни, одним из её элементов является неполная включенность в статус общества. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Молодёжь, по мысли Мангейма, ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она - потенция, готовая к любому начинанию3.
На наш взгляд, кроме перечисленных выше характеристик эта социально-возрастная группа имеет и ряд других качеств - особое восприятие ценностей культуры (что порождало в разные времена молодёжный сленг, эпатирующие формы субкультуры и др.), аполитичность и не-активность (зато политики интересуются молодёжью, особенно в период выборных кампаний).
Многовековой исторический опыт показывает, что молодежь - опора сильного государства, если оно уделяет ей достаточно внимания, и его же проблема, если она никому не нужна. СМИ и телевидение подчас предоставляют ей негативные примеры для подражания, некоторая часть молодежи руководствуется установками «человек человеку волк» и «выжить - вот главная задача».
Российское государство и общество минимизировало свое присутствие в процессе
социализации и воспитании молодежи. Её вытеснили в зону собственных проблем без права надеяться на помощь государства. Именно поэтому социологи и педагоги сегодня называют молодежь группой риска. С одной стороны, такое состояние было ей всегда свойственно, поскольку это группа переходная, становящаяся. Она переходит от статуса человека не обладающего всеми гражданскими правами, незрелого в социальном плане, зависимого от родителей к более устойчивому статусу зрелого человека. Одновременно молодой человек переживает и другой переход - от определенности, обеспечиваемой семьей, к неопределенности самостоятельной жизни. С другой стороны, вопрос о будущем молодежи встает сегодня особенно остро: нестабильность, нерегулируемая государством заработная плата, отсутствие возможности сразу устроиться на высокооплачиваемую и стабильную работу и многое другое заставляет её прагматичнее и циничнее относиться к жизни. Молодежь не ощущает поддержки и заинтересованности государства в её силах, поэтому многие уезжают из деревень, небольших городов в мегаполисы, в том числе и за рубеж.
В связи с кризисом доверия к государству молодые люди уверены, что решить возникающие в их жизни проблемы помогут только близкие люди: в государственную защиту, в том числе и правовую, никто из них не почти верит. Элементарные потребности, в том числе в безопасности, сегодня выступают на первый план, отодвигая государственные и общечеловеческие ценности - патриотизм, уважение к старшим, помощь младшим.
И все же большинство молодых людей мечтает о дружбе, любви и семье. Это отмечают исследования, проводимые в молодежной среде, об этом говорят сами студенты, обсуждая, например, темы, связанные с семьей, конфликтами, на практических и теоретических занятиях по дисциплине «Психология и педагогика» в Саратовском государственном университете. Исходя из этого мы считаем, что педагогам, психологам, социологам и другим специалистам необходимо сегодня обратить особое внимание на молодежь. Необходимость воспитания молодого поколения признавалась во всех цивилизациях и государствах. О воспитании российской молодежи в начале ХХ в. писали известнейшие педагоги и ученые, такие как С. А. Макаренко, В. Н. Со-рока-Россинский и многие другие.
Сегодня достаточно много исследований, посвященных данной социально-возрастной категории, возникают новые направления, такие как ювенология. В некоторых вузах (например, в СГУ) были открыты кафедры ювенологии или социологии молодежи, в центре внимания которых - изучение молодёжи как феномена современного общества, создание технологий
работы с молодыми людьми, подготовка специалистов в сфере молодёжной политики.
Один из возможных путей изменения положения молодежи - получение ею образования. Для молодого человека это возможность приобрести профессию, достойных друзей, полезные знакомства, а для кого-то - работу, то есть выиграть в конкурентной борьбе за право выжить. Еще в XVII в. М. В. Ломоносов писал: «Науки юношей питают...». Студенты вузов, входящие в рассматриваемую нами группу, обладают характерными чертами: они более активны и интеллектуально независимы. Они - субъекты собственного развития, нацеленные на поиск личностных смыслов.
Несмотря на то что причины, приводящие студентов в высшие учебные заведения, различны - от стремления получить профессию до нежелания служить в армии, - студенты отличаются достаточно высоким уровнем знаний, воспитанности, желанием учиться. Более того, у них сформировано четкое понимание того, что высшее образование - это новый рубеж в жизни, связанный, например, с получением более престижной работы и соответствующего ей социального статуса. Поэтому одной из первостепенных задач, стоящих перед организаторами работы с молодежью (совета аспирантов и студентов, управления воспитательного и социальной работы, деканов и их заместителей по воспитательной и социальной работе, преподавателей, кураторов) является создание условий для реализации субъектности студентов и формирование у них социальной ответственности, нравственных убеждений и готовности к профессиональной и социально-воспитательной деятельности.
Основные направления воспитательной работы со студентами в Саратовском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского отражены в «Концепции воспитания студентов СГУ» и программе воспитания студентов СГУ, которые базируются на общероссийских законодательных документах - законе «Об образовании», «Рекомендациях Минобразования по организации воспитательной работы в вузе», «Примерной программе воспитания социально активной личности студента», «Положении о кураторстве». Работа по воспитанию студенчества осуществляется в первую очередь руководством вуза и его подразделений, что позволяет создать условия для развития личности: благоприятную среду, ощущение взрослости и одновременно поддержки со стороны профессорско-преподавательского состава, возможности реализовать себя в учебе, общественной и политической жизни.
Такие условия позволяют студентам целеустремленно и заинтересованно приобретать профессиональные знания, осваивать групповые виды деятельности, реализовать социальную активность, удовлетворять свои интересы и потреб-
ности в духовной жизни, активно участвовать в жизни факультета, группы, университета, органов самоуправления, в планировании, организации и анализе воспитательной работы, а также в принятии решений, связанных с профессиональным развитием, организацией воспитательной работы, стимулированием их деятельности.
Особая задача стоит перед преподавателями и организаторами работы с молодежью на факультетах, так как студент более успешен, если студенческая группа и факультетский коллектив стали для него вторым домом.
О значимости среды и ее влиянии на личность студента пишет социолог 3. Бауман. Среда «утверждает повестку» по отношению к делу жизни, снабжая агентов «реестром целей и списком способов». О среде как особом условии жизни студента писал еще в начале XX в. К. Г. Паустовский в «Книге о жизни»: «Университет был средоточием передовой мысли в городе... Постепенно я привык к университету и полюбил его. Но полюбил не лекции и профессоров (талантливых профессоров было немного), а самый характер студенческой жизни. Лекции шли своим порядком в аудиториях, а студенческая - очень бурная и шумная - жизнь шла тоже своим порядком, независимо от лекций, в длинных и темных университетских коридорах. В этих коридорах весь день кипели споры, шумели сходки, собирались землячества и фракции <...> Впервые я узнал здесь о резких неистовых противоречиях между большевиками, эсерами и меньшевиками, о бундовцах, дашнаках, “щирых” украинцах и партии “Поалей Цион”...»4.
Опираясь на положения теории 3. Баумана и других исследователей, можно представить вуз, факультет в первую очередь как определенное место проживания молодого человека, его habitat - другими словами, среду обитания, которая ставит перед ним определенные цели и снабжает его соответствующими умениями, навыками или компетенциями, с точки зрения ученого - способами, которые помогают человеку достичь этих целей, влияют на его развитие. Они же (вуз, факультет) создают соответствующие условия, позволяющие молодому человеку осуществлять свой выбор, реализовывать свой социальный капитал, устанавливать и развивать социальные контакты, и в то же время воздействуют на формирование его личностного потенциала всей своей структурой или отдельными элементами. Поэтому определенная среда и культура, созданная на факультете, позволяет существенно повысить интерес студентов к профессиональной деятельности начиная уже с первого курса, побудить их активно участвовать в ней, не терять к ней интереса по истечение срока обучения и продолжать самосовершенствоваться в данной деятельности на протяжении жизни. Дальнейшее обучение по выбранной специальности - магистратура, аспирантура - и работа по
Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 2
выбранному направлению безусловно повышают престиж не только факультета, но и университета и университетского образования. Постепенно благодаря социокультурной среде и культуре специалистов (в нашем случае психологов) на факультете создается такой коллектив, в котором ценности факультета и личные ценности совпадают, человек осознает себя и свое место в этой структуре. В таком коллективе постепенно вырабатываются правила поведения, традиции, коммуникационная система и язык общения; выражается это и во внешних атрибутах, например майках с символом факультета на спортивных соревнованиях, шарфах, определяющих принадлежность к данному факультету, растяжках и табличках на конференциях.
В связи с этим меняется характер взаимоотношений людей: по возрасту и полу, статусу и уровню власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям, степени получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов. Вырабатывается система ценностей и норм, отражающих жизнь, среду и культуру конкретного факультета, устанавливаются правила поведения, которые должны соблюдаться всеми.
Таким образом, социокультурная среда и организационная культура как ее составляющая дают студенту чувство уверенности, гордости за свой факультет, противодействуют возможному переходу на другие факультеты, являются привлекательными для других студентов (переход на понравившийся факультет, получение второго образования, поступление в магистратуру), что создает ситуацию стабильности, уверенности студентов и преподавателей в завтрашнем дне факультета.
Созданная социокультурная среда формирует у студентов чувство общности, причастности к совместному делу, позволяет создать такой образ факультета, который необходим его руководству, помогает четко сформулировать цели факультета, его фундаментальные принципы, стратегическую программу развития.
Большое значение в создании всего вышеперечисленного имеет педагогическая деятельность, направленная на создание как социокультурной среды, так и ее важной составляющей -студенческого самоуправления - формы организации жизнедеятельности молодежных групп, обеспечивающей развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.
Основой студенческого самоуправления является студенческий совет факультета, регулирующий научную, учебную и социально-воспитательную работу всех студентов. Рассмотрим структуру студенческого совета и его функции. Возглавляет студенческий совет председатель, осуществляющий связь студсовета с университетским советом студентов и аспирантов. В студсовет входят заместитель председателя,
секретарь, ведущии документацию и оповещающий членов студсовета о собраниях, а всех студентов факультета - о решениях студсовета. Студенческий совет состоит из следующих секторов: научного, волонтерского, культурномассового, спортивного, информационного, трудового. Основными функциями студенческого самоуправления являются сбор информации и ее анализ, планирование, организация, контроль, то есть получение информации о протекании всех процессов во время организаторской и исполнительской деятельности для ее анализа, коррекции и регулирования.
По сути, студсовет состоит из лидеров факультета, раньше других осознавших, что лидерство - это возможность продвинуться вперед по всем направлениям, отмеченным нами ранее. Эти лидеры могут как работать в команде, так и действовать разобщенно и даже формально. В последнем случае работа на факультете происходит спонтанно, не имеет четкого плана, развитие факультетских традиций и особенностей, отличающих его от других, а также вхождение студентов в студенческую среду и обретение ими этого статуса происходит неравномерно. Таким образом, на факультете не складывается та особенная атмосфера, которая так привлекательна и является одним из мотивов учебы и общественной университетской жизни. Поэтому педагогическая работа по созданию социокультурной среды и роста в ней студентов должна начинаться со студсовета, с обучения его членов навыкам лидерства, планирования, оценки проводимых мероприятий.
Современные вузы, в том числе и Саратовский государственный университет, ставят перед каждым факультетом новые задачи, существенно отличающиеся от тех, которые решали факультеты на протяжении более чем ста лет, - не только отдавать знания, но заставить уже сегодня эти знания, студентов и преподавателей, обладающих ими, работать на благо своего учебного заведения, помогая ему становиться самостоятельной инфраструктурой. Уже с первого курса студент должен понимать свою новую роль в вузе - стать исследователем, а не потребителем знаний, активно участвовать в жизни факультета, а не только в процессе обучения. И, конечно, преподавателям, организующим лаборатории, практикумы, международные конференции и т. д., одним «свернуть» подобную гору не под силу. Большим факультетам, имеющим штат преподавателей и значительное количество студентов, наверное, в данном случае проще, а небольшим - труднее. Но здесь очень важно, насколько студенты через студсоветы включены в процесс обучения и события, происходящие на факультете. Педагогическая задача состоит в том, чтобы студентов организовать, сдружить и научить быть мобильными, умеющими учиться и весело отдыхать, организуя и привлекая к себе других.
Педагог, работающий с молодежью, должен учить студсовет проводить встречи-планерки, встречи-отчеты, готовить вместе с его членами разного рода мероприятия, чтобы вовремя показать, что не учтено и как это можно быстро исправить. Особое внимание нужно уделять привлечению лидеров в студсовет. Важно, какая атмосфера будет в нем царить, будут ли преемственность, взаимообучение и внутренняя поддержка. Педагог для этого должен использовать эффективные приемы педагогического сопровождения, открытой педагогической поддержки и сотрудничества - поощрение, похвалу, одобрение, просьбу, стимулирование, ожидание лучших результатов и т. д., - а также приемы скрытой поддержки - переключение внимания, безадресное упоминание об ошибках, изменение задания, самостоятельное выполнение задания как пример работы и т. д. Особого рода поддерж-
кой является обучение актива организаторской работе, ее планированию и проведению и анализу результатов. Таким образом, педагогическая деятельность, направленная на создание эффективного студсовета, способствует формированию личности студента и защищает его от неблагоприятного влияния окружающей среды.
Примечания
1 Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000. С. 24.
2 Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. С. 36.
3 См.: Манхейл К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 551.
4 Паустовский К. Г. Книга о жизни. URL: Шр://раш-tovskiy.niv.ru/ (дата обращения: 21.03.2011).