ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
ДЕНИСОВА О.Ю.
В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания последним. Автор рассматривает в межличностной коммуникации как особую проблему интерпретацию сообщения, поступившего от учителя ученику и наоборот.
In the course of dialogue between the teacher and the pupil there is a problem not only and to hand over the information not so much, how many to achieve its adequate understanding the last. The author considers in interpersonal communications as a special problem interpretation of the message which have arrived from the teacher to the pupil.
Профессия педагога является классическим примером профессии типа «человек-человек», в котором особую, ведущую роль играют процессы общения, взаимодействия, взаимоотношений. Посредством общения педагог осуществляет передачу знаний учащимся, реализует воспитательные воздействия, формирует у воспитанников различные умения и навыки, т.е. практически вся деятельность педагога - это общение.
Специфика педагогического общения заключается в том, что педагогу приходится одновременно общаться и со всей группой, и с каждым учащимся в отдельности, добиваясь при этом максимальной эффективности общения для всех.
Психологическая оптимизация учебно-воспитательного процесса будет иметь место при таком общении, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного характера учебной деятельности, для правильного формирования личности воспитанника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения и воспитания, позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности педагога. Одним словом речь идет о реализации в педагогическом общении всего психологического потенциала личности педагога. Для обеспечения психологической оптимизации своей деятельности педагог должен обладать специальными умениями, основанными на теоретических и практических знаниях закономерностей и особенностей процесса педагогического общения (коммуникативными умениями).
С.В. Кондратьевой были выделены уровни понимания педагогом личности учащегося. Верхнему уровню понимания особенностей учащегося свойственны такие черты познания личности с учетом данных научной психологии; отражение устойчивых, обобщенных свойств личности; выявление ведущих целей и мотивов поведения; установление связей между поступком и личностью учащегося в целом; объективность оценочных суждений, которая связана с относительной независимостью оценок личности учащегося от уровня его успешности в обучении; умение проникнуть в скрытые резервы развития личности воспитанника, способность предвидеть возникновение тех или иных особенностей поведения и деятельности учащихся и на этой основе проектировать дальнейшее развитие его личности.
Педагогов-мастеров, которым свойственен этот уровень понимания личности учащихся, как правило, характеризует ярко выраженная направленность на педагогическую деятельность, они удовлетворены своей профессией, испытывают потребность в общении с воспитанниками, стремясь познать их внутренний мир.
Для педагогов со средним уровнем развития понимания свойственно отражение лишь отдельных, наглядно воспринимаемых качеств и факторов из жизни учащихся, рассмотренных вне связи с личностью в целом; познание мотивов и целей лишь отдельных поступков воспитанника; субъективный характер оценивания личности, во многом зависящего от уровня ее учебной ус-
пешности. У таких педагогов проявляется положительное отношение к педагогическому труду, хотя в силу ряда причин (отсутствие опыта, неразвитость педагогических способностей, характерологические особенности личности) неуравновешенность, раздражительность они не достигли высокого уровня успешности деятельности.
Педагогам, которые могут быть отнесены к нижнему уровню, свойственно восприятие лишь внешнего «рисунка» поступка, без проникновения в скрытые от непосредственного восприятия цели и мотивы; субъективный характер оценивания личностных качеств учащегося, весьма высокая зависимость от его успеваемости. На данном уровне положительное отношение к педагогическому труду и интерес к внутреннему миру формирующейся личности не проявляются.
В процессе общения с учащимися у каждого педагога обязательно должен возникнуть вопрос: «Каким видят меня мои воспитанники?». Ответить на него можно при умении мысленно поставить себя на место учащихся, посмотреть на себя их глазами. Такой способ удвоенного понимания, т.е. понимание того, каким учащиеся воспринимают педагога, называется рефлексией. Это значимый механизм межличностного понимания, овладение которого помогает более успешно общаться с людьми.
Еще одним психологическим механизмом понимания людьми друг друга является идентификация, суть которой заключается в способности педагога мысленно поставить себя на место учащихся и с этой позиции осознать его проблемы, найти объяснение его поступкам.
Из вышеизложенного следует, что для правильного понимания и объективной оценки личности учащихся каждому педагогу необходимо обладать следующими психологическими умениями:
- увидеть и выделить у учащихся существенные, но мало заметные для других положительные или отрицательные стороны;
- при анализе поступков и поведения учащихся ориентироваться на психологические особенности его личности (направленность, мотивы, потребности, жизненные ценности);
- выявить систему ведущих целей и мотивов поведения воспитанников;
- оценить личность учащегося объективно, независимо от его успеваемости;
- предвидеть поведение учащихся в конфликтной ситуации или необычной;
- мысленно поставить себя в психологическую ситуацию, переживаемую учащимися;
- осознавать степень своего влияния на учащихся;
- увидеть себя глазами учащихся.
«Сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то чего он стоит, целиком определяется тем, какие отношения к людям, другому человеку он способен устанавливать» [1].
Для того чтобы добиться значимых успехов в обучении, воспитании и развитии учащихся нужно расположить его к себе, установить с ним доверительные отношения, которые предполагают, прежде всего, установление межличностного доверия. Со стороны педагога доверие должно заключаться в проявлении к учащимся уважения, доброжелательности, заинтересованности, основанных на искреннем убеждении в том, что каждый из воспитанников, несмотря ни на какие проступки и недостатки поведения, обладает широкими возможностями умственного и нравственного развития. Оказывать доверие - не значит не замечать недостатков. Это, значит, верить в человека и помогать ему, стать лучше.
Доверие со стороны учащихся должно выражаться в том, что он делится с педагогом своими мыслями, чувствами, раскрывает те или иные стороны своего внутреннего мира, стремится вести себя так, чтобы оправдать оказанное доверие.
По мнению И.С. Кона, у учащихся 15-17 лет образ идеального педагога складывается из индивидуальных человеческих качеств: способность к пониманию, эмоциональному отклику,
отзывчивость и сердечность. На втором месте стоит профессиональная компетентность педагога, уровень его знаний и качество преподавания, на третьем - умение справедливо распоряжаться властью [2].
Выделяют следующие типы отношений мастеров производственного обучения к учащимся [3]:
а) устойчиво положительное;
б) противоречивое; пассивно положительное;
в) отрицательное.
Мастера с устойчиво положительным отношением характеризуются учащимися так: справедливый, добрый, приветливый, с ним можно поговорить по душам, хорошо относится ко всем учащимся, охотно всем помогает, считается с мнением группы, переживает за нее, интересный человек, любит свою работу.
Качества педагога с негативным отношением к учащимся - нетактичность, грубость, несправедливость, раздражительность, излишнее самолюбие.
Причины неспособности педагога или мастера устанавливать благоприятные отношения с учащимися: неразвитость педагогических способностей, недостаток опыта, некоторые характерологические особенности (неуравновешенность, раздражительность, необщительность), а также влияние сформировавшихся установок. Установка - это готовность, предрасположенность человека к определенному поведению по отношению к другим людям.
Неправильная установка формируется по отношению к некоторым воспитанникам не вследствие глубокого изучения психологических особенностей, а под влиянием оценок, мнений и отношения людей, которые знали их раньше. Педагоги мысленно делят учащихся на перспективных и бесперспективных и ведут себя так, чтобы их установки оправдались. Как правило, педагогом установки не осознаются, но по его поведению можно определить наличие негативной установки. А.А. Леонтьевым выделяются такие признаки, по которым можно «опознать» негативную установку педагога, т.е. бессознательно плохое отношение к учащимся:
- он дает «плохому» учащемуся меньше времени на обдумывание ответа, чем хорошему;
- если дан неверный ответ, он не задает наводящего вопроса, не предлагает подсказки, а тут же спрашивает другого или сам дает правильный ответ;
- чаще ругает «плохого» учащегося за неверный ответ;
- реже хвалит за правильный;
- не реагирует на ответ «плохого», вызывает другого, не замечая поднятой руки;
- реже улыбается, меньше смотрит в глаза «плохому», чем «хорошему»;
- реже вызывает, иногда вообще не работает с ним на уроке [4].
Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, т.е. на основе чувств, возникших у людей по отношению друг к другу. Механизмом эмоционального познания человека является эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания и сочувствия.
Сопереживание - переживание человеком тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой, а сочувствие - переживания человека по поводу чувств другого.
Эмпатия - это не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, т.е. не столько «продумать» ситуацию другого, сколько ее «прочувствовать».
Для установления доверительных отношений педагогу должны быть присущи следующие умения:
- расположить к себе учащегося, установить с ним психологический контакт;
- по внешним проявлениям понять эмоциональное состояние учащегося;
- эмоционально откликаться на проблемы учащихся сопереживать им;
- не создавать эмоциональные напряжения в отношениях с учащимися;
- сочувствовать учащимся;
- относиться с уважением к личности учащихся.
Реально наблюдаемая сторона общения - это способ обращения педагога с учащимися и его поведение по отношению к воспитанникам.
Основная функция общения - передача достижений человеческой культуры от одного поколения к другому. Все знания, мысли, эмоциональные чувства педагога должны найти свое выражение в его вербальных и невербальных средствах общения.
Речь - основное средство общения. В педагогическом общении выделяются следующие функции речи:
- сообщающая, т.е. передача определенной информации учащимся;
- экспрессивная, т.е. передача отношения педагога к своим ученикам (тон, тембр голоса, характер интонаций свидетельствуют об отношении в большей степени, чем содержание произносимых слов);
- побудительная, т.е. обращение к учащимся в целях воздействия на него.
Слово - было и остается основным средством влияния на учащихся.
«Слово учителя - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу», - писал В.А. Сухомлинский.
Беседа или разговор, которые не вывели учащихся из состояния безразличия, не только не приносит пользы, но даже вреден.
С.В. Кондратьева (Психолого-педагогические проблемы общения. - Гродно, 1982 г.) считает, что содержание способов общения зависит от уровня понимания педагогом своих воспитанников. Педагоги с высоким уровнем понимания личности учащихся используют организующие воздействия (инструктирование, наставление, предупреждение ошибок в работе) чаще, чем дисциплинирующие (замечание, повышение интонации, наказание): косвенные воздействия (совет, просьба, внушение и др.) чаще прямых (приказ, требование); положительные оценки личности учащихся (вне зависимости от типа успеваемости) значительно преобладают над отрицательными.
Оптимальный способ обращения и поведения с учащимися дает высокий уровень продуктивности деятельности педагога, что является результатом развитой педагогической нравственности, профессионально-педагогической ответственностью за судьбу воспитанника.
Низкий уровень продуктивности деятельности некоторых педагогов обусловлен безразличным или негативным отношением к педагогическому труду, отсутствием всякого интереса к внутреннему миру воспитанников. Эти педагоги имеют завышенную самооценку, абсолютно уверены в собственной непогрешимости, эмоционально нечувствительны к другим людям.
Основная масса преподавателей и мастеров по своему способу обращения с учащимися располагается между педагогами с продуктивным и непродуктивным педагогическим обращением, они могут и должны развивать и совершенствовать умения правильного обращения с людьми:
- проявлять гибкость в поведении по отношению ко всем учащимся;
- определять эффект своего словесного воздействия на учащихся;
- воздействовать убедительностью доводов;
- быть тактичным в общении;
- контролировать свое поведение в эмоциональном возбужденном состоянии;
- найти верный тон, если учащиеся находятся в возбужденном состоянии. Совершенствуя коммуникативные умения, преподаватель и мастер будут оптимизировать учебновоспитательный процесс.
Библиографический список
1. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М., 1957 г.
2. Кон И.С. «Психология юношеского возраста». - М., 1979 г.
3. Русалинова А.А «Влияние взаимоотношений между мастером и учащимися на формирование коллектива учебной группы профессионально-технического училища» - М., 2006 г.
4. А.А. Леонтьев «Педагогическое общение» - М., 1979 г.