СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
УДК 371 Л.В. ВОЛКОВА
ПЕДАГОГИ КАК СУБЪЕКТЫ СРЕДООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В статье предлагается материал об особой группе педагогов, способных осуществить преобразования школьной среды.
Управлять процессом формирования и развития личности ученика можно опосредованно (через среду). В школьном средообразовательном процессе роль субъекта, как правило, предписывается педагогам. Однако они далеко не всегда мотивированы на качественное изменение среды. Интерес представляют педагоги с устойчивыми мотивами деятельности, отнесённые в группу «меченые».
В обыденном понимании средообразовательный процесс (СП) - это процесс создания среды. В педагогике суть средообразовательного процесса - «перевод» среды в эффективное средство формирования и развития личности ученика.
Проблемы средообразования невозможно решать без непосредственных участников данной деятельности, т.е. без субъектов средообразовательного процесса.
Концепт «субъект» - это всеохватывающее, наиболее широкое понятие человека в единстве всех его качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных и т.д.
В отечественной психологии (Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе и др.) субъект характеризуется определённой направленностью и активностью. Конкретизируя понятие «субъект», психологи раскрывают смысл таких определений, как «субъект деятельности» (Б.Г -Ананьев, А.Н. Леонтьев), «субъект отношений» (А.Ф. Лазурский, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев), «субъект потребления» (Д.Н. Узнадзе), «субъект собственной жизни» (В.И. Слободчиков), «субъект деятельности, воспроизведения себя, общения и самосознания» (В.А. Петровский) и т.д.
Педагогический словарь даёт схожую с психологической трактовку понятия «субъект»: носитель предметно-практической активности и
познания, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании [3, с. 144].
В педагогической литературе педагог аксиоматически рассматривается субъектом педагогической деятельности.
Под субъектом средообразовательного процесса понимается любой его инициатор, организатор и исполнитель, действия которого объективно ведут к изменению среды. Субъекты СП характеризуются как общими чертами, свойственными субъектам познания, деятельности, жизни, так и специфичными качествами.
Специфичные свойства субъекта СП можно представить единством трёх факторов - мотивов, способностей, ресурсов, соответствующих трём субъектным позициям: «хочу-могу-надо». Раскроем каждую их трёх составляющих.
Первая позиция («хочу») - мотив деятельности субъекта средообразовательных практик: что им движет? к чему он стремиться? какова направленность его деятельности? что провоцирует активность?
Взгляды психологов на сущность мотива существенно расходятся. Мотив рассматривается как потребность (П.К. Анохин, А.Р Лурия, Т.Н. -Лебедева и др.), как цель (К.А. Абульханова-Слав-ская, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн и др.), как
© Л.В. Волкова, 2009
75
побуждение (В.И. Ковалёв), как намерение (К. -Левин), как устойчивые свойства (В.С. Мерлин), как сложное интегральное психологическое образование (Е.П. Ильин) и т.д.
Для организации средообразовательного процесса нас, безусловно, интересуют мотивы педагогической деятельности, представленные в трудах учёных, исследующих педагогическую направленность (С.А. Зимичева, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластёнин, Г.А. Томилова, А.И. Щербаков и др.). Несмотря на разброс элементов структуры педагогической направленности, во всех работах отмечается ключевой ориентир - формирование и развитие личности ученика.
Существующие представления о мотивах деятельности вообще и о направленности педагогической деятельности в частности дают основания для утверждения, что под мотивом деятельности субъекта СП следует понимать любую причину (потребности, интересы, влечения, желания, эмоции, установки, убеждения, идеалы, мечты и пр.) его активности в процессе качественного изменения среды.
Вторая позиция («могу») - способности субъекта СП: что он может? на что способен? каким способом может решить проблему?
В качестве способностей субъекта СП рассматриваются индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного изменения свойств, качеств, параметров среды.
Субъект средообразовательного процесса может обладать разными способностями: как общими (способность мыслить, творить и пр.), так и специальными (литературными, художественными, музыкальными, сценическими и т.д.).
Очень важны для него педагогические способности (Ф.Н. Гоноболин, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Д.Н. Левитов, А.И. Щербакова и др.), одна из которых является наиболее значимой. Это способность понимать и чувствовать влияние осуществляемых в среде изменений на личность ученика.
И, наконец, третья позиция («надо») - позиция наличия у субъекта тех или иных ресурсов для средообразования: что ему нужно? чего недостаёт для решения задачи? как он может восполнить недостающее?
Без определенных ресурсов невозможно преобразовывать среду. Для осуществления задуманных изменений в среде субъекту СП необходимо
располагать самыми разными ресурсами (интеллектуальными, энергетическими, техническими, пространственными, временными, информационными, финансовыми, материальными, культурными, человеческими, правовыми, административными), уметь их находить или компенсировать их отсутствие.
Подчеркнём, что субъектом средообразовательного процесса может выступать любой его инициатор, организатор и исполнитель, обладающий необходимыми способностями, располагающий достаточными ресурсами и характеризующийся определённым мотивом деятельности.
Основу средообразовательного процесса составляет деятельность субъекта.
Так, содержание его деятельности, направленной на создание игровой среды, определяется следующими действиями: оформление предметных зон игры; оборудование игрового пространства; эргономичное размещение дидактических материалов, принадлежностей, пособий, игрового «инвентаря»; продумывание воздействия «музыки», «художественного текста» и пр.
Содержанием деятельности, направленной на создание предметно-эстетической среды, могут выступать действия, не только ориентированные на переустройство внутреннего пространства школы (переоборудование помещений; изменение цветовой гаммы классных комнат; оформление кабинетов; установка в рекреациях экранов, трансформирующихся перегородок и пр.), но и на облагораживание пришкольной территории (посадка деревьев, кустарников, декоративных растений; размещение удобных для бесед скамеек; оборудование детских площадок для игр и «детской беготни» и т.д.)
При конструировании музейно-педагогической среды (термин Б.А. Столярова) необходимы: организация «околомузейного пространства»; налаживание поисковой деятельности; оборудование музейных помещений, подготовка экспонатов и экспозиций; обучение музейного педагога, проведение в музейных аудиториях экскурсий, лекций, занятий.
Приведённые примеры показывают, что для создания разных «сред» необходимы разные субъекты СП. Таковыми, как правило, выступают педагоги, которые далеко не всегда мотивированы на осуществление тех или иных преобразований в среде. Поэтому интерес представляет
особая группа педагогов с устойчивыми мотивами деятельности. Такие педагоги, «предрасположенные к какой-либо деятельности, постоянные в своих пристрастиях» названы в теории Ю.С-. Мануйлова термином «меченые» [4, с. 16].
С этим понятием связано немало понятийнотерминологических сложностей и проблем. Несколько аргументов в пользу данного понятия.
Первый. Понятие «меченые» обозначает явление, которое, как показало наше исследование, не имеет иного названия. Его нельзя заменить другим термином («лидер», «энтузиаст», «натура», «характерность», «персоналия», «типаж», «акцентуированная личность», «хариз-матичная личность», «пассионарий», «агент пространства», «Модульный Человек», «medium is message» - «носитель посланий», «медиум-посредник», «модератор», «фасили-татор»), встречающимися в литературе.
Второй. Понятие «меченые» содержит в своём объёме причину (важное, яркое событие и испытанное чувство) и следствие («отпечаток», «зарубка», «след», «метка») пережитого. Оно отражает наличие у индивидуума значимого опыта, предопределяющего (помимо целей, желаний, стремлений, интересов) поведение меченых в разных ситуациях: «присутствующего в настоящем прошедшего, устремляющегося в будущее» [2, с. 7-12].
Третий. Понятие «меченые» метафорически ярко и образно раскрывает механизм появления данной индивидуальной особенности: одно из прежних переживаний оставляет глубокий след в памяти («метит»), делая человека носителем той или иной стихии, способной повлиять на среду.
Природа возникновения «метки» была описана в трудах отечественных психологов. Так, П.П. Блонский раскрывает «эффект следа от сильно пережитой эмоции, которая в последующем может возбуждаться и более слабыми стимулами подобного рода, т.е. становится для человека латентным доминантным очагом, «больной мозолью», случайно задев которую можно вызвать сильную эмоциональную реакцию» [1, с. 21, 29-З0].
A.K Леонтьев подчёркивал: «эмоциональные состояния как бы «метят» на своём языке» индивидуумов [4, с. 199].
Среда метит индивидуумов, которые в свою очередь (по аналогии с мечеными атомами) вос-
производят среду.
Отмеченные средой индивидуумы словно «запрограммированы» действовать только таким, постигнутым ими образом.
В механизме появления «метки» фиксируются такие ключевые моменты: влияние прежней среды - сильное чувство - «отметина» в сознании - предопределённое ею поведение. Данные положения следует отразить в уточнённом понятии, не имеющем (что очень важно для принятия термина!) оценочного суждения, а лишь отражающем сущность называемого явления.
Меченые - это выделяющиеся в среде индивидуумы, необычное поведение которых обусловлено зависимостью от прежних переживаний, оставивших след в их образе мыслей, чувств, действий.
Педагогический смысл понятия в том, что оно «показывает ту роль, которую сыграла среда в жизни человека, с одной стороны, а с другой, -указывает на особенное в нем, что проявляется в сношениях с миром» [5, с. 120].
Обычно слово «меченые» связывается с каким-то жизненным негативом. Например, о таких людях в повседневной жизни говорят: «одержимые», «безумные», «чудаковатые», «сумасшедшие». Но сумасшедшие не в смысле «лишённые рассудка», а в смысле «знающие наверняка и действующие напролом», что очевидно на примере творчества писателей.
«... Мережковский помешан на парности вещей, на идее двух бездн, верхней и нижней. А вот Леонид Андреев «всегда видит в мире только какой-нибудь клочок, одну лишь пылинку, пушинку, хотя эта пылинка и становится для него Араратом, заслоняя собою и небо, и землю, и весь горизонт. Эта психология охваченности, одержимости до того присуща Андрееву, что ею он наделяет всех ... Человек, охваченный, гонимый только образом, только мыслью, слепой и глухой ко всему остальному» [8, с. 530].
Даже этот один литературный пример позволяет опровергнуть предположение, что понятие «меченые» уничижает человека. В нём только присутствует толика некой иронии, емко и точно означающей индивидуальную особенность человека.
Очевиден тот факт, что природа появления меченых сложна, многовариантна и пока до конца необъяснима. Вероятно, на возникновение описываемого феномена оказывает влияние оп-
ределённое стечение обстоятельств, целый набор разных факторов и условий.
По причине того, что мир меченых разнороден (разные индивидуумы в разное время мечены разными событиями, разными стихиями с разной силой, интенсивностью и продолжительностью влияния), классифицировать меченых по какому-либо признаку весьма проблематично. Однако, наблюдая и анализируя этот феномен в жизни, мы пришли к выводу, что можно говорить о «генетически/социально меченных»1, «внешне/внутренне меченных», «позитивно/негативно меченных», «конструктивно/деструктивно меченных», «сильно/слабо меченных», «проявленных/непроявленныхмеченных», «меченных трофикой/стихией» и др.
Нельзя оставить без внимания и такую категорию меченых, как «патологически меченные» (шизофреники, параноики, ипохондрики, маньяки и т.д.). Эти состояния ярче всего обнаруживаются у выдающихся людей, силой маний и фобий выдвинутых на передний край. «Петр I и Суворов, Аввакум и Распутин, Белинский и Бакунин,
Н. Фёдоров и Э. Циолковский, Писарев и Нечаев, Гоголь и Маяковский, не говоря уже об Иване Грозном, Ленине, Сталине, Троцком и их прямых наследниках и соратниках среди деспотов разных поколений. У всех этих людей, даже при величии натуры и гениальной одарённости, есть какая-то резко выдвинутая черта, навязчивая идея, оттесняющая все остальные» [7, с. 149]. Данные состояния - объект изучения психиатрии, поэтому в нашем исследовании не рассматриваются.
Можно выделить такие категории меченых, как «меченные эпохой, историей, временем, событием», «меченные повседневностью», «меченные богоизбранием, меченные вечностью, «меченные одиночеством»2 и др.
1 В качестве отглагольного существительного слово «меченый» обозначает характеристику человека; пишется с «Н» (в нашем случае - это индивидуум, обладающий определённой характеристикой). В качестве причастия предполагает наличие зависимого слова, отвечающего на вопрос «чем?» или «как?», обозначает процесс приобретения «метки»; пишется с «НН» (в нашем случае - это характеристика характеристики)
2 Подобными метафорами изобилуют произведения как классической, так и современной лирики.
Есть смысл назвать и «меченных профессией». В нашем случае -профессией педагога. Портреты учителей вполне предсказуемы, органично вписываются в закреплённую общественным сознанием традицию.
Для ясности картины представим галерею «архивных» образов, созданных в художественной и публицистической литературе Х1Х-ХХ веков. Кто-то мечен властью (как гоголевский учитель, воспитавший лицемера Чичикова), кто-то боязнью (как чеховский учитель греческого языка Беликов, сопровождавший всё, что происходило в его жизни фразой: «Как бы чего не вышло!»), кто-то служением своему делу (как герой рассказа Георгия Берёзко «Дом учителя», так увлекающий всех, что стихи к празднику писала вся школа, даже незаметный завхоз дядя Петя), кто-то тиранией (как учитель Гнус из одноимённой повести Генриха Манна, следивший за своими учениками даже после окончания занятий), кто-то невероятным артистизмом (как Харлампий Диогенович из «Тринадцатого подвига Геракла» Фазиля Искандера, умеющий незаметно делать человека смешным), кто-то страхом (как мисс Прингл и мистер Тэкер из рассказа Алана Маршала «Я умею прыгать через лужи»), кто-то «волшебством» (как учитель К. -Паустовского Черпунов по кличке «Черномор»), кто-то добротой (как учительница французского языка Лидия Михайловна и т.д.)
Направлять действия меченых в иное для их «амплуа» русло обременительно. Это вызывает у субъектов управления определённые неудобства в работе с ними. Но плюсов обнаруживается больше.
Во-первых, взгляд на педагогов как меченых позволяет выделить одну (из существующего множества) черту, ориентирующую на результативное взаимодействие с ними.
Во-вторых, подход к педагогам как меченым помогает рассматривать их носителями определённого опыта, которым они руководствуются и который может быть востребован на каком-то этапе средообразовательного процесса.
В-третьих, понимание того, к чему предрасположены меченые, позволяет не только спрогнозировать их реакцию на управленческое действие, но и рассчитывать на получение желаемого результата.
И, наконец, активность меченых представляется продуктивной, поскольку они запрограмми-
рованы действовать в соответствии с опытом, всё самостоятельно, без непосредственного уча-
находить необходимые для достижения цели воз- стия субъекта управления (рисунок 1).
можности, генерировать среду, причём делают
Рисунок 1
На рисунке схематично показано, как малое, но «топологически выверенное воздействие» субъекта управления (5), может пробудить активность меченого (М), что в свою очередь вызывает активные изменения в среде. Действуя «по принципу заражения», меченые создают мощное поле, в которое вовлекаются другие участники образовательного процесса.
Так, для того, чтобы среда могла обогащать речь детей, необходимо саму языковую среду обогащать. И в этом процессе могут быть полезны разные меченые.
Педагога-«педанта», обострённо сосредоточенного на нормах русского языка, безапелляционно и настойчиво исправляющего всех, кто допускает ошибки, вовлечь в разработку и определение содержания программы речевой культуры.
Учителя-«демонстратора», включённого в переживания по поводу собственной значимости, зацикленного на собственных достоинствах, обязать вести в школьной газете и на сайте школьного форума рубрику «Говори правильно».
Сотрудника-«либерала», естественного в своём наивно-детском восприятии мира, несущего восторженные импульсы по поводу успехов детей, включить в оформление для школьников на одной из стен школьных рекреаций «места свободного самовыражения», где можно написать о своём отношении к культуре речи или сделать рисунок и т.д.
В заключение подчеркнём следующее. Актив-
ность меченых в роли субъектов СП представляется продуктивной, поскольку они запрограммированы действовать в соответствии с опытом, находить необходимые для достижения цели возможности, генерировать среду.
Библиографический список
1. Блонский П.П. Психологические очерки. -М.: «Новая Москва», 1927. - 171 с.
2. Бурдье П. Структуры, Habitus, Практики / / Современная социальная теория: Бурдье, Г ид-диенс, Хабермас: Учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. - 196 с.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
5. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. - 2-е изд., перераб. - М., Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. - 157 с.
6. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. - Костанай, 1997. - 242 с.
7. Эпштейн М.Н. Всё эссе: В 2-х т. Т. 1.: В России. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. -544 с.
8. Эпштейн М.Н. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. - М.: НЛО, 2004. - С. 512540.