УДК 159.923
М. Т. Терзиева Педагог толстовец — случай „Андрей Крыстев'
В статье рассматривается жизненный и творческий путь известного педагога Андрея Крыстева. Используя средства биографического метода, мы попытались раскрыть специфику применения идей толстовства в педагогической практике и их общественный резонанс
Ключевые слова: толстовство, биографический метод, педагог, школьное образование, воспитание
M. T. Terzieva Teacher Tolstoyan — occurrence "' Andrey Krystev
The article discusses the life and career of the famous teacher Andrey Krystevs. Using the biographical method, we have tried to reveal the specifics of application of the ideas of tolstoyism in teaching practice and their public resonance.
Keywords: tolstoyism, biographical method, teacher,schoo1 education, upbringing.
олстовство как система философских, религиозных, социально-экономических, нравственных, политических, правовых, эстетических и педагогических идей, находит отражение в Болгарии. Его сторонниками в области педагогики являются университетские ученые (Димитр Кацаров, Генчо Пирьов, Петр Нойков), преподаватели в педагогических институтах (Илия Енчев, Павел Теохаров), с интеллектуальными, разносторонними творческими проявлениями (Иван Унджи-ев, Ценко Цветанов), учителя (Наню Ганчев, Йордан Стоянов, Андрей Крыстев). Некоторые из них остаются до конца связанными с идеями своей молодости, другие постепенно отдаляются от них, но никогда не отрицают их.
Единственный публично известный случай физической расправы над педагогом, воспринявшим идеи толстовства и вегетарианства, связан с бесследно исчезнувшим в 1928 году учителем из города Видина Андреем Крыстевым. В памяти своих современников он выделяется как человек с энциклопедической культурой и обаянием, с бесспорными качествами духовного лидера. В течение четверти века — с 1903 г., Андрей Крыстев учительствует в своем родном крае и развивает активную общественную деятельность — создает вечернюю школу, распространяет газеты и журналы, высказывается на педагогических конференциях, проводит научно-популярные беседы; протестует против изменения в конституции, которые дают возможность “продажным политикам продать наш народ за три копейки”. Он уволен министром просвещения Николаем Апостоловым (19071908) как сторонник лидера радикал-демократов
Найчо Цанова. Продолжает учительствовать, а в 1918-1919 г. г. является околийским /административная единица/ начальником г. Видина, но, уволен с работы телеграммой, “за то, что протестовал против непочтительного отношения со стороны министерства внутренних дел по отношению к своим органам ” [4, с.40]. В последние годы своей жизни его преследует чиновник местного школьного инспектората Т. Паликарев и он вынужден доказывать, что его педагогическая деятельность не имеет антигосударственной и антиобщественной направленности.
Стремление к духовному объединению человечества, чтобы оно жило по законам любви, по мнению Андрея Крыстева является самой существенной частью учения Льва Толстого. В связи с обвинениями, отправленными к нему и к его общественной деятельности, представленной как злонамеренное создание “толстовской секты”, А. Крыстев заявляет: “Защищая, прежде всего себя, а не какую-то группу..., я заявляю, что толстовской секты нет в Болгарии, а и нигде в мире нет, насколько мне известно” [4, с.79]. Вопреки опытам быть назваными сектантами, толстовцы не воспринимают себя и не самоопределяются такими в период возникновения, развития и упадка движения в Болгарии. Они считают, что этическое религиозное чувство, которое их объединяет, ведет к преодолению социальных, национальных и личностных противоречий.
В теоретических разработках болгарских пе-дагогов-толстовцев ясно видится, что они являются сторонниками свободного воспитания, потому что свобода это “самый существенный идеал” в педагогическом учении их духовного
кумира. Они ратуют за воспитание через любовь и добро. Для них Толстой является педагогом мирового значения, предтеча /предшественник/ новых педагогических идей, зародившихся в конце XIX века. Педагоги-толстовцы разделяют его взгляды на массовое и доступное образование для всех детей.
На страницах журнала “Свободное воспитание” Андрей Крыстев (статья опубликована посмертно) разрабатывает целостную теоретическую систему после школьного образования и воспитания, построенную на гуманных принципах западноевропейской педагогики (моделью служит датский опыт) и на взглядах Льва Толстого на народное образование. Целью подобного образования и воспитания является - “пробудить духовную жизнь и интерес народных масс, создать навык к душевной работе и чтобы все познания были связаны с жизнью” [3, с.20].
Знания в этих своеобразных народных университетах будут черпать из следующих областей:
- гражданское и политическое образование;
- общественно-экономическое образование;
- нравственно-эстетическое образование.
Организационными формами, предложенными Андреем Крыстевым, являются: открытие дополнительных дневных, вечерних и праздничных школ; создание читален и библиотек; систематические собрания и научно-популярные беседы; дешевые популярные журналы и брошюры; профессиональные общества, технические училища, народные университеты и т. п ” [3, с.20]. В другой посмертно опубликованной статье - “Народный университет в Финляндии” [1, с.3], анализируется опыт далекой скандинавской страны в ликвидации неграмотности и обеспечении более широкого доступа людей из народа к высшему образованию. Эта благородная идея, подхваченная академической молодежью, воодушевляет людей разных политических взглядов и социального статуса. Автор статьи мечтает увидеть подобное начинание и на болгарской почве.
Толстовцы-педагоги объединяются против противопоставления умственного и физического труда. Они мечтают о творческом труде, освобожденном от любого принуждения, хотят, чтобы их ученики были включены в реальную трудовую деятельность. На одной из немногих фотографий учителя Андрея Крыстева, обнародованной в газете “Свобода” (№ 273) через год после того как “бесследно изчез”, он запечатлен среди своих учеников из прогимназии с лопатами в руках — вероятно до или после положенного совместного труда. При жизни он близок с педагогами-коммунарами из Ружинци
- Методием Христовым, Георгием Русиновым, Александром Тодоровым и другими, которые полагают “братский труд” и работают на кооперативных началах, при этом демонстрируют
пользу от вегетарианской еды и здорового образа жизни.
Андрей Крыстев, который разделяет взгляды своего духовного учителя Льва Толстого о непротивлении злу насилием, через сказки перед общественностью внушает, что непротивление злу не означает - “покорный как овца”, а самоотверженная борьба против него, но мирными средствами - используя устную и печатную пропаганду, личным примером и включением в кооперативное дело, посещением читален, противопоставление пьянству, невежеству. Для него война является преступлением, как против отдельного человека, так и против всего человечества. Она является гибельной для народов и своими последствиями, которые болгарин в первые десятилетия прошлого века хорошо знает — невыносимые репарационные выплаты, политические и экономические кризисы. Учитель из г. Видина убеждает своих слушателей, что каждый голос в защиту антимилитаристического движения это голос в пользу будущего, мира во всем мире и гармонии.
Горячий сторонник необходимости реформы в образовании, Андрей Крыстев объединяет вокруг себя широкий круг единомышленников, что позже послужит в качестве основного обвинения против него, что он формирует толстовскую секту. Защищая себя и своих коллег от произвола и беззакония самозабвенных, наделенных властью чиновников, в книге “Страницы нашего учебного дела” он перечисляет сделанное педагогами-толстовцами в Видинском районе в пользу науки, учеников и родителей: в педагогической сфере — “новые современные достижения педагогической науки под известными названиями “новая школа”, “свободное воспитание”, “реформированная школа” и т.п.; с учениками - организация ученических библиотек, общества воздержателей, музыкальные постановки, театральные и оперетные представления, детские утренники, фонды помощи бедным учащимся; со взрослыми — научно-популярные беседы против алкоголизма, о характере просветительского дела, введение регулярных воскресных встреч родителей и учителей [4, с.46].
Его общественным защитником становится уважаемый в культурной и просветительской среде писатель Тодор Влайков. Он пытается остановить эту публичную расправу с невиновным учителем и выступает с публикацией “Одно пояснение” в “Демократическом сговоре” (1927, бр.1095), где раскрывает важные черты поведения педагогов-толстовцев:
- они считаются с требованиями болгарской школы и ее учебными программами, избегая пропаганды идей отрицания государства и церкви, но открыто клеймят войну и подчеркивают преимущества вегетарианского образа жизни;
- любовь как педагогический принцип эти педагоги применяют в сфере воспитания, свя-
54 ISSN 2307-2447
зывая ее с требованиями учебного содержания;
- идею непротивления злу насилием они демонстрируют в своих личных отношениях, давая хороший пример своим ученикам, воспитывая их как честных и почтенных граждан, способных на милосердие и сострадание.
Тем, кто умеет читать гмежду строк“, становится ясно, что согласно убеждениям болгарских педагогов-толстовцев образование и воспитание, освобожденные от руководящего начала религии, губят свое значение. Они являются сторонниками специфического религиозного воспитания, которое основывается на их понимании нецерковного христианства.
Вызванный фальшивой телеграммой в столицу, Андрей Крыстев приезжает в Софию 11 мая 1928 года и “бесследно исчезает”. Физическая расправа с непокорным педагогом остается
загадкой для его близких людей — является ли он жертвой политического, или криминального убийства? Неспособность полиции раскрыть мотивы преступления не могут ввести в заблуждение его соратников, для которых моральными побудителями этого “заказного убийства” являются руководители в области просвещения и духовенства в этом районе.
Взгляды Андрея Крыстева на после школьное образование и сегодня не потеряли своей актуальности, а любовь к учащимся, как основной принцип в его педагогической деятельности, и отстаивание идей, которые он исповедует в своей личной жизни, позволяют утверждать, что и при жизни, и после своей смерти он служит своим единомышленникам и последователям примером самоотверженности в профессии и следовании своему житейскому идеалу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Номер, посвященный Андрею Крыстеву // Свобода. 1929. № 273.
2. Влайков Т. Одно пояснение. Демократический сговор. 20. 06. 1927. № 1095.
3. Железовская Г. И., Абрамова Н. В., Гудкова Е.Н. Креативная среда как фактор творческого саморазвития личности // Перспективы науки и образования, 2014. № 1. С. 120-125.
4. Комаров А. С. Общечеловеческие ценности: опыт апологии // Перспективы науки и образования, 2013. № 4. С. 21-29.
5. Крыстев А. Послешкольное образование и воспитание. Роль учителя. Роль общества / Свободное воспитание. 1928. кн.1.
6. Крыстев А. Страницы из нашего учебного дела. Видин. 1927.
REFERENCES
1. Issue devoted to Andrey Krystev. Svoboda - Freedom, 1929, no.273.
2. Vlaikov T. Odno poiasnenie. Demokraticheskii sgovor [One explanation. Democratic conspiracy]. 20.06.1927, no.1095.
3. Zhelezovskaia G.I., Abramova N.V, Gudkova E.N. Creative environment as a factor of creative self-development of personality. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no.1, pp.120-125 (in Russian).
4. Komarov A.S. Universal values: an experience of apology. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.4, pp.21-29 (in Russian).
5. Krystev A. Post-secondary education and training. The role of the teacher. The role of society. Liberal education, 1928. no.1.
6. Krystev A. Stranitsy iz nashego uchebnogo dela [Page of our academic affairs]. Vidin, 1927.
Информация об авторе
Терзиева Маргарита Тодоровна
(Болгария, Бургас)
Профессор, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой „Болгарский язык и литература” Университет им. проф. д-ра Асена Златарова) E-mail: [email protected]
Information about the author
Terzieva Margarita Todorovna
(Bulgaria, Bourgas)
Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Department of "Bulgarian language and literature" Bourgas Prof. Assen Zlatarov University E-mail: [email protected]