Научная статья на тему 'Философские идеи Льва Толстого и их отражение в творчестве и общественной практике болгарских толстовцев'

Философские идеи Льва Толстого и их отражение в творчестве и общественной практике болгарских толстовцев Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1178
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛСТОВСТВО / РУССКО-БОЛГАРСКИЕ СВЯЗИ / ХРИСТО ДОСЕВ / TOLSTOYISM / RUSSIAN-BULGARIAN RELATIONS / HRISTO DOSEV

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Терзиева Маргарита Тодоровна

В статье анализируются философско-религиозные взгляды Льва Толстого, которые отстаивают болгарские толстовцы в своей личной и общественной практике. Подчеркивается роль Христо Досева, как идеолога толстовства в Болгарии в первые десятилетия ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leo Tolstoy’s philosophical ideas and their reflection on the work and social practices of Bulgarian Tolstoyists

The article offers an analysis of Leo Tolstoy’s philosophical and religious ideas advocated by Bulgarian Tolstoyists in their personal and social life. It draws attention to Hristo Dosev’s role as an ideologist of Tolstoyism in Bulgaria in the first decades of the 20th century.

Текст научной работы на тему «Философские идеи Льва Толстого и их отражение в творчестве и общественной практике болгарских толстовцев»

Перспективы Науки и Образования. 2015. 2 (14)

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-02/ Дата публикации: 1.05.2015 № 2 (14). С. 136-138. УДК 159.923

М. Т. Терзиева

Философские идеи Льва Толстого и их отражение в творчестве и общественной практике болгарских толстовцев

В статье анализируются философско-религиозные взгляды Льва Толстого, которые отстаивают болгарские толстовцы в своей личной и общественной практике. Подчеркивается роль Христо Досева, как идеолога толстовства в Болгарии в первые десятилетия ХХ века.

Ключевые слова: толстовство, русско-болгарские связи, Христо Досев

Perspectives of Science & Education. 2015. 2 (14)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-02/ Accepted: 5 April 2015 No. 2 (14). pp. 136-138.

M . T. Te rz i eva

Leo Tolstoy's philosophical ideas and their reflection on the work and social practices of Bulgarian Tolstoyists

The article offers an analysis of Leo Tolstoy's philosophical and religious ideas advocated by Bulgarian Tolstoyists in their personal and social life. It draws attention to Hristo Dosev's role as an ideologist of Tolstoyism in Bulgaria in the first decades of the 20th century.

Keywords: Tolstoyism, Russian-Bulgarian relations, Hristo Dosev

сновные философско-религиозные сочинения Толстого, переведенные в Болгарии, это: "Исследование догматического богословия" (1880), "Исповедь" (1880-1882), "В чем заключается моя вера?" (1883), "Царство божие в нас" (1891), "Путь жизни" (1910).

Подвергая критике общественно-политическое устройство России, черпая вдохновение в трудах видных русских и иностранных философов, Толстой верит в нравственно-религиозный прогресс человечества, который связывает с решением вопроса о предназначении человека и смысле его жизни. Он признает только этическую сторону христианской религии, отрицая роль церкви в общественной жизни. "Царство ¡рожие внутри нас" — утверждает писатель, поэтому метафизическое - богословское понима-иие Бога для него является неприемлемым. Он проповедует, что любая власть является злом для людей, и приходит к идее отрицания государства. По его мнению, только религиозно-нравственное самоусовершенствование может привести к душевной и социальной гармонии.

В начале ХХ века философско-религиозные проповеди Толстого являются настоящим вызовом для части болгарской интеллигенции. Жадно читая его книги, она следует и за его духовными поисками, знакомясь, при этом, и с восточной философией — буддизмом, конфуцианством, даосизмом. По подобию своего духовного наставника, первые толстовцы в Болгарии ратуют за высокую христианскую мораль. Они не позволяют себе отойти от идейных формулировок русского мыслителя, сводят христианство к системе этических принципов, в которой православие, конфуцианство, даосизм и другие религиозные учения являются равно поставленными. Естественно, конфликт с церковью неизбежен. Таким образом, толстовцы на практике становятся частью нецерковного христианства, и болгарское православие видит в них своего врага. Кроме церкви, против них воюют болгарские националисты, так как они не согласны с призывами за мир и ненасилие, которые противоречат внешней политике молодого буржуазного государства в начале ХХ века, которое

Перспективы Науки и Образования. 2015. 2 (14)

ЖтрежИтсЯ^к «объединению ^зшШь^ЧЙЯШяенных этническими болгарами, даже ценой войны. Ис-Ншненные высоким нравственным идеализмом, ¡советы великого творца резко контрастируют |ё тогдашней общественной практикой. Этому ¡"самому широкому, самому чистому и самому ¡Туманному анархизму" не удается найти баланс между разрушительным и созидательным в реальной политической жизни Болгарии.

Труды Льва Толстого с философско-религиозной направленностью переводят и публикуют в Болгарии с 1896 г., а переводы, в основном, девают сторонники толстовства (Сава Ничев, Георги, Шопов, Стефан Андрейчин, Христо Досев, Димитр Жечков и др.). Их публикуют в издательствах, связанных с ними. Лучше всего и в полном объеме философские поиски болгарских толстовцев, "разрушающих церковь и государство", раскрыты в статьях и книгах Хри-сто Досева. Бесспорный вклад имеют и такие авторы как Петко Топалов и Павел Теохаров, но первый умирает молодым, это не позволило ему оформить свои идейные взгляды в стройную систему, а второй меняет акценты в своих посланиях, смешивая философское начало с педагогическими и эстетическими идеями, а в отдельных случаях доходит до откровенного эклектизма.

Христо Досев эмоционально и творчески связан с учением Льва Толстого еще с юноше-сйих лет. Его личное знакомство с Л. Толстым, Вл. Чертковым, Е. И. Поповым, а также его женитьба на дочери идейного соратника Вл. Скороходова, превращают его в опору, которая является основой во взаимоотношениях между болгарскими толстовцами и их единомышленниками в России. Его радушно принимают на страницах русской толстовской печати, а болгарским журналам он предоставляет рукописи видных русских последователей великого мыслителя. В "Вегетарианском обозрении" в 1913 г. он публикует статью "Влияние Толстого", которая позже выходит и на болгарском языке. В ней Христо Досев объясняет, что Толстой является объединителем не сверх естественного в религиях (специфического для каждой из них), а учения о жизни и отношении к Богу. Его рационализм является универсальным, потому что указывает людям цель — добродетель, и путь к ней. [1, с.18].

Христо Досев понимает, что толстовское учение в Болгарии воспринимают как секту, а секты у нас всегда были искупительными жертвами и виновниками любого национального кризиса, на что можно вылить общественный гнев за униженное национальное самочувствие ^о внутриполитическом плане. Своей основной задачей он считает защиту толстовства путем разъяснения, что такое сектантство и его историческое присутствие в Болгарии в разных формах. Цк рожд#ю^сЯйртй®ьи "Значение сект" и

"Богомилы". В первой Досев формулирует три характерные черты сект:

1. Неудержимое стремление к истине и желание изменить собственную жизнь.

2. Поиски истинной сущности учения Христа путем возвращения к нему без влияния церкви.

3.Поиски формы нового общественного строя.

Во второй статье он говорит о роли богомилов в болгарской культурной истории, об отрицании государственной и церковной власти, что делает богомилов близкими к толстовцам. В других своих публикациях Досев уделяет место сектам как манихейству и павликианству, отражению "болгарского народностного духа" в их идеологии. Особый интерес он проявляет к назарянам, при всем, что они в основном переселенцы - словенцы и мадьяры. Они известны своими отказами от военной службы, а это обстоятельство находится в гармонии со взглядами толстовцев.

Христо Досев проповедует: "Образование, воспитание и религия это три основные ступени, по которым последовательно поднимается человек, чтобы гхорошо узнать самого себя, после того, как он узнал окружающий мир"... Образование - это передача знаний о жизни человека и природе. Воспитание - это передача мыслей и чувств о наивысшем отношении к самому себе и к окружающему миру, как к проявлению единой жизни, до которого человечество выросло. Религия освещает нам пути, по которым нужно идти, чтобы подняться до проникновения отношения между духовным - Я и вечным, Едино! целое" [4, с.119].

Досев является первым толстовцем в Болгарии, который убедительно показывает необходимость в расширении социальной базы учения путем создания организованного вегетарианского движения. Вегетарианство до этого момента является только одним из компонентов толстовства, но Досев видит в нем широкую объединяющую платформу для идейных сподвижников. В статье "Вегетарианское движение в Болгарии" он впервые говорит об Алан-Кайряке как о "вегетарианской колонии". Досев пересматривает историю распространения толстовских идей в Болгарии, при этом везде подчеркивает, что ведущей в них является вегетарианская идея. [2, с.50].

Другой апостол толстовства в Болгарии -это Сава Ничев, он является автором первого перевода, которого высоко ценил Лев Толстой, представителя американского трансцендентализма Генри Джорджа — "Что такое единый налог" (Кюстендил, 1906, перев. с рус.), который помогает болгарским толстовцам найти ответ на наболевший вопрос о земле в соответствии со своими духовными понятиями. Переводами сочинений Генри Джорджа в следующие де^я-

дащия занимiЮiSfiMBЧfiSK0■■íЧfiHДP^^fiж2SйC;Жfip-

137 |5ЭМ 2з°7-2447

Perspectives of Science and Education. 2015. 2 (14)

цамй* и вегетарианцами, ЙОрдаНКоваЩрЩрЗед—!

РЦЙЪческий вопрос", "Общественные задачи"1, "Прогресс и бедность") и проф. Янко Тодоров ("Рабочий вопрос").

Сам Толстой является сторонником теории Генри Джорджа single tax (единый земельный налог) и защищает отмену частной собственности, поэтому его учение приобретает экономическую основу, воспринятую его болгарскими единомышленниками. Таким образом, рушится мифологизированное в Болгарии представление о толстовцах как о социальных утопистах, которые не знают экономических законов и не умеют применять их в своей житейской практике — опыт с коммуной в Мечкюре, где большая часть колонистов являются "джорджистами", убедительно его опровергают. Толстовцы в 20-е — 40-е годы проявляют прагматизм в отношении хозяйственных условий в стране, и их философские поиски находят конкретное практическое приложение в работе вегетарианского кооперативного хозяйства в окрестностях Пловдива.

"Болгарские толстовцы не предпринимают опытов развивать дальше точку зрения великого русского писателя. Они принимают его учение как законченную философско-религиозную систему. Их усилия направлены, в основном, на его распространение и популяризацию среди интеллигенции. Болгарские толстовцы пытаются реализовать социальную философию своего

Кучйгеот в своей практической жизни. ТакиЯ оЩ| разом, толстовство в Болгарии превращается в практическую, т.е. моральную философию" [3, с.602] — эта оценка в известной мере совпадает с выводами, к которым пришло наше исследование, анализируя публицистическое творчество и опыт кооперативного движения болгарских толстовцев.

Философские взгляды русского мыслителя и его болгарских сторонников в продолжении нескольких десятилетий ХХ века являются предметом дискуссий, которые дают основание сделать следующие выводы:

Философские идеи Льва Толстого распространяются в Болгарии в первые десятилетия прошлого века благодаря усердию его последователей, которые популяризируют его труды и делают опыты применить эти идеи в общественной практике.

Болгарские толстовцы принимают философское учение Льва Толстого как нечто целостное, не подлежащее развитию. Они ищут, в основном, его практические измерения. Только Хри-сто Досев может претендовать на роль идеолога толстовского движения в Болгарии, потому что своим авторитом и публицистическим творчеством он в состоянии обосновать необходимость в актуализации некоторых постановок в учении, имея в виду, наступившие общественные перемены.

ЛИТЕРАТУРА

1. Досев Хр. Вегетарианское движение в Болгарии // Возрождение. 1914. № 6. C. 18-21.

2. Досев Хр. Влияние Толстого // Возрождение. 1914. № 1. С. 49-51.

3. Философский словарь. Под. редакцией проф. М. Бычварова и др. С., Партиздат, 1978, 688 с.

4. Цанев Ив. Несколько слов о Христо Досеве // Возрождение. 1921. № 4. С. 119-120.

REFERENCES

1. Dosev Khr. The vegetarian movement in Bulgaria. Vozrozhdenie - Revival, 1914, no. 6, pp. 18-21 (in Russian).

2. Dosev Khr. The Influence Of Tolstoy. Vozrozhdenie - Revival, 1914, no. 1, pp. 49-51 (in Russian).

3. Filosofskii slovar'. Pod. redaktsiei prof. M. Bychvarova i dr. [Philosophical dictionary. Under the editorship by Prof. M. Bychvarov] Sofia, Partizdat Publ., 1978, 688 p.

4. Tsanev Iv. A few words about Christo Dosev. Vozrozhdenie - Revival, 1921, no. 4, pp. 119-120 (in Russian).

Информация об авторе

Терзиева Маргарита Тодорова

(Болгария, Бургас) Профессор, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой „Болгарский язык и литература". Университет им. проф. д-ра Асена Златарова). E-mail: [email protected]

Information about the author

Terzieva Margarita Todorova

(Bulgaria, Burgas) Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Bulgarian language and literature". Bourgas Prof. Assen Zlatarov University E-mail: [email protected]

pnojournal.wordpress.com 138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.