Научная статья на тему 'ПЕДАГОГ: ГРАНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ'

ПЕДАГОГ: ГРАНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
139
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / ПЕДАГОГ / УЧИТЕЛЬ / ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ / СТАТУС УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буланова М.Б.

В статье ставится цель показать различные грани профессии педагога, определить особенности профессиональной подготовки в данной сфере деятельности человека. Используя методологию М. Вебера, автор раскрывает причины влияния педагога на своих учеников, связанные с сохранением традиций, особой личной харизмой, а также деловыми компетенциями. Предлагая разделить педагогов на две группы (по призванию и по профессии), автор затрагивает наболевшую тему, вызвавшую широкую общественную дискуссию, - об отнесении образования к сфере услуг. Для определения специфики профессии используется социотехнологический подход, предложенный Ж.Т. Тощенко, согласно которому выделены интеллектуальный, сенсорно-перцептивный, организационный и нравственный компоненты личности педагога. Особое внимание уделено значению мотивации в выборе профессии педагога. Именно внутренние мотивы, связанные с осознанием своего призвания и способностей к обучающей коммуникации с детьми, создают необходимую положительную установку на занятия педагогической деятельностью. Наконец, в статье рассматриваются преимущества и недостатки современной подготовки педагогов в классических университетах и педагогических вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER: SIDES OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The article aims to show the various sides of the teaching profession, to determine the features of professional training in that field of human activity. Using the methodology of M. Weber, the author reveals the reasons for the influence of a teacher on his students, associated with the preservation of traditions, special personal charisma, as well as business competencies. Proposing to divide teachers into two groups (by vocation and by profession), the author touches on a sore subject that caused a wide public discussion - the attribution of education to the service sector. To determine the specifics of the profession, the sociotechnological approach proposed by Zh.T. Toshchenko, according to which the intellectual, sensory-perceptual, organizational and moral components of the teacher's personality are highlighted. Particular attention is paid to the importance of motivation in choosing the profession of a teacher. Notably the internal motives associated with the awareness of one's vocation and abilities for teaching communication with children that create the necessary positive attitude to engage in pedagogical activities. Finally, the article discusses the advantages and disadvantages of modern teacher training in classical and pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГ: ГРАНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ»

УДК 316.74:37

Б01: 10.28995/2073-6401-2022-4-89-98

Педагог:

грани профессионального становления

Марина Б. Буланова Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, marina_bulanova@inbox.ru

Аннотация. В статье ставится цель показать различные грани профессии педагога, определить особенности профессиональной подготовки в данной сфере деятельности человека. Используя методологию М. Вебера, автор раскрывает причины влияния педагога на своих учеников, связанные с сохранением традиций, особой личной харизмой, а также деловыми компетенциями. Предлагая разделить педагогов на две группы (по призванию и по профессии), автор затрагивает наболевшую тему, вызвавшую широкую общественную дискуссию, - об отнесении образования к сфере услуг. Для определения специфики профессии используется социотехно-логический подход, предложенный Ж.Т. Тощенко, согласно которому выделены интеллектуальный, сенсорно-перцептивный, организационный и нравственный компоненты личности педагога. Особое внимание уделено значению мотивации в выборе профессии педагога. Именно внутренние мотивы, связанные с осознанием своего призвания и способностей к обучающей коммуникации с детьми, создают необходимую положительную установку на занятия педагогической деятельностью. Наконец, в статье рассматриваются преимущества и недостатки современной подготовки педагогов в классических университетах и педагогических вузах.

Ключевые слова: профессия, педагог, учитель, престиж профессии, статус учителя

Для цитирования: Буланова М.Б. Педагог: грани профессионального становления // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022. № 4. С. 89-98. БОТ: 10.28995/2073-6401-2022-4-89-98

© Буланова М.Б., 2022 ISSN 2073-6401 • Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022. № 4

Teacher: sides of professional development

Marina B. Bulanova

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, marina_bulanova@inbox.ru

Abstract. The article aims to show the various sides of the teaching profession, to determine the features of professional training in that field of human activity. Using the methodology of M. Weber, the author reveals the reasons for the influence of a teacher on his students, associated with the preservation of traditions, special personal charisma, as well as business competencies. Proposing to divide teachers into two groups (by vocation and by profession), the author touches on a sore subject that caused a wide public discussion - the attribution of education to the service sector. To determine the specifics of the profession, the sociotechnological approach proposed by Zh.T. Toshchenko, according to which the intellectual, sensory-perceptual, organizational and moral components of the teacher's personality are highlighted. Particular attention is paid to the importance of motivation in choosing the profession of a teacher. Notably the internal motives associated with the awareness of one's vocation and abilities for teaching communication with children that create the necessary positive attitude to engage in pedagogical activities. Finally, the article discusses the advantages and disadvantages of modern teacher training in classical and pedagogical universities.

Keywords: profession, pedagogue, teacher, profession prestige, teacher status

For citation: Bulanova, M.B. (2022), "Teacher. Sides of professional development", RSUH/RGGUBulletin. "Philosophy. Sociology. Art Studies" Series, no. 4, pp. 89-98, DOI: 10.28995/2073-6401-2022-4-89-98

Введение

Под общим названием «педагог» скрывается целый комплекс профессий. Среди них традиционные (учитель, воспитатель, наставник) и современные (коуч, тренер, репетитор, преподаватель). Поэтому термин «педагог» означает деятельность, связанную с обучением и воспитанием других людей. Быть педагогом означает стремиться к участию в воспитании человека или к оказанию влияния на социализацию личности. Если о ком-то говорят, что это - педагог, то тем самым подразумевают, что интересы участия в воспитании и обучении человека являются для него определяющими, или обозначают конкретную сферу его деятельности.

Педагог - это влиятельный человек

Педагог прежде всего является авторитетом для своих учеников, и в этом плане имеет над ними власть или влияние. Каковы основания такого влияния? Используя подход М. Вебера, можно выделить по крайней мере три вида «внутреннего оправдания» данного влияния. Во-первых, авторитет каждого педагога проистекает из деятельности сотен тысяч педагогов, которые веками «сеяли разумное, доброе, вечное» (Н. Некрасов), создавая привычное поле ориентации на традицию, что быть педагогом - сохранять статус человека, деятельность которого признается и одобряется обществом. Во-вторых, это внутренняя харизма, набор индивидуальных черт, позволяющий отдельным личностям быть учителями не только для своих учеников, но и всего человечества. «Великими учителями» называли и Иисуса Христа, и Махатма Ганди. Да и сейчас понятие «научная школа» связано с харизмой ученого, стоящего во главе данной школы и имеющего право влиять на своих учеников, вести их за собой. В этом особом смысле речь идет о призвании: «человек подобного типа считается внутренне "призванным" руководителем людей, а последние подчиняются ему не в силу обычая или установления, но потому, что верят в него»1. Отсюда берет истоки приверженность сторонников и последователей учителю. В-третьих, основанием влияния конкретного учителя является набор его деловых компетенций, лежащих в основе рациональных правил, выполнения которых он требует от учеников. Своей профессиональной деятельностью он доказывает, что знает, владеет какой-то областью знаний (математикой, физикой, философией или социологией) лучше, чем те, кого он обучает. В этом смысле каждый урок становится (или не становится) доказательством влияния учителя, подтверждает (или не подтверждает) его авторитет.

Педагог: служение или обслуживание

Следуя методологии М. Вебера, можно разделить педагогов на две группы - по призванию и по профессии. Конечно, это разделение условное, так как «всякий серьезный человек, живущий для какого-то дела, живет также и этим делом»2. Однако для того, кто

1 Вебер М. Политика как призвание и профессия [Электронный ресурс]. URL: http://www.kant.narod.ru/weber.htm (дата обращения 13 ноября 2022).

2 Там же.

ждет дохода от этой профессии, она - лишь определенный способ заработка. Как уточнял социолог-классик, в таком случае он становится «обходимым», т. е. его возможно заменить. Тогда как работающий по призванию становится «необходимым», причем чем более он талантлив, тем реже возможна его замена: «В большинстве случаев он с трудом может хотя бы на время позволить заместить себя»3. Этим и объясняется ситуация, сложившаяся в современных учреждениях образования: педагоги, приходящие ради материальной выгоды, легко уходят с работы, а те, кто имеет другую цель и состоялся в профессии, как правило, редко меняют сферу деятельности. Пожалуй, педагог - одна из тех профессий, в которой продолжают работать люди намного старше возраста выхода на пенсию.

Одна из наиболее острых проблем, ставшая темой общественных дискуссий в последнее время, связана с отнесением сферы образования к чуждой ей сфере услуг. Преобладание экономических смыслов профессии спровоцировало ситуацию поиска новых источников повышения зарплаты педагогам, что в свою очередь привело к коммерциализации средней и высшей школы, появлению платных услуг в образовании. Поэтому термин «образовательные услуги» незаметно вошел в законодательные акты и привел к соответствующему искажению той части профессии педагога, которая связана с призванием. Сторонники отказа от термина «образовательные услуги» в качестве аргументов приводили следующие: во-первых, понимание образования как услуги выхолащивает его суть - формирование качеств культурной и знающей личности; во-вторых, такой статус образования способствует появлению рынка образовательных услуг, где есть продавец и покупатель; в-третьих, отношения купли-продажи распространяются на главных участников-субъектов образовательного процесса: учителя и ученика.

Против подобного отношения к профессии педагога и выступила общественность. Так, например, Ж. Торохова (учитель истории и обществознания из г. Ярославля) заявила, что слово «услуга» неправильно применять к работе учителя. Ее мнение поддержал О. Смолин (первый зампред Комитета Госдумы по образованию и науке), подчеркнув, что понятие «образовательные услуги» принижает работу педагога:

Мы не чистильщики сапог и никому услуг не оказываем. Наша

работа - это служение и миссия. Теория услуг выхолащивает все духовное и нравственное содержание педагогической работы4.

3 Там же.

Наконец, А. Калягин (народный артист РСФСР, художественный руководитель московского театра "Et Cetera") выразил позицию по данному вопросу представителей сферы культуры:

Я бесконечно говорю о том, что потребность в приобщении к культуре, как и потребность в образовании, научной деятельности нельзя называть услугой5.

В результате этой общественной дискуссии был принят Федеральный закон от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"», который исключил термин «государственная и муниципальная услуга в сфере образования» из статей, регулирующих вопросы финансирования образования. Однако вопрос, изменятся ли после этого отношения между сторонами, участвующими в образовании, остается открытым.

Таким образом, настоятельным вызовом современности становится переосмысление места и роли профессии педагога, а также опыта подготовки педагогических кадров.

В чем же специфика профессии педагога?

Согласно социотехнологическому подходу Ж.Т. Тощенко, профессия педагога относится к блоку профессий «человек-человек», к деятельности в которых предъявляются особые требования. Среди них: готовность оказать максимальное внимание и помощь другому человеку, проявляя к нему искренние и дружеские чувства; инициативность и творческий подход к делу; солидарность, поддержка коллег; стремление к успеху в коллективной работе и постоянное стремление к новым вершинам в своей деятельности [Тощенко 2022, с. 71]. Для педагога имеет важное значение так называемый личностный компонент, прежде всего любовь к детям - своим ученикам и интерес к их обучению и воспитанию, коммуникабельность;

4 Соколова М. Понятие «образовательная услуга» предложили удалить из законодательства // Парламентская газета. 2021. 1 сент. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/social/ponyatie-obrazovatelnaya-usluga-predlozhili-udalit-iz-zakonodatelstva.html (дата обращения 10 ноября 2022).

5 Калягин А. «Мы можем потерять отечественную культуру»: Интервью от 26 сентября 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: https://samcult. ru/review/15921 (дата обращения 14 ноября 2022).

«сенсорно-перцептивный компонент», связанный с вниманием, наблюдательностью, эмпатией (пониманием и сопереживанием) и устойчивостью к стрессам; «организационный компонент» -способность к командной работе, ответственность, требовательность и терпимость; «интеллектуальный компонент» - широкий кругозор, разносторонние интересы, способность осваивать новые знания и образовательные технологии, чувство юмора, умение находить выход из конфликтных ситуаций; «нравственный компонент» -тактичность, доброжелательность, толерантность. Психологи также подчеркивают важность для педагога развития мелкой моторики и особых качеств речи: ясной, четкой, понятной для слушателей.

Общими характеристиками деятельности педагога являются передача знаний и навыков по определенному предмету обучения в разных формах (уроки, лекции, семинары, практикумы, тренинги и др.). Учитель формирует у своих учеников интерес к предмету, помогает им понять возможности и развить способности к определенному виду деятельности. В своей работе он учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Составляет программы, заполняет необходимую документацию и совершенствует формы обучения, а также развивает умение доступно и ясно излагать материал, контролировать его усвоение учениками. Регулярно повышает свой уровень квалификации.

Предлагаемые конкретные специальности для педагогов можно разделить на две группы. Первая группа относится к работе в учебных заведениях (воспитатель дошкольных заведений, учитель начальной школы, учитель-предметник, преподаватель конкретных дисциплин в учреждениях среднего и высшего образования; социальный педагог, педагог-мастер профессионального обучения и др.). Вторая группа охватывает виды педагогической работы вне учебных заведений (обучение через Интернет, репетиторство, коуч специальных тренингов и пр.).

Мотивация личности к педагогической деятельности

Вопрос мотивации имеет центральное значение при выборе профессии педагога. С этой целью исследуются мотивы, которые приводят человека к решению поступить в педагогический вуз. Внутренние мотивы, связанные с потребностью личности в занятии общественно-полезным, интересным и творческим видом деятельности дают ту положительную установку на профессию педагога, которая необходима для того, чтобы обучаться педагогической

специальности и сохранить интерес к профессии после окончания вуза. Среди внутренних мотивов можно выделить и интерес к предмету преподавания. Однако как фактор мотивации поступления в педагогический вуз этот интерес не всегда сопровождается интересом к профессии педагога. Часто стремление таких абитуриентов заняться любимым делом никак не связано с их желанием попробовать свои силы на педагогическом поприще. Например, интерес к изучению иностранного языка, который может быть сильным мотивом поступления на соответствующий факультет педвуза, далеко не всегда приведет выпускника в школу.

К внешним мотивам относятся те из них, которые находятся за пределами непосредственно педагогической деятельности. В первую очередь, это стремление человека получить высшее образование в любой сфере деятельности (возможно, и в педагогической). Во вторую очередь, к этим мотивам можно отнести стремление личности к получению любой профессии в сфере умственного труда (например, стать педагогом). В этом случае конкретными мотивами выбора педагогического вуза может стать умеренный конкурс или удачное местоположение высшего учебного заведения.

Еще в советское время было отмечено, что на педагогические специальности в вузы пробуют поступить немало юношей и девушек, не имеющих желания в будущем заниматься педагогической деятельностью. Ф.Г. Зиятдинова выделила (в зависимости от мотивации) три типа молодежи. Первый тип - молодежь, имеющая устойчивый внутренний интерес к педагогической деятельности, которая, возможно, уже пробовала ею заниматься в тех или иных формах (примерно 40%). Второй тип - молодежь, не представляющая себя в будущем в роли учителя или воспитателя, но интересующаяся самим предметом обучения, отраслью конкретных знаний (примерно 35-40%). Третий тип - молодежь с неопределившимися способностями и несформировавшимся интересом (20-25%) [Зиятдинова 1999: 218]. Эта классификация сохраняет свою актуальность и в настоящее время. Конечно, принимая в стены вуза молодежь второго и третьего типа, профессорско-преподавательский состав берет на себя миссию помочь молодым людям сформировать интерес к профессии педагога, но в большинстве случаев эта миссия остается невыполненной. Поэтому среди молодых учителей, только пришедших в школу после окончания вуза, примерно пятая часть стремится уйти из профессии или сменить место работы.

Кроме того, в качестве внешних мотивов могут выступать рекомендации учителей, родных и близких. К этой группе внешних мотивов относится проблема сохранения учительских династий. Следование семейной традиции не всегда приводит к положитель-

ным результатам. Исследования показывают, что из тех, кто выбрал профессию, опираясь на советы родителей-педагогов, не чувствуя личной склонности, степень удовлетворенности своей учительской судьбой невелика, большинство остаются в профессии в силу сложившихся обстоятельств.

Классические университеты или педагогические вузы?

Если говорить о высшем образовании, в настоящее время в России насчитывается 319 вузов с педагогическими специальностями. Причем сложились три варианта встраивания педагогического образования в структуру классического университета: отдельный факультет, отделение или институт. Часть современных многопрофильных университетов сформировалась на базе бывших педагогических институтов. Так, например, Мурманский арктический государственный университет является преемником Мурманского учительского института, открытого в 1939 г. В составе этого вуза сохранился Психолого-педагогический институт, в состав которого включены две кафедры: педагогики; психологии и коррекционной педагогики. Институт готовит кадры учителей начального образования, педагогов дополнительного образования, воспитателей, логопедов, дефектологов, психологов. Кроме того, подготовка учителей-предметников реализуется в рамках деятельности других Институтов и факультетов данного вуза. Так, Институт креативных индустрий и предпринимательства готовит учителей экономики, географии, ИЗО, технологии6. Но такая разносторонняя педагогическая подготовка в рамках одного учебного заведения представлена не во всех многопрофильных вузах.

Кроме того, в стране ведут целенаправленную подготовку кадров 33 педагогических вуза. Например, подготовка всех ступеней и уровней педагогического образования ведется в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ), который сохраняет верность историческим традициям, а свою 150-летнюю историю начинает с 1872 г., с открытия Московских высших женских курсов7.

6 Официальный сайт Мурманского арктического государственного университета [Электронный ресурс]. URL: https://www.masu.edu.ru/ structure/insts/ppi/ (дата обращения 12 ноября 2022).

7 Официальный сайт Московского педагогического государственного университета [Электронный ресурс]. URL: http://mpgu.su/150-let-mpgu/ (дата обращения 12 ноября 2022).

Формы обучения в педагогических вузах разнообразные: очная, очно-заочная, заочная; ступени: бакалавриат-магистр-специалист.

Возникает вопрос, где лучше готовить учителей: в классическом университете или в педагогическом вузе? Мнения научной общественности разделились. Классические университеты всегда были ориентированы на подготовку кадров преподавателей школ и университетов. Доводы в пользу подготовки педагогов в классическом университете: высокое качество подготовки, повышение статуса педагога, сокращение доли профанации в образовании. Аргументы сторонников педагогических вузов - специфика подготовки педагога: ему требуется больший объем практик, чем может предоставить классический университет, особая психолого-педагогическая подготовка, а не только чтение общих курсов педагогики и психологии, наконец, представление о разных ступенях и формах педагогического процесса. Очевидно, можно учесть специфику подготовки педагогов в классических университетах, если удастся объединить предметное и психолого-педагогическое образование, особое внимание уделить практике и предусмотреть формы взаимодействия с педагогическими вузами.

Заключение

Итак, профессия педагога содержит различные грани влияния, призвания, ответственности и самоотдачи. Особое значение в данной профессии имеет мотивация личности к данному виду деятельности. Специфика профессиональной подготовки педагогов будет рассмотрена в следующей статье.

Благодарности

Статья подготовлена при поддержке проекта Минобрнауки РФ «Социальные факторы производительности труда: состояние, проблемы, пути решения» (FSZG-2022-001).

Acknowledgements

The article was prepared with the support of the project of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation "Social factors of labor productivity. State, issues solutions" (FSZG-2022-001).

Литература

Зиятдинова 1999 - Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. М., 1999. Тощенко 2022 - Тощенко Ж.Т. К классификации профессий: социотехнологи-ческое изменение (опыт методологического анализа) // Социологические исследования. 2022. № 6. С. 66-76.

References

Ziyatdinova, F.G. (1999), Social'nyeproblemy obrazovaniya [Social issues of education]. Moscow, Russia.

Toshchenko, Zh.T. (2022), "On the classification of professions. Sociotechnological approach (an essay of methodological analysis)", Sociological Studies, no. 6, pp. 66-76.

Информация об авторе

Марина Б. Буланова, доктор социологических наук, профессор, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; marina_bulanova@inbox.ru

Information about the author

Marina B. Bulanova, Dr. of Sci. (Sociology), professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125047; marina_bulanova@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.