Научная статья на тему 'Педагог для одарённого ученика'

Педагог для одарённого ученика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ТВОРЧЕСКОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ АНАЛИЗ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PEDAGOGICAL INTUITION / PROFESSIONAL AND PERSONAL POSITION / CREATIVE SELF-EXPRESSION / SELF-DEVELOPMENT / REFLEXIVE AND EVALUATIVE ANALYSIS / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленина Елена Борисовна

Встреча учителя с одарённым учеником. Профессионально значимые качества личности педагога. Повышение квалификации учителя в работе с одарёнными детьми. Опыт работы Дальневосточной школы-интерната для одарённых детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагог для одарённого ученика»

ПЕ ДАГОГ ДЛЯ ОДАРЁННОГО УЧЕНИКА

Елена Борисовна Зеленина,

заместитель директора краевой школы-интерната для одарённых детей, руководитель Дальневосточного регионального центра по работе с одарёнными детьми, кандидат педагогических наук

Встреча с одарённым учеником для педагога — своеобразный экзамен в профессиональном, личностном и духовно-нравственном отношении. Какие переживания она принесёт? В любом случае такая встреча даёт возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.

• педагогическая интуиция • профессионально-личностная позиция

• творческое самовыражение • саморазвитие • рефлексивно-оценочный анализ • повышение квалификации

Работа педагога с одарённым ребёнком

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляют одну их главных задач совершенствования современной системы образования. Однако недостаточный профессиональный уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности, к серьёзным педагогическим ошибкам, цена каждой из которых — судьба ребёнка.

Пока педагог не представляет себе объёма и содержания проблемы выявления, поддержки и обучения одарённого ребёнка, он действует лишь на основании мифов, иллюзий и установок, которые могут оказаться весьма далёкими от тех реальных состоя-

ний, которые испытывает «вся целостная сущность» такого ребёнка. Как правило, деятельность педагога отчуждена от педагогического смысла, поскольку в нём одарённый ребёнок как элемент системы отсутствует. Отсюда — обоюдное отторжение, отчуждение, неконструктивные конфликты.

Педагогическая практика не может напрямую заимствовать из науки знания о том, как необходимо поступать в той или иной ситуации. Для того чтобы действовать, педагогу необходимо воссоздать образ ситуации, её модель. Ясно, что такая модель не может возникнуть, если педагог не исследует конкретную ситуацию. Модельное представление о проблеме — это не масса фактов и состояний, которые остро переживает ребёнок, это причинно-следственные связи, определяющие источник проблемы, её конфигурацию и масштабы. Модельное

представление о проблеме — это представление о целостности одарённого ребёнка, помещённое в реальную ситуацию его жизнедеятельности. Только изучение проблемы ребёнка, проникновение в её причинно-следственные связи помогает педагогу изучить ребёнка «во всех его отношениях». Это, в свою очередь, избавляет учителя от некоторых стереотипных представлений, которыми изобилует поверхностный педагогический взгляд на природу одарённого ребёнка: перегруженность и усталость отождествляются с ленью, замедленность реакции — с нетвёрдым знанием материала, наивность и фантазии — с лживостью.

К сожалению, примеры профессиональной некомпетентности педагога в работе с одарённым ребёнком настолько распространены в практике массовой школы, что порой воспринимаются педагогическим коллективом как норма. Так ребёнок, проявляющий признаки лидерской (социальной) одарённости, активно участвующий в культурно-массовых мероприятиях, социальных акциях или играх КВН, как правило, получает негативную оценку преподавателей, считающих эти занятия «глупостью» или ревниво воспринимающих низкий уровень интереса ученика к «своему» предмету. В сложных конфликтных ситуациях педагогом прикладываются значительные усилия, чтобы «прекратить» и «не пущать». Однако одарённый школьник с признаками лидерской или социальной одарённости, не имея возможности реализовать себя в социально приемлемой деятельности, приходит в мир асоциальный, что даёт начало рождению лидеров криминальных структур.

Другой пример: стоит педагогу разглядеть признаки одарённости в ребёнке, как он считает прямым долгом включить ученика в систему конкурсов и соревнований, причём степень одарённости оценивается им по достижениям. Многие педагоги искренне уверены, что таким образом помогают ученику. Однако доказано, что ситуация соревнования, конкурса зачастую негативно воздействует на способности, на деятельность одарённого ребёнка — в концент-

рации усилия на процессе, а не на результате.

Личность одарённого ребёнка деформируется, если делается основной акцент на развитии интеллекта, при этом почти исключается его физическое развитие, отсутствует понимание важности включения в социально и эмоционально активную деятельность, игнорируются его духовные потребности.

Разглядеть одарённого ребёнка не так просто, для этого нужна тонко развитая педагогическая интуиция либо серьёзная профессиональная подготовка. Воспитание одарённых детей выдвигает значительные требования к психологической, интеллектуальной и моральной восприимчивости педагога. Вероятно, даже такие, что ожидать от учителя соответствия этим требованиям было бы совершенно неразумным. Ведь в таком случае он тоже должен быть не просто учителем, а «педагогически одарённой» личностью.

Профессионально значимые качества личности педагога

Интегральным качеством личности идеального учителя для одарённого ученика, выражающим его «воспитательную силу» (А.С. Макаренко), можно считать «харизму». В переводе с греческого слово harisma означает «оказанная милость, дар», оно понимается как «необыкновенно большие способности или исключительная одарённость, воспринимаемые как милость Божья»1. Педагога, обладающего «харизмой», в исчерпывающей мере, отличают яркая индивидуальность, любовь к детям, внутренняя сила, цельность, целеустремлённость, притягивающая детей и взрослых, «организационное и эмоциональное» лидерство, способность генерировать идеи и увлекать ими, широта и глубина интересов, целостное мировоззрение; уверенность в своей миссии, в правильности избранного им пути. Педагог, наделённый «харизмой»,

1 Философский словарь 2000.

отличается высокой степенью напряжённости внутренней жизни, устремлённостью, возвышенным характером духовно-нравственной жизни. Его характеризует также творческое отношение к детям, своему делу, миру в целом. Но, прежде всего, он умеет творчески относиться к самому себе как личности: использование собственных возможностей достигает в таком учителе высшей формы.

Существует ли такой идеальный учитель в природе и можно ли такие качества, умения развить?

Встреча с настоящим Учителем запечатлена в многочисленных мемуарах талантливых людей, даже мимолётное соприкосновение с духовнонравственным миром Учителя оставляет след в сердцах учеников на всю жизнь, одно воспоминание о его уроках как будто делает нашу жизнь светлее и чище.

Как приблизится к идеалу, как развить в себе качества и умения, которые позволят стать настоящим учителем для одарённого ребёнка, помочь ему вырасти в одарённого взрослого?

Наиболее существенный фактор успешности работы учителя — профессионально-личностная позиция и профессионально значимые личностные качества. Личностная составляющая профессиональной подготовки к работе с одарёнными детьми — наиболее актуальна, хотя и требует серьёзных усилий (как интеллектуальных, эмоциональных, так и духовно-нравственных). Если отсутствие компетентности технологической можно со временем компенсировать, то несоответствие личностных характеристик психологопедагогическим задачам образования одарённых может нанести вред ребёнку.

Анализ практики показывает — учитель, имеющий низкую самооценку, негативную Я-кон-цепцию, находящийся под властью педагогических стереотипов или в плену личностных проблем, не может (и не должен!) работать с одарённым ребёнком — «раб свободного воспитать не сможет».

Преодоление стереотипности восприятия, мышления и поведения — очень трудная задача, которую нельзя решить традиционными методами профессиональной подготовки (переподготовки).

Одарённые дети, как известно, часто поведением или личностными характеристиками создают почву нестандартных ситуаций, для решения которых сформировавшиеся ранее стереотипы не только бесполезны, но и даже вредны, опасны и для ребёнка, и для самого учителя.

Повышение квалификации учителя в работе с одарёнными детьми

Опыт подсказывает, что самое главное в работе с одарёнными детьми — умение педагога вставать в рефлексивную позицию к самому себе. Вслед за В. Пановым одним из основных психологических принципов работы с одарёнными детьми считаем принцип «принятия другого»: изначально принимать ученика как индивидуальность, имеющую право быть личностью со сложившимися особенностями. Ученик и учитель выступают по отношению друг к другу в роли равноправных партнёров, участников совместной деятельности в образовательном пространстве.

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессионально- личностные качества, по меньшей мере, тремя путями: 1) с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других; 2) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одарённостей;

3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Современный подход к предметному содержанию и организации процесса повышения квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми, должен быть связан с построением такого учебного процесса, когда усвоение информации — не простое воспроизведение понятий, приёмов, способов действий, а пробуждение педагога к творческому самовыражению, проявлению активности и самостоятельности, осознанию потребностей

и возможностей в постоянном саморазвитии. Осмысление теоретических концепций убеждает, что стратегически важно в этом направлением не само по себе увеличение объёма передаваемой информации, количество активных форм, а создание организационно-педагогических условий, позволяющих включать педагога в различные формы групповой работы и систематически побуждать его к рефлексивно-оценочному анализу самого себя, побуждать к саморазвитию, сотворческой деятельности.

В краевой школе-интернате (ВГУЭС) для одарённых детей успешно реализуется инновационная система повышения профессиональной квалификации педагогов, которая прошла общественную экспертизу и получила общественное признание (ГРАН-ПРИ Приморского форума образовательных инициатив). Она включает: а) авторскую программу внутри-школьной учёбы педагогов, направленной на освоение новых образовательных технологий (проблемные и творческие группы, группы стратегического планирования, временные и постоянные, объединённые общей методической темой и ориентированные на стратегическую цель работы школы); б) индивидуальные программы самообразования педагогов согласно утверждённой на предметных кафедрах «Карте профессионального роста»; в) программы взаимообучения в трёх режимах одновременно: в творческих группах, составе предметных кафедр, в числе участников круглогодичного обучающего семинара дальневосточного Центра по работе с одарёнными детьми для педагогов региона; г) специально организованные коммуникативные площадки для профессионального общения (Приморский форум молодых педагогов, региональная научно-практическая конференция ««Развитие детской одарённости в образовательной среде: проблемы, перспективы, опыт Дальневосточного региона»; конкурсная программа «Школа для развития талантов» Приморского форума образовательных инициатив, краевой конкурс «Учитель-исследователь» и т.п.); д) стажировки в образовательных учреждениях-партнёрах Китая, Японии, Канады; е) круглые столы с гостями школы — педагогами из различных террито-

рий РФ. Вопросы, которые обсуждаются на круглых столах, конференциях и других коммуникативных площадках, можно услов но разделить на несколько групп. Самая многочисленная — вопросы на согласование понятий и терминов, выстраивание общего понятийного поля. Следующая по степени интереса — вопросы по технологиям и методикам выявления признаков одарённости, роли учителя в этом процессе, результатам использования различных технологий работы с одарёнными детьми и степени их эффективности. Для менеджеров образования всех уровней актуален вопрос о технологических приёмах выявления готовности педагогов к работе с одарёнными детьми. Для работников управлений образования Приморского края совместно с региональным институтом повышения квалификации проводится семинар по проектированию программ работы с одарёнными детьми, в ходе которого совместно найдены оригинальные управленческое решения и озвучено главное стратегическое направление — начинать работу с одарёнными детьми нужно с профессиональной перепод готовки педагогов, направленной на совершенствование их профессионально значимых личностных качеств.

Опыт совместной работы на базе школы-интерната

Краевая школа-интернат (ВГУЭС) для одарённых детей — опытно-экспериментальная площадка дальневосточного регионального специализированного Центра по работе с одарёнными детьми. В рамках исследований по темам «Диагностика готовности учителя к работе с одарёнными детьми», «Педагогические условия развития инновационного потенциала педагога в процессе непрерывного профессионального образования» начата работа по обобщению накопленного опыта, разработке программы опытно-экспериментальной работы на базе школы-интерната для одарённых детей и выбору на основе её результатов собственного концептуального подхода, апробации имеющегося и разработке нового мето-

дического инструментария для измерения параметров готовности педагогов к образованию одарённых детей. В основе инструментария лежат принципы гуманитарной экспертизы, прежде всего самооценка педагогом готовности к работе с одарёнными детьми в ходе прохождения специальной обучающей программы и заключительного психологического тренинга, а также оценка независимыми экспертами.

В течение года в ходе пилотных смен школы-интерната, участие в которых принимают школьники Приморского края специалистами Центра проводится аналитико-диагностическая работа. Она включает диагностику одарённости, оценку образования одарённых на местах через оценку школьников, диагностику готовности к обучению определение стиля преподавания, предпочитаемого одарёнными детьми. На основании результатов определяются сильные и слабые стороны, ресурсы образования одарённых детей. По итогам года оформляется аналитическая справка, выдвигаются предложения, которые обсуждаются на информационных встречах. Выводы аналитической справки носят рекомендательный характер. На основе инициативы с мест в программу работы Дальневосточного регионального центра включены постоянно действующие обучающие семинары для педагогов края по актуальным вопросам выявления и развития одарённости, проведена региональная научно-практическая конференция, усовершенствованны программы повышения квалификации в школах. Особой популярностью пользуется двухдневные обучающие практико-ориентирован-ные семинары «с погружением» для педагогов, работающих с одарёнными детьми.

Важно то, что во время семинаров и за их рамками Центром мониторинга и диагностики школы-интерната оформляется аналитический материал, полученный в ходе учёбы — материалы тестирования, анкетирования, открытых дискуссий. Группы педагогов включаются в число участников экспериментальной работы инновационного проекта «Школа для одарённого ученика» по собственной инициативе, таким образом, растёт творческое сообщество педагогов, объединённых общим интересом. И уже совместными усилиями проводятся выездные семинары, практикумы, тренинги для педагогов по запросам территорий, консультационно-информационные встречи с руководителями образовательных учреждений, педагогами, родителями.

Инновационным решением проблемы «одарённый ученик как субъект образовательной деятельности» стало участие членов научного общества школьников «ДАР» в опытно-экспериментальной работе Центра. Выбор тем исследования — прерогатива самих учеников. Выводы юных сотрудников имеют несомненное практическое значение, обоснованные предложения по совершенствованию школьной жизни, качества образования внедряются в жизнь, а результаты исследований служат предметом заинтересованного обсуждения на педсоветах, научнопрактических конференциях, в которых на правах партнёров участвуют школьники. Так, ученики 9—11-х классов проводят исследования по темам «Инновационный потенциал школьника и влияние на его развитие образовательного пространства школы», «Влияние потенциала старшеклассника на эффективность проектирования и реализацию индивидуального маршрута развития», «Образ школы для одарённых детей в социуме», «Школа-интернат для одарённых детей как воспитывающий социум: проблемы и пути решения» и «Здоровье школьников и оптимальные пути его укрепления». Одним из исследований, проведённых с участием детей, стала работа «Учитель для талантливого ребёнка: взгляд старшеклассников школы-интерната. По мнению учеников школы, «учитель для талантливого ребёнка должен сам быть талантливым», «успешным в профессиональной деятельности, но иметь увлечения и интересы далеко за пределами предмета», «быть интересным собеседником и внимательным слушателем», а главное — «уважать личность ученика и верить в его успех».

Все гости школы, будь то взрослые или дети, прежде всего отмечают атмосферу благожелательности, взаимного принятия другого, уверенности в себе, которая даёт ясное понимание избранного пути, спокойствия в лицах и тоне. Такое впечатление не обманчиво, образовательный процесс в школе направлен на ученика и развитие его потенциала. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.