Научная статья на тему 'Педaгοгические услοвия экοлοгическοгο вοспитaния нa урοкaх экοлοгии в высшем οбрaзοвaнии'

Педaгοгические услοвия экοлοгическοгο вοспитaния нa урοкaх экοлοгии в высшем οбрaзοвaнии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ЭКοЛοГИЧЕСКοЕ ВοСПИТAНИЕ / οБРAЗοВAТЕЛЬНЫЙ / ВοСПИТAТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА / РAЗВИВAЮЩАЯ ЗАДАЧА / ГЛοБAЛЬНЫЙ УРοВЕНЬ / РЕГИοНAЛЬНЫЙ УРοВЕНЬ / ЛοКAЛЬНЫЙ УРοВЕНЬ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВКУСЫ И ЧУВСТВA / ИНДИВИДУAЛЬНЫЕ οЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тошева Дилдора Искандаровна, Тошева Дилноза Искандаровна

В этой статье анализируются педaгοгические услοвия экοлοгическοгο вοспитaния нa урοкaх экοлοгии в высшем οбрaзοвaнии. Глοбaльные прοблемы сοвременнοсти, несущие угрοзу жизни и челοвеческοй цивилизaции, вызвaли неοбхοдимοсть экοлοгическοгο οбрaзοвaния, призвaннοгο реaлизοвaть идеи стaнοвящегοся экοлοгически инфοрмaциοннοгο οбществa. Пοиск путей гaрмοническοгο взaимοдействия οбществa и прирοды привοдит к интенсивнοму прοцессу экοлοгизaции οбщей культуры челοвечествa и, кaк следствие, к фοрмирοвaнию теοрии и прaктики экοлοгическοгο οбрaзοвaния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педaгοгические услοвия экοлοгическοгο вοспитaния нa урοкaх экοлοгии в высшем οбрaзοвaнии»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ЭКОЛОГИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ Тошева Д.И.1, Тошева Д.И.2

'Тошева Дилдора Искандаровна — преподаватель, кафедра педагогики, педагогический факультет,

Бухарский государственный университет; 2Тошева Дилноза Искандаровна - преподаватель, Школа № ', г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье анализируются педагогические условия экологического воспитания на уроках экологии в высшем образовании. Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества и, как следствие, к формированию теории и практики экологического образования.

Ключевые слова: экологическое воспитание, образовательный, воспитательная задача, развивающая задача, глобальный уровень, региональный уровень, локальный уровень, эстетические вкусы и чувства, индивидуальные оценки.

УДК 504.75

Экологические проблемы в настоящее время носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в высшем образовании на уроках экологии.

Целью экологического воспитания является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности на уроках экологии. Цель экологического воспитания на уроках экологии достигается по мере решения в единстве следующих задач:

1) образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

2) воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

3) развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Выявляется междисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можно сгруппировать на следующие:

Научный — ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.

Ценностный — экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.

Нормативный — система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера.

Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями студентов на уроках и во внеурочное время. Характерно, что природа в деятельности студентов выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей. Так, она оказывается объектом заботы и труда, когда студенты преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности на уроках и

88

дома; реальным пространством, где протекает деятельность; окружающей средой — в занятиях спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного изображения — в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве.

Из-за влияния различных окружающих условий на сознание студентов его формирование во многом зависит именно от целенаправленных действий педагога на уроке экологии. Здесь находят применение разнообразные приемы и методы педагогической работы, раскрытие смысла практической деятельности, беседы и лекции о труде и природе, разъяснение долга и приемы убеждения в необходимости личной заботы каждого о среде, требования к поведению и вовлечение в художественное творчество, поощрения и наказания, соревнование и личный пример воспитателя. Как актуальная социально-педагогическая задача формирование сознательного, ответственного отношения студентов к природе должно пронизать все направления планирования, организации и контроля в работе: в планах и документах учителей, в системе идейно-политической, трудовой, нравственной, эстетической и физической подготовки студентов. Среди объективных предпосылок личного отношения к природной среде следует назвать, прежде всего, свойства и явления естественной среды. Другой объективной предпосылкой выступает отношение общества к природе, влияющее на позиции студентов. Познание опыта общества не только расширяет знания, но и обогащает использование экономических и нравственно-эстетических оценок окружающей среды. Осмысливая ее материальную и духовную ценность, студенты глубже осознают необходимость заботиться о ее сбережении. Третья предпосылка формирования отношения студентов к природе — это процесс воспитания и обучения, в ходе которого они овладевают общественно ценными отношениями и действиями. Формирование у студентов положительного отношения к окружающей среде является целенаправленным процессом. От учителей во многом зависит планирование и организация общественно-полезных действий. Они помогают студентам овладевать коллективными формами деятельности среди природы, выработать продуманные позиции в отношениях со средой, претворить заботу о ней в конкретные дела.

Среди субъективных предпосылок формирования отношения студентов к окружающей среде на уроках экологии необходимо выделить способность ее восприятия, переживания и осмысления; заинтересованность в познании, преобразовании и поддержании среды в оптимальном состоянии; готовность сознательно реализовать во взаимодействии с внешним миром общественные и личные цели и таким образом удовлетворять свои потребности и стремления. Нравственная сторона природоохранительного отношения формируется в действиях, направленных на защиту окружающей среды. Она связана с осознанием общенародной принадлежности, полезности и ценности природы. Формирование нравственных начал отношения к среде здесь неразрывно связано с ростом заботы о природе, о чистоте водных источников, о сохранении почвенного слоя, о пресечении действий, которые наносят ущерб окружающей среде.

Организованные действия в защиту природы должны приводить студентов к пониманию эстетической ценности естественных явлений. Постижение красоты окружающей среды столь же закономерно должно порождать стремление охранять среду, готовность к соответствующим практическим действиям. Не все в равной мере осознают, каково влияние природы на их чувства, мысли, отношение к людям. Отмечается, что в семьях с меньшим уровнем образования родителей дети относятся к природе более прагматично. Рост образованности родителей способствует установлению у детей более богатых духовных связей со средой. Эти данные показывают, что в педагогической работе следует учитывать влияние разнообразных социальных факторов на отношение к окружающей среде. Опыт показывает, что сформировать у студентов бережное отношение к природе может учитель, которого увлекает благородная задача охраны среды, если он испытывает постоянный интерес к красоте, новизне, динамизму окружающего мира. Развивая средствами природы духовный мир студентов, они в то же время закаляют их физически, формируют их волю и характер, воспитывают коллективизм и патриотизм будущих заботливых хозяев родной земли.

Список литературы

1. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя. М.: Современный писатель, 1998. 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.