Научная статья на тему 'Экологическое воспитание в школе. Экоэтика'

Экологическое воспитание в школе. Экоэтика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1842
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЭТИКА / ЦЕННОСТИ ПРИРОДЫ / ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кальфа Т.Ф.

Экологическое воспитание подразумевает знание и понимание экологических законов развития природы, взаимодействия человека и природы, методы и формы экологической работы, знани е принципов природоохранной этики, понятие ценности природы, знание экологических правил разрешения конфликтных ситуаций между человеком и природой, формирования экологической культуры учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическое воспитание в школе. Экоэтика»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия: География. Том 23 (62). 2010 г. № 1. С.33-43. УДК 502.37

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ. ЭКОЭТИКА

Кальфа Т.Ф.

Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь, Украина

Экологическое воспитание подразумевает знание и понимание экологических законов развития природы, взаимодействия человека и природы, методы и формы экологической работы, знание принципов природоохранной этики, понятие ценности природы, знание экологических правил разрешения конфликтных ситуаций между человеком и природой, формирования экологической культуры учащихся.

Ключевые слова: экология, экологическое воспитание, экоэтика, ценности природы, природоохранная деятельность, экологическая культура.

Экологическое воспитание - единство сознания и поведения человека, основанное на гармоничном, сознательном отношении к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов [1].

Экологическое воспитание является составной частью нравственного воспитания, которое в наше время обусловлено целым рядом причин:

- наличие угрозы экологической катастрофы, разворачивающейся на глобальном, национальном и локальном уровнях;

- противостояние современной цивилизации и окружающей среде;

- формирование новой системы взаимоотношений «человек - природа -культура».

Экологическое воспитание детей носит междисциплинарный характер и должен проводиться по четырем направлениям:

- научное - ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны;

- ценностное - экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба;

- нормативное - система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера [2].

Экологическая работа в школе выполняет ряд задач:

-просветительская - помогает ребенку осознать Природу как среду своего обитания, как эстетический феномен, а также усвоить мысль о том, что необходимо использовать знания о Природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности;

-.развивающая - формирование у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующих в мире растений и

животных; делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния Природы, давать рекомендации разумного взаимодействия с ней;

- воспитательная - формирование у школьников нравственного и эстетического отношения к Природе. У детей возникает чувство восхищения величием и красотой Природы. При этом у них воспитывается чувство ответственности за сохранение прекрасного в Природе, что побуждает учеников осуществлять посильную природоохранную деятельность. При этом бережное отношение к Природе закономерно является выражением патриотизма;

- организующая - стимулирует активную деятельность учащихся по охране Природы. Выстраивает систему реализации побудительных мотивов личности ребенка к природоохранной деятельности;

- прогностическая - развитие у школьников умения предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека в Природе, прогнозировать вероятные нарушения экологических связей в Природе, определять, какие действия являются экологически нейтральными, какие мероприятия будут Природе полезны [2].

Цель экологического воспитания достигается путем решения таких задач, как:

- образовательные - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

- воспитательные - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности человека, его здорового образа жизни;

- развивающие - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды:

- интеллектуальные - способности к анализу экологических ситуаций;

- эмоциональные - отношение к природе как к универсальной ценности;

- нравственные - воли и настойчивости, ответственности.

Методы и формы экологического воспитания

Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся. На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней.

Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и

переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Синтетический подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы [1].

Самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

Экологическое поведение человека складывается из отдельных поступков и отношения человека к этим поступкам, на которые, в свою очередь, оказывают влияние цели и мотивы личности. В своем развитии экологическое поведение проходит несколько этапов: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение:

Возникновение носит: ступенчатый характер - формирование экологических представлений, развитие экологического сознания и чувств; формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; выработка навыков и привычек поведения в природе; преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе; длительный; сложный; скачкообразный; активный.

Насыщение содержанием несет огромный психологический аспект, который включает в себя: развитие экологического сознания; формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности; выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек.

Удовлетворение подразумевает воспитание устойчивой воли; формирование значимых целей экологической деятельности [3].

Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, запретов, правил, которые вытекают из учения «об этических отношениях человека с природой, основанные на восприятии природы как члена морального сообщества, морального партнера (субьекта), равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека». При этом человек рассматривается как часть природы.

В природоохранной эстетике сформулированы пять главных принципов, знание которых позволяет принимать правильные решения в отношении сохранения красоты природы.

Принципы природоохранной эстетики:

1. Принцип О.Леопольда: Прекрасно то, что отвечает экологическим законам. «Вещь правильна, когда у нее есть тенденция сохранять целостность, стабильность и красоту биотического сообщества. Она неправильна, когда имеет обратную тенденцию».

2. Принцип Дж. Рескина. Дикая природа - эталон красоты «Наибольшей эстетической ценностью обладает дикая природа. Все приближающееся к ней, стремится к красоте, все, удаляющееся от нее, склоняется к безобразию».

3. Принцип эстетического уважения. Человек не должен навязывать природе свои вкусы, стараясь ее подправить или приукрасить. Этим он искажает природу и

нарушает ее права. Следует ценить и уважать красоту природы такой, какой она есть.

4. Принцип эстетической незаинтересованности (бескорыстия). Природный объект: растение, животное, берег моря или лесную поляну нужно ценить бескорыстно, ради их эстетических свойств, а не как средство обогащения, удовольствия человека или других его корыстных целей. Красота природы должна охраняться как самостоятельная ценность, а не только из-за ее полезности.

5. Принцип защиты эстетической ценности природных мест. Все природные места, по возможности, имеющие большую эстетическую ценность, должны быть взяты под охрану. Все в природе красиво и целесообразно. В природе не существует некрасивых видов и растений, как и некрасивых пейзажей.

Взаимоотношения человека и природы строятся исходя из ценности дикой природы, своего рода ее «полезности», которые можно разбить на две категории: «полезности» для других и «полезности» для себя, т.е. природы.

«Полезности» для других называются внешними ценностями, «полезности» для себя - внутренней ценностью или самоценностью [3].

Ценности природы нередко являются источниками конфликтов. Возникают они, как правило, при пересечении интересов людей с противоположными взглядами ценностной оценки природоохранной деятельности. Чаще всего нематериальные ценности природы являются более важными, нежели материальные и конфликтные ситуации возникают из-за трудности их идентификации (Таблица 1). Например, при создании заповедников, заказников, национальных парков.

Таблица 1.

Классификация ценностей природы по В.Е.Борейко [5].

Ценности природы

Внутренняя Внешние (инструментальные)

материальные нематериальные (экономические) (неэкономические)

хозяйственная этическая

рекреационная эстетическая

научная

историко-культурная

религиозная

символическая

неосознанные

Важной проблемой экологического воспитания является решение задачи: как сделать принципы экологической этики достоянием общественного сознания. На базе принципов экологической этики должна быть создана целостная философско-педагогическая концепция обязательного непрерывного экологического воспитания и образования, а также эффективные методы формирования экологической культуры личности, которая бы включала экологическую нравственность в качестве своей главной составляющей. Начиная с низших ступеней образования (дошкольного) и далее до высшей ступени

(университетского), должно происходить приобщение учащихся к новой идее - идее того, что современные присваивающие цивилизации исчерпали свои возможности, что принципы экологической этики - есть условия выживания человека на этой планете. Основателями экологической этики считаются американский эколог Леопольд Олдо (1887-1948) и немецкий врач Швейцер А.(1875-1965).

Обучение экологической этике подобно обучению архитектуре или инженерному делу. Эти дисциплины не учат, какой именно дом или мост должен быть спроектирован в данной ситуации. Учатся принципам, которые указывают на факторы, которые должны быть учтены при постройке дома или моста. Система воздействия в экологической этике такая же, как в любой этике: общественное одобрение хороших действий, и общественное порицание действий дурных [4].

Экологическое образование и просвещение могут помочь преодолеть невежество. Однако против безразличия они не эффективны. Только этика сможет нам помочь изменить то, что мы в нашем коллективном безумии стали считать нормальным. Экологическая этика отражает существование экологической совести. Нет совести, нет и этики. "Я не представляю себе, что этическое отношение к земле может существовать без любви и уважения к ней, без благоговения перед ее ценностью. Я говорю здесь, разумеется, не об экономической ценности, а о ценности в философском смысле", - писал Олдо Леопольд

В экологической этике важен такой методологический принцип: не следует увеличивать число основных принципов без надобности. Чем больше основных принципов, тем больше вероятность неразрешенных конфликтов между ними.

Одна из задач экологической этики - создание внутренних, нравственных барьеров в обществе, внутренних "табу", запрещающих определенные действия по отношению к природе. Они не должны повторять ошибок, скажем, христианских заповедей, как сугубо антропоцентрических, относящихся к людям и отношениям между ними. Ибо сами люди так и не научились распространять любовь к ближнему на любовь к дальнему.

"Экологическая наука описывает то, что есть. Этика предписывает то, что должно быть", - считает Холмс Ролстон III. По его мнению, неправы те, кто придает нравственный характер тезисам типа "мы должны достичь устойчивого равновесия с природой". Это всего лишь техническое долженствование. Нравственный же характер этот тезис получит лишь тогда, когда в него будут введен дополнительный компонент, в котором нравственное предписание сформулировано в виде "первичного морального долга" типа "всякая жизнь должна быть сохранена" [4].

Экологическую этику можно считать своего рода руководством для выяснения экологических ситуаций, настолько новых или запутанных, или с очень замедленными реакциями, что разглядеть социальную целесообразность простому человеку невозможно. Экологическая этика подразумевает состояние любви, уважения, восхищения, обязательств, самопожертвования, совести, долга, и приписывания природе внутренней присущей ценности и биоправ. Она основывается на трех источниках: религии, философии и экологии.

Американский экофилософ Холмс Ролстон III вывел несколько принципов экологической этики:

1. Чем более редкими являются природные объекты, тем деликатнее с ними следует обращаться;

2. Чем красивее являются природные объекты, тем деликатнее с ними надо обращаться;

3. Чем более хрупкими являются природные объекты, тем деликатнее с ними следует обращаться;

4. Чем жизнь более чувствующая, тем больше ее следует уважать;

5. Уважать жизнь вида следует больше, чем жизнь индивидуума;

6. Возлюби окружающую природу как самого себя;

7. Думай о природе как о сообществе, а не как о "кладовой товаров" [3].

Человек и природа обладают равными правами с точки зрения их

моральной значимости. За экосистемами, ландшафтами, участками неживой природы и космосом признаны права.

1. Право на жизнь

2. Право на естественную свободу и благополучие в естественной среде обитания (право на дикость).

3. Право на необходимую для жизни долю земных благ.

4. Право на защиту от страданий по вине человека.

5. Право на защиту законом [3].

Реализации этих идей возможна при содействии средств массовой информации (СМИ), которые способны оказывать большое влияние на формирование мировоззрения человека. Большое значение в экологическом воспитании человека имеют телевизионные каналы, рассказывающие о природе нашей планеты, например: международные - National geographic, Discovery, Animal planet; российские - Клуб путешественников, Вокруг света, Непутевые заметки, крымский канал - Ветер странствий и др.

Рис.1. Уникальные места Крыма: мыс Форос, караимские кенаса в Евпатории (Фото автора)

Формирования экологической культуры учащихся состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы школы по формированию системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, процессов и результатов взаимодействия человека, общества и Природы.

Работа по формированию экологической культуры учащихся включает в себя деятельность учителей, родителей, детей и направлена на понимание взаимодействия Природы и общества, экологических ценностей, норм и правил поведения по отношению к Природе, умений и навыков ее изучения и охраны.

Академик Н. Н. Моисеев, определяя роль человека и его необходимые качества для продолжения жизни на Земле, писал: "Новая цивилизация для того, чтобы она оказалась способной обеспечить дальнейшее существование на Земле человечества, должна опираться не только на новую технологическую силу производственной деятельности людей, но и на глубокое понимание места человека в окружающем мире, без чего невозможно формирование новой нравственности, т.е. нового общественно необходимого поведения людей. Только по-настоящему образованное и интеллигентное общество будет способно вступить в эпоху ноосферы, т.е. в период своей истории, когда оно сможет реализовать режим коэволюции природы и общества".

Формы экологической работы в школе могут быть различными:

1. Исследовательские (составление экологического паспорта школы (гиперссылка в раздел для любознательных), выпуск экологического бюллетеня, изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.);

2. Конкурсные (выставки плакатов, рисунков, «Лесной газеты», проведение экологических олимпиад и др.);

3. Игровые (эко-театр, эко-КВН, эко-бумеранг и др.);

4. Познавательные (уроки-лекции, уроки-семинары, «круглые столы», анализ научной литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.);

5. Продуктивные (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных рекреаций и др.) [5].

Рис.2. Варианты оформления школьных рекреаций (Фото автора).

Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеклассной работе по предмету.

Внеклассная работа по экологии в школе требует от ребенка достаточно развитого экологического мышления, умения эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий собственной деятельности. Это экологических недели, декадники, месячники; выпуск экологических газет, плакатов; организация и проведение конкурсов рисунков на экологическую тематику, создание кружков и музеев природы своего региона, оформление стендов, посвященных краснокнижным и исчезающим видам растений и животных.

Большое наследие в области воспитания школьников окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог Сухомлинский В. А.. "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры, - говорил Сухомлинский. - Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Академик Зверев И. Д. пишет: "Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой, которые призваны подготовить молодое поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу, бережно относиться к ней в будущем. Вполне очевидно, что дело нельзя ограничить "просвещением" школьников в области охраны природы. Весь комплекс экологических проблем современности потребовал нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного и последовательного отражения многоаспектности экологии в школьном образовании".

Пять экоэтических принципов взаимоотношения человека и природы:

1. Не навреди - обязывает человека не причинять вред живым существам, видам живых существ или экосистемам.

2. Не вмешивайся - обязывает от ограничений свободы существ, видов живых систем или экосистем.

3. Будь порядочным - требует от человека не обманывать диких, так и не предавать домашних животных

4. Соблюдай права природы - основанные на признании и уважении прав природы.

5. Компенсируй ущерб - если нанесен ущерб при несоблюдении вышеперечисленных принципов, компенсируй его (восстановление уничтожаемых или исчезающих видов флоры и фауны) [5].

Пять экологических правил разрешения конфликтных ситуаций между человеком и природой:

1 Правило самообороны - применение силы против любого другого живого существа и экосистемы в целях защиты своего здоровья или жизни.

2 Правило справедливого распределения - в случае столкновения жизненных интересов людей и жизненно важных интересов природы конфликтным сторонам предоставляется равная доля благ.

3 Правило пропорциональности - в случае конфликтов жизненноважных интересов природы и нежизненноважных человека, приоритет отдается природе.

4 Правило минимального вреда - если возникает необходимость нанесения вреда природе, то этот вред должен быть минимальным.

5 Правило справедливого возмещения - если в случае удовлетворения интересов нанесен вред природе, то человеком должна быть произведена компенсация вреда [5].

Один из основателей природоохранной эстетики Рескин Дж. писал: «Может быть, в этом созерцании родных картин природы заключается источник многих великих идей, руководящих миром и основа, так называемого патриотизма. Пейзаж есть излюбленный лик матери-отчизны. И чем прекраснее эта картина, тем больше будешь любить эту родину, которая является ее первообразом. И нет другой страны, где бы корни воспоминаний были так крепко связаны с красотой природы, а не с гордостью людей; поэтому невольно задаешься вопросом - не должна ли эта красота служить главной задачей патриота, так как она, преимущественно, и воспитала его? Что толку в заботах об увековечивании идеи родины, если мы не стараемся увековечить ее дорогой образ? Не щедро рассеивая статуи, а глубоко чтя неотесанные камни родины мы соберем обильную жатву людей».

Идеи Дж. Рескина нашли поддержку у многих выдающихся людей. Митрополит Шептинский А., создавая в 1935 г. кедровый заповедник, одной из главных задач заповедника считал обучение молодежи любить и почитать свою родину, познавать красоту и тайны природы.

Ушинский К.Д, известный русский педагог, писал: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений своей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога».

Экологическая работа по воспитанию школьников предполагает:

- создание целостной системы непрерывного эколого-экономического образования;

- создание системы информационного обеспечения экологической пропаганды на основе объединения усилий учреждений образования и культуры, природоохранных органов, общественных организаций;

- создание программы государственной поддержки издания учебно-методических пособий и литературы по вопросам экологии, охраны окружающей среды и природопользования;

- использование современных технических средств обучения, компьютерных обучающих программ;

- организация подготовки, переподготовки и повышение квалификации руководящих кадров, специалистов и педагогов в области экологии и природопользования;

- обеспечение гласности в работе природоохранных органов, гарантия прав граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

- недопустимость ограничения прав граждан на их участие в решении важнейших экологических проблем;

- обеспечение широкой пропаганды идей устойчивого развития экологического мировоззрения в средствах массовой информации [1].

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Правила поведения в природе:

1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.

2. Не повреждай кору деревьев!

4. Не рви в лесу, на лугу цветов.

5. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много.

6. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.

7. Не сбивай грибов, даже ядовитых. Помни, что грибы очень нужны в природе.

8. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков..

9. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

10. Не разоряй гнезда шмелей.

11. Не разоряй муравейники.

12. Береги лягушек, жаб и их головастиков.

13. Не убивай змей, даже ядовитых.

14. Не лови диких животных и не уноси их домой.

15. Не разоряй птичьи гнезда. Не подходи близко к гнездам птиц

17. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или в парке весной или в начале лета.

18. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и зверей.

19. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.

20. Не шуми в лесу, в парке.

21. Не жги весной траву на лугу.

22. Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора [3].

Список литературы

1. Борейко В.Е. Популярный словарь по экологической этике и гуманитарной экологии./

К. Киевский эколого-культурный центр, серия: Охрана дикой природы 2003, 96 с.

2. Борейко В.Е. Природоохранная эстетика в школе./К: Киевский эколого-культурный

центр, серия: Охрана дикой природы, 2005, 80 с.

3. Экология Крыма. Справочное пособие / Под. Ред. Н.В.Багрова и В.А.Бокова,

Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2003,

360 с.

4. Борейко В.Е. Писатели дикой природы./К. Киевский эколого-культурный центр, серия: Охрана дикой природы 2006, 168 с.

5. Борейко В.Е. Введение в природоохранную эстетику./ К. Киевский эколого-культурный центр, серия: Охрана дикой природы 2000, 200 с.

6. Борейко В.Е. Экологическая этика в вузе / К. Киевский эколого-культурный центр, серия: Охрана дикой природы, 2004, 68 с.

7. Человек, общество и окружающая среда./Географические аспекты использования естественных ресурсов и сохранения окружающей среды. П / ред. И. П. Герасимова, M.: Мысль, 1973, 430 с.

Кальфа Т.Ф. Еколопчне виховання у школь Екоетика / Кальфа Т.Ф //Учет записки Тавршського нацюнального ушверситету îm. B.I. Вернадського. Cepia: географ1я - 2010. - Т. 23 (62). -№ 1. - С.33-43.

Еколопчне виховання передбачае знания та розумшня еколопчних закошв розвитку природа, взаемодп людини i природа, метода i форми еколопчно! роботи, зання принцитв природоохоронно! етики, поняття цшносп природа, знания еколопчних правил вирпнення конфлпсгних ситуацш м1ж людиною i природою, формувания еколопчно! культури учшв

Kmnoei слова: еколог1я, еколопчне виховання, екоетика, щнносп природа, природоохоронна д1яльшсть, еколог1чна культура.

Kalfa T.F. Envairomental education in school. Ekoetika / Kalfa T.F. // Scientific Notes of Taurida V.Vernadsky National University. - Series: Geography - 2010. - Vol. 23 (62). - № 1. - P.33-43.

Environmental education involves knowledge and understanding of the environmental laws of nature, the interaction between man and nature, methods and forms of environmental work, knowledge of the principles of environmental ethics, the concept of value of nature, knowledge of environmental regulations resolve conflicts between man and nature, formation of ecological culture of the students

Key words: ecology, environmental education, Ekoetika, values of nature, environmental, ecological culture.

Поступила e редакцию 10.03.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.