Научная статья на тему 'ПЕЧОРСКИЙ КНИЖНИК СТЕПАН АНФИНОГЕНОВИЧ НОСОВ - ИНФОРМАНТ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ МГУ'

ПЕЧОРСКИЙ КНИЖНИК СТЕПАН АНФИНОГЕНОВИЧ НОСОВ - ИНФОРМАНТ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ МГУ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
71
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРООБРЯДЧЕСТВО / ФОЛЬКЛОР / УСТЬ-ЦИЛЬМА / СТЕПАН АНФИНОГЕНОВИЧ НОСОВ / РЕПЕРТУАР / ИСТОЧНИКИ / АРХИВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Канева Т.С.

Публикация вводит в научный оборот записи из архива кафедры фольклора МГУ, сделанные в фольклорных экспедициях 1978 и 1980 гг. от печорского старо - обрядческого писателя Степана Анфиногеновича Носова. Это духовный стих, легендарные и топонимические предания, мифологические рассказы, поверья, приметы, анекдоты, а также бытовые рассказы об охотниках и о прошлом. Имеется вступительная статья, тексты сопровождены комментариями. В качестве приложения публикуется заметка собирателя А. А. Ивановой о С. А. Носове.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECHORA KNIZHNIK STEPAN NOSOV AFINOGENOV - INFORMANT OF FOLKLORE EXPEDITIONS OF MOSCOW STATE UNIVERSITY INTRODUCTORY ARTICLE

The publication introduces into scientifi c circulation the records from the archives of the Department of Folklore of Moscow State University, made in folklore expeditions in 1978 and 1980 from the Pechora Old Believer writer Stepan Anfi nogenovich Nosov. These are spiritual verse, legendary and toponymic legends, mythological narratives, beliefs, omens, anecdotes, as well as everyday stories about hunters and the past. There is an introductory article. The texts are accompanied by comments. A note by the collector A. A. Ivanova about S. A. Nosov is published as an appendix.

Текст научной работы на тему «ПЕЧОРСКИЙ КНИЖНИК СТЕПАН АНФИНОГЕНОВИЧ НОСОВ - ИНФОРМАНТ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ МГУ»

УДК 398

ПЕЧОРСКИЙ КНИЖНИК СТЕПАН АНФИНОГЕНОВИЧ НОСОВ — ИНФОРМАНТ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ МГУ1

Вступительная статья, подготовка текстов и комментариев

Т. С. Каневой

PECHORA KNIZHNIK STEPANNOSOV AFINOGENOV- INFORMANT OF FOLKLORE EXPEDITIONS OF MOSCOW STATE UNIVERSITY INTRODUCTORY ARTICLE

Preparation Oftexts and Comments by T. S. Kaneva

Публикация вводит в научный оборот записи из архива кафедры фольклора МГУ, сделанные в фольклорных экспедициях 1978 и 1980 гг. от печорского старообрядческого писателя Степана Анфиногеновича Носова. Это духовный стих, легендарные и топонимические предания, мифологические рассказы, поверья, приметы, анекдоты, а также бытовые рассказы об охотниках и о прошлом. Имеется вступительная статья, тексты сопровождены комментариями. В качестве приложения публикуется заметка собирателя А. А. Ивановой о С. А. Носове.

Ключевые слова: старообрядчество, фольклор, Усть-Цильма, Степан Анфи-ногенович Носов, репертуар, источники, архив.

The publication introduces into scientific circulation the records from the archives of the Department of Folklore ofMoscow State University, made infolklore expeditions in 1978 and 1980from the Pechora Old Believer writer Stepan Anfinogenovich Nosov. These are spiritual verse, legendary and toponymic legends, mythological narratives, beliefs, omens, anecdotes, as well as everyday stories about hunters and the past. There is an introductory article. The texts are accompanied by comments. A note by the collector A. A. Ivanova about S. A. Nosov is published as an appendix.

Кеум>втй8: old belief, folklore, Ust-Tsilma, Stepan Anfinogenovich Nosov , repertoire, sources, archive.

Степан Анфиногенович Носов (1902-1981), уроженец пижемской деревни Загривочной (Усть-Цилемский район Республики Коми), прежде всего, известен исследователям старообрядческой культуры как яркий представитель поздней рукописно-книжной традиции Печоры [1]. Однако бла-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований: грант № 19-012-00593 «Грани духовного наследия Усть-Цильмы: фольклор, книжность, язык (новые источники)».

годаря фольклористам Московского государственного университета мы можем оценить его и как носителя устного народного знания.

В 2000 г. в фундаментальном издании печорских былин в серии «Свод русского фольклора» были опубликованы старины, исполненные и пересказанные С. А. Носовым в 1980 г.1 Но этим его репертуар не исчерпывается, и данная публикация преследует цель познакомить широкий круг специалистов и всех интересующихся севернорусским фольклором и с другими записями, сделанными собирателями МГУ от печорского книжника.

Фольклорные экспедиции Московского университета работали в Усть-Цилемском районе Республики Коми дважды: в 1978 и в 1980 гг. [3; 4]. Оба раза группы собирателей посетили печорское село Среднее Бугаево, где проживал С. А. Носов, и оба раза встречались с ним.

В 1978 г. с С. А. Носовым беседовала фольклорист Нина Ивановна Са-вушкина, доцент кафедры русского устного народного творчества МГУ В пяти ее тетрадях содержится 31 прозаический текст (былички, бывальщины, легенды, бытовые истории, рассказы о прошлом) и духовный стих «О заонежских девицах» (он, очевидно, был записан при пении), зафиксированные со слов С. А. Носова. Большая часть этих текстов (24 единицы) и стих представлены в данной публикации.

Молодой преподаватель кафедры русского устного народного творчества МГУ Анна Александровна Иванова, побывавшая в Среднем Бугаево в 1980 г., открыла для нас Степана Анфиногеновича как знатока былин. В ходе нескольких встреч А. А. Ивановой удалось сделать 11 вариантов записей, относящихся к этому жанру. Все они — разного качества. Четыре из них можно квалифицировать всего лишь как воспоминания о былинных сюжетах и / или героях («Добрыня и змей», «Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Илья Муромец и Идолище», в которой противник русского богатыря назван С. А. Носовым Тугарином, и припоминание былин о Садко и Чуриле). Еще три единицы записи представляют собой краткие прозаические пересказы фрагментов старин («Добрыня и Маринка», «Исцеление Ильи Муромца» и «Илья Муромец и Соловей разбойник»). Фрагмент были-

1 [2, № 30] (Добрыня и Маринка: пересказ, 18 стихов), [2, № 66] (Илья Муромец и Тугарин (Идолище): воспоминание о былине), [2, № 96] (Илья Муромец и Сокольник: 120 стихов), [2, № 97] (Илья Муромец и Сокольник: 37 стихов), [2, № 151] (Дюк Степанович и Чурила Пленкович: 50 стихов, смешанное исполнение), [2, № 249] (Смерть Василия Буслаевича: краткий пересказ); [2, Приложение I, № 5] (Добрыня Никитич и змей: пересказ-воспоминание о былине), [2, Приложение I, № 6] (Добрыня и Алеша: воспоминание о былине), [2, Приложение I, № 12] (Исцеление Ильи Муромца: фрагмент-пересказ), [2, Приложение I, № 14] (Илья Муромец и Соловей-разбойник: фрагмент-пересказ), [2, Приложение I, № 32] (припоминания былин о Садко и Чуриле Пленковиче); см. также заметку об исполнителе: [2, т. 2, с. 552-553].

ны о Дюке Степановиче зафиксирован в смешанном исполнении: из 50-ти стихов 34 пропеты, остальные пересказаны ритмизованным стихом. Наконец, с напевом исполнены небольшой фрагмент былины о Василии Буслае-виче («Смерть Василия Буслаевича», 18 стихов) и любимая старина печорских сказителей «Илья Муромец и Сокольник». Последняя записана дважды: сначала фрагмент в 37 стихов, в следующую встречу — более полный текст в 122 стиха. Также С. А. Носову были известны былинные имена Свя-тогора1 и Микулы Селяниновича2.

Мы не знаем, каков был опыт Степана Анфиногеновича в сказывании былин. По замечанию А. А. Ивановой, на то, что он «сам исполнял старины», «указывали некоторые исполнители из других деревень»3. Выросший на Пижме, прославленной многими талантливыми исполнителями, С. А. Носов был наслышан о сказителях старого времени (как, например, об Анкудине из Замежной, Федосье Емельяновне Чуркиной из Чуркин-ской4). Кроме того, он рос в семье, где сказывали старины — мать Матрена Михайловна Чупрова, дядя Игнатий Лукич Носов, от которого собственно и перенял былины С. А. Носов, подолгу проводя с ним время в лесу. Знатоком старин и сказок был и дед Игнатия Лукича Василий Александрович Носов («Они с дядей тоже на лесах жили вместе»)5. Таким образом, Степан Анфиногенович наверняка хорошо представлял, как должен звучать эпический стих. Поэтому (а также, конечно, и в силу своего «степенного, обстоятельного характера»6) он тщательно готовился к встрече с собирателями, накануне вспоминая тексты старин и записывая их в тетрадь. Об отношении С. А. Носова к былинам, его стремлении воспроизвести тексты полно и точно свидетельствуют и замечания о собственных трудностях их исполнения, см.: «ещё это как-то там, всё по старины поется, всё надо привести в известны слова тоже» («Добрыня и Маринка»), «Путать-то вот ведь оно нельзя так а. Надо, чтобы точно знать, а вот я не знаю точно-то» («Добрыня Никитич и Алеша Попович»), «Ишь, вот оно не приводится в рифму-то тут да» («Дюк Степанович»), «Ну, тут надо вот подобрать-то... <.. .> .. .оно по-етсе, дак тут довольно сложно, тоже уж мне не сделать» («Илья Муромец и Соловей разбойник»).

1 «[Пели про Святогора?] — Нет, рассказывали только» (АКФ МГУ, аудиозапись 80/13 а-6); «У Ильи со Святогором была дружба. Ноне уж не скажу, цем она конци-лась, как...» (АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-10-1980, т. 1, с. 4306, № 358).

2 АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-10-1980, т. 1, с. 4305, № 358.

3 См.: Приложение. Заметка собирателя А. А. Ивановой о С. А. Носове.

4 Там же.

5 Там же. (Эти факты по заметке А. А. Ивановой приведены также в: [2, т. 2, с. 552]).

6 Там же.

Будучи человеком начитанным, С. А. Носов наверняка был знаком с изданиями былин и богатырских сказок, интересовался историческими прототипами былинных героев: «Алеша Попович действительно был. Я тут в книжке читал, в энциклопедии, он жил в 1001-1004 гг.»1; «Дак это есть в сказках. Эводе я читывал тоже» (о Садко); «Вот хороший рассказ такой был. <.. .> В малых годах только читал, всё забыл уже, теперь ничё не скажешь...» (об Илье Муромце и Тугарине). Очевидно, не без влияния книжных источников в старинах и их пересказах у Носова появляются редкие — на фоне словаря печорских былин — характеристики, например: «исполин Сокольничёк», «гордый Сокольник», «сила исполинская», «сила басурманская.», «голова басурманская», «седло казацкое». Вероятно, по этой же причине некоторые из текстов исполнителя, по наблюдениям Ю. А. Новикова, не обнаруживают «специфических деталей, характерных для печорской традиции» [2, т. 2, с. 520] («Илья Муромец и Соловей-разбойник» [2, т. 2, с. 520], «Дюк Степанович» [2, т. 1, с. 751], «Илья Муромец и Тугарин (Идолище)»2, «Смерть Василия Буслаевича» [2, т. 2, с. 496]).

В то же время в отдельных записях С. А. Носова, как считает Ю. А. Новиков, проступают следы их принадлежности печорским («Добрыня и Маринка») и даже уже — пижемским («Илья Муромец и Сокольник»)3 былинам. В этой связи обращает на себя внимание небольшой прозаический пересказ сюжета о Добрыне и Маринке [2, № 30], в котором нашли отражение и «печорские черты», и более редкие моменты. Так, «имя героини, упоминание "бабушки-задворенки", рассказ о необычном поведении тура» свойственны печорской редакции сюжета [2, т. 1, с. 676]. Довольно оригинальными в пересказе С. А. Носова являются сообщения о растерянности родителей героя в связи с его пропажей («И вот Добрынюшка потерялся. Не знают родители, где его сыскать»), а также о том, каким образом он (уже в облике тура) привлекает внимание к себе: ходит сзади за остальными турами, пытаясь при этом приблизиться к родному дому; обычно в печорских вариантах Добрыню-тура узнают по тому, что он не только отделяется от других туров, но и плачет (ср.: [2, № 23, 24, 27]). Изображение С. А. Носовым обнимающихся крыльями голубей (на доме Маринки) дословно совпадает с вариантом усть-цилемского сказителя П. Р. Поздеева (данная «картина» в печорских записях встречается только у этих двух исполнителей), ср.:

1 См.: Приложение. Заметка собирателя А. А. Ивановой о С. А. Носове.

2 «Отказ Ильи "кровавити палаты царские" — мотив, неизвестный устной печорской традиции» [2, т. 1, с. 697].

3 «Упоминание Мишки Торопанишки, формула "Я видел в поле коровушку базы-кую"» [2, т. 1, с. 716].

«Увидел: два голубя любуются, золотыма крыльями обнимаются» (С. А. Носов, [2, № 30: 2]1);

«На жолобе сидят у ей два голуба, Да целуютца они, право, милуютца, Золотыма крыльяма обнимаютца» (П. Р. Поздеев, [2, № 23: 30]).

С этим вариантом текст С. А. Носова сближается также в некоторых деталях описания промаха Добрыни при стрельбе и попадания в любовника Маринки, ср. (совпадения подчеркнуты, близкие варианты выделены курсивом мной. — Т. К.):

«Пустил он стрелку, да нога скользниласе, и рука его опустиласе.

Полетела стрелка не в голубя, а ниже жёлоба. <.> И залетела стрелка в окно татарина, <...> разорывала <...> завесы полотняны, и залетела ему в белу грудь»

(С. А. Носов, [2, № 30: 3]);

«Да лева нога подкатилася, Да права рука скатилася, Полетела стрела ниже жолоба, Залетела в окошечко косевщето,

<...>

Да разорвал завесу полотнену, Да попала татарину в белую грудь» (П. Р. Поздеев, [2, № 23: 36]).

Эти схождения наводят на мысль о возможном знакомстве С. А. Носова с первым сборником печорских былин, где был опубликован и вариант Петра Родионовича Поздеева (ок. 1837 г.р.) [5, № 21].

В 1980 г. в с. Среднее Бугаево записи былин и их пересказов были сделаны участниками фольклорной экспедиции МГУ только от С. А. Носо-ва2. Они стали последними зафиксированными свидетельствами памяти о данном жанре в этом селе, которое в 1902 г. посетил еще первооткрыватель печорской традиции Н. Е. Ончуков3. Степан Анфиногенович Носов не принадлежит к числу знаменитых сказителей, но воспоминания, которыми поделился исполнитель, являются довольно ценным источником изучения эпической традиции. Его представления о героях и сюжетах былин, их сло-

1 Здесь и далее в подобных ссылках двоеточие отделяет номер текста от номера первого из цитируемых стиха.

2 Предыдущей экспедицией МГУ (1978 г.) былины в Среднем Бугаево были записаны от Натальи Тимофеевны Семеновой (ок. 1901 г.р.), уроженки пижемского села Замежая (см.: [2, № 39, Приложение I, № 4, 16]); краткий пере сказ-упоминание одного сюжета — от Елифера (в записи собирателя: Елипидиафера) Афанасьевича Дуркина (ок. 1912 г.р.) (см.: [2, Приложение I № 2]). Автор публикации выражает свою благодарность заведующему Сельским домом культуры с. Среднее Бугаево Лидии Петровне Вокуевой за помощь в уточнении данных об исполнителях.

3 Запись былины «Лука, змея и Настасья» от М. К. Шишеловой 63 л., с. Ср. Бугаево, см.: [5, № 71]. То же см.: [2, № 279].

ге и стиле являют пример «обиходного» (если можно так выразиться) эпического знания, характерного, наверное, для очень и очень многих представителей местной среды, многократно слышавших былины (часто — с детства или в только в детстве и юности), но практически не имевших опыта самостоятельного публичного сказывания старин или решавшихся на таковое только в узком семейном кругу.

Кроме былин А. А. Иванова общалась с С. А. Носовым и на другие темы. Ею были записаны сообщения о календарных обычаях и магических практиках (в т. ч. приговор от ос), приметы, загадки, пересказ протяжной песни балладного семейно-бытового сюжета, топонимические рассказы, анекдоты о пошехонцах (почти все эти тексты представлены в настоящей публикации). Вместе с записями, сделанными Н. И. Савушкиной, они составляют интересный корпус материалов, позволяющих оценить разнообразие познаний известного книжника в части устной народной культуры.

После былин (как наиболее объемной и значимой группы записей) в фольклорном репертуаре С. А. Носова выделяются историко-легендарные предания и мифологические рассказы и поверья на разные темы. Некоторые из них он слышал от своих старших родственников («В долгие зимние ночи много рассказывал дед, всякие бывальщины, я некоторые запомнил»1). Историко-легендарные сюжеты, записанные от Степана Анфиногеновича, в основном связаны с событиями и героями местной старообрядческой истории (легендарные предания о самосожжении на Великих Пожнях и сакрализации этого места, о последнем скитнике из Тобышского скита; в одном из рассказов о прошлом есть упоминание о протопопе Аввакуме). Повествования С. А. Носова фольклорно-мифологического содержания, также на известные данной традиции темы — о колдовстве, нечистой силе в лесу, дополняют усть-цилемские записи отдельными редкими для них мотивами: «собственность колдуна нельзя украсть: вор не может уйти с места кражи, пока хозяин не отпустит» (в настоящей публикации — текст № 8), «продажа следов зверя охотникам» (№ 9), «мифическая сила в лесу хохотом пугает, прогоняет охотников» (№ 13, 14, 16). Интересно своей символикой и воспоминание о гадании матери рассказчика, при котором увиденные в зеркале три небесных светила — месяцы — получили толкование как предсказание рождения у гадающей трех сыновей (№ 23).

Эти и другие уже названные фольклорные записи, а также не менее интересные бытовые рассказы, записанные от С. А. Носова, выдают в нем вполне типичного представителя местной традиции. В 10-летнем возрасте оставшись без отца, Степан в работе и на досуге проводил много времени

1 АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 139, с. 0327 № 1. Зап. Н. И. Савушкиной в 1978 г.

94

с дядей и дедушкой, что сказалось и на его хозяйственных и житейских познаниях, и — в известной мере — на его «фольклорном багаже». С. А. Носов рано женился, был отцом большой семьи и всю жизнь много трудился. Он был знаком с основными видами занятий севернорусского крестьянина: охотой, рыболовством, животноводством, строительством дома и нежилых построек; вынужденный переезжать, приобрел опыт обоснования на новых местах, по воспоминаниям его дочери, был неплохим столяром и печником1. С другой стороны, еще подростком мать Степана обучила его чтению старинных книг и переписыванию религиозной литературы. После резких душевных изменений, произошедших с ним вследствие тяжелой болезни, книжное знание как инструмент познания истины и самосовершенствования, составление рукописных сборников, обсуждение в переписке с единоверцами тонкостей старообрядческой веры стали главным делом последних десятилетий жизни Степана Анфиногеновича. Однако память его и тогда хранила немало сюжетов и образов устного народного знания, чему свидетельством являются фольклорные материалы экспедиций МГУ (последние из них были собраны летом 1980 г. — за год с небольшим до ухода С. А. Носова: он скончался 14 сентября 1981 г.)2.

Таким образом, записи фольклорных сюжетов и бытовых историй, выполненные учеными Московского университета, позволяют составить более полное представление о неординарном жителе Печорского края Степане Анфиногеновиче Носове, его внутреннем мире, личных переживаниях и глубине фольклорной памяти.

1 Биография С. А. Носова, написанная У. С. Хозяиновой [1, с. 374-381].

2 Весьма любопытно, что фигура этого авторитетного грамотея сама едва ли не стала объектом фольклоризации: в 2003 г. в Среднем Бугаево от соседки С. А. Носова был записан рассказ о чудесном сне, изменившем его жизнь. Приведем его: «[Степан Анфиногенович Носов соседом у Вас был, дом-то рядышком стоит.] .И он рассказывал, шо мне, говорит, приснился сон, шо сам Господь пришел ко мне и говорит: "Иди вот за 20 километров с лишним сходи в лес, там, говорит, есть избушка, она, говорит, уже падат, там, говорит, есть образа — створы, и ты, говорит, их забери". И он, говорит, я сходил, за 25 километров и, действительно, эту избушку нашел и образа эти нашел, и принес. И с тех пор, он говорит, я не ве-селитьсе не стал, а стал, говорит, молитьсе. Молитьсе стал и на Божью руку пошел, всё тако у его пошло. [То есть изменился совсем?] Аха, изменилсе совсем, стал... Видишь, раз Господь к ему пришел, говорит, во сне, что сходить заставил за образами, дак вот он и жизнь свою сменил. Образа принес. <.> Ну, и стал пани-фиды собирать, у его собирались. <.> Под Паску Христову вот тут всю ночь молятся стоят у него да. Грамотный раз стал дак. <.> Бог ума дал, шо больше хватит, надо за тако взяться. За тако и взялся» (ФА СГУ, АФ 03132-25: Шушкова Александра Анхеновна 1931 г.р., с. Ср. Бугаево; зап. И. И. Чупровой в 2003 г. Расшифровка Т. С. Каневой).

Фольклорные тексты и устные рассказы публикуются по рукописным материалам архива кафедры фольклора МГУ В квадратные скобки помещены примечания и вопросы собирателей, в фигурные скобки — автора данной публикации, те же обозначения применены и в названиях текстов. В ломаные скобки заключены пропуски незначительных фрагментов и неразборчивые слова.

В Приложении к данной публикации помещена записка собирателя Анны Александровны Ивановой о С. А. Носове.

Компьютерный набор текстов осуществлен при участии Р. Е. Тубыле-вич.

***

1. Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов: видения, письма, записки / подгот. текста, вступ. ст. и примеч. М. В. Мелихова. М.: Памятники исторической мысли, 2005.

2. Былины Печоры / изд. подгот. В. И. Еремина, В. И. Жекулина, В. В. Кор-гузалов, А. Ф. Некрылова; отв. ред. А. А. Горелов. СПб.; М., 2001 (Свод русского фольклора. Былины : в 25 т. Т. 1-2).

3. Савушкина Н. И., Селиванов Ф. М. Коротко об экспедициях // Советская этнография. 1980. № 2. С. 157.

4. Харитонова В. И., Иванова А. А. Коротко об экспедициях // Советская этнография. 1981. № 5. С. 178.

5. Ончуков Н. Е. Печорские былины. СПб., 1904.

Сокращения

АКФ МГУ — Архив кафедры фольклора Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, г. Москва.

Зиновьев — Зиновьев В. П. Указатель сюжетов-мотивов быличек и бы-вальщин // Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири / сост. В. П. Зиновьев. Новосибирск, 1987. С. 305-321.

Канева — Усть-цилемские историко-легендарные нарративы, относящиеся к одной местности: указатель основных тем и мотивов / сост. Т. С. Канева // Усть-цилемская фольклорная традиция. Справочно-библиографическое мультимедийное издание / авт.-сост. Т. С. Канева. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2013.

Канева и др. — Канева Т. С., Сомсиков Р. А., Шомысов Д. И. Усть-цилемские «лесные» рассказы (по материалам Фольклорного архива Сыктывкарского университета) // Palaeoslavica: Международный журнал по исследованиям славянской средневековой литературы, истории, языку и этнологии. Vol. XXIV (2016). № 1. С. 190-231.

РЗЗ — Русские заговоры и заклинания : материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. / под ред. В. П. Аникина. М.: Изд-во МГУ, 1998.

СРГНП — Словарь русских говоров низовой Печоры : в 2 т. / под ред. Л. А. Ивашко. СПб., 2003. Т. 1; СПб., 2005. Т. 2.

СУС — Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка / сост.: Л. Г. Бараг, И. П. Березовский, К. П. Кабашников, Н. В. Новиков. Л., 1979.

ФА СГУ — Фольклорный архив Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина, г. Сыктывкар

1. Стих о заонежских девицах

Днесь Лекса преславна, Славится издавна, Не крутистых вод струями, Слухом все изрядным.* 5 Россия все слухом, Веселится духом, Украшены соборы, Дороги в них притворы.* Дев прекрасны лики, 10И пение, и клики. Всех не в мале привлекает, И дух тем оживляет.* В ней прекрасны домы, Здания, народы, 15Все желают, к ней притекают, И любовь велию являют.* Соборы зрят драгоценные. Устав древлеположенный, Очи зрящих возвеселяют 20Своим украшеньем.* И тут поют прекрасно, Чинно и согласно, Ако музы олимпийки, Всегда все ватийски.* 25Став на своем крыле, В положенном чине.

Все в ряски одеты, Фливером прикрыты,* Служат присно богу, 30Всяк день попремногу, Хотя млады, престарелы, Купно без измены.* В свободны их часы, Скинув черны рясы, 35Занимаются делами Во своих приделах.* Знатныя писицы, Всяк в своей светлицы Они перьями черкают, 40Книги составляют,* Всюду по России, За деньги сбывают Доходы составляют.* Ткут, плетут шелками, 45Ко крестам шнурками, Пояски также со златом, При уборе богатом.* Есть и такие девицы, Что и краской мастерицы, 50Маляруют листочки важно Очень прекрасно.* Всем гостям входящим Покупать хотящим Все охотно дают, 55За сребро продают.* Во всех приделах ткут, Про себя прядут Чистые салфетки И полотенца уборочны 60Для продажи сподручно.* Составлять не хоры, А всем разны приборы, Столовые харчи Где взять златы парчи.* 65Братство в скудости живет,

Откуда себе кто что наживет, И слава Богу завсегда поет.* Впромен по России За деньги большие 70Составляют их в расходы На малые годы.*

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 127, с. 0186-0189. Зап. Н. И. Савушки-ной в 1978 г.

Духовный стих. В 1955 г. В. И. Малышев опубликовал «Стих о заонеж-ских девицах» по рукописи середины XIX в., привезенной им и Ф. А. Ка-ликиным из Усть-Цилемского района, отметив: «стихотворение о заонеж-ских (лексинских) девицах, несмотря на несовершенство своей формы, интересно тем, что освещает бытовую сторону знаменитого в ХУШ-Х1Х веках в Карельском Поморье Выго-Лексинского женского общежительства» (Малышев В. И. Археографическая экспедиция в Усть-Цилемский район Коми АССР // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1955. Т. 11. С. 435. Стихотворение опубликовано на с. 436-437). Список этого стиха выявлен В. И. Малышевым также в составе небольшой рукописи последней четверти XIX в., в конце которой есть приписка, сделанная рукой С. А. Носова (Малышев В. И. Усть-цилемские рукописные сборники XVI-XX вв. Сыктывкар, 1960. С. 127), что указывает на его знакомство с рукописью и, вероятно, и с данным произведением. При этом обращает на себя внимание замечание самого С. А. Носова об устном источнике этого стиха, зафиксированное Н. И. Савушкиной: «Пела мать, была и книга, я-то списал, как мать пела. Стихи эти стали печатать в начале века, до 1914 года много книжек было "Стиховников", по ним и пели. А до этого пели старинные, так я их не знаю. Их никто не помнит, они не записаны были» (АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 127, с. 0189-0190). К сожалению, Нина Ивановна не отметила, как был исполнен стих — по памяти или по письменному тексту, и что значит «списал, как мать пела» (возможно, С. А. Носов заранее подготовился, как это делал при записи былин). Отсутствие специальной пометы в тетради опытного собирателя говорит, скорее всего, в пользу того, что исполнитель спел стих по памяти.

Примечания собирателя к тексту: к слову «Лекса» (в строке 1): «Название реки и <нрзб>»; к слову «ватийски» (в строке 24): «Витийски».

Строки, отмеченные звездочкой*, повторяются дважды (в тетради собирателя: «2 р.{раза}).

Публикуемый текст стиха, исполненного С. А. Носовым, в целом обнаруживает близкое сходство с рукописным вариантом, приведенным

B. И. Малышевым (Малышев В. И. Археографическая экспедиция.

C. 436-437). Отметим наиболее существенные отличия этого текста от публикуемой фольклорной записи:

- на месте строк 5-8: «Ро[с]сия вся слухом веселится. / Духом украшены соборы, / Други в них притворы»;

- строка 11: «Всех к евма привлекает»:

- на месте строк 13-16: «В ней прекрасны зданьем, / Нарот всим желаньем / Притещают и являют / Любовь превеликую»;

- строка 17: «Собор зрет безценный»;

- строка 18: «Устав положенный»;

- строка 24: «Весьма все витийки»;

- строка 27: «Черны ряскими одеты»;

- строка 28: «Флиором прикрыты»;

- строка 39: «Оце перьям черкают»;

- на месте строк 41-43: «В промен по Рос[с]ии, / За деньги большии, / Составляют их в расходы / Не малыя годы»;

- строка 47: «Приборы богатом»;

- строка 48: «А другия писицы»;

- строка 50: «Малеруют тож листовки»;

- строка 55: «За сребро и медны»; далее (после строки 55):

«Все при делах присно, Ткут холсты их чисто Про себя, на своей добытки. Виде в скуде братство Где же искать богатство? Кто чем может промышляет А все помаленьку. Слова два в конец1 Составить нехоры, Всем нодать приборы Столовыя, харчевыя, Что были изрядны. Сего стиха конец Получат златой венец. Кого прозову к рыданью, Токмо конец».

1 Эта строка в рукописи написана киноварью (прим. В. И. Малышева).

100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Историко-легендарные и топонимические предания

2. Легенда о самосожжении

В Великопоженском скиту 63 книги было у них служебных и по истории. Они как вероучители были. И им было известно [многое]. Старуха была в монастыре, пожарище когда было, и говорила так. Двухэтажная часовня была, и они закрылись наверху и подожгли. Сначала белые куропти1 вылетали из этого пожарища, а потом два старца стояли дотуда, как потолок не загорелся. И как потолок пал, старцы пали, и два лебедя вылетели. Старуха эта умерла в 1910 году. Знамение такое было, а что были за куропти, что за лебеди, не знаем.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 130, с. 0228-0229, № 6. Зап. Н. И. Савуш-киной в 1978 г.

Легендарное предание о самосожжении в Великопоженском монастыре — старообрядческом общежительстве на реке Пижме (приток Печоры), основанном в первой четверти XVIII в.; 7 декабря 1743 г. произошло самосожжение скитников, нашедшее отражение и в устной традиции (см.: Кане-ва Т. С., Матвеева Л. Е. Устные рассказы о Великопоженском ските в усть-цилемской фольклорной традиции // Старообрядчество: история, культура, современность : материалы VII Международной научной конференции. М., 2005. Т. 2. С. 234-240). Фольклорные мотивы превращения душ сгоревших в птиц, стойкого моления отдельных старцев во время пожара зафиксированы и в других усть-цилемских вариантах этого легендарного сюжета (см.: Канева. Великие Пожни: VI.! VI.2).

С. А. Носову была известна и повесть о самосожжении в Мезенском уезде («В Архангельской губернии, в Мезенском уезде, содеяся в нынешнем 7252 году», см.: Малышев В. И. Усть-цилемские рукописные сборники XVI-XX вв. Сыктывкар, 1960. С. 186-189), которую он воспроизвел в одном из своих рукописных сборников (см.: Прокуратова Е. В. Новые источники изучения рукописного наследия печорского книжника С. А. Носова (археографическая находка 2009 г.) // Вторые Мяндинские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции. Сыктывкар, 2011. Т. 1. С. 166-167). Ср. сообщения о количестве книг и о двух старцах в рассказе С. А. Носова с повестью: «А как горела храмина и уже стало опа-дывать, а оной старец все стоял, стоя молился богу, и поклонися, успе»; «Го-нители же множество живота взяша, <.> 63 книги и икон множество» (Малышев В. И. Указ. соч. С. 189. Подчеркнуто мной. — Т.К.).

См. № 3, 4.

1 Куропатки.

3. Легенда о святом месте {Наказание}

Рассказывают, что на том месте, где часовня стояла, после этого сделали часовню на погорелом месте. Часовня стояла несколько десятков лет. Тут после революции налог непосильный наложили, заставили платить большую сумму — тысячу рублей, они отказались, и сделали тут клуб. А потом рассказывают, что на том месте два дома поставили, и там жили жильцы. И вот которы дома поставили, одному нечаянная смерть получилась, а у другого двое {детей} глупы, как болваны. Стали этого места опасаться. Святое место, а стали грязь людску валить, вот так и вышло.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 130, с. 0229-0230, № 7. Зап. Н. И. Савуш-киной в 1978 г.

Вариант сюжета о наказании людей за непочитание святого места в д. Скитской на Пижме, где был старообрядческий монастырь (см., например: ФА СГУ, АФ 0322-76; 03416-58).

См. № 2, 4.

4. Легенда о святом месте {Видение}

Трудно об этом говорить, безбожие стало, видений <сейчас> нет. Был в Боровской один человек Тимофей Перфильев Чупров. Как-то он ехал с Верховья1 . Подъезжает к этому месту и вдруг видит — кресты стоят на этом месте. А подъехал — ничего не оказалось.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 130, с. 0230, № 8. Зап. Н. И. Савушки-ной в 1978 г.

Рассказ о видении в сакральном месте .

См. № 2, 3.

5. Легенда о святом Иване

За Трусовым2 повыше по Цильме был скит, девятнадцать или двадцать один человек там жили. Там ездят и сейчас обещаются3, там амбарец и службу служили. А рассказывают, там все старцы умерли, последний есть остался Иван. Он когда последнего похоронил, плот сделал и выплыл оттуда. Старые люди так говорили. Он умер, а потом, понимаешь, какое дело

1 Возможно: верховья (с верховья реки, от верхних деревень).

2 Село Трусово.

3 Обещаться — исполнять обет (овет).

— он оказался на кладбище. Этот плот и крест он себе сделал, оказался там против воды километра два-три, и там его похоронили. Наверное, плот каким-то образом там оказался. Обещаются Ивану и сейчас, ходят молятся. Помогало от болезней, многие обещания делали и на Цильме, и все правильно делается.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 130, с. 0230-0231, № 9. Зап. Н. И. Савуш-киной в 1978 г.

Вариант широко известного в усть-цилемской устной традиции легендарного предания об Иване, последнем скитнике из Тобышского скита, чудесным образом выплывшем к селу Усть-Цильма, по захоронению которого названо местное кладбище (Иваново). Рассказ С. А. Носова отличается оригинальной деталью — сообщением о том, что Иван сделал себе не только плот (в вариантах: лодку, гроб), но и крест. См.: Усть-цилемские предания об Иване / вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Т. С. Каневой // Русский фольклор : материалы и исследования. СПб., 1999. Т. 30. С. 423-430; Кане-ва. Тобышский скит: VI.

6. Объяснения названий сел и деревень

6.1. Село Среднее Бугаево. Оно раньше по-другому называлось. Кругом лесвяк, а в этом лесу водилось много филинов. Перед ненастьем так гу-гают, так оглушат. И филина здесь «бугой» зовут. Потому и Бугаево.

6.2. Деревня Загривочная. Эта деревня на мысе стоит. Он вышел, как загривок. Высокий как бы холм, как кониная грива.

6.3. Село Замежная. Кругом мег — река обходит носом. Бывало, запрёт льдинами и прет прямо.

6.4. Деревня Крестовка. За Печорой крест стоял, и ему жертвы приносили. Крест этот знаменитый, и стали так звать.

6.5. Деревня Медвежка. Старое названье — Медвежьё. Медведи на этот берег выходили.

6.6. Поселок Новый Бор. Наново поселились на Бор первожители.

6.1. АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1980, т. 1, с. 4290, № 323. Зап. А. А. Ивановой в 1980 г. — 6.2. Там же. С. 4294, № 341. — 6.3. Там же. С. 4294, № 342.

— 6.4. Там же. С. 4295, № 347. — 6.5. Там же. С. 4295, № 348. — 6.6. Там же. С. 4295, № 349.

Топонимические рассказы о происхождении названий местных населенных пунктов (д. Загривочная, с. Замежная — на реке Пижме, остальные — на реке Печоре).

Мифологические рассказы

7. Легенда о провале

В Усть-Цильме говорят, что лужа есть, а это болотина. Стращали малых. А там, рассказывали, провалились. Но в Усть-Цильме таких действий не было, чтоб богу противно. У меня дед жил сто лет, не знаю, стары чего-то говорили, не знаю, был ли дом или нет.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 130, с. 0231, № 10. Зап. Н. И. Савушки-ной в 1978 г.

Упоминание о провалившемся доме, ставшем лужей, болотиной — «страшным местом» в Усть-Цильме. В начале этой же тетради Н. И. Савуш-киной приведен рассказ о провале в Усть-Цильме от Ульяны Дмитриевны Поташовой 79 лет из д. Загривочной (родины С. А. Носова), содержащий объяснение появления «лужи» — как кары за беззаконие: «На веках в Усть-Цильме, говорят, дом просел. Гулянка была, да все и просели. И земля закрылась, и на том месте была долго озерина, ляга, ляговина1. И стояла долго, вода заплеснела. Говорят, пуще на то бают, что беззаконно живут, в пост гулянку собрали» (с. 0226, № 1). Очевидно, С. А. Носов знал эту историю и высказал сомнение в ней, будучи уверенным в праведности своих земляков-единоверцев («таких действий не было, чтоб богу противно»).

8. Быличка о колдуне {Колдун и вор}

Был один старичок повыше Нарьян-Мара. Рассказывали о нем, он сам-то не ворожил, а другой приехал. Рыбу они ловили в избе. Приехал, и лошадь куда-то запустил. А в санях было продуктов наложено всего. Старичок ему и говорит:

На поветь бы надо загнать.

- Да никто не тронет, не заденет. А заденет, так никуда не уйдет.

А вор польстился. Взял, а уйти не может. Замерз. Старик и будит другого-то:

- Давай, вставай, у тебя замерзнет воришко-то!

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 141, с. 0359-0360, № 36. Зап. Н. И. Са-вушкиной в 1978 г.

Мифологический рассказ, построенный на мотиве «собственность колдуна нельзя украсть: вор не может уйти с места кражи, пока хозяин не от-

1 Ляга, ляговина — яма со стоячей водой (СРГНП. Т. 1. С. 400).

104

пустит» (см.: Зиновьев ГП 10а), с упоминанием о способности колдунов морочить людей, заставляя увидеть то, чего нет в действительности: «ловили рыбу в избе» (ср.: Зиновьев ГП 10б).

9. Быличка о колдунах {Колдун и охотники}

Раньше придет охотник — не спрашивается ловить зверей, все заготовит, поставит капканы. А главного не спросил — и никак, никак. Уже заметна лисица, и никак не поймать, никого и не добыл. Так и уехал охотник. Эти главные и следы продавали. Им говорят:

- Дайте следы!

Следы по 3 рубля продавали, и, действительно, действовали. Сейчас это называется магия, а тогда было чародейство.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 141, с. 0360-0361, № 38. Зап. Н. И. Са-вушкиной в 1978 г.

Мифологический рассказ, основанный на редком для усть-цилемской традиции поверье о продаже / покупке у колдуна следов зверя для удачи в охоте.

10. Поверье о колдунах {Колдуны и свадьба}

Свадьбу делают, так они обязательно напроказят, насмешку сделают. Но их ловили, ненавидили. На добро-то не делали, все зло было. Зла много делали.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 141, с. 0361, № 39. Зап. Н. И. Савушки-ной в 1978 г.

Традиционное поверье о вредительстве колдунов на свадьбе (см., например: Зиновьев ГП 6а).

11. Быличка о колдуне {Как колдун помог жениться}

У меня братан был, родителей почетных, а сам невзрачный, насмеху держали. Жениться не мог: худу не хочет, а хороша не идет. Вот один ему и говорит:

- Вот что, Ваня, если хочешь жениться, сходи в баню. И возьмешь девку, каку хочешь.

Пришли в баню, в сени:

- Снимай крест да пояс.

Посадил на лавку (он сам потом рассказывал) и что-то шепчет. Потом, говорит, вышла собака черная из-под полка и блевнула к его ногам.

- Слижи!

[Тот слизал]. И такую дал силу, как облако сверкнет. Девку взял красавицу, почетну, и детей трое было. Он сперва-то все делал, потом людей-то много стало страдать, стали его бить. А говорят, если женщина через мужчину перешагнет, то не станет сила действовать. Замучали его, дня 3 храпел, замучали его.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 141, с. 0361-0362, № 40. Зап. Н. И. Са-вушкиной в 1978 г.

Мифологический рассказ с традиционными мотивами получения колдовской силы в бане, где появляется черная собака, (см., например: Мифологические рассказы и легенды Русского Севера / сост. и автор коммент. О. А. Черепанова. СПб., 1996. № 343) и трудной смерти колдуна (см., например: Зиновьев ГП 17). Кроме прочего рассказ С. А. Носова интересен поверьем о воздействии женщины на колдовскую силу.

12. Быличка о колдуне {Тарас-коновал}

Коновал был Верховской1. Приходили тогда и с Мезени, с Пинеги. Денежное дело было. Он их не допускал делать. Старичок уже был. У дяди, помню, коня ложил, и стал его ложить — мы все смотрели: вяжет, а не по-настоящему. Значит, стали выпивать [и спрашивают]:

- Как ты, Тарас Семенович?

А он говорит хозяину-то:

- Мы и сами не знаем, слова какие-то скажешь, они и действуют.

Он добро делал, назло никому не делал. А сын его тазло стал делать.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 141, с. 0362, № 42. Зап. Н. И. Савушки-ной в 1978 г.

Мифологический рассказ о способности колдуна «легчить» коней. Один из вариантов, записанных на Пижме быличек о колдуне Тарасе из Верховской (см., например: ФА СГУ, АФ 03159-31, 03167-4, 03189-28 и др.).

13. Быличка о лешем {Мифическая сила пугает охотников}

Степановская и Чуркинская деревни2 — были засельщики из скита. Может быть, они работниками там были. И вот случай, как пугало. У меня дядя

1 Деревня на реке Пижме.

2 Деревни на реке Пижме.

Перфилий, дедушкин брат, они на ярмарку груз всегда перевозили. Кругом сорок километров, а прямо три километра. И там избушка стояла. Мартын не любил в этом домике ночевать, а тут пришлось. Уложились честь-почести, а только стали засыпать — вдруг ставень вылетел и в другую стену. А на бору так и хохочет, заливается.

- Нечистая сила!

Улеглись, благословясь. Нет все равно толку. Так же хохочет. Ну и ушли. А это делано было ненцем, который их не любил, чтобы выжить с угодья.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 141, с. 0363, № 43. Зап. Н. И. Савушки-ной в 1978 г.

Мифологический рассказ о проделках нечистой силы, отождествляемых рассказчиком с ненцем (колдуном?). Интересен редким для усть-цилемских сюжетов мотивом «мифическая сила в лесу хохотом пугает, прогоняет охотников». Ср. с другими усть-цилемскими рассказами о случаях в охотничьих избушках: Канева и др. № 40-61. См. № 14.

14. Быличка о лешем {«Чудится» в лесу}

А другой раз выскочили мужики с топорами, а лошади связаны хвостами вместях. А там опять на бору хохочет. А был случай — вытолкнет ставень, а кони хорошо стоят. А что-то почудилось — колья почудились, и спо-рубили их.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 141, с. 0363, № 44. Зап. Н. И. Савушки-ной в 1978 г.

Лаконичные воспоминания о разных случаях проявления мифической силы в лесу. См. № 13.

15. Быличка о лешем {Мифическая сила поет в лесу}

Весной, под весну комары летают. Высоко это сопка, черный лес, елки повалило, оприжарило1. [Шел мужик].

- Ну, наверно, нечистая сила там живет, — подумал, и опять подумал:

- Подруга у меня где-то там живет.

А она там песню и запела, какую всегда пела. Он пошел проверять, обошел, окружил весь лес. Пришел на стан и давай рассказывать эти дела.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 141, с. 0364, № 45. Зап. Н. И. Савушки-ной в 1978 г.

1 Прижарить — сильно пригреть солнцем (СРГНП. Т. 2. С. 147).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

107

Мифологический рассказ об опасной провокации: человек вспоминает подругу и слышит ее пение (мифическая сила чудит в лесу; ср.: Зиновьев А! 6 «Леший пугает людей в лесу свистом (пением.)»).

16. Быличка о нечистой силе {Мифическая сила «пужает» в лесу}

Дядя Игнашка рассказал. Яма была глубока, а лес густой, непроходимый. И все там кого ле пужало. Рыбу удили, глядят — три девки бежат и хохочут, в белых лустьях1 все. И мы, говорит, думаем, кто ето может быть? Приходят домой — все, ничего нет. Дьявола тоже.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 141, с. 0364, № 46. Зап. Н. И. Савушки-ной в 1978 г.

Мифологический рассказ о явлении мифической силы в лесу в облике хохочущих девок в белом (ср.: Мифологические рассказы русских крестьян XIX-XX вв. / сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. М. Н. Власовой. СПб., 2013. С. 66-67, № 7).

17. Быличка о нечистой силе {Мифическая сила «пужает» в лесной избушке}

В самом деле пужало. Один вышел [из избушки] оправиться. Лампочка худяща горела. Стал заходить и вздумал:

- Кабы женка2 была.

Вошел — она там и сидит! Надо бы взад идти, не видно стало. И, говорит, в одних чулочках побежал оттуда. А утром пришли — еще лампочка показалась.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 141, с. 0364-0365, № 47. Зап. Н. И. Са-вушкиной в 1978 г.

Мифологический рассказ о случае в охотничьей избушке, включающий мотивы опасного (провокационного) ожидания и явления к охотнику нечистой силы в облике жены. Ср. с другими подобными усть-цилемскими рассказами: Канева и др. № 40-49.

1 Возможно: шелуха, ср.: «Лустка — шелуха» (Словарь русских народных говоров / гл. ред. Ф. П. Филин. М., 1981. Т. 17. С. 205).

2 Жёнка — здесь: жена.

18. Быличка о порче

Здесь бабушка Марья была толкова, дед Лука и взял ее замуж. И восемь ребят у них стало. И был работник, с Мезени охотник. Он сделал ей, она сделалась глупой. «Очаровал» её бесовщиной, нечистым духом.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 141, с. 0365, № 48. Зап. Н. И. Савушки-ной в 1978 г.

Мифологический рассказ о наведении порчи пришлым человеком на женщину.

Рассказы о магических практиках

Рассказы о магических практиках 19. Заговор от ос

От ос заговаривались много. Однажды мы косили. Всех осы кусают, а одну тетку нет. Я к ней:

- А что они тебя не кусают?

- Слова знаю.

- Ты скажи, тетка, меня научи.

Ну и она сказала:

«Осы вы осы,

Калены стрелы,

Не жгите меня,

А жгите своих деточек».

(Заговор нужно произнести 3 р{аза}).

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-10-1980, т. 1, с. 4290-4291, № 324. Зап. А. А. Ивановой в 1980 г.

Заговорный текст от ос. Другие варианты этого текста в усть-цилемских записях, выполненных собирателями МГУ, см.: РЗЗ № 1974, 1976, 1978. Вариант, переданный С. А. Носовым, отличается от них образным сравнением ос с калеными стрелами (в других усть-цилемских записях — «жгучие / железные носы») и пожеланием-повелением жечь «своих деточек» (в других вариантах — просьбы не вредить самому адресанту: «не кусайте / не троньте / не клюйте»).

20. {Как направить ружье}

Вот если ружье хорошо стреляло, и вдруг, что подумаешь, и ничего не добудешь. Нужно громо{во}е дерево найти, что грозой разбито, собрать щепки и обкурить1 ружьё.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-10-1980, т. 1, с. 4291, № 325. Зап. А. А. Ивановой в 1980 г.

Рассказ о приемах охотничьей магии. Ср. с другой усть-цилемской записью из архива МГУ о магических приемах применительно к охотничьему ружью: РЗЗ № 1359. Об окуривании ружья при неудаче на охоте см.: Знатки, ведуны и чернокнижники: колдовство и бытовая магия на Русском Севере / под общ. ред. А. Б. Мороза. М., 2013. № 476.

21. {Знающая старуха}

Одна была старуха. Она вдова была. Она лошадь никогда не пасла. Найдет траву, обойдет с ней лошадь, и лошадь никуда не уйдет, она это словами действовала.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-10-1980, т. 1, с. 4291, № 326. Зап. А. А. Ивановой в 1980 г.

Рассказ о знающей, обладавшей приемами скотоводческой (пастушеской) магии.

22. Крещение {Топтание шуликунов}

Их топчут, как начинает светать. Это не наш обычай. Это был принят от других вер. Наш закон старообрядческий ни во что не ставил.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-10-1980, т. 1, с. 4291, № 327. Зап. А. А. Ивановой в 1980 г.

Рассказ-упоминание о топтании шуликунов (святочных духов) в день Крещения (Богоявления) — 19 января (по н.ст.). Воспоминания об этом обычае широко представлены в усть-цилемских материалах АКФ МГУ и ФА СГУ (публикацию одного из подобных рассказов см.: Афанасьев А. В., Канева Т. С. Голоса над Печорой: иллюстрированная антология усть-цилемского фольклора. М.; Сыктывкар, 2020. С. 227).

1 Обдать дымом.

К сожалению, название демонов непосредственно от самого рассказчика не было зафиксировано — текст записан как ответ на расспросы собирателя («Расспрашиваю об обряде топтания шуликунов»). Текст интересен отношением рассказчика-старообрядца к данному местному обычаю как к чужому.

23. Гадание {Высматривание в зеркале}

Нужно сесть на пороге, смотреть в зеркало и ждать, что покажется. Только у меня мати сказывала, что в прежние времена пытались смотреть в зеркало. Хомут на себя наденут и в зеркало смотрят. Села она под матицу в избе, и стали появляться месяцы: один, два, потом третий. Она и отвернулась. По её приметам будут сыновья. Потом у нее и родилось 3 сына.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-10-1980, т. 1, с. 4292, № 328. Зап. А. А. Ивановой в 1980 г.

Рассказ о визуальном гадании — высматривании в зеркале, интересен сообщением о видении в зеркале месяцев, предсказывающем гадающей пол (на основе традиционной метафоры «месяц — мужчина») и количество детей. Содержит подробности правил гадания («сесть на пороге» или «под матицу», надеть хомут). Близких по символике вариантов этому гаданию в усть-цилемских записях не выявлено (ср.: Канева Т. С., БогдановаЕ. Д. Репертуар усть-цилемских святочных гаданий (на материалах АКФ МГУ и ФА СыктГУ) : таблица-указатель // Покровские Дни : труды конференции (Н. Новгород, 10-11 октября 2009 г.). Н. Новгород, 2010. Вып. 1. С. 34-61).

24. Приметы

24.1. Митрий на коне (8 ноября лед замерзал), Егорий на лодке (71 мая — половодье).

24.2. Если весной у чирка2 олень3 белый — лето будет ветреное, сухое, если пестрый или кровяной — вперемешку с дождливыми днями.

24.3. Если листья упадут с березы и осины чисто — год будет урожайным.

24.4. Если осенью листопад пройдет скоро, зима будет крутой.

1 Очевидная ошибка: Егорий (Егорьев день, день Георгия Победоносца) — 6 мая по современному стилю.

2 Чирок — водоплавающая птица (прим. собирателя).

3 Олень — гребень (прим. собирателя). Грудная кость птицы, чаще утки, по которой в зависимости от количества светлых и темных пятен узнают погоду (СРНГП. Т. 1. СПб., 2003. С. 520).

24.5. Дым к земле — к снегу.

24.6. Если весна затяжная — мало будет зверя осенью и летом.

24.1. АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-10-1980, т. 1, с. 4293, № 335. Зап. А. А. Ивановой в 1980 г. — 24.2. Там же. С. 4293, № 336. — 24.3. Там же. С. 4293, № 337. — 34.4. Там же. С. 4294, № 338. -24.5. Там же. С. 4294, № 339. — 24.6. Там же. С. 4294, № 340.

Приметы метеорологические и промысловые. Прим. собирателя: «У С. А. собрана целая тетрадь с приметами: то, что он слышал, переписал из журналов и газет» (Там же. С. 4294).

25. {Старая арифметическая задача}

Летел однажды гусь, а ему навстречу летят гуси. Он им говорит: «Здравствуйте, друзья сто гусей». А они отвечают: «Нет, нас не сто гусей, а ещё столько да полстолько, и четверть столько, да ты, гусь, с нами, тогда было бы сто гусей». Сколько же летело гусей? (36)

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-10-1980, т. 1, с. 4313, № 363. Зап. А. А. Ивановой в 1980 г.

Прим. собирателя: «С. А. назвал ее арифметической старой задачей».

Вариант известной задачи, см.: Загадки русского народа : сборник загадок, притч и задач / сост. Д. Садовников. М., 1995. № 2383.

От С. А. Носова А. А. Ивановой записаны также традиционные загадки — о корове, балалайке, венике и столе. Их загадывание он предварил замечанием: «Бывало, соберемся малыши и начнем отгадывать» (Там же. С. 4292, № 330).

Анекдоты 26. {Хитрый работник}

Один работник пришел к хозяину, просит работу, хотя бы на месяц, причем работать станет по дешевке: первый день за полкопейки, второй день — за копейку, третий день — за две копейки, четвертый день — за четыре копейки, и так каждый день будет прибавлять за каждый день вдвое. И нанял работника дешево на месяц, да только у него именья не хватило с работником рассчитаться (за последние дни до миллиона дошло).

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-10-1980, т. 1, с. 4314, № 364. Зап. А. А. Ивановой в 1980 г.

Рассказ, очевидно, книжного происхождения, из области занимательных задач по геометрической прогрессии.

27. {Пошехонцы и медведь}

Однажды пошехонцы ходили за медведем охотиться и вернулись домой все с помятыми боками, а у Фомы совсем нет головы. Стали спрашивать тут бабушку Филатьевну, была ли у Фомы голова, а она поясняет: «Не знаю, была нет голова, а борода-то тряслась».

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-10-1980, т. 1, с. 4315, № 365. Зап. А. А. Ивановой в 1980 г.

Тексты № 27-29 обозначены в тетради собирателя как «анекдоты о пошехонцах» и предваряются примечанием собирателя: «С. А. рассказал, что в старину конфеты заворачивали в бумажки с изображением пошехонцев и текстом, рассказывающем об их приключениях».

Ср.: СУС 1225 «Глупец (поп) без головы (откусил медведь, оторвало мельницей)» (Глупец (поп) без головы (откусил медведь, оторвало мельницей): другие (жена) помнят, что борода у него была, а была ли голова, не знают).

28. {Пошехонцы и ружье}

Да было тоже: пошехонцы купили ружье, а зарядить толку не знали, и насыпали в ствол полно пороху, и все ухватились за ствол руками, а одному места не осталось ухватиться; он просит хотя бы в устье ружья поглядеть — «ведь моя-то копейка не щербата же была» — и взвели курок ружья, дернули за крючок, ружье бахнуло, разлетелись пошехонцы в разны стороны, кто с раной, кто совсем убит.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-10-1980, т. 1, с. 4315, № 366. Зап. А. А. Ивановой в 1980 г.

Ср.: СУС 1228 «Глупцы стреляют из ружья» (Глупцы стреляют из ружья: один заглядывает в отверстие ствола). См. прим. к № 27.

29. {Пошехонец-постовой}

Одного пошехонца поставили на пост стоять, а на стены висели большие часы. Увидел их он, давай посылать: «Поди вон, а то стрелять буду». А у часов не останавливается, стукает, а он одно знает: «Поди вон» да и только. Наконец, не вытерпел, в циферблат выстрелил, часы остановились. Приходит разводчик. Увидав часы с дырой, спрашивает часового пошехонца,

113

что с часами сделал, зачем стрелял, а он отвечает: «Мне сказано, кто остановиться не хочет, то стреляй по нем. Я по правилу так и сделал».

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-10-1980, т. 1, с. 4315, № 367. Зап. А. А. Ивановой в 1980 г.

См. прим. к № 27.

30. {Курьезный случай}

Первые пароходы начали ходить, и был случай в Усть-Цильме. Первый пароход шел, несут покойника. Тут надо смотреть. Все побежали, а покойника оставили на дороге. А коровы ходили, тощи были. Покойника повалили, листья-то, всю зелень1 повыели. Слегка поглазели, приходят — а покойника и нет [в гробу].

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 139, с. 0330-0331, № 7. Зап. Н. И. Савуш-киной в 1978 г.

Рассказ о курьезном случае. В тетради собирателя обозначен как «Бывальщина». Этот рассказ см. также в рукописном рассказе С. А. Носова: Воспоминания о деде, Луке Васильевиче Носове // Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов: видения, письма, записки / подгот. текста, вступ. ст. и примеч. М. В. Мелихова. М., 2005. С. 122.

Рассказы об охотниках 31. {Сноровистый охотник}

Двое охотников пошли из Новожиловской2. Они дружно жили, а потом рассорились. И один другому говорит:

- Огнива не дам!

- Без тебя проживу!

Тот огнивку взял, зажег, трут и кремень. А он ему не дал.

А тот тоже сделал дело. Всюду положил тощее дерево, гнилое <нрзб>, и там огонек. Она стала шаять3. Шает и шает. Шесть недель проходил. Сам добыл огонь, не подчинился. Бедовый был старик.

1 Листья березового веника, которыми устилали гроб.

2 Деревня на реке Пижме.

3 Тлеть.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 139, с. 0329-0330, № 5. Зап. Н. И. Савуш-киной в 1978 г.

Бытовой рассказ об охотниках. В полевой тетради тексты № 31 и 32 записаны как «Бывальщины».

32. {Смелый охотник}

Был год — белка не родилась, пшеница не родилась, грибы, ягоды. Ходили-ходили охотники, нашли всего двух белок. Тощие были зверьки.

Один старик был в Лёвкинской1, удалой такой. Взял медведя, убил без ружья. Ветня2 была такая, вроде копья, и наконечником регулировали, острием и так медведей били. [А у этого и ветни не было]. Взял посох — оглоблю:

- Пусть только нападет!

Пошел в лес, а медведь близко спит. Он медведя этой оглоблей убил, шкуру содрал и пришел в деревню:

- Нате, боитесь, так берите!

Вот каки были смелы и удалы старики!

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 139, с. 0330, № 6. Зап. Н. И. Савушки-ной в 1978 г.

Бытовой рассказ об охотнике, см. № 31. Этот рассказ см. также в рукописном рассказе С. А. Носова: Воспоминания о деде, Луке Васильевиче Носове // Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов: видения, письма, записки / подгот. текста, вступ. ст. и примеч. М. В. Мелихова. М., 2005. С. 124.

Рассказы о прошлом 33. О прошлом с. Бугаева

Я родом из Загривочной, живу здесь с 1924 года. Здесь, в Бугаеве, поскотина удобна, угодья и сенокосы. Кругом луга заливные, озера были, каждый год ловили, и на Печору не ходили. А сейчас рыбы не стало. С краю была деревня сначала, с пристани, низко место. На Печору-то мало выезжа-

1 Деревня на реке Пижме.

2 Так в тетради собирателя. В рассказе о своем деде, где С. А. Носов также приводит этот случай — «витня»; там же дано объяснение: «витня — копье на древке, в середине — шарик на веревке» (см.: Воспоминания о деде, Луке Васильевиче Носове // Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов: видения, письма, записки / подгот. текста, вступ. ст. и примеч. М. В. Мелихова. М., 2005. С. 124).

115

ли, скотоводством занимались. Хлеб начинали сеять, но мало. Печора крив-ляла и на узко место поворот, закроет все, лед <торо.тя1>, север дует — холодное время.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 147, с. 0480, № 12. Зап. Н. И. Савушки-ной в 1978 г.

Тексты № 33-37 помещены собирателем в тетрадь «Рассказы о прошлом».

34. О прошлом Пустозерска

Пустозерск выше Нарьян-Мара километров тридцать. Там еще недавно был памятник Аввакуму. Теперь он ликвидирован. Там виска была, пролив, и он обмелел, зарос. И доступ стал плохой. Километров около десяти ниже живут еще. Неможно стало на лодках ездить, песку тоже от ветру наносило. Мы охотничали с соседом, ездили там, в километре примерно, весной. Там озеро, рыба была, еще жила одна старушка, Аполлинария Ивановна При-сухина. Так все те столбы, на которых были виселицы, при ней еще стояли.

Про Аввакума рассказывали по тайности, друг по другу, по веры, знали много о нем.

Я в Пижме жил, мне родитель вечером говорит, рассказывает: «В Пу-стозерске был такой-то Аввакум», — а мне не пришлось расспросить про него.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 147, с. 0480-0481, № 13. Зап. Н. И. Са-вушкиной в 1978 г.

Аввакум, Аввакум Петров (1620-1682) — идеолог, духовный лидер и наиболее видный деятель старообрядчества в период его возникновения. 14 последних лет своей жизни провел в земляной тюрьме в Пустозерске, где был казнен (сожжен в срубе). Почитается старообрядцами как священному-ченик и исповедник.

35. О прошлом деревень по реке Пижме

По Пижме большинство деревень было охотничьими, а потом обстроились, постоянно жить стали. Из Усть-Цильмы заселялись.

Боровская — на бору, там немного было жителей, а теперь из Абра-мовской переехали. А в Абрамовской Абрам был первый житель. В Боровской мало было жителей, мало распложались. А в Абрамовской много ста-

1 Возможно: «торосится» (от «торос») или неверно записанное «трощится» / «то-рощится».

ло. Жен из других деревень брали, из Усть-Цильмы. В 1924 г. в Загривочной было сорок хозяйств.

Деды раньше жили по девяносто, сто лет. Охотничали с осени до весны. А летом пахали и сенокосили. Дед мой Лука в начале жизни даже оленей имел, немного, четыре-пять для езды и охоты. Ездили по Тобышу, по Выми на санках по пять-шесть недель.

Были избушки сделаны. Четыре охотника сговорятся и санки делали долги, долги, по семь пудов тянули. За сезон забивали по пятьсот белок. А под весну истощали, пустовар1 варили и квас. Постились еще. Туда-то идут, сколько груза тащат, а обратно идет впереди — бросит рукавицу, тяжело, так что грузу убавилось.

А рябчиков по четыреста штук убивали, ружья были кременные. А птицы, ой, сколько было!

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 147, с. 0481-0482, № 14. Зап. Н. И. Са-вушкиной в 1978 г.

36. О прошлом {О прежних домах и семьях}

Раньше строили дома без трубы. Была построена избушка на четыре угла и дыра в потолке, были курные избы. А тёсу не было. И пил не было, кололи и тесали топорами плахи. Ездили два года. Два-три мужика лиственницы валили, лиственницы долги, дорого стоили. Пилы и ружья патронные при дедушке появились.

Стекла тоже не было. Брюшина была коровья. Ее выскоблят и в рамы вставляли. Небольшие оконца были, а свет и летом, как стекла закуржат2 от мороза зимой.

Ну, однакие были тогда семьи крупные. По восемнадцать человек выйдут на кошенину3 из одной семьи. Тут семь лет недокорм был, хлеб не родил, многие поехали в Сибирь. Но однако некоторые вернулись. А некоторые вернулись через несколько лет.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 147, с. 0483, № 15. Зап. Н. И. Савушки-ной в 1978 г.

1 Пустовара — похлебка, жидкая каша из муки на воде без жира (СРГНП, т. 2, с. 189).

2 Закуржать — покрыться изморозью, обындеветь (СРГНП, т. 1, с. 243).

3 Кошенина — работа по сушке и уборке скошенной травы (СРГНП, т. 1, с. 345).

37. О прошлом (об охоте)

Другой дед рассказывал, который в Усть-Цильме, сто лет жил. Охотник был. Пойдет охотиться, а тетёр кругом налетит! Три тысячи куроптей1 за зиму стрелил.

Озеро было Жигун, там избушку построил. Никогда угару не было, один раз немного голова поболела. Иногда ночевать там не оставался, тридцать километров пробежит, а дома не обедали еще.

Птицы столько было — один раз два гуся и лебедя одним зарядом убил.

Силком ловили до трехсот глухарей, шестьсот-пятьсот забивал в год.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 147, с. 0484, № 16. Зап. Н. И. Савушки-ной в 1978 г.

1 Куропаток.

Приложение

Заметка собирателя: А. А. Иванова о С. А. Носове

С. А. Носов родился в д. Загривочная по р. Пижма. Эти места издавна славятся своими песенными и былинными традициями. Его родная семья была немногочисленной (кроме него было еще два брата, мать и отец). В детстве выучился читать, писать. 18-ти лет женился. У него было 15 детей, но в живых осталось только 10. Воевал во Вторую мировую войну под Ленинградом и стечением обстоятельств попал в блокаду. В д. Среднее Бу-гаево проживает последние 15 лет, работал счетоводом. До этого 30 лет жил в г. Нарьян-Маре. Жена у него несколько лет как умерла, и живет он один.

С. А. исповедует старую веру и среди староверов ближайших в радиусе 100 км деревень, в которых мы работали, пользуется большим авторитетом. Дома у него много икон и старинных книг. Но не только старинных. С. А. один из самых активных читателей местной библиотеки (он также пользуется книгами сыктывкарской городской библиотеки, которая высылает их ему по почте как хорошо зарекомендовавшему себя читателю).

Характеру С. А. степенного, обстоятельного. Это проявляется не только в его образцовом домашнем порядке, размеренном образе жизни, манере вести беседу. Думаю, что очень показателен тот факт, что С. А. никогда не пел и не рассказывал мне до тех пор, пока точно всё не вспоминал. Он любит, чтобы «концы с концами сводились», и мне большого труда стоило уговорить его пересказать запомнившиеся ему фрагменты, сюжеты, обрывки старин.

Когда я впервые шла к нему на запись, я знала, что он когда-то слышал и сам исполнял старины (на это указывали некоторые исполнители из других деревень). Но, признаться, мало рассчитывала услышать живое исполнение былины (до сих пор нам удалось записать лишь несколько пересказов старин). В тот день он ничего не исполнял, но внимательно выслушал и записал на бумажке то, что мне было нужно. Мы договорились встретиться на следующий день. Каково же было моё изумление, когда, придя к нему, я увидела целую тетрадь с записями старин, загадок, песен. Оказывается, после моего ухода он допоздна сидел и все записывал, чтобы не забыть. <...>.

На 2-й день С. А. спел по моей просьбе начало былины «Илья и Соколик». Он не допел ее до конца, так как по ходу исполнения вспомнил много пропущенных стихов. И вновь перенесли нашу встречу на следующий день. Во 2-й день я записала от него интересные былички, поверья, приметы.

В 3-й день он спел былины «Илья и Соколик», «Смерть Василия Буслаева», «Дюк Степанович», пересказал то, что помнил из сюжетов других былин.

Я старалась поподробнее узнать об источниках. Вот что выяснилось в ходе наших бесед (иногда слова С. А. привожу дословно, изредка пересказываю то, что не удалось застенографировать).

С. А.: «Были старины. Мать моя пела. Это все правда, что в старинах. Алеша Попович действительно был. Я тут в книжке читал, в энциклопедии, он жил в 1001-1004 гг.».

(В родной С. А. д. Загривочной Ончуков и Астахова записали немало былин. Естественно, я расспрашиваю С. А. о земляках, которые на его памяти пели старины). «Давно еще жил Анкудин в д. Замежная (Ончуков сделал от него несколько записей)1. Сколько старин пел! Тогда усольцы ездили. И вот в Усть-Цильме барки стояли. И вот разговорились. Ну, один там и говорит Анкудину: "Рассказывай и пой, а я тебя за это буду бесплатно вином поить". И вот он несколько дней пел. И всё наново. А то еще недалеко от нас была д. Чуркинская. Там старуха жила Федосья Емельяновна Чуркина. Она еще до 1-ой германской войны умерла. Сказывают, много старин зна-ла2. Много старин и мать моя пела, Матрена Михайловна Чупрова. От дяди Игнатия Лукича Носова перенял много. Он в 1931 г. умер, старый уже был, около 80 лет. У него был тоже дед. Такой он был смышлёный. Сколько он знал старин и сказок! Они с дядей тоже на лесах жили вместе. Его Василием Александровичем Носовым звали. Я уж его не застал. Он до Японской войны умер. Старый тоже, сказывают».

(Я естественно спрашиваю, как и когда С. А. перенял старины от матери и дяди).

С. А. сказал, что вместе с дядей они подолгу работали в лесу. А ночи долгие. Делать нечего. Вот тут Игнатий Лукич и пел, рассказывал. Память у С. А. хорошая, и он многое запомнил, но за давностью лет немало уже забыл. Интересно, что в репертуаре С. А. нет сказок. Он объяснил это так: «Мой дядя мне их не рассказывал. Он мало занимался этим». Да и мать его предпочитала старины.

Во время пения старин С. А. высказал много интересных замечаний о характере их исполнения («У старин один напев: нет разницы». «У меня не все сходится. Надо ведь как-то рифму положить» и др. — см. в коммента-

1 Осташов Анкудин Ефимович, ок. 1824 г.р. Публикации былин, записанных от него в 1902 г. Н. Е. Ончуковым, см.: Былины Печоры / Отв. ред. А. А. Горелов. В 2-х т. СПб.; М., 2001. Т. 1. № 16, 68, 132; Т. 2. № 165, 186, 252, Приложение VI, № 5.

2 Чуркина Федосья Емельяновна, ок. 1847 г.р., урож. д. Абрамовской. Публикации былин, записанных от нее в 1902 г. Н. Е. Ончуковым, см.: Былины Печоры / Отв. ред. А. А. Горелов. В 2-х т. СПб.; М., 2001. Т. 1. № 67, 100, 117; Т. 2. № 196.

120

риях к тексту). С. А. также сказал, что в старину их исполняли хором. Видимо, вспоминая, как тогда хорошо пели, С. А. во время исполнения старин иногда плакал.

Когда я попросила вспомнить сюжеты старин, С. А. сказал, что его мать и дядя пели «Про Илью Муромца», «Про Василия Буслаевича», «Про Садка», «Про Дюка Степановича», «Про Чурилу» и др.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1980, т. 1, с. 4286-4290, № 322. Тетрадь А. А. Ивановой.

Анна Александровна Иванова — в 1980 г. руководитель одного из отрядов собирателей фольклорной экспедиции МГУ им. М. В. Ломоносова на Печору; ныне — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского устного народного творчества МГУ им. М. В. Ломоносова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.