Научная статья на тему 'Печатные СМИ в России: основные факторы формирования и этапы трансформации (конец XX - начало XXI В. )'

Печатные СМИ в России: основные факторы формирования и этапы трансформации (конец XX - начало XXI В. ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
3675
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЧАТНЫЕ СМИ В РОССИИ / PRINT MEDIA IN RUSSIA / ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД / POST-SOVIET PERIOD / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MEDIA / СМИ В ИНТЕРНЕТЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ / INFORMATION FIELD / МЕДИАРЫНОК / MEDIA MARKET / THE MEDIA ON THE INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Касаткин Сергей Сергеевич

Печатные СМИ в постсоветской России претерпели существенные трансформации качественного и количественного характера. Ведущими факторами изменений состояния информационного поля печатных СМИ выступили изменения политической системы и экономических отношений в обществе. Изменилась конъюнктура, были провозглашены рыночные отношения и гласность. Расширился политический спектр, возникло большое количество социальных групп, имеющих разнонаправленные интересы. Всё это послужило началом для нового этапа в развитии частных СМИ. Итак, на трансформацию СМИ в России повлиял ряд факторов: экономический, политический, социальный и технологический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Print media in Russia: major factors of formation and stages of transformation (end of XX - beginning of XXI century)

Print media in post-Soviet Russia has undergone a significant transformation of the qualitative and quantitative nature. The leading factors that caused changes in the state of the information field of print media were changes in the political system and economic relations in society. Changed market conditions, market relations and publicity were proclaimed. Political spectrum expanded; a lot of social groups with different interests came into being. All of this was the beginning of a new stage in the development of the private media. Thus, the transformation of the media in Russia was affected by a number of factors: economic, political, social and technological.

Текст научной работы на тему «Печатные СМИ в России: основные факторы формирования и этапы трансформации (конец XX - начало XXI В. )»

С.С. Касаткин

ПЕЧАТНЫЕ СМИ В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ЭТАПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI в.).

Печатные СМИ в постсоветской России претерпели существенные трансформации качественного и количественного характера. Ведущими факторами изменений состояния информационного поля печатных СМИ выступили изменения политической системы и экономических отношений в обществе.

Изменилась конъюнктура, были провозглашены рыночные отношения и гласность. Расширился политический спектр, возникло большое количество социальных групп, имеющих разнонаправленные интересы. Всё это послужило началом для нового этапа в развитии частных СМИ.

Итак, на трансформацию СМИ в России повлиял ряд факторов: экономический, политический, социальный и технологический.

Ключевые слова: печатные СМИ в России, постсоветский период, средства массовой информации, СМИ в Интернете, информационное поле, медиарынок.

Политическая и экономическая ситуация в 1990-е годы претерпела серьезные изменения. Наряду со сменой политического режима и экономического курса трансформации подвергся и институт СМИ страны. Стали развиваться так называемые рыночные отношения, была провозглашена гласность. Соответственно изменилась собственно политическая и экономическая конъюнктура в обществе. СМИ получили колоссальный толчок к развитию, хотя квалифицировать однозначно как развитие ту трансформацию, которую претерпели постсоветские печатные СМИ, было бы не вполне верно.

В данной статье автор выделяет ряд факторов, которые выступали как доминанты, определяющие конфигурацию и информационное наполнение поля постсоветских печатных СМИ на этапе 90-х годов XX в. и в первой декаде XXI в. Рассмотрим их последовательно.

© Касаткин С.С., 2014

Экономический фактор

Изменение отношений собственности в обществе - это один из ключевых моментов, повлиявших на развитие печатных СМИ в РФ. Если в СССР существовали СМИ, которые принадлежали государственным и общественным организациям, то в постсоветской России появляются новые «игроки» на рынке медиа - частные лица, в процессе приватизации образовывающие закрытые и открытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, совместные предприятия. Начиная с августа 1991 г. российские СМИ приобретают статус «независимых», к середине 1990-х годов владельцами большинства медиа выступают различные крупные бизнес-структуры. Количество государственных СМИ и финансирование медиа в связи с появлением новых собственников и экономической ситуацией в стране стало сокращаться. Предпочтения аудитории, читающей печатные СМИ, стали меняться, и началась борьба за целевую аудиторию. В связи с этим содержание многих изданий перестало окупаться, их начали закрывать. Так происходило с литературными и научными изданиями, популярными в СССР. Однако в 1990-е появились и новые сегменты на рынке печатных изданий: глянцевые, деловые, автомобильные, финансовые издания. Число печатных изданий росло; так, например, в 2008 г. в России выходили 8978 газет, что на 62% больше показателя 1999 г.1

В середине 1990-х годов начал складываться конкурентный рынок СМИ. Владельцами СМИ в стране становятся не только государственные организации и ведомства. В это время уже существовавшие медиа, вновь появившиеся и созданные с нуля стали переходить в руки политических партий и движений, бизнес-сообществ и структур, профсоюзов и даже церкви. Зачастую первыми лицами в данной сфере становились и частные собственники (они же и значимые «игроки» на политическом поле»), такие как Борис Березовский, Владимир Гусинский, Бадри Патаркацишвили, Арам Габрелянов, Алишер Усманов и Михаил Прохоров. Вскоре в журналистском обиходе появляются термины «медиамагнат» и «меди-ахолдинг».

В эти же годы возникают знаменитые позже издательские дома и их издания.

К ним можно отнести:

- «Мост-медиа» (НТВ, региональная телевизионная сеть ТНТ, радио «Эхо Москвы», газеты «Сегодня», «7 дней», журнал «Итоги» и т. д.);

- «Проф-медиа» (газеты «Известия», «Комсомольская правда», журналы «Закон», «Эксперт», радио «Европа+» и др.);

- «Коммерсантъ» (газета «Ъ-daily», журналы «Власть», «Деньги», «Домовой», «Автопилот» и др.);

- «АиФ» (еженедельник и несколько специализированных изданий);

- «МК» (газета, ее приложения «МК-бульвар», «Час пик»);

- «Экономическая газета».

Некоторые издательские дома и издания были созданы по инициативе Запада. Так, например, в 1999 г. в России появилась газета «Ведомости» в издательском доме «Sanoma Independent Media». Основано издание было совместно с «Financial Times» и «The Wall Street Journal». Некоторые издательские дома, как, например, «Conde Nast», использовали модели уже раскрученных на Западе изданий, так в России увидели журналы «GQ» и «Vogue», которые очень популярны в Европе (Франция, Германия, Италия).

Политический фактор

Особое внимание хотелось бы уделить такому понятию, как «влиятельность СМИ». В начале 1990-х годов в российском обиходе появляется популярное словосочетание «четвертая власть» -это термин, определяющий СМИ как социальный институт и его влияние в социуме. Влияние на определенные целевые группы оказывается с помощью контента СМИ. Контент, т. е. содержание и информационное наполнение того или иного СМИ, теперь имеет значение не только для конечного потребителя (читателя, слушателя или зрителя), но и для других представителей медиарынка. Появляется такой термин, как «цитируемость». Цитируемость определяется количеством ссылок на источник публикации и в конечном итоге повышает популярность источника и наращивает его аудиторию. Подобный консолидированный рейтинг, составленный исследовательской компанией «Медиалогия» по итогам 2012 г., может помочь нам в решении задачи по оценке уровня влияния тех или иных медиадомов на информационное пространство. Ниже (табл. 1) представлена рабочая версия первого рейтинга за февраль 2012 г., построенного на основе Индекса цитируемости (ИЦ). Значение ИЦ для каждого медиахолдинга рассчитывалось как сумма индексов всех СМИ, входящих в медиахолдинг2.

Таблица 1

Рейтинг медиахолдингов. Агентство «Медиалогия»

Мес- Медиахол- Медиаресурсы ИЦ

то динги

1 РИА Новости РИА Новости, газета «Московские новости», ИА ПРАЙМ, ria.ru, mn.ru, inosmi.ru, «Р-Спорт» и др. 21 637,87

2 Интерфакс ИА Интерфакс, interfax.ru, региональные представи+тельства 16 997,39

3 ИТАР-ТАСС ИА ИТАР-ТАСС, itar-tass.com, региональные представительства 14 918,18

4 КоммерсантЪ Газета «КоммерсантЪ», журналы «КоммерсантЪ-Власть», «КоммерсантЪ-Деньги», «Огонек», «Секрет фирмы», «Автопилот», «КоммерсантЪ Weekend», «КоммерсантЪ BusinessGuide», радиостанция «КоммерсантЪ FM», телеканал «КоммерсантЪ», kommersant.ru, тематические приложения, региональные выпуски 6016,42

5 Газпром-Медиа Холдинг Телеканалы НТВ, ТНТ, радиостанции «Эхо Москвы» и «Сити FM», журналы «Итоги», «Караван историй», «Семь дней», газета «Трибуна» и др. 2978,49

6 News Media Газеты «Известия», «Твой день», 2889,54

«Жизнь», lifenews.ru, lifesports.ru, marker.ru, izvestia.ru, tden.ru и др.

7 Комсомольская правда «Комсомольская правда», kp.ru, Радио КП, КП ТВ, «Советский спорт», sovsport.ru, региональные выпуски 2880,64

8 Национальная Медиа Первый канал, Пятый канал - Петербург, РЕН ТВ, Русская служ- 2757,96

Группа ба новостей, 1tv.ru, ren-tv.com,

rusnovosti.ru, 5-tv.ru и др.

9 S a n o m a Independent Media Газеты «Ведомости», «The Moscow Times», «The St. Petersburg Times», журналы «Cosmopolitan», «Esquire», «Harvard Business Review», rb.ru и др. 2708,67

10 Российская газета «Российская газета», rg.ru, «Российская бизнес-газета», тематические приложения, региональные выпуски 2119,72

Таким образом, влиятельность СМИ в первую очередь определяется его контентом, контент определяет аудиторию, аудитория -рекламодателя. По сравнению с данными по медиахолдингам, приведенными в начале статьи и датированными 90-ми годами, можно проследить перемещение некоторых печатных СМИ от владельца к владельцу. Например, газета «Известия» за этот период сменила четырех владельцев - «Профмедиа», «Газпроммедиа», «Национальная Медиагруппа» и, наконец, «News Media». Такая тенденция прослеживается не только по газете «Известия» - крупные меди-ахолдинги наращивают свои активы, избавляются от убыточных изданий, тем самым повышая свою влиятельность и доходность.

Социальный фактор

Наряду с положительной динамикой и появлением колоссального количества новых изданий практически всю новейшую российскую историю СМИ характеризует падение тиражей и популярности изданий.

Для сравнения, в конце 80-х годов XX в. издания, которые первыми почувствовали демократические изменения в устройстве и сознании общества и вышли в широкую печать, имели крупнейшие тиражи. Так, газета «Известия» выходила общим тиражом 12 млн экз., «Комсомольская правда» - 22 млн, а газета «Аргументы и факты» попала в Книгу рекордов Гиннесса с тиражом 33 млн экз.

Однако на протяжении следующих двух десятилетий ситуация сильно изменилась. В 1990-е годы помимо появления большого количества предпринимателей, политических сил (партий, движений) и других заинтересованных лиц стали зарождаться и новые издания. На момент 2013 г. история более 98% современных СМИ имеет начало именно в 1990-е годы. Так появлялись издательские дома «7 дней» («7 дней», «Итоги», «Караван историй»), «Burda» («Burda», «Лиза», «Отдохни» и др.), «Эксперт» («Русский Репортер» и «Эксперт»), «Пронто-Москва» («Из рук в руки»), «Heast Shkulev Media» («Elle», «Maxim», «Psychologies») и др. Появление такого числа новых изданий не могло не сказаться отрицательно на тиражах и аудиториях ранее появившихся медиа. За 1990-е годы тиражи топовых еще советских изданий в среднем упали в 5-15 раз, за 2000-е - в 5. В качестве сравнения - тираж издания «Известия» в 2013 г. составляет 150 тыс.3 (в 1980-е было 12 млн экз.), «Комсомольская правда» - 655 тыс.4 (было 22 млн), «Аргументы и факты» - 2,9 млн экз. (было 33 млн), о чем свидетельствуют дан-

ные «Бюро тиражного аудита»5 и выходные данные, опубликованные на официальных сайтах изданий.

Удивительным фактом является также то, что при подобном падении тиражей изданий их количество в целом не изменилось, а в случае газет даже увеличилось по сравнению с советским периодом, когда на всю многомиллионную, «самую читающую» страну издавалось всего несколько десятков печатных изданий, к тому же аудитория изданий была четко сегментирована. Сейчас наряду с ограничением зоны распространения (в связи с распадом СССР некоторые издания не распространяются на территории стран СНГ) наблюдается перераспределение аудитории между изданиями одного сегмента. К примеру, к середине 1990-х годов аудитория газеты «Известия» перераспределилась между такими изданиями, как «Коммерсантъ», «Ведомости», «РБК-daily» и «Российская газета», что привело к падению тиража и ограничению зоны распространения издания.

Смена экономической политики повлияла на то, что аудитория стала диктовать печатным СМИ новые правила поведения на медиарынке: стали активно внедряться маркетинговые технологии, больше внимания стало уделяться оформлению и дизайну (например, для утверждения дизайн-макетов изданий зачастую использовались фокус-группы), изменялось качество печати (с привычной черно-белой печати в конце 1990 - начале 2000-х многие издания начали переходить на полноцветную печать).

Технологический фактор

Рынок прессы в современной России достаточно хорошо развит и сегментирован по целевым аудиториям, его анализ и подробное изучение следует также проводить по сегментам, поэтому в настоящей статье более подробно будет проанализирован сегмент деловой и общественно-политической прессы, которая является своеобразным рупором общественного мнения. Подробно остановлюсь на ежедневных газетах, у которых уже имеются своя богатая история и авторитет на рынке медиа: «Коммерсантъ», «Ведомости», «Известия», «РБК-daily». Данные издания являются крупнейшими в сегменте деловой прессы среди газет. По данным исследовательской компании TNS Media, по Москве показатель аудитории одного номера газеты «Коммерсантъ» составляет 121,2 тыс. человек, «РБК-daily» - 111,6 тыс. человек, «Ведомости» - 99,3 тыс. человек, «Известия» - 90,3 тыс. человек6.

Помимо тематики и выбора сегмента у изданий есть некоторые общие черты. Во-первых, владельцами изданий «Коммерсантъ», «Известия», «РБК-daily», «Ведомости» являются частные лица (Алишер Усманов, Арам Габрелянов, Михаил Прохоров и группа финских и голландских инвесторов во главе с Дерком Сауером). Поскольку все финансовые риски несет уже не государственный бюджет, а внутренний капитал организации, то и требования выдвигаются другие и используются новые методики расширения аудитории. Во-вторых, как ни странно, аудитории (аудитория одного номера по TNS Media) изданий по Москве находятся примерно на одном количественном уровне (90-120 тыс. человек).

Для того чтобы проследить динамику изменения аудитории в сегменте деловой прессы (газеты), сравним показатели совокупного охвата аудиторий по данным TNS Media. На начало 2008 г. совокупный охват изданий «Коммерсантъ», «Ведомости» и «Известия» составлял 990,7 тыс. человек, а на начало 2013 г. охват составлял уже 750,5 тыс. человек7. Объяснить данные изменения можно и кризисом 2008-2009 гг., и переходом ведущих СМИ в электронный формат. В последние 5 лет у изданий появились не только сайт и группы в социальных сетях, но и продажа pdf-версий изданий и приложения для мобильных устройств и планшетов. Многие ме-диаорганизации становятся мультимедийными: теперь они включают в себя не только печатные издания, но и радио, телевидение, а с середины 1990-х и начала 2000-х годов еще и интернет-ресурсы (практически у каждого печатного издания появляется свой сайт) и приложение для мобильных устройств и планшетов. В дальнейшем появляется тенденция перехода печатных СМИ в электронный формат. В конце 2000-х начал происходить постепенный переход аудитории к электронным носителям информации: Интернет и pdf-версии изданий, мобильные приложения для платформ iOS, Android, Windows Phone и Windows Mobile, Symbian OS.

Выводы

1. По сравнению с советскими печатными СМИ информационное поле постсоветской России сильно трансформировалось. Основными факторами, повлиявшими на эти изменения, автор считает как минимум четыре - экономический, политический, социальный и технологический.

2. Можно выделить два этапа, в течение которых печатные СМИ претерпевали наиболее активную трансформацию: 90-е годы ХХ в. и первая «декада» XXI в.

3. Основные изменения произошли в контенте печатных СМИ и перераспределении «веса» различных сегментов и их содержательной направленности, а также в колоссальном увеличении числа изданий при относительно небольших тиражах (по сравнению с 80-ми годами ХХ в.).

4. В современной России СМИ обращаются уже к целевой аудитории, анализируют ее и регулярно проводят мониторинг с целью выявления каких-либо изменений по социально-демографическим признакам и потребительским предпочтениям. Влиятельность и авторитетность СМИ теперь определяется его рейтингом, который определяется количественными показателями - аудиторные данные, цитируемость, рекламные сборы.

5. Перспективы развития печатных СМИ труднопредсказуемы, но представляется, что многие из крупных изданий нашли свою нишу и сохранятся как в бумажной, так и в электронной версии.

Примечания

1 Число выпущенных газет (изданий) // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://cbsd.gks.ru/ (дата обращения: 10.09.2013).

2 Рейтинги СМИ. Медиахолдинги - февраль 2012 // Медиалогия. Из URL: http://www.mlg.ru/ratings/federal_smi/2046 (дата обращения: 10.09.2013).

3 «Известия» // Бюро тиражного аудита. URL: http://www.press-abc.ru/ (дата обращения: 10.09.2013).

4 «Комсомольская правда» // Там же. URL: http://www.press-abc.ru/ (дата обращения: 10.09.2013).

5 Бюро тиражного аудита. URL: http://www.press-abc.ru/ (дата обращения: 10.09.2013).

6 По данным TNS Media - Москва - Март - Июль 2013 года.

7 По данным TNS Media - Россия - Сентябрь 2007 - Февраль 2008 и Сентябрь 2012 - Февраль 2013 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.