Научная статья на тему 'ПЕЧЬ В ТРАДИЦИОННОМ БЫТУ СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ'

ПЕЧЬ В ТРАДИЦИОННОМ БЫТУ СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
152
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЕ СЕЛЬКУПЫ / СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ / КОЧЕВОЙ ЦИКЛ / ЧУВАЛ / ПЕЧКА-БУРЖУЙКА / ПЕЧЬ ДЛЯ ХЛЕБА / СВЯЗИ МЕЖДУ ЛОКАЛЬНЫМИ СООБЩЕСТВАМИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Степанова Ольга Борисовна, Сюзюмов Арсений Алексеевич

В статье рассматриваются типы печей северных селькупов, выявляются заимствования и определяется влияние новшеств на селькупскую систему жизнеобеспечения. Тема селькупских печей до сих пор оставалась белым пятном в этнографии, что придает исследованию актуальность и новизну. При разработке темы применялись метод полевого исследования, а также анализ и описание. В результате исследования были сделаны следующие выводы. Традиционной печью северных селькупов был чувал, ему на смену пришли легкие железные печки из тонкого листового железа, которые селькупы изготавливали самостоятельно. Железные печки распространились среди селькупов в колхозный период, они облегчили тяжелый традиционный селькупский быт, степень мобильности селькупов при них не снизилась. Изготовление и ремонт железных печек способствовали установлению новых социальных связей между селькупским и не селькупским сообществами. В 1990-х гг., в рамках поддержки традиционного образа жизни, государство стало выдавать кочевым селькупам железные печки заводского производства, сделанные из толстого железа. Появление в хозяйствах селькупов тяжелых, трудно перевозимых печек стало маркером сокращения селькупской мобильности. Третий тип селькупских печей - хлебные печи был заимствован селькупами у русских в досоветское время. У тазовских селькупов, живших из всех групп селькупов наиболее изолированно и вышедших из изоляции только при советской власти, он не был обнаружен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVEN IN TRADITIONAL LIVING IN NORTHERN SELKUP

The article examines the types of ovens of the northern Selkups, identifies borrowings and determines the impact of innovations on the Selkup life support system. The thopic of Selkup oven has remained a blank spot in ethnography, which gives relevance and novelty to the research. The topic was developed using field research as well as analysis and description. The following conclusions were drawn from the study. Chuval was the traditional stove of the northern Selkups; light iron stoves made of thin sheet iron, which the Selkups made on their own, replaced it. Iron furnaces were distributed among the peasants during the collective farm season, they eased heavy traditional Selkup life, and the mobility of the selkups did not decrease. The manufacture and repair of iron stoves contributed to the establishment of new social ties between the Selkup and non-Selkup communities. In the 1990s, as part of supporting the traditional way of life, the state began to issue factory-made iron stoves made of thick iron to the nomadic Selkups. The appearance on the Selkup farms of heavy, difficult-to-transport stoves became a marker of the decline in Selkup mobility. The third type of ovens - bread ovens - was borrowed from the Russians in ancient times. The Taz selkups, who lived out of all the selkup groups most isolated and emerged from isolation only under Soviet rule, did not find it.

Текст научной работы на тему «ПЕЧЬ В ТРАДИЦИОННОМ БЫТУ СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ»

ЭТНОГРАФИЯ И ЭТНОЛОГИЯ

УДК 398.4(=511.2):903.2 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-6-146-152

СТЕПАНОВА О.Б., СЮЗЮМОВ А.А. ПЕЧЬ В ТРАДИЦИОННОМ БЫТУ СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ

Ключевые слова: северные селькупы, система жизнеобеспечения, кочевой цикл, чувал, печка-буржуйка, печь для хлеба, связи между локальными сообществами.

В статье рассматриваются типы печей северных селькупов, выявляются заимствования и определяется влияние новшеств на селькупскую систему жизнеобеспечения. Тема селькупских печей до сих пор оставалась белым пятном в этнографии, что придает исследованию актуальность и новизну. При разработке темы применялись метод полевого исследования, а также анализ и описание. В результате исследования были сделаны следующие выводы. Традиционной печью северных селькупов был чувал, ему на смену пришли легкие железные печки из тонкого листового железа, которые селькупы изготавливали самостоятельно. Железные печки распространились среди селькупов в колхозный период, они облегчили тяжелый традиционный селькупский быт, степень мобильности селькупов при них не снизилась. Изготовление и ремонт железных печек способствовали установлению новых социальных связей между селькупским и не селькупским сообществами. В 1990-х гг., в рамках поддержки традиционного образа жизни, государство стало выдавать кочевым селькупам железные печки заводского производства, сделанные из толстого железа. Появление в хозяйствах селькупов тяжелых, трудно перевозимых печек стало маркером сокращения селькупской мобильности. Третий тип селькупских печей - хлебные печи был заимствован селькупами у русских в досоветское время. У тазовских селькупов, живших из всех групп селькупов наиболее изолированно и вышедших из изоляции только при советской власти, он не был обнаружен.

STEPANOVA, O.B., SYUZYUMOV, A.A.

OVEN IN TRADITIONAL LIVING IN NORTHERN SELKUP

Key words: northern Selkups, life support system, nomadic cycle, chuval, stove-stove, bread oven, connections between local communities.

The article examines the types of ovens of the northern Selkups, identifies borrowings and determines the impact of innovations on the Selkup life support system. The thopic of Selkup oven has remained a blank spot in ethnography, which gives relevance and novelty to the research. The topic was developed using field research as well as analysis and description. The following conclusions were drawn from the study. Chuval was the traditional stove of the northern Selkups; light iron stoves made of thin sheet iron, which the Selkups made on their own, replaced it. Iron furnaces were distributed among the peasants during the collective farm season, they eased heavy traditional Selkup life, and the mobility of the selkups did not decrease. The manufacture and repair of iron stoves contributed to the establishment of new social ties between the Selkup and non-Selkup communities. In the 1990s, as part of supporting the traditional way of life, the state began to issue factory-made iron stoves made of thick iron to the nomadic Selkups. The appearance on the Selkup farms of heavy, difficult-to-transport stoves became a marker of the decline in Selkup mobility. The third type of ovens - bread ovens - was borrowed from the Russians in ancient times. The Taz selkups, who lived out of all the selkup groups most isolated and emerged from isolation only under Soviet rule, did not find it.

Цель статьи - собрать воедино все имеющиеся материалы по разным типам печей и печек северных селькупов, описать каждый тип, прояснить его историю и определить значение печи в селькупском кочевом быту. Исследование селькупских печей пополнит фундаментальное знание о традиционной культуре селькупов и этапах трансформации ее элементов, а также будет содействовать решению актуальной сегодня задачи сохранения исконных народных традиций.

Отдельной работы тема печей северных селькупов пока не имеет, поэтому исследование будет строиться на кратких и редких описаниях селькупских печей, содержащихся в научной литературе, фотоматериалах отдела Сибири МАЭ РАН и полевых материалах автора (Степановой О.Б.), специально изучавшей этот вопрос во время ряда экспедиционных поездок к селькупам. К основным методам, которые применялись в исследовании, следует отнести метод полевой работы, описание и анализ.

Согласно трудам старых авторов, в досоветский и ранний советский период селькупы имели два способа обогрева своих жилищ - костер в чумах и печь-чувал в зимних землянках. Чум был перевозным жилищем. Вместе с ним, если перемещения происходили зимой, возили и дрова. Землянку селькупы строили на одну-две зимы, поэтому в каждой новой землянке устанавливался новый чувал.

Об именно селькупском чувале сохранилось очень мало сведений. Краткое его описание в контексте описания землянки сделал, в частности, К. Доннер: «Поккелки вполне можно считать центром, столицей Таза. Здесь собираются все живущие на реке самоеды, большинство приезжают

сюда зимой на оленях, чтобы заплатить дань князьцу. Поккелки не похожи ни на деревню, ни на город. Единственное, что здесь есть - полуземлянка с бревенчатыми стенами, ледяными окнами и очагом - суживающейся кверху глиняной трубой. Здесь собирается все племя» [1, с. 99]. К. Доннер путешествовал по Тазу в 1912 г. В 1925-1928 гг. во время работы в первой селькупской школе в пос. Янов Стан на р. Турухан несколько фотографий достоверно селькупского чувала сделал Г.Н. Прокофьев (Рис. 1). На этом материалы о чувале северных селькупов, которые авторам удалось найти, заканчиваются. _

Рис. 1. Фото селькупского чувала. Пос. Янов Стан, Туруханский район Красноярского края. Г.Н. Прокофьев. 1925-1928 гг. (МАЭ, колл. № И-1177-63).

Однако описания К. Доннера и фотографий Г.Н. Прокофьева вполне достаточно, чтобы заключить, что североселькупский традиционный чувал был типичным пристенным чувалом, распространенным у многих народов Сибири, Поволжья, Кавказа и т.д. Чувал имел коническую форму, суживаясь кверху в трубу, которая выходила наружу через отверстие в крыше дома. Он быстро, хорошо и с минимумом дров нагревал холодное жилище. Широкая труба создавала хорошую тягу, позволяя хорошо гореть даже сырым дровам. Еда в чувале готовилась так же, как на костре, с помощью тех же приспособлений. Изготовление чувала было несложным: переплетением прутьев и жердей создавался каркас, который потом обмазывался глиной, дно чувала делали глиняным или оставляли земляным.

Еще одно доказательство того, что в традиции селькупов было делать оформление очага из глины, автор видит в материале П.Е. Островских: «Хозяин чума занимался туземным кузнечным ремеслом. Все его инструменты состояли из топора, молотка, грубых самодельных клещей и «горна». «Горно» изготовлялось из глины на земле у очага. Это просто сдавленный с боков калач с дырой, в которую вставлялись маленькие меха, а внутрь накладывались горячие угли» [2, с. 176]. Аналогичный чувал К. Доннер наблюдал у обских селькупов (близ с. Тымское). «Неподалеку в зарослях ивняка - землянки самоедов: вместо пола - голая земля, вместо мебели - низкие нары, служащие столом и стулом и кроватью, вместо оконного стекла - толстый слой льда, а вместо печки - сделанный из глины и веток чувал. Пока в чувале горят дрова, в доме тепло, дым выходит через дымоход, но через него с улицы проникает холодный воздух» [1, с. 35]. Закопченные трубы чувалов можно рассмотреть на сделанных К. Доннером фотографиях остяцких (вероятнее всего, хантыйских) землянок на р. Вах в районе с. Ларьяк [8].

Непреложным является тот факт, что в какой-то момент истории железные печки у северных селькупов полностью заместили чувал. Другое исходное утверждение, не требующее доказательств: железные печки ко всем селькупам пришли от русских. Представляется важным вопрос - когда у северных селькупов произошло замещение чувала железными печками?

Согласно свидетельству все того же К. Доннера, у южных селькупов железные печки бытовали уже в начале 1910-х гг. одновременно с чувалом. «Жилища самоедов - маленькие, тесные, лишены всякой обстановки, и поэтому русские их называют юртами. Как правило, в жилище самоедов одна комната с окном и дверью. Окно разбито, дверь закрывается неплотно, и вдобавок,

как и в русских домах, очень холодный непокрытый пол. Русскую печь заменяет простая железная печурка, служащая для обогрева и отопления пищи. Пока горит огонь, в доме настолько жарко, что невозможно спать в одежде. Но тепло быстро уходит, как только прогорают дрова, и жуткий холод пробирает все тело. В одном из таких жилищ я измерял температуру в течение 24 часов. Оказалось, что она колебалась между +40 С и -25 С» [1, с. 27].

Сомнительно, что в это же время железные печки были и у северных селькупов. Сомнительно потому, что, во-первых, в это время там никто из исследователей их не зафиксировал. Во-вторых, как писал К. Доннер, «необходимо четко отличать самоедов, живущих на Оби, от прочих групп, первые обрусели настолько, что носят русскую одежду, строят дома, как у русских, почти не кочуют» [1, с. 26]. То есть у обрусевших обских селькупов заимствованные у русских железные печки появились закономерно раньше, чем у других групп южных селькупов и намного раньше, чем у северных. Северные селькупы по сравнению со своими южными собратьями имели в разы большую степень изоляции. И особенно это относится к тазовским, которые совсем мало контактировали с русскими и внешним миром.

В 1920-х гг. печки еще не укоренились в североселькупском быту. Можно с большой долей уверенности говорить, что к северным селькупам они пришли вместе с коллективизацией и распространились по кочевьям, самое раннее, к моменту, когда она завершилась - к началу 1940-х гг. [3]. В период 1950-х гг., который уже хорошо освещается данными полевой работы, печками пользовались все северные селькупы, на работе (на колхозных и совхозных угодьях) и дома (на стойбищах). Старые и пожилые информанты утверждают, что в их семьях использовали железные печки, сколько они себя помнят.

- В чуме у вас всегда печка была, простой костер не разводили?- Нет, у нас всегда железные печки были, при социализме. - Вы не застали печек, которые из глины делали? - Я сам таких печей не видел, мой отец видел, когда маленьким был, евонный отец делал. А, подожди - вот так камни, не кирпичи, а камни глиной намажут... (ПМА 2021, информант 1949 г.р.)

Железная печка заменила у селькупов чувал в землянках и костер в чумах, при переездах ее укладывали на нарты и перевозили вместе с чумом и со всем прочим имуществом. Перевозная железная печка органично вписалась в традиционный быт селькупов и значительно его облегчила.

Довольно долго - до второй половины 1990-х гг. - селькупы изготавливали печки самостоятельно из листового железа, которое продавалось в поселковых магазинах.

- А раньше какие печки были? - Вот такие же были, но сами в основном делали. - Как вы сами печки делали, если сварки не было? - Сгибали все. Вручную. Все вот это вручную делали. - И заклепывали чем-то? - Да, вот так вот тогда пробивали тут... - Тогда железо тоньше было, чем сейчас? - Да. Листовое тогда было, и тоньше. Это нынешнее, конечно, вручную не загнуть. - Где раньше брали листовое железо? - В магазинах было. Потребность была и привозили. - И трубы раньше загибали? - Да, только листы привозили. А трубы вот эти сами делали (ПМА 2021).

- Где селькупы печки берут, которые в чумах стоят, в домиках на угодьях? - Раньше у нас листы брали, железные листы. Сгибали их, потом щипцами прижимали. У нас это делали, раньше железо легче было, тоньше. На чурку ставят железо и вот так вот подбивают. - Там, наверное, легче разрезать и сварить? - А у нас сварки-то не было. У нас все так делали, и трубу так делали. - Вот вы этот лист свернули, но у него все равно разъем остается? - Мы делали шов вверх. Внизу дно постепенно прогорало, а вверху нормально было. Листы покупали железные и делали из них печки, и трубы к ним тоже. Такую печку раскочегаришь - жарко очень становится. Поэтому два-три полена клали (ПМА 2021).

- Вот под палатку печка. Она самодельная, маленькая. Легкая и перевозится легко (ПМА

2021).

То есть селькупы сами «сворачивали/сгибали» печки из железного листа - «ставили на чурку и подбивали». Стыки краев конструкции обычно выводили наверх и скрепляли - «прижимали щипцами» или «пробивали тут» и ставили скрепку. Продающееся в местных магазинах листовое железо было тонким, что давало возможность изготовить печку с помощью имеющихся в хозяйстве простых инструментов и приспособлений. Повысить качество и облегчить усилия по изготовлению печки и, в особенности, печной трубы помогала сварка. Ковка, которой издревле владели селькупы, для технологических операций по изготовлению печки не годилась.

Вопросы о печках, которые автор задавала разным информантам, постоянно уводили беседу на тему нового технического оборудования и технологий, а именно, электросварки, и через нее на тему социальных связей и отношений обмена между селькупскими и не селькупскими локальными сообществами. Печки оказались тем предметом, при изготовлении которого (в советское и раннее постсоветское время) предпочтительнее было применить сварку, а еще лучше было купить/достать к печке готовую заводскую трубу. В обоих случаях могли помочь бригады лесозаготовителей, работающие в местах проживания селькупов весь советский послевоенный период (а, возможно, и в 1990-е гг.). Между селькупами и лесозаготовителями постоянно происходил взаимовыгодный обмен. Лесозаготовители оказывали селькупам услуги по свариванию печек и других железных предметов, «доставали» и привозили им заводские печные трубы, моторы, делились бензином, фабричными продуктами - мукой, сахаром, маслом. Селькупы расплачивались за услуги соболями и мясом.

- Раньше рядом с нами лесорубов бригада была - нам надо было, они нам такую печку сваривали, скажем, они делают. Бригады раньше у нас хорошие были, делали для нас трубы. А-ай, готовое изделие, заводское - труба, она легонькая такая. Они откуда-то привозили, мы заказывали, они привозят. Мы обменивались, что надо им, даем. Раньше бригада, Коровин был, Мелехин был, кого я знаю, теперь никого уже нет. В Тольке жили, недавно уехали они. - Что вы у них меняли? - На еду. Им тоже надо, они люди. Бригадир говорил - мясо привези. Мы привозили. Ну, редко так. Привозим лося две ляжки. Бригадир говорил, вот спасибо большое. Мы - Не за что, кушайте на здоровье. Мы у них горючку брали - бензин. Спасибо, что помогали нам. Когда бензин у нас кончится - домой едем, мы тогда у Ширты жили, Коровину говорю, дай мне, он говорил - а вон, налей сам. У них сварка всегда была в бригаде, на дизеле работала, генератор такой был. Деталь в ловушке, когда приманку ставишь, делали, сваривали, чтобы снег не заметала, как лист, тяжелая, треугольная. Разным они помогали, мы обменивали у них все. Еще они нам килограмм десять сахар дают, масло дают - продукты. Раньше бригады лучше были (ПМА 2021).

Современным селькупам, ведущим традиционный образ жизни, печки, как предметы первой необходимости, выдают районные Отделы по делам КМНС и организация «Ямал - потомкам». Выдача печек в рамках господдержки селькупов, ведущих традиционный образ жизни, началась в конце 1990-х гг. [4, 5]. Нынешние печки изготовлены в заводских условиях, они тяжелые, так как сделаны из толстого железного листа (Рис. 2), перевозить их очень нелегко, однако этого уже и не требуется - традиционный кочевой цикл селькупов претерпел значительные изменения. Изменения

Рис. 2. Железная печь заводского производства в селькупском доме. Стойбище Ириковых на р. Таз. Красноселькупский район Тюменской обл. Фото автора. 2021 г.

Заводским печкам тоже нередко требовалась сварка, но пока на каждом стойбище не появились собственные сварочные аппараты (а это случилось, когда хозяева стойбищ обзавелись дизельными миниэлектростанциями, уже в 2010-х годах), печки возили туда, где были сварочные аппараты и те, кто на них мог работать, что придавало импульс социальным связям селькупов.

- Где вы эту печку брали?- «Ямал потомкам» выдал. - Он привез готовую? - Да, а дверца не такая была, дверцу мы уже сами переделали, сначала такая квадратненькая была, неудобная. -А сварку где брали? - Мы в Кикки-Акки печку возили. Зятек там варил, в Кикки-Акках. Для палатки печку тоже он для нас сваривал. Увез и привез там. Это давно было, когда мы на Ширте жили (ПМА 2021).

Изучая печи северных селькупов, автор пыталась выяснить, имелись ли у них другие типы печей, кроме печек из листового железа. По словам информантов, других типов печек у селькупов они не помнят.

- А делали печки из подручных материалов, например, из тазов оцинкованных? Я видела печки из тазов у долган на Таймыре. - Из тазика не было у нас. Летней порой тазик, заводской такой, с ручкой, у нас для дымокура. Песок ложим туда и дымокур ставим. Утром бабка вот так возле полога чума стоит и прутком гоняет, набираются комары в чум. Когда тазик с дымокуром ставим, они падают к земле, умирают, лежат. Так прогоняет (ПМА 2021).

Во время экспедиционной работы среди селькупов автор не видела печек, сделанных из тазов, однако два раза видела специальные печи для хлеба, размещавшиеся под открытым небом поблизости от жилища. В первом случае это была покрытая землей глинобитная печь (на одном из стойбищ на Советских озерах в Туруханском районе Красноярского края) и две наполовину вкопанные в песок железные печки (на селькупском стойбище в верховьях р. Тольки, административно относящемся к Пуровскому району Тюменской области), одна из которых была сделана из бочки с вырезанным боком, другая из корпуса электрического духового шкафа (Рис. 3).

Рис. 3. Печь для хлеба, сделанная из корпуса электродуховки. Селькупы. Стойбище Куниных в верховьях р. Толька. Красноселькупский район Тюменской обл. Фото автора. 2015 г.

Однако на Тазу селькупы-информанты всегда отрицали, что в их быту когда-либо были подобные хлебные печи.

- Печи для хлеба, отдельные, у вас были? - Недавно у нас стали хлеб по-русски печь, в 60-е годы. А у нас, сейчас я скажу: дрова ложат-ложат-ложат, с песком перемешивают, чтобы он горячий был, на дно. Это заранее мы делали, песок-то. Потом сверху тесто ложат, и оно готовится, в золе. Хлебную печь в земле я не видел, может было, у старшего поколения (ПМА 2021, информант 1949 г.р.).

Действительно, во всех названных хлебных печах выпекался русский дрожжевой хлеб (рядом с печами лежали железные формы для современного хлеба-кирпичика), следовательно, эти печи были заимствованы селькупами у русских, так как в рецепте селькупского национального хлеба дрожжей нет, а есть сода, выпекается он в форме лепешки в золе от костра и не требует печи.

На самом деле национальный селькупский хлеб тоже не исконно селькупский, так как всегда выпекался из муки, купленной у русских. Когда этот хлеб называют национальным, имеют в виду, что селькупы начали выпекать его намного раньше русского дрожжевого хлеба.

Судя по форме и материалу (глине) первой упомянутой печи, заимствование селькупами печей у русских произошло в глубоко досоветское время и поэтому может считаться традиционным элементом селькупской культуры русского происхождения. О похожих хлебных печах, бытовавших у южных селькупов, писали А.Г. и Н.А. Тучковы [6; 7, с. 347-350]. Фото кетских глинобитных

150

хлебных печей, устроенных на невысоком, бревенчатом, стоящем на столбах помосте, есть в коллекциях МАЭ РАН I

Рис. 4. Глинобитная печь для хлеба на бревенчатом настиле. Кеты. Подкаменная Тунгуска. Красноярский край. Н.К. Каргер. 1931 г. (МАЭ, колл. № 1268-160).

Две другие, железные, хлебные печки - современные заменители старинной глиняной печи для хлеба. У тазовских селькупов подтверждения существованию хлебных печей пока не найдено. Отсутствие у них таких печей легко объясняется их досоветским изолированным образом жизни и минимальными контактами с русскими. К. Доннер писал, что тазовские селькупы не имели привычки к русскому хлебу и на фактории за хлебом являлись редко [1]. Отсутствием хлебных печей у тазовских селькупов также еще раз подтверждается давность этого заимствования другими этносами и этническими группами (южными селькупами, кетами и др.), т.е. заимствование произошло намного раньше того времени, как тазовские селькупы были выведены из изоляции советской властью.

Итак, в результате исследования в хозяйственной культуре северных селькупов было выявлено три типа печей: традиционный чувал, хлебная глиняная печь (очень давно заимствованная у русских, но только не тазовскими селькупами) и железная печка типа буржуйки - тоже русское заимствование, уже советского времени, относящееся к 1940-м гг. и заменившее в североселькупском быту чувал. Первую половину прошедшего с тех пор времени селькупы изготавливали железные печки самостоятельно из покупных листов железа, во второй половине получали их, но уже заводского производства, от районной администрации в качестве поддержки традиционного образа жизни.

Значение печей в системе жизнеобеспечения северных селькупов, с одной стороны, самое тривиальное - они давали тепло и на них готовили еду. С другой стороны, это значение трудно переоценить - на Севере без печей жизнь селькупов и человека вообще была бы невозможна. Заместившая чувал легкая перевозная железная печка значительно облегчила тяжелый селькупский быт, но при этом не вызвала изменений кочевого цикла. Появление заводских печек из толстого железного листа по времени совпало с ограничением селькупской мобильности. Исследованием было выявлено еще одно, до того неизвестное, значение железной печки: в процессе изготовления и/или ремонта/обновления печки, требующего использования сварки, устанавливались новые социальные связи/отношения между локальными сообществами - селькупскими и не селькупскими. Т.е. железная печка стала одним из факторов, которые способствовали выходу северных селькупов из многовековой изоляции.

Литература и источники

1. Доннер К. У самоедов Сибири. - Томск: Изд-во «Ветер». 2008. - 175 с.

2. Островских П.Е. Баишенские остяки (остяко-самоеды) Туруханского края в конце 19 в.// Советский Север. - 1931. - № 7-8.

3. Степанова О.Б. Красные селькупы: революционные преобразования среди населения Таза и Турухана // Уральский исторический вестник. - 2018. - № 1. - С.91-100.

4. Степанова О.Б. Материалы по погребальному обряду тазовских селькупов // Радловские чтения, 2005. Тезисы докладов. -СПб.: МАЭ РАН, 2005. - С. 165-169.

5. Степанова О.Б. Современное положение коренных малочисленных народов Севера в Красноселькупском районе ЯНАО// Сибирь на рубеже тысячелетий: традиционная культура в контексте современных экономических, социальных и этнических процессов. - СПб.: Европейский Дом, 2005. - С. 30-66.

6. Тучков А.Г. Мука и хлеб в культуре селькупов // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. -2015. - № 4 (10). - С. 99-108.

7. Тучкова Н.А. Селькупы. Материальная культура. Пища и домашняя утварь // Народы Западной Сибири. - М.: Наука, 2005.

8. Фотохронолог / Сибирская экспедиция Кая Доннера / На реке Таз / 1912 - Электронный ресурс: https://vk.com/album-97220602_245720136, дата обращения 16.11.2021.

References and Sources

1. Donner K. U samoedov Sibiri. - Tomsk: Izd-vo «Veter». 2008. - 175 s.

2. Ostrovskih P.E. Baishenskie ostyaki (ostyako-samoedy) Turuhanskogo kraya v konce 19 v.// Sovetskij Sever. - 1931. - N° 7-8.

3. Stepanova O.B. Krasnye sel'kupy: revolyucionnye preobrazovaniya sredi naseleniya Taza i Turuhana // Ural'skij istoricheskij vestnik. - 2018. - N° 1. -S.91-100.

4. Stepanova O.B. Materialy po pogrebal'nomu obryadu tazovskih sel'kupov // Radlovskie chteniya, 2005. Tezisy dokladov. - SPb.: MAE RAN, 2005. -

5. 165-169.

5. Stepanova O.B. Sovremennoe polozhenie korennyh malochislennyh narodov Severa v Krasnosel'kupskom rajone YANAO// Sibir' na rubezhe tysyacheletij: tradicionnaya kul'tura v kontekste sovremennyh ekonomicheskih, social'nyh i etnicheskih processov. - SPb.: Evropejskij Dom, 2005. - S. 30-66.

6. Tuchkov A.G. Muka i hleb v kul'ture sel'kupov // Tomskij zhurnal lingvisticheskih i antropologicheskih issledovanij. - 2015. - № 4 (10). - S. 99-108.

7. Tuchkova N.A. Sel'kupy. Material'naya kul'tura. Pishcha i domashnyaya utvar' // Narody Zapadnoj Sibiri. - M.: Nauka, 2005.

8. Fotohronolog / Sibirskaya ekspediciya Kaya Donnera / Na reke Taz / 1912 - Elektronnyj resurs: https://vk.com/album-97220602_245720136, data obrashcheniya 16.11.2021.

СТЕПАНОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела Сибири, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) (stepanova67@mail.ru).

СЮЗЮМОВ АРСЕНИИ АЛЕКСЕЕВИЧ - аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт наук о Земле, Кафедра картографии и геоинформатики (St049991@student.spbu.ru).

STEPANOVA, OLGA B. - Ph.D. in History, Senior Researcher at the Department of Siberia, Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) RAS (stepanova67@mail.ru).

SYUZYUMOV, ARSENIY A. - Ph.D. student, Saint Petersburg State University, Institute of Earth Sciences, Department of Cartography and Geoinformatics (St049991@student.spbu.ru).

УДК 398.4(=511.2) DOI: 10.24412/2308-264X-2021-6-152-158

СТЕПАНОВА О.Б. ОБ ОДНОЙ ИЗ СОВРЕМЕННЫХ УГРОЗ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ

Ключевые слова: северные селькупы, хозяйственная деятельность, оленеводство, волки, олени, собаки, оленеводство.

Статья посвящена рассмотрению опасной современной ситуации, сложившейся в настоящее время у селькупов Верхнего Таза и связанной с нападениями волков на домашних оленей. Проблема волков в селькупском оленеводстве до сих пор не имеет отдельного исследования, поэтому в основу статьи положены полевые материалы автора, собранные в ходе нескольких поездок к северным селькупам. В исследовании приводится хронология связанных с нападениями волков событий от момента появления хищников в 2018 г. и до настоящего времени. Анализ интервью, взятых у разных поколений оленеводов, работавших в разных по размерам и форме собственности хозяйствах (современных, маленьких, частных и больших, коллективных, советских), позволил установить, что волки уже были проблемой для оленеводческой отрасли района в советском прошлом, и что из некоторых «углов» района они с тех самых пор никуда и не уходили. В статье перечисляются меры противостояния волкам, принятые оленеводами, и вскрывается истинная и главная беда нынешнего селькупского оленеводства - избыточная численность пребывающего в районе дикого оленя, следствием и «довеском» которой является проблема волков. Обоснован вывод о том, что волки создают серьезную проблему не просто оленеводам и их стадам, а сохранению селькупской традиционной культуры в целом.

STEPANOVA, O.B.

ONE OF THE MODERN THREATS TO CULTURAL TRADITION NORTHERN SELKUP

Key words: northern Selkups, economic activities, reindeer husbandry, wolves, deer, dogs, reindeer husbandry.

The article is devoted to the consideration of the dangerous modern situation that has developed now among the Selkups of the Upper Taz and associated with attacks by wolves on domestic deer. The problem of wolves in the Selkup reindeer husbandry has not yet been studied separately; therefore, the article is based on the author's field materials collected during several trips to the northern Selkups. The study provides a chronology of events related to wolf attacks from the appearance of predators in 2018 to the present. An analysis of interviews taken with different generations of reindeer herders who worked in farms of different sizes and forms of ownership (modern, small, private and large, collective, Soviet) made it possible to establish that wolves were already a problem for the reindeer herding industry in the region in the Soviet past, and that from some "corners" of the district they have not left since then. The article lists the measures taken by the reindeer herders to resist the wolves, and reveals the true and main problem of the current Selkup reindeer husbandry - the excessive number of wild reindeer in the region, the consequence and "add-on" of which is the problem of wolves. It is substantiated the cinclusion that wolves pose a serious problem not only to reindeer herders and to their herds, but also to the preservation of the Selkup traditional culture in general.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.