Научная статья на тему 'О роли стойбища в системе жизнеобеспечения северных селькупов'

О роли стойбища в системе жизнеобеспечения северных селькупов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

156
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
селькупы / хозяйство / образ жизни / система жизнеобеспечения / стойбище / архитектура / новации / Selkups / economy / way of life / life support system / camp / architecture / innovations

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Степанова Ольга Борисовна

Данное исследование является частью проекта «Энергия Арктики и Сибири: использование ресурсов в контексте социально-экономических и экологических изменений». Проект направлен на исследование функционирования системы традиционного природопользования и жизнеобеспечения в условиях новой экономической формации России. Автором была поставлена цель: всесторонне рассмотреть селькупское стойбище и определить его место в системе жизнеобеспечения народа. Сделать описание стойбища исчерпывающе полным помогли сравнение традиционного и современного его состояний, выявление происхождения образующих его компонентов. В результате проведённого исследования автор пришла к следующим выводам. Селькупское стойбище представляет собой самобытный элемент мультикультурного ландшафта бассейнов Таза и Турухана. Свои стойбища селькупы вписали в местную природную среду и организовали в зависимости от специфики своих хозяйственных занятий. Все объекты стойбища связаны и образуют систему. В центре этой системы находится площадка с жилыми и хозяйственными постройками, на периферии – причал, изгородь для оленей, кладбища и культовые объекты. К инфраструктуре стойбища относятся также места, на которых селькупы осуществляют свою промысловую деятельность; стойбище, как никакое другое поселение, крепко привязано к промысловым угодьям и без угодий не существует. То есть селькупское стойбище следует рассматривать как систему объектов жизнеобеспечения, в инфраструктуру которой входит множество компонентов, включая промысловые угодья. За последний век принципы расположения стойбищ и режим перемещения между ними селькупов изменились, сохранив при этом традиционную основу. То же сочетание нового и традиционного было обнаружено при рассмотрении архитектуры стойбищ. Основной жилой постройкой стали заимствованные у русских бревенчатые избы, но продолжают использоваться чумы и традиционные землянки. Из современных хозяйственных построек к новациям относятся сараи, бани и ледники; прочие постройки – сараи на сваях, навесы, оленные сараи и теневые навесы, изгороди – остались традиционными. То есть составляющие стойбища не только связаны, но и зависимы от исторического момента; важнейшая характеристика стойбища, каждого её элемента – изменяемость, стойбище существует в контексте постоянных изменений. Особенно быстро стойбище менялось в последнее столетие, когда движение истории ускорилось. Тем не менее множество элементов стойбища, включая его основы, сохранили свою традиционность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the role of camp in the life support system of the northern Selkup

This study is part of the project «Energy of the Arctic and Siberia: the use of resources in the context of socio-economic and environmental change». The project is aimed at studying the functioning of the system of traditional nature management and life support in the new economic formation of Russia. The author set a goal: to comprehensively consider the Selkup camp and determine its place in the life support system of the people. To make the description of the camp completely exhaustive helped the comparison of its traditional and modern conditions, the identification of the origin of its constituent components. As a result of the research, the author came to the following conclusions. Selkup camp is an original element of the multicultural landscape of the basins of the Taz and Turukhan. Selkup camps fit into their local environment and are organized depending on the specifics of their economic activities. All camp sites are included in one large system. In the center of this system is a playground with residential and household buildings, on the periphery – a dock, a fence for deer, cemeteries and religious objects. The infrastructure of the camp also includes the places where the Selkups carry out their fishing activities; the settlement, like no other settlement, is tightly tied to fishing grounds and without land there is no. Those Selkup camps are to be considered as a system of life support facilities, the infrastructure of which includes many components, including fishing grounds. Over the last century, camps locations and migrating patterns between the Selkups have changed but still retained their traditional basis. A similar combination of new and traditional methods was discovered when examining the architecture of camps. The main dwelling building has now been taken from Russian log cabins, but traditional dugouts continue to be used, and, quite actively, the plague. From modern economic buildings to innovations there are sheds, baths and glaciers; Other buildings – sheds on stilts, canopies, reindeer sheds and shady canopies, hedges – remained traditional. Those, the constituents of the settlement are not only connected, but also dependent on the historical moment; the most important characteristic of the camp, of each of its elements is the changeability, the settlement exists in the context of constant changes. Especially fast settlement changed in the last century, when historical development accelerated. Nevertheless, many elements of the camp, including its foundations, have retained their traditional character.

Текст научной работы на тему «О роли стойбища в системе жизнеобеспечения северных селькупов»

Степанова о. б.

о роли стойбища в системе жизнеобеспечения северных селькупов1

STEPANOVA O. B.

On the role of camp in the life support system of the northern Selkup

Сведения об авторе:

Степанова Ольга Борисовна, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела Сибири Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера) РАН (Санкт-Петербург) [email protected] Author:

Stepanova Оlga Borisovna, Candidate of Historical sciences, researcher at the Department of siberian Ethnography department, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera), Russian academy of sciences (saint-Petersburg) [email protected]

Аннотация

Данное исследование является частью проекта «Энергия Арктики и Сибири: использование ресурсов в контексте социально-экономических и экологических изменений». Проект направлен на исследование функционирования системы традиционного природопользования и жизнеобеспечения в условиях новой экономической формации России. Автором была поставлена цель: всесторонне рассмотреть селькупское стойбище и определить его место в системе жизнеобеспечения народа. Сделать описание стойбища исчерпывающе полным помогли сравнение традиционного и современного его состояний, выявление происхождения образующих его компонентов. В результате проведённого исследования автор пришла к следующим выводам. Селькупское стойбище представляет собой самобытный элемент мультикультурного ландшафта бассейнов Таза и Турухана. Свои стойбища селькупы вписали в местную природную среду и организовали в зависимости от специфики своих хозяйственных занятий. Все объекты стойбища связаны и образуют систему. В центре этой системы

1 Работа выполнена за счёт гранта Российского научного фонда (проект № 18-18-00309).

находится площадка с жилыми и хозяйственными постройками, на периферии - причал, изгородь для оленей, кладбища и культовые объекты. К инфраструктуре стойбища относятся также места, на которых селькупы осуществляют свою промысловую деятельность; стойбище, как никакое другое поселение, крепко привязано к промысловым угодьям и без угодий не существует. То есть селькупское стойбище следует рассматривать как систему объектов жизнеобеспечения, в инфраструктуру которой входит множество компонентов, включая промысловые угодья.

За последний век принципы расположения стойбищ и режим перемещения между ними селькупов изменились, сохранив при этом традиционную основу. То же сочетание нового и традиционного было обнаружено при рассмотрении архитектуры стойбищ. Основной жилой постройкой стали заимствованные у русских бревенчатые избы, но продолжают использоваться чумы и традиционные землянки. Из современных хозяйственных построек к новациям относятся сараи, бани и ледники; прочие постройки - сараи на сваях, навесы, оленные сараи и теневые навесы, изгороди - остались традиционными. То есть составляющие стойбища не только связаны, но и зависимы от исторического момента; важнейшая характеристика стойбища, каждого её элемента - изменяемость, стойбище существует в контексте постоянных изменений. Особенно быстро стойбище менялось в последнее столетие, когда движение истории ускорилось. Тем не менее множество элементов стойбища, включая его основы, сохранили свою традиционность. Abstract

This study is part of the project «Energy of the Arctic and Siberia: the use of resources in the context of socio-economic and environmental change». The project is aimed at studying the functioning of the system of traditional nature management and life support in the new economic formation of Russia. The author set a goal: to comprehensively consider the Selkup camp and determine its place in the life support system of the people. To make the description of the camp completely exhaustive helped the comparison of its traditional and modern conditions, the identification of the origin of its constituent components. As a result of the research, the author came to the following conclusions. Selkup camp is an original element of the multicultural landscape of the basins of the Taz and Turukhan. Selkup camps fit into their local environment and are organized depending on the specifics of their economic activities. All camp sites are included in one large system. In the center of this system is a playground with residential and household buildings, on the periphery - a dock, a fence for deer, cemeteries and religious objects. The infrastructure of the camp also includes the places where the Selkups carry out their fishing activities; the settlement, like no other settlement, is tightly tied to fishing grounds and without land there is no. Those Selkup camps are to be considered as a system of life support facilities, the infrastructure of which includes many components, including fishing grounds.

Over the last century, camps locations and migrating patterns between the Selk-ups have changed but still retained their traditional basis. A similar combination of new and traditional methods was discovered when examining the architecture of camps. The main dwelling building has now been taken from Russian log cabins, but traditional dugouts continue to be used, and, quite actively, the plague. From modern economic buildings to innovations there are sheds, baths and glaciers; Other buildings - sheds on stilts, canopies, reindeer sheds and shady canopies, hedges - remained traditional. Those, the constituents of the settlement are not only connected, but also dependent on the historical moment; the most important characteristic of the camp, of each of its elements is the changeability, the settlement exists in the context of constant changes. Especially fast settlement changed in the last century, when historical development accelerated. Nevertheless, many elements of the camp, including its foundations, have retained their traditional character.

Ключевые слова:

селькупы, хозяйство, образ жизни, система жизнеобеспечения, стойбище, архитектура, новации. Keywords:

Selkups, economy, way of life, life support system, camp, architecture, innovations.

Формирование северных селькупов как народа началось в XVII в., когда селькупы Сургутского уезда стали уходить на север - в Мангазейский уезд, образованный вслед за присоединением бассейнов рек Таза и Турухана к русскому государству. Совершая переселение, селькупы уповали на меньший размер ясака и лучшие условия для охотничьего промысла. За новые земли они воевали с энца-ми, хантами и лесными ненцами и одновременно смешивались ними, а также с кетами и эвенками, пришедшими сюда несколько позже. Завершение формирования северных селькупов произошло в первой половине XIX в.

Свою хозяйственную деятельность селькупы приспосабливали к новым природно-климатическим условиям, перенимая у соседних народов северные формы хозяйства. До переселения на Таз селькупы занимались охотой и рыболовством. Ни оленеводства, ни коневодства, ни скотоводства у них не было. К концу XIX в. у селькупов сформировалось крупностадное тундровое оленеводство (у единичных семей нижне- и среднетазовских селькупов) и мелкостадное транспортное таёжное оленеводство с вольным или полувольным выпасом оленей,

строительством оленных сараев и использованием дымокуров (у верхнетазовских селькупов). Оба типа оленеводства селькупов были транспортным оленеводством, имеющим вспомогательное значение1. Рыболовно-охотничий тип хозяйства и перенятое оленеводство обусловили новый образ жизни селькупов и специфику их поселений. Сеть селькупских стойбищ стала основой культурного ландшафта Таза и Турухана.

По сведениям старых авторов, в первой трети ХХ в. селькупские семьи имели по три места стоянки и кочевали между ними по кругу в определённые месяцы года, чего требовала специфика их хозяйственных занятий. С началом весны селькупы жили рядом с мелкими речками и озёрами, где запорами промышляли рыбу и охотились на перелётную дичь. В июне они переходили на более крупные реки: Таз, Худосей, Елогуй, Баиху, редко на Енисей, где занимались неводьбой. Олени их в течение лета паслись в близлежащих тундрах или близ чумов, прячась от гнуса в «загородках, типа сараев, от мошки и комара». Когда вода падала - в сентябре, селькупы шли обратно на место весеннего промысла и заготовляли на зиму рыбу. Время до конца декабря - половины января представляло период интенсивного лова запорами. С ноября селькупы рядом с чумом промышляли белку, в феврале отправлялись в «большую дорогу», на промысел белки за сотни километров от своего обычного кочевания. Некоторые селькупы, кочующие севернее, с февраля, на март и апрель уходили в тундру на промысел дикого оленя. Каждая семья имела «свои места» кочевания и промысла. У баишенских селькупов круг промысла сужало отсутствие оленей. Весной селькупы возвращались на свои стоянки, расположенные на мелких речках и озёрах2.

На стойбищах, где селькупы проводили холодное время года, жилищем им служили зимние чумы, крытые покрышками из оленьих шкур, и землянки. Летом селькупы жили в чумах, крытых вываренными берестяными тисками, или в шалашах. У верхнетазовских селькупов на летних стойбищах устраивались оленные сараи с дымокурами (на зимних стойбищах их не было).

Век спустя характер кочевания селькупских семей, сохранивших традиционный образ жизни, стал более умеренным. Почти все кочевые семьи (оленные и безоленные) теперь имеют два лесных

1 Козьмин В. А. Оленеводческая культура народов Западной Сибири. СПб., 2003.

2 Доброва-Ядринцева Л. Н. Туземцы Туруханского края. Новониколаевск, 1925; Прокофьева Е. Д. Селькупы. Народы Сибири. М.-Л., 1956. С. 665-687; Скалон В. Н. Оленеводство в бассейне реки Таза // Советский Север. 1931. № 3-4. С. 70-87.

хозяйства - зимнее и летнее, находящиеся на незначительном удалении друг от друга (от 3-4 до 25 км). Летнее хозяйство располагается там, где семья рыбачит летом - по берегам рек, чаще крупных - Таза, Худосея, Ширты, Тольки, Покольки, Ратты, Матыльки, Верхней и Нижней Баихи и пр., и больших озёр - Момчика, Часельского, Чёртовых, Советских, Парусовых и т. д. Зимнее стойбище обычно расположено в местах охоты и зимней рыбалки, вдали от больших рек, по маленьким речкам и озёрам.

На летних стойбищах сегодняшние селькупы живут с мая по октябрь и занимаются главным образом рыболовством. В конце октября они переезжают на зимние стойбища, где до весны осуществляют рыбный промысел, но уже в зимних его формах (ловля рыбы запорами и подлёдный лов). С этого времени у селькупов начинается охота на соболя, которая продолжается до февраля включительно. На соболиную охоту охотник выезжает без семьи, на оленях или на снегоходе, удаляясь от стойбища на незначительное расстояние - не более 10 км. У многих охотников в месте охоты на соболя есть избушка или временное укрытие - чум или палатка, где охотник пьёт чай или даже ночует, пока собака ищет соболя. Соболь стал возвращаться в эти места сравнительно недавно - в 1920-е гг. Постепенно его популяция набрала силу, и он заменил в объектах охотничьего промысла белку. На белку современные селькупы охотиться перестали, это стало экономически невыгодно. Почти не охотятся теперь на дикого оленя. Говорят, он на несколько десятилетий уходил из этих мест, и сейчас происходит его возвращение. Мясная охота ведётся нынешними селькупами на лося, который водится повсеместно.

Специфика охоты на соболя иная, чем на белку, поэтому селькупы прекратили дальние перекочёвки. Доходы с продажи шкурок соболя важны для селькупов, но не гарантированы: промысел соболя в значительной степени зависит от охотничьей удачи и от «урожайности» соболя в текущем году. Также эти доходы не являются для селькупов главными или единственными: сегодня селькупам ощутимую поддержку оказывает государство. Очевидно, что товарное значение охоты в жизни селькупов снизилось.

В ходе полевой работы была обнаружена обусловленность переезда селькупов с летних стойбищ на зимние необходимостью обновления кормовой базы для оленей. Место зимнего стойбища выбирается по качеству оленьего ягеля - «на зимних стойбищах мох лучше» - и по количеству - здесь ягеля должно быть больше, чем на летнем стойбище.

Зимой олени добывают - «копытят» - ягель из-под глубокого снега в зоне стойбища. В апреле, чтобы обеспечить оленям усиленное питание, некоторые оленеводы ставят палатку близ летнего стойбища, т. к. на стойбище корма меньше (мох быстро вытаптывается), и переезжают на него лишь в мае, сразу отпуская оленей на вольный выпас. Для обновления ягельников места летних стойбищ положено менять раз в 5 лет, зимних - раз в 8-10 лет. Раньше причиной переезда было также оскудение на обжитом стойбище запасов сухостоя (он тоже восстанавливается за 10 лет), но «сейчас селькупы дрова в другом месте заготавливают». На другое стойбище переезжают, если олени заболевают копыткой.

Современное оленеводство селькупов сохранило транспортное значение, однако оно неуклонно уменьшается из-за роста в селькупских хозяйствах числа снегоходов. Отсутствие оленей чаще всего не меняет характер кочевания селькупов. Имеющие и не имеющие оленей селькупские семьи одинаково, по сезонам, перемещаются между двумя хозяйствами - летним и зимним.

Местом для стойбища, как летнего, так и зимнего, обычно служит сухой, хорошо продуваемый бор, расположенный на расстоянии 200 м - 1,5 км от берега реки или озера. Площадка для стойбища расчищается от леса, и впоследствии ей не дают зарастать: вся молодая древесная поросль на ней пропалывается. Размеры стойбищ варьируются - от стойбищ на одну семью с одной жилой постройкой до стойбищ на 7-8 семей.

В советское время на берегах Таза и Турухана выросло несколько полноценных административных посёлков. Жители леса регулярно ездят туда закупаться продуктами, промтоварами, получать пенсии и пособия, имеют там свою жилплощадь, однако на характер расположения стойбищ посёлки не повлияли. Селькупы, ведущие традиционный образ жизни, по-прежнему живут и кочуют по «своим» местам.

Таким образом, принципы расположения стойбищ (включая количество) и режим перемещения между ними селькупов изменились, сохранив при этом традиционную основу.

То же сочетание нового и традиционного обнаруживается, если рассматривать архитектуру стойбищ. Основной жилой постройкой стали теперь заимствованные у русских бревенчатые избы, но продолжают использоваться и традиционные землянки, и, довольно активно, чумы.

Чум - мет - прочно вошёл в жизнь селькупов под влиянием народов, с которыми они смешивались после переселения на север (рис. 1).

До переселения селькупам был знаком берестяной чум, но он не имел широкого применения1.

Установку селькупского чума начинают с двух (редко трёх) шестов, их верхние концы соединяют накрест, продевая в верёвочную петлю, а нижние втыкают в землю на расстоянии около 4 м друг от друга, что соответствует диаметру чума. Нередко верхушки первых двух шестов соединяют, опирая один из них на развилку, имеющуюся на конце другого, или скрещивают шесты с двумя развилками. Далее по кругу устанавливают ещё 25-28 шестов, укладывая их верхними концами на крестовину первых двух. Высота шестов чума достигает 5 м, изготавливают шесты из стволов молодых берёз. Внутри остов чума для крепости опоясывают обручем из тонких стволов тальника или черёмухи, а бывает, что просто веревкой. Когда остов чума готов, на него накладывают или натягивают покрытие. Раньше летние чумы покрывали тисками - сшитыми вываренными полосами бересты, а зимние нюками - покрышками, сшитыми из зимних шкур оленя (процесс изготовления берестяных и меховых покрышек подробно описан С. И. Ириковым2). Сегодня берестяные тиски и меховые нюки вышли из употребления. Современные чумы - и летние, и зимние - кроются брезентом, иногда под брезент кладётся слой синтетического войлока в качестве утеплителя. Остовы чумов сейчас не разбирают и не перевозят, они остаются на стоянках и ждут возвращения своих хозяев, снимается с них только покрытие. Селькупские чумы меньше ненецких.

В центре чума раньше устраивался костер, а теперь чаще ставится железная печка, труба которой подходит к открытому отверстию вверху чума. Очаг и печку, по полу, от порога, обычно ограждают толстыми плахами, брёвнами или досками. Пол в чуме оставляют земляной или застилают слоем хвойных веток. Снаружи покрытие чума придавливается несколькими шестами, а по нижнему краю прижимается к земле песком или снегом. Дрова хранятся справа или слева от входа. Дверью служит откидываемый угол покрытия чума. Если в чуме готовят на костре, котёл вешается на воткнутую рядом с костром наклонную палку с сучком на конце. Постели устраиваются справа и слева от входа. Летом над постелями натягиваются ситцевые пологи. К обязательной утвари в чуме относится низкий столик - твнтыпо.

До сих пор у северных селькупов в качестве зимнего жилища бытует старинная землянка пой шт (деревянное жилище), в прошлом

1 Прокофьева Е. Д. Указ. соч. С. 665-687.

2 См. подробнее: Хомич Л. В., Ириков С. И., Аюпова Г. Е. Тазовские селькупы. СПб., 2002.

ею пользовались не менее часто, чем зимним чумом (рис. 2, 3). Землянка может считаться исконно селькупским жилищем: похожие постройки когда-то были распространены у южных селькупов1. По свидетельству авторов первой трети ХХ в., каждую зиму селькупы строили землянки заново. За время полевой работы мне довелось осмотреть около 10 землянок - жилых, заброшенных, музейных и т. д.

«Стандартная» селькупская землянка пой шт имеет форму усечённой пирамиды и ставится над четырёхугольной ямой размером от 4 х 4 до 6 х 7 м и глубиной до 0,5 м, отчего правильнее было бы называть её полуземлянкой. По углам вкапываются четыре наклонных столба с пазами на верхних концах, в которые укладываются концы поперечных брёвен. Эта конструкция образует каркас жилища. Высота землянок не превышает 1,8 м. Стены землянки делают из приставленных друг к другу наклонных плах, верхние концы которых опираются на поперечные брёвна каркаса. В одном из торцов землянки делают дверной проём, укрепляют его края брёвнами и на них навешивают дощатую дверь, в другом случае вход закрывается откидным брезентовым полотнищем. На крышу от входа к задней стенке укладывают два бревна (расстояние между ними равно ширине дверного проёма), между этими брёвнами и поперечными брёвнами каркаса настилают плахи, оставляя отверстие (0,5 х 0,5 м) для выхода дыма и для освещения. Щели между плахами законопачивают мхом, на них укладывают рубероид (раньше вместо него использовали бересту), и вся землянка покрывается дёрном, а снизу засыпается песком. Чтобы дёрн не сползал, его придавливают жердями. Внутри от порога и вокруг печки (или очага), расположенной в центре жилища, на земляной пол укладывается рама-ограждение из двух рядов толстых досок. Справа и слева от входа хранятся продукты, за печкой стоит ведро, где топится снег для воды. Вдоль боковых стен располагаются постели. Сидят в землянках на чурбанах. Часто снаружи над входом к землянке пристраивают навес-козырёк, лежащий одним краем на крыше, а другим на наклонных столбах, вкопанных в землю на расстоянии 2-3 м перед входом.

В литературе встречаются описания других вариантов селькупских полуземлянок. С. И. Ириков описывает полуземлянку чуй мет (земляное жилище), аналогичную пой шт'у, но заглублённую в землю на 2 м2. К. Доннер и Е. Д. Прокофьева описывают землянку как незначительно углублённый в землю сруб с ледяным окном3.

1 См. подробнее: Пелих Г. Е. Происхождение селькупов. Томск, 1972.

2 Хомич Л. В., Ириков С. И., Аюпова Г. Е. Указ. соч.

3 Доннер К. У самоедов Сибири. Томск, 2008. С. 99; Прокофьева Е. Д. Указ. соч. С. 673.

рис. 2. Селькупская зимняя полуземлянка. Стойбище близ с. ратта Красноселькупского района тюменской области. Фото автора. 2016 г.

Е. Д. Прокофьева при этом отмечает, что жилище покрывалось сверху дёрном, а его стены могли быть сделаны также из жердей и даже из дранки. Оба автора ничего не пишут об усечённо-пирамидальной форме землянки, видимо, имея в виду, что её форма прямоугольная.

Как уже говорилось, преобладающим типом жилища на современных стойбищах являются срубные избы (рис. 4). Они были заимствованы у русских довольно поздно - в советское время, в источниках конца XIX - начала XX в. упоминания об избах на селькупских стойбищах отсутствуют. Как правило, избы имеют двускатную крышу на коньковом стояке. Поверх стропил настилается рубероид, листы железа, реже полосы бересты, всё это придавливается брёвнами, жердями и плахами. Фронтоны остаются полностью открытыми, или один из них вертикально зашивается досками. Пол чердака служит потолком жилой комнаты. Встречаются также дома, где конёк расположен не по центру фасадов, и крыша имеет неравномерные углы склона скатов.

У крыш некоторых срубов коньковый стояк отсутствует, и угол скатов создаётся толщиной бревна коньковой балки. Скаты таких крыш выглядят пологими, помимо вышеперечисленных материалов их покрывают дёрном. Пологими выглядят также односкатные крыши, угол их ската образуется одним дополнительным бревном на переднем фасаде сруба. Односкатные крыши могут застилаться накатом из брёвен и жердей, а сверху покрываться дёрном. Срубы с горизонтальной крышей без ската вообще мне не встречались. Избы с пологими крышами невысоки, поэтому их крыши становятся местом хранения хозяйственных предметов. Возможно, что именно такие невысокие срубы - с дёрном на пологих крышах - К. Доннер и Е. Д. Прокофьева считали (полу)землянками.

К срубам, как правило, пристраиваются сени из брёвен, досок или жердей с односкатной крышей на слегах. В таких сенях дверной проём может заменять отсутствие боковой стенки.

Срубы уложены обычно в шесть - одиннадцать венцов, что соответствует высоте жилого помещения (без крыши) в 1,7-2,4 м. Площадь срубов варьирует от 6 до 50 м2.

Полы в селькупских избах могут быть как земляные, так и дощатые, печка ставится справа от входа или посередине. Вдоль боковых стен устраиваются нары, полки для вещей, под одним из окон укрепляется столик для еды, для сидения используются чурбаны или скамьи. Размер и количество окон могут быть разными.

рис. 3. Селькупская зимняя полуземлянка, вид изнутри. Стойбище близ с. ратта Красно-селькупского района тюменской области. Фото автора. 2016 г.

рис. 4. жилой сруб на стойбище близ с. ратта Красноселькупского района тюменской области. Фото автора. 2008 г.

К новациям, ведущим своё происхождение от совхозного оленеводства, следует отнести такой тип жилища, как брезентовые палатки, повсеместно встречаемые на селькупских стойбищах сегодня. Когда-то такие палатки выдавались оленеводам совхозных стад.

Самым быстрым в постройке, широко используемым в прошлом и всё ещё бытующим в наши дни селькупским жилищем служит шалаш - кумар. Шалаш (наряду с чумом) селькупы ставят на песках больших рек во время летней рыбалки, живут в нём недолго, пару недель, пока идёт белая рыба. Сооружают шалаш, сгибая и скрещивая прутья тальника в форме полусферы. Раньше сверху шалаш покрывался берестой, теперь для покрытия используют различные ткани, полиэтилен. Мне доводилось видеть шалаши на песках во время поездок по селькупским рекам, а также во дворах селькупских деревень, где подобные конструкции применяются в хозяйственных целях (рис. 5). По свидетельству П. Е. Островских, селькупы окрестностей Туруханска обычно жили в берестяных шалашах или чумах довольно продолжительное время - летом и осенью1.

В прошлом подобные конструкции полусферической формы селькупы ставили на лодки, где нередко жили во время промысла. Сейчас эти лодочные жилища заменены каютами заводского производства, покупаемыми в комплекте с дюралевыми лодками, и самодельными каютами, повторяющими форму покупных, выполненными из фанеры или листового металла.

К. Доннер пишет, что во время зимних переездов по тундре самоеды сооружали шалаши из прутьев и веток хвойных деревьев, пережидая в них самые холодные зимние дни2. Как строились такие шалаши, остаётся неизвестным.

К. Доннер оставил описание ещё одного типа традиционного селькупского временного жилища. «Если зимой охотники спешили или передвигались по тундре без чума, они устраивали стоянку "по-остяцки": сгребали снег так, чтобы образовался вал для защиты от ветра, на землю стелили сосновые ветки и оленьи шкуры, из большого полена разводили огромный костёр. На снежный вал наискосок втыкали небольшие сосны»3. У П. Е. Островских такое укрытие описывается как зимнее жилище семьи баишенского селькупа. «Живёт он в яме в окрестностях Туруханска: разгрёб снег и обставил стенки

1 Островских П. Е. Баишенские «остяки» (остяко-самоеды) Туруханского края в конце XIX в. // Советский Север. 1931. № 7-8. С. 174.

2 Доннер К. Указ. соч. С. 91.

3 Там же. С. 106.

ёлками»1. Сейчас подобные «ямы» селькупы используют, когда зимой в лесу оказываются в критической ситуации.

Помимо жилых сооружений, на селькупских стойбищах имеется довольно большой ряд хозяйственных построек.

Традиционный селькупский лабаз для хранения продуктов -кор - представляет собой сруб, возведённый на четырёх (реже -двух) столбах-сваях (рис. 6). Его двускатная (с глухими бревенчатыми фронтонами) или односкатная крыша кроется рубероидом (прежде крылась берестой или корой). К двери с земли ведёт лестница, часто выполненная в виде бревна с зарубками. Такую конструкцию амбара селькупы объясняют необходимостью защиты от грызунов. Размеры лабазов колеблются от 2 х 2 до 3 х 4 м. Современные кор'ы нередко строятся как каркасные сооружения из жердей, досок и рубероида. Помимо продуктов, в лабазах хранят одежду, постели, упряжь, домашних духов, под лабазами летом стоят нарты и снегоходы. Редкое современное стойбище не имеет свайных лабазов. Однако наряду с традиционными кор'ами селькупы строят и «русские» сараи из брёвен и досок, в них хранят сети, моторы, дизельные электростанции, колья для запора, инструменты и прочие хозяйственные вещи. Население Советских озёр пользуется каркасными сараями, обшитыми рубероидом.

Самым простым селькупским сараем может считаться навес, он устроен в виде крыши, держащейся на четырёх столбах (передние выше задних). Под навесом хранятся нарты, в т. ч. хозяйственные, снегоходы, под крышей навеса укрепляется перекладина, на которую вешается зимняя одежда, постели и т. д. Когда на стойбище нет сараев, для хранения продуктовых запасов строятся помосты между деревьями.

На летних стойбищах тазовских селькупов, как правило, устраивается летняя кухня, представляющая собой огороженный навес, внутри которого разводится костёр и/или ставится железная печка. Иногда печку обкладывают кирпичами и обмазывают глиной или наполовину закапывают в землю. Здесь пекут русский хлеб, готовят еду, под навесом в дыму костра сушат юколу. В «комплект» кухни часто входит стол, где чистят рыбу, и чурбаны для сидения.

Летом селькупы-оленеводы отпускают своих оленей на вольный выпас. Чтобы защитить оленей от комаров, гнуса и солнца, на летних стойбищах строят олений сарай с дымокурами - втай шт. Селькупы называют его 'олений дом' или 'теневой навес' (рис. 7). Вторая

1 Островский П. Е. Указ. соч. С. 170.

функция сарая - удерживать оленей на стойбище, не давать им уйти в лес и потеряться.

Типичный селькупский олений сарай в плане имеет форму прямоугольника длиной 6-10, шириной 3-4 м, его размеры зависят от количества оленей на стойбище. Каркас сарая образуют вертикальные столбы, вкопанные по периметру, между ними крепятся стенки из плотно подогнанных друг к другу горизонтальных жердей (или из нескольких жердей, тогда стены завешиваются брезентом, мешковиной или войлоком). Крыша у сарая делается двускатная, её коньковую балку поддерживает ряд столбов, установленных по продольной оси строения, они выше боковых столбов. Крыши покрывают жердями, берестой, рубероидом, подручным листовым и тканевым материалом. Половины торцевых сторон сарая представляют собой стенки из жердей, позади них, в углах сарая, ставятся дымокуры с ограждением. Другие половины завешивают брезентом или войлоком, их откидывают, когда нужно создать сквозняк или открыть оленям выход из сарая. Чтобы задержать дым от дымокуров в сарае, ткань опускают. На территории стойбища устраивается ещё несколько дымокуров, огороженных жердями. На зимних стойбищах оленных сараев не строят. Оленные сараи для селькупов, как и всё, связанное с оленями, - заимствование.

На одном из стойбищ мне довелось увидеть редкую для селькупов традиционную постройку, заменяющую оленный сарай - теневой навес-дымокур (втай пурцъш шт) (рис. 8). Его конструкцию составляли четыре параллельных ряда вкопанных столбов высотой в рост оленя. Расстояние между рядами и столбами чуть превышало высоту столбов. Верхние концы столбов соединялись перекладинами из стволов молодых сосен с пушистой кроной, чем создавалась не пропускающая солнца крыша. Конструкция также помогала оленям спасаться от комаров: проходя под сосновыми ветками, они счищали с себя насекомых. Вокруг навеса были устроены шесть огороженных жердями дымокуров.

Помимо сараев, к оленьей архитектуре летнего стойбища следует отнести изгородь. У селькупов Верхнего Таза её называют огородом, реже коралем. Изгородь строится из жердей, в ней устраиваются ворота. Длина изгородей может превышать 10 км.

Изгородь - не обязательный элемент стойбища, она строится, когда у хозяев оленей есть на то необходимость и возможность (это довольно затратный процесс). Один оленевод мне говорил, что построил изгородь, когда оленей «только взяли», и теперь она уже не используется:

рис. 6. Хозяйственный амбар на сваях. Стойбище Белый Яр в верховьях р. тольки, Красноселькупский район тюменской области. Фото автора. 2015 г.

«Они и так никуда не убегают - ворота открыты»1. Изгородь предохраняет домашних оленей от опасностей - не позволяет им уходить к реке, в которую они могут упасть, уходить далеко в лес, где они могут потеряться, или выходить на дорогу, проложенную и используемую лесозаготовителями (от делянки к реке), и быть задавленными машинами. Вместе с оленными сараями и дымокурами изгородь служит элементом техники «привязывания» оленей к месту стойбища. Пребывая внутри изгороди, олени приучаются быть в стаде, ходить в группе, что потом, когда их отпускают на вольный выпас, облегчает их поиск2. Некоторые оленеводы закрывают изгородь на осень, чтобы олени не ушли, когда начинается гон. Изредка селькупы строят небольшие загоны для важенок и телят на период отёла - корали.

Во время появления колхозов, когда возникла необходимость сохранения уловов, в ландшафте стойбищ появились ледники. Во время полевой работы мне встречались два типа ледников: погреб, выкопанный в толще высокого берега реки, и невысокий сруб высотой в 2-3 бревна над небольшой земляной ямой, накрытый накатом из брёвен. Весной перед таянием снега ледники заряжаются льдом. Употреблять в пищу залежавшуюся замороженную рыбу селькупы не любят, т. к. находят её вкус неприятным, поэтому ледники имеются далеко не на каждом летнем стойбище.

К новациям на стойбищах селькупов, несомненно, относятся сруб-ные бани (иногда в них насосом накачивается вода из реки), дощатые туалеты типа «будка» (могут быть обшиты вместо досок берестой), собачьи конуры и «норы», а также, возможно, колодцы в песочных ямах.

Стойбище не имеет правильной планировки. Помимо построек, по его территории разбросано множество мелких объектов - это кормушки-колоды с солью для оленей, приспособления для загибания лыж, берестяные свёртки с медвежьими костями, висящие на ветвях высоких сосен, провода на опорах, идущие от сарая с «движком» к домам, антенны, детские качели, грядки с картошкой (дань 1990-м гг.), клумбы (с морошкой), траки от снегоходов, бочки для горючего и ещё сотни других предметов.

Беспорядок в организации стойбища виден лишь при поверхностном взгляде на вещи. Если смотреть внимательнее, то оказывается, что все объекты стойбища входят в одну большую систему. В центре этой

1 Полевые материалы экспедиции автора в Красноселькупский район Тюменской области, март 2016 г.

2 Давыдов В. Н. От дикого к домашнему: стратегии доместикации оленя в Северном Забайкалье // Радловский сборник. СПб., 2014. С. 365-371.

рис. 7. оленный сарай с дымокуром. Стойбище на р. Покольке, Красноселькупский район тюменской области. Фото автора. 2012 г.

рис. 8. теневой навес-дымокур для оленей. Стойбище Куниных в верховьях р. тольки, Красноселькупский район тюменской области. Фото автора. 2015 г.

системы находится площадка с жилыми и хозяйственными постройками, на периферии - причал, изгородь для оленей, а также кладбища и культовые объекты (обязательные для стойбища в традиционном его варианте). К инфраструктуре стойбища относятся места, на которых селькупы осуществляют свою промысловую деятельность, ибо стойбище, как никакое другое поселение, крепко привязано к промысловым угодьям, стойбища без угодий не существует. Из чего следует, что стойбище - это комплекс/система объектов жизнеобеспечения селькупов.

Итак, в результате проведённого исследования автор пришла к следующим выводам. Селькупское стойбище представляет собой самобытный элемент мультикультурного ландшафта бассейнов Таза и Турухана. Свои стойбища селькупы вписали в местную природную среду и организовали в зависимости от специфики своих хозяйственных занятий. Селькупское стойбище можно рассматривать как систему объектов жизнеобеспечения, в инфраструктуру которой входит множество компонентов, включая промысловые угодья. Составляющие стойбища связаны и зависимы, в т. ч., от исторического момента: селькупы веками жили вдали от густонаселённых районов страны, но никогда не были изолятами. Важнейшая характеристика стойбища, каждого его элемента - изменяемость: стойбище существует в контексте постоянных изменений. Особенно быстро стойбище менялось в последнее столетие, когда движение истории ускорилось. Тем не менее множество элементов стойбища, включая его основы, сохранили свою традиционность.

Источники:

Полевые материалы экспедиции автора в Красноселькупский район Тюменской области, март 2016 г.

Литература:

1. Давыдов В. Н. От дикого к домашнему: стратегии доместикации оленя в Северном Забайкалье // Радловский сборник. СПб., 2014. С. 365-371.

2. Доброва-Ядринцева Л. Н. Туземцы Туруханского края. Новониколаевск, 1925.

3. Доннер К. У самоедов Сибири. Томск, 2008.

4. Козьмин В. А. Оленеводческая культура народов Западной Сибири. СПб., 2003.

5. Лезова С. В. Жилище северных селькупов // Экспериментальная археология. Тобольск, 1991. Вып. 1. С. 101-107.

6. Островских П. Е. Баишенские «остяки» (остяко-самоеды) Туруханского края в конце XIX в. // Советский Север. 1931. № 7-8. С. 161-181.

7. Пелих Г. Е. Происхождение селькупов. Томск, 1972.

8. Прокофьева Е. Д. Селькупы. Народы Сибири. М.-Л., 1956. С. 665-687.

9. Скалон В. Н. Оленеводство в бассейне реки Таза // Советский Север. 1931. № 3-4. С. 70-87.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Степанова О. Б. Стойбище верхнетазовских селькупов // Материалы полевых исследований МАЭ. СПб., 2009. Вып. 9. С. 23-42.

11. Степанова О. Б. Традиционное хозяйство северных селькупов: итоги реанимационных процессов первого десятилетия ХХ1 в. (по материалам полевых исследований 2004-2012 гг.) // Материалы полевых исследований МАЭ. СПб., 2013. Вып. 13. С. 6-22.

12. Степанова О. Б. Селькупы села Совречка // Вестник археологии, антропологии и этнографии. Тюмень, 2015а. № 3 (30). С. 126-134.

13. Степанова О. Б. Туруханские селькупы: взгляд со стороны (по материалам экспедиции 2014 г. в Туруханский район Красноярского края) // Материалы полевых исследований МАЭ. СПб., 2015Ь. Вып. 15. С. 23-43.

14. Степанова О. Б. Село Толька и не только // Материалы полевых исследований МАЭ. СПб., 2016. Вып. 16. С. 46-66.

15. Степанова О. Б. Социальная политика государства по отношению к коренным малочисленным народам Севера в начале XXI в. (на примере северных селькупов) // Социальные отношения в историко-культурном ландшафте Сибири. СПб., 2017. С. 349-444.

16. Степанова О. Б. Красные селькупы: революционные преобразования среди населения Таза и Турухана // Уральский исторический вестник. 2018. № 1 (58). С. 91-100.

17. Тучкова Н. А. Селькупы. Поселения и жилища // Народы Западной Сибири. М., 2005. С. 332-341.

18. Хомич Л. В., Ириков С. И., Аюпова Г. Е. Тазовские селькупы. СПб., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.