Научная статья на тему 'ОБ ОДНОЙ ИЗ СОВРЕМЕННЫХ УГРОЗ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ'

ОБ ОДНОЙ ИЗ СОВРЕМЕННЫХ УГРОЗ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЕ СЕЛЬКУПЫ / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОЛЕНЕВОДСТВО / ВОЛКИ / ОЛЕНИ / СОБАКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Степанова Ольга Борисовна

Статья посвящена рассмотрению опасной современной ситуации, сложившейся в настоящее время у селькупов Верхнего Таза и связанной с нападениями волков на домашних оленей. Проблема волков в селькупском оленеводстве до сих пор не имеет отдельного исследования, поэтому в основу статьи положены полевые материалы автора, собранные в ходе нескольких поездок к северным селькупам. В исследовании приводится хронология связанных с нападениями волков событий от момента появления хищников в 2018 г. и до настоящего времени. Анализ интервью, взятых у разных поколений оленеводов, работавших в разных по размерам и форме собственности хозяйствах (современных, маленьких, частных и больших, коллективных, советских), позволил установить, что волки уже были проблемой для оленеводческой отрасли района в советском прошлом, и что из некоторых «углов» района они с тех самых пор никуда и не уходили. В статье перечисляются меры противостояния волкам, принятые оленеводами, и вскрывается истинная и главная беда нынешнего селькупского оленеводства - избыточная численность пребывающего в районе дикого оленя, следствием и «довеском» которой является проблема волков. Обоснован вывод о том, что волки создают серьезную проблему не просто оленеводам и их стадам, а сохранению селькупской традиционной культуры в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONE OF THE MODERN THREATS TO CULTURAL TRADITION NORTHERN SELKUP

The article is devoted to the consideration of the dangerous modern situation that has developed now among the Selkups of the Upper Taz and associated with attacks by wolves on domestic deer. The problem of wolves in the Selkup reindeer husbandry has not yet been studied separately; therefore, the article is based on the author's field materials collected during several trips to the northern Selkups. The study provides a chronology of events related to wolf attacks from the appearance of predators in 2018 to the present. An analysis of interviews taken with different generations of reindeer herders who worked in farms of different sizes and forms of ownership (modern, small, private and large, collective, Soviet) made it possible to establish that wolves were already a problem for the reindeer herding industry in the region in the Soviet past, and that from some "corners" of the district they have not left since then. The article lists the measures taken by the reindeer herders to resist the wolves, and reveals the true and main problem of the current Selkup reindeer husbandry - the excessive number of wild reindeer in the region, the consequence and "add-on" of which is the problem of wolves. It is substantiated the cinclusion that wolves pose a serious problem not only to reindeer herders and to their herds, but also to the preservation of the Selkup traditional culture in general.

Текст научной работы на тему «ОБ ОДНОЙ ИЗ СОВРЕМЕННЫХ УГРОЗ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ»

5. Степанова О.Б. Современное положение коренных малочисленных народов Севера в Красноселькупском районе ЯНАО// Сибирь на рубеже тысячелетий: традиционная культура в контексте современных экономических, социальных и этнических процессов. - СПб.: Европейский Дом, 2005. - С. 30-66.

6. Тучков А.Г. Мука и хлеб в культуре селькупов // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. -2Q15. - № 4 (10). - С. 99-1Q8.

l. Тучкова Н.А. Селькупы. Материальная культура. Пища и домашняя утварь // Народы Западной Сибири. - М.: Наука, 2005. 8. Фотохронолог / Сибирская экспедиция Кая Доннера / На реке Таз / 1912 - Электронный ресурс: https://vk.com/album-9l22Q6Q2_245l2Q136, дата обращения 16.11.2021.

References and Sources

1. Donner K. U samoedov Sibiri. - Tomsk: Izd-vo «Veter». 2QQ8. - 1l5 s.

2. Ostrovskih P.E. Baishenskie ostyaki (ostyako-samoedy) Turuhanskogo kraya v konce 19 v.// Sovetskij Sever. - 1931. - N° 7-8.

3. Stepanova O.B. Krasnye sel'kupy: revolyucionnye preobrazovaniya sredi naseleniya Taza i Turuhana // Ural'skij istoricheskij vestnik. - 2Q18. - N° 1. -S.91-1QQ.

4. Stepanova O.B. Materialy po pogrebal'nomu obryadu tazovskih sel'kupov // Radlovskie chteniya, 2QQ5. Tezisy dokladov. - SPb.: MAE RAN, 2QQ5. -

5. 165-169.

5. Stepanova O.B. Sovremennoe polozhenie korennyh malochislennyh narodov Severa v Krasnosel'kupskom rajone YANAO// Sibir' na rubezhe tysyacheletij: tradicionnaya kul'tura v kontekste sovremennyh ekonomicheskih, social'nyh i etnicheskih processov. - SPb.: Evropejskij Dom, 2QQ5. - S. 3Q-66.

6. Tuchkov A.G. Muka i hleb v kul'ture sel'kupov // Tomskij zhurnal lingvisticheskih i antropologicheskih issledovanij. - 2Q15. - № 4 (10). - S. 99-1Q8. l. Tuchkova N.A. Sel'kupy. Material'naya kul'tura. Pishcha i domashnyaya utvar' // Narody Zapadnoj Sibiri. - M.: Nauka, 2QQ5.

8. Fotohronolog / Sibirskaya ekspediciya Kaya Donnera / Na reke Taz / 1912 - Elektronnyj resurs: https://vk.com/album-9l22Q6Q2_245l2Q136, data obrashcheniya 16.11.2Q21.

СТЕПАНОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела Сибири, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) (stepanova67@mail.ru).

СЮЗЮМОВ АРСЕНИИ АЛЕКСЕЕВИЧ - аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт наук о Земле, Кафедра картографии и геоинформатики (St049991@student.spbu.ru).

STEPANOVA, OLGA B. - Ph.D. in History, Senior Researcher at the Department of Siberia, Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) RAS (stepanova67@mail.ru).

SYUZYUMOV, ARSENIY A. - Ph.D. student, Saint Petersburg State University, Institute of Earth Sciences, Department of Cartography and Geoinformatics (St049991@student.spbu.ru).

УДК 398.4(=511.2) DOI: 10.24412/2308-264X-2021-6-152-158

СТЕПАНОВА О.Б. ОБ ОДНОЙ ИЗ СОВРЕМЕННЫХ УГРОЗ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ

Ключевые слова: северные селькупы, хозяйственная деятельность, оленеводство, волки, олени, собаки, оленеводство.

Статья посвящена рассмотрению опасной современной ситуации, сложившейся в настоящее время у селькупов Верхнего Таза и связанной с нападениями волков на домашних оленей. Проблема волков в селькупском оленеводстве до сих пор не имеет отдельного исследования, поэтому в основу статьи положены полевые материалы автора, собранные в ходе нескольких поездок к северным селькупам. В исследовании приводится хронология связанных с нападениями волков событий от момента появления хищников в 2018 г. и до настоящего времени. Анализ интервью, взятых у разных поколений оленеводов, работавших в разных по размерам и форме собственности хозяйствах (современных, маленьких, частных и больших, коллективных, советских), позволил установить, что волки уже были проблемой для оленеводческой отрасли района в советском прошлом, и что из некоторых «углов» района они с тех самых пор никуда и не уходили. В статье перечисляются меры противостояния волкам, принятые оленеводами, и вскрывается истинная и главная беда нынешнего селькупского оленеводства - избыточная численность пребывающего в районе дикого оленя, следствием и «довеском» которой является проблема волков. Обоснован вывод о том, что волки создают серьезную проблему не просто оленеводам и их стадам, а сохранению селькупской традиционной культуры в целом.

STEPANOVA, O.B.

ONE OF THE MODERN THREATS TO CULTURAL TRADITION NORTHERN SELKUP

Key words: northern Selkups, economic activities, reindeer husbandry, wolves, deer, dogs, reindeer husbandry.

The article is devoted to the consideration of the dangerous modern situation that has developed now among the Selkups of the Upper Taz and associated with attacks by wolves on domestic deer. The problem of wolves in the Selkup reindeer husbandry has not yet been studied separately; therefore, the article is based on the author's field materials collected during several trips to the northern Selkups. The study provides a chronology of events related to wolf attacks from the appearance of predators in 2018 to the present. An analysis of interviews taken with different generations of reindeer herders who worked in farms of different sizes and forms of ownership (modern, small, private and large, collective, Soviet) made it possible to establish that wolves were already a problem for the reindeer herding industry in the region in the Soviet past, and that from some "corners" of the district they have not left since then. The article lists the measures taken by the reindeer herders to resist the wolves, and reveals the true and main problem of the current Selkup reindeer husbandry - the excessive number of wild reindeer in the region, the consequence and "add-on" of which is the problem of wolves. It is substantiated the cinclusion that wolves pose a serious problem not only to reindeer herders and to their herds, but also to the preservation of the Selkup traditional culture in general.

Целью статьи определено изучение влияния волков на современную хозяйственную деятельность и быт оленеводов верхнего течения р. Таз. Исследование вопроса вносит свой вклад в фундаментальную этнографическую науку - пополняет багаж знаний о традиционной селькупской культуре и ее современных модификациях, а также имеет практическую значимость для нынешних селькупов в виде ожидаемого отклика руководящих структур района и округа, ответственных за работу с коренными малочисленными народами Севера. Исследование проводилось на основе полевых материалов, собранных автором в ходе нескольких экспедиций к северным селькупам. В научной литературе вопросы нападений хищников на селькупских домашних оленей в данном ключе до сих пор еще никем не рассматривались.

В верховьях Таза в настоящее время насчитывается около двадцати селькупских семей, занимающихся традиционным оленеводством, и им требуется поддержка в поиске выхода из сложившейся ситуации. Селькупское оленеводство носит преимущественно транспортный характер, средняя численность оленьего стада у селькупов составляет 40 голов. Способ селькупского оленеводства подразумевает свободный выпас оленей в теплый период года. На летних стойбищах для оленей строятся сараи с дымокурами, в которых они могут спрятаться от гнуса, оводов и комаров. В августе-сентябре, когда пропадает гнус, олени уходят в лес, где встречаются и гуляют с дикими оленями, в это время у оленей происходит гон. Перед переездом на зимние стойбища, по первому снегу, хозяева отправляются по следам искать/собирать своих оленей. Возвратить получается не всех оленей, часть из них остается с дикарями. Во многих селькупских хозяйствах территория «вольного выпаса» ограничена коралем - изгородью длиной 4-10 км в периметре. Предназначение коралей - препятствовать уходу и потере домашних оленей.

Согласно сведениям информантов, волки пришли в верховья Таза в 2018 г., до этого времени волков на Тазу якобы не было. Полевые записи 2018 г. зафиксировали сильное впечатление, которое произвело появление «крупных» серых хищников на жителей села Ратта - одного из центров Верхнего Таза. В каждом разговоре с автором жители непременно упоминали волков, выражая тревогу и обеспокоенность за будущее местного оленеводства. Приход волков информанты связывали с резким увеличением численности дикого северного оленя, которое наблюдается в Красноселькупском районе в последние десять - пятнадцать лет, и пролеганием через верховья Таза оленьих миграционных троп, идущих с юга, из Ханты-Мансийского района. Мнение информантов о том, что волки пришли вслед за диким оленем, подкреплялось аналогичным выводом биологов -сотрудников Верхне-Тазовского государственного заповедника, ведущего свою деятельность на землях Таза с 1986 г. Несмотря на то, что в 2018 г. жители Верхнего Таза только дважды видели волков, и волки на тот момент ни одного из домашних оленей еще не задрали, кое-кто из оленеводов в качестве превентивной меры расставлял вокруг своих угодий капканы и обсуждал с соседями, как законным путем отстреливать волков, если на их отстрел нужна лицензия (ПМА 2018).

В 2019 г. волки появились на одном из стойбищ, расположенных на Тазу выше с. Ратта, и задрали «много» оленей. Владельцы этого стойбища имеют самое большое на Верхнем Тазу оленье стадо, оно насчитывает более 100 голов. Невзирая на немалые силы и средства, вложенные в обустройство стойбища, хозяева не стали воевать с волками и оставили его. Они перебрались вниз по Тазу, в место близ устья р. Большая Ширта, и перегнали туда свое оленье стадо - «половину того, что было» (ПМА 2019). Своих оленей они присоединили к стаду сидевшего на этом месте старого оленевода; пригнавшая оленей молодая семья заняла пустующую на стойбище избушку.

В оставлении стойбища, на которое пришли волки, проявилась растерянность селькупов перед неожиданно возникшей проблемой и их неготовность противостоять волкам. До сих пор единственным хищником, который угрожал взрослым особям селькупских домашних оленей, был медведь - животное полностью отличное от волка, с другими повадками, характером, образом жизни. Селькупы веками жили рядом с медведем и за это время прекрасно осознали его не только с физиологических позиций, но и мифологически: в традиционном мировоззрении селькупов медведь занимает почетное место, с ним связано множество верований и обрядов [1]. В ситуациях, когда со стороны медведя возникает угроза оленям, селькупы действуют на предупреждение, противостоят хищнику хорошо отработанными, отточенными веками методами и им, как правило, удается избежать больших жертв. Жертвам, которые все-таки случаются, включая самого убитого медведя, селькупы дают традиционное объяснение, жертва считается закономерной, и не вызывает тревоги за будущее здравствующих людей и оленей.

Зимой 2021 г. волки появились на Тазу близ р. Б. Ширта - в глубинке Верхнего Таза. В течение недели, в том стаде, которое включало переехавших с верховьев Таза оленей, было задрано 20 голов - «вот тут внизу, в огороде» (огородом селькупы называют кораль - авт.). Причем «это все сделал один волк». Впоследствии этот волк ушел на р. Поколька, где его догнал и уничтожил инспектор заповедника, в прошлом тоже оленевод. В то же время на Ширте были замечены следы других волков и волчьи ямы: «Теперь и на Ширте их хватает» (ПМА 2021).

В связи со вставшей во весь рост проблемой волков селькупы верховий Таза стали спешно накапливать сведения о волчьих повадках. Так, когда за волком-обидчиком гонялись «всей толпой» на буранах, участники ее подметили, что облава успеха не имела, потому что волк ходил по колеям от буранов и не оставлял следов. Некоторым своим наблюдениям селькупы пока не нашли уверенного объяснения, например, тому, что, задрав последнюю партию оленей, волк не съел ни куска оленьего мяса: «Волк, в основном что он, я не знаю, обучает своих детей или что, олени убитые целыми лежат, они даже не едят оленей. Кровь попил и все... В последний день, когда убивал, так кровь, наверное, попил и все, или и то не сделал. У нас же тут на буранах ездили, так они тушки таскали, видели» (ПМА 2021). Высказывалось также предположение, что волк так поступил, потому что «был сыт, но у него сработал инстинкт» (ПМА 2021). Осмысливая события, часть оленеводов пришла к выводу, что летом волк оленей не видел, потому что они не оставляли следов, «а как выпал первый снег, и следы появились, волк оленей выследил и задавил всех» (ПМА 2021). Еще одно наблюдение, связанное с волчьей темой, было сделано селькупами в отношении собак - охотничьи собаки в защите от волков оказались не помощники, они боятся волков, как огня: «они не так медведей боятся, как волков» (ПМА 2021).

Метод отступления - переезд в безопасное место - в решении проблемы нападений волков себя не оправдал. Поэтому хозяева стойбищ, исходя из накопленных наблюдений за поведением хищников, стали принимать другие меры во спасение своих оленьих стад. Оленей перестали оставлять без присмотра даже на короткое время: «Сейчас оленей в лесу одних нельзя оставлять, так как хозяин уехал, и они разбежались; когда хозяин сидит на стойбище, поддерживает горящие дымокуры, олени будут сидеть рядом с ним - они на запах дыма идут, как к чему-то родному» (ПМА 2021). Владельцы пострадавшего стада на протяжении всей зимы каждый день привязывали оленей. Привязывание оленей к дереву веревкой практикуется селькупами на зимних стойбищах, как правило, к строптивым оленям-бегунам. В данном же случае олени привязывались все, с расчетом на то, что если их спугнет волк, то они не окажутся за пределами стойбища без защиты человека. Длина веревок, которыми олени привязываются к дереву, составляет около 2 метров и позволяет оленю два дня питаться мхом, растущим под деревом на пятне диаметром два метра. Через два дня дерево, к которому привязан олень, меняют, и олень получает новый участок с пищей. Поскольку в пострадавшем стаде было более 100 голов, 50 оленей хозяевам приходилось перевязывать ежедневно. В это связи у них не оставалось времени на охоту: «Да из нас какие охотники, я только до обеда оленей перевязывать успеваю. Голов полста привяжешь, взрослых. Это от волка, волк гонял тут их. Вот эти полста штук перевязать надо, каждый день ведь надо перевязывать. И вот приходится. Утром уйдешь и к обеду только возвращаешься обратно» (ПМА 2021).

Было замечено, что одним из средств защиты от волков являются корали: волк, напавший на оленей зимой, лишь раз зашел внутрь их кораля на рубеже лета и зимы, накануне переезда хозяев с оленями на зимнее стойбище, и тут же его покинул. Всех оленей волки задрали на зимнем стойбище, где огороды не ставятся. Чтобы исключить выход оленей-«бегунов» и «прыгунов» за пределы коралей в летнее время, верхнетазовские оленеводы увеличили высоту изгородей и заделали в них проемы, в которые пролезали олени. На перекладины изгородей были повешены красные тряпки, рядом устанавливались шесты с чучелами, сделанными из красных рубах или красных свитеров - в данном случае расчет был сделан на то, что волки не заходят за границу «красных флажков». Хозяева старых коралей с утратами звеньев озаботились постройкой новых.

В ходе работы над темой выяснилось, что волки приходили в район тазовских верховий и раньше, в 1970-1980-е гг. - туда, где выпасалось стадо № 1 совхоза Толькинский (в 1970-1980-е гг. в нем содержалось 1-1,5 тыс. оленей), но потом надолго исчезли, отчего большая часть населения успела о них забыть. Память о тех волках осталась лишь у бывших совхозных пастухов, когда-то выпасавших это стадо - автор записала интервью с ними в 2012 и 2016 гг. (ПМА 2012, 2016). По воспоминаниям пастухов, волки тогда нанесли совхозному стаду большой урон. Логично было бы

предположить, что те волки исчезли не сами по себе, а вследствие принятых руководством совхоза мер - мобилизации совхозных охотников на отстрел хищника. Богатый оленеводческий совхоз, каким являлся Толькинский в 1970-1980-е гг., обладал несравненно большими ресурсами, чем частные оленеводческие хозяйства, и выделить два десятка охотников на отстрел волков ему было не сложно.

Согласно сообщению информантов из села Фарково на р. Турухан (село находится в Туруханском районе Красноярского края, в нем проживают туруханские селькупы), в 1979 г. из-за волков прекратило свое существование оленье стадо местного колхоза - «волки его разогнали, оленей осенью не нашли» (ПМА 2014). Этот факт также подтверждает, что в прошлом селькупы уже сталкивались с проблемой волков. Интересно, что в полевых материалах автора за 2012 г. нашлась запись рассказа информанта о шаманском предсказании, в котором называлась дата появления волков на Тазу: «Я видел сеанс шамана году в шестьдесят пятом, он предсказывал судьбу людям на 12 лет вперед. Гадал в темноте. Он пел, ему подпевали, гремело ведро. У нас тогда 4 оленя было, тогда их было не купить. Он предсказал, кто в роду умрет, что через 10 лет придут волки, сколько у нас будет оленей» (ПМА 2012). Удивительно, но это предсказание сбылось.

О давнем, даже древнем, и недобром знакомстве селькупов с волками свидетельствуют материалы фольклора. В селькупских сказках есть сюжет, где один из героев за жадность, лень, неуважение к матери и брату и нарушение наказов лоза (духа) получил от последнего в подарок мух, которые превратились в волков, а также потерял всех своих оленей [2]. Это единственный сюжет селькупского фольклора, где фигурируют волки, из чего можно заключить, что и в далеком прошлом селькупы сталкивались с волками нечасто.

В последние дни экспедиционной поездки 2021 г. автор имела беседу о волках и оленях с очень ценным информантом - селькупом, жителем р. Покольки, опытным оленеводом (но десять лет назад оставшимся без оленей) и действующим инспектором Верхне-Тазовского заповедника. В разговоре выяснилось, что на Покольке, в том месте, где проживает информант - в 70 км от устья и выше, на территории заповедника, волки появились в 1980-х гг. и с тех пор приходили туда регулярно, и что именно по вине волков оленевод лишился своего стада. Информант объяснил автору механизм потери домашних оленей, в котором задействованы как волки, так и дикари (дикие олени). По словам информанта, у домашних оленей инстинкт самосохранения развит меньше, чем у дикарей, это объясняется с тем, что домашние олени привыкли находиться под защитой своего хозяина. Когда осенью они уходят в лес и присоединяются к диким оленям, и там встречаются с волком, волк их задирает, они не замечают его приближения и не успевают убежать, тогда как дикие олени, которые всегда начеку, спасаются. Нападая на домашних оленей, волк действует «в паре» с дикарями, дикари поневоле становятся его союзниками, следовательно, проблема нападений волков, создающих угрозу современному селькупскому оленеводству, напрямую связана с миграциями и увеличением численности дикого оленя.

Вот запись этой важной для понимания многих вопросов селькупского оленеводства беседы полностью:

О.С. - Когда вы волка зимой выслеживали, собак с собой брали?

Е.И. - Собака-то что, на волка она и не пойдет, в общем-то. Это есть такие, вот как та, которую я из Лабатнанги привез. Тот вообще - предки крутые зверовые собаки были. Вот тот один кидался на стаю волков. Стая, конечно, могла его порвать, я вовремя успел других собак пустить. Мы с оленями сидели недалеко, волки пришли, 11 волков. Это давно было.

О.С. - Сюда пришли волки?

Е.И. - Да они тут постоянно. Вот тогда вот появились и до сих пор ходят.

О.С. - Т.е. в заповеднике живут волки, и их тоже охраняют?

Е.И. - Не то что в заповеднике, они везде лазят.

О.С. - А тех, что в заповеднике живут, заповедник охраняет?

Е.И. - Кто их будет охранять? Они в заповеднике и не живут. Как многие виды. Тем более волки, они же. У медведей, допустим, территория своя, у лосей. А волк садится везде - где есть среда, там у него и место.

О.С. - Т.е. они мигрируют в разных направлениях.

Е.И. - Да, в поисках пищи.

О.С. - Ну был же период спокойный, когда волков не было, и никто не нападал на оленей, когда люди не видели волков. Три года назад вся Ратта удивлялась, что волки появились.

Е.И. - У нас тут раньше всех они появились. У нас тут вообще место... Вдоль Покольки сплошные боры, удобно зверью бегать, и олени приходят постоянно, и волки, в смысле дикий олень, волки у нас давно появились, в начале восьмидесятых. Вверх по Тазу они поздно появились.

О.С. - У них волки появились в 2018 гг., и на раттовском кордоне тогда же в первый раз их видели, и все мне об этом рассказывали, все были в потрясении от их появления.

Е.И. - Ну, вот к ним не ходили, а у меня давно появились. У меня постоянно, вот в третий раз оленей увели уже. Ну, в последний раз-то дикари увели, но и волки помогли дальше.

О.С. - Задрали ваших оленей?

Е.И. - Уводят.

О.С. - Волки оленей уводят?

Е.И. - Дикари уводят, а волки угоняют. Олень за волком зачем будет бежать. Волки угоняют, они специально отзывают, отрывают оленей от человека и потом их давят. Подальше от человека они отгоняют их, от хозяина.

О.С. - Т.е. можно сказать, что ваших оленей и дикари увели, и волки отжали?

Е.И. - Да нет, они же, видишь как, они с дикарями, допустим, уходят, гон закончился, и олени домашние могут обратно вернуться, а там уже волки подключаются.

О.С. - На обратном пути, на пути домой их волки поджидают?

Е.И. - Пришли вот, допустим, двадцать голов домашних оленей и десять голов дикарей. Волки начинают нападать. Дикари сразу фьють, испарились. А домашние куда убегут, они же спасаться сами не умеют.

О.С. - Это те, которые с дикарями гуляли?

Е.И. - Ну да. У них же нет такой финты - допустим, ложиться, лежки устраивать на бугорках. У наших - где спать захотел - яма - падает в яму. А дикарь никогда в яму не ложится. Он всегда настороже. Наши же лягут спать вот так вот - руки, ноги растянут вот так вот, боком лежат, глаза закатываются, не знаю - куда-то, и храпят еще вдобавок. А дикарь никогда так не ложится, дикарь всегда лежит на ногах, ноги всегда под ним. Уши. Если даже глаза закрыты, уши постоянно шевелятся, малейший шорох улавливают.

О.С. - Всегда начеку.

Е.И. - И один всегда не спит. Или стоит, или лежит, но у него глаза всегда открыты.

О.С. - Сколько всего я про оленей не знала.

Е.И. - Да, дикарь есть дикарь. У меня олени до того. несколько, допустим, важенки всегда две или три, всегда три были, всегда начеку они. Они никогда, как я говорил, ноги не растягивают, глаза не закатывают.

О.С. - Это вы про ваших оленей говорите?

Е.И. - Да, это домашние олени. Но их содержать трудно, потому что они еще и бегают от человека, будь здоров. Для того, чтобы поймать, целый день иногда приходится возиться, чтобы привязать.

О.С. - Вот этих важенок?

Е.И. - Да.

О.С. - А они, эти важенки, не от дикарей произошли?

Е.И. - Нет, просто есть некоторые такие олени сторожкие, они, как правило, всегда бывают водилами, все стадо водят (ПМА 2021).

В данном контексте, отметим, что весь двадцатый век дикий олень встречался в данном районе, можно сказать, в единичных экземплярах: «Мой дед спокойно за день догонял дикого оленя. Диких оленей раньше мало было, а сейчас их развелось, как грязи», - это слова 65-летнего информанта (ПМА 2021). Сегодня рост численности диких оленей приобрел в районе фантастические масштабы. По словам специалистов Верхне-Тазовского заповедника, теперь ежегодно через территорию Красноселькупского района проходят стада дикого оленя в несколько десятков тысяч голов. На севере района уже не раз видели, как через Таз переправлялось стадо в 5 тыс голов. Проблема увода дикими оленями домашних - главная беда всех оленеводческих хозяйств селькупов, что подтверждается выдержками из полевых интервью:

- Мои олени к диким ушли. Дикарей много стало. Сейчас невозможно держать оленей. На Покольке маленький треугольничек, где Баякины живут, там Таз шумит, там Поколька, дикари туда не влазят. А у меня дикарей. Весь заповедник заполонен этими дикарями, вся земля. Все дикие вокруг - это бывшие домашние. Это правда. Самое плохое, когда полусобака-полуволк, т.е. она и человека не боится, и хищником становится. И олень тоже такой же. По морде смотришь, это мой олень, на морде написано, морда - паспорт, там не надо американца от китайца отличать. Ты видишь, что это твой олень. Упряжь на него надеваешь, он начинает с ума сходить. По морде можно определить, что биологически он уже не домашний, уже не корова (ПМА 2018).

- Вот тут у нас недалеко старый олений сарай есть, наверное, в два раза больше нашего, в ширину где-то метров шесть. Когда-то он полностью весь был телятами забит, когда комары. Года два так был, наверное. Прибыль хорошо пошла. Она так быстро вверх поднялась, а потом зато упала также быстро, табунами отсчитывали - с дикими вместе ушли (ПМА 2021).

- Осенью вот тут прямо проходят тропы дикого оленя. Хорошо, что этот ехал - отогнал, чуть ли к нам не пришли, за тундрой. Чуть на нас не наткнулись, чуть ли не на нас вышли. У нас привязаны олени были, но молодняк-то увели бы, наверное, у молодняка была бы убыль. Три штуки к нам в огород залезли! (ПМА 2021).

- Да их тут ой! Там по Ширте, где жили раньше, они переходят, там у них путь. И в декабре, шириной, наверное, от стенки до сюда у Олеси такая траншея утоптанная. Смотрим, как кто-то на буране катался, на ледяшках, мы думаем, откуда такое, подъезжаем - а там такая тропа, полностью все вытоптано. Осенью снег выпал, до поселка едешь, кругом олени ходят - за поселком, возле поселка, кругом олени - ди-к-к-ие. Они с домашними смешались, и каких только сейчас среди них оленей нет - и пестрые, и всякие. Видно, волк хорошо гоняет-то их на тундру, расплодились (ПМА 2021).

То есть вполне правомерно будет сказать, что отдельной проблемы волков в селькупском оленеводстве как бы и не существует. Волки - следствие и часть проблемы чрезмерного количества мигрирующего через район дикого оленя.

Следует заметить, что приведенные выдержки из интервью детализируют отношения селькупов с домашними оленями, а также сообщают новые сведения о разнице между доместицированным селькупским оленем, его одичавшими и априори дикими собратьями. Эти сведения чрезвычайно важны для изучения традиционной и современной культуры северных селькупов и других оленеводческих народов российской Арктики.

Итак, в результате исследования нападений волков на современные оленеводческие хозяйства Верхнего Таза были сделаны следующие выводы. Волки, внезапно появившиеся на Верхнем Тазу выше с. Ратта и в районе р. Большая Ширта и вызвавшие у большинства верхнетазовского населения всплеск тревоги и страха, оказались для района хорошо забытой старой напастью. Они уже терроризировали местных оленеводов в конце 1970-х - 1980-х гг. После этого волки надолго исчезли, но не со всей с территории района. Они продолжали регулярно появляться на р. Покольке - в 70 км от устья и выше, включая часть территории Верхне-Тазовского государственного заповедника. За границы этой локализации волки долго не выходили, вели себя относительно тихо, не устраивая переполоха, отчего большая часть жителей района их не замечала.

Первым ответом пострадавших от волков оленеводов был их переезд со стадом в другое место. Когда эта мера не помогла, и волки стали давить оленей в сердце Верхнего Таза - в районе р. Б. Ширта, оленеводы, спешно собирая «банк данных» о волчьих повадках, перешли к комплексной обороне. Были отремонтированы, усилены и «украшены» красными тряпками (летние) корали, в зимний период распространилась практика привязывания к деревьям всех оленей стада, стойбища перестали оставлять без присмотра и т.д.

Новая для верхнетазовских оленеводов проблема волков стала следствием изменения миграционных маршрутов и резкого увеличения в районе численности дикого оленя. В обозримом прошлом миграции дикого оленя через район проживания северных селькупов не проходили, отчего диких оленей здесь было совсем немного. Дикие олени привели за собой волков и стали их невольными союзниками в нападении на домашних оленей. Но «помощь» волкам не главный вред, который наносят дикие олени селькупскому оленеводству: домашних оленей, загрызенных волками, несравненно меньше, чем тех, кто покинул родное стойбище, присоединился к дикарям и

навсегда остался в лесу. Поэтому главным врагом, главной угрозой селькупского оленеводства следует назвать вовсе не волка, а дикого оленя.

Из всего сказанного вытекает еще один существенный вывод. Волки и дикие олени бросают вызов не просто селькупским оленеводам и оленеводческой отрасли хозяйства. Они ставят под угрозу сохранение и существование одного из трех основных видов традиционных хозяйственных занятий селькупов, всей селькупской культурной традиции, которая базируется на хозяйственных занятиях, а также самой селькупской этничности.

Литература и источники

1. Степанова О.Б. Медведь как образ матери-предка и души человека в традиционном мировоззрении селькупов // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2006 году. - СПб.: МАЭ РАН, 2007. - С. 206-215.

2. Степанова О. \Б. Фольклор северных селькупов (полевые сборы 2004, 2005, 2008 гг.). Часть II // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. - СПб.: МАЭ РАН, 2017. - Вып. 17. - С. 37-67.

References and Sources

1. Stepanova O.B. Medved' kak obraz materi-predka i dushi cheloveka v traditsionnom mirovozzrenii sel'kupov [Bear as an image of an ancestral mother and a human soul in the traditional worldview of Selkup]. In Radlovskiy sbornik [Radlov digest]. Sankt-Petersburg: MAE RAN, 2007. pp. 206-215. (In Russian)

2. Stepanova O. B. Fol'klor severnykh sel'kupov (polevyye sbory 2004, 2005, 2008 gg.). Chast' I [Folklore of the Northern Selkup (field gathering 2004, 2005, 2008). Part I]. In Materialy polevykh issledovaniy MAE RAN [Materials of field research of the MAE RAS]. Sankt-Petersburg: MAE RAN, 2017. Iss. 17, pp. 37-67. (In Russian)

СТЕПАНОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела Сибири, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН (stepanova67@mail.ru).

STEPANOVA, OLGA B. - Ph.D. in History, Senior Researcher at the Department of Siberia, Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) The Russian Academy of Sciences (stepanova67@mail.ru).

УДК 398.3(571.56) DOI: 10.24412/2308-264X-2021-6-158-166

ФЕДОРОВА А.Р., ФЕДОРОВ С.И., ЯКОВЛЕВА К.М., ЯКОВЛЕВ А.И. ПОВЕРЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ОХОТНИКОВ ЯКУТИИ: СЕЛО И ГОРОД7

Ключевые слова: якутские промыслы, якутская охота, современная охота, поверья, охотничий фольклор, охотничий обряд.

Статья посвящена вопросу трансформации современных охотничьих поверий. Охота всегда являлась важным видом деятельности для человека, почиталась и сакрализировалась. Сегодня, когда мы можем наблюдать общемировую тенденцию угасания интереса к охоте, «зеленые» принципы, охватывающие все сферы жизни, смену ценностных ориентиров и, в целом, изменение отношения к охоте, на наш взгляд, интересно посмотреть на то, как эти процессы влияют на традиционные промыслы и их духовное наполнение, ответить на вопрос сохранились ли в современной охоте у якутов традиционные поверья. В рамках исследования изучены традиционные духовные практики, связанные с охотой у якутов, проведены и проанализированы собранные в Республике Саха (Якутия) с 2019 по 2021 год полевые данные, проливающие свет на современное состояние охотничьего промысла. Благодаря полученному материалу, авторы пришли к выводу, что охота меняет свои функции, причем смена эта не равномерна в селе и городе. Некоторые традиционные поверья утрачиваются, но, в целом, несмотря на ослабление интереса молодежи к охоте, в данной сфере и сегодня сохраняются традиционные культовые практики.

FEDOROVA, A.R., FEDOROV, S.L, YAKOVLEVA, K.M., YAKOVLEV, A.I BELIEFS OF MODERN YAKUT HUNTERS: COUNTRYSIDE AND CITY

Key words: Yakut crafts, Yakut hunting, modern hunting, beliefs, hunting folklore, hunting rites.

The article is devoted to the transformation of modern hunting beliefs. Hunting has always been an important activity for humans, revered and sacralized. Today, when we can observe a global trend of extinction of interest in hunting, "green" principles covering all spheres of life, a change in values and, in general, a change in attitudes towards hunting, in our opinion, it is interesting to look at how these processes affect traditional crafts and their spiritual content, to answer the question whether traditional beliefs have survived in modern hunting among the Yakuts. The study studied the traditional spiritual practices associated with hunting among the Yakuts, conducted and analyzed field data collected in the Republic of Sakha (Yakutia) from 2019 to 2021, shedding light on the current state of the hunting industry. Thanks to the material received, the authors concluded that hunting changes its functions, and this change is not uniform in the village and city. Some traditional beliefs are being lost, but, in general, despite the weakening of young people's interest in hunting, traditional cult practices are still preserved in this area.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современном мире многие виды деятельности, которые мы причисляем к традиционным, претерпевают существенные изменения. Тенденции трансформации отношений между человеком и животным становятся все популярнее в нашей стране, а рынок потребления может предложить покупателю практически все, что он пожелает. Подобные процессы изменения ментальности и

7 Статья выполнена в рамках гранта РНФ № 19-78-10088 «Антропология холода: естественные низкие температуры в системе жизнеобеспечения сельских сообществ Якутии (традиционные практики, вызовы современности и стратегии адаптации)» и опубликовано за счет Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (договор № 263-02/21).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.