Научная статья на тему 'Павел Николаевич Зырянов историк русской православной церкви'

Павел Николаевич Зырянов историк русской православной церкви Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
427
92
Поделиться
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / П. Н. ЗЫРЯНОВ / ПЕРВАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / РУССКИЕ МОНАСТЫРИ / P. N. ZYRIANOV

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Алешин Иван Андреевич

Рассматриваются исследования П. Н. Зырянова в области церковной истории, представлен обзор трудов историка по данной тематике. Анализируется трансформация взглядов ученого на историю РПЦ. Проведен историографический анализ монографий Зырянова «Православная церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг.» (1984) и «Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века» (1999). Главный тезис статьи большой вклад ученого в изучение вопросов истории РПЦ, обусловивший известность и авторитет Зырянова среди церковных историков. Сделан вывод об отсутствии косности во взглядах историка в процессе исторического исследования.

Pavel Zyrianov historian of the russian orthodox church

The work examines the study of P. N. Zyryanov in church history, provides an overview of the works of the historian on the subject. The research analyzes the transformation of scientist’s views on the history of the ROC. A historiographic analysis of Zyryanov’s monographs “The Orthodox Church in the fight against the revolution of 1905-1907.” (1984) and “Russian monasteries and monasticism in the XIX and early XX century” (1999) is carried out. The main thesis of the article is the great contribution of the scientist to the study of the history of the ROC issues, which caused Zyryanov’s fame and prestige among church historians. The work concluded that there is no stagnation in the views of the historian in the process of historical research.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Павел Николаевич Зырянов историк русской православной церкви»

краткие сообщения

УДК 271.2 + 94(470)

ББК Т3(2)6-37 + Э372

павел николаевич зырянов — историк русской православной церкви

И. А. Алешин

Рассматриваются исследования П. Н. Зырянова в области церковной истории, представлен обзор трудов историка по данной тематике. Анализируется трансформация взглядов ученого на историю РПЦ. Проведен историографический анализ монографий Зырянова «Православная церковь в борьбе с революцией 1905—1907 гг.» (1984) и «Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века» (1999). Главный тезис статьи — большой вклад ученого в изучение вопросов истории РПЦ, обусловивший известность и авторитет Зырянова среди церковных историков. Сделан вывод об отсутствии косности во взглядах историка в процессе исторического исследования.

Ключевые слова: историография, история Русской православной церкви, П. Н. Зырянов, Первая русская революция, русские монастыри.

Изменения, произошедшие в нашей стране после краха социалистической системы в конце 1980-х — начале 1990-х гг., оказали огромное воздействие на состояние российской исторической науки. Ослабление идеологического контроля со стороны государства, открыло большие перспективы для ученых, в области исторических исследований. Открытие новых архивных фондов, публикация засекреченных материалов благоприятствовали изучению ранее недоступных вопросов. Появился ряд новых направлений. В настоящее время перед историком встает задача освоить и осмыслить накопленный за последние три десятилетия объем исследовательских работ. Таким образом, становится востребованным историографический анализ трудов российских историков этого времени.

Одним из исследователей, чья научная деятельность пришлась на переломный период в истории нашего государства, был доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, Павел Николаевич Зырянов (1943—2007).

Родился будущий историк в городе Челябинске 1 марта 1943 г. в семье оренбургских казаков. После окончания школы в 1962 году он приезжает в Москву и поступает на факультет архивоведения Московского государственного историко-архивного института. Отсюда и начинается научная деятельность Павла Николаевича, которой он посвятил всю свою жизнь.

взглянув на перечень исследований Зырянова можно заметить, что при чрезвычайно широком тематическом спектре, все работы историка имеют некую связь, по аналогии схожую со строением дерева. Корнем этого дерева стало начало XX века, в частности Первая русская революция. Из этого основания исторические интересы Павла Николаевича хронологически и тематически разветвляются в разные стороны. К концу жизни ученого они охватили период с начала XIX века — до 20-х годов XX века.

Одной из ветвей научных интересов Павла Николаевича стала история Русской православной церкви. впервые с ней историк столкнулся, изучая причины русской революции 1905—1907 гг. Занявшись изучением роли церкви в рамках своего исследования, в последующем Зырянов переходит к отдельному изучению этой сферы.

Занимаясь изучением причин и движущих сил Первой русской революции, историк не мог не столкнуться с оценкой роли духовенства РПЦ в событиях 1905—1907 годов. Монография, изданная Зыряновым в 1984 году, имела название «Православная церковь в борьбе с революцией 1905—1907 гг.»[3]. За несколько лет до этого в «Исторических записках» вышла большая статья «Православная церковь в борьбе с первой русской революцией» [2], в которой были изложены основные мысли Павла Николаевича, затем более подробно рассмотренные в его монографии.

При знакомстве с этими трудами бросается в глаза марксистско-ленинский подход к изучению истории, свойственный многим советским исследователям. Опора на труды Ленина, соответствие его взглядам — залог успешности исторического труда того времени. Именно этим требованиям отвечает исследование Зырянова. Обильно используя цитаты из трудов Ленина, он писал эти работы в соответствии с официальной атеистической и исторической доктриной советской эпохи. в этом же духе Зырянов дает определение церкви, как «организации идеологической обработки масс в интересах господствующих классов и существующего политического строя»[2, с. 314].

Несмотря на название труда «Православная церковь в борьбе с революцией 1905—1907 гг.», автор в исследовании не ограничивается узкой проблемой враждебности церкви к революции, ее прямыми действиями в союзе с самодержавной властью. Он более широко исследует эту тему, затрагивая внутреннее положение церкви, неоднородность ее структуры и состава.

И. А. Алешин

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Большое внимание историк уделяет отношениям церкви с государственной властью, подчеркивая их неоднозначность и довольно четко обозначив точки их соприкосновения. Атеистическая оценка их взаимоотношений не позволила автору отметить духовнонравственную связь между этими двумя институтами общества. Взаимные интересы, по мнению Зырянова, были обусловлены, прежде всего, экономическими отношениями этих структур. Главным же поводом для разногласий была опека церкви государством. Это и заложило основу для противоречий двух союзников в антиреволюционной борьбе.

Наряду с кризисом самодержавной власти, приведшим к дестабилизации в политической жизни страны, Зырянов большое внимание уделяет внутренним проблемам церковного сообщества. Первая и главная причина этих кризисных явлений заключается, по мнению автора, в традиционализме и косности духовенства. При стремительном развитии общества, возникновении новых идей и взглядов, меняющих представление людей об окружающем мире, церковь сосредоточилась на защите старых порядков, используя, уже потерявшие свою эффективность, методы воздействия на народ. Пропаганда церковных деятелей была рассчитана на наиболее отсталые малообразованные слои общества, такие как крестьянство и низкоквалифицированные рабочие. Подобную политику борьбы, Зырянов охарактеризовал, как «стратегию, направленную на откалывание от революционного движения его «тылов»» [2, с. 351], стратегию, которая не могла принести ощутимого результата в быстро развивающемся обществе.

Другой внутренней проблемой церкви стало расслоение среди самого клира. Кроме традиционного разделения на белое и черное духовенство, сыгравшего также немалую роль в стагнации внутрицерковных противоречий, Зырянов большое внимание уделяет проблеме разделения клерикального сообщества по политическим взглядам. Отвергая версии о явном разделении священников на либералов и консерваторов, а также полной поддержке революционных настроений простым духовенством, историк признает существование разных идейных течений внутри церкви. Так он выделяет либерально настроенный лагерь обновленцев и ультраправое крыло черносотенцев, отмечает даже существование небольшого количества революционно настроенного духовенства. Однако, в отличие от других исследователей, Зырянов не считает их роль значительной. По его мнению, церковь выступила верной союзницей самодержавия, и как общественный институт осталась в «правительственнореакционном лагере». Перечисленные же течения, были незначительными отклонениями от общего курса клерикальной деятельности. Обновленческое движение хоть и тяготело к либеральному лагерю, однако также было непоследовательно в своих стремлениях. Зырянов указывает на некомпетентность обновленцев в социально-экономических вопросах, наряду с консерватизмом в вопросах политических. При определенном тяготении к свободе от прямого подчинения самодержавию, обновленцы желали остаться в пределах его власти. По мнению

автора, это движение больше вело к расстройству единства среди духовенства и не оказало реального воздействия на государственно- церковные отношения. Церковь же в основной массе осталась едина и поддерживала царское правительство на протяжении всей революции.

Продолжением исследования проблемы отношений церкви с государством в период революционных потрясений начала XX века, стала написанная Зыряновым глава в коллективной монографии «Русское православие: вехи истории» под названием «Церковь в период трех российских революций» [5]. В этой работе историк довел хронологические рамки своего исследования до Октябрьской революции.

Таким образом, Павел Николаевич, в рамках изучения антиреволюционной деятельности церкви, весьма обстоятельно рассмотрел основные вопросы о положении и состоянии данного социального института в России в первые десятилетия XX века. Работа со значительным количеством источников, тщательное исследование поднятых проблем, научная обоснованность выводов делают труды Павла Николаевича весомым вкладом в изучение истории Русской Православной церкви. Недостаток рассмотренных исследований Зырянова, заключается лишь в атеистическом, иногда излишне прагматичном взгляде на церковь. Непонимание некоторых внутренних особенностей церковной жизни, незнание догматов и тонкостей православной религии, свойственное многим светским историкам, обуславливают их отношение к церкви, как к одной из общественных организаций. Так, говоря о желательности либеральных преобразований в церкви, привнесении демократических элементов в ее устройство, автор не учитывает тот факт, что многие из них противоречат правилам и канонам православной религии.

Опубликовав в 1980-х годах три рассмотренных нами исследования, Павел Николаевич оставил на время церковную тематику, сосредоточившись на изучении других интересовавших его вопросах. Однако в 1999 году в свет выходит его монография «Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века»[4]. Что подтолкнуло историка продолжить исследовательскую работу в области церковной истории и заняться изучением довольно специфичной темы русского монашества не совсем ясно. Однако можно предположить, что новое обращение Зырянова к этой тематике было не случайным. Возможными причинами этого могли быть личный интерес Павла Николаевича к религии, а также длительное изучение историком крестьянской общины, имеющей тесную связь с монастырскими земельными хозяйствами.

Знакомясь с монографией «Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века» и сравнивая ее с более ранними трудами ученого в области церковной истории, сложно не заметить совершенно иной подход автора к изучению данной сферы. Во-первых, изменилась оценка церкви — из инструмента по обработке народных масс она превратилась в основу нравственности и благочестия российского общества. Второе отличие заключается в компетентности автора во внутрицерковных делах,

2014, т. 14, № 3

91

краткие сообщения

знание некоторых тонкостей религиозной жизни. О том, что последнюю монографию писал «другой», верующий человек, свидетельствует и тот факт, что за год до публикации этой работы Павел Николаевич принял крещение.

Смена взгляда на церковь не изменила свойственный Зырянову научный подход к изучаемой теме. При написании работы автор использовал большое количество исторических источников: данные государственных архивов, статистические документы, воспоминания насельников обителей и церковных иерархов.

Ценность данного исследования Зырянова подкрепляется тем, что в российской науке за последнее столетие практически не было ни одного основательного труда по этой теме. Изучением истории русского монашества занимался ряд дореволюционных историков. Последним крупным исследованием в данной области был труд Л. И. Денисова, вышедший в 1908 году [1]. В 1997 году на русский язык была переведена работа И. К. Смолича, представляющая из себя фундаментальное исследование по истории российских обителей. Выпущенная еще в 1952 году на немецком языке книга Смолича «Русское монашество, 980—1917. Жизнь и учение старцев» хоть и охватывала период XIX — начало XX вв., однако отсутствие доступа ее автора к российским библиотекам и архивам, привело к довольно поверхностному обзору данного периода [6]. Таким образом, монография Зырянова, в настоящий момент является самым исчерпывающим исследованием по истории русского монашества XIX — начала XX века.

Научно-популярный характер работы обусловил ее цель. Автор ставит перед собой задачу познакомить читателя с основными понятиями о монастырях и монашестве, наметить вехи в истории обителей. В изучаемом периоде автор выделяет три стадии развития монастырской системы — расцвет, кризис и ее крах.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Расцвет в истории русских монастырей, историк связывает, прежде всего, с ростом их количества и улучшением материального положения. Падение их численности в конце XVIII в., связанное с секуляризаций церковных имений, в начале XIX в. сменяется постепенным возрастанием их количества. За 1825—1914 гг. численность монастырей возросла с 476 до 1025, общее число насельников обителей возросло с 4266 до 94 629 человек.

Из таблицы, приведенной в книге, объединившей количественные характеристики монастырей и монашества за 1825—1890 гг. видно, что при незначительном увеличении численности мужских обителей, наблюдается бурный рост женских монастырей и их обитательниц. Данное явление автор связывает с тенденцией феминизации монашества, объясняя ее идейными веяниями того времени, духовными потребностями женского населения. Обстановка в монастыре, свободная от пережитков патриархального общества, возможность заниматься привычными делами — рукоделием и уходом забольными, вот что привлекало девушку в монашеской жизни.

Указывая на небольшой казенный доход, улучшение материального положения обителей Зырянов

связывает, прежде всего, с пожертвованиями частных лиц, а также с хозяйственной деятельностью монастырей. Увеличение земельных владений церкви, обозначившееся еще при Павле I, позволяло обителям полностью обеспечивать себя всем необходимым. Помимо земледелия, доход монастырям обеспечивали и другие виды хозяйствования: мельницы, заводы, сдача домов в аренду и прочее. Очень часто прибыль крупных монастырей превышала их расходы, позволяя годами накапливать капитал. Однако наряду с богатыми обителями существовало и множество таких, которые едва сводили концы с концами.

Большое внимание историк уделил роли монастырей в народной жизни. Зырянов отводит им важное место в формировании нравственности и благочестия в обществе. В этом плане он особо выделяет всероссийские религиозные центры — Троице-Сергиеву лавру, Оптину пустынь, Саровскую обитель и др. Сильное влияние на общество и нравственный авторитет в народе имели старцы, такие как Амвросий Оптинский и Серафим Саровский.

Довольно обстоятельно в работе рассмотрен социальный состав монашествующих. «Монах-крестьянин идет на смену поповичу» — так обозначил автор главную тенденцию в изменении сословного происхождения насельников обителей [4, 165]. В окрестьянивании монашества, Зырянов видит одну из причин кризиса поразившего черное духовенство к началу XX века. Крестьянин не способен был осмыслить роль монашества в меняющемся мире, в то же время монахов-выходцев из высших и средних сословий становилось все меньше. «Мужицкие» обители были не редкостью для конца XIX века. В ряде случаев социальный состав иночествующих определял и специализацию монастырей. Необразованный насельник, мог предложить монастырю лишь грубую рабочую силу, отсюда широкое распространение получили «рабочие» обители.

Помимо ведения хозяйства монастыри занимались и другими видами деятельности. Несколько очерков рассматриваемого исследования посвящены специализации обителей. Так, автором были выделены миссионерские и исправительные монастыри. Первые занимались просветительской деятельностью и христианизацией иноверных народов, вторые служили местом заточения лиц обвиненных в религиозных преступлениях. Широкое распространение среди монастырей получила и благотворительная деятельность. Многие обители имели свои богадельни, приюты, дома для престарелых и даже больницы. Ряд монастырей занимались колонизаторской деятельностью и освоением новых земель.

Автор рассмотрел и внутренний быт обителей. Если с внешней стороны монастырских стен, казалось, был расцвет, то внутри наблюдался упадок. Монашеский съезд 1909 г. рассматривал самые острые проблемы монашества, среди которых первое место занимали вопросы о поддержании порядка в обителях. Нарушение дисциплины, пьянство, несоблюдение монашеских обетов, религиозная необразованность насельников — все эти пороки были широко распространены среди черноризцев.

Таким образом, к началу XX века перед монашеством остро встал вопрос о его роли и предна-

И. А. Алешин

века менять точку зрения в процессе исследования, руководствуясь лишь поиском исторической правды. Все эти личные и профессиональные качества Павла Николаевича, а также труды в области церковной истории определили его авторитет и известность, как среди историков церкви, так и историческом сообществе современной России.

Литература и источники

1. Денисов, Л. И. Православные монастыри Российской империи /Л. И. Денисов. — М. : Изд. А. Д. Ступина, 1908. — 997 с.

2. Зырянов, П. Н. Православная церковь в борьбе с первой русской революцией /П. Н. Зырянов //Исторические записки. — 1975. — № 95. — С. 314—355.

3. Зырянов, П. Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905—1907 гг. /П. Н. Зырянов. — М. : Наука, 1984. — 224 с.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

4. Зырянов, П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. / П. Н. Зырянов. — М. : Вербум-М, 2002. — 320 с.

5. Зырянов, П. Н. Церковь в период трех российских революций / П. Н. Зырянов // Русское православие: вехи истории. — М. : Политиздат, 1989. — С. 381—437.

6. Смолич, И. К. Русское монашество, 988—1917 / И. К. Смолич. — М. : Православная энциклопедия, 1997. — 608 с.

Поступила в редакцию 01 августа 2014 г.

АЛЕШИН Иван Андреевич, аспирант кафедры «История России», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). E-mail: 2679101@mail.ru

Bulletin of the South Ural State University Series «Social Sciences and the Humanities» 2014, vol. 14, no. 3, pp. 90-93

PAVEL ZYRIANOV — HISTORIAN OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

I. A. Aleshin, South Ural State University, Cheliabinck, Russian Federation, 2679101@mail.ru

The work examines the study of P. N. Zyryanov in church history, provides an overview of the works of the historian on the subject. The research analyzes the transformation of scientist’s views on the history of the ROC. A historiographic analysis of Zyryanov’s monographs “The Orthodox Church in the fight against the revolution of 1905-1907.” (1984) and “Russian monasteries and monasticism in the XIX and early XX century” (1999) is carried out. The main thesis of the article is the great contribution of the scientist to the study of the history of the ROC issues, which caused Zyryanov’s fame and prestige among church historians. The work concluded that there is no stagnation in the views of the historian in the process of historical research.

Keywords: historiography, history of the Russian Orthodox Church, P. N. Zyrianov, First Russian Revolution, Russian monasteries.

References

1. Denisov L.I. Pravoslavnye monastyri Rossiiskoi imperii [Orthodox monasteries of the Russian Empire]. Moscow, A.D. Stupina publ., 1908. 997 p.

2. Zyrianov P.N. Pravoslavnaiat serkov'v bor 'be spervoi russkoi revoliutsiei [The Orthodox Church in the fight with the first Russian revolution]. Istoricheskie zapiski — Historical Notes, 1975, no. 95, pp. 314-355.

3. Zyrianov P.N. Pravoslavnaiat serkov' v bor 'be s revoliutsiei 1905—1907 gg. [The Orthodox Church in the fight against the revolution of 1905-1907]. Moscow, Nauka, 1984. 224 p.

4. Zyrianov P.N. Russkie monastyri i monashestvo v XIXi nachale XXveka [Russian monasteries and monasticism in the XIX and early XX century]. Moscow, Verbum-M, 2002. 320 p.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

5. Zyrianov P.N. Tserkov'v period trekh rossiiskikh revoliutsii [Church on the suggestion three Russian revolutions]. Russkoe pravoslavie: vek hiistorii [Russian Orthodoxy: Milestones in the history], 1989, pp. 381-437.

6. Smolich I.K. Russkoe monashestvo, 988—1917 [Russian monasticism, 988-1917]. Moscow, Tserkovno-nauchnyitsentr «Pravoslavnaia entsiklopediia», 1997. 608 p.

Received August 1, 2014

значении в новом обществе. Однако он так и не был решен. Крах монастырской системы Зырянов связывает с крушением всего государственного и социального устройства в годы революций. В период Гражданской войны и с утверждением новой власти практически все обители были разрушены, а монахи рассеялись.

Итак, монография Павла Николаевича Зырянова «Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века», несмотря на заявленный научнопопулярный характер книги, вполне соответствует высокому уровню исторического исследования. Кропотливая работа с огромным объемом источников, всесторонний анализ данных, глубокая проработка различных вопросов изучаемой темы позволяют говорить, что данное исследование является одним из наиболее значимых и исчерпывающих трудов по истории русского монашества.

Работы Зырянова по истории церкви отличает широкий подход к исследуемым темам. Историк не ограничивается решением лишь обозначенных в заглавии вопросов, в рамках исследования автор касается множества проблем, взаимосвязанных с основной темой. Трансформация отношения ученого к церкви, явно свидетельствует об отсутствии косности во взглядах Зырянова, о способности чело-

2014, т. 14, № 3

S3