ББК 87.6
ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР В ГУБЕРНИЯХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. Б.А. Ершов
В статье дается историографический анализ взаимоотношений Православной Церкви и светской власти. На основе рассмотренной литературы обобщена история государственно-церковных отношений. Выявлено, что начало системного научного исследования истории Церкви было связано с церковными реформами, которые были проведены в середине XIX века, а также вхождением духовных школ в систему светского просвещения
Ключевые слова: церковь, епархия, синод, государство, священник, конфессия
Историографию проблемы взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства в XIX - начале XX вв. можно поделить на дореволюционный, советский и постсоветский периоды.
В дореволюционный период светскими и церковными историками была проведена немалая работа по сбору материалов и их публикации. В основном эти материалы имели характер справочных данных и исторических очерков. Содержание некоторых из них и сегодня актуально. В своих исследованиях учёные говорили о трудностях приходского духовенства и пытались на это обратить внимание общественности. Историк П.В. Знаменский в своей диссертации рассмотрел положение духовенства в XIX веке. Он проанализировал законодательство о Церкви и отвёл большую роль государственным мероприятиям в отношении духовенства. П.В. Знаменский в основном исследовал материалы по центральным и южным епархиям[1].
Из дореволюционных исследователей также следует назвать историка Д.И. Ростиславова, который рассматривал в своих работах тяжелое материальное положение духовенства, он одним из первых обратил внимание на доходы священнослужителей и их хозяйственную деятельность. Существенное внимание он уделял монастырскому хозяйству. В 1876 году вышла работа Д. И. Ростиславова, в которой представлена статистика по 290 монастырям. Можно отметить работу историка П.Н. Милюкова, который считал, что роль Церкви и её социальное положение зависели от государственной власти, духовенство было закрытым сословием, а верующие люди находили себе удовлетворение в сектантстве и старообрядчестве[2]. В.В. Миротворцев свою работу посвятил проблемам белого духовенства. Примечательно, что автор пытался защитить нравственное состояние духовного сословия в глазах общества.
Ершов Богдан Анатольевич - ВГТУ, канд. ист. наук, доцент, тел. (473) 224-71-22
Он говорил о необходимости перевода причтов на казенное жалованье [3].
В дореволюционный период было издано много литературы по истории церковного права. Среди этих трудов выделяется исследование И.Г. Айвазова о деятельности ведомства православного вероисповедания в период правления императора Александра III и церковно-гражданские постановления. В этих работах содержатся сведения по имущественным правам духовных лиц и их правам на пользование землёй.
В последней четверти XIX века появились работы, посвященные истории церковной благотворительности. Уникальным изданием
явился сборник в семи томах, вышедший под редакцией И.Е. Андриевского и П.П. Семёнова с 1880 г. по 1886 г.. В сборнике имеются сведения по церковной благотворительности в разных епархиях, а также представлена статистика о
благотворительности. Это самое полное описание благотворительной деятельности с 1855 по 1880 гг. Можно отметить статью В.М. Бензина, которая посвящена участию церкви и священников в благотворительных процессах. Рассматривая филантропию при церковных приходах, автор даёт довольно обширный фактический материал. Основной сферой его исследований являлась благотворительная деятельность братств, богаделен и приходских попечительств при церквях[4].
Исследований, которые были посвящены проблеме религиозной жизни в губерниях Центрального Черноземья в XIX веке, выходило мало. Интересна книга Е.А. Болховитинова, которая стала первой работой по светской и церковной истории края[5]. Обратим внимание на работы воронежского архиепископа Игнатия Семенова «Истина Соловецкой обители» (1847 год), «Беседы о старообрядчестве» (1846 и 1847 гг.), «История расколов» (ч. I, 1849 год). В этих трудах Игнатий Семенов показал принципы организации церковных школ, которые вели пропагандистскую деятельность против
старообрядчества и сектантства в Воронежской губернии. В 1880-1890-х гг. историей Церкви занимаются преподаватели Воронежской духовной
семинарии Н.И. Поликарпов (1871-1934) и С.Е. Зверев (1860-1920). Н. И. Поликарпов работал над биографиями архиереев. С.Е. Зверев занимался изучением истории Церкви и монастырей. Для освещения рассматриваемых вопросов он пользовался древними актами, которые хранились в Воронеже, а также в других городах. Можно назвать публикации воронежского краеведа, публициста, педагога, историка Павла Васильевича Никольского. В своём труде он раскрыл методы и содержание обучения в духовной семинарии, дал сведения о педагогах, инспекторах и ректорах этой семинарии. В «Воронежских епархиальных ведомостях» П. В. Никольский показал жизнь семинарии в конце XIX века[6].
В 1910 году П. В. Никольский избран на должность председателя Воронежского церковного историко-археологического комитета, где была сосредоточена его исследовательская работа. Он являлся редактором ежегодника «Воронежская старина» (1907-1912), там он опубликовал статьи по истории некоторых монастырей и о монашестве на Дону. П.В. Никольский составил на 1900 год для духовенства Воронежской епархии книгу справок, где давалась информация о 1060 храмах епархии, об их приходах и клире. Ему принадлежат также работы о нуждах епархиальной жизни (Воронеж, 1901), об Успенском Дивногорском монастыре, исторические очерки (Воронеж, 1904) о русском богословии.
Среди дореволюционных воронежских исследователей Церкви выделяется Дмитрий Иванович Самбикин. В 1882 году им была опубликована статья в «Воронежских
епархиальных ведомостях» об истории Успенской церкви, являющейся одной из древнейших церквей города Воронежа[7]. Материалы о храмах Воронежской епархии он собирал с 1881 года. В результате он обобщил данные о 950 монастырях, приходских, кладбищенских и домовых храмах в Воронежской губернии. В «Воронежских епархиальных ведомостях» публиковали статьи сельские священники с историческими описаниями приходов по инициативе Д. И. Самбикина. Архиепископ Д. И. Самбикин написал много статей, очерков, брошюр, книг. За заслуги и ученые труды архиепископ Д.И. Самбикин был удостоен в 1904 году степени доктора церковной истории. Среди его работ особое место занимает «Месяцеслов». Профессор А.А. Царевский говорил о важном практическом значении «Месяцеслова», где были собраны сведения о святых Православной Церкви. Краеведом истории Церкви Центрального Черноземья был Тихон Митрофанович Олейников. В 1910 году он занимал должность делопроизводителя в Воронежском Церковном историко-археологическом комитете, а в 1913 году назначен его председателем. Под его редакцией были выпущены три выпуска «Воронежской старины». Он опубликовал описания одной из церквей слободы Россошь и Валуйского Успенского монастыря.
Интересны также труды курских историков конца XIX - начала XX вв. П.И. Златоверховникова и А. А. Танкова. Н. И. Златоверховников в своей работе освещал историю благотворительности курских монастырей в медицинской помощи малоимущим. Важные сведения имеются и в публикациях А. А. Танкова, в которых говорится о духовном просвещении и образовании в Курской губернии[8].
Основательный обзор истории развития церковно-приходской школы в XIX - начале XX вв. даёт в своём исследовании А.М. Ванчаков. Он рассматривает церковно-приходскую школу с позиции ее работоспособности и права на независимое существование. А. М. Ванчаков освещает помощь правительства, частных лиц и различных общественных организаций церковношкольному делу. Материалы статистического отдела Синода, приведенные им, позволяют представить подлинную картину взаимодействия Православной Церкви и светской власти в сфере образования.
Н.А. Варгунин в своей статье осветил историю взаимоотношений земств и духовных лиц в области народного образования в Орловской губернии. Автор утверждал, что Орловская духовная консистория заботилась, прежде всего, о своих собственных интересах, чем об образовании народа. Подобное поведение Орловского духовенства действительно имело место, но распространять такую точку зрения на весь рассматриваемый период неверно [9].
В Тамбовской губернии в 1887 году краеведом И. И. Дубасовым были опубликованы очерки по истории Тамбовского края. В них рассматривалась история Православной Церкви в Тамбовской губернии. Автор освятил жизнь духовных лиц, в частности, священнослужителей первой половины XIX века Ионы, Феофила и других. И. И. Дубасов писал, что Церковь играла значимую роль в повседневной жизни населения. Его тревожила пастырская деятельность сельских священнослужителей, которые не могли в силу малограмотности существенно влиять на прихожан. Кроме того, краевед отмечал, что они практически не отличались от крестьян.
Таким образом, в дореволюционный период в большинстве научных работ преобладал архивный материал, были намечены проблемы для будущих исследований.
В советский период работ по истории Русской Православной Церкви выходило мало. К изучению религии и Церкви подход был идеологический. Духовенство представлялось эксплуататором народа. В литературе, которая посвящена истории Церкви в советский период, превалировали тенденциозность, доминировал пафос обличения, нередко искажались факты. Несмотря на то, что господствовала публицистичность, предвзятость в оценке церковной деятельности, постепенно начинают
проникать научные методы, основанные на историческом материале.
В 1920-е гг. выходят первые обобщающие исследования по истории Церкви, в которых освещались некоторые стороны её деятельности в советской России. Более непредвзятым явился труд Б. В. Титлинова «Церковь во время революции». В целом, автор беспристрастно рассмотрел положение дел Русской Православной Церкви, отмечая, что епархиальные власти мало заботились о ее моральных обязанностях в монархический период, являясь в сущности одной из структур системы власти, что выразилось в отрицательном отношении священнослужителей к религиозной политике государства [10]. Фундаментальный труд советского историка В.И. Писарева даёт непредвзятую оценку деятельности Православной Церкви в государстве Российском. Автор сделал выводы о кризисе Церкви, об увеличении вмешательства Церкви в государственные дела, о росте материального благосостояния духовенства.
B.И. Писарев рассмотрел реформы 1860-х гг., которые дали возможность убрать сословные ограничения при формировании состава духовенства и изменить профессиональную подготовку священнослужителей [11].
Профессор А. В. Карташов в своей книгедает не столь пессимистичную оценку синодального периода Русской Церкви. Автор поясняет, что в
XIX веке в просветительно-богословской деятельности Русской Церкви принимали участие и религиозные и светские философы (Хомяков, братья Аксаковы, Владимир Соловьев, братья Трубецкие). Н.М. Никольский в своём труде «История Русской Церкви» на большом историческом материале попытался показать общественную роль Церкви. В его книге собрано много фактического материала по истории Русской Православной Церкви. Поэтому его исследование актуально и до сегодняшнего дня, так как автор тщательно изучал события, в результате чего эту книгу можно использовать как справочник. Н. М. Никольский говорил о взаимосвязи Церкви и деятельности человека. Автор подчеркивал, что причины кризиса Церкви связаны с её экономическим положением.
Необходимо отметить также исследование
C.Л. Франка, в котором учёный попытался применить к изучению истории церковных реформ, истории Русской Церкви, социальной мобильности в духовном сословии социологический подход. С.Л. Франк выявил низкое материальное положение духовенства. Заслуживает внимание вывод автора о том, что к кризису Церкви привели реформы, повлекшие за собой враждебное отношение духовенства к государству. Вместе с тем автор заявляет, что на духовенство было много жалоб, так как духовные лица свои служебные обязанности выполняли не столь прилежно [12]. В советской историографии можно выделить работу Н. С. Гордиенко, в которой он доказывал, что союз Церкви и государства был не добровольным, а на
этот союз оказывало давление государство. Он выделил три группы духовных лиц, между которыми были сильные противоречия:
священников, высших иерархов и
церковнослужителей. По доходам
церковнослужители были ближе к среднему крестьянству. Н. С. Гордиенко также подразделял по материальному положению городское и сельское духовенство.
Однако, более объективный подход к истории Русской Церкви начинается в 60-гг. ХХ века. В 1969 году была опубликована монография Е.Ф. Грекулова. В своей работе автор подчеркивал
неразрывную связь Церкви с самодержавием и рассматривал Церковь как главного проводника политики государства[13]. Историка С. С. Дмитриева также занимала проблема церковногосударственных отношений. При этом он отмечал, что Церковь в царской России подчинялась государству.
Итак, советские историки обращали внимание на изучение проблем Русской Церкви. Они анализировали противостояние государства и Церкви, духовного сословия и церковных иерархов. Однако, жизнь простых
священнослужителей, их быт, переживания и мысли оказались вне поля зрения учёных.
В современный период значительно расширилась исследовательская тематика,
связанная с изучением истории Русской Православной Церкви. Ученые стали больше интересоваться повседневной жизнью
церковнослужителей. В последнее время появились новые труды по истории Православной Церкви, что имеет большое значение для настоящего исследования. Так В.А. Федоров в своей книге рассмотрел основные моменты истории Русской Церкви XIX века, осветил политику российских императоров[14]. М.А. Бабкин и С. Л. Фирсов главной проблемой Церкви в конце XIX - начале XX вв. считали ее огосударствление. По их мнению, власть использовала Церковь для восстановления своего авторитета, а в глазах народа Церковь сама была связана с правящим режимом.
Большинство современных ученых объективно подходят к изучению истории Православной Церкви. Б.Н. Миронов опубликовал монографию «Социальная история России периода империи», в которой он рассматривает становление и развитие духовенства в России. Он считает, что духовное сословие в России является достаточно самостоятельным в государственной системе. Б. Н. Миронов раскрывает, как духовенство из сословия трансформировалось в профессиональную группу.
Л. А. Андреева в своей монографии анализирует взаимоотношение религии и власти в России. Она полагает, что во второй половине XIX - начале XX вв. государство использовало Православную Церковь в качестве инструмента идеологической поддержки своей власти. Это, по
мнению Л. А. Андреевой, и является основной проблемой Православной Церкви. В это время права Церкви сокращались, а обязанности возрастали. Церковь не имела возможности решать свои внутренние проблемы, так как усиливался диктат государства, что приводило к разложению духовенства[15]. Историей Церкви занимался С.В. Римский, который систематизировал
малоизвестные источники. Он первым из учёных предложил термин «церковная реформа» по отношению к переменам 60-70-х гг. XIX века и поставил эти преобразования в один ряд с другими реформами Александра II.
В коллективной монографии под редакцией Х. В. Поплавской и О. В. Кириченко, а также в монографии Т.А. Листовой, рассматриваются взаимоотношения духовенства и крестьянства в пореформенный период. Авторы говорят о духовной эволюции крестьянства и отводят большую роль в этом духовенству. Также показано влияние священнослужителей на развитие крестьянского хозяйства.
Т.Г. Леонтьева в своей монографии рассматривает жизнь и деятельность женщин духовного сословия, внутрисемейные
взаимоотношения простого священника, его жизнь и быт. Автор глубоко проанализировала хозяйственную деятельность приходского духовенства.
А. Н. Акиньшин исследовал отдельные стороны деятельности Церкви в губерниях Центрального Черноземья. В его книге «Храмы Воронежа» представлены исторические сведения обо всех церквях города Воронежа и его пригородов. Он дает также сведения о новых и строящихся храмах. В 2003 году была опубликована книга «Воронежские архипастыри» под редакцией митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова), посвященная памяти святителя Митрофана, первого Воронежского епископа, и святителя Антония Смирницкого, архиепископа Воронежского и Задонского. В этой работе дано описание жизнедеятельности святителя Митрофана, анализ имевших место чудес, что позволило провести канонизацию [16].
Истории курских монастырей было посвящено исследование о Глинской пустыне Схиархимандрита Иоанна Маслова.
Схиархимандрит Иоанн Маслов описал историю Глинской пустыни от её основания и до настоящего времени, показал её значение в истории русской Церкви. В его исследовании Глинская пустынь определена как центр духовного просвещения. Книга опирается на большой архивный материал, на документы Российского Государственного исторического архива (РГИА). История Глинской пустыни в XIX - начале XX вв. описывается в одном из разделов книги. Милосердием и благотворительностью отличались настоятели обители архимандрит Иннокентий (в 1862-1888 годах) и схиархимандрит Иоанникий в 1888-1912
гг. Благотворительной деятельностью занималась вся братия монастыря в просвещении, образовании, духовно-нравственной сфере[17].
Просветительская и благотворительная
деятельность церкви Курского края освещается в 10-томном труде, который вышел под редакцией
В.И. Жукова, Б.Д. Беспарточного, М.Д. Черкашина, В.Л. Юрковецкого. Это издание важно в научном плане, поскольку в нём рассматривается функционирование и
возникновение духовных школ, православных монастырей и их роль в развитии народного образования. А.Ю. Друговская и Л. С. Гатилова раскрывают различные аспекты нравственной и благотворительной деятельности церкви в Курской губернии в XIX - начале XX вв. Они пишут о различных направлениях благотворительности местных церквей и монастырей [18].
Представляют интерес исследования по Тамбовской губернии, посвященные социальнодемографическому положению женщины из духовного сословия. Данные аспекты отражены в работе В.Л. Дьячкова, А.Н. Ульева. Авторы рассматривают роль женщины в брачно-семейных отношениях духовенства [19].
Л. Ф. Чигринская в своей статье изучает причины преодоления сословности в православном духовенстве. Она анализирует численный и социальный состав женских монастырей и определяет демографию духовенства Тамбовской епархии.
К зарубежным работам относятся труды И. К. Смолича. В своих исследованиях он описывает весь синодальный период Православной Церкви, показывает связь церковной истории с культурной историей в царской России. Он обращал внимание на то, что государство влияло на дела Церкви, он утверждал, что приходской священник зависел от светских и церковных властей. Ученый изучил тенденции, влияющие на количество духовных лиц: уход учеников
семинарий в светские учебные заведения, низкое материальное положение духовенства,
непопулярность профессии священника. И. К. Смолич тщательно анализировал церковное и гражданское право [20].
Среди зарубежных исследований заслуживает внимания работа А. Шмемана. Автор в своём труде анализирует историю Русской Православной Церкви в синодальный период. А. Шмеман писал, что Церковь стала по существу государственным учреждением. По мнению исследователя в синодальный период в церковной жизни происходило возрождение меценатства.
В статье Г. Л. Фриза раскрывается история взаимодействия Церкви и государства в начале XX столетия. Автор рассматривает кризис в отношениях Церкви и власти. Он делает вывод, что жесткий постоянный контроль Церкви со стороны государства, привел к тому, что в это время Церковь стала активно выступать за изменение
своего статуса. И поэтому Церковь перестала быть гарантом стабильности самодержавия.
В указанных работах содержатся различные сведения об истории государства и Церкви. Некоторые из этих исследований имеют узкую тематику, а другие ограничены временными рамками.
Таким образом, обзор историографии достаточно обширен и информативен. Он позволил в полном объеме реконструировать историю Русской Православной Церкви и светской власти в Центрально-Чернозёмных губерниях в XIX -начале XX вв.
Литература
1. Знаменский П.В. Приходское духовенство в России со времени Петра / П.В. Знаменский. -Казань.: 1873. - 851 с.
2. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: Часть 2. Церковь и школа (вера, творчество, образование) / П.Н. Милюков. - СПб.: Издательство: Тип. И.Н. Скороходова, 1896. - 375 с.
3. Миротворцев В.В. Меры правительства к преобразованию быта православного белого духовенства / В.В. Миротворцев. - Казань, 1880. - С. 46 - 53.
4. Бензин В.М. Приходская благотворительность на Руси после 1864 года / В.М. Бензин // Трудовая помощь. Т. 2. 1906. - С. 158.
5. Болховитинов Е.А. Историческое,
географическое и экономическое описание Воронежской губернии / Е. А. Болховитинов. - Воронеж, 1800. - С. 199-200.
6. Никольский П.В. История Воронежской духовной семинарии / П.В. Никольский. - Воронеж, 1898. - Ч. I. - 236 с. Воронеж, 1899. - Ч. II. - 229 с.
7. Самбикин Д.И. Успенская церковь в городе Воронеже // Воронежские епархиальные ведомости. - №
19. - 1882. - С. 623-632.
8. Златоверховников Н.И. Памятники старины и нового времени Курской губернии / Н.И. Златоверховников. - Курск. 1902. - С. 98. Танков А.А. Материалы для истории Курской епархии // Курские
епархиальные ведомости. 1892. - С. 64; Об
историческом описании Курской епархии // Курские епархиальные ведомости. 1900. - № 39.
9. Варгунин Н. А. Итоги деятельности земств в области народного образования // Русское богатство. -1897. № 9. - С. 56-69.
10. Титлинов Б.В. Церковь во время революции Изд-во «Былое» Пг.; 1924. - С. 144.
11. Писарев В.И. Церковь и крепостное право в России / В.И. Писарев М., 1930. - 108 с.
12. Франк С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк. - Париж.: Имка-пресс, - 1930. - 314 с.
13. Грекулов, Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ (вторая половина Х1Х - начало ХХ века) / Е.Ф. Грекулов. - М.: Наука, 1969. - 184 с.
14. Федоров В. А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период. 1700 - 1917 / В. А. Федоров. - М.: Русская панорама, 2003. - С. 98-146.
15. Андреева Л. А. Религия и власть в России. Религиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легализации политической власти в России / Л. А. Андреева. - М.; 2001. - 247 с.
16. Воронежские архипастыри от святителя Митрофана до наших дней: Историко-биографические очерки / Под общей редакцией митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова). -Воронеж, 2003. - 512 с.
17. Схиархимандрит Иоанн Маслов Глинская пустынь. История обители и ее духовнопросветительская деятельность в XVI - XX веках / Маслов Иоанн. - М., 1994. - С. 11-15.
18. Друговская А.Ю., Гатилова Л.С. Благотворительность курских монастырей (вторая половина XIX - начало XX вв.) // Из истории монастырей и храмов Курского края. - Курск, 1998. - С. 57-76.
19. Дьячкова В.Л., Ульев А.Н. Черноземье и Черноморье: общее и особенное учета населения и демографических моделей Тамбовщины и Анапского района в 1860-1922-е гг. // Женская повседневность в России в XVIII - XX вв.: Материалы междунар. науч. конф. Тамбов 25-26 сент. 2003 год.
20. Смолич И.К. История русской Церкви. 17001917 / И.К. Смолич. - М.: Изд-во Спасо-
Преображенского Валаамского монастыря, 1996. - Т.8. -798 с.
Воронежский государственный технический университет
HISTORIOGRAPHIC ASPECTS OF RELATIONSHIP OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND THE STATE STRUCTURES IN PROVINCES OF THE CENTRAL CHERNOZEM REGION IN XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES B.A. Ershov
In article the historiographic analysis of relationship of Orthodox Church and the secular power is given. On the basis of the considered literature the history of the state and church relations is generalized. It is revealed that the beginning of system scientific research of history of Church was connected with church reforms which were led in the middle of the XIX century, and also entry of spiritual schools into system of secular education
Key words: church, diocese, synod, state, priest, faith