Научная статья на тему 'Возникновение и развитие церковной публицистики в губерниях Центрального Черноземья России в xix веке'

Возникновение и развитие церковной публицистики в губерниях Центрального Черноземья России в xix веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
413
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
епархия / печать / проповедь / Публицистика / Церковь

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ершов Богдан Анатольевич

Рассматривается генезис, роль и значение церковной публицистики в регионе Центрального Черноземья России в XIX в. Показано, что церковная публицистика была сосредоточена на светских проблемах, касающихся обустройства общественных отношений, но при этом опиралась на религиозные догматы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возникновение и развитие церковной публицистики в губерниях Центрального Черноземья России в xix веке»

ЯЗЫКИ КУЛЬТУРЫ

УДК 2:947.07/08 (471.324)

ББК 86:63.3 (2) 5

Б.А. Ершов

возникновение и развитие церковной публицистики в губерниях центрального черноземья россии в XIX веке

Рассматривается генезис, роль и значение церковной публицистики в регионе Центрального Черноземья России в XIXв. Показано, что церковная публицистика была сосредоточена на светских проблемах, касающихся обустройства общественных отношений, но при этом опиралась на религиозные догматы.

Ключевые слова:

епархия, печать, проповедь, публицистика, церковь.

Российская церковная публицистика как жанр родилась в начале 60-х гг. XIX в. и чутко прислушивалась к религиозным потребностям сословий и групп. Она выступала важнейшим социальным институтом интеграции разнородного общества наряду с государством. В связи с этой задачей возникло два вида публицистики: религиозная и духовная. Религиозная публицистика, основывалась на религиозной идеологии, создавалась служителями церкви для внутреннего употребления. Духовная разрабатывалась как церковными, так и светскими деятелями. Наиболее существенное её отличие заключалось в том, что она была сосредоточена на светских проблемах, касающихся обустройства общественных отношений, но при этом опиралась на религиозные догматы. Провинциальные периодические издания не просто выполняли практически во всех регионах роль центра, объединяющего местную интеллигенцию, но и создавали своеобразную информационную инфраструктуру, позволяющую осуществлять обмен информацией между властями и населением, представителями различных слоев населения между собой, вести постоянный публичный диалог о наиболее важных событиях местной жизни.

Именно для укрепления связи церкви с народом и его нуждами, для изучения церковной истории как неотделимой части истории региона в последней четверти XIX в. в губерниях Центрального Черноземья были созданы церковно-краеведческие

организации [5, с. 123-141]. Они занимались изучением своей территории с точки зрения церковной истории, археологии, религиозной жизни народа. Их основную цель можно свести к следующему: «Церковное Историко-археологическое общество <...> имеет своей целью для пользы церкви и науки изучение церковно-религиозной и общественной жизни местного края в ее прошлом и настоящем, обследование, сохранение и собирание памятников древности и истории» [9, с. 74]. Их главными задачами являлись охрана памятников, изучение церковной истории своего региона, создание исторических описаний епархии, исследование и описание местных архивов, изучение религиозных обычаев и обрядов. В дореволюционной России сложилось несколько типов церковно-краеведческих организаций: 1) церковное древлехранилище, 2) церковно-археологические и церковно-исторические комитеты и комиссии, 3) комитеты для историко-статистического описания епархий, 4) комиссии для разбора консисторских архивов. Традиционно в их состав входили музей (древлехранилище) и библиотека. Зачастую именно с создания епархиального древлехранилища, которое занималось собиранием вещественных и письменных памятников церковной старины, начиналась деятельность церковно-археологических комитетов и комиссий.

Кроме того, важным источником изучения церковной старины были архивы духовного ведомства. Описания архивов

Общество

Terra Humana

и сами архивные документы могли быть опубликованы в местных «Епархиальных ведомостях», редакции которых «без сомнения, рады были подобному свежему и характеристичному материалу, обещающему епархии полную интереса историю» [11, с. 451-454]. Однако любая деятельность по изучению истории и быта местного сообщества могла быть результативной только при условии участия в ней большого числа заинтересованных лиц. Для изучения епархий, занимавших подчас огромные территории, необходимо было привлечь в члены и корреспонденты комитетов местных приходских священников, учителей и учащихся церковно-приходских школ, духовных училищ. Помимо лиц духовного звания в состав комитетов могли входить и светские лица обоего пола.

Распространению в обществе церковноисторических знаний, устройству выставок и публичных лекций придавалось огромное значение. Воронежский церковный историко-археологических комитет даже организовал совместно с ученой архивной комиссией археологические курсы для членов комитета и комиссии, выпускников и преподавателей учебных заведений с целью «распространения археологических знаний в видах более успешного изучения и охранения памятников старины, преимущественно церковных». В помощь любителям изучения церковной старины публиковались программы описания церквей, народных обычаев. Церковнокраеведческие организации активно взаимодействовали с губернскими архивными комиссиями. Осуществлялся обмен изданиями и информацией. Более того, на территориях, где епархиальный церковно-археологический комитет или древлехранилище так и не были созданы, их функции брала на себя архивная комиссия. В значительной части губерний имелись типографии губернских правлений. В них издавались «Губернские ведомости«, редакции которых были тесно связаны со статистическими комитетами. Комитеты и «Ведомости» объединял интерес к определенной, прежде всего региональной тематике. Губернские статистические комитеты отличались небывалой для провинциальной России издательской активностью. В первую очередь, их издательская деятельность была сосредоточена на выпуске «Памятных книжек». «Памятная книжка Воронежской губернии» 1856 г. являлась серийным изданием, имевшим общую программу во всех губерниях Российской империи. В первой части печатались чисто справочные сведения, информация о строительстве храмов, во второй - уже готовые статистические таблицы, материалы

для статистики, а также статьи по этнографии, истории [8, с. 109].

К основным изданиям церковно -краеведческих организаций относились историкостатистические описания епархий, каталоги и описания древлехранилищ. Огромную роль в создании историко-статистических описаний епархий сыграли «Епархиальные ведомости», история которых начинается в 1860 г., когда Святейший Синод принял решение об издании во всех епархиальных городах ежемесячных журналов духовного содержания. «Епархиальные ведомости» на долгие годы стали единственным источником информации о местной церковной жизни, истории и подвижниках.

«Воронежские епархиальные ведомости» издавались с 1866 г. В них встречались описания приходов Воронежской епархии и отдельных сел. «Ведомости» выходили в двух частях - официальной и неофициальной. Последняя называлась «Прибавления к Ведомостям». Издание выходило при Воронежской духовной семинарии. На первых порах было четыре редактора: ректор семинарии архимандрит Феодосий, игумен Арсений и священники Феодор Никонов и Михаил Некрасов [3]. Быть может под влиянием их работ пробуждается исторический интерес и у читателей. Единственным трудом общего характера в «Ведомостях» была большая статья священника Ф. Никонова «Описание Воронежской епархии», напечатанная здесь в 1867 и 1868 гг. Материалами для этого труда, кроме книги Е. Болховитинова и «Воронежских актов», служили и дела консистории, вот почему этот труд приобрел несомненную ценность для исследователей. После краткого географического очерка «нынешней» Воронежской епархии и указания первоначального значения города Воронежа в ряду соседних городов, автор говорил об открытии Воронежской епархии, ее первоначальном пространстве и последующем изменении границ. Основная тематика издания была посвящена церковной жизни края, местным святыням и подвижникам. Кроме того, публиковались материалы нравственного характера, советы о православном воспитании детей, отношениях в семье.

Благодаря стараниям епископа Поликарпа в 1865 г. наряду со светскими периодическими изданиями (такими, как «Орловские Губернские Ведомости» и «Орловский Справочный Листок» при военной гимназии), в городе Орле при духовной семинарии стали издаваться «Орловские епархиальные ведомости». Они публиковали статьи и распоряжения церковных иерархов, касающиеся внутренней жизни

церкви и церковных проблем. Орловский епископ Ириней был талантливым публицистом, он лично выступал на страницах журнала «Орловские епархиальные ведомости» с проповедями против революционных и либеральных «заблуждений» [7, с. 3]. Помимо проповедей и статей на духовнонравственную тему журнал публиковал и краеведческие материалы, освещал историю крещения вятичей святым Кукшей, историю храмов и монастырей Орловской губернии, печатал литературные произведения священников. Так, во время Русско-японской войны «Орловские епархиальные ведомости» опубликовали корреспонденцию с фронта священника Митрофана Серебрянского, участвовавшего в войне в составе Черниговского полка [6, с. 12].

В 30-е гг. XIX в. в Курской губернии произошли два важных события: открытие губернских статистических комитетов (1836) и начало выпуска «Губернских ведомостей» (1838). К сожалению, публикаций, посвященных церковным темам, было весьма мало. Курский губернский статистический комитет в первые годы своей работы хотя и собирал самую разнообразную информацию (в т.ч. и церковной статистики), но долгое время не издавал своих трудов. Первый их выпуск появился лишь в 1863 г. В «Трудах Курского губернского статистического комитета» даны такие сведения о населении губернии за 1861 г.: среди 1 863 079 жителей из духовного сословия было 21 451 человек (ок. 1,2%). В Курске же на 28 205 жителей приходилось 391 духовное лицо. В дальнейших выпусках Курского губернского статистического комитета также печаталось много сведений по церковной истории и статистике. Важным для развития губернской церковной публицистики стал и императорский Указ о печати (1865) подготовивший почву для издания «Курских епархиальных ведомостей». Согласно Указу Святейшего Синода № 2637 от 1 декабря 1870 г. издание «Ведомостей» началось с 1 января 1871 г. Печатались они в Белгороде в типографии М. Гордона. Первыми редакторами были Матвей Невский и профессор Григорий Вознесенский. В газете публиковались официальные и неофициальные сообщения, проповеди, богословские материалы, материалы по истории церкви и др. [1]

Можно отметить, что губернская церковная печать играла не последнюю роль в выборной кампании духовенства. Так, в «Курских епархиальных ведомостях» публиковались статьи, обращенные к православному духовенству: «К выборам в IV Государственную думу», «Отклики на современность», «К сведению духовенства

Курской епархии». Некоторые из них носили чисто информационный характер и были предназначены для предвыборной кампании духовенства в других губерниях. В частности, «Курские епархиальные ведомости» в статье «К выборам в IV Государственную думу» сообщали: «В “Тверских епархиальных ведомостях” появилось “обращение к духовенству священников -членов Государственной думы от Тверской епархии”. Ввиду того, что вопрос о выборах настоятельно важен для всего имперского духовенства, мы считаем нужным дать ему широкую гласность, поместив в “Колоколе”. <...> Полномочия III Государственной думы истекают <... > близится время выборов в IV Государственную думу, стоит вопрос громадной важности - готовится ли <... > в частности, православное духовенство к тому, чтобы дать России будущую Государственную думу. Известно, что в Киеве под председательством епископа Чигиринского при участии члена Государственного совета протоиерея Трегубова состоялось совещание духовенства по вопросу о предстоящих выборах в IV Государственную думу. По этому же вопросу было совещание и в Курске. <...> Полагаем, что и духовенству Тверской епархии нелишне заблаговременно подготовиться к выборам в IV Государственную думу» [4].

В Тамбовской епархии основание «Епархиальных ведомостей» связано с именем святителя Феофана Затворника. В 1859 г. епископ Феофан был назначен на Тамбовскую кафедру, и тогда же вышел первый номер «Тамбовских епархиальных ведомостей». Они выходили еженедельно и до 1870х гг. делились на две части: официальную и «Прибавление». В официальной части печатали указы Святейшего Синода, распоряжения Тамбовской духовной консистории, отчеты различных обществ, объявления, разрядные списки учащихся духовно-учебных заведений епархии, сведения о вакантных священнических, диаконских и псалом-щицких местах. В «Прибавлениях» печатали проповеди, статьи духовно-нравственного, богословского и церковно-исторического содержания. В «Епархиальных ведомостях» первого года издания был опубликован очерк протоиерея Стефана Березняговского «История Тамбовской епархии», катехизические поучения, наставления Святых Отцов, проповеди епископа Феофана, одно из первых жизнеописаний святителя Тихона Задонского, стихи семинаристов. Среди мотивов появления епархиальных ведомостей чуть ли не самым главным явилась потребность духовенства в специфической местной информации, в знании особенностей исто-

Общество

Terra Humana

рии развития и существования своей епархии. Место, которое занимали «Епархиальные ведомости» в провинциальной жизни, определялось по тому, насколько полно в них была представлена местная, краеведческая информация. Связано это было, прежде всего, с потребностью духовенства в знании истории своих приходов.

Основная часть приходского духовенства епархий Центрального Черноземья в XIX в. не была привычна к общественной деятельности, замкнувшись в своей корпорации, - сокрушались авторы «Епархиальных ведомостей». В целом ряде публикаций авторы-священники разъясняли точку зрения клириков епархии - возрождению приходов мешает зависимость пастырей от прихожан. Одной из важнейших проблем называлось равнодушие образованного общества, потерявшего веру в Бога, к вопросам религии и церкви. В связи с этим в 1890 г. был издан Указ Святейшего Синода о преподавании православному народу в храмах истиной христианской веры и благочестия. В Указе сообщалось, что многие жители Воронежской губернии, именуя себя православными, пребывают в состоянии духовного неведения, не могут пояснить, во что они веруют, необходимых молитв не знают, исполняя обряды, не ведают их духовного значения. В связи с этим Святейший Синод предписал предстоятелям епархий и местных церквей проводить во все дни беседы, направленные на разъяснение народу христианской веры. Кроме того, им необходимо было давать полное и точное толкование Священного Писания, прилагая к нему рассуждения о правилах жизни. Святейший Синод определил учреждение при каждом приходе вероучительных собеседований, которые касались учения о трех ипостасях Бога, таинствах церкви, о проведении литургии. [2, с. 12-13].

В 70-х гг. XIX в. стало возможным говорить о формировании системы православ-

Список литературы:

ной печати. Появилось большое количество христианских изданий, рассчитанных на самые разные группы населения. Однако задачи распространения христианской веры и духовного воспитания каждое издание решало специфически, в зависимости от своего типа, характера и аудитории. Среди православной периодики были издания официальные, такие как еженедельник «Церковные ведомости» (орган Святейшего Правительствующего Синода), «Московские церковные ведомости» (официальное издание Московской синодальной конторы) и др. «Церковные ведомости» способствовали государству и его высшему церковному органу - Святейшему Синоду во главе с К.П. Победоносцевым - проводить в жизнь политику, основанную на слиянии государственных и церковных интересов, в духе известной триады «православие, самодержавие, народность» [10, с. 2].

Церковная публицистика занимала видное место в славянофильских изданиях: например, в «Русской старине» и особенно в «Русской беседе», которую издавали И.С. Аксаков, А. Кошелев, А.С. Хомяков, братья Киреевские. Признавая исконность самодержавия, они выступали противниками всякого государственного вмешательства в общественную жизнь, главнейшей составной частью которой являлась для них «религиозная область». Пожалуй, главная проблема, которую пытались решить в эти годы славянофилы, заключалась в способах оживления религиозно-общественной деятельности в России. Говоря о роли русской духовной публицистики можно отметить, что она состоит, во-первых, в утверждении в массовом сознании населения России истин православия; во-вторых, в формировании официальной религиозной идеологии; и в-третьих, в ее (публицистики) предназначении быть проводником светских, социально-политических идей, прежде всего - государственных.

[1] Бугров Ю. История Курской епархии. Краткий очерк. - Курск : МУ «Издательский центр «ЮМЭКС», 2003. - 104 с.

[2] ГАВО (Государственный архив Воронежской области), ф. И-84. оп. 1. д. 1944. л. 12-13.

[3] ГАВО, ф. И-84. оп. 1. д. 1944. л. 17.

[4] ГАКО (Государственный архив Курской области), ф. 20. оп. 2. д. 355. л. 1, 7.

[5] Озерова Г.А. Источники краеведческой библиографии (Губернские . ведомости и указатели их со-

держания) // Труды государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина. Т. 3. - Л., 1957. - С. 123-141.

[6] Орловские епархиальные ведомости. - 1902, № 44. - С. 12.

[7] Орловские епархиальные ведомости. - 2000, № 6 (29). - С. 3.

[8] Памятная книжка для жителей Воронежской губернии за 1856 год. - Воронеж: Типография губ. правления, 1856. - 376 с.

[9] Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда. Историко-краеведческий семинар. - М., 1928. - 148 с.

[10] РГИА (Российский государственный исторический архив) ф. 797, оп. 31, д. 18а, отд.1. ст. 2.

[11] Рункевич С.В. Епархиальные ведомости // Православная богословская энциклопедия. Т. 5. - Пг., 1904. - С. 451-454.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.