Научная статья на тему 'Патронатная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей'

Патронатная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2952
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патронатная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

ПАТРОНАТНАЯ СЕМЬЯ КАК ФОРМА УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ _РОДИТЕЛЕЙ

Федеральное законодательство предусматривает четыре основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека (попечительство), приемная семья, учреждения для детей-сирот, и дает возможность субъектам Российской Федерации устанавливать такую форму устройства, как патронатная семья.

Впервые упоминание о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) появилось в федеральном законодательстве в связи с принятием Федерального закона <Юб опеке и попечительстве» 1. До этого момента в Семейном кодексе Российской Федерации (далее - СК РФ) речь шла лишь о возможности субъектов Российской Федерации устанавливать собственные дополнительные формы устройства.

Статья 123 СКРФ предусматривает, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в пат-ронатную семью), а при отсутствии такой возможности во все типы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В. А. Цветков - заведующий кафедрой гражданского права Омского юридического института, кандидат юридических наук, доцент федеральный судья Первомайского районного суда г Омска

Согласно ст. 145 СК РФ устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

Однако двумя вышеуказанными статьями в СК РФ и аналогичной по содержанию ст. 14 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» ограничивается законодательное регулирование данной формы устройства на федеральном уровне. "Установление же содержательной части патроната, а именно условий и порядка передачи ребенка на воспитание в патронатную семью, должно осуществляться законами субъектов Российской Федерации.

Формы устройства могут быть различны, а их использование зависит от совокупности многих факторов - национальных традиций, экономической, демографической ситуации и пр.2 Развитие рыночных отношений в России стало одной из основных предпосылок появления в СК РФ и законодательстве субъектов Российской Федерации таких

1 См.: О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» : федер. закон от 24 апр. 2008 г. № 49-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 17. Ст. 1756.

2 См.: Михеееа Л. Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Томск, 2003. С. 15.

Вестник Омского юридического института. 2009. Л» 2 (11)

форм устройства детей, как приемная семья и патронат Введение новых семейных форм устройства связано с ростом количества детей, оставшихся без попечения родителей, и, соответственно, увеличением числа детей, определяемых в детские дома.

Патронат является наиболее развитой дополнительной формой устройства, которая законодательно закреплена в Курганской, Московской, Новгородской, Оренбургской Пермской областях, .Алтайском крае, Республике Карелия и др. субъектах Российской Федерации3. При этом необходимо отметить что патронат в отличие от приемной семьи еще не имеет единого правового регулирования на территории России. В настоящее время актуальные вопросы науки семейного права состоят в паскрытии сущности патроната как формы устройства и его соотношения с приемной семьей.

Так, ст. 1 Закона Московской области от 5 июля 2003 г № 77/2003-03 «О патронате»4 определяет патронат как форму воспитания и оказания социальной помощи детям, нуждающимся в государственной поддержке, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. Из данного определения следует, что патронат - это не только форма устройства детей, но и форма социальной помощи населению. Подтверждением этого служит ст. 2 этого же Закона, которая устанавливает следующие виды патроната: патронатное воспитание, постинтернатный патронат, социальный патронат. При этом патронатное воспитание является, по сути, формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, пои которой ребенок передается на воспитание в семью патронатного воспитателя на основании договора, заключенного между учреждением по патронату, патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства. В статье 3 Закона Московской области «О патронате» предусмотрено, что патронатное воспитание устанавливается, когда не могут быть применены иные формы устройства (усыновление, опека, попечительство, приемная семья, детский дом семейного типа). Таким образом, патронат дает еще одну возможность попасть детям на воспитание в семью вместо детского дома.

В ряде субъектов Российской Федерации патронатное воспитание рассматривается как форма

устройства детей, нуждающихся в государственной защите, в семью патронатного воспитателя пои условии разграничения полномочий по защите прав и законных интересов детей между органом опеки и попечительства или учреждением, в котором находится ребенок, и патронатным воспитателем5.

В Законе .\лтайского края от 6 марта 2000 г. № 15-ЗС «О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в семьи граждан»6 патронат определен как одна из форм устройства (временного или постоянного) и средство воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Полагаем, что определение патроната как временной или постоянной формы устройства не соответствует действующему законодательств) Правильным является использование понятий краткосрочного и долгосрочного помещения в семью.

С учетом изложенного по отношению к формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, целесообразно использовать понятие «патронат-ная семья». При этом патронатную семью можно определить как семейную, возмездную форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей или нуждающихся в государственной поддержке, основанную на договоре и закрепленную в законодательстве субъектов Российской Федерации, при которой патронатный воспитатель не наделяется правами законного представителя ребенка.

Сходство патроната и приемной семьи заключается в следующем.

1. Ребенок передается на воспитание как в патронатную, так и приемную семью на основании договора, в котором устанавливаются срок передачи ребенка в семью, права и обязанности участников договора, другие условия, а также основания и последствия прекращения такого договора.

2. Патронатные и приемные родители имеют право на оплату своего труда, т. е. выполняют свои обязанности по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, за вознаграждение.

3. Материальное обеспечение детей, передаваемых на воспитание как в патронатную, так и приемную семью, является безусловным и осуществляется по нормам для воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3 В Омской области отсутствует законодательное закрепление патроната как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

4 См.: Вестник Московской областной Думы. 2003. № 9.

5 См.: О патронатном воспитании : Закон Оренбургской области от 19 нояб. 2001 г. № 364/340-11-03 (ст. 2) // Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области. 2001. 31 окт. (28-е заседание) ; Об утеержоении Положения о патронатной семье : постановление администрации Новгородской области от 3 апр. 2002 г. № 69 // Собрание нормативных правовых актов законодательного (представительного) и исполнительных органов государственной власти Новгородской области. 2002. № 4. Ст. 98.

6 См.: Сборник законодательства Алтайского края. 2002. № 47.

4. Устанавливаются одни и те же требования к лицам, желающим взять ребенка в приемную и патронатную семью, а также одинаковые обстоятельства, при наличии которых данные лица не могут быть приемными родителями и патронат-ными воспитателями.

5. Устройство ребенка на воспитание как в патронатную, так и приемную семью не влечет за собой возникновения между патоонатным воспитателем, приемными родителями (родителем) и ребенком алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Несмотря на то что законодатель при регулировании отношений, связанных с созданием и функционированием приемной и патронатной семей, использует одинаковые правовые конструкции, имеется и ряд существенных отличий, которые позволяют говорить о самостоятельности каждой из данных форм устройства. Различия патронатной и приемной семей заключаются в следующем.

1. В правовом статусе приемных родителей и патронатных воспитателей. Приемные родители выступают законными представителями (опекунами или попечителями) приемного ребенка, защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных на то полномочий (п. 17 Положения о приемной семье). Патронатный воспитатель не является законным представителем ребенка, в отношении которого установлен патронат. Патронат-ному воспитателю не могут бьгть переданы права по защите имущественных прав ребенка, а также право представлять интересы ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских прав (раздел 3 Положения о патронатной семье Новгородской области). При этом обязанность по представлению и защите прав и интересов ребенка, переданного на воспитание в патронатную семью, возлагается на учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (раздел 6 Положения о патронатной семье Новгородской области).

2. В подходе законодателя относительно категорий детей, предававмьгх на воспитание в приемную и патронатную семьи. На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей (п. 20 Положения о прием-

Гражданское право и гражданский процесс

ной семье). На воспитание в патронатную семью могут помещаться дети, нуждающиеся в государственной защите. В данную категорию входят не только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, но и дети без установленного юридического статуса, проживающие в кровных семьях, попавших в трудную жизненную ситуацию, или временно изъятые из своих семей без обращения в суд о лишении родительских прав.

3. В подходе законодателя к вопросу о максимальном количестве детей, передаваемых на воспитание в приемную и патронатную семьи. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восьми человек (п. 2 Положения о приемной семье). На патронатное воспитание может быть передано не более трех детей.

Таким образом, обе данные формы устройства являются семейными, индивидуальными и возмездными, ребенок передается на воспитание в патронатную и приемную семью на основании договора на определенный срок. Основное отличие и преимущество патроната состоит в оказании помощи семье до лишения родителей родительских прав и возвращении ребенка им на воспитание.

Если государство признает семью нуждающейся, а сама семья согласна с этим, то государство может предоставить семье помощь, в частности, направить в семью патронатного воспитателя, выделить содержание ребенку, временно поместить ребенка в патронатную семью7 . При патронате профилактическая работа с семьями проводится в союзе с родителями. Как известно из теории социальной работы, только на основе партнерства с родителями можно добиться от них изменений в поведении и сохранить семью для ребенка.

Введение такой формы устройства, как патро-натная семья, является необходимым и обоснованным, т. к. позволяет определить ребенка в семью. Очевидно, что дети, которые только что отобраны у родителей, должны как можно скорее помещаться в семью, т. к. любое учреждение «подавляет» нормальное развитие ребенка. Основная цель введения патроната, в отличие от других форм устройства, - направленность работы в первую очередь не на последствия, а на причины социального сиротства.

7 См.: Новая модель организации работы органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми. Модель образовательного учреждения нового типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е. Е. Чепурных и др. ; под науч. ред. Н. П. Ивановой. СПб., 2001. С. 52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.