ПАТРИОТИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ PATRIOTISM IN THE YOUTH POLICY OF RUSSIA
Фролко Марина Сергеевна кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономики спорта им. В. В. Кузина Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва, Россия
Frolko Marina Sergeevna Ph.D., associate professor of the department of management and economics of sport to them. V. V. Kuzin Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth
and Tourism, Moscow, Russia
Орлов Никита Сергеевич
студент
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва, Россия
Orlov Nikita Sergeevich student
Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and
Tourism, Moscow, Russia
Аннотация. В статье представлен обзор отечественных исследований, посвященных проблеме патриотизма среди молодежи. Также в статье упоминается основной деятельности Росмолодежи, а также о тенденциях развития патриотического воспитания.
Annotation. The article provides an overview of national studies on the issue of patriotism among young people. The article also referred to the main activities Rosmolodezh, as well as on trends in patriotic education.
Ключевые слова. Патриотизм, государственная молодежная политика, молодежь, патриотическое воспитание.
Keywords. Patriotism, state youth policy, youth patriotic education.
Наше будущее — это наша молодежь. Какая молодежь — такой и народ в будущем, такие и правители.
Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, и идентификация себя с другими членами
нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.
«Идея Отечества одинаково должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает право назвать себя гражданином» (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Уместно сослаться на В. В. Розанова (1856-1919) — русского религиозного философа, литературного критика и публициста, одного из противоречивых русских философов XX века, который считал, что хорошо любить сильное государство, сильную родину, могучую и процветающую, а вот вы попробуйте полюбить слабую родину, униженную, больную, оскорбленную.
Большинство людей в лихие 90-е под гнётом псевдозападной и псевдоамериканской идеологии, заполонившей кино- и телеэкраны, насмотревшись, перестают быть настроенными на жизнь в России, а, вместо этого, намерены заработать денег, и покинуть Родину. Такая ситуация в корне уменьшала шансы России на выход из кризиса. Для того, чтобы воплотить великую идею в жизнь — восстановление патриотизма в сердцах граждан, нужна планомерная работа с молодежью, что и делается в последнее время в нашей стране при помощи работы средств массовой информации. Свой вклад вносит Федеральное агентство Росмолодежь, ответственное за деятельность молодежных организаций и форумов, проводимых на территории России. К таким форумам можно отнести («Таврида», «Ты — предприниматель», «Территория смыслов на Клязьме», «Итуруп», «Лидер 21века» и др.). В рамках целевых образовательных программ Росмолодежи на данных форумах участники проходят обучение методам социального противодействия — это речевые и специально-универсальные стратегии и тактики: самопрезентация, формирование эмоционального настроя адресата, аргументация, агитации и др. Главнейшим фактором, служащим отбором для непосредственного участия молодых людей в программах Федерального агентства является патриотизм — внутренняя подготовка человека адекватно реагировать на происходящие события.
В большинстве своем, патриотические установки приобретаются молодыми людьми в виде социального опыта. Они непосредственно влияют на когнитивные процессы, канализируют эмоции, формируют оценочные суждения и «барьеры» убеждений, направляют поведение [2, с.68].
По данным ФОМ (2013), приведенные в статье «Патриотизм как антипод молодежи» профессора Коростелевой Т.В ответы на вопрос о согласии не покидать Россию и работать на ее благо, как бы им ни жилось в России, распределились следующим образом: «вполне согласен» — 11,1 %; «скорее согласен, чем нет» — 23,5 %; «скорее не согласен» —18,7 %; «совсем не согласен» — 21,9 %; «затрудняюсь ответить» — 24,8 %. В той или иной степени, выражают согласие не покидать Россию и работать на ее благо, как бы им ни жилось в России, примерно треть выпускников — это, по оценкам авторов исследования, — безусловные патриоты страны. При этом несколько больше выпускников не согласны сделать этого (40,6 %).
Каждый молодой гражданин своей страны должен поверить в то, что он — реальный субъект, и является «Творцом Истории», от которого напрямую зависит будущее его страны. Поэтому жизнеобразующей задачей государства выступает идея пропаганды и агитации любви к своей Родине у подрастающих граждан России. В данный момент в нашей стране, а также за ее пределами происходят неисчисляемые изменения во всех сферах жизни, и свидетелем этих изменений
является наша молодежь, которая должна приспосабливаться к ним. Отношение Российской молодежи к изменениям в стране обусловлено не только реформами в сфере государственной молодежной политики, но и духовно-моральными ценностями, которые должны быть заложены в период первичной социализации.
Исходя из результатов опросов, современная молодежь России показывает положительные настроения, а также видно, что существует определенный запас «патриотической прочности», жизненные условия и соображения, которые из них вытекают наглядно показывают то, что у молодых людей есть желание связать свою жизнь с Россией, развивать ее, быть будущей основой своей страны, а не покинуть ее и искать «счастья» вне ее. Поэтому патриотическое воспитание является приоритетным направлением молодежной политики РФ. В данный момент осуществляется разработка и развитие программ, направленных на историко-культурное развитие молодежи, акцентируя особое внимание на необходимость получения историко-патриотических знаний для каждого члена общества, формируя активную гражданскую позицию молодежи. Для Российской Федерации является приоритетной целью достижение высокого уровня и качества жизни, для того чтобы проживание было неотъемлемой частью любого гражданина страны.
Человек, осознающий то, что его корни связаны с его Родиной, страной, в которой он благополучно может жить, является надежной опорой государства, истинным патриотом и основой общества. В настоящее время в России есть большая необходимость поддержания духовности населения, воспитания у молодежи патриотических качеств, любви к своему Отечеству. Из этого следует, что первостепенными задачами выступают прекращение пропаганды жестокости и насилия, которое несвойственно российскому народу, традиционному укладу жизни русского человека. Воспитание патриотизма — это общественное дело, поэтому эта задача не только государственных структур, каждый взрослый человек должен нести ответственность за воспитание патриотических качеств у подрастающего поколения [1].
Без патриотизма нет ни государства, ни народа. Патриотизм — это очень необычное чувство, это способность человека осознавать свою принадлежность к истории своей страны, настоящему и будущему. Патриотизм в его подлинном понимании неразрывно связан всегда с утверждением национального достоинства.
Список литературы
1. Криворученко В. К. Патриотизм / Энциклопедия гуманитарных наук. Знание. Понимание. Умение. - 2008. - №3. - С. 249-251.
2. Коростелева Т. В. Патриотизм как аттитюд молодежи //Актуальные проблемы психологического знания. - 2014. - № 2(31). - С. -68.
3. Патриотизм - духовный стержень народов России: — Москва, Экономическая литература, 2006. - 480 с.
4. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе : монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. -172 с.
5. Гасанов З. Т. Патриотическое воспитание граждан //Народное образование. - 2005. - №6. - 59 с.
References
1. Krivoruchenko V. K. Patriotizm / Entsiklopediya gumanitarnykh nauk. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2008. No.3. - pp. 249-251.
2. Korosteleva T V. Patriotizm kak attityud molodezhi [Patriotism as the attitude of young people]. Aktual'nye problemy psikhologicheskogo znaniya - Actual problems of psychological knowledge. 2014. No. 2(31). C.-68.
3. Patriotizm - dukhovnyy sterzhen' narodov Rossii [Patriotism - the spiritual core of the peoples of Russia]. Moscow, Economics literature Publ., 2006. 480p.
4. Vyrschikov A. N., Kusmartsev M. B. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennom rossiyskom obshchestve [Patriotic education of youth in modern Russian society]. Volgograd, NPSPD "Copyrightpen", 2006. 172p.
5. Gasanov Z. T Patrioticheskoe vospitanie grazhdan [Patriotic education of citizens]. Narodnoe obrazovanie, no.6. 2005. 59p.