Научная статья на тему 'Патриотизм в контексте деятельностного краеведения (на примере воспитательной работы в ТГПУ им. Л. Н. Толстого)'

Патриотизм в контексте деятельностного краеведения (на примере воспитательной работы в ТГПУ им. Л. Н. Толстого) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТИ ПАТРИОТИЗМА / ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЗМА / ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ЭТОС / ЦЕННОСТНЫЕ СМЫСЛЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / PATRIOTIC EDUCATION / PATRIOTISM VALUES / ACTIVE REGIONAL STUDIES / CULTURAL CHARACTERISTICS OF PATRIOTISM / PROVINCIAL ETHOS / VALUE MEANINGS OF REGIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Зинаида Николаевна, Папазов Дминтрий Иванович

В статье рассматриваются актуальные проблемы и методы воспитания ценностей патриотизма в контексте деятельностного краеведения в региональной культуре. Предполагается, что деятельностное краеведение является одним из условий успешного патриотического воспитания. Термин «деятельностное краеведение» взят из статьи академика Д. С. Лихачева «Краеведение как наука и как деятельность», на основании которого определяется содержание термина и его специфические черты. Делается вывод, что деятельностное краеведение связано с ценностными смыслами региональной культуры, являющейся частью «провинциального этоса», которые, в конечном счете, формируют смыслы национальной культуры в целом и культурообразующие черты патриотизма. Поэтому воспитательная работа, проводимая в контексте деятельностного краеведения, представляется важной с точки зрения формирования ценностей патриотизма. На примере воспитательной работы, проводимой в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого, анализируются культурообразующие и воспитательные характеристики патриотизма в аспекте деятельностного краеведения. В конце статьи определяются особенности воспитания патриотизма в пространстве провинции, его перспективы в контексте региональной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotism in the context of active regional studies (on the example of educational activities at Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University)

The article deals with topical issues and methods of cultivating the values of patriotism in the context of «active regional studies» in regional culture. It is assumed that the «active regional studies» is one of the conditions for successful patriotic education. The term «active regional studies» is taken from an article by Academician D. S. Likhachev «Regional studies as a science and as an activity», on the basis of which the content of the term and its specific features are determined. It is concluded that the «active regional studies» is associated with the value meanings of regional culture, which is the part of the «provincial ethos», which ultimately form the meanings of the national culture as a whole and the cultural characteristics of patriotism. Therefore, educational work carried out in the context of «active regional studies» is important from the point of view of the formation of patriotism values. On the example of educational work carried out in the Tula State L. N. Tolstoy Pedagogical University. It analyzes the cultural and educational characteristics of patriotism in the aspect of «active regional studies». At the end of the article, it describes the feature of patriotism education in the provincial space, its prospects in the context of regional culture are determined.

Текст научной работы на тему «Патриотизм в контексте деятельностного краеведения (на примере воспитательной работы в ТГПУ им. Л. Н. Толстого)»

З. Н. Калинина

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого Д. И. Папазов

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ПАТРИОТИЗМ В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТГПУ ИМ. Л. Н. ТОЛСТОГО)

В статье рассматриваются актуальные проблемы и методы воспитания ценностей патриотизма в контексте деятельностного краеведения в региональной культуре. Предполагается, что деятельностное краеведение является одним из условий успешного патриотического воспитания. Термин «деятельностное краеведение» взят из статьи академика Д. С. Лихачева «Краеведение как наука и как деятельность», на основании которого определяется содержание термина и его специфические черты. Делается вывод, что деятельностное краеведение связано с ценностными смыслами региональной культуры, являющейся частью «провинциального этоса», которые, в конечном счете, формируют смыслы национальной культуры в целом и культурообразующие черты патриотизма. Поэтому воспитательная работа, проводимая в контексте деятельностного краеведения, представляется важной с точки зрения формирования ценностей патриотизма. На примере воспитательной работы, проводимой в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого, анализируются культурообразующие и воспитательные характеристики патриотизма в аспекте деятельностного краеведения. В конце статьи определяются особенности воспитания патриотизма в пространстве провинции, его перспективы в контексте региональной культуры.

Ключевые слова: патриотическое воспитание; ценности патриотизма; деятельностное краеведение; культурообразующие характеристики патриотизма; провинциальный этос; ценностные смыслы региональной культуры.

Z. N. Kalinina

TSPU (Tula, Russia) D. I. Papazov

TSPU (Tula, Russia)

PATRIOTISM IN THE CONTEXT OF ACTIVE REGIONAL STUDIES

(ON THE EXAMPLE OF EDUCATIONAL ACTIVITIES AT TULA STATE LEV TOLSTOY PEDAGOGICAL UNIVERSITY)

The article deals with topical issues and methods of cultivating the values of patriotism in the context of «active regional studies» in regional culture. It is assumed that the «active regional studies» is one of the conditions for successful patriotic education. The term «active regional studies» is taken from an article by Academician D. S. Likhachev «Regional studies as a science and as an activity», on the basis of which the content of the term and its specific features are determined. It is concluded that the «active regional studies» is associated with the value meanings of regional culture, which is the part of the «provincial ethos», which ultimately form the

meanings of the national culture as a whole and the cultural characteristics of patriotism. Therefore, educational work carried out in the context of «active regional studies» is important from the point of view of the formation of patriotism values. On the example of educational work carried out in the Tula State L. N. Tolstoy Pedagogical University. It analyzes the cultural and educational characteristics of patriotism in the aspect of «active regional studies». At the end of the article, it describes the feature of patriotism education in the provincial space, its prospects in the context of regional culture are determined.

Keywords: patriotic education; patriotism values; active regional studies; cultural characteristics of patriotism; provincial ethos; value meanings of regional culture.

DOI 10.22405/2304-4772-2018-1 -4-113-118

Вопрос о формах и методах патриотического воспитания в высшей школе является особенно актуальным в периоды культурных и ценностных кризисов. В такое время особенно важными становятся культурные и ценностные смыслы патриотизма, которые связаны с региональной культурой, и, в конечном счете, с национальной культурой в целом. Задачей патриотического воспитания, в этом случае, является поиск методов развития патриотических ценностей в контексте деятельностного краеведения.

Этот термин взят из статьи Д. Лихачева «Краеведение как наука и как деятельность». Почему краеведение, становясь деятельностью, воспитывает ценности патриотизма? Какова роль провинции в воспитании патриотизма через деятельностное краеведение? В чем заключается важность региональной культуры? Как осуществляется на практике патриотическое воспитание в контексте деятельностного краеведения в региональной культуре? На эти вопросы мы ответим в данной статье.

Деятельностное краеведение и провинциальный этос

В статье «Краеведение как наука и как деятельность» Д. С. Лихачев пишет о роли краеведения в сохранении региональной культуры: «Оно учит людей не только любить свои места, но и любить знание о своих (и не только «своих») местах. ... Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать». Особенную важность, по мнению Лихачева, краеведение обретает в провинции, наполняя провинциальную жизнь особенным ценностным смыслом: «Краеведение может стать в той или иной местности самым массовым видом науки. Это основа для развития добровольных обществ друзей того или иного памятника, той или иной темы, для объединения молодежи вокруг определенных тем или занятий, возрождения кустарных производств, разведения местных редких растений, животных и пр., создания заповедников, вообще - «добрососедства» с историей, культурой или природой...» [1]. Все вышеописанное может сложиться в так называемый «провинциальный этос».

Этос, философский термин (греч.) как привычное место обитания, характер, нрав, обычай. Провинциальный этос понимается как совокупность нравов, ценностей, традиций, культуры характерных для российской провинции. В этом смысле, малые города предстают как своеобразные локусы провинции, имеющие особые культурные смыслы [2]. Региональная культура может выступать как часть провинциального этоса, имея, при этом,

собственные специфические черты. Региональные культуры составляют национальную культуру в целом, вот почему формирование провинциального этоса может преобразовать российскую национальную культуру.

Изучение и активное сохранение культурного наследия региона, то есть, деятельностное краеведение, в таком аспекте предстает как обязательное условие сохранения и приумножения национальной культуры, формируя ее ценностные смыслы. Почему краеведение важно как деятельность, особенно в рамках провинциального этоса?

Культурное наследие, по мнению Д. С. Лихачева, может быть сохранено только посредством его использования, изучения, повторения, воспроизведения: «Памятники культуры не могут просто храниться - вне людских знаний о них, людской о них заботы, людского «делания» рядом с ними. Музеи - это не кладовые. То же самое следует сказать и о культурных ценностях той или иной местности. Традиции, обряды, народное творчество требуют в известной мере своего воспроизведения, исполнения, повторения в жизни. Записанные, но хранящиеся только в записях, собранные, но только зарегистрированные и лежащие без движения - они перестают существовать, разрушаются, утрачивают какие-то (хотя бы маленькие) связи с жизнью. Краеведение как явление культуры замечательно тем, что оно теснейшим образом позволяет связать культуру со строительством музеев, собраний, архивов, педагогической деятельностью, объединением молодежи в кружки и общества, развитием туризма, созданием хоров и кустарных артелей. Культура из лежащей втуне становится действенной и «работающей». Краеведение не только наука, но и деятельность!» [1].

Очевидно, что в процессе краеведческой деятельности формируются ценности патриотизма, благодаря близости к наследию родного края, которая помогает лучше понять культуру своего региона, включится в нее, повлиять на ее формирование, понять старшие поколения. Таким образом, вовлечение молодежи в деятельностное краеведение является культурообразующим и воспитательным аспектом патриотизма.

Воспитательные черты деятелъностного краеведения

Какое воспитательное воздействие в целом может оказать на человека близкое знакомство с культурой своего края? Ответ на этот вопрос дает академик Лихачев, который полагает, что это, в первую очередь, нравственное воспитание: «...воспитание эстетического вкуса неразрывно с воспитанием нравственным.... Сохранение культурной среды - задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его духовной оседлости, для его привязанности к родным местам, следования заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности. Между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, но и не поставлен. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное

значение и влияние на человека всей культурной среды в ее целом, ее воздействующая сила» [1].

Таким образом, по мысли Лихачева, деятельностное краеведение обладает следующими функциями нравственного воспитания:

1. Воспитание привязанности к Родине (духовная оседлость);

2. Уважение к нравам и традициям предков;

3. Воспитание принадлежности к обществу,

4. Воспитание социальной и культурной ответственности

Все перечисленные аспекты воспитательного воздействия деятельностного краеведения напрямую связаны с ценностями патриотизма. Но насколько реально осуществить патриотическое воспитание через деятельностное краеведение на практике?

Опыт воспитательной работы в контексте деятельностного краеведения в ТГПУ им. Л. Н. Толстого

Основными направлениям воспитательной работы в ТГПУ им. Л. Н. Толстого являются краеведение и волонтерская деятельность. Необходимо отметить следующие особенности патриотического воспитания в ТГПУ:

1. Тульский регион с одной стороны, является родиной известнейших деятелей русской культуры, и с другой - памятным местом военных сражений и побед. Это дает большие перспективы для научного и деятельностного краеведения. Так, в ТГПУ краеведческая деятельность осуществляется студентами рамках деятельности туристско-краеведческого клуба «Искатель»: проводятся обучающие походы, например, по местам Л. Н. Толстого и И. С. Тургенева. Такие экскурсии особенно важны для погружения в пространство жизни и творчества великих писателей, поскольку в этих местах они не только жили и творили - родные места были описаны в известных литературных произведениях, поэтому дальнейшее прочтение таких произведений заставит по-новому воспринять их смыслы, по-другому взглянуть на природу родного края. Кроме того, в рамках краеведения, студенты ТГПУ узнают много нового об истории края. В университете существует коллектив народной культуры «Беседушка», где студенты знакомятся с традициями и обычаями Тульского края, культурой национального костюма, узнают о промыслах и работах, характерных для Тульской губернии [3].

Как известно, Тульская область является местом боевой и воинской славы. Участие в фестивалях, связанных с историческими реконструкциями традиционно популярно у студентов ТГПУ; такие реконструкции помогают достаточно подробно узнать и ходе исторических сражений, и о нюансах костюмов и вооружения. Особенно пристальное внимание уделяется изучению героического наследия Второй мировой войны, сохранению героической памяти, общению с ветеранами. Таким образом, краеведческая деятельность в рамках патриотического воспитания формирует у студентов следующие ценностные черты патриотизма: привязанность к Родине (духовная оседлость); уважение к нравам и традициям предков, культурную ответственность.

2. Волонтерское движение - это, в первую очередь, воспитание нравственных качеств - милосердия, сострадания, любви к ближнему. Это формирует такие ценностные характеристики патриотизма, как социальная ответственность, принадлежность к обществу, уважение к старшему поколению. В ТГПУ существует Центр поддержки и развития волонтерского движения, в рамках проекта «Доброволец России». Указаны следующие

направления работы волонтерского движения:

1. туристско-краеведческое направление

2. поисковое направление

3. патриотическое направление

4. творческое направление

5. шефское направление

6. научно-исследовательское направление

7. трудовое направление

8. отряды общественного порядка

9. спортивно-оздоровительное направление

10. педагогическое направление

11. экологическое направление [3]

Можно выделить традиционные ежегодные мероприятия, проводимые в ТГПУ и связанные с патриотическим воспитанием в рамках деятельностного краеведения:

Праздник российского студенчества «Татьянин день» Конкурс патриотической песни «Земля моих отцов - Отечество мое!» Праздник студенческого городка «Широкая Масленица» Международная студенческая научно-практическая конференция «Проблемы молодежи глазами студентов»

Студенческий проект «Никто не забыт, ничто не забыто» (благоустройство мемориала защитникам Отечества на Всехсвятском кладбище)

Фестиваль национальных культур «Диалог народов - диалог культур» День Земли (экологический десант)

Праздник-встреча поколений «Урок Мужества», посвященный празднованию Дня Победы

Праздник русского языка и культуры

Областной конкурс научно-исследовательских работ «Великие земляки Тульского края» [3]

Особенности воспитания патриотизма в пространстве провинции, его перспективы в контексте региональной культуры

Воспитание патриотизма в рамках деятельностного краеведения формирует, в конечном итоге, провинциальный этос, объединяя прошлое, настоящее и будущее культуры региона, влияет на состояние региональной, а значит, и национальной культуры в целом. В пространстве провинции воспитание патриотизма имеет свои особенности, главной из которых является обращение к культурно-историческому наследию родного края, его изучение,

поддержание и сохранение; это формирует ценности патриотизма у молодежи в пространстве провинции, заставляя по-новому взглянуть на родной край, иначе интерпретировать ценностные смыслы патриотизма в его культурном пространстве.

Литература

1. Лихачев Д. С. «Краеведение как наука и как деятельность» [Электронный ресурс] // Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев [Сайт] URL: http://likhachev.lfond.spb.ru/Articles/kra.htm (дата обращения 20.10.2017)

2. Набилкина Л. Н. Феномен города в образах словесной культуры. Автореферат диссертации на соискание степени д. филос.н..: Шуя, 2017.

3. ТГПУ им. Л. Н. Толстого: официальный сайт URL: http://tsput.ru/about us/activities/educational activities/ (дата обращения -20.10.2017)

References

1. Lihachev D. S. «Kraevedenie kak nauka i kak deyatel'nost'» [Local history as a science and as an activity] [Ehlektronnyj resurs] // Akademik Dmitrij Sergeevich Lihachev [Saite] URL: http://likhachev.lfond.spb.ru/Articles/kra.htm (data obrashcheniya 20.10.2017)

2. Nabilkina L. N. Fenomen goroda v obrazah slovesnoj kul'tury [The phenomenon of the city in the images of verbal culture]. Avtoreferat dissertacii na soiskanie stepeni d. filos.n..: Shuya, 2017.

3. TGPU im. L. N. Tolstogo: oficial'nyj sajt [TSPU them. L. N. Tolstoy: the official website]. URL: http://tsput.ru/about us/activities/educational activities/ (data obrashcheniya 20.10.2017)

Статья поступила в редакцию 15.10.2018 Статья допущена к публикации 30.11.2018

The article was received by the editorial staff 15.10.2018 The article is approved for publication 30.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.