Научная статья на тему 'Патриотизм в духовно-нравственном измерении. Основы воспитания'

Патриотизм в духовно-нравственном измерении. Основы воспитания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1513
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТ / ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ / РОДИНА / СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ / ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА / SPIRITUALITY / MORALITY / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / PATRIOTISM / LOVE OF THE FATHERLAND / HOMELAND / SERVICE TO THE FATHERLAND / THE BASIS FOR THE EDUCATION OF PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аманацкий Юрий Валентинович, Кочин Андрей Анатольевич

В статье говорится о возрождении духовно-нравственных основ патриотизма на опыте русской школы, на мудрости педагогической, философской и религиозной мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotism in the Spiritual and Moral Dimension. The Foundation of upbringing

The article talks about the revival of the spiritual and moral foundations of patriotism on the experience of the Russian school, on the wisdom of pedagogical, philosophical and religious thought.

Текст научной работы на тему «Патриотизм в духовно-нравственном измерении. Основы воспитания»

Педагогика

УДК 373 (091) АМАНАЦКИЙ Юрий Валентинович

Профессор кафедры философии и социологии Санкт-Петербургского университета МВД России,

кандидат педагогических наук, доцент Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: +7 (812) 415-33-45. E-mail: [email protected]

AMANATSKIY Yury Valentinovich

Professor of the Department of Philosophy and Sociology of the Saint-Petersburg University

of the MIA of Russia, candidate of pedagogic sciences, docent Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (812) 415-33-45. E-mail: [email protected]

КОЧИН Андрей Анатольевич

Первый заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России,

доктор педагогических наук, профессор Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел: +7 (812) 744-24-39. E-mail: [email protected]

KOCHIN Andrey Anatoliyevich

First Deputy Head of the Saint-Petersburg University ofthe MIA ofRussia,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (812) 744-24-39. E-mail: [email protected]

Патриотизм в духовно-нравственном измерении. Основы воспитания.

Patriotism in the Spiritual and Moral Dimension. The Foundation of upbringing.

В статье говорится о возрождении духовно-нравственных основ патриотизма на опыте русской школы, на мудрости педагогической, философской и религиозной мысли.

Ключевые слова: духовность, нравственность, духовно-нравственные ценности, патриотизм, патриот, любовь к отечеству, родина, служение отечеству, основы воспитания патриотизма.

The article talks about the revival of the spiritual and moral foundations of patriotism on the experience of the Russian school, on the wisdom of pedagogical, philosophical and religious thought.

Keywords: spirituality, morality, spiritual and moral values, patriotism, patriotism, love of the fatherland, homeland, service to the fatherland, the basis for the education of patriotism.

Президент России В.В. Путин неоднократно говорил о важной роли патриотизма для современной России. Он сказал, что патриотизм — это «священный долг россиян», а далее назвал его «нравственным ориентиром» для подростков. «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», — заявил В.В. Путин в феврале 2016 г. «Это и есть национальная идея», — добавил он [1].

Также 12 декабря 2013 г. в послании Федеральному Собранию президент Российской Федерации В.В. Путин с сожалением отмечал, что были утрачены и многие нравственные ориентиры; что в связи с утратой нравственности появились долгосрочные угрозы целостности России, её безопасности. «Мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп», — сказал президент [2].

Это очень серьёзные слова и сигнал для общества от руководителя нашего государства. Как говорил Александр Сергеевич Грибоедов, происходит «колебание умов, ни в чём не твёрдых» [3].

По И.В. Киреевскому, разум есть «умное видение», он призван не к расчленению сущностей и смыслов, а к их собиранию, а «из отвлеченного ума, писал он, нельзя получить ни совести, ни любви» [4, с. 335-339].

В обществе наблюдается угасание нравственности, что приводит к трагическим разрывам: разобщённости поколений, взазимонепониманию людей даже внутри одного поколения, размыванию и подмене духовных ценностей. Вследствие этого наблюдаются признаки деградации в обществе, в частности, у значительной части молодёжи.

Критическое состояние нравственности в обществе стимулировало интерес педагогической общественности к идее патриотического возрождения современной России, возрождения на опыте русской школы, на мудрости педагогической, философской и религиозной мысли.

Духовной основой патриотического возрождения должны являться идеалы любви к Родине, к ближнему, жертвенное служение Отечеству.

Подлинный патриотизм — это тот патриотизм, который основывается на высокой морали, тот патриотизм,

который вдохновляется традиционными духовно-нравственным ценностями общества.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся: приоритет духовного над материальным; защита человеческой жизни, прав и свобод человека; семья; созидательный труд; служение Отечеству; нормы морали и нравственности; гуманизм; милосердие; справедливость; взаимопомощь; коллективизм; историческое единство народов России; преемственность истории нашей Родины [5, п. 78].

Сейчас важно помнить о сущности, значении и содержании понятий «духовность», «нравственность», «дух», «духовное единство», «духовно-нравственные ценности», «любовь к Отечеству», «патриот», «Родина», «долг», «ответственность» и многое другое. Надо учиться и учить понимать эти категории, уяснять духовный смысл этих слов, их соотношение и взаимопроникновение. Взрослый, критически мыслящий человек всегда задумывается о нравственных проблемах, поскольку духовные ценности являются базой в формировании структуры личности.

Духовность — одно из ключевых понятий общечеловеческой истории. «В духовности сублимирован исторический опыт человечности», — пишет академик Российской академии образования А. Корольков [6, с. 1]. По мнению H.H. Барковой, введение термина «духовность» в формирование понятия нравственности связано с влиянием просвещения и трансформацией христианского нравственного идеала под влиянием просветительских гуманистических идей [7, с. 71].

Категории «духовность», «нравственность» в различных областях гуманитарных знаний осознаются и трактуются профессионалами последних лет достаточно широко.

В светском мировосприятии вполне возможно рассматривать духовность и нравственность как самостоятельные и вполне самодостаточные величины, хотя их взаимодействие подтверждается [8, с. 112]. Многие мыслители придают понятиям «духовность» и «нравственность» некий теологический смысл.

Духовность, как и нравственность, на наш взгляд, связана с ценностно-смысловой сферой личности, мировоззрением и духовно-душевными потребностями. Во многих современных работах проводится сопоставительный анализ категорий «нравственность» и «духовность».

В своих исследованиях Т.Н. Петракова определяет, что духовность — это самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность. Это предмет человеческих устремлений, вектор его духовного развития. Если духовность — это то, чем и ради чего человек живет и действует, она характеризует высшие, «вертикальные» устремления личности, то нравственность — это то, как человек живет и действует, сфера его «горизонтальных» устремлений: отношений с людьми и обществом. Духовность является основой нравственности, она определяет смысл, а нравственность — жизненные принципы, способы и приёмы передачи вовне своего внутреннего мира в соответствии со своим духовным началом [9, с. 6].

Своим пересечением духовность и нравственность, утверждает Т.П. Петракова, образуют как бы невидимый крест, являющийся основой личности. Основой духовности является человеческий дух, а основой нравственности — душа, просвещаемая человеческим духом. Духовность и нравственность онтоло-

гически заданы в единстве, целостном и гармоничном [10, с. 59-68].

Адекватное понимание духовно-нравственной сущности патриотизма с целью его воспитания и развития является актуальным в любую историческую эпоху. Сила патриотизма в силе духа личности, народа. Многие философы, мыслители и педагоги предполагают неразрывную взаимосвязь духовного и патриотического, понимая таким образом их единую сущность.

Так, И.А. Ильин ставил патриотизм в основу нравственного и духовного воспитания молодежи: «Идея родины предполагает живое начало духовности. Родина есть нечто от духа и для духа» [11, с. 125].

По убеждению А.Е. Лихачева, процесс духовного воспитания определяет «духовный заряд», «заряд духовной энергии», который можно сравнить с вдохновением. «В его пламени преображаются все прежние движения души, весь накопленный опыт». Вдохновение, духовный заряд — явления, не управляемые ни самим обучающимся, ни его педагогом. Поэтому процесс духовного воспитания, по сути, не технологизируется [12, с. 34].

Приступая к определению сущности патриотизма, необходимо отметить, что в различные исторические этапы развития государства менялось смысловое содержание и границы этого понятия.

Значение слова «патриотизм» определяется большинством словарей как «любовь к Родине, служение Отечеству». При этом Президент России Владимир Путин отметил, что «патриотизм формируется не лозунгами, а ответственностью и консолидированной работой на благо государства» [13].

Современное содержание патриотизма включает в себя:

1) переживание любви, уважение ко благу и славе своей Родине. При этом под Родиной понимается: духовное пространство, земля, в которой соединяются прошлое и будущее народа, а уж потом «территория», то пространство, которое исторически занимает страна, место где родились и выросли, семья, народ среди которого получили воспитание и частью которого являемся, язык, отечественная культура, литература, родная природа, исторические корни, традиционные ценности и многое другое. Русский писатель Иван Сергеевич Шмелёв говорил: «Чувство Родины узко, мелко, своё у каждого. Но из этих мельчайших нитей скручена великая пуповина: она вяжет народ в одно. Придет время, и народ своё скажет» [14];

2) верность и жертвенное служение Отечеству, что подразумевает способность, готовность защищать и служить во благо его, для приумножения славы, духовных и материальных богатств Родины. Соответственно, в современном понимании патриотом можно назвать человека, который искренне предан России, любит её и служит для её блага, а в случае необходимости готов отдать жизнь ради неё;

3) способность радоваться благосостоянию страны, её успехам, желание действенно сопереживать общие невзгоды и трудности;

4) твёрдая гражданская позиция, в основании которой находятся чувства совести, чести, долга, ответственности перед Родиной.

Любовь к Отечеству, покоящаяся на таких духовных началах, даёт основание говорить о патриотизме как о духовно-нравственном феномене. Поэтому патриотизм — понятие священное, необходимое звено в цепи многоразличных выражений любви к ближнему.

Хочется в этой связи назвать один из христианских принципов, высказанный Святейшим Патриархом Алексием II: «Выше Закона может быть только Любовь, выше Права лишь Милость, и выше Справедливости лишь прощение» [15].

Любовь к Родине, любовь к ближнему, в нашем ощущении любовь к России понимается как «проникновение душ», как возвышенное состояние человеческой души, как главное духовное свойство души. Именно любовь к Родине питает душу человека.

Ещё генералиссимус A.B. Суворов говорил: «Не бренное человеческое тело одерживает на войне победу, а бессмертная душа... и если душа воина велика и могуча, не предаётся страху и не падает на войне, то и победа несомненна, а потому и нужно воспитывать, и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности и тогда было неустрашимо и бестрепетно!» [16, с. 2].

И.Г. Песталоцци утверждал, что «духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка» [17, с. 81] как центра духовной жизни. Сердце понимается как социально-духовный центр (ядро) и орган чувств, сосредоточение эмоций и орган нашего познания, орган мысли, орган общения с Богом и восприятия духовного-нравственного воздействия. «Душа, — пишет прей. Иоанн Дамаскин, — есть живая субстанция, простая и бестелесная; невидимая, по своей природе, телесными очами; бессмертная, одарённая разумом и умом, не имеющая определённой фигуры; она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения» [18, с. 114].

Любовь к Родине, возвышая дух, наполняет тело человека жизненной силой. «Без Родины человек — духовный оборвыш, любым ветром может его подхватить и понести в любую сторону» [19, с. 196].

Любовь к Отечеству обладает духовными свойствами: это активность, конкретность, а также определёнными чертами: верность, действенность, жертвенное служение, бескорыстность. Свойства и признаки любви взаимозависимы и взаимообусловлены.

Любовь к Отечеству — это активность. Кто любит, тот действует, творит. Патриотизм должен быть действенным. Он проявляется в защите Отечества от врагов, служении во славу Родины, заботе о развитии отчизны, укреплении благосостояния, в т.ч. путем активного участия в государственных делах.

Как активное жизненное начало в человеке, любовь непременно требует наличия предмета человеческой любви, она конкретна в своих проявлениях: это любовь к родителям, своей семье, к родной земле, к своему народу, его религии, святыням, к вере, обычаям, традициям, к памяти предков, с чем, следовательно, духовно соединяются различные воспоминания детства, молодости, зрелости.

A.C. Пушкин писал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие... Клянусь вам моею честью, что я ни за что на свете не согласился бы ни переименовать Родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков, которую нам послал Господь» [20].

Понятие любви и понятие жертвенности неразделимы. Любовь жертвенна. Любить Родину, по мысли И.А. Ильина, это значит быть всегда готовым отдать (жертвовать) за неё жизнь, соединить свою жизнь и судьбу с её судьбою, быть вместе с ней как в часы опасности и падений, так и во времена благоденствия

и процветания [21]. Любовь к Родине И.А. Ильин называет «духовною», «зрячею». Это значит, что он радуется её успехам, а недостатки воспринимает с болью [22].

Ради любви к Родине многие отдавали свою жизнь. Не всегда жертва связана с гибелью, со смертью. Жертвенность — это отречение от чего-то своего, что тебе дорого и ценно, это всегда отдача себя, части себя, своего времени, своих сил, материальных средств ради другого человека. Эта жертва не имеет рассудочного характера, она не имеет количества, а определяется размерами отданного, размерами сердца, возвышенностью духа личности.

Жертвенное служение Отечеству — это такое служение, когда человек отдает всю свою жизнь избранному делу, которое способно реально изменить себя и мир к лучшему. Конечно, ценность такого служения увеличивается, если оно совершается бескорыстно — вне зависимости от каких-либо материальных расчётов и соображений. «Человек, который любит свою страну за её мощь, всегда подобен ненадёжному поклоннику, мужчине, который любит женщину за её деньги», отмечал Гилберт Кийт Честертон [23].

Одним из наиболее ярких и самоотверженных подвигов в деле жертвенного служения своему Отечеству у нас признается смерть за Родину, главным образом на войне, или при выполнении служебно-боевых задач: «Нет больше той любви, если кто душу свою положит за друзей своих» [24].

Любовь несёт в себе созидание, а ненависть — разрушение.

Патриотический дух в русском человеке неистребим [25]. Деятельное проявление чувства любви к своей Родине заложено в природе долга. Долг понимается как личное внутреннее обязательство человека перед Родиной, обществом, людьми за выполнение порученных требований и предписаний.

«Любовь к Отечеству — это ветвистое дерево, ствол которого корнями любви упирается внутрь сердца каждого и первые ростки которого непременно проявляются ещё в семье и среди общества ближних» [26, с. 159].

Семья, почитание старших, передача традиций (а слово «традиция» как раз и происходит от латинского tradition — «передача») цементируют, скрепляют общество, делают народ духовно и нравственно крепким. В этом смысле семья есть школа любви к Отечеству, её основа.

И.А. Ильин называет семью «первичным лоном человеческой культуры» [27, с. 142]. Для каждого из своих членов семья является школой любви как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. Основы любви как чувства закладываются в семье. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви [28, с. 199]. Это первая ступень выражения любви и воспитания патриота. «Никто не в состоянии прямо сразу начать любить дальних, оставивши ближних вне своей любви. Не воспитанная в семье любовь не даст дальнейших ростков...» [34].

Основное внимание в русской педагогической школе уделялось воспитанию подрастающего поколения с учётом тендерных особенностей. Так, девочкам в первую очередь прививались основные семейные ценности как будущим жёнам и матерям. Екатерина II, императрица российская, утверждала, что «хорошие жёны и добрые матери семейства — суть твёрдой опоры

престола и благоденствия государства» (полное собрание законов Российской империи с 1649 г. [29]).

Воспитание мальчиков считалось краеугольным камнем христианской педагогики и психологии. Кандидат психологических наук, заслуженный учитель Российской Федерации Борис Ничипоров пишет: «Какие воспитываются нынче у нас мальчики — от этого будет зависеть вся судьба державы нашей» [30, с. 150].

В христианской психологии отмечается два основополагающих мужских качества, которые необходимо воспитывать в мальчиках. Это мужество — фундамент характера мальчика, и жертвенность — вершина его духовного облика.

«Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы», — говорил святой Серафим Саровский [31].

Вторая ступень, основа воспитания патриота — общеобразовательная школа. «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя» [32]. Это известное выражение принадлежит «железному канцлеру» Германии Отто фон Бисмарку.

Одной из важных задач высшей школы и системы образования в целом является воспитание не только знающего, работоспособного человека, но и полноценной личности, обладающей этическим измерением своих слов и дел, живущей осмысленно и одухотворённо, приносящей пользу не только себе, но и ближним так же, как и Отечеству. Попытки разрыва обучения подрастающего поколения от формирования его этических ориентиров препятствуют развитию духовно зрелой, гармоничной личности, патриота своего Отечества.

Герои не могут бесследно исчезнуть. Если нет героев-патриотов — нет страны. Необходимо воспитывать патриота на героическом прошлом Отечества, воинской славе, подвигах и памяти о принесённых жертвах, привитии нравственной чистоты, традиционных семейных ценностей и многом другом. Подвиг и память о принесённых жертвах очень важна для нынешнего поколения, потому что само понятие жертвы тесным образом связано с понятием жизни. Если способность человека приносить себя в жертву исчезнет, то, наверное, исчезнет и жизнь.

Подвиг, пример защитника Отечества должен стать фундаментом в современном патриотическом воспитании, идея подвига должна быть в центре внимания, потому что с подвигом связано подлинное развитие личности, общества и государства. На образах и положительных примерах героев — патриотов России — формируются основные ценности нации.

«Подвиг», «движение» — у этих слов один и тот же корень, и между ними — несомненная смысловая связь. Не может быть подвига без движения. А движение вперёд предполагает напряжение духа, всех сил, концентрацию энергии, разума, воли, чувств. Движение предполагает высокое целеполагание: что? как? зачем? — и тогда движение становится подвигом. Ведь на во-

прос «как жить?» можно получить ответ, только задав себе вопросы «зачем жить?», «ради чего?», «во имя чего?».

Высоконравственный человек пытается найти ответы на эти вопросы с тем, чтобы познать смысл своего существования.

Для примера мы можем вспомнить наших героев-современников. Александр Прохоренко погиб под Тадмором (провинция Хомс, Сирия), выполняя задания по уничтожению боевиков террористической организации «Исламское государство» (запрещённой на территории России). Когда молодого офицера обнаружили боевики, тот, не желая сдаваться, вызвал огонь на себя и погиб вместе с окружившими его террористами. Лейтенант полиции из Дагестана Магомед Нурбагандов на требования боевиков сказать своим товарищам, чтобы те увольнялись из полиции, не раздумывая, произнёс пронзительные слова: «Работайте, братья!», за что был жестоко убит. Это действительно Герои России. Совершая геройский подвиг, они шагнули в вечность, в бессмертие, покрыв славой своё имя, свой род и своё Отечество. Ценя земную жизнь, смерть герои-патриоты встретили с достоинством и мужеством. Такая смерть делает человека человеком, превращая биологию в биографию, — утверждал немецкий философ Мартин Хайдеггер, — а вечная жизнь желающего сладко есть и мягко спать человечка стала бы пошленьким водевилем.

В этой связи уместно процитировать Гарвардскую речь Александра Исаевича Солженицына: «Если бы, как декларировал гуманизм, человек был рождён только для счастья, — он не был бы рождён и для смерти. Но оттого, что он телесно обречён смерти, его земная задача, очевидно, духовней: не захлёб повседневностью, не наилучшие способы добывания благ, а потом весёлого проживания их, но несение постоянного и трудного долга, так что весь жизненный путь становится опытом главным образом нравственного возвышения, покинуть жизнь существом более высоким, чем начинал её» [33].

Нужно находить образцы подобных современных героев и былых времён, рассказывать о них в процессе обучения и воспитания, показывая тем самым духовно-патриотическую связь и духовное единство поколений.

Рассматриваемая в рамках различных философских, религиозных и педагогических течений проблема патриотизма, его возрождение остаётся недостаточно разработанной. Патриотизм как духовно-нравственный феномен нуждается в глубоком осмыслении, изучении его сущности и содержания.

Таким образом, можно определить сущностный принцип патриотизма: именно любовь к России и единство духовно-нравственных ценностей скрепляют и объединяют всех нас, независимо от национальности и вероисповедания.

Список литературы:

1. Путин назвал единственно возможную для России национальную идею [Эл. ресурс] II Сайт «РБК». 2016. 3 фев. — Режим доступа: http://www.rbc.ru/politics/03/02/2016/ (дата обращения: 27.02.2017).

2. Путин: российское общество испытывает дефицит милосердия [Эл. ресурс] // Сайт «РИА Новости». 2012. 12 дек. — Режим доступа: https://ria.ru/society/20121212/914453619.html (дата обращения: 27.02.2017).

3. Грибоедов A.C. Письмо П.А. Вяземскому 11 июля 1824 г., Петербург [Эл. ресурс] II Сайт «A.C. Грибоедов». Режим доступа: http://www.griboedov.net/pisma/054.shtml (дата обращения 27.02.2017).

4. Киреевский, И. В. О верующем разуме. Полное собрание сочинений. —Т. II. —М., 1861. С. 335-339.

5. О Стратегии национальной безопасности РФ: Указ Президента России № 683 от 31 12.2015 г. [Эл. ре-сурс]//СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.02.2017).

6. Корольков А. Духовные основания русской школы. Бийск: БГПУ им. В. М. Шукшина, 2004. 124 с.

7. Баркова H.H. Нравственный идеал в русской педагогике (XIX —XX в.в.). М.: Педагогика, 1998. С. 70-75.

8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Асаэема, 2000. -176 с.

9. Петракова Т.П. Святоотеческое наследие и проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе//Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. М., 1999. 137 с.

10. Петракова Т.П. Святоотеческое учение и проблемы современной педагогики//Пед-ка. 2007. № 2. С. 59-68.

11. Головушкина М.В. Формирование основ духовно-нравственного воспитания//Известия высших учебных заведений. Поволжский район. 2012. № 2 (22).

12. Лихачев А.Е. Воспитание и духовность (заметки православного педагога)//Педагогика. 2001. № 3. С. 33-36.

13. Стенограмма Послания Владимира Путина Федеральному Собранию [Эл. ресурс] II Официальный сайт «Российской газеты». 2012. — 12дек. — Режим доступа: https://rg.ru/2012/12/12/ (дата обращения: 28.02.2017).

14. Душа Родины II Русская газета. — 1924. — 3 марта [Эл. ресурс] II Сайт «Творчество Ивана Сергеевича Шмелева». — Режим доступа: http://smalt.karelia.ru/~filolog/shmelev/texts/publ/publ.htm (дата обращения: 28.02.2017).

15. Святейший Патриарх Алексий II. Афоризмы [Электронный ресурс] II Сайт «Фома». — Режим доступа http://foma.ru/patriarh-aleksiy-ii-aforizmyi-2.html (дата обращения: 01.03.2017).

16. Беляков А. Александр Васильевич Суворов о духовно-нравственном воспитании воинов. СПб., 1894. С. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2. М., 1981.

18. Дамаскин Иоанн преподобный. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 12. М.: Изд-тво Сретенского монастыря, 2003.

19. Кожемяко B.C. Валентин Распутин. Боль души. М.: Алгоритм, 2007. 432 с.

20. Пушкин, А. С. Мудрые мысли [Эл.й ресурс] II Сайт «Александр Сергеевич Пушкин». — Режим доступа: http://www.as-pushkin.ru/index.php?cnt=13 (дата обращения: 01.03.2017).

21. Ильин И.А. О Родине. 2. Обретение Родины [Электронный ресурс] II Сайт «Солдаты России. Журнал достойных». — Режим доступа: http://soldatru.ru/art/art/artl36.php (дата обращения: 01.03.2017).

22. Ильин И. О сопротивлении злу силою [Эл. ресурс] II Сайт «ЛитРес: Бесплатная электронная книга». — Режим доступа https://www.litres.ru/ivan-ilin/o-soprotivlenii-zlu-silou/chitat-onlayn/ (дата обращения: 01.03.2017).

23. Честертон, Гилберт Кийт. Сломанная шпага II Все рассказы об отце Брауне. — [Эл. ресурс]. — Сайт «Православная энциклопедия. Азбука веры». — Режим доступа: https://azbyka.rU/fiction/vse-rasskazy-ob-otce-braune/#nl3 (дата обращения: 01.03.2017).

24. О Божественных заповедях [Эл. ресурс] II «Сайт Борисовского благочиния». — Режим доступа: http://www.blagobor.by/article/vera/lyubov (дата обращения 01.03.2017).

25. Рыбакова С. Душа русского солдата [Эл. ресурс]//Сайт «Православие.ру». — Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/99352.html (дата обращения 01.03.2017).

26. Чельцов М., прот. Христианское миросозерцание. Ч. II. Иг., 1917.

27. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т. Т. 2. Кн. 2. М., 1998.

28. Ильин И.А. Путь духовного обновления//Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. 289 с.

29. Историю женского образования в России обсудили в Президентской библиотеке [Эл. ресурс] II Сайт «Президентская библиотека» 2014. 11 июня.Режим доступа: http://www.prlib.ru/events/ (дата обращения 17.02.2017).

30. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М.: Школа-Пресс, 1994. 189 с.

31. Секрет семейного счастья [Эл. ресурс] II Сайт «Православная энциклопедия. Азбука веры». — Режим доступа: https://azbyka.ru/forum/threads/sekret-semejnogo-schastja.11044/ (дата обращения: 01.03.2017).

32. Некоторые размышления о прошлом, настоящем и будущем в образовании [Электронный ресурс] II Сайт «Lifejournal». — Режим доступа: http://o-v-f.livejournal.com/252144.html (дата обращения: 01.03.2017).

33. Солженицын А.И. Речь в Гарварде на ассамблее выпускников университета 8 июня 1978 г. [Электронный ресурс] II Сайт «Антология Самиздата». — Режим доступа: http://antology.igrunov.ru/authors/solzh/1121759601.html (дата обращения 01.03.2017).

35. Чельцов М. Христианское миросозерцание. Ч. 4 [Эл. ресурс] II сайт «Православная энциклопедия. Азбука веры». — Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Cheltsov/khristianskoe-mirosozertsanie-khristianstvo-i-zhizn/4 (дата обращения 17.02.2017).

© Аманацкий Ю.В., Кочин A.A., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.