Научная статья на тему 'Формирование патриотизма у современной молодежи через осмысление исторических процессов'

Формирование патриотизма у современной молодежи через осмысление исторических процессов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
803
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТ / ГЕРОИЗМ / ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ / ОТЕЧЕСТВО / PATRIOTISM / PATRIOT / HEROISM / LOVE FOR THE MOTHERLAND / FATHERLAND

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шукшина Елена Ильинична

В данной статье рассмотрены проблемы формирования патриотизма у современной молодежи и методы. Проанализированы особенности патриотизма в различные исторические периоды. Выявлена необходимость решения данной проблемы методами создания на базе молодёжных центров и музеев клубов исторической реконструкции, дискуссионных исторических клубов и площадок, применения на дискуссионных мероприятиях и открытых уроках фотографий с изображением знаменитых соотечественников, осуществления воспитания на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование патриотизма у современной молодежи через осмысление исторических процессов»

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ ЧЕРЕЗ ОСМЫСЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Шукшина Е.И. Email: Shukshina652@scientifictext.ru

Шукшина Елена Ильинична - магистрант, факультет истории и права,

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск

Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы формирования патриотизма у современной молодежи и методы. Проанализированы особенности патриотизма в различные исторические периоды. Выявлена необходимость решения данной проблемы методами создания на базе молодёжных центров и музеев клубов исторической реконструкции, дискуссионных исторических клубов и площадок, применения на дискуссионных мероприятиях и открытых уроках фотографий с изображением знаменитых соотечественников, осуществления воспитания на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян. Ключевые слова: патриотизм, патриот, героизм, любовь к Родине, Отечество.

FORMATION OF PATRIOTISM IN MODERN YOUTH THROUGH UNDERSTANDING OF HISTORICAL PROCESSES Shukshina E.I.

Shukshina Elena Ilinichna - Master Student FACULTY OF HISTORY AND LAW, MORDOVIAN STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE NAMED AFTER M.E. EVSEVEV, SARANSK

Abstract: the article deals with the problems of formation of patriotism in modern youth and methods. The features of patriotism in different historical periods are analyzed. The necessity of solving this problem by methods of creation on the basis of youth centers and museums, clubs of historical reconstruction, debatable historical clubs and platforms, application at discussion events and open lessons of photos with the image of famous compatriots, to carry out education on examples of heroic struggle, feats, talents of Russians is revealed.

Keywords: patriotism, patriot, heroism, love for the Motherland, Fatherland.

УДК 331.225.3

Перед Российской Федерацией как многонациональным государством в современных условиях стоит задача разработки такой модели патриотизма, который в наибольшей степени будет способствовать воспитанию российских граждан XXI в.

Основная идея патриотизма — любовь к Родине, гордость за нее, преданность своему Отечеству и готовность защищать его до самопожертвования. Слово «патриот» происходит от римского patriota («соотечественник»), которое, в свою очередь, исходит от греческого naxpi; («отечество»).

Сегодня в российском обществе наблюдается кризис духовности в целом, ценности патриотизма в частности. Нестабильная экономическая и политическая ситуация в стране накладывает свой отпечаток на жизнь общества в целом и воспитания молодежи в том числе. На международном уровне идет переписывание истории России, открыто действуют профашистские организации. Внутри страны определенные представители современного поколения считают, что они ничем не обязаны своей стране. В сложившейся ситуации сложно отличить истинный патриотизм от лживых слов и лозунгов.

В сознании советских людей был прочно формирован образ защитника Отечества, Добра, справедливости (сказочный, собирательный и реальный); образ жизни подвижника, образ мудрости государственного деятеля, образ волевого полководца. Данные образы предстают как образцы патриотизма, нравственности, духовности, толерантности, самоотверженности, мужества, воли к победе и т.д.

Великое военное и трудовое прошлое нашей страны знает немало героев. Эти люди некогда прославляли нашу страну на мировой арене. Их героизм бессмертен.

Имена героев войны: И.В. Панфилова, З.А. Космодемьянской, В.В. Талахинина, И.Н. Кожедуба, имена трудовых героев: В.Г. Федорова, Ф.В. Токарева, героев космонавтики: Ю.А. Гагарина, В.В. Терешковой, А.А. Леонова, героев науки: М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, А.С. Попова, Н.И. Пирогова будут навсегда в нашей памяти, в истории нашей страны.

В то же время, нам, поколению, выросшему в начале XXI века, следует знать, что и современность дает примеры проявления патриотизма. Кто они - современные патриоты и герои? Почему многие уверены, что нет героев в нашей жизни, в современном мире? Почему же вообще стал возможен рост антипатриотических настроений в современном российском обществе?

В преддверии праздника Великой Победы автором был проведен опрос на тему «что такое патриотизм и мои герои сегодня». В опросе приняло участие около пятидесяти учащихся школы № 30 г. Саранска от 11 до 15 лет (5-9 классы). Ответы в основном сводились к тому, что патриотизм - это любовь к Родине, готовность защищать ее. Около 5% опрошенных вообще не смогли дать определение понятию «патриотизм». На просьбу перечислить известных героев чаще всего называли героев Великой Отечественной войны или героев, о которых на днях слышали на уроках истории. На вопрос о том, есть ли герои в наше время, в XXI веке, почти половина опрошенных сказали, что их нет. Те же, кто согласился с утверждением, что герои все-таки есть, приводили всего одну - две фамилии.

На самом деле и в наше время достаточно героев, которыми можно гордиться и восхищаться, примерами могут служить: Сергей Бурнаев, Денис Ветчинов, Алдар Цыденжапов, Сергей Солнечников, Ирина Янина.

Связано это с множеством причин: социальной неудовлетворенностью граждан, идеологической изоляцией, возникшей после распада СССР и т.д. Но основным фактором является ложное представление части россиян о собственной стране, как о стране третьего мира. Особенно свободно и непосредственно такое представление формируется в умах подрастающего поколения. К сожалению, оскорблять Россию в последнее время становиться модно и безнаказанно. Так, не стесняясь ничего, позабыв о каком-либо приличии, видные политики, телеведущие и публицисты на огромную аудиторию изо всех сил натужно поливают грязью наше государство. Особо сильно достается нашей истории. Ее фальцифицируют, и всячески дискредитируют. Уже обыденностью стало слышать в публичном пространстве тезисы «история - это не то, чем нужно гордиться», «история России насквозь пропитана пропагандой», «реальная история России преступна и маргинальна» и т.д. Не удивительно, что, при освещении исключительно негативных сторон тех или иных исторических личностей, событий и процессов, у граждан нашей страны могут сложиться ложные представления о прошлом собственного государства.

Именно незнание собственной истории в большей мере способствовало возникновению и культивации антипатриотизма в нашей стране. На мой взгляд, один из самых результативных способов воспитания патриотизма у современной молодежи это воспитание через осмысление исторических процессов. Для этого нужно использовать определенные методы и приёмы.

1) Создание на базе молодёжных центров и музеев, клубов исторической реконструкции, дискуссионных исторических клубов и площадок, где на доступном для молодёжи языке будут представлены исторические периоды России.

2) Применение на дискуссионных мероприятиях и открытых уроках фотографий с изображением знаменитых соотечественников, знакомство с героями Отечества, культурными достижениями.

3) Воспитание историей осуществляется на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян. Раскрывая подвиги героев, важно чтобы молодёжь проводили к осознанию, почему наши они жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества.

Таким образом, историческое просвещение занимает основополагающее место в осуществлении нравственного и патриотического воспитания молодёжи, где гражданско-патриотическое воспитание осуществляется на основе объектного изучения исторического прошлого. В стратегии Национальной безопасности РФ до 2020 г. указывается на возрождение исконно российских идеалов, духовности, достойное отношение к исторической памяти и отмечается: «Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России...» [2, с. 30]. Патриотизм органически связан с осознанием исторического события народа, ибо Родина - это не только сегодняшняя страна, но и вся её история до самых первых дней.

Список литературы /References

1. Бабинцев В.П., Реутов Е.В., Бояринова И.В. Социальное аутсайдерство молодежи пограничного региона: проблемы диагностики и регулирования / В.П. Бабинцев, Е.В. Реутов, И.В. Бояринова. М.: Издательская корпорация «Логос», 2007. 117 с.

2. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». М.: Росвоенцентр, 2005.

3. Бурмистрова Ю.И. Противостоять фальсификации / Ю.И Бурмистрова // Частный корреспондент, 2010. № 5. С. 25-27.

4. Гуреев М.В. Как сформировать новый молодежный стиль жизни, выражающий ценности свободы, справедливости и патриотизма / М.В. Гуреев // Гуманитарные технологии и глобальное лидерство России. Сборник статей по итогам Летней школы аспирантов / под общей редакцией А.Е. Волохова. М.: НИ «ВШУ», 2005. С. 106-113.

5. Литвинова Е.В., Шведов Д.А., Дробчак В.Г.Место патриотизма в жизни современной молодежи // Молодой ученый. - 2016. №26. С. 542-545.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/130/35991/ (дата обращения: 22.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.