Научная статья на тему 'Патриотизм по-ключински'

Патриотизм по-ключински Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Легких Моника Викторовна

Военно-спортивная игра «Победа», спортивно-туристический фестиваль «Золотая осень», военно-полевые сборы допризывной молодёжи. Детский интерактивный музей погружение в историю. Стратегическая компьютерная игра-эпопея «Дорогами Победы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Легких Моника Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотизм по-ключински»

ПАТ РИОТИЗМ по-ключински

Моника Викторовна Легких,

заместитель директора по воспитательной работе, руководитель школьного краеведческого музея Ключинской средней школы, Ачинский район, Красноярский край

ч

то такое патриотизм? «Чувство привязанности к стране рождения или проживания, выражающееся в готовности созидать и жертвовать личным благом для общественной пользы» — сообщает нам большинство словарей и справочной литературы.

Любить, мне кажется, можно то, что ты знаешь, понимаешь. Чтобы любить, гордиться и жертвовать чем-либо или отдавать долг Родине, надо прежде всего знать свою Родину. Как же воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения? Прежде всего через расширение знаний об истории своей большой и малой родины. Каким будет отношение к Родине, во многом зависит от того, кто преподносит информацию и создаёт условия для формирования этих чувств. Воспитать патриота может только патриот.

Если раньше в патриотическом воспитании огромную роль играли пионерская, комсомольская и партийная организации, то теперь этим занимаются в основном учителя, воспитатели. Здесь у школы много конкурентов: телевидение, СМИ, компьютерные игры, Интернет, популярная литература, которые не всегда объективно преподносят информацию.

Многое зависит от самих детей, то есть от их способности к самовоспитанию и самоконтролю. Формирующееся мировоззрение ребёнка в этих условиях испытывает большие перегрузки.

Сегодня не модно говорить о любви к своей Родине, стало гораздо привычнее её ругать. Но у государства, народ которого не испытывает чувства любви к своей земле, нет будущего.

Сумеет ли новое поколение взять с собой духовно-нравственное богатство предков? Что мы можем сделать, чтобы не прервалась «времён связующая нить»?

Наша школа, как и большинство учебных заведений, использует традиционные проверенные временем приёмы и методы патриотического воспитания: общеобразовательные предметы, уроки по предметам национально-регионального компонента, курсы «Мой выбор» и «Живое право», элективные и факультативные курсы, шефскую помощь, кружки и секции военно-спортивной и патриотической направленности, редакцию школьной газеты и участие в конкурсах, фестивалях и проектах патриотической направленности («Я гражданин России», «Социальное партнёрство во имя развития»).

Школа оказывает помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам, труженикам тыла и просто пожилым людям, шефствует над памятником погибшим односельчанам в годы войны.

В этом году у актива музея, после написания исследовательской работы о детях войны, родился проект поставить в селе стелу-памятник и детям войны.

Патриотизм Родине.

Курс молодого бойца

это и готовность служить

Будущего защитника помогает готовить физ-культурно-спортивный клуб школы. Он объединяет кружки и секции военно-спортивной и патриотической направленности: волейбол, баскетбол, общефизическая подготовка, меткий стрелок, лыжи, регби и т.д. Вся подготовка, соревнования и конкурсы являются подготовкой к большим районным мероприятиям: военно-спортивная игра «Победа» в воинской части и спортивно-туристический фестиваль «Золотая осень» на базе нашей школы, летние военно-полевые сборы допризывной молодёжи.

Традиционной стала общешкольная военно-полевая игра «Зарница».

«Я родом из Сибири»

Формированию целостного представления о Красноярском крае и его специфике способствуют интерактивные занятия по таким предметам национально-регионального компонента, как история, литература, спортивно-познавательный туризм, художественная культура, природа и экология Красноярского края, основы регионального развития.

Анализ национальных и краевых проектов, ситуации на рынке труда и экономической ситуации в крае на фоне других регионов ненавязчиво формируют представление о крае, как о регионе больших возможностей для приложения своих сил, получения образования и т.д. Это тоже способствует воспитанию гражданина Красноярского края.

Так, команда учащихся школы приняла участие в конкурсе проектов интерактивных электронных учебников по НРК: наш электронный учебник «История Красноярского края» используется всеми школами Ачинского района.

Есть у нашей школы и другие находки в патриотическом воспитании ребят.

Детский интерактивный музей: погружение в историю

Координирующим центром патриотического воспитания в нашей школе является школьный краеведческий музей «Истоки», так как именно на его базе проводится большая часть классных часов, занятий и мероприятий патриотической направленности.

Школьный музей — любимое детище и гордость нашей школы и села. Он является участником и победителем районных и краевых музейных конкурсов и фестивалей. Актив музея выиграл гранд в конкурсе «100 классных проектов РУСАЛа». Реконструированный музей теперь встречает посетителей в новом интерактивном формате.

Но не это главное в его работе. Важно то, что ребята хотят посещать музей и заниматься музейной деятельностью. Это значит, что мы нашли путь к сердцу ребёнка, путь формирования устойчивого интереса к истории и прошлому своей малой родины.

Наш музей — детский, он задуман и продолжает создаваться детьми по принципу «что было бы в музее интересно мне». Именно поэтому на занятия в музей приходят не только школьники, воспитанники детского сада, односельчане, но и ребята из школ города и района.

Для каждой возрастной группы посетителей разработан учебный абонемент, состоящий из серии занятий. Все занятия организованы по принципу погружения или реконструкции прошлого, где посетитель может взаимодействовать с музейной экспозицией или экспонатом в группе или самостоятельно.

На базе экспозиции «Слава нашей стороне, слава русской старине» (реконструкция крестьянской избы) мы проводим игровые занятия на основе русских народных игр, сказок и потешек: именно в них сконцентрирована апробированная временем система «простонародного воспитания», предполагающая передачу знаний о мире, природе, человеке, овладение трудовыми навыками, разумное использование досуга, обрядовое поведение.

Так, на празднике обрядовой куклы каждый получил возможность не только принять участие в обрядах, но и в мастер-классе по изготовлению куклы. Герои «Бабушкиных сказок» учат ребят и печь топить, и тесто замесить, и хлеб испечь, и холст ткать и т.д.

На базе экспозиции «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей» ребята имеют возможность взглянуть на школьные события прошлых лет из-за старенькой школьной парты, примерить школьную форму, внести пионерское знамя под звук горна и барабана.

На базе экспозиции «Великая война: как это было» ребята могут «прожить события войны» через участие в занятиях трёх сюжетных линий: человек в тылу, человек на фронте, человек в плену. Например, на занятии «Жук-фронтовик» ребята вместе с жуком, подаренным сынишкой отцу, уходящему на фронт, проживают военные будни бойца. Участники занятия «Бельё на плетне» вместе с юной разведчицей Ниной подают условные сигналы бельём на плетне партизанам, запоминают и рисуют схему расположения сил противника и т.д.

На базе экспозиции «Встречь солнцу» ребята вместе с казаками преодолевают бурные сибирские реки, горы, сопротивление местных жителей, получая детали будущих острогов, строят остроги и находят мягкое «золото Ачей» — пушнину.

Оказавшись на «Постоялом дворе» участники занятия совершают опасное путешествие «из Петербурга в Сибирь» с княгиней Волконской и оставляют свои путевые замет-

ки «потомкам». При желании подобное путешествие можно совершить вместе с Полиной Гебль, но оно уже закончится свадьбой в остроге.

Есть в нашем музее и экспозиция «За что, не знаю, Родина, прости», посвя-щённая жертвам политических репрессий. Это реконструкция вагона-теплушки, в котором сослали немцев Поволжья в наше село. На базе этой экспозиции, по традиции в День памяти жертв политических репрессий, мы погружаемся в август 1941 г., встречаемся с участниками этих событий, вместе с ними плачем и радуемся. И об этих моментах в истории мы тоже говорим, они иногда имеют больший воспитательный эффект, чем героические страницы истории.

«Счастливую и великую Родину любить — не велика вещь. Мы её должны любить именно тогда, когда она слаба, мала, унижена», — писал Василий Розанов в 1919 году.

Каждым экспонатом музея ребята гордятся и могут многое о них рассказать: подводят посетителей к витрине с медалями и переходящим Красным Знаменем, полу ченными нашим хозяйством на ВДНХ, и каждый из них знает, что наше хозяйство было одним из трёх в СССР, выращивающим редкую породу свиней. У кого-то портрет на доске почёта или перехо дящее Красное Знамя сегодня вызовут улыбку, наши дети над этим не смеются, они гордятся этими фактами в истории села. История нашего посёлка — это история их семьи, история края и история страны. Вот она, рядом, надо только к ней прикоснуться.

В настоящее время школьный краеведческий музей является площадкой информационно-методического центра по музейной, краеведческой и научно-исследовательской деятельности школ Ачинского района и выступил с инициативой создания межшкольного объединения музеев Ачинского района.

Прикосновение к истории

Научно-исследовательская работа учащихся — одно из направлений работы школьного музея, на базе которого создано научное общество учащихся, активно сотрудничающее с краевой дистанционной школой юных исследователей.

Каждый музейный экспонат или экспозиция — это ещё объекты ученических исследований. Наши музейные экспонаты не просто имеют небольшую легенду в учётной карточке, каждому из них посвящено ученическое исследование, на основе которого затем рождаются интерактивные музейные занятия, выставки, а иногда и фильмы. Так, исследование «В чём их вина? Уже ль родство с великим дядей?», посвящённое племяннику Л.П. Берии, находящемуся в 1950-х годах на поселении в нашем селе, стало одной из страниц документального фильма «Неизвестный Берия». На основе исследования «Блокадное меню моей прабабушки» ребятами разработано интерактивное занятие «Новый год в блокадном Ленинграде», где участники занятия на время становятся воспитанниками одного из детских домов.

На основе исследования «Во что играли дети в дни войны» в данное время создаётся выставка игрушек военных лет. Ребята планируют мастер-класс по изготовлению игрушек.

В серии занятий «История одного экспоната» нам помогают организовать занятия и игры такие работы, как «Бабушкин сундук», «О чём рассказала машинка», «История одного портрета» и многие другие.

И пусть мы не проводим глобальных исследований в масштабах страны, история нашего села, судьбы наших односельчан нам кажутся не менее важными. Уметь увидеть историю и героическое рядом иногда гораздо важнее.

Приведём несколько выдержек из работ ребят:

• «Много страшного было вокруг, но у меня перед глазами, как сегодня, стоит один случай. Было самое начало блокады. Мы с мамой ехали в трамвае. Вдруг наш трамвай почему-то остановился, а до остановки мы ещё не доехали. Вагоновожатая показывала на рельсы.

Все пассажиры вышли и увидели жуткое зрелище: огромное полчище крыс направлялось из города, где даже этим тварям не выжить. Мы с ужасом смотрели вслед уходящим крысам».

• «Готовое желе из столярного клея мама разливала по тарелкам, и получалось желе янтарного цвета. Когда я в первый раз съела это желе, то чуть не плясала от радости. Ели мы это желе с охотки

с неделю, а потом я уже глядеть на него не могла и думала «лучше я умру, но больше есть этот клей не буду».

• «Детство у нас было тяжёлое, полуголодное, но мы тогда не понимали, что детство должно быть другим. Нам казалось, всё так и должно быть и не жаловались. Бывало, играли, ходили на стрельбища, конечно, у нас не было красивых игрушек, да мы и не знали, что они вообще, где-то есть».

• «Особенно любили играть в кубики, которые нам делала бабушка из моркови, свеклы и репы. Мы составляем разные узоры и едим их потихоньку.

В конце игры не оставалось ни одного кусочка».

• «Весной появилась первая травка,

и дети выпалывали всю подряд травку и ели с солью. Когда во дворе травы не осталось, мы шли на улицу не гулять и не играть, а сидели на корточках и щипали травку, щипали и тут же ели».

Работы ребят занимают призовые места в исследовательских конкурсах краевого и российского уровня: «Моё Красноярье», «Отечество», «Человек в истории. Россия XX век», «Мой край: история и судьбы», «Я помню. Я горжусь» и многие другие.

Работая над исследованием, ребята общаются с односельчанами, занимаются изучением материалов в музее и архивах, прикасаются к прошлому, проживают жизнь вместе с героями своего

исследования. Такой жизненный опыт намного весомее прочитанных книг или фильмов.

Пройди дорогой дедов и прадедов. «Моя война»

Современные школьники мало знают и интересуются героическим прошлым своего народа, своих предков. В современных учебных пособиях им всё меньше уделяется места. Чтобы как-то изменить ситуацию и вызвать у детей интерес к событиям тех героических лет, надо активнее применять современные технологии и новые методы воспитательной работы, так как проверенное «старое» практически не воздействует на современного школьника.

Взяв за основу стратегические компьютерные игры на материале Великой Отечественной войны, учителем истории была разработана стратегическая недельная игра-эпопея «Дорогами Победы», сочетающая в себе и элементы персонификации, и планирования, и имитацию боевых событий. При этом каждый участник имел возможность переходить на новый уровень своего участия (получая звания).

Какова схема проведения игры?

День первый. На одной из перемен учащихся школы собрал на линейку не традиционный звонок, а голос Левитана, сообщающий о нападении Германии на Советский Союз. Далее небольшая историческая инсценировка «Утро 22 июня» позволила ещё больше ощутить трагичность момента. На линейке каждому ученику было предложено явиться на призывной пункт, чтобы пройти дорогами дедов и прадедов, дорогами войны.

Во второй половине дня на «Призывной пункт» явилась практически вся школа. Пройдя процедуру регистрации, классы были направлены в «Учебку», где отрабатывали необходимые боевые навыки (бегали, ползали, стреляли, метали гранаты, одевали противогаз, читали карты, изучали дополнитель-

ный исторический материал и т.д.). По итогам первого дня каждый получил погоны и звание, в зависимости от успехов, принял присягу.

На следующий день был проведён смотр войск (Военно-исторический парад), где каждый класс показал свою выправку и знание песен военных лет. Прямо с парада войска отправлялись на фронт: под Москву, Ленинград, Сталинград, Курск, где ребятам было необходимо показать знание теории и практически продемонстрировать боевые умения, приобретённые в «Учебке». Одновременно организовали полевой госпиталь девушки, куда поступали раненые (не справившиеся с заданием). Здесь они проходили лечение, т.е. находили ответ или решение своему заданию в энциклопедиях, справочной литературе и вновь отправлялись на фронт.

На протяжении всей игры работали «фронтовые корреспонденты», собирающие материал для фронтовой малотиражки и выпускавшие ежедневный «боевой листок».

Третий день игры «Штурм Берлина». Задача — добраться до «Знамени Победы» и водрузить его над «рейхстагом». Этот штурм надо было видеть... Очень удивили односельчан события на школьном стадионе. Каждый участник штурма получил возможность расписаться на стенах импровизированного рейхстага.

В четвёртый день игры работало одновременно несколько творческих площадок: защита научно-исследовательских работ, выставка рисунков и детского творчества, музейная площадка представляла свою новую экспозицию, желающие могли принять участие в интеллектуальном казино «Рядовые и генералы», конкурсе чтецов, конкурсе военной песни. Каждый мог найти себе площадку по интересам.

Пятый, заключительный день — парад Победы. Командовал парадом Победы ветеран Великой Отечественной войны, бывший директор школы, ныне

председатель совета ветеранов нашего села А.Г. Плеханов. На параде были подведены итоги игры, работы творческих площадок, «фронтовые корреспонденты» распространяли «фронтовую малотиражку». Все участники «войны», в зависимости от вклада, получили ордена и медали. Так и пошли ребята домой — «грудь в орденах».

Такие игры позволяют не только сплотить классный и школьный коллектив, но и прикоснуться, погрузиться в прошлое, пройти дорогами дедов и прадедов. Для каждого участника игра стала поводом задуматься о войне, причинах поражений и побед, о своих знаниях тех событий. Для многих она стала стимулом для самостоятельных исторических исследований.

Подобные предметные недели мы проводим регулярно, меняя лишь сюжет, легенду игры.

Не менее увлекательно прошла игра «Истор-ляндия». Собранные на линейку учащиеся и учителя были поставлены перед фактом: «Школьное правительство во главе с президентом отправляется на так называемые каникулы, т.е. работать с избирателями в городах... Кое-кто решил воспользоваться этой ситуацией и с сегодняшнего дня власть в школе переходит к Временному правительству объединённого школьного королевства Исторляндия». Указ Её Величества Дарьи I: «Все жители городов Ключинской школы были признаны подданными объединённого королевства «Исторляндия», и будут проживать в исторической эпохе, согласно изучаемому на уроках истории материалу:

5-й класс — поселится в древнем Египте.

6-й класс — в средневековом рыцарском замке «Камелот».

7-й класс — Россия времён Петра I.

8-й класс — Россия XIX века.

9-й класс — Россия начала XX века.

Что только не происходило на этой неделе: злые разбойники — пираты капитана Флинта — похитили королеву и держали её в форте Боярд и требовали огромный выкуп. Министерство обороны обратилось к «народу», и он ос-

вободил Королеву. После этого был дан бал в замке её Величества.

В период этой недели работал и Кабинет Министров (ученики 11-го класса), планирующий и организующий каждый день недели, и Ателье исторической моды, подбиравшие и изготовлявшие костюмы героям, и придворные летописцы, собиравшие ежедневные отзывы о событиях дня для летописи, и Оружейная мастерская, и Студия бального танца.

Не менее увлекательно проходят исторические вечера, их названия сами говорят за себя: «Вечер дуэлей» (ко дню рождения Пушкина), «Салон А.П. Шерер» (литературно-историческая гостиная), «Иван Васильевич и другие», «Час пик с Екатериной Великой», «Отчизне посвятим души прекрасные порывы» и «Пленительные образы» (по декабристам) и др.

Для подготовки таких мероприятий ребятам приходится перечитать массу литературы, пересмотреть исторические фильмы, эскизы костюмов, узнать и прочувствовать образ своего героя, вжиться в него.

О воспитательном воздействии таких мероприятий говорят отзывы детей: «Я теперь историю своей страны не только знаю, но и вижу её, чувствую.»; «Как много героического рядом с нами, вокруг нас, а раньше я этого не видел.».

Все эти недели и отдельные вечера не только яркое и красочное театрализованное представление, их стержнем является серьёзная мысль или идея, которая рождается в совместном творчестве детей и взрослых. Исторические знания сами по себе мало что стоят, если они не пропущены через сердце ребёнка, если не зовут к высоким идеалам.

Как непосредственные участники школьных дел и событий, ребята проникаются чувством гордости за свою Родину, глубже и острее чувствуют боль и ответственность за её судьбу. НО

Штурмуем «форт Баярд»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.