Научная статья на тему 'Патриотизм как системно-комплексное качество личности: сущность и содержание'

Патриотизм как системно-комплексное качество личности: сущность и содержание Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4604
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рядовой Александр Геннадьевич

Патриотизм имеет двойственный характер и может быть понят как базовая духовная ценность и как система качеств личности. На личностном уровне следование патриотическим установкам обеспечивает удовлетворение потребностей личности. Вместе с тем патриотизм, базирующийся на духовных и идеологических ценностях, является системно-комплексным качеством личности, обеспечивающим ее готовность к гражданским социальным действиям в интересах общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotism as a complex guality of personality: essence and contents

Patriotism has a dual characteristic and can be understood as the basic spiritual value and as a system of personal qualities. At the same time patriotism basing on spiritual and ideological values is a complex quality of personality that ensures its readiness for civil and social activities in the frames of society interests.

Текст научной работы на тему «Патриотизм как системно-комплексное качество личности: сущность и содержание»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008

УДК 37

А. Г. РЯДОВОЙ

Омский автотранспортный колледж

ПАТРИОТИЗМ

КАК СИСТЕМНО-КОМПЛЕКСНОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ:

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Патриотизм имеет двойственный характер и может быть понят как базовая духовная ценность и как система качеств личности. На личностном уровне следование патриотическим установкам обеспечивает удовлетворение потребностей личности. Вместе с тем патриотизм, базирующийся на духовных и идеологических ценностях, является системнокомплексным качеством личности, обеспечивающим ее готовность к гражданским социальным действиям в интересах общества.

Патриотизм — одно из качеств личности. В чем оно выражается? На этот вопрос чаще всего отвечают так: в чувстве любви к Отечеству, своей Родине. Такой подход ведет к примитивизации данного понятия.

На ранних этапах развития человеческого общества в условиях неразвитости общества патриотизм проявляется стихийно. В древних цивилизациях «патриотизм» входит в сознание, поведение и жизнь людей (защита территорий, домашнего очага, от нападения извне, приумножения богатства своей семьи, своего народа, любви к своей земле, на которой они живут, почитание умерших предков и т. д.). Его осмысление как социального феномена вели Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Конфуций и другие.

Понятия «Отечество», «Родина» для японца или американца не одно и то же, что для россиянина. Более того, эти особенности, связанные с этническими особенностями, характерны и для нашей страны. По-разному могут трактовать патриотизм не только жители различных республик, краев и областей, но и жители города и деревни. В главных сущностных чертах, смысл его должен быть один для всего нашего многонационального и многоконфессионального народа.

Роль и значение патриотизма возрастает на «крутых поворотах» истории (войны, революции, экономические кризисы, социальные конфликты). Наиболее удачное определение государственного патриотизма дал Г. Гегель в работе «Философия права». Он заметил, что под патриотизмом понимают чувство, проявляющееся в критических для государства ситуациях, когда проявляются героические составляющие народного характера [5, с. 70]. Особая жертвенность во имя своего народа, своей Родины в эти периоды заставляет говорить о патриотизме как о сложном феномене.

А. С. Пушкин в повести «Рославлев» пишет: «Народ ожесточился. Светские балагуры присмирели, дамы вструхнули, гостиные наполнились патриотами: кто высыпал французский табак из табакерки и стал нюхать русский; кто сжег с десяток французских брошюрок; кто отказался от лафита и принялся за кислые щи. Все закаялись говорить по-французски; все кричали о Пожарском и Минине и стали проповедовать народную войну, собираясь надолго отправиться в саратовские деревни» [14, с. 153]. Хорошая

характеристика псевдопатриотизма! Тоже было и в 1914 году, когда «... образованная часть российского общества, буквально тонула в потоке ура-патриотических фраз, лившихся в связи с празднованием подряд двухсотлетия победы под Полтавой, столетия Отечественной войны 1812 года и трехсотлетия Дома Романовых. [13, с. 19].

Что необходимо для генерации патриотизма? Национальная идея, объединяющая все нации и народности в единый народ. К ее осмыслению «подключались» в разные периоды истории России А. С. Пушкин, Н. М. Карамзин, Ф. М. Достоевский, А. Н. Толстой, Н. Е. Данилевский, К. Д. Ушинский, И. И. Ильин, Л. П. Карсавин и другие. Важно заметить, что в рассмотрении ими формирующих начал национального самосознания значительное место занимал патриотизм. Наверное, самое важное, что все выдающиеся ученые считали патриотизм, как стремление человека к процветанию Родины, основой его духовной жизни.

В советский период развития страны, произошла интернационализация отношений. Для этого времени характерны научные разработки содержащие пропаганду патриотизма с классово-идеологических позиций. Русская эмиграция продолжала развитие темы патриотизма. В изгнании много новых идей было внесено В. В. Розановым, Н. Н. Бердяевым, И. А. Ильиным, С. А. Левицким, Н. О. Лосским, Л. И. Шестовым, А. В. Карташовым, О. А. Платоновым, Е. С. Троицким и другими.

Современное понимание сущности патриотизма эволюционизирует. Он понимается как: возвышенноэмоциональное, как многообразное проявление возвышенного чувства любви к Отечеству (Л. Толстой,

А. Солженицын); активно-деятельностное, где сила патриотического чувства не ограничивается лишь глубиной и возвышенностью любви к Отечеству, а побуждает нас к активным действиям, поступкам на благо Родины (В. Ленин, Е. Троицкий). В конце 60-х, начале 80-х годов, он исследовался как явление общественного сознания (А. Крупник, В. Прозоровский, Л. Рощин, Г. Кочкалда); как одно из явлений духовной жизни общества с середины 80-х годов (Б. Каневский, П. Шебардин, П. Петрий, О. Платонов), как проявление черт менталитета, психики, патриотизм — явление, пронизывающее все сферы жизни общества, его сознание, духовную жизнь, обладающее огромным потенциалом возрождения России на перелом-

ных этапах ее развития (В. Соловей). Государство рассматривается как объект патриотизма, поэтому его можно назвать «государственным патриотизмом», главная идея, которого заключается в понимании патриотизма как проявления его субъектами чувства национальной гордости за державу, их активное участие в укреплении государства (Н. Карамзин,

Н. Губанов, И. Ильин); личностный патриотизм, альтернативный по отношению к предыдущему. Г. Фло-ровский, рассматривает его «как культурное творчество и национальное напряжение собственных сил,. именно этот личностный акт, а не военная мощь создает величие России, формирует правильную и благословенную любовь к Родине» [17, с. 250]; в духовно-религиозном направлении патриотизм выступает как вершинное духовно-религиозное самопро-явление личности, достигающее такого уровня развития, которое позволяет испытывать божественную любовь к Отечеству, с готовностью к самопожертвованию и самоотречению для его блага (Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский).

Как педагогическая категория «патриотизм» наиболее содержателен в трактовке В. В. Дьяченко, «как сложное явление,. ведущее интегративное качество личности»[7, с. 3]; у Н. В. Ипполитовой где «его сущность связывается с интегративностью ее свойств [10, с. 9]; у И. В. Суколенова «как интегративный комплекс качеств личности» [16, с. 37].

В. И. Лутовинов сформулировал определение патриотизма «Патриотизм понимается как одна из значимых непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным состоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служения Родине». Патриотизм, по его мнению, представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическую опору его жизнеспособности, одну из первоосновных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов» [12, с. 20].

В период господства марксистско-ленинской идеологии патриотизм понимался односторонне. Так,

В. И. Лениным русский патриотизм был поделен по классовому принципу, так же как феномены культуры и нации. Патриотизм определялся как «одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных Отечеств». Следуя данной традиции, марксистская философская и социологическая наука фактически игнорируя объективное существование патриотизма на общенациональном уровне во всех классово неоднородных обществах, положительно оценивала лишь «социалистический патриотизм» и его разновидность — советский. «Социалистический патриотизм» трактовался советскими исследователями как «глубоко осознанная преданность социалистическому Отечеству, идеалам «социализма и коммунизма, социалистическому общественному строю», деятельность, направленная на служение интересам социалистического Отечества [3, 9, 11].

В указанных выше источниках советского периода признается существование двух основных видов

патриотизма — буржуазного и социалистического, а также разновидности социалистического — советского патриотизма. Произошедшие в 90-х годах ХХ столетия перемены показали, что такая классификация патриотизма была искусственной. В настоящее время в России нет социализма, ликвидирован советский строй, но патриотизм как явление и феномен духовной жизни сохранил свои позиции.

Как показывают исследования, в различных группах населения патриотами себя считают до 20 — 25 % граждан, объективно сохраняется патриотическая идеология, в трудные для страны периоды нарастает количество актов патриотического поведения людей. Следовательно, патриотизм — это не просто «чувство», «преданность идеалам социализма» или «деятельность, направленная на служение интересам своего Отечества». Это более сложное, устойчивое и многоплановое социальное явление, сущность которого в существующей научной литературе глубоко не раскрыта.

Что же такое патриотизм? Как подходят к его определению современные российские ученые?

Толковый словарь под редакцией Л. Я. Дятченко определяет это понятие как «чувство привязанности к стране рождения или проживания, выражающееся в готовности созидать и жертвовать личным благом для общественной пользы» [15, с. 110]. Аналогично по содержанию трактует это понятие И. Волков: «Российский патриотизм — это патриотизм людей всех национальностей, проживающих на территории РФ, это любовь к Российскому государству как единой Родине для населяющих его народов, это гордость за принадлежность к этому государству, ответственность за его настоящее и будущее» [2, с. 9]. В. Н. Гончаров и В. Н. Филиппов в своей монографии считают, что «истинные русские люди, это те, которые живут на русской земле, считают ее своей Родиной и не предают ее по первому зову из-за кордона» [6, с. 321]. Данную позицию разделяет В. В. Бобров, В. Н. Тур-ченко, А. Д. Лопуха, С. И. Григорьев и ряд других известных современных ученых.

«Патриотизм» — одна из мощных скреп любой социальной организации, с разложения которой (самопроизвольного или искусственно вызванного) начинается ее гибель — так определяет значимость этого феномена духовной жизни Большой философский энциклопедический словарь [1, с. 174].

Принижение патриотизма началось с роста революционного движения в России. Это был способ разложения скреп социальной системы. В работе «О национальной гордости великороссов» [11] В. И. Ленин поделил патриотизм по классовому признаку и, конечно, в плане решения задач смены существующего социального строя поступил научно выверено, хотя кризис духа и упадок патриотизма в среде российской интеллигенции созрел уже к началу ХХ века — как можно иначе понимать поздравления либеральными профессорами и студентами Московского университета в 1905 году японского микадо с победой в войне с Россией? [4, с. 6].

Исследование и сопоставление мнений различных ученых о природе патриотизма, особенностях его проявления приводит нас к мнению о том, что патриотизм имеет несколько уровней своего проявления и форм реализации:

1. Общегосударственный. На нем патриотизм выражается в конкретной патриотически (или космополитически) ориентированной внешней и внутренней политике государства, преобладании патриотической или космополитической идеологии.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008

2. Социально-групповой. В соответствии с ролью и местом в социальном устройстве общества и господствующей в нем идеологией отдельные социальные группы формируют свое отношение к идеологии (системе идей и взглядов, отражающих интересы данной социальной группы). Формируются мировоззренческие установки данной группы, ее готовность к патриотическому, либо космополитическому образу социальных действий.

3. Личностный. На нем формами проявления патриотизма являются патриотические чувства, разделение патриотических духовных ценностей, патриотическое мировоззрение (приверженность патриотической идеологии и ценностям), этническая самоидентификация, практическое патриотическое поведение.

Что же является условием постоянной генерации патриотизма в обществе?

Автор считает, что источник самовозрождения патриотической идеологии, ценностей, поведения заключается, прежде всего, в общественных и личностных потребностях. Государство нуждается в вооруженной защите, наивысших достижениях в науке, экономике, искусстве, во внутреннем источнике саморазвития этноса. Для большинства государств неприемлем путь с опорой на эксплуатацию других народов, чужих богатств и сугубо меркантильные интересы своих граждан. Значит, необходимы особые духовно-нравственные идеалы и ценности, на которых, по словам Э. Дюркгейма «формируются и базируются целые цивилизации» [18, с. 288]. Следовательно, патриотизм является источником жизненных сил нации.

Исследуя различные подходы к определению сущности и содержания патриотизма, автор приходит к выводу о том, что сведение понятия «патриотизм» к психологическому чувству любви к Родине неправомерно.

Понятие патриотизма гораздо шире. Это не только и не столько чувство, сколько комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих качеств личности, или системное качество.

Патриотизм — это:

1. Социальное чувство (любовь к Отечеству).

2. Патриотическая идеология (выражение интересов своего народа, не во всем совпадающих, а порой противоречащих интересам других этносов).

3. Духовная ценность (одна из базовых ценностей общегосударственного уровня).

4. Критерий и одновременно итог этнической самоидентификации, то есть осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу (не обязательно по принципу тождества расы или национальности).

5. Морально-нравственные установки, патриотическое мировоззрение.

6. Вектор практического поведения, предполагающий наличие готовности личности к практическим патриотическим действиям.

Все указанные качества и свойства личности тесно взаимодействуют друг с другом. Ослабление действенности одного из элементов этой системы ведет к ослаблению всей системы патриотических качеств и к сбоям в этой системе.

На личностном уровне следование патриотическим духовным установкам, разделение патриотических ценностей, чувств, готовность к патриотическим действиям в нормальном обществе обеспечивает удовлетворение потребностей личности.

Патриотизм имеет двойственный характер, т.е. может быть понят как:

1) базовая духовная ценность общенационального уровня, лежащая в основе патриотической идеологии, являющаяся критерием должного и желаемого в патриотическом поведении;

2) система качеств личности.

Следовательно, патриотизм является базирующимся на патриотических духовно-идеологических ценностях системно-комплексным качеством личности, обеспечивающим ее готовность к патриотическим социальным действиям в интересах общества.

Исследование соотношения и взаимосвязи понятий «патриотизм», «ценности», «идеология», наличие общих моментов, присущих в чувственно-эмоциональной, духовно-ценностной и практически деятельностной сфере реализации патриотизма у представителей всех социальных групп данного общества позволяет говорить о патриотизме как системе качеств личности. Автор, руководствуясь логикой системного анализа и результатами исследования, предлагает следующий подход.

Как система качеств личности патриотизм включает три основных структуры:

1. Чувственно-эмоциональную, включающую чувства:

— любви к малой родине;

— веры в силы и возможности своего народа;

— гордости за принадлежность к своей нации;

— осознания величия и роли Отечества в истории;

— любви к национальной культуре;

— готовности к защите Родины;

— сопричастности к проблемам государства и народа;

— взаимной привязанности индивидов в рамках этноса, социальной группы;

— и другие.

2. Духовно-ценностную, включающую следующие показатели систем ценностей личности:

— высокую жертвенность на благо Отечества;

— способность ставить интересы Отечества выше личных;

— глубокое уважение духовно-нравственного наследия народа;

— преобладание в ценностных ориентациях ценностей общегосударственного уровня;

— верность системе национально-конфессиональных духовных ценностей.

3. Практически-деятельную, включающую практические действия личности, отражающие его патриотическое сознание:

— готовность реально защищать интересы Отечества с риском для жизни;

— конкретное выражение патриотической позиции в ходе проведения выборов, опросов, референдумов;

— преобладание ценностей общегосударственного уровня в системе ценностных ориентаций общества, социальной группы, личности;

— соответствие практических действий декларируемым ценностям и чувствам;

— самоидентификацию личности с определенным этносом и высокую степень внутринациональной сплоченности;

— осознанность национально-государственных интересов и соответствие им массовых социальных действий в обществе.

Как видно из вышеизложенного, роль элементов первой структуры играют чувства, элементами второй являются духовные ценности, отражающие жизненноважные интересы народа и представляющие собой своего рода фильтр: а) должного; б) желаемого; в) допустимого поведения личности.

Третья структура — патриотическое поведение — состоит из практических социальных действий, реализующих практически вышеуказанные ценности и чувства, и являющихся в определенном смысле мерой соответствия декларируемого действительному. Анализ этой структуры предполагает акцентуацию внимания на том, что патриотизм проявляется и в качестве: вектора социального поведения; итога этнической самоидентификации личности, осознания ее принадлежности к определенному народу; государственно-значимой цели воспитания.

Все означенные структуры теснейшим образом взаимосвязаны, а составляющие их качества личности взаимодействуют друг с другом. Ослабление действенности одной из структур системного качества личности — патриотизма, ведет к разладу всей системы и искажает ее смысл. То есть преобладание чувств расового превосходства в структуре чувственно-эмоциональных качеств патриотизма может служить основанием для снижения значимости гуманитарных составляющих духовно-ценностной основы патриотизма и приводить к проявлению экстремизма в практически деятельной сфере проявления.

Возможно и обратное — нерациональное преобладание общечеловеческого, отвлеченно-гуманистического эмоционально-чувственного компонента (пацифизм, экуменизм, гедонизм и т.д.) может привести к гипертрофированному развитию ценностей социально-группового, личностного уровня и вместо патриотизма породить его противоположность — космополитизм, который, по мнению А. Ерофеева, «заключается в национальном нигилизме, безразличном отношении к национальным культурам и традициям, в принесении всего в жертву идее создания «мирового государства» и объявлении человека «гражданином мира» [8, с. 92]. Экономической основой космополитизма является интернационализация экономических интересов ведущих монополий, политической — идея глобализации, духовно-религиозной — экуменизм.

Вместе с тем следует говорить о том, что развитие патриотизма не сводится только к воспитанию любви к Отечеству, а оно с этого начинается и предполагает системно-комплексную деятельность всех социальных институтов общества по развитию патриотизма как системы качеств личности.

Библиографический список

1. Большой философский энциклопедический словарь в 2-х т. М.: Советская энциклопедия, 1991. — Т. 2.

2. Волков И. Не быть иностранцами в своем Отечестве // Ориентир. — 1998. — № 3. — С. 7 — 9.

3. Волкогонов, Д.А. Советский солдат. М. : Воениздат, 1987.

4. Восторгов, И. Русские знамена // Русь православная. — 1997. - № 3.

5. Гегель, Г. Философия права. — Т. 2. — М., 1971. — С. 70.

6. Гончаров, В.Н., Филиппов, В.Н. Философия образования в условиях духовного возрождения России. — Барнаул: БГПУ, 1994.

7. Дьяченко, В.В. Современные проблемы патриотического воспитания учащейся молодежи. — М., 1999. — С. 3.

8. Ерофеев, А. В помощь изучающим политологию. — Новосибирск, 1994. — Вып. 2.

9. Идеологическая работа в Вооруженных Силах СССР. Историко-теоретический очерк / Под ред. А.А. Епишева. — М.: Воениздат, 1983.

10. Ипполитова, Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся : автореф. дисс. ... д-ра пед.наук. — Челябинск, 2000. — С. 9.

11. Ленин, В.И. О национальной гордости великороссов // Полное собрание сочинений. — Изд. 5-е. — Т. 26. — М., 1969.

12. Лутовинов, В.И. В патриотизме молодежи — будущее России. М., 1999. — С. 20.

13. Мамонов, М.В. Патриотизм в переломные моменты истории // Международный форум «Дети — молодежь — общество»: материалы дискуссионного центра / Проблемы воспитания патриота и гражданина в современных условиях. — Челябинск, 2000. —С.18, 19.

14. Пушкин, А.С. «Рославлев» // Отечественная война и русское общество. Т. 7. — М., 1912. — С. 153.

15. Социальные технологии. Толковый словарь / Под ред. В.Н. Иванова. Белгород: Луч — Центр социальных технологий, 1995.

16. Суколенов, И.В. Теория и практика гражданского образования : Аатореф. дисс. .д-ра пед. наук. — М., 2001. — С. 37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Флоровский, Г. О патриотизме праведном и греховном / На путях. Кн. 2. Берлин, 1992. — С. 250.

18. Durkheim, A. Les formes elementaires de la vie religieuse. London. — 1912.

РЯДОВОЙ Александр Геннадьевич, директор.

Статья поступила в редакцию 10.01.08 г.

© А. Г. Рядовой

Книжная полка

ББК 88/О-28

Общая психология [Текст] : учеб. для вузов по направлению 521000 «Психология» и специальностям 020400 «Психология», 022700 «Клиническая психология»: в 7 т. / МГУ им. М. В. Ломоносова; под ред. Б. С. Братуся. — М. : Академия, 2006. — (Университетский учебник по психологии). — ISBN 5-7695-2051-5.

Т. 3 : Память / В. В. Нуркова. - 2006. - 318 с. : рис., табл. — Имен. указ.: с. 292-296. — Библиогр.: с. 306-314. — Библиогр. в конце разд. — ISBN 5-7695-2420-0.

Третий том многотомного университетского учебника по общей психологии, подготовленного коллективом сотрудников кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, посвящен психологии памяти.

Память рассматривается как психический процесс, пронизывающий все стороны жизнедеятельности человека. Описываются закономерности формирования памяти как высшей, культурно-опосредствованной психической функции; излагаются современные представления о многоуровневом строении памяти; обсуждаются вопросы физиологических механизмов, лежащих в основе запечатления, хранения и извлечения информации. Представлены также новые данные об особой форме памяти — автобиографической.

Для студентов вузов, обучающихся по психологическим специальностям. Книга может быть полезна всем желающим самостоятельно и углубленно изучать основы психологической науки.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.