Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЗМ КАК ОСНОВА ДУХОВНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА'

ПАТРИОТИЗМ КАК ОСНОВА ДУХОВНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
65
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / казахстанское общество / духовная модернизация / культура / патриотическое сознание / общечеловеческие ценности / межнациональное согласие / дружба народов / patriotism / Kazakh society / spiritual modernization / culture / patriotic consciousness / universal values / interethnic harmony / friendship of peoples
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЗМ КАК ОСНОВА ДУХОВНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

Бегалинов А.С.

к.филос.н., PhD, Международный университет информационных технологий, г. Алматы

Ашилова М.С.

к.филос.н., PhD, ассоциированный профессор, Казахский университет международных отношений и мировых

языков, г. Алматы

Бегалинова К.К.

д.филос.н., профессор, Казахский национальный университет, г. Алматы

kalima910 @mail. ru

ПАТРИОТИЗМ КАК ОСНОВА ДУХОВНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Ключевые слова: патриотизм, казахстанское общество, духовная модернизация, культура, патриотическое сознание, общечеловеческие ценности, межнациональное согласие, дружба народов.

Keywords: patriotism, Kazakh society, spiritual modernization, culture, patriotic consciousness, universal values, interethnic harmony, friendship of peoples.

Современные социально-духовные реалии казахстанского общества настоятельно диктуют задачу формирования и реализации новой парадигмы казахстанского патриотизма, возрождения патриотического сознания народа. Еще в 1993 году руководством страны была предложена новая идеология для Казахстана, получившая название общечеловеческой. Основу её составляют три взаимосвязанных момента: общечеловеческие ценности, что нашло своё отражение в Конституции Республики Казахстан, межнациональное согласие, что составляет фундамент казахстанского общества, казахстанский патриотизм, который объединяет всех людей, населяющих Казахстан.

Общечеловеческие ценности, составляющие основу казахстанской идеологии, отличаются от тех ценностей, которые были приняты в Советском Союзе. Советская идеология, к сожалению, базировалась на противопоставлении ценностей рабочего класса ценностям буржуазии, других социальных групп, не поддерживающих государственную социалистическую идеологию. Это невольно обедняло марксистскую идеологию, делило людей на своих и чужих, на друзей и врагов. Общечеловеческие ценности исключают отношение к людям по социальному статусу. Любой человек, даже если он преступник, требует к себе человеческого отношения, он имеет на это право. В нашей казахстанской Конституции подчёркивается, что каждый человек имеет право на жизнь. Конституция исключает всякий самосуд. Только судебные органы могут по закону решить эту проблему - лишить человека жизни или сохранить её. Это делает нашу идеологию общечеловеческой по содержанию, близкой и понятной всем людям. Это позволяет Казахстану войти в мировое сообщество.

Казахстан уже давно был назван лабораторией дружбы народов. На его территории проживает свыше 130 народов и национальностей. В то время как во многих точках планеты пылает пожар межнациональных и межрелигиозных распрей, Казахстан остаётся островом спокойствия, терпимости, взаимопонимания людей разных наций, разного вероисповедания. В чём причина этого? Мы не претендуем на всеобщий анализ этой проблемы и выскажем своё понимание этого вопроса. Мы думаем, что причина - в толерантности, терпимости казахского народа как автохтонного, в специфике его гостеприимства, обусловленного долгим номадическим, кочевым образом жизни. Не случайно, многие западные философы, в частности М. Хайдеггер, испытывают ностальгию по этому образу жизни, который делал человека близким к природе, не отрывал его от неё, не противопоставлял его природе. Именно этот космизм казахского народа, патриотизм, делающий его добросердечным, понимающим превратности судьбы народов, насильственно переселённых на территорию Казахстана, делает той субстанцией, которая питает современное межнациональное согласие.

Казахстанский патриотизм является преемником советского патриотизма. Каким бы ретроградным не был патриотизм советского народа, изначально он содержит замечательные моменты, а именно: любовь человека к своему отечеству, к своему языку, к народу, который взрастил его, к земле, на которой он родился. Безусловно, в годы советского тоталитаризма это богатство было выхолощено по своему содержанию, приобрело абстрактный формальный характер и поэтому вызывало негативную реакцию со стороны многонационального советского народа. В условиях Республики Казахстан патриотизм наполняется конкретным предметным казахстанским содержанием. Казахстан - это родина всех народов, населяющих данную территорию. Пусть корни русского, немецкого, корейского и других наций находятся вне Казахстана - в России, в Германии, в Корее и т.д., но этот человек родился здесь, он живёт здесь, бок о бок с другими народами. И именно эта земля питает его живительными соками, делает его личностью, ответственной за себя и за других людей на Земле. Он чувствует себя свободным гражданином этой Земли, он является патриотом своей страны.

Такое патриотическое настроение обязательно питается соответствующей социальной психологией. Только тогда патриотизм, межнациональное единство, общечеловеческие ценности будут «работающими», когда они находятся в тесной взаимосвязи с соответствующим психологическим состоянием общества: настроениями, переживаниями, имеющими гуманистический характер, наполненными чувством национальной гордости, уважительного отношения к другим нациям, являются основой для формирования идеологических теоретических построений. Следовательно, общественное сознание представляет собой единство общественной психологии и общественной идеологии.

Казахстан прошёл длительный исторический путь в своём развитии. На протяжении этого развития ему неоднократно приходилось отстаивать свою независимость, что формировало глубокий и искренний патриотизм народа. К сожалению, стать независимым Казахстану не удавалось ни в рамках Российской империи, ни в рамках СССР. Только в 1991 году наша республика получила статус самостоятельного, независимого, суверенного государства. И уже более 30 лет она идёт по пути собственной суверенизации. Исходя из единства экономики и политики, первенства экономики по отношению к политике, главное внимание наше государство обратило на экономическое развитие Казахстана, осуществление долгосрочной Программы «Казахстан - 2030», принятой в 1997 году, и «Казахстан -2050», утвержденной в 2012 году. К числу базисных факторов, определяющих национальную безопасность, экономику страны относится наличие природно-энергетических ресурсов. Основные поступления в бюджет страны идут в основном за счёт продажи стратегического сырья, нефти. Эксперты утверждают, что казахстанский шельф Каспия хранит большие запасы нефти.

За годы независимости Казахстан добился сохранения стабильности и набрал темпы для экономического роста. Сущностные изменения внесены и вносятся в стратегическую инфраструктуру. Полным ходом идёт градостроительство, примером может служить столица нашей отчизны - Астана, которая за короткий срок превратилась в один из красивейших городов, чудо мировой архитектуры. Строятся мосты, в числе которых великолепный мост через Иртыш в г. Семее, построено и реконструировано много новых дорог - железнодорожных, автомобильных и многое другое. «Главные наши инвестиции - это инвестиции в человека», - справедливо отмечал первый президент Казахстана Н.А. Назарбаев. В республике многое делается в плане выполнения программы «Здоровье народа». Полностью завершена повсеместная компьютеризация всей системы здравоохранения и образования. Многое делается и в области культуры. Во многих населённых пунктах Республики, особенно отдалённых от областных центров, открываются всё новые и новые библиотеки, клубы, театры, музеи.

Важной проблемой является межконфессиональное согласие. Для нашей страны реальную угрозу представляет экстремизм, терроризм. Ведь экстремизм сегодня - это большие деньги, тысячи превосходно обученных и вооружённых людей с большим опытом боевых действий, это плотные международные связи и контакты, это хорошо разработанная идеологическая платформа. Поэтому разобраться с этим непростым социальным феноменом, выявить его корни, природу с целью его предотвращения для нашего мультикультурного, полиэтнического, поликонфессионального государства архиважно.

Поскольку Казахстан - транзитная, перевалочная страна из Азии в Европу, для казахстанцев важной становится борьба с наркоманией, наркобизнесом. За последние годы, как свидетельствуют СМИ, поток наркотиков, в основном героина, из Афганистана и Пакистана через территорию Казахстана увеличился. К сожалению, к наркотикам приучается молодёжь. Если не принять кардинальных мер, направленных на борьбу с наркобизнесом, то наша страна может оказаться под угрозой массовой наркомании. Сегодня, помимо героиновой зависимости, появляются новые виды наркозависимости - кокаиновая, галлюциногены, наркотики кустарного производства. Наркомания - очень трудно излечимая болезнь. Помимо вызывания чувства зависимости, наркотики обладают токсическим эффектом - воздействуют и поражают все органы чувств, включая центральную нервную систему, влияют на потомство. Так, у женщин-наркоманок рождаются наркозависимые дети. Это страшная, трагическая ситуация. Можно ли в отношении наркомании добиться большей ремиссии? Безусловно, да. Для этого необходимо создание действенной государственной программы по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, в первую очередь. «Борьба с наркоманией и наркобизнесом невозможны без поддержки самих казахстанцев. Не только государство, но и общество в целом должно осознать масштабы этой проблемы»1.

Одной из глобальных преград на пути демократизации нашего общества является проблема коррупции. «Коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях», - сказано в справочном документе ООН. Действительно, коррупция - это социальный феномен, который характеризуется подкупом, продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных, либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей .

В Послании 1997 года, определившем Стратегию развития страны до 2030 года, отмечается, что к числу наших пассивов относится слабая сторона - недостаточно подготовленная и плохо организованное государственное управление. Пока у нас крайне мало людей, способных на высокопрофессиональном уровне, патриотично и честно решать стратегические задачи. В этой связи в Послании указывается на то, что необходимо бороться с коррупцией, невзирая на лица и должности. Управленческий корпус должен решительно очищаться и обновляться3.

1 Об утверждении Стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан. - https://adilet.zan.kz/rus/docs/ и050001678

2 Коррупция в Казахстане. - https://inbusiness.kz/ru/specprojects/ vzyatki-ne-gladki-31

3 Послание Президента Казахстана народу Казахстана, 1997 г. - https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/ poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-na-nazarbaeva-narodu-kazahstana-oktyabr-1997-g

Думается, что для ликвидации системы, поражённой коррупцией, необходимо изменить условия её существования, ликвидировать порождающие её причины, выстроить новую систему отношений, препятствующую возрождению прежних отношений. Необходимо разрушить все связи (структуру) элементов коррупционной системы и, соответственно, уничтожить сами элементы этой коррупционной системы, выстроить новые отношения на основе принципов, противодействующих появлению элементов коррупции. Не малую роль играет создание поистине открытого, гражданского, правового, демократического общества.

Не менее важными являются проблемы, связанные с безопасностью в меняющемся глобализирующемся мире. Они имманентно и имплицитно связаны с нашими соседями, в особенности с Россией и Китаем. Отношения с Россией традиционные и в грядущем будущем они будут непременными условиями обеспечения стратегической безопасности страны. С Китаем также сложились нормальные дипломатические отношения. В девяностые годы ХХ века были отрегулированы пограничные вопросы. Отрадно отметить, что укрепляются отношения нашей республики с США и другими странами мира. Казахстан в будущем должен использовать преимущество своего географического срединного положения между Европой и Азией, стать транспортным каналом мирового значения по типу Шёлкового пути.

Как видим, наша стран успела за небольшой срок совершить переход от традиционного общества в индустриальное. И сегодня правительством страны ставится задачу поднять экономическое развитие на такой уровень, чтобы Казахстан смог стать конкурентоспособным государством, по экономическому, политическому и культурному развитию смог войти в число 50 наиболее развитых стран мира. К 2050 году ставится задача формирования в Казахстане такой социально-экономической и духовной основы, которая позволит ему совершить своеобразный прыжок барса, создать общество, сочетающее в себе западную элегантность и восточную мудрость. Большую роль в решении таких глобальных задач должны сыграть следующие факторы: геополитический (республика расположена в центре Евразии), наличие огромного запаса полезных ископаемых (буквально вся таблица Д. Менделеева находится в недрах казахстанской земли), психология и менталитет автохтонной нации, а самое главное - формирование и воплощение в жизнь новой парадигмы казахстанского патриотизма. Геопсихологический фактор у казахского народа, проживавшего и проживающего на просторах Великой Степи, формировался в течение столетий. И благодаря Степи, той ауре, которая куполом покрыла её, эту Степь, у казахского народа происходило постепенное становление замечательных качеств - толерантности, особого гостеприимства, отношения к миру, к природе по принципу «не навреди»; понимание природы и космоса не просто как среды своего обитания, а как своего внутреннего мира, своего альтер эго, который позволил казахскому народу стать фундаментом и опорой межнационального, межконфессионального согласия в полиэтническом, поликонфессиональном Казахстане. Такая духовная ситуация, которая сложилась в Республике Казахстан, позволяет не только построить согласие и единство всех этносов и народов, основанное на общеказахстанском патриотизме, но и создать условия, обстановку для подобного согласия между различными религиями поликонфессионального казахстанского пространства. Всё это и есть магистральный путь развития Казахстана в необозримом будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.