ОСОБЕННОСТИ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ В КАЗАХСТАНЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Валентина КУРГАНСКАЯ
ведущий научный сотрудник Института философии и политологии Министерства образования и науки РК (Алматы, Казахстан)
1. Особенности партийной системы
Своеобразным индикатором продвижения той или иной страны к демократизации служат роль и место законодательной власти (парламента) в структуре политических институтов общества. При конструктивных процессах социально-политической модернизации, ведущих к созданию стабильной демократической системы, институты парламентской демократии становятся ее важнейшей и неотъемлемой частью. Не столь важно, какая именно форма государства и соответствующая ей модель разделения властей сформирована в стране, главное, чтобы парламент обеспечивал представительство интересов всех ее социальных групп и оказывал реальное воздействие на принятие политических решений.
В таком контексте развитие политической культуры населения современного Казахстана, становление его как полноправного субъекта политической деятельности через систему партийно-политического представительства и защиты дифференцированных интересов различных социальных групп и слоев граждан республики — важнейшая часть, более того — основа и непременное условие продвижения страны к строительству демократического, суверенного, правового, социально ответственного и эффективно функционирующего государства.
По партийным спискам для участия в выборах 1999 года в Маджилис (нижнюю палату) парламента РК были зарегистрированы кандидаты от 10 партий: Коммунистическая партия Казахстана (КПК); Аграрная партия Казахстана (АПК); Республиканская политическая партия «Отан»; Народный конгресс Казахстана (НКК); Республиканская народная партия Казахстана (РНПК); Партия возрождения Казахстана (ПВК); Демократическая партия
«Азамат»; Национальная партия «Алаш»; Республиканская политическая партия труда (РПТ); Гражданская партия Казахстана (ГПК).
В 2002 году в стране был принят новый закон «О политических партиях», согласно которому политической партией признается добровольное объединение граждан республики, выражающее политическую волю разных социальных групп для защиты их интересов в представительных и исполнительных органах государственной власти, местного самоуправления, а также для их участия в формировании этих структур. Политическая партия создается по инициативе группы граждан республики (численностью не менее 1 тыс. чел.), а для государственной регистрации в ее составе должно быть не менее 50 тыс. человек. Они должны входить в структурные подразделения (филиалы и представительства) партии, численностью не менее 700 членов в каждом, созданные во всех областях, городе республиканского значения и в столице. Утверждение данного закона привело к тому, что на политической сцене остались только партии, имеющие либо большую финансовую подпитку, либо отвечающие самым насущным требованиям общества. На 1 июля 2004 года в республике зарегистрировано 12 политических партий1 (табл. 1).
Таблица 1
Количество членов партий2
9 1 Коммунистическая партия Казахстана (КПК) ^ 59 890
2 Аграрная партия Казахстана (АПК) 52 657
3 Республиканская политическая партия «Отан» 300 000
4 Гражданская партия Казахстана (ГПК) 105 336
5 Демократическая партия «Ак жол» 110 044
6 Политическая партия «Руханият» 75 000
7 Партия патриотов Казахстана (ППК) 131 980
8 Республиканская партия «Асар» 180 000
9 Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл» 61 043
10 Народная партия «Демократический выбор Казахстана» 58 000
11 Демократическая партия Казахстана Неизвестно
12 Коммунистическая народная партия Казахстана Неизвестно 4
Нетрудно подсчитать, что при таком количестве «партийцев» более 10% взрослых граждан республики — члены той или иной партии3. Однако «партийный бум» объясняется не тотальной политизацией населения, а действием нового закона: 50-тысячный барьер эти структуры преодолевали «записью» людей в партии всеми доступными, в том числе административными средствами. На самом деле жители страны особой политизированностью не отличаются, а рядовые члены партии не могут отличить ее программные цели от аналогичных целей других партий.
1 К оппозиционным партиям относятся коммунистические и ДВК.
2 В составлении таблицы использованы следующие источники: карта «Участие мужчин и женщин в политических партиях Республики Казахстан» на октябрь 2003 года, разработанная Международной экологической ассоциацией женщин Востока; выступления лидеров партий «Асар» и «Руханият» на съездах партий весной 2004 года. Последние две партии были зарегистрированы практически за 2 месяца до выборов.
3 См.: Байменов А. Наш народ готов к демократии // Эпоха, 14 ноября 2003, № 45 (67).
Согласно социологическим опросам, на протяжении последних пяти лет практически для всего населения гораздо более значимы материальные условия существования, нежели политические. Низкая зарплата, высокие цены на коммунальные услуги, товары, продукты, лекарства — основные проблемы, волнующие казахстанцев. Поэтому в программах всех политических партий акцент сделан на создание новых рабочих мест, использование в работающих в стране иностранных компаниях местных квалифицированных кадров, повышение оплаты труда и социальной защищенности наиболее уязвимых слоев населения. Однако, как свидетельствует пример стойкого рейтинга партии «Отан» и резкого взлета популярности партии «Асар», решающими в предпочтениях избирателей сегодня становятся такие факторы, как реальный доступ к властно-административным и информационным ресурсам, конкретные дела, социальный статус и авторитет лидера.
В основных политических документах всех партий содержатся достаточно, а подчас и чрезмерно детализированные программы развития экономической, социальной, государственно-политической, культурной и других сфер жизни страны на ближайшую и отдаленную перспективу. Программные цели данных организаций — развитие экономики, повышение ее конкурентоспособности, усиление эффективности системы социальной защиты населения, формирование гражданского общества и содействие демократическим преобразованиям. Однако в программах ряда партий не указаны пути реализации намечаемых планов социально-экономических преобразований, что обусловлено, видимо, неверием самих партийных функционеров в то, что они смогут решить эти задачи, а формулировки и предложения (кроме партии «Ак жол») имеют общий характер. (Изменения, произошедшие в партийной системе за пять последних лет, зафиксированы в табл. 2.)
Таблица 2
Особенности программ партий
1999 2004
Отсутствие широкой социальной базы Без изменений
Слабая представленность в программах воли и интересов социальных групп населения В программах партий стали больше учитываться интересы определенных социальных групп населения
Незначительное влияние на общественное мнение Без изменений
Малочисленность как самих партий, так и их активных сторонников Партии малочисленны, но количество их активных сторонников увеличилось
Слабость организационной, финансовой (за редким исключением) и идейной базы Партии укрепили свою организационную, финансовую и идейную базу
Контроль властной элиты над деятельностью партий, прямое и завуалированное вмешательство государственных органов в процессы партийного строительства Без изменений
Ориентация партий на личности своих лидеров Без изменений
Размежевание партий и общественных движений не только по принципу власть / оппозиция, но и по критерию этноориен-тированные / полиэтнические ^ Зарегистрированные партии не имеют размежеваний по этническому признаку, при этом в некоторых сохраняются принципы размежевания: власть / оппозиция
Слабость социальной базы политических партий приводит к тому, что о решениях, принимаемых на их съездах и конференциях, знает лишь узкая группа активистов, а небольшое количество партийных мест в парламенте (10) сужает возможности данных организаций влиять на законотворческий процесс.
Понятно, что за короткий срок развития суверенного Казахстана система партийнополитической стратификации не могла набрать достаточный вес и занять подобающее ей место в структурах гражданского общества. В итоге, принципы и механизмы плюралистической демократии не определяли (и до сих пор не определяют) идеологию и практику процессов социально-политической трансформации в стране.
Особенности социально-политической структуры населения республики порождают специфические проблемы. Отдельные группы, приобретшие первоначальный капитал в результате несправедливой приватизации, а затем сумевшие его значительно увеличить, проявляют стремление активно влиять на политику, в том числе и через партии. Власти, в свою очередь, пытаются ограничить их активность и склонить к компромиссу. Так, 2 декабря 2004 года Ассоциация финансистов распространила заявление руководителей крупнейших банков республики, в котором выражается поддержка курса президента страны и говорится, что банкиры считают недопустимым участие банков в деятельности и финансировании политических партий. По мнению подписавших этот документ, ключевые интересы государства и банков совпадают. Финансисты высказались за стратегию экономического роста и поэтапную политическую модернизацию. Среди «подписантов»: председатель Совета директоров «Евразийского банка» А. Машкевич, председатель правления банка «Центркредит» В. Ли, председатель Совета директоров «Народного банка» А. Павлов, председатель Совета директоров «Казкоммерцбанка» Н. Суханбердин (последнего подозревали в финансировании оппозиции).
2. Политические процессы в общественном мнении
Проведенный Институтом сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ-Казах-стан) по заказу Института философии и политологии Министерства образования и науки республики в 2003 году опрос был нацелен на выяснение отношения респондентов к политической сфере жизни казахстанского общества в целом и на оценку работы политических институтов, созданных в процессе социально-политического реформирования страны (см. табл. 3).
Таблица 3
Как бы Вы охарактеризовали свое отношение к политическим процессам в стране (в %)?
* Сопереживание, устойчивый интерес к политической жизни страны СО
* Интерес к отдельным событиям и политическим фигурам 30,6
* Безразличие 22,3
* Недоверчивость, опасения, желание отгородиться от политики 17,7
* Активное неприятие, отвращение 2,3
^ * Затрудняюсь ответить ,7 3, 1
Как видно, преимущественная форма позитивного восприятия политической жизни — интерес к отдельным политическим деятелям и событиям. В то же время более 40% респон-
дентов отметили, что они с безразличием либо отрицательно относятся к политической сфере жизни общества. Эта позиция основывается и на разделяемом большинством граждан республики мнении, что у них нет реальных возможностей влиять на решения, принимаемые властями.
Диаграмма 1
ҐГ
Считаете ли Вы, что у Вас есть возможность влиять на решения, принимаемые властями?
Не знаю, затрудняюсь ответить 20%
Да, через участие Да, через
в выборах выражение своего
представительных мнения в СМИ
органов власти 19% 4%
Да, через участие в деятельности политических партий и общественных организаций 3%
Политическая система есть система представительства социальных интересов. «Нормальная» политика появляется там, где естественное (непреодолимое в принципе) разнообразие интересов групп реализуется на основе партийно-политического представительства, соревновательности и соперничества»4. Как показал данный опрос, политическое сознание казахстанцев не придает особого значения типу социально-политической системы (диаграмма 2).
Диаграмма 2
ҐГ
Какая социально-политическая система, на Ваш взгляд, наиболее отвечает жизненным интересам большинства казахстанцев?
Затрудняюсь
ответить
14%
Любая система, лишь бы она обеспечивала порядок 45%
Социалистическое государство советского типа 21%
Исламское
государство
2%
Демократия западного типа 17%
4 Панарин А.С. Философия политики. М.: Новая школа, 1996. С. 21.
Как видно, опрошенные отдают предпочтение социалистическому государству советского типа, а не западной демократии. Таково мнение по преимуществу респондентов старшего и пожилого возраста (как и следовало ожидать). Сторонников социалистической системы советского типа среди русских респондентов почти в два раза больше, чем среди казахов, — 27,7% против 14,8%. Среди социальных групп перевес сторонников социалистического государства над приверженцами западной демократии зафиксирован у домохозяек, безработных и пенсионеров. Люди в возрасте 18—29 лет (в том числе и студенты), а также руководители высшего и среднего звена, квалифицированные специалисты предпочли западную демократию. Количество разделяющих демократические ценности западного типа прямо пропорционально растет в группах, ранжированных по величине ежемесячного дохода. Предпочтения государственных служащих и рабочих распределились примерно поровну.
Почти 50% респондентов были бы удовлетворены любой социально-политической системой, обеспечивающей порядок и стабильность. Конечно, такой ответ порождает комплекс вопросов о путях достижения социальной стабильности. На ряд подобных вопросов ответы можно сформулировать на основе выявления, каким именно социальным слоям массовое сознание склонно отдавать первенство в принятии политических решений (диаграмма 3).
Диаграмма 3
ҐГ
В какой степени для Вас желательно, чтобы на принятие политических решений оказывали влияние: (по 5-балльной шкале, где «1» — вообще не должны влиять, «5» — должны влиять решающим образом)
Представители Ученые-эксперты, Деятели культуры Религиозные бизнес-элиты: обладающие лидеры
предприниматели, знанием законов банкиры, общественного
руководители развития
крупнейших компаний и т.п.
Лидеры Активисты
политических национально-
партий культурных
объединений
На основании оценок респондентов можно сделать вывод, что в этом плане наибольшая их часть отдает предпочтение экспертократии. Значительно ниже рейтинг деятелей культуры, вслед за ними идут лидеры политических партий и активисты национально-культурных объединений. Еще менее желательно влияние на принятие политических решений бизнес-элиты. Замыкают список религиозные лидеры. При этом на данный вопрос в основном одинаково отвечали представители всех социальных групп.
Несмотря на сравнительно невысокий рейтинг лидеров политических партий, казахстанская модель политически-партийного строительства все решительнее заявляет о своих правах на статус реального субъекта социально-политических преобразований. Это дает основания надеяться, что будущее принадлежит развитой, дифференцированной и сбаланси-
рованной системе партийного представительства экономических и социально-политических интересов разных слоев и страт общества.
В таблице 4 приведены результаты опроса об оценке населением роли и значения политических партий в демократических преобразованиях. Более 50% респондентов затруднились оценить практический эффект деятельности этих структур, около 20% опрошенных признали их полезность, причем партий разных политических ориентаций.
Таблица 4
Оцените практические результаты воздействия политических партий на процессы демократических преобразований (в %)5
^ Приносит ощутимую пользу В целом полезна Скорее приносит вред Никак не влияет Затрудняюсь ответить Л
Республиканская политическая партия «Отан» 10,5 23,8 2,2 16,1 47,4
Гражданская партия Казахстана 1,4 15,9 3,9 20,4 58,4
Аграрная партия Казахстана 2,0 18,9 2,3 20,4 56,4
Коммунистическая партия Казахстана 3,0 15,8 4,7 19,1 57,4
Демократическая партия «Ак жол» 4,0 15,1 2,8 18,1 60,0
Партия патриотов Казахстана 1,2 11,9 3,1 21,4 62,4
Казахстанская социал-демократическая ^ партия «Ауыл» 1,1 12,9 1,9 20,1 64,0
3. Краткие сведения о партиях6
Сведения об истории возникновения некоторых партий были приведены нами в статье «Национальный вопрос в программных документах политических партий и движений Казахстана», опубликованной в 2000 году в № 4 (10) журнала «Центральная Азия и Кавказ». В частности, в этой статье имеются данные о следующих структурах: Республиканская политическая партия «Отан» («Отчизна»), Гражданская партия Казахстана (ГПК), Партия возрождения Казахстана (ПВК) (ныне переименованная в политическую партию «Руханият»). Поэтому сегодня мы лишь кратко охарактеризуем партии, сумевшие пройти перерегистрацию или появившиеся на политической сцене в последнее время.
5 Ко времени проведения опроса другие партии не были зарегистрированы.
6 В этом разделе доклада использованы материалы Центральной избирательной комиссии страны и Молодежной информационной службы республики [http://www.misk.kz], а также справочник, подготовленный Ю.О. Булуктаевым и А.Е. Чеботаревым, «Политические партии Казахстана. 2004 год». Алматы, 2004.
Аграрная партия
Учредительный съезд состоялся 6 января 1999 года, зарегистрирована 16 марта того же года (перерегистрирована 6 марта 2003 г.), председатель — депутат Мажилиса Р. Мадинов. Партия имеет четко выраженную социальную базу — это работники аграрного сектора республики.
В ее программе записано: «Аграрная партия Казахстана видит своей главной целью содействие развитию Казахстана по пути прогресса, движению к развитому обществу свободы и социальной справедливости, в котором созданы благоприятные условия для продуктивного труда казахстанцев с целью повышения благосостояния народа». Одна из задач в социальной и духовной области — «поддержание в обществе условий для равных возможностей всех и каждого», «воспитание молодежи на принципах уважения, дружбы и добрососедских отношений между народами».
Информационную поддержку этой партии оказывает газета «Аграрный Казахстан», выходящая с конца 2002 года.
Демократическая партия «Ак жол»
Учредительный съезд прошел 16 марта 2002 года. Инициаторами создания партии стали несколько членов политсовета республиканского общественного объединения «Демократический выбор Казахстана». Сопредседатели — Б. Абилов, А. Байменов и О. Джандосов. На Третьем съезде партии (ноябрь 2003 г.) состав сопредседателей был расширен, в него вошли А. Сарсенбаев и Л. Жуланова. Зарегистрирована 3 апреля 2002 года, прошла перерегистрацию 12 декабря 2002-го.
В ее программе записано: «Наша цель — независимый процветающий демократический и свободный Казахстан, достойная жизнь каждого гражданина нашей страны. Наши фундаментальные ценности — независимость, демократия, свобода, справедливость». В отличие от аналогичных документов других партий в ее программе показан механизм реформирования политической системы (децентрализация власти, обеспечение независимости СМИ, укрепление роли маслихатов, повышение эффективности борьбы с коррупцией и т.д.). В сфере духовного и интеллектуального развития общества предусматривается «создание реальных условий для свободного изучения и развития культуры, языков, традиций народов Казахстана», «воспитание детей и молодежи в духе патриотизма, интернационализма». «Ак жол» считает необходимым «формирование единого и целостного казахстанского общества на основе сохранения и развития патриотизма и культуры, языка и самобытности всех народов Казахстана; сохранение и приумножение общенационального единства и общественного согласия, оказание содействия деятельности национально-культурных центров; проведение разумной и эффективной политики по сохранению, развитию казахского языка и его использованию во всех сферах общественной жизни».
Печатный орган партии — еженедельная газета «Ак жол Казахстан», выходящая с лета 2002 года, тираж — 23 000 экз., есть свой сайт в Интернете: http://www.dpkakzhol.kz.
Социал-демократическая партия «Ауыл»
Учредительный съезд Крестьянской социал-демократической партии «Ауыл» состоялся в начале 2000 года, зарегистрирована в марте 2000 года, прошла перерегистрацию 2 апреля 2003-го. Позже партия была переименована в Казахстанскую социал-демократическую партию «Ауыл». Социальная база — крестьяне и руководители фермерских хозяйств, лидер — Г. Калиев.
Основные цели: усиление государственного регулирования и поддержка аграрного сектора, защита интересов тружеников села; активное содействие претворению в жизнь экономических и политических реформ, направленных на дальнейшую демократизацию общества; утверждение современных форм рыночных отношений во всех отраслях экономики; повышение жизненного уровня граждан; утверждение социальной справедливости и сохранение стабильности в стране. В программе намечено «укрепление межнационального и меж-конфессионального согласия, воспитание у граждан чувств патриотизма и ответственности за всестороннее и гармоничное развитие Республики Казахстан».
Партия издает двуязычную газету «Ауыл», выходящую с осени 2003 года, тираж — 10 000 экз.
Гражданская партия
Учредительный съезд прошел 17 ноября 1998 года, зарегистрирована 29 декабря того же года, прошла перерегистрацию 10 января 2003-го. Инициаторами ее создания стали трудовые коллективы промышленных предприятий, лидер — А. Перуашев. Социальная база — в основном рабочие и специалисты, незначительную часть составляют студенты, пенсионеры, трудоспособные сельские жители, безработные и другие граждане.
Главная цель — содействие укреплению и развитию государственности РК, что предполагает «обеспечение стабильного функционирования всех общественных институтов в условиях высокой эффективности и авторитета государственных органов, национального согласия и гражданской солидарности казахстанцев». Задача — «содействие формированию единого казахстанского общества, укрепление гражданского мира и межнационального согласия в стране». Партия выделяет три главных принципа политики по национальному вопросу: «1) Казахстан является равнозначной родиной и равноценным домом для всех людей, проживающих на его территории, вне зависимости от национальности и языка; 2) В Казахстане нет «пришлых» и «гостевых» народов, все граждане страны обладают равными правами и возможностями; 3) Самобытность и культурная особенность народов, живущих в Казахстане, — это общее достояние страны. В стране недопустима ассимиляция, так же как недопустима изоляция национальных культур».
Сайт партии в Интернете — http://www.civicparty.kz/cgi-bin/menu.cgi.
Республиканская политическая партия «Отан»
Создана путем слияния Партии народного единства Казахстана, Демократической партии Казахстана, Либерального движения Казахстана, движения «За Казахстан-2030» и Партии справедливости. Позже в «Отан» влились Республиканская партия труда и Народнокооперативная партия. 12 февраля 1999 года прошла регистрацию, 10 января 2003-го — перерегистрацию, председатель — президент республики Н. Назарбаев, который на съезде (март 2004 г.) назначил своими заместителями А. Ермегияева, Ж. Туякбая, А. Павлова.
В ее программе записано: «Наша цель — построение современного демократического общества. Наши принципы — свобода, справедливость, солидарность, равенство, братство». Особенности программы — признание целесообразности сильной конструктивной оппозиции, реформирование избирательной системы. В сфере межнациональных отношений партия отвергает идею этнократического государства, исходит из того, что межнациональное согласие в обществе возможно лишь на базе приоритета общечеловеческих ценностей, позволяющих свободно развиваться каждому этносу. Выступает против ущемления конституционного права каждого гражданина страны на пользование родным языком, за рациональную, взвешенную и поэтапную реализацию языковой политики, за формирование единой культурной общности на основе давних и глубоких культурных традиций взаимо-
действия этносов на территории Казахстана, за демократизацию, в которой видит условие межнационального мира, гарантию согласования межнациональных интересов. Партия поддержала принятие закона об Ассамблее народов Казахстана, о деятельности национально-культурных центров.
Информационную поддержку оказывают газеты «Страна и мир» (выходит на русском языке»), «Дала мен кала» (на казахском) и журнал «Столица».
Партия патриотов
Учредитель и лидер — депутат Мажилиса 1999—2004 годов Г. Касымов. Учредительный съезд состоялся 1 июля 2000 года, в августе 2001-го партия зарегистрирована, 21 марта 2003-го прошла перерегистрацию.
В ее программе записано: «Партия ставит своей целью духовное и культурное возрождение общества и создание условий для подъема экономики, роста благосостояния страны и национального богатства с целью решения социальных проблем общества (ликвидация безработицы, обеспечение прожиточного минимума пенсионерам, инвалидам, бесплатного образования и медицинской помощи)». Выступает за созидательные перемены, децентрализацию власти, выборность акимов всех уровней, независимость судебной власти. Подчеркивается стремление партии содействовать реализации интернациональной идеи: «Мы — единый казахстанский народ» и «Казахстан — для казахстанцев»; признается, что в стране в числе многих нерешенных проблем стоят национальные.
Имеется страница на веб-сайте Центральноазиатского агентства политических исследований — http://www.caapr.kz/ppk.
Партия «Асар»
Лидер партии, зарегистрированной в декабре 2003 года, Д. Назарбаева — президент крупнейшего медиахолдинга «Хабар», председатель Конгресса журналистов республики. «Асар» объявила о формировании в Мажилисе фракции из 10 прежде независимых членов парламента, социальная база — все слои населения. Как заявляют представители партии, 50% ее состава — люди от 20 до 35 лет.
«Асар» объявляет себя центристской силой, поддерживающей Программу развития «Казахстан-2030» и реформы президента страны. «Цель партии — построение экономически сильного, демократического, правового, социального государства с развитыми институтами гражданского общества». В программе записано, что «партия выражает готовность к конструктивному сотрудничеству с любыми политическими силами, выступает против популизма, экстремизма и радикализма в любых его формах и проявлениях». Позиция по проблемам межэтнических взаимодействий отражена в следующих тезисах программы: «Партия считает, что Казахстан может добиться процветания, только опираясь на традиции своего народа. Великое преимущество Казахстана — взаимодействие и взаимопроникновение культур и традиций разных народов, проживающих в Республике».
Выходят газеты «Асар-Казахстан» (на русском языке) и «Асар заманы» (на казахском), тираж — 6 000 экз.
Политическая партия «Руханият»
Преемница Партии возрождения Казахстана, появившейся на политической сцене в 1995 году. Учредительный съезд прошел 5 апреля 2003 года. Лидер — известный в стране общественный деятель, публицист А. Джаганова, возглавляющая Агентство по миграции
и демографии, социальная база — интеллигенция, оралманы (переселенцы — этнические казахи).
Партия полностью поддерживает курс реформ президента страны Н. Назарбаева. «Целью партии является содействие на основе межнационального согласия построению демократического и правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой путем нравственного и духовного возрождения народа». В отличие от целей программы Партии возрождения, «Руханият» делает акцент на межнациональном согласии, ратует за равенство людей всех национальностей, консолидацию общества в устойчивом развитии страны. «Партия выступает за равный доступ и одинаковые возможности для продвижения по служебной лестнице всем казахстанцам независимо от национальности... Партия — за формирование условий для реализации творческого потенциала каждой национальности, возрождение национальных культур, самобытного искусства, языка, обычаев и этнокультурных традиций и норм. Партия выступает против любых проявлений национализма и шовинизма».
Печатный орган — двуязычная газета «Руханият-АлемЬк
Народная партия «Демократический выбор Казахстана» (ДВК)
Учредительный съезд состоялся 21 февраля 2004 года, затем партия была зарегистрирована. Председатель политсовета — А. Кожахметов, однако лидером считается Г. Жакиянов, находящийся в заключении. ДВК оппозиционна власти. Основное направление деятельности — демократизация общественно-политической сферы. Выступает за ограничение полномочий президента, расширение прав парламента, за реформу местных органов государственной власти, местного управления, избирательной системы, а также за судебную реформу, свободу слова и развитие институтов гражданского общества.
Раньше других партий поставила вопрос об укреплении межэтнических отношений в РК, в которых стержнем ей видится языковая политика. В политическом манифесте отмечаются противоречия в сфере языкового законодательства, а политика государства по данной проблеме объявляется нетерпимой. Считается неконституционным закон о языках, а именно перевод делопроизводства на казахский язык. Подвергается критике уровень преподавания государственного языка в школах и университетах, демонстративное вывешивание табличек и объявлений в госучреждениях только на казахском языке. В то же время незнание чиновниками высшего ранга государственного языка называется недопустимым, осуждается незаинтересованность чиновников в создании необходимых условий для овладения государственным языком гражданами страны. Однако ДВК не предлагает конкретных мер по преодолению этих негативов, в ее политическом манифесте содержатся, в основном, оценки и констатации, а не конструктивные предложения.
Информационную поддержку оказывают газеты «Республика», «Соз», Интернет-издание «Навигатор».
Демократическая партия
Создана на базе республиканского движения «За правовой Казахстан» весной 2004 года, зарегистрирована в июне того же года, руководитель — М. Нарикбаев, экс-председатель Верховного суда республики, ректор Казахского гуманитарно-юридического университета.
Подчеркивая свою приверженность стратегии «Казахстан-2030», партия выступает за эволюционное, гармоничное и стабильное развитие страны с сохранением традиций и накопленного исторического опыта. Высшими ценностями признаются «Свобода, Закон,
Справедливость, Согласие». Основные задачи: содействие дальнейшей демократизации и совершенствование политической и правовой системы страны; всемерное содействие повышению уровня и качества жизни населения; развитие и укрепление его политической и правовой культуры.
Цель партии — сохранении независимости Родины путем укрепления правовой государственности, основанной на принципах подлинной демократии, межнационального согласия и политической стабильности, свободной рыночной экономики и верховенства закона.
Партия издает две газеты: «Козкарас» (на казахском языке) и «За правовой Казахстан» (на русском). Тираж — 4 000 экз.
Коммунистическая партия (КПК)
На XIX съезде (1993 г.) объявила себя правопреемницей Социалистической партии Казахстана, прошла регистрацию в феврале 1994 года, перерегистрацию (в соответствии с новым законодательством о партиях) — в марте 2003-го. Социальная база — рабочие, пенсионеры, представители научно-педагогической интеллигенции, служащие. Первый секретарь — С. Абдильдин, экс-председатель Верховного совета республики, депутат Мажилиса.
КПК не приемлет реформы, проводящиеся в стране, а ее политическую систему считает не способной решить важнейшие проблемы общества (нищета и социальные бедствия населения, коррупция, зависимость от иностранного капитала, миграция, преступность и т.д.). Высшая цель — построение справедливого общественного строя. На первом этапе предполагается организация политической борьбы за предоставление условий для возрождения народовластия, создание мощного блока левоцентристских сил, способного сформировать коалиционное правительство социального и национального спасения республики; на втором — проведение социально-экономических преобразований. Базовые принципы деятельности — пролетарский интернационализм, равенство между людьми разных национальностей, единство и братство, уважение национального достоинства всех народов Казахстана и всего мира, укрепление интернационального братства и дружбы народов. В обращении к коммунистам Казахстана от 21 февраля 2004 года делается вывод о созревании в стране условий «для классовых и межэтнических столкновений».
Выходит газета «Правда Казахстана» тиражом 10 000 экз. Сайт партии в Интернете — http://www.compartykz.info/.
Коммунистическая народная партия (КНПК)
Учредительный съезд проведен в июне 2004 года (первый Учредительный съезд прошел в апреле того же года, но тогда в регистрации партии было отказано из-за ее первоначального названия — Коммунистическая партия Республики Казахстан), регистрация получена в июне 2004-го. Первый секретарь — В.Б. Косарев, с 1991 года занимавший пост председателя Кокшетауского областного совета профсоюзов.
Программы двух коммунистических партий схожи. КНПК, как и КПК, своими программными целями объявляет социальную, экономическую и политическую защиту прав наемных трудящихся, борьбу за власть трудового народа против эксплуатации человека, за мир, межнациональное согласие, построение новой общественной формации. Признавая себя партией ленинского типа, выступает за парламентскую республику, развитие и укрепление институтов гражданского общества, многообразие форм собственности (с приоритетом общественной), защиту окружающей среды, свободу вероисповедания, сотрудничество с компартиями других стран.
Программа предусматривает два этапа реализации целей: на первом предполагается проведение социально-политических реформ, на втором — установление народовластия через Советы, рабочее самоуправление и другие формы прямого народовластия.
КНПК считает себя партией пролетарского интернационализма, которая не делает различий между людьми разных национальностей, выступает за единство и братство, уважение национального достоинства, языка, традиций, истории народов Казахстана, всех народов мира.
Печатный орган — двуязычная газета «Коммунист Казахстана».
4. Новые подходы к национальной политике
Новым в политике партий по национальному вопросу в сравнении с 1999 годом является:
■ вовлечение в сферу деятельности партий Ассамблеи народов Казахстана и поддержка принятия закона об Ассамблее народов страны («Отан»); оказание содействия деятельности национально-культурных центров («Отан», «Ак жол»); признание искусственности и псевдодемократичности Ассамблеи (КНПК);
■ проведение рациональной, взвешенной и поэтапной реализации языковой политики («Отан», ДВК); призывы к разумной и эффективной политике по сохранению и развитию казахского языка, его использованию во всех сферах общественной жизни («Ак жол», ДВК);
■ признание нерешенности национальной проблемы (ППК, ДПК);
■ акцентирование внимания на создание равных возможностей для продвижения по карьерной лестнице («Руханият»);
■ утверждение, что в стране созревают условия «для классовых и межэтнических столкновений» (КПК).
Анализ позиций политических партий относительно состояния и направлений развития системы межнациональных отношений в республике свидетельствует о значительном сходстве, а по ряду важнейших пунктов — о единстве этих позиций. В то же время в программах «пропрезидентских» партий сделан акцент на гармоничном характере межэтнических отношений в стране и на задачах их сохранения и упрочения на основе принципов проводимой властями республики национальной политики. В программах оппозиционных партий подчеркивается противоречивый, несбалансированный, конфликтный характер межэтнических взаимодействий, необходимость реформирования национальной политики РК.
Однако проблемы межэтнических взаимодействий лишь обозначены, ни одна партия не предлагает конкретных путей и механизмов их решения. Можно предположить, что причина сложившегося положения — объективная сложность проблемы и наличие разных стратегий ее решения, требующих глубокой теоретической проработки, анализа отечественного и международного опыта и т.д. К тому же сказываются нежелание акцентировать столь деликатную тему и вполне обоснованные опасения, что защита той или иной позиции в решении национального вопроса неизбежно оттолкнет от партии часть электората.