Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЗМ КАК ФУНДАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И ЦЕЛЬ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

ПАТРИОТИЗМ КАК ФУНДАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И ЦЕЛЬ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / идеология государства / образование / государственная идеологическая политика / национальный код / трансмиссионный механизм / национальные интересы / суверенитет / независимость государства / patriotism / state ideology / education / state ideological policy / national code / transmission mechanism / national interests / sovereignty / state independence

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ф.И. Храмцова, М.Ю. Тенянко, Ю.А. Степанчук

Научно обоснованы методологические аспекты совершенствования государственной идеологической политики как средства патриотического воспитания. Раскрыта факторная роль патриотизма в сфере образования в условиях трансформации угроз национальной безопасности. Сформулированы направления развития идеологической стратегии в сфере патриотической социализации. Раскрыт трансмиссионный механизм совершенствования государственной идеологической политики как фактора суверенитета и независимости Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR IMPROVING STATE IDEOLOGICAL POLICY IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The methodological foundations for improving state ideological policy as a means of patriotic education are scientifically substantiated. The current tasks of educational policy are revealed in the context of the constitutional modernization of the Republic of Belarus and the transformation of threats to national security. The directions for the development of ideological strategy in the field of patriotic socialization are formulated. The transmission mechanism for improving state ideological policy as a factor of sovereignty and independence of the Republic of Belarus is revealed.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЗМ КАК ФУНДАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И ЦЕЛЬ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

ПАТРИОТИЗМ КАК ФУНДАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И ЦЕЛЬ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Ф.И. Храмцова1, д-р полит. наук, профессор

М.Ю. Тенянко2, канд. филос. наук, доцент

Ю.А. Степанчук2, канд. филол. наук, доцент

1Академия управления при Президенте Республики Беларусь

^Белорусская государственная академия связи

(Республика Беларусь, г. Минск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-3-41-48

Аннотация. Научно обоснованы методологические аспекты совершенствования государственной идеологической политики как средства патриотического воспитания. Раскрыта факторная роль патриотизма в сфере образования в условиях трансформации угроз национальной безопасности. Сформулированы направления развития идеологической стратегии в сфере патриотической социализации. Раскрыт трансмиссионный механизм совершенствования государственной идеологической политики как фактора суверенитета и независимости Республики Беларусь.

Ключевые слова: патриотизм, идеология государства, образование, государственная идеологическая политика, национальный код, трансмиссионный механизм, национальные интересы, суверенитет, независимость государства.

В условиях нарастания трансформации угроз национальной безопасности, масштабного санкционного давления на Беларусь в темпоритме приграничной прокси-войны возрастает сложность задач обеспечения качества образования, подготовки кадров - средствами идеологической и воспитательной работы как государство-образующего фактора будущего страны.

Политическое участие Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в Республиканском педагогическом совете (27.08.2024) в обсуждении проблем четко актуализировало стратегию патриотического воспитания как фундамента образования в триаде задач на 2024/2025 учебный год:

1) единство образования, науки и производства;

2) воспитание гражданина и патриота;

3) от качества обучения к качеству жизни.

Глава белорусского государства А.Г. Лукашенко подчеркнул факторную роль образования в патриотической социализации: «Если не будет образованной, воспитанной в своей стране молодежи, завтра не будет страны». Актуализирован ценностно-мировоззренческий формат за-

дач, высочайшей ответственности педагогов за процесс формирования целостного восприятия процессов на системной основе - в мире, обществе и государстве.

Такая постановка проблемного ареала актуализирует задачи сохранения конституционного строя, территориальной целостности, культурных ценностей как сцепок социальной структуры, общественно-политической стабильности, как основ идеологического ядра политической системы. В качестве такового в работе понимается единая государственная идеология, представленная в виде конституционно закрепленных идей, ценностей, нормативных представлений о целях и задачах общественного развития. Механизмом реализации принципов идеологии государства является государственная идеологическая политика (далее - ГИП), как совокупность целей, направлений, форм, методов, ресурсов обеспечения идеологии государства. Функциональное назначение ГИП состоит в обновлении идеологических смысловых установок, превращении идей и ценностей во внутренние убеждения, целенаправленные действия, посредством направленной мотивации социально-политической активности граждан, что в

результате детерминирует процесс консолидации общества, патриотической социализации граждан, укрепления суверенитета и независимости страны.

Актуальность проблемы состоит в том, что в условиях нарастания угроз национальной безопасности Республики Беларусь со стороны коллективного Запада, возросла факторная роль эффективности государственной идеологии как национального щита средствами совершенствования ГИП. Эффективность политики такого типа способна регламентировать, корректировать, направлять общественные отношения, объективно оценивать события, явления, процессы прошлого, настоящего и будущего как уникального исторического опыта, стимулировать синергию труда граждан как источника экономического роста, обеспечивать стабильность, перспективу будущего как условий суверенитета и независимости Республики Беларусь.

Теоретический анализ проблемного поля показал, что на первый план выступают разработки вопросов эффективности механизма ГИП в целях обеспечения патриотической социализации молодежи и духовной безопасности страны. Существенно усилилось внимание к интенсификации идеологической политики после попыток извне общественно-политической дестабилизации, мятежа по свержению власти в поствыборный кризисный период 2020 г. Так, 2022 г. в Республике Беларусь ознаменован «Годом исторической памяти», показав всему миру сплочённость и стойкость белорусского общества перед геополитическими вызовами. В Беларуси 2023 год провозглашен «Годом мира и созидания», подчеркивая важность мира, созидательного труда и народного единства как фундамента дальнейшего социально-политического развития, процветания белорусского народа. В свою очередь, конституционная модернизация обусловила обновление всей правовой системы, сформировала правовые основы конструктивного взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества. В 2024 году провозглашен Год качества, повышения уровня жизни,

ответственности граждан за результаты личного труда, социального оптимизма и созидания во всеобщее благо.

Принятый белорусским народом на референдуме основной Закон страны направлен на то, чтобы отвечать современным насущным запросам граждан. «Вершиной принимаемых правовых изменений призвана быть обновленная Конституция, которая раскроет резервы созидания во всех сферах общественной жизни» - отмечается в Послании Президента Республики Беларусь к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь [9]. Новым политическим органом конституционно закреплено Всебело-русское народное собрание как высший представительный орган в стране, «который совместил в себе традиции лучших практик белорусского народовластия. На протяжении более чем четверти века этот институт зарекомендовал себя настоящим народным вечем» [9].

Как показал комплексный анализ проблемы исследования, теоретико-методологические подходы к становлению государственной идеологической политики Республики Беларусь с позиции культурно-исторического и цивилизационного подхода нашли отражение в работах Е.М. Бабосова, В.А. Мельника, И.И. Антоновича, П.Г. Никитенко, А.Н. Данилова, Е.К. Новика, Э.М. Загорульского,

И.В. Котлярова, П.Г. Чигринова,

А.Ф.Вишневского, других авторов. Важное значение для формирования идеологии белорусского государства имеют исследования генезиса философской, этической и религиозной мысли Беларуси в трудах Г.Я. Голенченко, Л.Е. Криштаповича, С.К. Махровича, А.И. Мальдеса, С.Ф. Сокола, Я.С. Яскевич. Труды П.И. Бондаря, С.В. Решетникова, Н.А. Антанович,

С.Г. Паречиной, Ф.И. Храмцовой, др. В работах сформирован собственно политологический подход к исследованию идеологии белорусского государства.

Проблема формирования белорусской национальной государственности на различных исторических этапах анализируется в работах И.М. Игнатенко, В.А. Крута-левича, П.Ф. Дмитрачкова, В.Ф. Ладысева

и П.И. Бригадина, В.К. Коршука, Р.П. Платонова, И.Ф. Романовской и Е.Г. Богдановича, С. Рудовича, Н.С. Сташ-кевича, В.В. Шинкарева, Л.В. Вартановой [4].

Существует ряд определений понятия «идеология», основное отличие состоит в том, что часть ученых в качестве идеологии признает систему взглядов, которая оформлена концептуально в виде политических программ. Другие авторы рассматривают идеологию как часть культуры, своеобразный процесс воспроизводства смыслов, знаков и ценностей в социальной жизни, отражающих системы взглядов определенной группы или любого иного социального среза общества. Тем не менее, цель государственной идеологии состоит в стабилизации и развитии общественных условий и отношений. В белорусской политологической литературе определение ГИП недостаточно разработано. Кроме того, термины «идеология», «политическая идеология» и «государственная идеология» не являются тождественными.

Британский политический философ Майкл Фриден, главный редактор специализированного издания Великобритании «Журнал о политических идеологиях» понимал идеологию как «набор концептов, мульти-концептуальный конструкт или свободную смесь отвоеванных концептов со множеством внутренних комбинаций. Каждая идеология имеет собственную морфологию или внутреннею структуру. Идеология имеет определенную форму, состоящую из базовых концептов, дополненных примыкающими к ним, которые, в свою очередь, связаны с менее значимыми или периферийными» [11, с. 51-52].

Как явление частного характера, по отношению к идеологии в целом, в политической науке исследуется понятие политической идеологии. Политическая идеология возникает на определенной ступени развития общества, являясь ядром идеологии, она связана с социальными интересами и объединяет людей в группу на основе общих взглядов, целей или установок, является способом общественно-группового мышления, руководством к действию, ориентиром, системой ценностей, идеоло-

гических констант и социальных действий. По мнению белорусского ученого Антано-вич Н.А., политическую идеологию можно определить, как «совокупность идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают социальную действительность с точки зрения интересов определенных политических сил, стремящихся преобразовать эту действительность в своих интересах» [2].

По мнению Дж. Шварцмантеля, «политическая идеология - это совокупность нормативных идей, которые формируют идеал и призваны обеспечить массовую поддержку этих идей через агитацию в их пользу, это практическая сила, способная заставить граждан действовать» [11, с. 49]. Политические идеологии включают в себя практические проекты, которые дают начало политическим стратегиям и тактикам, моделям политической деятельности, предназначенным трансформировать мир.

Политическая идеология не отличается от инструментальной природы государственной идеологии. Однако, субъектом государственной идеологии выступает правящая элита, во главе которой выступает государство, как основной институт политической системы, конструирующий социальную деятельность и претворяя в жизнь консолидированные интересы.

Ряд современных российских исследователей дают государственной идеологии следующее определение: «Государственная идеология - это идеология, которая отражает, оценивает и преобразует социальную действительность с точки зрения и в интересах государства» [3, с. 26].

Другой российский ученый, Ю.Г. Волков под государственной идеологией понимает «правящую идеологию», которая является официальной в обществе и в государстве на текущий момент. «Правящая идеология - это не только идеологическое учение, но и четко организованная целостная структура, которая пронизывает все общество, выступает интеллектуальной основой его формирования. Культурное воспроизводство идеологической системы является предпосылкой оптимального воспроизводства всех общественных институтов. При нарушении идеологической ин-

фраструктуры диссонанс социальных подсистем приводит к разрушению культуры. Идеологическая структура выступает «разумом» общества, определяет всю общественную систему» [1, с. 91].

Процесс выработки и реализации государственной идеологии происходит путем создания государственной идеологической политики, под которой белорусский ученый Коктыш М.Г. понимает «политический процесс комплексной и организованной совместной управленческой деятельности институтов государства с участием структур гражданского общества по установлению общегосударственных приоритетов социальной модели экономики, правового государства, направленных на обеспечение устойчивого прогрессивного развития социума и создание условий перехода Республики Беларусь к правовому, демократическому государству, основанному на принципах Конституции Республики Беларусь» [5, с. 151].

Согласно, нашему мнению, государственная идеологическая политика - это стратегически разработанный процесс воспроизводства смыслов, знаков и ценностей в социально-политической, духовно-культурной и экономической жизни, ценностная платформа государственного строительства, отражающая систему взглядов граждан в виде конституционно закрепленной идеологии, посредством разработки и реализации государственных программ, проектов государственного строительства с участием гражданского общества.

Неэффективность или инертность государственной идеологической политики может привести к тому, что часть общества станет объектом манипулирования со стороны иных государств и деструктивных политических течений. Исходной посылкой разработки механизмов совершенствования ГИП является - государственная политика как система социальных отношений по поводу выработки, легитимации и реализации политического курса государства, формирования институтов и технологий управления обществом [6]. Вместе с тем, основными источниками формирования государственной идеологи-

ческой политики являются Конституция Республики Беларусь, указы и декреты Президента Республики Беларусь, другие нормативные правовые акты, стратегии, директивы, концепции, доктрины.

Процессы модернизации политической системы общества средствами ГИП подразумевают следующие закономерные качественные изменения:

- преобразование национальной модели экономики в динамичную область, способную обеспечить самоподдерживающийся экономический рост (импортоза-мещение; развитие наукоемких технологий);

- развитие новых стандартов, этических «кодексов», моделей рационального и ответственного поведения органов государственного управления в сфере политики (отказ от опрометчивых действий, акцент на социальных программах, представления о высокой ценности организованных административных и судебных процедур, признание того, что политика и управление - справедливый инструмент решения проблем, а не самоцель);

- укрепление национального самосознания, которое должно быть вписано в рамки государственного регулирования, с целью преобразования рассеянных, неорганизованных политических настроений в дух гражданства и патриотизма, в единое политическое сообщество, в котором на основе преемственности поколений и исторической памяти будут четко сформулированы национальные ценности, национальный код общества, национальные интересы;

- приведение к единообразию кодов внутринационального общения;

- совершенствование административной и правовой систем. Закон и порядок невозможны без наличия бюрократических структур и развития органов государственного управления. Политическая же модернизация требует совершенствования способностей политической системы адаптироваться к меняющимся условиям ее функционирования. Кроме того, политическое развитие так или иначе включает и негосударственные институты общества, о чем определено в обновленной Конститу-

ции и Законах о государственной службе и основах гражданского общества;

- мобилизация масс и активизация политического участия, что связано, главным образом, с правовым регулированием политического поведения граждан, появлением новых стандартов политической активности, учреждение новых политических институтов, превращение политики в одну из сфер самореализации личности, а индивида - в автономного, самостоятельно мыслящего и действующего субъекта политического процесса, свободного от влияния деструктивных социальных групп. Как результат - дифференциация политических функций и возникновение специализированных структур для их осуществления. Все это нашло реализацию через конституционное закрепление Всебело-русского народного собрания, развитие молодежных парламентов при Национальном собрании Республике Беларусь, органах местного управления, советов молодежи при министерствах, организациях и др.

Раскроем сущность ведущего понятия данной темы «совершенствование государственной идеологической политики» -совокупность конституционно оформленных, целенаправленных, планомерных, организационных процессов преобразования системы воспроизводства стратегии национального развития на уровне системы органов государственного управления, при партисипативности гражданского общества, субъектов хозяйствования, в целях совершенствования механизма межсубъектной передачи идейно-ценностной информации для актуализации действующей единой государственной идеологии в контексте меняющихся условий по обеспечению национальных интересов.

Важное место в совершенствовании государственной идеологической политики занимает применение методологической «модели трансформационно-опережающего государственного управления» [10, с. 100]. По мнению автора данной модели, доктора политических наук Ф.И. Храмцовой, критериальными оценками эффективности ГИП в русле методологии трансформационно-опережающего

государственного управления являются «целевые индикаторы, прогнозные показатели реализации государственной исторической политики, молодежной политики и образовательной политики» [10].

Молодежная политика представляет собой деятельность государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющих цель воздействовать на социализацию, социальное и гражданско-патриотическое развитие молодежи в контексте укрепления национальной идентичности, государственности и суверенитета.

Образовательная политика состоит в непрерывном совершенствовании институтов образования как инструментов социального развития, интеграции государственного политического курса (программы, приоритетные проекты, образовательные инициативы и др.) с деятельностью институтов гражданского общества, его политическом участии, в том числе, взаимодействуя и проникая в другие сферы общественной жизни, тем самым развивая национальную модель образования.

В свою очередь, историческая политика представляет собой политизацию истории с целью развития межпоколенческих связей, духовно-гражданских и патриотических ценностей, настройки структур конструктивной консолидации общества на фундаменте интерпретации определенных исторических событий прошлого как значимых для будущего устойчивого развития страны.

Совершенствование процесса государственной идеологической политики осуществляется на уровне всех субъектов вертикали власти, институтов гражданского общества: граждан, трудовых коллективов, общественных объединений и организаций, семьи, школы и др. Политические элиты совместно с субъектами и институтами гражданского общества, создают механизм конструктов совершенствования ГИП с помощью использования определённого набора ресурсов. Раскроем ресурсы совершенствования ГИП, в качестве таковых нами рассматриваются следующие компоненты:

- конституция как институционально-правовой базис преобразования всего общества, основной идеологический нормативно-правовой документ, способ легитимации единой государственной идеологии; институты политической системы, регуляторы государственной идеологической политики;

- современная молодежь как темпо-рально-стратегический ресурс, который усвоив нравственно-идеологические ценности, сможет передать последующим поколениям, тем самым, обеспечивается действенность трансмиссионного механизма воспроизводства национальной идентичности как залог успешного развития государства на ближайшие 50-100 лет;

- образование как ресурс имплантации идеологии в структуры общества и ее дальнейшее культивирование, приобщение граждан к культурным ценностям, их воспитание и привитие высоких духовно-нравственных качеств;

- цифровые, информационные, медийные ресурсы, как каналы, создающие динамичность форм идеологической, воспитательной работы, широкий охват аудиторий, цифровизацию материалов, расширение форм, методов, средств идеологической работы;

- воспитательно-идеологическая работа как агрегатор в области культуры, как инструмент к выстраиванию ценностных систем, которые станут опорой государственной идеологии, накопленным культурно-национальным достоянием, которое регулярно необходимо пополнять опытом и новыми знаниями последующих поколений;

- механизм процесса реализации ГИП призван осуществляться на основе знаний национальной идентичности, технологий сохранения исторической памяти, с учетом этнонационального характера общностей народа, приоритетов демографической политики (деторождаемость, демография, здоровье нации как тенденция к народосо-хранению) и другие направления.

Ядром содержания государственной идеологической политики призван выступать национальный код, под котором подразумевается сингулярный социальный

феномен, состоящий из совокупности системно взаимосвязанных элементов (специфических под-кодов): генетических, экономических, социальных, культурных, политических и геополитических, которые на основе социокультурных детерминант (менталитета, национальной идеи, духовных ценностей и традиций, идентичности, исторической памяти) передаются из поколения в поколение и находят отражение в существующей и будущей социальной реальности, являясь основой национального и государственного строительства, обеспечения национальной безопасности [7].

В узком смысле, национальный код -фиксированный набор смыслов и ценностей, символов и духовного опыта, ритуалов и традиций, устойчивый комплекс формальных и неформальных правил хранения исторической памяти, поведенческих форматов и знаний, благодаря которым социальный опыт, умения и навыки передаются от поколения к поколению [8].

Национальный код народа может быть положен в разработку единой идеологической Стратегии развития государства и общества, охватывая в первую очередь такие направления, как молодежная политика, образовательная и историческая. Как результат эффективности ГИП - сохранение суверенитета и безопасности государства, объединения общества, экономический рост, общественно-политическая стабильность.

Таким образом, обобщим. В контексте нарастания трансформации угроз национальной и духовной безопасности, внешнеполитического давления США, провокаций стран коллективного Запада необходимо непрерывное обновление форм, методов совершенствования государственной идеологической политики.

Государство как верховный институт легитимной власти осуществляет фундаментальные шаги для обеспечения эффективности ГИП:

- принята обновленная Конституция Республики Беларусь (2022);

- учрежден новый политический орган народовластия - Всебелорусское народное собрание;

- принят закон «Об основах граждан- истоки которой берут начало от нацио-ского общества», в котором определены нальной идентичности, на основе фактор-задачи, принципы, процедуры взаимодей- ного анализа общественно-политической ствия государственных органов (организа- ситуации и прогнозирования сценарных ций) и гражданского общества для обеспе- вариантов политических решений, с ис-чения народного единства, суверенитета, пользованием многообразия ресурсов, независимости Республики Беларусь; среди которых элементы государства и

- возросла динамика уровня политиче- общества: национальная идея, культура, ской партисипации, вовлеченность граж- традиции, ценности, национальные инте-данского общества в управление делами ресы, патриотизм, гражданственность. государства; Следовательно, в качестве ценностной

- укреплена единая общность «белорус- основы ментального содержания государ-ский народ»; ственной идеологической политики вы- разработаны критерии оценки кон- ступает национальный код белорусского

структивного взаимодействия органов народа как духовный фундамент сувере-власти с институтами гражданского обще- нитета и независимости. Методологию со-ства. вершенствования государственной идео-

Таким образом, конституционная мо- логической политики составляет единая дернизация политической системы триада приоритетов системы государ-(27.02.2022) заложила политико-правовую ственного управления: историческая полиоснову государственной идеологии и со- тика, молодежная политика и образова-вершенствования политики ее реализации, тельная политика.

Библиографический список

1. Алексеев, С.В. Идеологические ориентиры России: основы новой общероссийской национальной идеологии: [В. 2 т.] / С.В. Алексеев, В.А. Каламанов, А.Г. Черненко; под общ. ред. С.В. Степашина. - М.: Книга и базис, 1998. - 254 с.

2. Антанович, Н.А. Методология политического анализа процесса государственного управления. - Минск: Изд-во БГУ, 2012. - 247 с.

3. Барашков, Г.М. Понятие политической и государственной идеологии в современной российской политической науке / Г.М. Барашков // Известия Саратовского ун-та. - 2007. -№ 1. - С. 88-92.

4. Коктыш, М.Г. Этапы становления государственной идеологической политики: исторические и социально-политические аспекты / М.Г. Коктыш // Веспк БДУ. Сер. 3. - 2014.

- № 2. - С. 88-92.

5. Коктыш, М.Г. Основные направления формирования государственной идеологической политики на локальном уровне / М.Г. Коктыш // Вестник Гродненского государственного ун-та им. Я. Купалы. серия 1. История и археология. Философия. Политология.

- 2015. - № 1. - С. 150-156.

6. Мельник, В.А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы: учеб. пособие. - Минск: Наука, 2007. - 274 с.

7. Надольская, В.И. Цивилизационный код: понятие и сущность / В.И. Надольская // Иппокрена. - 2018. - № 2. - С. 218-225.

8. Надольская, В.И. Цивилизационный код как объект нового знания (социально-философский дискурс) / В.И. Надольская // Философия и/или новое знание: сборник материалов VII Всероссийской науч. конф., Ярославль, 15-16 апреля 2021 г. /под науч. редакцией Т А. Никитенко. - Ярославль: РИО ЯГТУ, 2021. - С. 212-220.

9. Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию 28 января 2022 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://president.gov.by/ru/events/aleksandr-lukashenko-28-yanvarya-obratitsya-s-ezhegodnym-poslaniem-k-belorusskomu-narodu-i-nacionalnomu-sobraniyu (дата доступа: 17.04.2023).

10. Храмцова, Ф.И. Трансформационно-опережающее государственное управление как фактор национальной безопасности / Ф.И. Храмцова // Проблемы управления. - 2022. -№ 1 (83). - С. 100-104.

11. Шварцмантель, Дж. Идеология и политика. - М.: Гуманитарный центр, 2009. -199 с.

METHODOLOGY FOR IMPROVING STATE IDEOLOGICAL POLICY IN THE REPUBLIC OF BELARUS

F.I. Khramtsova1, Doctor of Political Sciences, Professor M.Yu. Tenyanko2, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor Yu.A. Stepanchuk2, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor 1Academy of Public Administration under the aegis of the President of the Republic of Belarus

2Belarusian State Academy of Communications (Republic of Belarus, Minsk)

Abstract. The methodological foundations for improving state ideological policy as a means ofpatriotic education are scientifically substantiated. The current tasks of educational policy are revealed in the context of the constitutional modernization of the Republic of Belarus and the transformation of threats to national security. The directions for the development of ideological strategy in the field of patriotic socialization are formulated. The transmission mechanism for improving state ideological policy as a factor of sovereignty and independence of the Republic of Belarus is revealed.

Keywords: patriotism, state ideology, education, state ideological policy, national code, transmission mechanism, national interests, sovereignty, state independence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.