Научная статья на тему 'Патриотизм и служение отечеству как национальная идея: общественно-исторический обзор'

Патриотизм и служение отечеству как национальная идея: общественно-исторический обзор Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
64
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовно-нравственные ценности / Отечество / Родина / Отчизна / патриотизм / лжепатриотизм / служение Отечеству / spiritual and moral values / Fatherland / Homeland / patriotism / false patriotism / service to the Fatherland

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванова М.Е., Резепова Н.В.

В основе общероссийской гражданской идентичности лежат традиционные российские духовно-нравственные ценности, совокупность которых следует рассматривать как самостоятельную мировоззренческую основу современной идеологии Российской цивилизации. В связи с этим существует необходимость теоретического осмысления каждой из этих ценностей. В связи с осмыслением ценности «служение Отечеству» в статье анализируется развитие представлений об Отечестве, Отчизне, Родине в российской национальной культуре. Выявлено соотносительное содержание этих понятий, показаны основные этапы развития представлений о патриотизме в русском национальном сознании. Показаны основные подходы современных исследователей к структуре и основным типам патриотизма. Показаны антиподы патриотизма и основные разновидности лжепатриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotism and service to the fatherland as a national idea: a socio-historical review

The all-Russian civil identity is based on the traditional Russian spiritual and moral values, the impact of which should be considered as an independent worldview basis of the modern ideology of Russian civilization. In this regard, there is a need for a theoretical understanding of each of these values. In connection with the understanding of the value of “serving the Fatherland,” the article analyzes the development of ideas about the Fatherland, the Fatherland, and the Motherland in the national Russian culture. The correlative content of these concepts was revealed, along with the main stages of the development of ideas about patriotism in the national Russian consciousness. The main approaches to the structure and main types of patriotism on the part of modern researches are identified. Antipodes of patriotism and the main varieties of false patriotism are revealed.

Текст научной работы на тему «Патриотизм и служение отечеству как национальная идея: общественно-исторический обзор»

Актуальные вопросы исторических наук

Actual questions of historical sciences

Иванова М.Е.

Старший преподаватель кафедры иностранных языков № 2, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва.

Резепова Н.В.

Доцент кафедры иностранных языков №2. ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Москва. Доцент кафедры русского и иностранного языков ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК)», Москва.

Патриотизм и служение отечеству

как национальная идея: общественно-исторический обзор*

Введение. 9 ноября 2022 г. Указом Президента Российской Федерации утверждены «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Такие ценности определены как «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые тот поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны» [40].

В связи со сложившейся ситуацией назрела необходимость рассмотрения эволюции охарактеризованных в Указе ценностей и выявить определенные закономерности, проанализировав объективные причины изменения этих факторов. В данном контексте особое значение приобретает само понятие «служению Отечеству и ответственность за его судьбу».

Методика. Ведущим методом работы является сравнительный анализ

*

© Иванова М.Е., Резепова Н.В., 2023.

источников, раскрывающих развитие представлений об Отечестве и патриотизме в российской национальной культуре в динамике. Использованы исследовательские публикации российских и зарубежных авторов, художественная и мемуарная литература. Активно применялся прагмасемантиче-ский и психолингвистический анализ понятий, сопряженных с термином «Отечество»: «Родина», «Отчизна», «родная земля», «патриотизм». Исследование основывалось на привлечении авторитетных словарей, публикаций лингвистов, культурологов, философов.

Результаты исследования. Показательно, что в «Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» ценность «служение Отечеству» представлена в непосредственном сопряжении с ценностями патриотизма и гражданственности [28]. Весьма значимо содержание обоих терминов в названии этой ценности. В предыдущей статье показано, как в общественном сознании понимается «служение». В предлагаемой работе анализируется понятие «Отечество» в сопряжении с такими понятиями, как «Родина», «Отчизна».

Стоит отметить, что немало исследователей рассматривают эти понятия как синонимы или квазисинонимы, отмечая при этом, что в русском языке понятие «Отечество» употребляется уже с XI-XIII вв. [7; 34; 35], а слово «родина» появилось в русском языке в начале XVIII в., обозначая «родные места» (авторитетный словарь связывает генезис этого понятия с творчеством Г.Р Державина [42, с. 491]), и к концу века рассматривалось как синоним понятия «Отечество». Согласно Е.Н. Рымаревой, «слово «Родина» близко по значению словам «Отчизна» и Отечество». Эти слова «несут основную нагрузку идеи патриотизма в русском языке» [30, с. 23], поэтому пишутся с заглавной буквы. Многие современные исследователи [2; 32; 37 и др.] придерживаются тех же взглядов, опираясь на мнение авторов словарей. Действительно, словарь Вл. Даля характеризует понятия «Отечество», «Отчизна», «Родина» фактически как синонимы. Понятие Родина коррелирует с такими понятиями и концептами как «родимая земля, чьё-либо место рождения; в обширном значении земля, государство, где кто-либо родился; в тесном город, деревня» [11, ст. 1697]. Концепт Отечество в русской культуре это прежде всего «родная земля, отчизна, где кто-либо родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто-либо по рожденью, языку и вере, принадлежит; государство, в отношении к подданным своим; родина в обширном смысле» [10, ст. 1879]. В словаре под ред. Д.Н. Ушакова приводятся два значения слова «Родина», одно из которых совпадает с содержанием понятия «Отечество»: Родина - «Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. Место рождения» [38, ст. 1370].

Тем не менее, эти концепты не являются взаимозаменяемыми и, выражаясь более точно, являются квазисинонимами. Существует понятие «малая родина», но нет сочетаний «малое отечество», «малая отчизна». С другой стороны, мы говорим о служении Отечеству, служении Отчизне, но практически не употребляется сочетание «служение Родине». Эти рассуждения подталкивают многих исследователей уточнить смысл рассматриваемых понятий.

С научной точки зрения интересно утверждение Т.А. Чикаевой: «понятие Родина обладает более широким объёмом, а понятие Отечество является подчинённым по отношению к нему» [47, с. 95]. Утверждая, что они различаются по объему, на деле она выясняет различие их содержания, выделяя в качестве основания для разграничения гендерный критерий: в этих понятиях воплощены «древние, противоположные, но взаимосвязанные архетипы Богини-Матери и Бога-Отца, мужского и женского начала» [47, с. 95]. Маскулинность Отечества, феминность Родины обсуждают также отечественные исследователи Н.А. Комлева [15], И.В. Наливайченко [20] и др. Сделанные выводы показывают, что оба понятия - и «Родина» и «Отечество» - со временем эволюционировали и, в силу этого, интерпретировались и интерпретируются по-разному.

Анализ данных концептов в контексте приводит к выводу, что «Родина» (прежде всего как «родной край») связана с географическими, историческими, этнологическими, экономическими, а также и политическими характеристиками места рождения. Понятие «Отечество» детерминировано, в первую очередь, социальным условиями, включая их как отношения кровно-родственные (раскрывая смысл «Отечества», Вл. Даль указывает, в частности: «сравни: состоянье отца, бытность отцом, родительство» [10, ст. 1879], Интересна точка зрения Пашуты и Е.О. Яковлевой, которые приводят такую точку зрения на содержание концепта «Отечество»: «отеческое естество» и «отца чествовать» [24, с. 85]). Вл. Даль трактовал понятие «государство» как один из синонимов концепта «Отечества». Что касается, другого исследователя - Г.П. Федотова - «государство» - это неотъемлемая характеристика концепта «Отечества» [42, с. 252].

Возникновение и эволюция концептов «Родина» и «Отечество» можно проследить, анализируя античные и христианские источники. В данной работе они представляют наибольший интерес, поскольку истоки русской культуры неразрывно связаны именно с ними. Поэтому генезис и развитие концептов «Родина», «Отчизна», «Отечество», «служение Отечеству» неразрывно связаны с периодом античности и возникновением христианства.

В эпоху античности «Отечество», или terra patria, что на русский язык переводится как «земля отцов» [44, с. 414], ассоциировалось с понятием «малая родина». Это было место, где похоронены предки, где исповедовали

общую религию, где жило все племя. Античное понятие «Отечество» (patria) соотносилось с родным городом-государством. Тогда появилось и понятие patriota, означавшее «живущий в этом городе». Отечество воплощало собой непреходящие ценности, жить вне его не представлялось возможным. Самым суровым наказанием в древних Афинах было лишение Отечества, изгнание из полиса. Греческое слово «патриот» означало священное для гражданина отношение месту, где он родился и вырос - Отечеству. Именно в Отечестве устанавливался незыблемый регламент поведения для людей, совместно проживающих на данной территории, подвластной народу.

Сакральное отношение к Отечеству в первых греческих государствах возникло на том основании, что люди, населявшие территорию на протяжении нескольких поколений, оказывались связанными узами тесного родства, в силу чего у них были общие обожествляемые предки и святыни. Этот факт был отмечен в концепции Платона, в которой отражен процесс становления первых греческих городов-государств. Точно так же как в семье жителя полиса приоритет отдавался власти родителей над детьми, интересы полиса, или по-другому «Отечества», были важнее интересов отдельного его члена. Данное отношение между членами государства и его населения, как известно, получило название «патернализм».

Античные мыслители отдавали приоритет нравственным ценностям и отношению к ним. Житель города-полиса должен жить и поступать в строгом соответствии с нормами и ценностями своего государства. Идея гражданственности была неразрывно связана с верностью Отечеству, что составляло базис формирования личного достоинства и благочестия. Греческий философ Лукиан писал о божественном происхождении отеческого наследия, поэтому «Отечество - это то, что надлежит почитать и составляет смысл жизни человека». Римский философ Цицерон в своем труде «О государстве» писал: «Самые благородные помышления - о благе отечества» [45, с. 87].

Отношение к патриотизму в Римской империи носило двойственный характер: с одной стороны, существовал местный патриотизм, основанный на соблюдении религиозных культов, и, с другой стороны, патриотизм «общеимперский», т.е. основанный на обожествлении власти императора. Появление в Риме первых христиан встретило сопротивление со стороны патриотически настроенных язычников, которые именно в язычестве «видели в местных культах основу благополучия» [16, с. 153]. Тем не менее, именно в новой религии, воплощающей в себе и жизнь духовную и жизнь земную, патриотизм приобрел двуединый смысл.

Важно отметить, что у ранних христиан земное Отечество и небесное царство находились в особых отношениях друг к другу. Для них земная жизнь рассматривалась «как своеобразная преграда на пути в "мир духов-

ный", поэтому "земное Отечество", «будучи явлением материального мира, занимало место внизу иерархии христианских ценностей» [23]. Российское христианство унаследовало традиции греческой Византии, в которой «земное Отечество» характеризовалось взаимной обусловленностью церкви и государства. Исследователи византийских традиций в русской культуре выделяли идею единства церкви и государства, учитывая при этом противоречивые отношения между ними [см., напр.: 19, с. 41].

Еще раз подчеркнем, что античные представления об Отечестве, о единстве общества связаны в первую очередь с чувствами родства, с чувством привязанности к месту рождения. В христианском мировоззрении происходит своеобразный «социологический переворот»: кровнородственные связи утрачивают роль первоочередного основания для единства общества. Роль такого снования переходит «от крови к духу»: объединяются не родственники, а единомышленники, уверовавшие в глобальную миссию Иисуса Христа. В качестве этапа на пути к такому перевороту выступает Ветхий Завет, как идеология единомышленников, объединенных племенным родством. В то же время для Нового Завета нет ни эллина, ни варвара: для нового человека, совлекшего с себя ветхого человека, «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос [Кол: 3:11-11]».

Именно так трактует новое основание единства общества один из первых крупных российских мыслителей XI в. митрополит Иларион: «Ведь прежде в одном Иерусалиме (Богу) поклонялись, ныне же - по всей земле... Ибо вера благодатная по всей земле распространилась и до нашего народа русского дошла» [36]. Это же основание стало базисом единства Руси: «И уже не идолослужителями зовемся, но христианами; не лишенными надежды, но уповающими на Жизнь Вечную. Уже не закаляем друг друга (в угоду) бесам, но Христос за нас закаляем бывает и раздробляем в жертву Богу и Отцу» [36].

Христианство способствовало формированию отношения к патриотизму как ценности гражданской, а не этнической. Патриотизм возносится отцами Церкви в разряд наибольшей ценности для каждого христианина. Григорий Богослов отмечал, что у всех помимо матери, которая родила, есть еще одна общая мать - Родина [33]. Все христиане равны перед Богом, все должны исповедовать единые нормы и ценности, что предполагает единые критерии справедливости - единство по вере.

В Новое время понятие «Отечество» в европейской культуре находилось в неразрывной связи с понятием «патриотизм». Отношения между государством и его гражданами определялись с позиции патернализма, что предполагало фиксированные обязанности как гражданина по отношению к государству, так и государства по отношению к гражданину. Большой ин-

терес представляет теория общественного договора, которая регламентировала отношения граждан и государства.

По мнению И. Канта, именно нравственность делает граждан свободными и равными. Для Г.В.Ф. Гегеля основанием формирования патриотизма служит осознание неограниченной, абсолютной власти государства. Так, всякий гражданин должен быть готов отдать жизнь на благо общества. При этом действовать он должен по своей воле и самостоятельно. [8, с. 70].

По-другому трактовалось понятие «патриот» в эпоху Американской и Французской революции: оно подменялось понятием «революционер». Символами патриотизма, соответственно, стали «Декларация независимости» и «Марсельеза».

Обсуждение результатов. Для традиционной русской культуры патриотизм, служение Отечеству - одна из важнейших ценностей, одна из составляющих национальной идеи, формирование и развитие которой тесно связано с именами В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, Ф.М. Достоевского, Н.А. Бердяева и большого числа других русских мыслителей. Развитая ими социокультурная модель «патриотической идеи» концентрированно отражает результаты развития русского национального сознания.

На протяжении всей истории России ее народы были вынуждены отражать нападения со стороны иноземных захватчиков. Идея независимости России и служение Отечеству выступали как объединяющая сила, ставшая впоследствии основой государственной идеологии. «Защита своего Отечества в России издревле рассматривалась как высшая обязанность человека» [16, с. 154]. Идея объединения русских земель в борьбе против общего врага на основе служения Отечеству как действенного патриотизма находит отражение у многих мыслителей средневековой Руси: в «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона, в «Молении» Даниила Заточника, в «Поучении» Владимира Мономаха, в проповедях Сергия Радонежского. В «Повести временных лет» впервые в русской политической мысли предпринята попытка осмысления единства Земли Русской и ее единой истории [26].

Процесс освобождения страны от чужеземного ига и становление русского централизованного государства позволило московским князьям Ивану Калите, Дмитрию Донскому и др. проявлять деятельный патриотизм, собирая русские земли вокруг Москвы. Пример духовного подвижничества во славу Отечества - фигура Сергия Радонежского. После падения Константинополя в 1453 формируется концепция «Москва — третий Рим»: власть второго Рима пала, и благодать воссияла в третьем Риме — Москве.

Наиболее активно понятие «патриотизм» стало употребляться на рубеже XVII - XVIII вв [27, с. 3], при этом необходимо отметить, что содержа-

ние этого понятия у россиян отличалось. Наиболее часто встречающиеся микроконтексты употребления данного слова составляют своего рода понятийный ряд: «сыны Отечества», «отец Отечества», «долг перед Отечеством». Хотя секулярный смысл этого понятийного ряда логично коррелирует с просветительской моделью государства, «в языке сопоставленность земного и небесного сохраняется» [19, с. 40].

Первым из российских мыслителей, кто раскрыл сущность патриотизма, был А.Н. Радищев. В своей работе «Беседа о том, что есть сын Отечества» он определил патриотизм как «бескорыстное стремление служить делу процветания своей Родины, твердость в предприятии, неутомимость в исполнении». По мнению Радищева патриотом можно назвать «сына Отечества», а под «подлинным патриотизмом» писатель понимал готовность пожертвовать собой: «. ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству» [30]. В интерпретации Вл. Даля патриотизм - это «любовь к отчизне», а патриот, по его мнению, - это «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчиз-ник» [11, ст. 56]. Для русских мыслителей патриотизм - это неотъемлемая составляющая системы духовных ценностей, идеал. «Любовь к отечеству, - писал В. Г. Белинский, - должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих сил соответствовать этому» [3, с. 639].

Идеологические споры XIX в. демонстрируют различное понимание «патриотизма». Предшественник западников П. Я. Чаадаев считал, что России нужно «прежде всего, искренне приступить к осмотрению своего положения, и всякий благонамеренный россиянин должен в сем случае отбросить в сторону тот ложный патриотизм, который ищет прикрывать недостатки и выказывать одни блестящие стороны своего отечества...» [Цит. по: 16, с. 158]. Славянофилы связывают патриотизм с ценностью «Святой Руси», демократическая интеллигенция сформировала такой образ Отечества, который призывал к становлению социально справедливого мира здесь и сейчас.

Советская система ценностей коренным образом трансформировала понятие «Отечество». Во-первых, понятие «Отечество» потеряло религиозную составляющую. Во-вторых, оно стало в высшей степени идеологизировано и политизировано.

В это же время продолжается осмысление этого понятия в среде русской эмиграции. Выдающийся философ Русского Зарубежья И.А. Ильин, стремясь сохранить патриотические чувства вынужденных эмигрантов из России, противопоставил Отечество «географическое и этнологическое» Отечеству «духовному»: «Где бы я ни был и что бы я ни делал, мое

Отечество всегда во мне как духовная сущность моей души, меня самого» [13, с. 233].

Роль и значение патриотизма резко возрастают на крутых переломах российской истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются объединением сил его граждан. Вспоминая суровые дни контрнаступления под Москвой, Маршал Победы Г. К. Жуков отмечал: «Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг» [Цит. по: 16, с. 158].

Связь патриотизма со служением Отечеству подчеркивал Н.А. Добролюбов: «В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, - сколько возможно больше и сколько возможно лучше» [12].

Представляется закономерным обратить пристальное внимание исследователей на теоретические проблемы, связанные с понятием «патриотизм». Необходимо проанализировать его сущность, структуру и разновидности. Так, Т.Е. Вежевич выделяет два уровня в структуре патриотизма:

• макроуровень: здесь патриотизм выступает в качестве важной части сознания общества и проявляется в таких духовных феноменах, как коллективные чувства, настроения, настроениях, оценки, доминирующие ценности, отношение к своему государству, народу, истории, культуре, образу жизни;

• микроуровень проявляется через характеристики отдельной личности: свойственные ей мировоззрение, духовно-нравственные идеалы и поведение [4].

С точки зрения науки, большой интерес представляет классификация разновидностей патриотизма, разработанная В.И. Лутовиновым. Он подробно анализирует такие его разновидности как духовно-религиозный, личностный, как чувство любви к Родине, государственный, классовый, социалистический, народный, русский, гражданский, рационально-критический [18]. Его ценность состоит в том, что В.И. Лутовинов рассматривает данное понятие как явление многоаспектное, позволяет каждому, кто не чужд патриотизма, определиться, что такое патриотизм и что он значит для каждого конкретного индивида. А.Н. Вырщиков и М.Б. Кусмарцев характеризуют патриотизм как чувство, как сознание, как отношение, как деятельность [6]. Деятельностный патриотизм, в оппозиции к пассивно-созерцательному восприятию духовных ценностей, является гораздо более ценным, чем высокопарные высказывания.

Также можно выделить особую форму патриотизма, при котором слова об уважении и любви к Отечеству остаются пустыми словами, а поступки

свидетельствуют о совсем другой системе ценностей. Также бывает и так называемый «стыдливый» патриотизм», последовательный и откровенный в оценке пороков, грехов и в раскаянии за них, но лишенный потенциала созидания, ибо вновь и вновь обращается к неумеренной самокритике, «посыпая головы пеплом».

Для русской истории характерно динамическое развитие культуры и ее форм, меняющееся понимание системы ценностей, последовательное развитие представлений об их подлинном содержании, определяемом основными тенденциями развития как самой России, так и человеческого общества в целом. В декабре 2022 г. исполнилось 100 лет со дня образования СССР и за это столетие произошли крупные трансформации культуры в общественном сознании российской нации: от культуры мобилизационного управления (советский период) через культуру личной выгоды и потребительства (период «перестройки» и «постперестройки». Наиболее актуальной представляется понятие патриотизма в рамках культуры ответственности. Именно такая культура является важнейшим условием стабильности и развития нашего многонационального Отечества в XXI веке.

В начале 1990-х гг., когда сформировался псевдолиберальный суррогат идей вокруг так называемых «общечеловеческих ценностей», когда началась активная вестернизация образа жизни. С точки зрения такого подхода (космополитического, по А.Н. Вырщикову и М.Б. Кусмарцеву) патриотом является лишь тот, кто безоговорочно подчиняет себя либеральным (а на деле - псевдолиберальным) ценностям. Заявления таких «патриотов» о преданности Отечеству зачастую оборачиваются предательством его коренных, стратегических интересов. Справедливо указывал немецкий поэт Генрих Гейне: «Во все времена негодяи старались маскировать свои гнусные поступки преданностью интересам религии, нравственности и любви к отечеству» [Цит. по: 39, с. 75]. С горькими словами Г. Гейне перекликаются размышления Н.Г. Чернышевского: «Слово «патриотизм» иногда употребляется во зло не понимающими его людьми для обозначения вещей, не имеющих ничего общего с истинным патриотизмом» [46, с. 575].

Особенно актуальны сегодня слова выдающегося русского поэта Н.А. Некрасова о том, что любовь к Отечеству заключается, среди прочего, «в готовности нести ему на алтарь достояние и самую жизнь; и горячем сочувствии ко всему хорошему в нем и в благородном негодовании против того, что замедляет путь к совершенствованию...» [21, с. 168].

Российская цивилизация, как и на всем протяжении своей истории, отстаивает свои собственные ориентиры, свои нравственные установки, свои истины. И это - истины многонационального российского народа, который длительное время существовал и существует в уважении к представителям разных этносов, культур, вероисповеданий.

Отстаивание российских ценностей будет успешным только тогда, когда ответственность за судьбу страны, за судьбу государства станет внутренним достоянием каждого гражданина России.

Заключение. Патриотизм на всех этапах российской истории, являясь важнейшей национальной ценностью, никогда не был абстрактным, он всегда служил конкретным целям сохранения государства, укрепления его политической, военной, экономической мощи, развития национальной культуры. Его формы и методы менялись в соответствии с историческими задачами России.

Каковы характеристики патриотизма в третьем десятилетии XXI века? Отметим некоторые из них:

- активная действенность, поскольку патриотизм в действии - это служение Отечеству;

- чувство Родины и преданности ей, основанное на традиционных навыках общинности, соборности, инициативы и ответственности;

- гордость за героическое прошлое Отечества, судьбоносные периоды его истории, приверженность идеалам, ценностям и традициям народов России,

- чувство долга перед Родиной, готовность защищать, сохранять и приумножать честь и славу российского Отечества;

- служение интересам Отечества: защита территориальной, политической, культурной целостности государства, всемерное содействие сбережению и приумножению нации;

- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, стремление использовать свои собственные силы в сохранении и приумножении ее славы.

Библиографический список:

[1] Азарова А.В. К вопросу об истории развития идеологии патриотизма в России // Вестник военного ун-

та. 2010. № 3. С. 21-25.

[2] Артановский С.Н. Понятие Родины: современные модификации // Вестн. С-Петерб. гос. ун-та культуры

и искусства. 2012. № 3. С. 6-10.

[3] Белинский В.Г. Стихотворения М.Ю. Лермонтова // Соч. в 3 т. М.: Госполитиздат, 1948. Т. 1. С. 630-696.

[4] Вежевич Т.Е. Моделирование региональных систем патриотического воспитания школьников // Авто-

реферат диссертационного исследования. // URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/modelirovanie-regionalnyh-sistem-patrioticheskogo-vospitanija-shkolnikov.html (Дата обращения: 28.03.2023).

[5] Грошев И.Л. Лжепатриотизм - социальный парадокс постмодерна / И.Л. Грошев, И.А. Грошева // Науч-

ная конференция: Практическая философия: состояние и перспективы. Судак, 24-25 мая 2018 г. Симферополь: ООО «Антиква», 2018. C. 75-78.

[6] Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном россий-

ском обществе. Монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. 172 с. // URL: http://xn--80aejtnagbc2ag.xn--p1ai/tinybrowser/files/vospmolod/monografiya.pdf / (Дата обращения: 18.03.2023).

[7] Галицко-Волынская летопись // URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4961 (Дата обраще-

ния: 2.06.2023).

[8] Гегель Г.В. Ф. Работы разных лет: В 2 т. М.: Мысль, 1971. Т. 2.

[9] Грошев И.Л. Лжепатриотизм - социальный парадокс постмодерна / И.Л. Грошев, И.А. Грошева // Науч-

ная конференция: Практическая философия: состояние и перспективы. Судак, 24-25 мая 2018 г. // URL:

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36637558 (Дата обращения: 28.08.2021).

[10] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: [в 4 т.]. 3-е изд., испр. и знач. доп., изд. под ред. [и с предисл.] проф. И.А. Бодуэна-де-Куртенэ. Т. 1-4. СПб., М.: т-во М. О. Вольф, 1907. Т. 2. Ст. 1879.

[11] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: [в 4 т.]. 3-е изд., испр. и знач. доп., изд. под ред. [и с предисл.] проф. И.А. Бодуэна-де-Куртенэ. Т. 1-4. СПб., М.: т-во М. О. Вольф, 1907. Т. 3. Ст. 1697.

[12] Добролюбов Н.А. Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым. Статья первая // URL: https:// www.litres.ru/static/or4/view/or.html?baseurl=/download_book/3089435/60172890/&art=3089435&user=18 129105&uilang=ru&catalit2&track_reading (Дата обращения: 15.04.2023).

[13] Ильин И.А. Речь (на торжественном вечере немецкого Красного Креста и общества по изучению Восточной Европы) перед русскими профессорами-изгнанниками 14 ноября 1922 года // Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. М.: Русская книга, 1999. Т. 9-10. С. 233-234.

[14] Кожурин Ю.Ф. Исторические типы патриотизма: от монолога Отечества — к диалогу личности и власти // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. 2008. № 1. С. 63-73.

[15] Комлева Н.А. Маргинальное отчество. Заметки на полях геополитического процесса // Пространство и время. 2014. № 3. С. 24-33.

[16] Ливцов В.А., Пожидаев А.С. Эволюция понятия «патриотизм»: через прошлое к будущему // Вестник Военного университета. 2010. № 3 (23). С. 151-162.

[17] Лукиан. Сочинения: в 2 т. Т. 1. СПб., 2001. 470 с.

[18] Лутовинов В.И. Современный Российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления // Studia Humanitatis. 2013. № 2. // URL: https://st-hum.ru/content/lutovinov-vi-sovremennyy-rossiyskiy-patriotizm-sushchnost-osobennosti-osnovnye-napravleniya (Дата обращения: 25.03.2023).

[19] Мурзина И.Я. Концепт «отечество» в патриотическом дискурсе // Вестник славянских культур. 2017. Т. 46. С. 39-50.

[20] Наливайченко И.В. Образ Родины как объект патриотизма // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 5. С. 126-130.

[21] Некрасов Н.А. Заметки о журналах за сентябрь 1855 года // Полн. собр. соч. и писем в 15 тт. Т.11. Кн. вторая. Л.: Наука, 1990.

[22] Немировский А. История раннего Рима и Италии. Воронеж: ВГУ, 1962. 303 с.

[23] Одинцов М.И. Православные воззрения на отечество и патриотизм // РОИР. // URL: https://rusoir.ru/ president/president-works/president-works-121/ (Дата обращения: 04.05.2023).

[24] Пашута В.Л., Яковлева Е.О. Подмена понятий о родине и отечестве, стране и государстве в современном мире // Сборник статей итоговой научн. конф. Военно-научного общества Военного ин-та физич. культуры. СПб., 2019. С. 85.

[25] Платон. Избранные диалоги / пер. М.С. Соловьева. М.: Худ. литература, 1965. 442 с.

[26] Повесть временных лет / сост., примеч. и ук. А.Г. Кузьмина, В.В. Фомина; вступ. ст. и пер. А.Г. Кузьмина; отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации: Родная страна, 2014. 544 с.

[27] Преображенский А.А. Во славу Отечества: патриотические традиции русского народа // Преподавание истории в школе. 1993. № 1. С. 3-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[28] Путин: «Я лакец, я дагестанец, я чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин...» // URL: https://www.kp.ru/daily/27371/4553876/

[29] Путин: патриотизм - «это и есть национальная идея» // URL: https://tass.ru/politika/2636647 (Дата обращения: 15.04.2023)

[30] Радищев А. Н. Беседа о том, что есть Сын Отечества // URL: https://postrf.ru/blog/beseda-o-tom-chto-est-syn-otechestva/ (Дата обращения: 8.04.2023)

[31] Рымарева Е.Н. Концепт «родина» в сборнике стихотворений А.С. Тарзханова «Исповедь язычника» // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 15. № 3. С. 20-27.

[32] Сандомирская И.И. Книга о Родине. Опыт анализа дискурсивных практик. Wien: Gesellschaft zur Förderung slawistischer Studien, 2001. 281 с.

[33] Святитель Григорий Богослов. Письма // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/pisma/

[34] Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу // URL: http://www.drevne.ru/lib/ boris_gleb_s.htm (Дата обращения: 2.06.2023).

[35] Сказание о Мамаевом побоище // URL: http://www.drevne.ru/lib/mamay.htm (Дата обращения: 2.06.2023).

[36] Слово о законе и благодати митрополита Илариона // Электронные публикации Института русской литературы. // URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868

[37] Телия В.Н. Рефлексы архетипов сознания в культурном концепте «родина» // Славянские этюды. Сб. к юбилею С. М. Толстой. М.: Индрик, 1999. С. 466-476.

[38] Толковый словарь русского языка / под. ред. Д.Н. Ушакова. М.: Астрель, АСТ, 2000. Т. 3. 1424 с.

[39] Толстой Л.Н. Круг чтения. Афоризмы и наставления. М.: Эксмо, 2013. 944 с.

[40] Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 г. // URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1584202/

[41] Ушинский К.Д. Наше Отечество // URL: https://сезоны-года.рф/рассказ%20о%20России%20стр3.html (дата обращения - 15.04.2023).

[42] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. Т. 3. М.: Прогресс, 1987. 831 с.

[43] Федотов Г.П. Судьба и грехи России: в 2 т. Т. 2. СПб.: София, 1992. - 348 с.

[44] Фюстель де Куланж Н.-Д. Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима. М.: Центрполи-граф, 2010. 530 с.

[45] Цицерон. Диалоги «О государстве», «О законах». М.: Наука, 1966. 224 с.

[46] Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения: в 2 т. Т. 1. М., 1950.

[47] Чикаева Т.А. Родина или Отечество: разграничение понятий // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2017. № 1. С. 90-99.

[48] Чикаева Т.А. Родина и отечество. Функции отечества // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация. Материалы V Международной научной конференции. М.: Изд-во МХПИ, 2021. С. 46-52.

Reference

[1] Azarova A.V. On the question of the history of the development of the ideology of patriotism in Russia // Bul-

letin of the Military University. 2010. № 3. P. 21-25.

[2] Artanovsky S.N. The concept of the Motherland: modern modifications // Vestn. St. Petersburg state University

of Culture and Art. 2012. № 3. P. 6-10.

[3] Belinsky V.G. Poems by M.Yu. Lermontov // Op. in 3 volumes. M.: Gospolitizdat, 1948. Vol. 1. P. 630-696.

[4] Vezhevich T.E. Modeling of regional systems of patriotic education of schoolchildren // Abstract of dissertation

research. // URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/modelirovanie-regionalnyh-sistem-patriotichesk-ogo-vospitanija-shkolnikov.html (03.28.2023).

[5] Groshev I.L. False patriotism - a social paradox of postmodernity / I.L. Groshev, I.A. Grosheva // Scientific

conference: Practical philosophy: state and prospects. Sudak, May 24-25, 2018. Simferopol: Antikva LLC, 2018. P. 75-78.

[6] Vyrshchikov A.N., Kusmartsev M.B. Patriotic education of youth in modern Russian society. Monograph. Vol-

gograd: NP IPD "Author's Pen", 2006. 172 p. // URL: http://xn--80aejtnagbc2ag.xn--p1ai/tinybrowser/files/ vospmolod/monografiya.pdf / (03.18.2023).

[7] Galicia-Volyn Chronicle // URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4961 (06.2.2023).

[8] Hegel G.V. F. Works of different years: In 2 volumes. M.: Mysl, 1971. Vol. 2.

[9] Groshev I.L. False patriotism - a social paradox of postmodernity / I.L. Groshev, I.A. Grosheva // Scientific

conference: Practical philosophy: state and prospects. Sudak, May 24-25, 2018 // URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=36637558 (08.28.2021).

[10] Dal V.I. Explanatory dictionary of the living Great Russian language: [in 4 volumes]. 3rd ed., rev. and meaning add., ed. edited by [and with a foreword] prof. I.A. Baudouin-de-Courtenay. Vol. 1-4. St. Petersburg, M.: M. O. Wolff, 1907. Vol. 2. Art. 1879.

[11] Dal V.I. Explanatory dictionary of the living Great Russian language: [in 4 volumes]. 3rd ed., rev. and meaning add., ed. edited by [and with a foreword] prof. I.A. Baudouin-de-Courtenay. Vol. 1-4. St. Petersburg, M.: M. O. Wolff, 1907. Vol. 3. Art. 1697.

[12] Dobrolyubov N.A. Russian civilization, composed by Mr. Zherebtsov. Article one // URL: https://www.litres. ru/static/or4/view/or.html?baseurl=/download_book/3089435/60172890/&art=3089435&user=18129105&ui-lang=ru&catalit2&track_reading (04.15.2023) .

[13] Ilyin I.A. Speech (at a gala evening of the German Red Cross and the Society for the Study of Eastern Europe) before Russian exiled professors on November 14, 1922 // Ilyin I.A. Collection cit.: in 10 volumes. M.: Russian Book, 1999. Vol. 9-10. P. 233-234.

[14] Kozhurin Yu.F. Historical types of patriotism: from the monologue of the Fatherland to the dialogue between the individual and the authorities // Humanitarian: current problems of science and education. 2008. № 1. P. 63-73.

[15] Komleva N.A. Marginal patronymic. Notes on the margins of the geopolitical process // Space and Time. 2014. № 3. P. 24-33.

[16] Livtsov V.A., Pozhidaev A.S. Evolution of the concept of "patriotism": through the past to the future // Bulletin of the Military University. 2010. № 3 (23). P. 151-162.

[17] Lucian. Works: in 2 volumes. Vol. 1. St. Petersburg, 2001. 470 p.

[18] Lutovinov V.I. Modern Russian patriotism: essence, features, main directions // Studia Humanitatis. 2013. № 2. // URL: https://st-hum.ru/content/lutovinov-vi-sovremennyy-rossiyskiy-patriotizm-sushchnost-oso-bennosti-osnovnye-napravleniya (03.25.2023).

[19] Murzina I.Ya. The concept of "fatherland" in patriotic discourse // Bulletin of Slavic Cultures. 2017. Vol. 46.

P. 39-50.

[20] Nalivaychenko I.V. The image of the Motherland as an object of patriotism // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. 2011. № 5. P. 126-130.

[21] Nekrasov N.A. Notes on magazines for September 1855 // Complete. collection Op. and letters in 15 volumes. T.11. Book second. L.: Nauka, 1990.

[22] Nemirovsky A. History of early Rome and Italy. Voronezh: VSU, 1962. 303 p.

[23] Odintsov M.I. Orthodox views on the fatherland and patriotism // ROIR. // URL: https://rusoir.ru/president/ president-works/president-works-121/ (05.04.2023).

[24] Pashuta V.L., Yakovleva E.O. Substitution of concepts about homeland and fatherland, country and state in the modern world // Collection of articles of the final scientific. conf. Military Scientific Society of the Military Institute of Physics. culture. SPb., 2019. P. 85.

[25] Plato. Selected dialogues / trans. M.S. Solovyova. M.: Khud. literature, 1965. 442 p.

[26] The Tale of Bygone Years / comp., note. and uk. A.G. Kuzmina, V.V. Fomina; entry Art. and lane A.G. Kuzmi-na; resp. ed. O.A. Platonov. M.: Institute of Russian Civilization: Native Country, 2014. 544 p.

[27] Preobrazhensky A.A. For the glory of the Fatherland: patriotic traditions of the Russian people // Teaching history at school. 1993. № 1. P. 3-13.

[28] Putin: "I am Lak, I am Dagestani, I am Chechen, Ingush, Russian, Tatar, Jew, Mordvin, Ossetian..." // URL: https://www.kp.ru/daily/27371/4553876/

[29] Putin: patriotism "is the national idea" // URL: https://tass.ru/politika/2636647 (04.15.2023)

[30] Radishchev A. N. Conversation about what is the Son of the Fatherland // URL: https://postrf.ru/blog/beseda-o-tom-chto-est-syn-otechestva/ (8.04.2023)

[31] Rymareva E.N. The concept of "homeland" in the collection of poems by A.S. Tarzkhanov "Confession of a Pagan" // Human Science: Humanitarian Research. Vol. 15. № 3. P. 20-27.

[32] Sandomirskaya I.I. A book about the Motherland. Experience in analyzing discursive practices. Wien: Gesellschaft zur Förderung slawistischer Studien, 2001. 281 pp.

[33] Saint Gregory the Theologian. Letters // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/pisma/

[34] Legend and suffering and praise to the holy martyrs Boris and Gleb // URL: http://www.drevne.ru/lib/bo-ris_gleb_s.htm (06.2.2023).

[35] The Legend of the Massacre of Mamayev // URL: http://www.drevne.ru/lib/mamay.htm (06.2.2023).

[36] A Word about the Law and Grace of Metropolitan Hilarion // Electronic publications of the Institute of Russian Literature. // URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868

[37] Telia V.N. Reflexes of archetypes of consciousness in the cultural concept of "homeland" // Slavic etudes. Sat. to the anniversary of S. M. Tolstoy. M.: Indrik, 1999. P. 466-476.

[38] Explanatory dictionary of the Russian language / under. ed. D.N. Ushakova. M.: Astrel, AST, 2000. Vol. 3. 1424 p.

[39] Tolstoy L.N. Reading circle. Aphorisms and instructions. M.: Eksmo, 2013. 944 p.

[40] Decree of the President of the Russian Federation "On approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values" dated November 9, 2022 // URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1584202/

[41] Ushinsky K.D. Our Fatherland // URL: https://seasons-goda.rf/story%20o%20Russia%20str3.html (04.15.2023).

[42] Fasmer M. Etymological dictionary of the Russian language: in 4 volumes. Vol. 3. M.: Progress, 1987. 831 p.

[43] Fedotov G.P. Fate and sins of Russia: in 2 volumes. Vol. 2. St. Petersburg: Sofia, 1992. - 348 p.

[44] Fustel de Coulanges N.-D. Ancient city. Religion, laws, institutions of Greece and Rome. M.: Tsentrpoligraf, 2010. 530 p.

[45] Cicero. Dialogues "About the State", "About Laws". M.: Nauka, 1966. 224 p.

[46] Chernyshevsky N.G. Selected philosophical works: in 2 volumes. Vol. 1. M., 1950.

[47] Chikaeva T.A. Motherland or Fatherland: differentiation of concepts // Bulletin of Leningrad State University. A.S. Pushkin. 2017. № 1. P. 90-99.

[48] Chikaeva T.A. Homeland and fatherland. Functions of the Fatherland // Image of the Motherland: content, formation, actualization. Materials of the V International Scientific Conference. M.: Publishing house MHPI, 2021. P. 46-52.

Иванова М.Е.

Старший преподаватель кафедры иностранных языков № 2, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва.

Резепова Н.В.

Доцент кафедры иностранных языков №2. ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Москва. Доцент кафедры русского и иностранного языков ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК)», Москва.

Патриотизм и служение отечеству как национальная идея: общественно-исторический обзор Аннотация. В основе общероссийской гражданской идентичности лежат традиционные российские духовно-нравственные ценности, совокупность которых следует рассматривать как самостоятельную мировоззренческую основу современной идеологии Российской цивилизации. В связи с этим существует необходимость теоретического осмысления каждой из этих ценностей. В связи с осмыслением ценности «служение Отечеству» в статье анализируется развитие представлений об Отечестве, Отчизне, Родине в российской национальной культуре. Выявлено соотносительное содержание этих понятий, показаны основные этапы развития представлений о патриотизме в русском национальном сознании. Показаны основные подходы современных исследователей к структуре и основным типам патриотизма. Показаны антиподы патриотизма и основные разновидности лжепатриотизма.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, Отечество, Родина, Отчизна, патриотизм, лжепатриотизм; служение Отечеству.

Maria E.I.

Senior teacher of Chair of Foreign Languages № 2.

The Plekhanov Russian University of Economics.

Natalia V.R.

Associate Professor of Chair of Foreign Languages № 2. The Plekhanov Russian University of Economics. Associate Professor of Chair of Russian and Foreign Languages, Russian State University of Cinematography named after S. Gerasimov (VGIK).

Patriotism and service to the fatherland as a national idea: a socio-historical review Abstract. The all-Russian civil identity is based on the traditional Russian spiritual and moral values, the impact of which should be considered as an independent worldview basis of the modern ideology of Russian civilization. In this regard, there is a need for a theoretical understanding of each of these values. In connection with the understanding of the value of «serving the Fatherland,» the article analyzes the development of ideas about the Fatherland, the Fatherland, and the Motherland in the national Russian culture. The correlative content of these concepts was revealed, along with the main stages of the development of ideas about patriotism in the national Russian consciousness. The main approaches to the structure and main types of patriotism on the part of modern researches are identified. Antipodes of patriotism and the main varieties of false patriotism are revealed.

Key words: spiritual and moral values, Fatherland, Homeland, patriotism, false patriotism; service to the Fatherland.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.