Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПАТРИОТИЗМА'

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПАТРИОТИЗМА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
274
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИНА / ОТЕЧЕСТВО / ОТЧИЗНА / ДЕРЖАВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / НАЦИОНАЛИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УСТОЙЧИВОСТЬ ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сакун С.А., Игнатенко А.Н.

В статье проведена попытка историко-философского анализа феномена патриотизма, научно методической разработки подходов к пониманию феномена «патриотизм» и его оснований, актуального содержания и современных форм реализации. Выявлены априорные отличия Российского истинного патриотизма и патриотизма Западного толка. Раскрыты различия понятий патриотизма и национализма. Обоснована необходимость создания современных технологий стимулирования патриотизма в России, способных значительно повысить уровень устойчивости общества в долговременной стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL ASPECT OF PATRIOTISM

The article is an attempt of historical and philosophical analysis of the phenomenon of patriotism, scientific and methodological development of approaches to understanding the phenomenon of "patriotism" and its foundations, current content and modern forms of implementation. A priori differences between Russian true patriotism and Western patriotism are revealed. Differences between the concepts of patriotism and nationalism are revealed. The necessity of creating modern technologies for stimulating patriotism in Russia, which can significantly increase the level of society's stability in a long-term strategy, is substantiated.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПАТРИОТИЗМА»

УДК 37.01

Сакун С.А.

Доктор исторических наук, доцент ФГКУ «Военный университет»

г. Москва, РФ Игнатенко А.Н.

ДВОКУ г. Благовещенск, РФ

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПАТРИОТИЗМА Аннотация

В статье проведена попытка историко-философского анализа феномена патриотизма, научно методической разработки подходов к пониманию феномена «патриотизм» и его оснований, актуального содержания и современных форм реализации.

Выявлены априорные отличия Российского истинного патриотизма и патриотизма Западного толка. Раскрыты различия понятий патриотизма и национализма. Обоснована необходимость создания современных технологий стимулирования патриотизма в России, способных значительно повысить уровень устойчивости общества в долговременной стратегии.

Ключевые слова

Родина, Отечество, Отчизна, державность, государственность, патриотизм, национализм, патриотическое воспитание, устойчивость общества.

Sakun S.A.

Doctor of Historical Sciences, Associate Professor FSРI "Military University"

Moscow, Russian Federation Ignatenko A. N.

DVOKU

Blagoveshchensk, Russian Federation

Annotation

The article is an attempt of historical and philosophical analysis of the phenomenon of patriotism, scientific and methodological development of approaches to understanding the phenomenon of "patriotism" and its foundations, current content and modern forms of implementation. A priori differences between Russian true patriotism and Western patriotism are revealed. Differences between the concepts of patriotism and nationalism are revealed. The necessity of creating modern technologies for stimulating patriotism in Russia, which can significantly increase the level of society's stability in a long-term strategy, is substantiated.

Key word

homeland, fatherland, motherland, sovereignty, statehood, patriotism, nationalism,

patriotic education, social stability.

Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие.

А.С. Пушкин

Кто любит своё Отечество, тот подаёт лучший пример любви к человечеству.

А.В. Суворов

Наиболее известное утверждение о том, что к стране следует испытывать те же чувства, что и к родителям, и даже еще более глубокие, содержится в диалоге Платона «Критон», в котором Сократ, ожидая смертной казни - несмотря на то, что друзья предлагали устроить ему побег, поучает своего друга Критона: «Отечество дороже и матери, и отца, и всех остальных предков, оно более почтенно, более свято... и перед ним надо благоговеть». [6, с.23].

Патриарх Алексий II говорил: «Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек. Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.

И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся . То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны» [11]

Патриотизм сегодня все более осознается населением, как защита национальных интересов, наведение порядка, осуществление социальной справедливости, как согласие на поддержку усилий власти по укреплению правовых основ общества, открытие возможности для позитивной и конструктивной реализации традиционных ценностей в рамках полученной свободы. В условиях поиска духовных ориентиров и скреп патриотизм способен стать национальной идеей, которая превратится в материальную силу, если она будет освоена населением и для многих станет внутренним убеждением и установкой. Он может сплотить общество, раскрыть многим людям смысл их жизнедеятельности, поднять наше понимание и ответственность за рамки корпоративности, социально-классовых и национально-этнических различий. Благодаря целенаправленно организованному патриотическому воспитанию молодые люди:

- осознают свое место и роль в современном мире;

- поймут нормативность и ценностное содержание таких понятий - символов, как Родина, Отечество, Отчизна, державность, государственность и их роль в консолидации страны;

- осознают, что постижение смысла названных понятий выступает как способ защиты российской самобытности;

- определят традиционные и современные символы своей национальной идентичности;

- проявят деятельную инициативу к участию в социально ориентированных мероприятиях [3, с.18].

Целенаправленная организация патриотического воспитания поможет раскрыть нашим

современникам нормативность и ценностное содержание таких понятий - символов, как Родина, Отечество, Отчизна, Державность, государственность, социальная справедливость, их роль в консолидации страны, в ее самоопределении с позиций единства традиций и современности, прошлого, настоящего и будущего, помочь осознать, что постижение их содержания и смысла выступает сегодня как способ защиты российской самобытности. Сложность обозначенных задач нацеливает на координацию деятельности ученых, политиков, религиозных деятелей, экономистов, педагогов, представителей органов местного самоуправления, региональных органов власти, военных, деятелей культуры, представителей общественности в освоения ресурса патриотизма. Однако, в отличие от военного

положения, которое стимулирует стихийную мобилизацию патриотических чувств, сегодня требуются различные социальные технологии стимулирования патриотизма, способные значительно повысить уровень нравственности современного общества. Одним из существенных препятствий и опасным заблуждением является сохранение у некоторых руководителей и граждан отношения к патриотизму как к очередному мероприятию. Речь должна идти о долговременной стратегии развития общества на основе патриотически ориентированной мобилизации ресурсов. В силу этого требуется серьезная научно-методическая разработка подходов к пониманию феномена «патриотизм» и его оснований, актуального содержания и современных форм реализации. Речь идет об особом управлении обществом, которое до сих пор не было выявлено - управлении его мобилизационными ресурсами [3, с. 23].

Проблемы патриотического воспитания молодежи всегда находились в фокусе исследований педагогической науки. Их решение требует и сегодня кардинальных изменений, особенно в сфере подготовки будущих педагогов, т.к. в их руках находится будущее страны. Система патриотического воспитания в настоящее время предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей: гражданственности и патриотизма в образовательном процессе; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, РПЦ, общественными организациями; деятельность средств массовой информации, научных и творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем 6 патриотического воспитания, на формирование и развитие личности патриота.

Социальный заказ современному педагогическому сообществу заключается в том, чтобы поднять осуществление образовательного процесса на более высокий и качественно новый уровень, сделав неотъемлемой стороной образовательного процесса достижение личностного, метапредметного и предметного результатов на основе воспитание духовно-нравственных качеств личности. Эта проблема становится тем актуальнее, чем острее проявляется негативное отношение молодежи к таким понятиям, как Отечество, Родина, защита интересов государства. Патриотическое воспитание в современной школе и применяемые практические методы находятся в состоянии, подчас не адекватном и архаичном по отношению к запросам современных обучающихся, слабо связаны с сохранением исторического и культурного наследия региона [3, с. 37]. Формирование патриотизма сегодня не может быть сведено к чисто внешней пропаганде, значимости собственного прошлого или эпатажу общественного мнения через средства массовой информации. В настоящее время требуется глубокая работа по активизации внутреннего ядра российского этноса, его способности продуцировать современные формы поведения (патриотизм, солидарность, коллективизм, взаимная поддержка), ориентированные на поддержание целостности и самобытности российского социума. Обращение к анализу понятия «патриотизм» как социального и нравственного явления обусловлено методологическими соображениями следующего плана: неоднозначное употребление, толкование, восприятие одного и того же термина в рамках отдельной науки неизбежно вызывает путаницу в рассуждениях, ведет к неправильной интерпретации явлений и процессов исследуемого объекта; неправильное обозначение реально существующего объекта исследования не позволяет изучить его и получить истинное знание его особенностей.

Историко-философский аспект патриотизма предполагает его изучение как общественно-исторического явления, обусловленного социальными, политическими, религиозными, экономическими и культурными характеристиками общества. В силу характера исторического процесса любовь к Родине нашла яркое воплощение в воинском долге, который осознавался обязательным для любого мужчины. В традициях русского воинства - высокий боевой дух, отвага и бесстрашие на полях сражений, жертвенность и верность долгу и Отечеству.

Летописи сохранили слова князя Святослава, окруженного со своей дружиной огромным греческим войском: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим - должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут. Если же побежим - позор нам будет. Так не

побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». С тех пор оборот мертвые сраму не имут значит: смерть в бою всегда почётна, и, даже если битва проиграна, потомкам не в чем упрекнуть погибших, потому что они сделали все, что могли -достойно сражались и погибли с оружием в руках.... Святой князь Александр Невский так выразил сакральный характер защиты Отечества: «Не в силе Бог, а в правде!». Но не только с военной службой связывали понятие патриотизма наши предки. Гражданский патриотизм был распространен очень широко, и при этом имел черты «сознательного патриотизма», не имевшего ничего общего ни с ксенофобией, ни с антисемитизмом, ни с этническим национализмом. «Сознательный патриотизм» хорошо охарактеризовал русский философ Василий Розанов: «Счастливую и великую родину - любить не велика вещь. Мы должны ее любить именно когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна» [8]. 19 век - век расцвета русской литературы. Пушкин, Лермонтов Некрасов, Чернышевский, Герцен и много других писателей и поэтов поднимали тему патриотизма. Ф. Тютчев в одном из стихотворений пишет о России [10]: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать - В Россию можно только верить.

В ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашизмом. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К. Жуков отмечал, что «.не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска. Не погода, а люди, простые люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг» [2, с.78]. Писатель В.П. Астафьев сказал: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине. Родина - это всё: и, прежде всего язык, природа, история страны, её праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное - труд, творческий созидательный труд» [1, с.154]. Тем, кто видит в России только плохое и только недостойных людей, стоит напомнить Ф.М. Достоевского, который вывел врезающийся в ум и возмущающий душу патриота России образ Смердякова в Братьях Карамазовых. А.С. Пушкин так выразился о патриотизме: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя. Но клянусь четью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой Бог её дал» [7]. А тем, кто говорит о том, что в Российской истории были аморальные личности и эпизоды, можно ответить снова стихами великого поэта, который напоминает нам словами Пимена в драме «Борис Годунов»: «.Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих вспоминают за их труды, за славу, за добро. А за грехи, за тёмные деянья Спасителя смиренно умоляют» [7].

Несколько слов необходимо сказать и о видах патриотизма, которые соответствуют трем конкурировавшим видам политических проектов ХХ века: праворадикальный национализм, коммунистический патриотизм СССР и американский патриотизм. От консервативного национального патриотизма, их отличает то, что в них четко прослеживается прагматизм, как основной лейтмотив. Причем этот компонент переходит в идеологический. Праворадикальный патриотизм наиболее близок в идейном плане к патриотизму начала ХХ века. Его психологическая мотивация проста и основывается на ненависти к чужакам, неприятии перемен, оскорбленном патриотическом чувстве, национальном превосходстве. Идеологическая составляющая праворадикального (фашистского) патриотизма основывается на гипертрофированном шовинизме. Во времена А. Гитлера она была дополнена еще и мифом о расовом превосходстве. Но нельзя забывать и о прагматическом компоненте данного вида патриотизма. Адептам предлагались: финансовое благополучие, успешная карьера, экономическая стабильность, приобретение материального благосостояния в завоёванных странах.

Советский патриотизм явился результатом победы сталинской доктрины о построении социализма

в отдельно взятом государстве. Прагматический компонент такого патриотизма основывался на постоянном подчеркивании достижений Советской власти во всех сферах общественной жизни и воспитании населения в духе преданности Родине.

Американская модель патриотизма имеет общие черты с либеральным самосознанием, особенно в его прагматическом компоненте. Но идеологическая составляющая существенно отличается тем, что американцы взяли слишком много от христианского мессианства. В качестве благ для своих адептов «предлагают» не рай в загробной жизни, а «американскую мечту» и уверенность в том, что только США способно гарантировать реализацию прав и свобод всех людей, населяющих земной шар. Идеологическая составляющая американского патриотизма окончательно сформировалась после Великой отечественной войны на фоне разжигаемого антисоветизма и гонки вооружений. Прагматический компонент имеет историческое начало. США - страна эмигрантов, колония, добившаяся независимости в ходе кровопролитной войны. Юные американцы воспитываются в духе благодарности стране за возможности, которые она им предоставила. Система американского образования поддерживает миф о том, что таких возможностей как в США нет ни в одной стране мира [2, с.64].

В странах Евросоюза сегодня не существует ни одной концепции, направленной на патриотическое воспитание граждан. Подрастающее поколение воспитывается в духе толерантности, уважения к индивидуальным, языковым и культурным особенностям людей. Политика «мультикультурализма», заимствованная у США, направлена на интеграцию иностранцев в европейское сообщество. Можно сказать, что такая политика принесла свои плоды, но также породила нарастающие проблемы, связанные с миграцией в Европу людей другой культуры и транслированием нетрадиционных ценностей.

Говоря о патриотизме, необходимо разграничивать понятия патриотизма и национализма. П.И. Ковалевский в книге «Психология русской нации» [4] в 1915 г. подчёркивал разницу между двумя дефинициями. По мнению профессора, и национализм, как качество личности, и патриотизм являются иррациональными понятиями и имеют в своей основе чувство любви и способность к самопожертвованию. Однако, отличие между ними заключается в следующем: - во-первых, в разных объектах чувств - «национализм - беспредельная любовь и готовность к самопожертвованию за свою народность, а патриотизм - такая же любовь и готовность к самопожертвованию за Родину, Отечество». Т.е. понятия патриотизм и национализм тождественны для граждан гомогенных по национальному составу государств; - во-вторых, эти понятия разные по своей природе. Национализм - психолого-антропологический, а патриотизм - историко-географический концепт, т.е., патриотизм - шире и объёмнее понятия национализм, т.к. гомогенных в национальном отношении государств не бывает, а значит «в каждом государстве может быть только один патриотизм и несколько национализмов» [4 с.41] Сегодня формированием патриотически ориентированной личности занимаются образовательные и общественные организации на государственном уровне. В условиях многонационального общества главная задача учёных и педагогов состоит в том, чтобы сформировать образ «здорового» патриотизма, очищенного от примеси ксенофобии, национализма и этноцентризма. И для этого необходимо учитывать исторический опыт. Отличие современной России от других стран заключается в том, что она является многонациональной страной, конгломератом языков, культур, традиций и конфессий. И большинство народов, населяющих Россию, понимают, что основой формирования идеологии нового общества может стать российский патриотизм, как национальная идея, способная сплотить граждан многонациональной страны.

В связи с построением современной концепции патриотического воспитания могут возникать определённые проблемы и противоречия, которые будут касаться идеологического компонента. Соответственно для решения таких проблем необходимо разработать прагматическую составляющую патриотического мировоззрения. Примером может послужить опыт Турции или Китая, где государство добилось успехов в деле формирования патриотизма своих граждан в условиях рыночной экономики.

В последнее десятилетие в России патриотизм стал одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в различных сферах реформируемой российской государственности. Разброс мнений достаточно велик: от дискредитации патриотизма как аналога деструктивности и конфликтогенности с фашистским и расистским уклоном, до призывов к единению российского народа на основе интеграционного потенциала патриотизма, который неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму. Патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизнедеятельности личности. На совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи В. Путин сказал: «Если мы хотим сохранить свою идентичность в целом, то мы, конечно, должны культивировать чувство патриотизма. Без этого страна не будет существовать, она просто изнутри развалится. Как кусок сахара, намоченный водой.. Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям народов, тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее.. Нам нужны живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, опирающиеся на общественную инициативу, на служение традиционных религий, на деятельность молодёжных и военно-патриотических организаций, исторических и краеведческих клубов» [9]. В современном мире наблюдается неуклонный рост противоречий. Отдельные государства не теряют надежд и попыток сохранить свое превосходство на мировой арене в области экономики и образования. Поэтому они организуют очень опасные политические игры, в которые включают различные силы с разновекторной идеологией и практикой, делая ставку на молодежь, этно - и религиозные конфликты, крайний радикализм, экстремизм и как высшее его проявление терроризм [4, с.5]. Таким образом, в принимаемых сегодня государственных концепциях и программах, касаются ли они национальной безопасности или реформ образования, патриотизм рассматривается как необходимая составная часть стабилизации государственного мироустройства. Список использованной литературы:

1. Астафьев, В.П. Нет мне ответа ... Эпистолярный дневник: [рус.]. - Иркутск: Издатель Сапронов, 2009. - 720 с.

2. Борзунов, С.М. Верный сын России: Молодёжи о маршале Г.К.Жукове. - М.: Мегапир, 2006. - 248 с.

3. Бурлакова, И.И. Патриотическое воспитание: от теории к практике (научная статья)// Заместитель директора школы по воспитательной работе. Управление воспитательным процессом в школе. - 2015. -№6 - С. 3-82.

4. Ковалевский, П.И. Психология Русской нации. - М.: АКИРН, 2005. 236 с.

5. Кирсанов, А.И. Радикализм, экстремизм, сепаратизм, терроризм: сущность и соотношение понятий // Экстремизм и толерантность в дискурсе межкультурной коммуникации / сборник статей. - М.: Полиграф сервис, 2018. С. 4-6.

6 Платон, Диалоги - Издательство Эксмо Философия в кармане (покет) Год выпуска 2022. - 464 с.

7. Пушкин, А.С. Борис Годунов. https://ilibrary.ru/text/465/p.1/index.html

8. Розанов, В. О Родине. http://citater.ru/author/1108/49

9. http://президент.рф/news/16470#sel

10. Тютчев, Ф. Умом Россию не понять. https://rustih.ru/stixi-o-rodine-rossii/fedor-tyutchevstixi-o-rodine-rossii/

11. http://www.nirsi.ru/100

© Сакун С.А. Игнатенко А. Н., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.