СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ
УДК 316.344.34 001: 10.24412/2071-6141-2021-3-63-78
ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСКИЕ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
О.В. Шиняева, Е.Р. Ахметшина, Т.В. Клюева
Потребности модернизации российского общества могут быть удовлетворены только с опорой на человеческий капитал интеллектуального класса, в качестве которого выступает новое поколение студентов высших учебных заведений, молодых, активных, образованных людей. Цель данной статьи - выявить характер гражданских позиций и практик студенческой молодежи в контексте социальной модернизации. Авторы рассматривают эту проблему на основе применения теорий гражданской идентичности и субъектности, операционализации ведущих категорий и проведения комплексного социологического исследования гражданских позиций студентов высших учебных заведений Поволжья с использованием вторичных эмпирических и статистических данных.
Ключевые слова: гражданская идентичность, гражданская субъектность, патриотизм студентов, коммуникация преподавателей и студентов вузов.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31504.
Формирование гражданских позиций современных студентов вузов происходит в условиях обострившейся необходимости модернизации всех сфер жизни российского общества. Социологи рассматривают модернизацию как комплексное явление, затрагивающее все общество, но имеющее разные характеристики: а) в экономической сфере модернизация связана с внедрением новых моделей бизнеса на основе достижений научно-технического прогресса и цифровых технологий; б) в социокультурной сфере модернизация связана с существенными изменениями в системе общественных коммуникаций, образования, демографической политики; в) модернизация в политической сфере - это демократизация политической системы, создание мобилизационного политического режима; оздоровление гражданского общества и повышение эффективности «электронного правительства» [1, с. 32]. Парадоксом является то, что процесс модернизации порождает новые очаги нестабильности; в меняющемся обществе «неустойчивость социальных статусов и ролей порождает неопределенность положения индивида в обществе, размывание идентичности, профессиональной и личной - кризис гражданских идентичностей, стирание грани между трудовыми и нетрудовыми практиками - виртуализацию социальных практик индивидов» [2, с. 10]. Перечисленные характеристики требу-
ют изучения путей преодоления барьеров за счет развития человеческого капитала агентов модернизации.
Потенциальным агентом социальной модернизации является новое поколение российских студентов высших учебных заведений - при наличии модернистских ценностей, ориентиров и энергии для таких преобразований. В условиях массовизации высшего образования большинство представителей молодого поколения россиян представлено студентами высших учебных заведений. Развитие научно-технического прогресса и сферы информационно-коммуникационных технологий, вызовы пандемии новой коронавирусной инфекции все острее демонстрируют неизбежность изменений в системе ценностей и поведения студентов вузов. Наиболее актуальной проблемой является определение гражданских и патриотических позиций студентов.
В современной социологии исследования социальной роли молодежи опираются на концепции гражданской идентичности и социализации. Изучая процесс гражданской идентификации современных студентов, исследователи выделили следующие особенности: в условиях глобальных изменений молодые люди подвержены «дрейфующим идентичностям», которые отражают смену форм личностной репрезентации [3, с. 53]. Заграничным аналогом данной концепции является теория «мобильной жизни»: скорость социальных изменений такова, что на смену социальной мобильности как характеристике некоторых аспектов жизни индивидов приходит понятие «мобильной жизни» - жизни в условиях постоянных изменений. Студенты как представители нового поколения должны адаптироваться к этим изменениям и одновременно инициировать их [4, с. 26].
Открытым остается вопрос, в какой мере и в каких формах студенты реализуют свои идеалы в рамках социальных взаимодействий. Глобализация, помимо универсализации социальных процессов, обострила проблему «глобального насилия» [5, с. 62], появились новые вызовы. Умение студентов в реальной жизни противостоять этим вызовам и вырабатывать актуальные реакции связано с их общим уровнем гражданской сознательности и мировоззрения. В таких условиях вырастает роль сетевых сообществ и сетевых взаимодействий молодых россиян [6, с. 23], которые расширяют пространство и формы освоения нового опыта. В условиях нового этапа эволюции России - «модернизация для всех» - требуется понимание не только гражданской субъектности студентов, но и механизма их социальной интеграции как представителей образованного слоя, интеллектуального класса [7, с. 107].
Исходя из роли студенческой молодежи в условиях социальной модернизации, нами сформулирована следующая проблема: с одной стороны, вызовы глобальной и локальной безопасности, потребности в активной социальной модернизации, рост сетевых взаимодействий требуют рассмотрения студенческой молодежи как социальной группы, выступающей социальным агентом модернизационных процессов в обществе; с другой стороны, реальные установки данной группы - ее гражданские позиции и
практики - ограничивают возможности реализации ее потенциала. Цель данной статьи - выявить характер гражданских позиций и практик студенческой молодежи в контексте социальной модернизации.
В своем исследовании мы опирались на теории идентичности и субъектности, осуществив операционализацию основных категорий исследования. Гражданские позиции интересующей нас группы - это совокупность проявлений гражданской идентичности и субъектности студенческой молодежи, которая проявляется в идейной рефлексии, ежедневных практиках и служит основой социальной интеграции в модернизационный процесс. При этом основой в ценностном плане выступает гражданская идентичность, в поведенческом аспекте - гражданская субъектность, результирующим эффектом - социальная интеграция (табл. 1).
Таблица 1
Гражданские позиции студентов в контексте социальной модернизации
Гражданская идентичность Гражданская субъектность
Ценностные ориентации; идентификация с социальными общностями (молодежь, сограждане); патриотические установки; отношение к модернизации; социальный оптимизм Социальная активность; участие в политической деятельности; характер межличностных контактов; отношение к протестной активности; модель адаптивного поведения (пассивная, активная, деструктивная)
Социальная интеграция студенчества: включенность в процесс модернизации
В статье использованы материалы авторского социологического исследования «Социально-политические и гражданские установки студенческой молодежи» (2021 г.). Эмпирической базой исследования выступили студенты вузов Приволжского федерального округа - Пензенской, Ульяновской областей, республики Татарстан. Методы сбора информации: он-лайн-опрос (п = 480) и фокус-группы (п = 4). Дополняют результаты данные государственной и отраслевой статистики, результаты вторичного анализа федеральных и межрегиональных исследований проблем российского студенчества.
Студенты вузов как особая социальная группа Студенты вузов представляют в России значительную часть своей возрастной группы. Однако динамика их численности в последние годы свидетельствует о перераспределении российской молодежи между сегментами профессионального образования и рынка труда.
Анализ статистических данных по вопросам высшего образования в России в целом и регионах Приволжского федерального округа показывает: в течение последнего десятилетия неуклонно сокращается контингент
студентов в целом, число учащихся разных ступеней высших учебных заведений. В 2019-20 уч. г. по сравнению с 2010-11 уч. г. контингент студентов частных организаций высшего образования в России сократился на 72 %, государственных вузов - на 37 % (табл. 2). Изменение численности студентов в Приволжском федеральном округе соответствует общероссийским тенденциям - на 77 % сократилось число обучающихся в частных вузах, на 36 % - в государственных учреждениях. Соотношение студентов государственных и частных вузов за последнее десятилетие кардинально изменилось: если в 2010-11 уч. г. оно составляло 5 к 1, то в 2019-20 - уже 11 к 1. Студенты коммерческих вузов составляют менее десятой части от общей численности российского студенчества.
Таблица 2
Численность студентов, обучающихся в государственных и частных высших учебных заведениях (на начало учебного года, тысяч человек)
Страна / федераль- 2010/11 2015/16 2019/20
ный округ Органи- в том числе Органи- в том числе Органи- в том числе
зации - государ- частные зации - государ- частные зации - государ- част-
всего ственные и муни- ци-пальные всего ственные и муни- ци-пальные всего ственные и муни- ци-пальные ные
Российская Федера-
ция 7049,8 5848,7 1201,1 4766,5 4061,4 705,1 4068,3 3736,3 332,0
Центральный ФО 2215,9 1651,4 564,5 1455,3 1131,1 324,2 1268,5 1084,3 184,2
Северо-Западный ФО
712,0 605,3 106,7 464,6 407,7 56,9 418,9 392,0 26,9
Южный ФО
585,9 490,9 95,0 470,8 416,4 54,3 404,6 381,0 23,6
Северо-Кавказский
ФО 366,8 313,6 53,2 256,9 217,8 39,1 208,6 194,5 14,1
Приволжский ФО 1395,9 1198,7 197,2 946,0 823,8 122,2 807,9 762,9 45,0
Уральский ФО 577,3 508,2 69,1 362,1 328,4 33,7 299,2 288,2 10,9
Сибирский ФО 801,5 725,2 76,3 570,7 514,9 56,1 475,9 452,5 23,3
Дальневосточный ФО 394,5 355,4 39,1 240,2 221,6 18,5 184,8 180,8 4,0
Источник: Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020 г.
Сократилась численность студентов по отношению к общей численности населения (табл. 3) - на 44 % по России и на 40 % по Приволжскому федеральному округу. Причины сокращения разного характера и происхождения: изменения демографической структуры жителей регионов, реализация перехода на подготовку в рамках программ бакалавриата и магистратуры, где бакалавриат становится массовой ступенью, а обучение в магистратуре рассматривается молодыми людьми как необязательное.
В соответствии со снижением численности студентов, сокращением числа учреждений высшего образования снижается численность преподавателей высшей школы. Если в 2010/11 уч. г. в организациях высшего образования трудилось 356 827 человек, то в 2019-20 уч. г. - уже 229 334 человека; за десятилетие количество преподавателей в вузах уменьшилось более чем на треть. Данная тенденция свидетельствует о сокращении агентов влияния на студентов, являющихся проводниками норм социального института образования и наставниками процесса саморегуляции среди студенчества.
Таблица 3
Численность студентов на 10 000 человек населения (чел.)
Страна / федеральный 2010/11 2015/16 2019/20
округ Студенты в том Студенты в том Студенты в том чис-
- числе - всего числе - ле
всего гос. вузов гос. вузов всего гос. вузов
Российская Федера-
ция 497 412 325 277 277 255
Центральный ФО 597 445 372 289 322 275
Северо-Западный ФО 530 450 335 294 300 280
Южный ФО 427 358 288 254 246 231
Северо-Кавказский
ФО 396 339 264 224 210 196
Приволжский ФО 464 398 319 278 276 260
Уральский ФО 470 414 294 267 242 233
Сибирский ФО 467 422 331 298 278 264
Дальневосточный ФО 472 425 291 268 226 221
Источник: Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Соци-
ально-экономические показатели. 2020 г.
Несмотря на снижение численности, студенты российских вузов занимают значительную часть своей возрастной когорты и еще более важную часть «креативного класса» страны. При этом они по-разному воспринимают себя среди молодежной аудитории: многие из них выделяют студенчество как особую группу (более 40 %); около трети считают, что студенчество - часть российской молодежи, имеющая с ней общие цели; каждый десятый идентифицирует себя с глобальным международным сообществом студентов. Остальные считают, что студенты не имеют особого статуса, а только готовятся его получить. Эта мозаичная позиция объясняет наличие идентификационных различий и проблем у представителей студенчества.
Групповая идентичность основывается на оценке студентами основных качеств своего сообщества. Конкретных характеристик, которые объединяют все сообщество, немного (рис. 1); по законам математической статистики, к ним относятся качества, выделяемые как ведущие половиной и более представителей социально-профессиональной группы. Больше половины студентов считают, что к основным качествам российского студен-
чества следует отнести толерантность и самостоятельность (52-53 %). В качестве близко расположенных качеств указывают проявление инициативы, взаимопомощь (42-47 %). При этом инновационным мышлением и хорошим карьеризмом, по самооценкам, обладает только четверть студентов вузов; а трудолюбие и лень у российских студентов уравновешены (по 36 %).
Рис. 1. Качества российских студентов в самооценках, в % (п = 480)
Примечание: ответ на вопрос предполагал несколько вариантов, поэтому
в сумме больше 100 %.
Фактором риска следует признать высокую распространенность среди студентов высших учебных заведений «неопределенности в планировании жизни» (40 %). Это подтверждают результаты фокус-групп: «Моя профессия, которой я учусь, никак не связана с родителями. Родители любят сидеть на месте, любят стабильность, они всю жизнь работают на одном месте, никогда никуда не переезжали. Родители считают, что нужно работать в государственных учреждениях, я так не думаю; но что делать после получения диплома, до сих пор не знаю» (Пенза, муж., 20 лет, радиотехник).
Неопределенность в установках и поведении студентов усилилась в условиях увеличения социальных угроз. Как отмечают исследователи, угрозы, которых опасаются студенты, делятся на 3 типа: 1) наиболее актуальный для студенческой молодежи тип - угрозы, связанные с нестабильностью общества: безработица, нарушения закона, преступность, социальная несправедливость; 2) на втором месте - угрозы социальных отношений: страх одиночества, непризнания, отсутствия успеха; 3) третий тип связан с состоянием экологии в регионе проживания и здоровья [8, с. 107-108]. Каж-
дый из этих типов угроз отражает не только повседневную реальность, но и отношение к ней студентов, связанное с их гражданской идентичностью и стратегией поведения.
Гражданская идентичность студентов вузов
Современные исследователи идентичности и самосознания, рассматривают гражданскую идентичность как лояльность государству, его правовым нормам, готовность брать ответственность за ситуацию в стране, консолидацию с гражданами страны. Студентов российских вузов нельзя отнести к полностью интегрированной в гражданское общество группе -лишь треть из них очень часто и часто ощущают общность с гражданами России, еще половина - иногда испытывает такое чувство (табл. 4). При этом 16 % всех опрошенных и 22 % среди студентов с уровнем жизни ниже среднего утверждают, что никогда не испытывают общности с россиянами. Такое положение связано с дистанцированностью студенчества от социально-политических проблем, а также негативным отношением к ситуации в стране.
Таблица 4
Общность студентов с гражданами России, в % (п = 480)
Показатели Всего Пол Уровень жизни семьи
мужской женский высокий, выше среднего средний ниже среднего, низкий
Насколько часто ты ощущаешь общность с гражданами России?
Очень часто 9 5 13 12 8 8
Часто 25 25 25 29 21 26
Иногда 50 51 50 40 60 44
Никогда 16 19 12 19 11 22
Патриотические установки студентов - это важнейшие характеристики их гражданской идентичности. Для большинства студентов патриотизм связан с чувством причастности - 58 % связывают патриотизм с несением ответственности за страну и ее будущее (рис. 2). Традиционный патриотизм как гордость за достижения Родины разделяет почти половина студентов (47 %). Патриотизм как любовь к конкретной территории, готовность ее защищать разделяет треть студентов (34 %). Локальный патриотизм - принятие обычаев, традиций своего народа, знание истории семьи -характерен для каждого четвертого-пятого студента. В исследовании С.Г. Ивченкова и Е.В. Сайгановой, где сравниваются патриотические установки студентов и работающей молодежи, показано, что локальная модель патриотических чувств с возрастом становится более популярной [9, с. 119].
Следует отметить: выражение причастности к национальным проектам, которые отождествляют в данный момент российскую модернизацию, замыкает смысловой ряд восприятий патриотизма молодыми людь-
ми. Она важна лишь для 11 % студентов высших учебных заведений: формулировка важных для страны направлений модернизации не затронула патриотические чувства подавляющего большинства будущего интеллектуального класса. Если общество ставит цели через широкую сеть государственных проектов, а значимая часть молодежного сегмента на них не реагирует, необходимо позаботиться о соответствии данных проектов идеям, которые живут внутри самой молодежи.
Ответственность за страну и ее будущее Гордость за достижения своей Родины Любовь к конкретной территории, природе Готовность защищать Родину Принятие обычаев и культуры страны Присоединение себя к своеъ*-7 народу Принадлежность к традициям Отечества Историямоей семьи - это история страны Причастность к национальным проектам
Рис. 2. Восприятие патриотизма студентами вузов, в % (п = 480)
Примечание: ответы на вопрос многовариантны, поэтому сумма больше 100 %.
Анализ важных для молодежи идей мы связали с изучением смыс-ложизненных ценностей. В смыслах отражается понимание молодыми людьми сущности всего того, чем наполняется их жизненный мир. Смыс-ложизненные ценности - коллективные представления о должном и смысле жизни, работающие как главный регулятор жизненного выбора. Российские исследования ценностей молодежи структурируют их в порядке убывания: любовь и здоровье (две трети), спокойная безбедная жизнь (примерно каждый второй), проявление своей индивидуальности (самореализация), семья и продолжение себя в будущих поколениях, стремление к истине (честность), борьба за справедливость и свобода [10, с. 283].
Наше исследование показало, что основные смыслы жизни студентов совпали с ценностями молодежи в целом, но есть своя специфика. В порядке убывания: здоровье (две трети), семья и честность (каждый второй); свобода, независимость, материальная обеспеченность, жизнь человека. Студенческий максимализм выразился в размещении нравственных смыслов на более высоких ступенях, чем материальный достаток. Смыслы
жизни отражают то, на что ориентируются студенты в конструировании жизненных стратегий - здесь и сейчас. На следующих этапах жизни иерархия ценностей поменяется, но их состав сохранится; именно в студенческие годы формируется «обойма регуляторов жизненного выбора». Ключевым назначением ценностей является руководство ими в повседневной жизни, а также использование в идейной рефлексии гражданскими субъектами.
Гражданская субъектностъ студентов
Во многих демократических государствах гражданская субъект-ность включается в опыт повышения конкурентоспособности подрастающего поколения и рассматривается как фактор качества жизни [11, с. 83]. Гражданская субъектность в целом, с точки зрения современной науки, представляет собой участие в различных социальных практиках, направленных на общественное благо.
Сравнивая молодежный гражданский активизм в России и других странах, отечественные социологи пришли к выводу, что «позитивное отношение к сложившейся социально-политической системе, как правило, побуждает молодых людей участвовать в формальной политической деятельности, а негативное вовлекает в демонстрации и протесты» [12, с. 93]. Данное утверждение разумно экстраполировать на современную российскую действительность: в условиях кризиса доверия существующей власти пробуждается «будничная демократия участия», формируя новые практики общественной самоорганизации, в которой студенческая молодежь начинает играть свою роль.
В нашем исследовании студентам был задан вопрос: «Согласен ли ты, что современное студенчество ничего не должно ждать от власти, а может действовать самостоятельно - в автономном режиме?» Индекс согласия, который учитывает разные его степени, находится на низком уровне (0,19; при максимальном значении 1). Это свидетельствует о том, что студенты сомневаются в своих ресурсах решения серьезных проблем в отрыве от органов власти. Индекс согласия выше у тех студентов, которые проявляют более высокую активность в разных формах социально-политической жизни: студенты старших курсов, а также обучающиеся на социально-гуманитарных, педагогических, медицинских специальностях. При этом гражданская субъектность студентов реализуется избирательно: одни формы привлекают внимание, другие совсем неактуальны, хотя еще 10-15 лет назад были востребованы молодежью.
Наиболее популярной формой общественной активности среди студентов является волонтерство, которое получило особую востребованность в период коронавирусной пандемии (6-7 % участвуют регулярно; еще треть - время от времени); на втором месте - обсуждение с друзьями социально-политических проблем (треть студентов имеют постоянный опыт таких обсуждений, еще столько же - иногда); на третьем - участие в выборах органов власти различного уровня (четверть - на регулярной основе; такая же часть - нерегулярно). Наименее востребованы среди сту-
дентов такие формы активности как сбор средств и вещей для нуждающихся (10 %), благоустройство территорий и подъездов (5 %), участие в выборных кампаниях в качестве агитаторов (4 %), включенность в работу политических партий (3 %).
Перечисленные формы гражданской активности студентов Поволжья совпали с общими тенденциями по стране и в мегаполисах. По результатам исследования петербургских социологов, активная гражданская позиция в первую очередь проявляется через волонтерскую деятельность (в разной степени около 40 %), а также посредством участия в выборах и референдумах [13, с. 45].
Современные студенты частично переносят свой гражданский активизм из области реального взаимодействия на сетевой уровень коммуникаций. Однако есть и обратное влияние: шансы выйти на акцию протеста у молодежи, принимающей участие в комментировании постов, интернет-дискуссиях, существенно выше, чем у пассивных потребителей сетевого контента. При этом на онлайн-формы гражданской активности студенты не возлагают больших надежд в решении важных проблем своей жизни; так же как на студенческие объединения, организации. В ходе опроса респондентам было предложено ответить на вопрос «Что или кто, по-твоему, в большей степени влияет на решение проблем в разных сферах жизни?» Большую часть проблем, по мнению студентов, могут решить федеральные и региональные органы власти (табл. 5).
Таблица 5
Агенты влияния на решение проблем в жизни студентов, в % (п = 480)
Сфера жизни Агенты влияния
Органы власти РФ Органы власти региона Интернет-сообщества Объединения жителей Студенческие организации СМИ
Повышение качества образования 58 19 7 3 12 1
Развитие цифровых технологий 40 13 26 2 15 4
Улучшение здоровья 45 39 2 10 1 3
Соблюдение социальной справедливости 48 14 10 17 2 9
Благоустройство территорий 14 52 3 28 2 1
Социально-политическая активность студентов связана не только с возможностью критической оценки ситуации в городе, регионе, но и с чувством ответственности за происходящие изменения. Эта ответственность практически не зависит от профиля обучения, но меняется в зависимости от возрастных характеристик студентов (рис. 3): чем старше возраст
студентов, тем меньше они верят в эффективность реального гражданского общества (объединений жителей), и, напротив, чаще доверяют интернет-сообществам. Параллельно у студентов старших курсов бакалавриата и магистров растут ожидания эффективных действий со стороны федеральных органов власти.
Уровень заинтересованности социально-политическими событиями и ответственности во многом опосредован ситуацией в конкретном регионе. Анализ выступлений студентов разных регионов в фокус-групповых дискуссиях показал: молодые люди, обучаясь в вузе, ощущают себя активными и неравнодушными членами общества, но чаще готовы решать реальные проблемы в своей организации или зоне ближайшего окружения. Последовательных гражданских субъектов в зоне обучения и проживания больше среди студентов социально-гуманитарного, медицинского, аграрного профилей, а также среди тех, кто учится в магистратуре.
100
■ 17-19 »20-22 I 23-24
90 30 70
Орпкы Органы Икг^рн^г- 05ъ2екн2ки.1 Стургкты. СМИ
ел:1стк?Ф клети еооощгсты жнт=г=н стус=нчгекн=
р-ггкока орг-шнвацнн
Рис. 3. Агенты влияния в установлении социальной справедливости: оценки студентов разного возраста, в % (п = 480)
В последнее время особое внимание исследователей приковано к формам выражения протеста молодежи [14, с. 55]. Сами студенты сегодня расходятся в оценках эффективности таких форм. Узаконенные массовые акции и митинги эффективными считают меньше половины участников фокус-групп; стихийные акции и шествия считает действенными четверть студентов; одиночные пикеты по актуальным проблемам поддержала пя-
тая часть студентов. Каждый четвертый участник фокус-групповых дискуссий выразил мнение, что формы протеста не позволяют решить проблемы молодежи. «Следует объединять усилия с разными игроками, от которых зависит решение конкретной проблемы, - представителями бизнеса, органов власти, молодежных объединений. Это более продуктивно, чем стоять в пикетах на улицах и митинговать» (Казань, жен., 22 года, «журналистика»). Фокус-группы со студентами старших курсов бакалавриата и магистратуры показали, что доля сторонников совместных действий составила в них более трети участников.
Подтверждением тренда в сторону конструктивных объединений усилий является запрос на активное взаимодействие с преподавателями со стороны абсолютного большинства студентов (рис. 4): более 60 % студентов считают доверительные отношения с преподавателями условием улучшения освоения дисциплин и повышения качества высшего образования; 55 % полностью согласны с тем, что неформальное общение с преподавателями помогает решить не только профессиональные, но и жизненные проблемы. В целом четверть студентов считает, что пандемия усилила дистанцию в отношениях с преподавателями.
Рис. 4. Отношения с преподавателями, в % (п = 480)
Отечественные исследования коммуникативного разреза взаимодействия двух групп приводят схожие выводы - внедрение педагогических
технологий электронного, дистанционного и онлайн-образования ведет к усилению непонимания преподавателей и студентов, тогда как большинство студентов и преподавателей субъективно стремится к его преодолению [15, с. 53].
Результаты проведенных нами фокус-групп подтвердили данные опроса: четверть студентов считает, что многие преподаватели формально общаются с ними. При этом дискуссии выявили: практически в каждом студенческом потоке есть предметы, на которые студенты идут с большим удовольствием, ради общения с преподавателем не только по вопросам учебной дисциплины, но и по важным жизненным проблемам. «Я живу в общежитии; вынужден подрабатывать - не хватает денег, которые присылают родители. Но как бы я ни был занят, обязательно иду на лекции и семинары по социологии. В прошлом семестре нам поставили этот предмет по субботам; все равно явка почти 100 процентов. Социологию читает преподаватель-мужчина, который сам очень много знает, приводит интересные примеры, но самое главное - заставляет нас думать над проблемами в жизни страны и нашей личной» (Ульяновск, муж., 19 лет, «организация диспетчерской службы аэропорта»).
У студентов существует запрос на межпоколенное общение с преподавателями по вопросам, не ограничивающимся учебной деятельностью. Необходим поиск новых форм коммуникаций двух общностей, тесно связанных между собой; именно тандем «студенты-преподаватели» может поднять гражданскую субъектность студенчества на новый уровень.
Гражданская идентичность, ответственность и включенность в социальные практики влияют на социальные прогнозы и ожидания студентов. Описывая перспективы России в ближайшем будущем, студенты чаще встают на позиции критического реализма [16, с. 50], для которых характерны «слабые надежды, сдержанный оптимизм». Ответы на вопрос «Что ждет Россию в ближайшие 10 лет?» разделили участников нашего исследования на три типа: оптимисты (пятая часть) - верят в стабильность, повышение уровня жизни, процветание страны; консерваторы (треть) - считают, что ничего не изменится, страна будет решать прежние проблемы; социальные пессимисты (половина) думают, что появятся новые проблемы, которые ухудшат ситуацию в России. Доля пессимистов больше среди студентов мужского пола и выходцев из малообеспеченных семей (65-68%). На оценки студентов влияют текущая ситуация внутри страны и на международной арене, а также продолжающаяся пандемия.
Выводы. Студенческая молодежь в контексте социальной модернизации оказывается в точке высокого интереса исследователей и практиков. Данный интерес оправдан особым положением и ведущей ролью этой группы в формировании интеллектуального класса России, который определит ее будущее. Анализ теоретических и эмпирических материалов, во-
влеченных в наше исследование, показал, что для решительного модерни-зационного прорыва будущая интеллектуальная элита страны уже сегодня обладает не только профессиональными и общекультурными компетенциями, но и гражданским неравнодушием, рефлексией происходящих событий в стране и в мире.
Российское студенчество начала третьего десятилетия XXI века является группой, ориентированной на взаимодействие с другими социально-профессиональными группами и обществом в целом, разделяющей инновационные и модернизационные ценности. Однако гражданские позиции студентов противоречивы, что выступает барьером их активной социальной интеграции. Наблюдаются дистанцирование студенчества от государственных органов власти, игнорирование значительной частью студентов традиционных общественно-политических практик и новых форм гражданского общества, социальный пессимизм, неверие в собственные силы и успех.
Ситуация в высшей школе отражает процессы, идущие в российском обществе: заигрывание с молодежью в предвыборные периоды и отсутствие регулярной работы, направленной на формирование новых практик взаимодействия с молодежными лидерами, повышение статуса студентов из малообеспеченных семей, выделение грантов для талантливых студентов в российской провинции.
Особое внимание федерального и региональных министерств образования должно быть обращено к преподавательской общественности вузов, особенно - к преподавателям гуманитарного цикла, которые продолжают формировать гражданские позиции студентов всех профилей обучения, но в значительно меньших объемах и часто за счет собственных временных и физических ресурсов. Резкое сокращение в современных вузах гуманитарных предметов (политологии, социологии, культурологии) неминуемо ведет к выпуску на рынок труда неполноценных специалистов - с продвинутыми представлениями об искусственном интеллекте, цифровых технологиях и ущербными гражданскими установками, патриотическими смыслами. Жизнь современных молодых людей разворачивается в сложном пространстве, созданном цифровизацией и интернет-коммуникациями, где последние являются средствами организации жизни; а содержание жизни зависит от гражданских позиций, придающих ей целостность, связывая побуждения к активности с российской реальностью.
Список литературы
1. Горшков М. К. Социальные факторы модернизации российского общества с позиций социологической науки // Социологические исследования. 2010. № 12. С. 28 - 41.
2. Особенности модернизации социальной структуры российского общества / З. Т. Голенкова и др. М.: ФНИСЦ РАН, 2018. 200 с.
3. Конева А. В. «Цифровая идентичность»: процессы идентификации и репрезентации в сетевой коммуникации // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2018. № 4. С. 56 - 69.
4. Elliott E., Urry J. Mobile lifes. Routledge. 2010. 208 p.
5. Вебер А. Б. Парадоксы современного развития: человечество у развилки истории // Вестник Института социологии. 2018. № 24. C. 52 - 75.
6. Яницкий О. Н. Четвёртая научно-техническая революция и глубинные изменения процессов глобализации // Вестник Института социологии. 2017. № 21. С. 12 - 34.
7. Лапин Н. И. Гибридный транзит и потребность в «модернизации для всех» // Вестник Института социологии. 2018. № 27. С. 105^_ 136.
8. Ивченкова М. С. Угрозы безопасности в современном мире: студенческая интерпретация // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение. М.: Перо, 2016. С. 106 - 111.
9. Ивченков С. Г., Сайганова Е. В. Ценностные ориентиры и их влияние на восприятие патриотизма у молодёжи // Вестник Института социологии. 2020. Том 11. № 2. C. 106^. 125.
10. Жизненная позиция молодежи: особенности саморегуляции / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров, А. С. Любутов, О. В. Сорокин // Социально-политические чтения «Как живешь, Россия?». Российское социальное государство и гражданское общество в 2020 году: реализация национальных проектов в условиях постпандемической реальности. М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 277^283.
11. Копаева Е. В. Политическая активность студенческой молодежи: проблемы и тенденции // Манускрипт. 2017. № 6 (80). С. 82 - 88.
12. Суркова И. Ю., Щебланова В. В., Логинова Л. В. Гражданский активизм молодежи Саратовской области: социально-политическая включенность и потенциал участия // Социологические исследования. 2020. Том 46. № 8. С. 90-100.
13. Нартова Н. А. Гражданственность в представлении петербургской молодежи и их родителей // Социологические исследования. 2019. № 12. С. 38 - 47.
14. Михайлова Е. В., Скогорев А. П. Протесты как форма гражданской активности в современной России // Власть. 2017. Том 25. № 1. С. 54 - 59.
15. Зборовский Г. Е. Можно ли быть вместе, находясь врозь: студенты и преподаватели в вузе // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 49 - 58.
16. Аксенова О. В. Субъект социального действия в современном развитии России: агент, актор, никто // Вестник Института социологии. 2020. Том 11. № 2. С. 37 - 53.
Шиняева Ольга Викторовна, д-р социол. наук, проф., [email protected], Россия, Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет,
Ахметшина Екатерина Рифовна, канд. социол. наук, доц., [email protected], Россия, Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет,
Клюева Татьяна Валерьевна, канд. социол. наук, доц., klyueva@,list.ru, Россия, Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет
PATRIOTISM AND CITIZENSHIP ORIENTATION OF HIGHER EDUCATION STUDENTS IN THE CONTEXT OF SOCIAL MODERNIZATION
O.V. Shinyaeva, E.R. Akhmetshina, T. V. Klyueva
The needs of modernization of Russian society can be met only with the support of the human capital of the intellectual class, which is a new generation of students of higher educational institutions, young, active, educated people. The purpose of this article is to identify the nature of the civic positions and practices of students in the context of social modernization. The authors address this problem on the basis of applying the theories of civil identity and subjectivity, operationalization of the leading categories and conducting a sociological study of the civic positions of students of higher educational institutions of the Volga region, using secondary empirical and statistical data.
Key words: civil identity, civil subjectivity, patriotism of students, communication of teachers and university students.
Shinyaeva Olga Viktorovna, professor, doctor of social sciences, [email protected], Russia, Ulyanovsk, Ulyanovsk State Technical University,
Akhmetshina Ekaterina Rifovna, candidate of social sciences, associate professor, [email protected], Russia, Ulyanovsk, Ulyanovsk State Technical University,
Klyueva Tatiana Valerievna, candidate of social sciences, associate professor, klyueva@,list.ru, Russia, Ulyanovsk, Ulyanovsk State Technical University.