Патриотическая самоидентификация в системе гражданских ориентаций молодежи
Маленков В. В., Печеркина И.Ф.
В статье рассматривается взаимосвязь патриотической идентичности с гражданскими и другими ценностными ориентациями, а также установками на поведение и действие, в том числе в гражданско-политическом пространстве общества. Авторы рассматривают данное понятие в соотношении с другими, отражающими гражданско-политическую реальность. Эмпирической базой статьи являются данные двух анкетных опросов, проведенных в 2011 и 2019 гг. Объектом социологических исследований выступают студенты, характеризующиеся как представители раннего постсоветского поколения (студенты 2011 года) и чистого постсоветского поколения (студенты 2019 года). По результатам исследования зафиксированы существенные изменения в трактовке патриотизма. В 2011 году доминирует эмоциональный компонент, а в 2019 году акценты сместились в сторону деятельностного отношения к патриотизму. По результатам исследования 2019 года четко прослеживается взаимосвязь между патриотическими и мировоззренческими установками, а также влияние патриотических идентификаций на гражданскую активность.
Ключевые слова: патриотизм, гражданские ориентации, гражданская активность, факторы гражданской активности, студенческая молодежь
Расширение возможностей и форм гражданского участия молодежи представляет собой задачу, не теряющую своей научной и практической актуальности на протяжении последних десятилетий. В этом связи важным для изучения является вопрос о факторах, влияющих на гражданские установки молодежи и обеспечивающих ее активность как граждан, готовых брать на себя ответственность за происходящее в обществе.
Многочисленные опросы молодежи по всей стране фиксируют рост патриотических настроений [1, 2, 3, 7, 18]. Исследователи разных областей пытаются осмыслить этот тренд, давая подчас прямо противоположные оценки - от откровенно политизированных до чрезвычайно критичных, когда рост патриотических настроений трактуется и как «маркер нравственного оздоровления нации», и как «результат пропаганды», порождающий ура-патриотизм, «слепой патриотизм» [29, 30]. Л. Д. Гудков характеризует сложившуюся после 2014 года в России властную конструкцию и проводимую ею политику как «патриотическую мобилизацию» [5], выстроенную по тому же принципу, что и в советское время - и сейчас, и тогда
патриотизм в такой ипостаси представлял из себя «номенклатурный конструкт» [26].
Однако не вызывает сомнения глубокая связь идей патриотизма с гражданственностью как характеристикой субъекта-актора. То, что патриотизм является важнейшей компонентой гражданственности отмечается многими отечественными и зарубежными исследователями [10, 11, 13]. При этом обычно подчеркивается важность патриотического воспитания в формировании активной гражданской позиции [23, 27, 28].
Как отмечает А.Г. Левинсон, «в российском обществе существует на правах неформального и само собой разумеющегося дискурс, в котором понятие гражданственности целиком исчерпывается категорией «патриотизм», а синонимом к слову «гражданин» является слово «патриот» (соответственно антонимами являются слова «диссидент» и «предатель»)» [10, С. 4].
Лубский А. В., напротив, отмечает, что «государственному патриотизму сегодня в России не достает гражданственности, связывающей патриотизм со стремлением людей быть полезными обществу, их активным участием в делах государства, солидарной защитой социальных интересов, гражданских прав и свобод» [12, С. 47].
Кравченко Н. Ю. предлагает трехкомпонентную модель гражданской идентичности, включающую «Я-рациональное», «Я-психиче-ское», «Я-телесное» [9]. Патриотизм она относит к сфере психиче-
ского, чувственного, а гражданственность, гражданскую субъект-ность как способность быть частью нации, общественной организационной структуры, сообщества к «Я-телесному». В рамках данной модели патриотизм рассматривается как, с одной стороны, «чувство, влияющее на формирование гражданской идентичности» [9, С. 85], с другой, как «сложное социокультурное явление, его можно рассматривать как компонент гражданской идентичности и как независимое явление, если гражданская идентичность не может быть обнаружена» [9, С. 85].
Цель нашей статьи - установить взаимозависимость между патриотической самоидентификацией молодежи как социальной установкой и ее гражданской активностью, показать, что идентификация себя как патриота во многом формирует гражданскую позицию и гражданские поведенческие стратегии индивида, стимулирует участие человека в жизни общества1.
Патриотическая идентичность, в нашем понимании, является важнейшей частью гражданско-полити-ческой субъектности современного человека, живущего в сложной гло-кально-национальной политической реальности. Мы выделяем четыре вида идентичности, которые непосредственно связаны с патриотической: локальная идентичность, гражданская идентичность, национальная идентичность, государственная идентичность. Их выделение достаточно условно, поскольку они так или иначе взаимодействуют между собой, накладываются одна
1 Исследование выполнено при финансовой ориентации постсоветского поколения: мо-поддержке РФФИ в рамках научного проекта дели и типы». №19-011 -00632 «Гражданско-политические
на другую. Важно, что они все встроены в той или иной степени в пространственно-временной порядок, имеют пространственно-временные символические репрезентации.
Патриотизм далеко не всегда определяется гражданством. Это касается не только донациональ-ного периода, локальные идентичности достаточно актуальны в современном национальном и глобализированном обществе. Основой такого типа патриотической идентичности является отождествление социального субъекта с микросообществом, территорией. Важно понимать в какой степени локальная идентичность в тот или иной момент времени соотносится с другими идентичностями (гражданской, национальной, государственной). В сбалансированном состоянии локальная идентичность представляет из себя то, что можно назвать локальной гражданственностью [15, 21], тесно связанной с локальным патриотизмом, обусловленным привязанностью к месту проживания, рождения («малой родине»). Абсолютизация данной идентичности ведет иногда к отрицанию более масштабных объектов отождествления.
Второй аспект характеризует в какой степени патриотическая идентичность связана с осознанием гражданской субъектности, актуализацией «Я-гражданин концепции» на фоне иных социальных идентич-ностей. Патриотизм может быть оторван от гражданской субъектности как формы проявления активности, деятельной сущности в публичном пространстве общества. Такая патриотическая идентичность характеризуется как пассивная, не связанная с участием в достижении
«общего блага». Таким образом, точкой пересечения патриотической идентичности и гражданской субъектности является отношение к «общему делу», «общему благу», позицией актора в пространстве дихотомии «общественный интерес vs личный интерес» (коммунитаризм -индивидуализм).
Государство как объект патриотической идентичности выступает как «значимый другой». Конструирование моделей идентификации связано с обширным набором противопоставлений, имеющихся в арсенале социальных наук, базовым из которых является представление государства и общества как антагонистов. В результате государственная идентичность всегда связана с границами вмешательства в общественную и личную жизнь. В этом контексте можно различать авторитарную модель патриотической идентичности и демократическую.
Отождествление с нацией как макрообщностью фактически построено на противопоставлении всему локальному. В свою очередь национальная идентичность тесно переплетается с гражданской и государственной, и в зависимости от степени влияния их комбинируется в национально-гражданскую либо национально-государственную [6, 14]. В первом случае патриотическая идентичность устроена горизонтально, во втором - в той или иной степени вертикально. В основе первого критический, конструктивный патриотизм, тогда как базой вертикальной идентичности является слепой патриотизм [29, 30]. Если слепой патриотизм часто является результирующей гегемонии, то критический формируется в пространстве разнообразия. Известно,
что современные технологии власти позволяют достаточно успешно имитировать любые идеологии, встраивая их в любые политические системы.
Все перечисленные формы, с которыми может взаимодействовать патриотическая идентичность и сама патриотическая идентичность функционируют в некотором пространственно-временном контексте. В зависимости от размещения ключевых объектов, гражданства, общности, государства в пространстве-времени образуются разные модели патриотической идентификации. Так, акцент на прошлом зачастую комбинируется со стабильностью, которая часто связывается с лояльностью власти. Акцент на будущем связывается либо с тоталитаризмом, либо с демократией.
В статье используются материалы исследования студенческой молодежи Тюменской области 2019 г. В опросе принимали участие студенты 5 ведущих вузов Тюменской области и 2 филиалов. Размер выборочной совокупности составил 1880 человек, охватывающей студентов различных специальностей всех курсов, включая бакалавриат и магистратуру. Социальный срез лиц, участвовавших в опросе, достаточно полно отражает структуру студенческой (вузовской) молодежи Тюменской области. Кроме того, данные сопоставляются с исследованием молодежи 2011 года, где подвыборка студенческой молодёжи составила 431 человек [17, 22].
В исследовании мы опирались на поколенческий подход [8, 25], имея в виду, что студентов и 2011 года, и 2019 года можно отнести к постсоветскому поколению. Однако
первые родились в период с 1989 по 1994 год, то вторые в 1997-2002 г.г. В соответствии с предложенной нами ранее классификации, студентов 2011 года можно отнести к раннему постсоветскому поколению, тогда как студенты в 2019 году относятся к чистому постсоветскому поколению (поколению стабильности) [4].
Материалы социологического исследования в Тюменской области показывают, что большинство студентов (76%) с той или иной степенью определённости могут назвать себя патриотами, однако 17% себя таковыми не считают. Сопоставимые данные показывают результаты исследований федеральных центров изучения общественного мнения. Например, ФОМ за июнь 2019 г. опубликовал данные всероссийского опроса: «Считают себя патриотами 73% (в 2018 году - 77%) россиян, не считают себя таковыми - 21% (в 2018 году - 18%)» [20]. Согласно данным исследования ВЦИОМ, в 2018 году патриотические настроения россиян заметно окрепли по сравнению с 2016 годом (с 80% до 92%), достигнув максимума за последние 18 лет [24]. Сравнивая данные исследования тюменских студентов в 2019 году с результатами 2011 года, можно сказать, что существенных изменений в соотношении патриотов/не патриотов не произошло, однако уменьшилась доля студентов, твердо относящих себя к этой позиции (табл. 1).
Более существенные изменения произошли в трактовке патриотизма. В 2011 году доминирует эмоциональный компонент - молодые люди в основном подчеркивали при-
вязанность к языку, традициям, малой Родине, «общность настоящего и будущего». Такие коннотации характерны для традиционалистского подхода, аффективной формы патриотизма по типологии А.Н. Малин-кина [16]. В 2019 году акценты сместились в сторону деятельностного отношения к патриотизму - служение, чувство долга, осознание своих гражданских обязанностей, стремление к развитию своей страны -такое прочтение патриотизма характерно уже более, чем для трети современных студентов. Актуализация деятельностного компонента позволяет осторожно говорить о формировании более осознанной (рациональной), конструктивной патриотической модели.
Таблица 1.
Распределение ответов на вопрос «Можете ли Вы назвать себя патриотом?», студенческая молодежь Тюменской области, 2019 и 2011 г. г.
Понимание сути патриотизма отличается в разных по патриотической самоидентификации группах (рис. 1). Студенты, которые не считают себя патриотами, иначе воспринимают и понятие «патриотизм». Почти каждый пятый из них (17%) отметили, что это «устаревшее понятие, не имеющее отношение к современной жизни». Для них меньшее значение имеет как эмоци-
ональная составляющая патриотизма (привязанность к малой родине, традициям, языку, ощущение причастности к настоящему и прошлому страны), так и рациональная (осознание своих прав и обязанностей, чувство долга). Две подгруппы, причисляющие себя к патриотам (пусть с разной степенью уверенности), практически одинаково трактуют и понятие патриотизм (рис. 1).
Рассмотрим влияние патриотической самоидентификации на эмоциональные и поведенческие компоненты гражданственности.
1. Самооценка себя как патриота максимально значимо коррелирует с отношением к своему региону (коэффициент корреляции Спирмана 0,475 при ошибке менее 0,0001).
Установившийся в общественном мнении студентов стереотип и образ Тюменской области в 2019 г. определялся на основе вопроса «Какие чувства Вы испытываете по отношению к своему региону?». Большинство студентов (более 70%) высказывает позитивное отношение к месту своего настоящего проживания, 39% студентов «гордятся и рады, что живут здесь». Однако, не может не настораживать, что 11% студентов высказали желание уехать из страны. Это отличает студенческую молодежь от других социальных и молодежных групп региона, миграционные настроения в которых значительно ниже (не превышают 4%)1.
2019 г. 2011 г.
Да, определенно могу 27 37
Могу, но лишь отчасти 49 35
Нет, не могу 17 20
Затрудняюсь ответить 8 9
100 100
1 По этому показателю студенты существенно отличаются от других социальных групп. Доля желающих уехать в другой ре-
гион, в другую страну, за все годы проведения мониторинга в Тюменском области колеблется в пределах ошибки выборки (менее 3%) [19]
Рис.1. Распределение ответов на вопрос: «Что такое патриотизм с Вашей точки зрения?», в % от числа опрошенных (респондент мог выбрать несколько вариантов ответа)
Средние показатели по исследованию отражают настроения подгруппы «колеблющихся» студентов, которые смогли назвать себя патриотами лишь отчасти. Отношение к региону полярных по патриотической самоидентификации подгрупп прямо противоположно (табл. 2). Если среди «патриотов» 70% безусловно удовлетворены, что живут в нашем регионе, то в подгруппе
студентов, которые не считают себя патриотами таковых лишь 10%. Кроме того, в последней треть студентов (32%) хотели бы уехать из России.
Таким образом, существует тесная взаимосвязь между патриотической самоидентификацией, отношением к своему региону и миграционными настроениями. Мы полагаем, что патриотическая
идентификация является ключевым фактором в этом ряду. Патриотизм как ценностная позиция индивида детерминирует его отношение к миру, восприятие действительности и проявляется в выборе соответствующей модели по-
ведения. Если патриотизм выражается в поступках, свидетельствующих о его готовности разделить судьбу Родины, то полученные данные являются эмпирической иллюстрацией данного утверждения.
Таблица 2.
Отношение к региону в зависимости от патриотической идентификации, %
Варианты ответа Можете ли Вы назвать себя патриотом? В целом по выборке
Да, определенно могу Могу, но лишь отчасти Нет, не могу
Горжусь и рад, что живу здесь 70 35 10 39
В целом доволен, что живу здесь, но многое не устраивает 21 40 26 32
Не испытываю особых чувств по этому поводу 4 12 25 13
Не нравится жить здесь, но привык, не собираюсь уезжать 0 1 2 1
Хотел бы уехать в другой регион России 2 3 3 3
Хотел бы вообще уехать из России 2 8 32 11
Нет ответа 1 1 3 1
Итого 100 100 100 100
2. Корреляционный анализ показал связь между самоидентификацией себя как патриота и установкой «молодежь может многое изменить» (коэффициент корреляции Спирмана 0,258 при ошибке менее 0,0001). Студенты с более определенной патриотической ориентацией обладают большей уверенностью, что своей деятельностью могут влиять на ситуацию в обществе.
Отношение к своей стране, региону проживания (локальный патриотизм) - важнейший показатель, определяющий потенциал молодежи к гражданскому участию. Одним из условий, формирующим готовность к гражданскому участию является осознание своей роли в общественной жизни и понимание
того, что своей деятельностью человек может влиять на принятие социально-значимых решений. В 2019 году значимо бОльшая доля студентов считает, что «активно участвуя в жизни своего города/ села, молодежь может многое изменить». С разной степенью определенности в 2019 году с этим утверждением согласились 86% респондентов, тогда как в 2011 году «полностью согласных + скорее согласных» было лишь 59%.
Уверенность в том, что своей деятельностью молодежь может изменить социум к лучшему коррелирует с включенностью студентов в разные формы гражданской активности: со членством в разных общественных организациях, желанием
заниматься общественной деятель- данская позиция безусловно «пре-
ностью, готовностью к защите своих вращает личность в субъекта обще-
прав и открытому выражению сво- ственных отношений». его мнения. То есть, активная граж-
Таблица 3.
Патриотическая самоидентификация и оценка своих возможностей повлиять на ситуацию в обществе, %__
Согласны ли вы со следующим утверждением: «Активно участвуя в жизни своего города (села) можно многое изменить»
«Оптимисты» -Полностью согласны с утверждением Не определившиеся «Пессимисты» - С утверждением не согласны и скорее не согласны. Считают, что от молодежи ничего не зависит
Численность подгруппы, чел 711 910 251
% от выборки 38% 48% 13%
Могут назвать себя патриотами (с разной степенью определённости), % 85 73 56
Могут назвать себя патриотами без колебаний Ответ «определенно, могу», % 40 19 16
Локальный патриотизм «гордятся и рады, что живут здесь», % 54 32 21
Хотели бы уехать из России, % 7 10 28
Распределение ответов на вопрос «Что такое патриотизм с Вашей точки зрения?», %
Привязанность к родной земле, языку, традициям 51 50 37
Привязанность к отчему дому (своей малой родине) 26 21 20
Гордость за принадлежность к государству 40 39 32
Чувство долга, осознание своих гражданских обязанностей 40 34 26
Готовность жертвовать личными интересами ради интересов Отечества 20 17 18
Готовность к защите Отечества от внешних угроз 31 29 25
Стремление к развитию своей страны, города 40 40 30
Гордость за спортивные достижения России 8 9 8
Ощущение причастности, интерес к прошлому, настоящему и будущему своей родины 30 32 27
Национальное достоинство 11 12 8
Патриотизм - это устаревшее понятие 4 4 13
Кроме того, мировоззренческие установки в отношении ценности патриотизма существенно различаются в подгруппах, выделенных по признаку разной степени уверенности в своих возможностях изменить ситуацию в обществе. Оптимистично настроенная в отношении своих возможностей молодежь, помимо того, что для нее более характерна патриотическая ориентация, демонстрирует гражданское понимание патриотизма как «осознание своих гражданских обязанностей», «стремление к развитию своей страны», «готовность к защите Отечества». «Оптимистам» в меньшей степени присущи миграционные настроения, она чаще удовлетворена местом жительства (табл. 3).
Практически противоположными характеристиками обладает под-
группа студентов с пессимистическим настроем в отношении общественных инициатив. В этой подгруппе в два раза меньше тех, кто смог отнести себя к патриотам 40% по сравнению с 85% в подгруппе оптимистов. 27% из них считает, что «патриотизм - это устаревшее понятие», у них сильны миграционные настроения (40% из них хотели бы уехать из России).
3. Патриотическая ориентация значимо влияет на гражданскую активность и гражданские практики (табл. 4). Студенты, имеющие патриотические установки, чаще принимают участие в общественных и гражданских мероприятиях, являются членами общественных организаций и объединений, готовы принять на себя активную роль организатора гражданских акций.
Таблица 4.
Влияние патриотической самоидентификации на гражданскую активность, %
«Патриот ы» Могут назвать себя патриотами лишь отчасти Не считают себя патриотами
Численность подгруппы, чел 501 918 311
% от выборки 27 49 17
Членство в общественных организациях, % от подгруппы
Являются членами общественных организаций | 25 | 21 | 14
В том числе являются участниками:
Самоуправления по месту жительства, учебы или работы 11 8 5
Молодежных и политических организаций 5 5 2
Волонтерских организаций 8 8 4
Имеют опыт участия в волонтерской деятельности, % от подгруппы
Принимали участие хотя бы один раз | 71 | 65 | 54
Готовность выразить свою позицию по актуальной проблеме, % от по дгруппы
Не готов к открытому выражению своей позиции 34 41 45
Выскажусь в Интернете 22 20 19
Обращусь в органы власти (напишу письмо, пойду на прием и т.п.) 19 14 8
Готов подписать обращение к властным и общественным структурам 27 25 20
Приму участие в гражданских акциях: митингах, пикетах, забастовках 17 17 18
Готов участвовать в организации гражданской акции 16 13 10
Я буду отстаивать свою позицию любым, даже незаконным способом 4 4 9
Студентов, «определенно считающих себя патриотами», в отличие от противоположной группы («не считающих себя патриотами»), привлекают патриотические (29% против 3%) и социальные проекты (28% против 13%), встречи с ветеранами,
интересными людьми старшего поколения (37% и 8%), добровольческая деятельность (социальная помощь людям с ограниченными возможностями (30% - 14%) и волонтерская деятельность (35% - 17%).
Возможность общения, знакомство с ^^
интересными людьми
Получение опыта, знании полезных для профессиональной карьеры
_________________________________~1 50
Возможность принести пользу людям
26
Возможность испо ль зов ать свои способности, самореализация ^ ^
Возможность приобрести полезные знакомства
Пол\*ч е ние навы к ов обще с тв енной у,,,,,,,,,,,,,,,,,,,» I -3 0
работы, реализации проект Я^РТ!/7
Ощущение своей важности и нужности тяшрмк £8 для других люден ШШЩ \ ?
Это приносит новые ощущения и спасает
ОТ СКуКИ :У1 28
Возможность сделать политическую 7
карьеру, «войти» во власть Шт 8
0 10 20 30 40 Б0 60 70 80
□ Патриоты
а Могут назвать себя патриотами лишь отчасти
ёзНЕ счиют себя патриотами
Рис. 2. Мотивы участия в общественных организациях и социальных мероприятиях в зависимости от патриотической самоидентификации, % от подгруппы
Интересна мотивация студентов, в социальных практиках у «патрио-
участвующих в социальных моло- тов» входит «возможность принести
дежных практиках. И здесь тоже ре- пользу людям» (50% от подгруппы),
спондентов можно разделить по их то в группе «Не патриотов» это ше-
патриотической идентификации. В стая в рейтинге мотивов позиция, тройку лидеров мотивации участия
которая уступает даже такому мотиву как «это приносит новые ощущения, спасает от скуки» (рис. 2).
Таким образом, исследование показало, что в количественном измерении патриотическая идентичность студентов в Тюмени практически не отличается от россиян в целом, что подтверждается сравнением с данными общефедеральных опросов. Сравнение данных об установках студентов 2011 и 2019 года исследования показало, что существенных изменений в соотношении патриотов/не патриотов не произошло, однако уменьшилась доля тех, кто твердо относит себя к патриотам. Более существенные изменения произошли в трактовке патриотизма. В 2011 году доминирует эмоциональный компонент, а в 2019 году акценты сместились в сторону деятельностного отношения к патриотизму, что может свидетельствовать о формировании более осознанной, конструктивной патриотической модели. По результатам исследования 2019 года четко прослеживается взаимосвязь между патриотическими и мировоззренческими установками, а также влияние патриотических идентификаций на гражданскую активность.
Литература
1. Айвазян А. А., Боронина Л. Н., Вишневский Ю. Р. Гражданская культура молодежи свердловской области: тенденции, проблемы, перспективы / А. А. Айвазян, Л. Н. Боронина, Ю. Р. Вишневский, Л. Д. Забокрицкая, Д. Ю. Нархов, Т. А. Орешкина, Д. С. Попов, О. Б. Франц, М. В. Ячменева. - Екатеринбург, 2017. - 224 с.
2. Вишневский Ю. Р., Нархов Д. Ю. Гражданская идентичность молодежи Свердловской области //
Социум и власть. 2018. №1(69). С. 31-39.
3. Волков Ю. Г., Лубский А. В., Бинеева Н. К. Патриотизм, гражданственность и солидарность в региональных сообществах на Юге России: коллективная монография / Ю. Г. Волков, А. В. Лубский, Н. К. Бинеева, В. О. Вагина, А. В. Верещагина, В. П. Войтенко, А. Н. Дьяченко, В. В. Ковалев, Е. Ю. Колесникова, О. М. Шевченко. - Ростов-на-Дону, 2018. - 412 с.
4. Гаврилюк В. В., Маленков В. В. Векторы развития России в сознании жителей российской провинции // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2016. №3. С. 65-69.
5. Гудков Л. Д. Патриотическая мобилизация и ее следствия // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2018. №1-2(126). С. 81-123.
6. Евгеньева Т. В., Селезнева А. В. Трансформация национально-государственной идентичности российской молодежи в постсоветский период: ценностные основания и символические репрезентации // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2017. №4(87). С. 48-64.
7. Иванов В. Н., Назаров М. М., Кублицкая Е. А. Политические ценности российского общества (результаты сравнительного проекта) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2018. Т. 18. №3. С. 470-480.
8. Кравченко А. И. Кризис поколений? Или наших представлений? // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2017. Т. 12. №3(167). С. 61-71.
9. Кравченко Н. Ю. Трехкомпо-нентная модель формирования гражданской идентичности: возможности и ограничения // Вестник Томского университета. Философия. Социология. Политология. 2016. №3(35). С. 82-90.
10. Левинсон А. Г. Гражданственность и гражданские смыслы: социологические очерки. Москва: МШГП, 2014. - 40 с.
11. Лубский А. В. Гражданский патриотизм: о совместимости патриотизма и гражданственности // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 23. №1.
12. Лубский А. В. Патриотизм и гражданственность в российском обществе, или как преодолеть дефицит гражданственности в российском патриотизме // Гуманитарий Юга России. 2019. Т. 8. №2. С. 47-66.
13. Магарил С.А. Смыслы патриотизма - исторические трансформации // Социологические исследования. 2016. №1. С. 142-151.
14. Маленков В. В. Векторы будущего в темпоральной конструкции российской нации и их отражение в сознании молодежи // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2016. Т. 2. №4. С. 64-75.
15. Маленков В. В. Локальная гражданственность как фактор городского развития // Теория и практика общественного развития. 2013. №12.
16. Малинкин А. Н. Понятие патриотизма: эссе по социологии знания // Социологический журнал. 1999. №1-2. С. 27-59.
17. Молодежь в социальном пространстве региона: коллективная монография / Науч. ред. Г. Ф. Ромашкина. Сост. колл.: Ковальчук
А.И., Лугачев П.В., Манокина Т.В., Печеркина И.Ф., Тарасова А.Н. -Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. - 236 с.
18. Нарбут Н. П., Троцук И. В. Патриотические настроения: дилемма «родина или государство» // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2018. №1(66). С. 31-38.
19. Новая индустриализация: возможности, ограничения и противоречия социокультурного пространства. Монография / Научные редакторы: В.А. Давыденко, Г.Ф. Ромашкина. - Тюмень: Тюменская областная Дума, 2018. - 226 с.
20. Патриотизм. Сколько в стране патриотов? Должен ли каждый быть патриотом? И каковы критерии патриотизма? // Данные ФОМнибус от 09.06.2019. - Режим доступа:
https://fom.ru/TSennosti/14222. Дата обращения: 17.08.2019
21. Полюшкевич О. А. Символическое конструирование территориальной идентичности (на примере топонимики Иркутска) // Управленческое консультирование. 2017. №11(107). С. 80-94
22. Ромашкина Г. Ф., Печеркина И. Ф. Гражданская активность молодежи тюменского региона // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 8. С. 144-151.
23. Ткачева Н. А., Белоножко Л. Н. Влияние духовно-нравственных ценностей молодежи на формирование гражданской культуры российского общества. - Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2017. № 17(2). С. 225-234.
24. Что значит быть патриотом? // Пресс-выпуск ВЦИОМ №3685 от
09.06.2018. - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&ui d=9156. Дата обращения:
17.08.2019.
25. Шестопал Е. Б. Политическая социализация и ресоциализа-ция в современной России // Поли-тия. 2005. №4. С. 48-69
26. Щербинин А. И. Патриотизм как номенклатурный конструкт // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2016. №3 (35). С. 264-271.
27. Brubaker R. 2004. In the Name of the Nation: Reflections on Nationalism and Patriotism. -Citizenship Studies. Vol. 8. №2. P. 115-127.
28. Kahne J. 2006. Patriotism Good for Democracy? A Study of High School Seniors' Patriotic Commitments. - Phi Delta Kappan. April. Vol. 87. №8. P. 600-607.
29. Livi S., Leone L., Falgares G., Lombardo F. 2014. Values, ideological attitudes and patriotism. - Personality and Individual Differences. №64. P. 141-146.
30. Schatz R.T., Staub E., Lavine H. 1999. On the Varieties of National Attachment: Blind Versus Constructive Patriotism. - Political Psychology. Vol. 20. №1. P. 151-174.
Patriotic self-identification in the system of
civic orientations of youth Malenkov V. V., Pecherkina I.F.
Tyumen State University The article considers the relationship of patriotic identity with civic and other value orientations, as well as attitudes to behavior and action, including in the civil-political space of society. The authors consider this concept in relation to others, reflecting the civil-political reality. The empirical base of the article is the data of two questionnaires conducted in 2011 and 2019. The object of sociological research is students characterized as representatives of the
early post-Soviet generation (students of 2011) and the pure post-Soviet generation (students of 2019). According to the results of the study, significant changes were recorded in the interpretation of patriotism. In 2011, the emotional component dominates, and in 2019, the emphasis shifted towards an active attitude towards patriotism. According to the results of the 2019 study, the relationship between patriotic and ideological attitudes, as well as the influence of patriotic identifications on civic activity, is clearly traced. Keywords: patriotism, civic attitudes, civic
activism, civic activism factors, students References
1. Ayvazyan A. A., Boronina L. N., Vishnevsky
Yu. R. Civil culture of youth of the Sverdlovsk region: trends, problems, prospects / A. A. Ayvazyan, L. N. Boronina, Yu. R. Vishnevsky, L D. Zabokritskaya, D. Yu. Narkhov, T. A. Oreshkina, D. S. Popov, O. B. Franz, M. V. Yachmeneva. -Yekaterinburg, 2017 .-- 224 p.
2. Vishnevsky Yu. R., Narkhov D. Yu. Civil
identity of youth of the Sverdlovsk region // Socium and Power. 2018. No1 (69). S. 3139.
3. Volkov Yu. G., Lubsky A. V., Bineeva N. K.
Patriotism, citizenship and solidarity in regional communities in the South of Russia: a collective monograph / Yu. G. Volkov, A. V. Lubsky, N. K. Bineeva, V.O. Vagin, A.V. Vereshchagin, V.P. Voitenko, A.N. Dyachenko, V.V. Kovalev, E. Yu. Kolesnikova, O.M. Shevchenko. - Rostov-on-Don, 2018 .-- 412 p.
4. Gavrilyuk VV, Malenkov VV. Vectors of development of Russia in the minds of the inhabitants of the Russian province // News of higher educational institutions. Sociology. Economy. Politics. 2016. No3. S. 65-69.
5. Gudkov L. D. Patriotic mobilization and its
consequences // Bulletin of public opinion. Data. Analysis. Discussions. 2018. No. 1-2 (126). S. 81-123.
6. Evgenieva T. V., Selezneva A. V. Transformation of the national-state identity of Russian youth in the post-Soviet period: value bases and symbolic representations // Politics: Analysis. Chronicle Forecast (Journal of Political Philosophy and Sociology of Politics). 2017. No4 (87). S. 4864.
7. Ivanov V. N., Nazarov M. M., Kublitskaya E.
A. Political values of Russian society (results of a comparative project) // Bulletin of the Peoples' Friendship University of
Russia. Series: Sociology. 2018.Vol. 18. No. 3. S. 470-480.
8. Kravchenko A. I. The crisis of generations? Or
our ideas? // Proceedings of the Ural Federal University. Series 3: Social Sciences. 2017.V. 12. No. 3 (167). S. 61-71.
9. Kravchenko N. Yu. Three-component model
of the formation of civic identity: opportunities and limitations // Bulletin of Tomsk University. Philosophy. Sociology. Political science. 2016. No3 (35). S. 82-90.
10. Levinson A. G. Citizenship and civil meanings: sociological essays. Moscow: MSHGP, 2014 .-- 40 p.
11. Lubsky A. V. Civil patriotism: on the compatibility of patriotism and citizenship // Humanitarian of the South of Russia. 2017. Vol. 23. No. 1.
12. Lubsky A. V. Patriotism and citizenship in Russian society, or how to overcome the deficit of citizenship in Russian patriotism // Humanitarian of the South of Russia. 2019.Vol. 8. No. 2. S. 47-66.
13. Magaril S.A. The meanings of patriotism -historical transformations // Sociological studies. 2016. No1. S. 142-151.
14. Malenkov VV Vectors of the future in the temporal structure of the Russian nation and their reflection in the minds of youth // Bulletin of the Tyumen State University. Socio-economic and legal studies. 2016.Vol. 2. No. 4. S. 64-75.
15. Malenkov VV Local citizenship as a factor in urban development // Theory and practice of social development. 2013. No. 12.
16. Malinkin A. N. The concept of patriotism: an essay on the sociology of knowledge // Sociological Journal. 1999. No. 1-2. S. 27-59.
17. Youth in the social space of the region: a collective monograph / Scientific. ed. G.F. Romashkina. Comp. Coll .: Kovalchuk A.I., Lugachev P.V., Manokina T.V., Pecherkina I.F., Tarasova A.N. - Tyumen: Publishing House of the Tyumen State University, 2012. - 236 p.
18. Narbut N. P., Trotsuk I. V. Patriotic moods: the dilemma "homeland or state" // SEARCH: Politics. Social Studies. Art. Sociology. The culture. 2018. No1 (66). S. 31-38.
19. New industrialization: opportunities, limitations and contradictions of the socio-cultural space. Monograph / Scientific editors: V.A. Davydenko, G.F. Romashkina.
- Tyumen: Tyumen Regional Duma, 2018 .-
- 226 p.
20. Patriotism. How many patriots are there in the country? Should everyone be a patriot? And what are the criteria for patriotism? // FOMnibus data from 06/09/2019. - Access mode: https://fom.ru/TSennosti/14222. Date of appeal: 08/17/2019
21. Polyushkevich O. A. The symbolic construction of territorial identity (on the example of the toponymics of Irkutsk) // Management Consulting. 2017. No. 11 (107). S. 80-94
22. Romashkina G. F., Pecherkina I. F. Civil activity of youth of the Tyumen region // Bulletin of the Tyumen State University. 2012. No. 8. S. 144-151.
23. Tkacheva N. A., Belonozhko L. N. Influence of spiritual and moral values of youth on the formation of civic culture of Russian society.
- Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Sociology. 2017. No. 17 (2). S. 225-234.
24. What does it mean to be a patriot? // Press release of VTsIOM No. 3685 of 06/09/2018.
- Access mode: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=91 56. Date of appeal: 08/17/2019.
25. Shestopal Ye. B. Political socialization and resocialization in modern Russia // Politiya. 2005. No4. S. 48-69
26. Scherbinin A. I. Patriotism as a nomenclature construct // Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science. 2016. No3 (35). S. 264271.
27. Brubaker R. 2004. In the Name of the Nation: Reflections on Nationalism and Patriotism. - Citizenship Studies. Vol. 8. No. 2. P. 115-127.
28. Kahne J. 2006. Patriotism Good for Democracy? A Study of High School Seniors 'Patriotic Commitments. - Phi Delta Kappan. April Vol. 87. No. 8. P. 600-607.
29. Livi S., Leone L., Falgares G., Lombardo F. 2014. Values, ideological attitudes and patriotism. - Personality and Individual Differences. Number 64. P. 141-146.
30. Schatz R.T., Staub E., Lavine H. 1999. On the Varieties of National Attachment: Blind Versus Constructive Patriotism. - Political Psychology. Vol. 20. No. 1. P. 151-174.