ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ
Гулянова Л.П, Непша О.В.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗЕ
Важной задачей системы высшего образования является формирование нравственных качеств личности студента, и, в частности, патриотическое воспитание.
С этой целью на базе Международного инновационного университета создана «Ассоциация научно-технической и творческой интеллигенции», которая носит всероссийский характер (http://associationrf.ru). Целью ее создания является обеспечение нового уровня ответственности интеллигенции за патриотическое воспитание граждан нашей страны и, прежде всего, молодежи, которое не должно являться, как раньше считалось, только задачей образовательных организаций. Ассоциация исходит из того, что это должна быть миссия каждого интеллигента независимо от места его работы. В связи с этим, учеными Международного инновационного университета разработаны инновационные технологии патриотического воспитания с использованием как электронного информационного пространства, так и современных специально созданных средств масс-медиа.
Инновационным, не имеющим аналогов проектом Международного инновационного университета являются созданный и выпускаемый им журнал «Патриот: наше время», а также сопровождающий его электронный сайт (www.patriot-journal.ru).
Принципиальным отличием журнала является эксклюзивность его рубрик, особенность которых состоит в том, что они освещаются через судьбы конкретных людей. Красной нитью через все рубрики журнала проходит идея о том, что патриотические качества молодежи необходимо формировать через обращение к истории жизни отдельного человека, через знакомство с их ролью в развитии нашего государства. В журнале ведется рассказ о людях, которые обеспечили своей инициативой и творчеством важные вехи развития нашей страны. В журнале есть рубрики, рассказывающие о неизвестных фактах из истории нашего государства, истории Великой Победы, о взаимопомощи народов. В нем публикуются биографии простых людей, все из которых уникальны и в целом составляют тот народ и ту великую страну, которыми нельзя не гордиться. Актуальной и новой является рубрика о соотечественниках, которые прославляют нашу страну за ее рубежами. Важное место отводится статьям совсем молодых людей (школьников и студентов), которые делятся фактами своей короткой биографии, посвященными тому, что они уже успели сделать для своей Родины и других людей, поскольку они понимают,
что самое главное счастье для человека - это осознание своей значимости для окружающих.
Цель издания журнала - сформировать у молодых людей убеждение, что патриотизм - это не только любовь к Родине и гордость за ее достижения и ее народ, но и готовность преодолевать со страной любые испытания (защищать её от врагов, поднимать из руин, отстаивать честь и права нашего государства); это уважение к своей истории и традициям, стремление своими действиями служить интересам страны (приносить пользу, брать на себя ответственность, работать на благо Родины, для себя и своих близких); убеждение, что патриотизм подразумевает не только чувство гордости за страну, но и готовность быть с ней в трудную минуту.
Другим инновационным проектом Международного инновационного университета является сайт «Отечество» (http://otechestvorf.ru), на который поступает информация жителей страны по следующей тематике: моя роль в развитии моей страны; роль моих близких в развитии моей страны; подвиг моих родных в Великой Победе. Сайт выполняет функцию живого журнала.
Воспитание в Международном инновационном университете - это ценностно-направленный процесс сотрудничества и сотворчества студентов и педагогов, в котором развиваются положительные личностные, гражданские и профессиональные качества, продуктивное, социально-одобряемое поведение. Он осуществляется в учебное и во внеучебное время, в стенах вуза и за его пределами. Целью данного направления работы является формирование у студентов механизмов самовоспитания и саморазвития.
Концепция воспитательной работы в Университете строится с позиций разработанной теории гуманизации образования (академик Берулава М.Н.). Гуманистическая ориентация предполагает отказ от универсальных педагогических технологий, их вариантность в зависимости от индивидуальных особенностей студентов, предпочитаемых ими способов переработки учебного материала.
Развитие студентов осуществляется на основе разработанных в рамках данной теории базовых общеметодологических принципов: построение образовательного процесса с позиций личностно-ориентированного подхода; организация воспитательного процесса на основе отказа от наукоцентризма, что предполагает опору на эмпирический социокультурный опыт студента; организация воспитательного процесса с учётом индивидуальных жизненных целей и ценностей студента; приоритетной при организации воспитательного процесса является ориентация на смыслопорождающие структуры, развитие которых предполагает формирование «трансцендентных» мотивов жизнедеятельности; организация воспитательного процесса строится с позиций признания отношений человека с другими людьми в качестве главной движущей силы и одновременно источника новообразований индивидуальной психики; выбор содержания и технологий обучения осуществляется с позиций учета уникальности индивидуальности каждого студента; организация обучения и воспитания реализуется исходя из представления об активном, творческом характере человеческой психики; построение процесса обучения и воспитания осуществляется не только с опорой на рациональную сферу, но и на процессы, составляющие сферу бессознательного, то есть направленного на формирование позитивных поведенческих и коммуникативных стереотипов; воспитательный
процесс ориентирован не на «формирование» личности, а на создание условий для ее развития через удовлетворение ее базовых потребностей; технологии воспитания переориентированы с технологий воспитания на технологии самовоспитания; организация учебно-воспитательного процесса основывается на учете того, что студент не является неизменной величиной; гуманизация образования предполагает создание условий для ориентации в поведении студента на собственные этические нормы и установки, т. е. формирование у него внутреннего локуса контроля; организация вузовской жизни основывается не только на реализации учебно-воспитательного процесса в рамках учебного плана, но и социальную организацию всей жизнедеятельности студента, что предполагает превращение высшего образования в культурный центр, где осуществляется общее развитие студентов с учетом их способностей и склонностей.
В Международном инновационном университете создан клуб «Патриот», который систематически проводит разного рода акции. Например, в память о героях, отдавших жизнь за свободу и независимость своего Отечества, проводится «Праздник Белых журавлей», в котором принимает участие ветераны Великой Отечественной войны. Завершается мероприятие запуском в небо белых журавлей и воздушных шаров, символизирующих мир. Участники клуба постоянно поддерживают ветеранов Великой Отечественной войны.
Оказывается и большая помощь солдатам из воинских частей, - они приглашаются на все университетские праздники, где получают от Университета подарки. При этом патриотическое воспитание осуществляется совместно с военкоматами.
Клубом регулярно проводятся благотворительные акции по сбору гуманитарной помощи для жителей, пострадавших от стихийных бедствий.
Важной задачей патриотического воспитания является обучение студентов заботе о слабых, детях, пожилых людях, инвалидах. Так, студенты постоянно ходят в детские дома, оказывают психологическую помощь детям, дарят им подарки, проводят для них праздники.
Патриотические чувства, гордость за свой город формируются у студентов в реальной деятельности. Так, студенты Университета являются активными участниками благоустройства города Сочи.
Правовую поддержку и консультирование малозащищенных слоев населения (членов многодетных семей, детей родителей-инвалидов, пенсионеров) оказывает Клуб молодого адвоката. Клуб молодых виктимологов оказывает помощь и сотрудничает с Центром временного содержания несовершеннолетних для борьбы с беспризорностью
и безнадзорностью детей.
Работу по преодолению и предупреждению социально-эмоциональных проблем студентов-инвалидов, студентов из многодетных и малообеспеченных семей проводит
Центр психологического консультирования Международного инновационного университета.
Студенты Международного инновационного университета имеют возможность расширить свои знания по истории родного края, занимаясь археологическими раскопками и изысканиями. На протяжении ряда лет исследовательская группа ученых и студентов истори-ко-археологического общества МИУ занимается поиском и изучением затерянных в горных массивах Кавказа останков дольменной культуры.
Результаты этой деятельности отражены в фильме, который был показан по «5 каналу» (телевидение Санкт-Петербурга).
Традиционным стал выпуск студенческих газет и информационных листков. Ежемесячно Университетом выпускается городская газета «Сочинская молодежь», где публикуются новостные материалы, информация о достижениях студентов, их роли в развитии города и края.
Важные задачи патриотического воспитания решает Лаборатория истории семьи, сотрудниками которой разработаны специальные курсы, стимулирующие формирование у студентов мотивации к изучению своего рода, своей семьи и в которых рассматриваются технологии этой деятельности.
Большое внимание в Университете уделяется не только физическому воспитанию, но и формированию спортсменов высшего уровня, т.к. их достижения создают и развивают у студентов чувство гордости за свою страну.
В вузе множество чемпионов международного и всероссийского уровня. Гордостью Университета является теннисистка Елена Веснина - чемпионка России по теннису, участница турниров «Большого шлема». Елена Веснина занимает ведущие позиции в рейтинге WTA и входит в Олимпийскую сборную России. В 2012 году Елена стала победительницей в парном разряде турнира «Кубок Кремля 2012». В 2014 году Елена победила в парном разряде на чемпионате ^ 0реп-2014 (США).
Патриотическое воспитание осуществляется и через развитие волонтерского движения. Создана волонтерская группа подготовки добровольных помощников, способных организовать и провести на достойном уровне мероприятия любой сложности и
масштаба. Хорошей площадкой практического обучения волонтеров стали тестовые соревнования, проходившие в Сочи. Через такую практику прошли все волонтеры. Волонтеры вуза были заняты на спортивных объектах во время 0лимпиады-2014. Так, студент МИУ Владимир Степаньян был награжден Президентом Международного Олимпийского комитета Томасом Бахом памятным сертификатом за лучшую работу в команде волонтеров, а также руководителем объекта транспортно-пересадочного узла «Красная Поляна» Аркадием Чолокяном благодарственным письмом за огромный вклад в общий проект.
В феврале 2014 года преподаватели и студенты Международного инновационного университета с гордостью приняли участие в эстафете передачи Олимпийского огня, а в марте того же года состоялась торжественная встреча Паралимпийского огня.
Таким образом, важная задача современного вуза - это формирование у студентов чувства гордости за историю своей страны, желания много сделать для того, чтобы прославить её в будущем.
Литература
1. Берулава М.Н. Теоретические основы современного образования: монография / М.Н. Берулава. - М.: Гуманитарная наука, 2011.
2. Берулава М.Н. Современная теоретическая платформа отечественного образования: научная статья / М.Н. Берулава // Гуманизация образования. - 2013. - № 4. - С. 9-17.
3. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве: научная статья / Г.А. Берулава, М.Н.
Берулава // Педагогика. - 2012. - № 4. - С. 29-35.
4. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая сетевая теория развития личности в информационном образовательном пространстве: научная статья / Г.А. Берулава, М.Н. Берулава // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 1. - С. 45-49.
5. Гулянова Л.П. Внедрение инновационных электронных образовательных технологий и их результативность с точки зрения системы качества в рамках сетевой образовательной парадигмы: научная статья / Л.П. Гулянова // Гуманизация образования.
- 2012. - № 4. - С. 40-43.
6. Гулянова Л.П. Создание оптимизирующей молодежной среды в Международном инновационном университете: учебное пособие / Л.П. Гулянова. - Сочи: НОУ ВПО МИУ, 2013.
7. Зимовина О.А. Воспитание толерантности студентов: проблемы индивидуализации: научная статья / О.А. Зимовина // Гуманизация образования. - 2012.
- С. 14-18.
8. Извеков И.Н. История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 169 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс: режим доступа http://www.znanium.com]. - (Высшее образование: Магистратура). - DOI 10.12737/1072 (www.doi.org).
9. Извеков И.Н. Генеалогическое исследование как субъектная парадигма в становлении личности гражданина России: научная статья / И.Н. Извеков // Гуманизация образования. - 2012. - № 6. - С. 25-29.
10. Извеков И.Н. Теоретический анализ семейных (генеалогических) ценностей современного студента: научная статья / И.Н. Извеков // Гуманизация образования. -2014. - № 1. - С. 26-32.
11. Концепция развития современного университета / М.Н. Берулава, Г.А. Берулава. - Сочи: НОУ ВПО МИУ, 2013. - 2,4 п.л.
12. Непша О.В. Исследование коммуникативных стереотипов студентов в сфере сервиса: научная статья / О.В. Непша // Гуманизация образования. - 2013. - № 2. - С. 40-43.