Научная статья на тему 'Инновационные подходы в патриотическом воспитании'

Инновационные подходы в патриотическом воспитании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1945
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / PATRIOTIC EDUCATION / HUMANIZATION OF EDUCATION / INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF EDUCATION / THE INTERNATIONAL INNOVATIVE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулянова Людмила Петровна, Непша Ольга Васильевна

Статья посвящена инновационным технологиям патриотического воспитания, разработанным на базе теории гуманизации образования в Международном инновационном университете. Анализируется роль в патриотическом воспитании созданной университетом Ассоциации научно-технической и творческой интеллигенции. Рассматриваются такие инновационные форматы, как выпускаемый университетом журнал «Патриот: наше время» и сайт «Отечество».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гулянова Людмила Петровна, Непша Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF PATRIOTIC EDUCATION

The article is devoted to innovative technologies of patriotic education, developed on the base of the humanization of education theory and introduced in the International Innovative University. The authors analyze the role of the Association of scientific, technical and creative intellectuals created by the University in patriotic education. There are also considered the innovative forms of tutorial work such as the journal «Patriot: our time» published by the University, website «Fatherland».

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы в патриотическом воспитании»

Из жизни вуза

113

Л.П. ГУЛЯНОВА, проректор по системе качества О.В. НЕПША, проректор по внеаудиторной работе

Инновационные подходы в патриотическом воспитании

Статья посвящена инновационным технологиям патриотического воспитания, разработанным на базе теории гуманизации образования в Международном инновационном университете. Анализируется роль в патриотическом воспитании созданной университетом Ассоциации научно-технической и творческой интеллигенции. Рассматриваются такие инновационные форматы, как выпускаемый университетом журнал «Патриот: наше время» и сайт «Отечество».

Ключевые слова: патриотическое воспитание, гуманизация образования, инновационные технологии воспитания, Международный инновационный университет

Важной задачей системы высшего образования является формирование нравственных качеств личности студента, в частности, патриотическое воспитание[1—3]. Для ее решения на базе Международного инновационного университета создана всероссийская Ассоциация научно-технической и творческой интеллигенции (http:// associationrf.ru). В качестве ее цели заявлено обеспечение высокого уровня ответственности интеллигенции за патриотическое воспитание граждан нашей страны, и прежде всего - молодежи, которое не должно являться, как раньше считалось, только задачей образовательных организаций. Ассоциация исходит из того, что оно должно быть миссией каждого интеллигента независимо от места его работы. В связи с этим учеными нашего университета разработаны инновационные технологии патриотического воспитания с использованием как электронного информационного пространства, так и современных специально созданных средств масс-медиа [4].

Не имеющими аналогов в России проектами Международного инновационного университета являются выпускаемый им журнал «Патриот: наше время», а также сопровождающий его сайт (www.patriot-journal.ru). Принципиальным отличием журнала является эксклюзивность публикаций, посвященных судьбам конкретных

людей. Красной нитью через все рубрики журнала проходит идея о том, что патриотические качества молодежи необходимо формировать через обращение к истории жизни отдельного человека, внесшего свой конкретный вклад в развитие России. В журнале ведется рассказ о подвижниках, определивших своей инициативой и

ISSN 25194305

114

Высшее образование в России • № 12, 2014

творчеством важные вехи развития страны. Есть рубрики, рассказывающие о неизвестных фактах из истории нашего государства, истории Великой Победы. В журнале можно найти биографии простых людей, каждый из них уникален, но вместе они составляют тот народ и ту великую страну, которой нельзя не гордиться. Актуальной является рубрика о соотечественниках, прославляющих нашу страну за ее пределами. Важное место отводится интервью с совсем молодыми людьми -школьниками и студентами, которые делятся своими размышлениями о будущем и о том, что они уже успели сделать для своей Родины, для других людей. В такого рода публикациях прослеживается ключевая идея о том, что самое главное счастье для человека - это сознание значимости своей деятельности для окружающих.

Цель издания журнала - сформировать у молодых людей убеждение, что патриотизм - это не только любовь к Родине и гордость за ее достижения и ее народ, но и готовность вместе преодолевать любые испытания (защищать её от врагов, поднимать из руин, отстаивать честь нашего государства), уважение к ее истории и традициям, стремление своими действиями служить интересам страны (приносить пользу, брать на себя ответственность, работать на благо Родины, для себя и своих близких).

Другим инновационным проектом Международного инновационного университета является сайт «Отечество» (http:// otechestvorf.ru), на который жители нашей большой страны присылают свои материалы по следующей тематике: моя роль в развитии моей страны; роль моих близких в развитии моей страны; подвиг моих родных в Великой Отечественной войне. Сайт выполняет функцию живого журнала.

В целом воспитательная деятельность в Международном инновационном универ-

ситете организуется как ценностно-направленный процесс сотрудничества и сотворчества студентов и педагогов, в котором развиваются положительные личностные, гражданские и профессиональные качества и который ориентирует молодежь на продуктивное, социально одобряемое поведение. Он осуществляется в учебное и во внеучебное время, в стенах вуза и за его пределами. Целью данного направления работы вуза является формирование у студентов механизмов самовоспитания и саморазвития [5].

Концепция воспитательной работы в университете основана на позициях теории гуманизации образования (академик М.Н. Берулава). Гуманистическая ориентация предполагает отказ от универсальных педагогических технологий, их вариативность в зависимости от индивидуальных особенностей студентов, предпочитаемых ими способов переработки учебного материала [6; 7]. Развитие студентов осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса и разработанных в рамках данной теории базовых общеметодологических принципов, а именно:

• отказ от наукоцентризма, т.е. опора на повседневный социокультурный опыт студента;

• учёт индивидуальных жизненных целей и ценностей студента;

• ориентация на смыслопорождающие структуры, развитие которых предполагает формирование «трансцендентных» мотивов жизнедеятельности;

• признание отношений человека с другими людьми в качестве главной движущей силы и одновременно источника формирования индивидуальной психики;

• выбор содержания и технологий обучения с позиций уникальности каждого студента;

• построение процесса обучения и воспитания с опорой не только на рациональную сферу, но и на сферу бессознательно-

Из жизни вуза

115

го, его направленность на формирование позитивных поведенческих и коммуникативных стереотипов;

• ориентация воспитательного процесса не на «формирование» личности, а на создание условий для ее развития через удовлетворение базовых потребностей, т.е. формирование у нее внутреннего локуса контроля;

• создание условий для ориентации студента на собственные этические нормы и установки, внедрение технологий самовоспитания;

• вузовская жизнь - это не только учебно-воспитательный процесс в рамках учебного плана, но и социальная организация всей жизнедеятельности студента [6].

Важную лепту в дело патриотического воспитания молодежи вносит клуб «Патриот». Его участники систематически организуют разного рода акции. Например, в память о героях, отдавших жизнь за свободу и независимость Отечества, проводится «Праздник Белых журавлей », в котором принимают участие ветераны Великой Отечественной войны. Завершается мероприятие запуском в небо белых журавлей и воздушных шаров, символизиру-

ющих мир. Одно из основных направлений деятельности клуба - поддержка ветеранов Великой Отечественной войны. Кроме того, клуб оказывает помощь солдатам из воинских частей, регулярно проводит благотворительные акции по сбору гуманитарной помощи для жителей, пострадавших от стихийных бедствий.

Важная задача патриотического воспитания - научить студентов заботиться о социально незащищенных группах населения (детях, пожилых людях, инвалидах). Наши студенты общаются с воспитанниками детских домов, оказывают детям психологическую помощь, дарят им подарки, проводят для них праздники. Для правовой поддержки и консультирования населения создан Клуб молодого адвоката. Кроме того, функционирует Клуб молодых виктимологов, который сотрудничает с Центром временного содержания несовершеннолетних для борьбы с беспризорностью и безнадзорностью детей. Работу по преодолению и предупреждению социально-эмоциональных проблем сту-дентов-инвалидов, студентов из многодетных и малообеспеченных семей проводит центр психологического консультирования.

116

Высшее образование в России • № 12, 2014

Студенты Международного инновационного университета имеют возможность расширить свои знания по истории родного края, занимаясь археологическими раскопками и изысканиями. На протяжении ряда лет исследовательская группа ученых и студентов историко-археологического общества МИУ занимается поиском и изучением затерянных в горных массивах Кавказа свидетельств дольменной культуры. Результаты этой деятельности отражены в фильме, который был показан по «5 каналу» (телевидение Санкт-Петербурга).

Традиционным стал выпуск студенческих газет и информационных листков. Ежемесячно университетом выпускается городская газета «Сочинская молодежь », где публикуются новостные материалы, информация о достижениях студентов, их роли в развитии города и края.

Важные задачи патриотического воспитания решает лаборатория истории семьи, сотрудниками которой разработаны специальные курсы, стимулирующие формирование у студентов мотивации к изучению своего рода, своей семьи [8; 9].

Большое внимание в университете уделяется физическому воспитанию и формированию привычки к здоровому образу жизни [10], а также работе со спортсменами высшего уровня, т.к. их достижения развивают у студентов чувство гордости за свою страну [11]. У нас учатся чемпионы международного и всероссийского уровня. Г ордостью университета является теннисистка Елена Веснина - участница турниров «Большого шлема». В 2014 г. Елена победила в парном разряде на чемпионате US Open.

Патриотическое воспитание осуществляется и через развитие волонтерского движения. В вузе создана группа подготовки добровольных помощников, способных организовать и провести на достойном уровне мероприятия любой сложности и масштаба. Хорошей площадкой практического обучения волонтеров стали тестовые

соревнования, проходившие в Сочи. Наши студенты были заняты на спортивных объектах во время Олимпиады-2014. 6 февраля 2014 г. преподаватели и студенты Международного инновационного университета с гордостью приняли участие в эстафете передачи Олимпийского огня, а 6 марта состоялась торжественная встреча Паралимпийского огня.

Важная задача современного вуза -формирование у студентов чувства гордости за свою страну, желания сделать все возможное для её процветания, и Международный инновационный университет вносит достойный вклад в ее решение.

Литература

1. Берулава М.Н. Теоретические основы со-

временного образования: монография. М.: Гуманитарная наука, 2011.

2. Извеков И.Н. История семьи в истории

Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2014. 169 с.

3. Стронгин Р.Г., Петров А.В. О ценност-

ных ориентирах российского студенчества и воспитательной работе в вузе // Высшее образование в России. 2013. №7. С. 3-9.

4. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая мето-

дология развития личности в информационном образовательном пространстве // Педагогика. 2012. № 4. С. 29-35.

5. Берулава М.Н. Современная теоретическая

платформа отечественного образования // Гуманизация образования. 2013. № 4. С. 9-17.

6. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая сете-

вая теория развития личности в информационном образовательном пространстве // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 45-49.

7. Зимовина О.А. Воспитание толерантности

студентов в вузе // Вестник Университета Российской академии образования. 2012. № 3(61). С. 26-30.

8. Извеков И.Н. Целостная образователь-

ная среда семьи и образовательного учреждения в формировании генеалоги-

Из жизни вуза

117

ческой (семейной) культуры молодёжи // Вестник Университета Российской академии образования. 2012. № 3(61). С. 32-36.

9. Извеков И.Н. Теоретический анализ семейных (генеалогических) ценностей современного студента // Гуманизация образования. 2014. № 1. С. 26-32.

10. Иванова Л.Ю. Российские студенты: работа и здоровье // Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 112-118.

11. Гулянова Л.П. Создание оптимизирующей молодежной среды в Международном инновационном университете: учебное пособие. Сочи: НОУ ВПО МИУ, 2013.

Авторы:

ГУЛЯНОВА Людмила Петровна - проректор по системе качества, Международный инновационный университет, rectorat.miu@mail.ru

НЕПША Ольга Васильевна - канд. психол. наук, доцент, проректор по внеаудиторной работе, Международный инновационный университет, rectorat.miu@mail.ru

GULYANOVA L.P.,NEPSHA O.V. INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF PATRIOTIC EDUCATION

Abstract. The article is devoted to innovative technologies of patriotic education, developed on the base of the humanization of education theory and introduced in the International Innovative University. The authors analyze the role of the Association of scientific, technical and creative intellectuals created by the University in patriotic education. There are also considered the innovative forms of tutorial work such as the journal «Patriot: our time » published by the University, website «Fatherland ».

Keywords: patriotic education, humanization of education, innovative technologies of education, the International Innovative University

References

1. Berulava M.N. (2011) Teoreticheskie osnovy sovremennogo obrazovaniya [Theoretical foundations

of modern education]. Moscow: Gumanitarnaya nauka Publ.

2. Izvekov I.N. (2014) Istoriya sem’i v istorii Otechestva: genealogiya v uchebnom protsesse vysshey

shkoly [Family history in the history of the country: the genealogy in the educational process of higher education]. Moscow: INFRA-M Publ., 169 p.

3. Strongin R.G., Petrov A.V. (2013) [On the value orientations of Russian students and educational

work at the university]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 7, pp. 39. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Berulava G.A., Berulava M.N. (2012) [New methodology of personality development in the

information educational environment]. Pedagogika [Pedagogics]. No. 4, pp. 29-35. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Berulava M.N. (2013) [Modern theoretical platform of national education]. Gumanizatsiya

obrazovaniya [Humanization of education]. No. 4, pp. 9-17. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Berulava G.A., Berulava M.N. (2012) [New network theory of personality development in the

information educational environment]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education]. No. 1, pp.45-49. (In Russ., abstract in Eng.)

7. Zimovina O. (2012) [Teaching student tolerance in higher school]. Vestnik Universiteta Rossiiskoi

akademii obrazovaniya [Herald of the University ofThe Russian Academy of education]. No. 3(61), pp. 26-30. (In Russ., abstract in Eng.)

8. Izvekov I. (2012) [The integrated educational environment of family and educational institution and

formation of the Youth-specific genealogical (family) culture]. Vestnik Universiteta Rossiiskoi akademii obrazovaniya [Herald of the University ofThe Russian Academy of education]. No. 3(61), pp. 32-36. (In Russ., abstract in Eng.)

118

Высшее образование в России • № 12, 2014

9. Izvekov I.N. (2014) [Theoretical analysis of family (genealogical) values of modern student].

Gumanizatsiya obrazovaniya [Humanization of education]. No. 1, pp. 26-32. (In Russ., abstract in Eng.)

10. Ivanova L.Yu. (2012) [Russian students: work and health]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 11, pp. 112-118. (In Russ., abstract in Eng.).

11. Gulyanova L.P. (2013) Sozdanie optimiziruyushchei molodezhnoi sredy v Mezhdunarodnom innovatsionnom universitete [Invention of the optimizing youth environment in the International Innovative University: textbook]. Sochi: The International Innovative University Publ.

Authors:

GULYANOVA Lyudmila P. - Vice-Rector for Quality System, International Innovative University, Sochi, Russia, rectorat.miu@mail.ru

NEPSHA Olga V. - Cand. Sci. (Psychology), Assoc. Prof., Vice-Rector for Extracurricular Work, International Innovative University, Sochi, Russia, rectorat.miu@mail.ru

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.