15. Ob informacii, informacionnyh tehnologiyah io zaschite informacii. Federal'nyj zakon: po sostoyaniyu na 9 marta 2021 g. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_61798
16. Ob osnovnyh garantiyahpravrebenka vRossijskojFederacii. Federal'nyj zakon: po sostoyaniyu na 05 aprelya 2021 g. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_19558
17. Plan meropriyatij po realizacii Koncepcii informacionnoj bezopasnosti detej na 2018 - 2020 gody. Prikaz Ministerstva svyazi i massovoj kommunikacii ot 27 fev. 2018 g. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_296719/abe6d4058ed1c7909aff74168df80b8dcfd74f48
Статья поступила в редакцию 26.06.21
УДК 37
Semenkova S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Philosophy and Social Sciences, Northern Trans-Ural State Agricultural
University (Tyumen, Russia), E-mail: [email protected]
PATRIOTIC EDUCATION IN AN AGRARIAN UNIVERSITY. As a result of the collapse of the Soviet Union, Russia faced a number of serious economic, political and social problems. Due to a sharp reduction in funding, the state has stopped any participation in the implementation of measures for education, including patriotic education. The first attempts to revive patriotic education began in 2000. At the moment, four state programs of patriotic education have already been implemented in Russia. At the same time, each subsequent program adds something new to the already implemented areas and activities, more relevant and in demand in constantly changing social conditions. At the moment, Russia has launched the implementation of the federal project "Patriotic education of Russian citizens for the period 2021-2024", which involves the return of educational work to the field of education. The purpose of the research is to generalize the experience of patriotic education in a higher educational institution - the State Agrarian University of the Northern Trans-Urals and to highlight features of its organization, especially in conditions of anti-patriotic attitudes among young people. The university implements various forms of patriotic education of young people. The author pays special attention to the generalization of the contribution to the patriotic education of general education departments. The scientific novelty of the research lies in the interdisciplinary consideration of the issue under study using an activity-based approach. In the classes on history, philosophy, and sociology, special attention is paid to the consideration of issues of historical memory and patriotic education, since the humanities are able not only to objectively illuminate our historical past, but also can form a sense of belonging to the heritage of the people.
Key words: patriotic education, educational activity, educational work of university, programs of patriotic education, features of adolescence, forms of patriotic education.
С.Н. Семенкова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. философии и социально-гуманитарных наук Государственного аграрного университета
Северного Зауралья, г. Тюмень, E-mail: [email protected]
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В АГРАРНОМ ВУЗЕ
В результате распада Советского Союза Россия столкнулась с рядом серьезных экономических, политических и социальных проблем. Государство из-за резкого сокращения финансирования прекратило любое свое участие в реализации мероприятий по воспитанию, в том числе и патриотическому. Первые попытки возрождения патриотического воспитания стали предприниматься в 2000 году. На данный момент в России уже реализованы четыре государственные программы патриотического воспитания. При этом каждая последующая программа к уже реализуемым направлениям и мероприятиям добавляет что-то новое, более актуальное и востребованное в постоянно меняющихся социальных условиях. На данный момент в России реализуется федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ на период 2021 - 2024 годов», который предполагает возвращение воспитательной работы в сферу образования. Цель представленного нами исследования заключается в обобщении опыта патриотического воспитания в высшем учебном заведении -Государственном аграрном университете Северного Зауралья - и выделении специфики его организации, особенно в условиях насаждения среди молодежи антипатриотических установок. В университете реализуются различные формы патриотического воспитания молодежи. Особое внимание автор уделяет обобщению вклада в патриотическое воспитание общеобразовательных кафедр. Научная новизна исследования заключается в междисциплинарном рассмотрении изучаемого вопроса с применением деятельностного подхода. На занятиях по истории, философии, социологии особое внимание уделяется рассмотрению вопросов исторической памяти и патриотического воспитания, так как гуманитарные науки способны не только объективно освещать наше историческое прошлое, но и формировать чувство сопричастности к наследию нашего народа.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, воспитательная деятельность, воспитательная работа вуза, программы патриотического воспитания, особенности подросткового возраста, формы патриотического воспитания.
Распад Советского Союза привел к достаточно серьезным экономическим, политическим и социальным последствиям для современной России. Обучение было переведено в сферу услуг, а воспитание полностью возложено на семью. В условиях перехода к рыночной экономике, ликвидации предприятий, невыплат заработной платы, свертывания финансирования программ дополнительного образования и как итог закрытия секций и кружков семья оказалась не готова к осуществлению в полном объеме воспитательной деятельности. В сочетании с навязыванием в обществе массовой универсальной западной культуры произошел рост проявлений «асоциального поведения, упадок моральных и нравственных норм, деградация внутрисемейных отношений и межличностного доверия» [1, с. 500]. В обществе появилось явление, называемое скрытым социальным сиротством. В 90-е годы социальными сиротами считались не только дети, родители которых были лишены родительских прав либо ограничены в них, но и дети, проживавшие в семье, однако по факту лишенные какой-либо родительской заботы и внимания. Россия оказалась перед выбором: либо утратить свою государственность и суверенитет, став «страной-бензоколонкой с разорванной в клочья экономикой», либо вновь возрождать свою государственность, постепенно отвоевывая утраченные на мировой арене позиции. Однако, как только наша страна стала предпринимать первые робкие попытки своего возрождения и укрепления, мы столкнулись с проявлениями оголтелой русофобии и распространением, в основном среди молодежи, антипатриотических настроений, которые заключаются в формировании «ненависти к стране..., в принижении и отрицании значимости Отечества, в возвышении всего зарубежного, особенно западного» [2, с. 154]. Для внедрения либеральных общественно-политических идей подрастающее поколение было выбрано неслучайно. Дело в том, что нестабильность развития личностных качеств, самооценки и мотивации подростков на фоне сме-
щения «центра физической и духовной жизни ребёнка из дома во внешний мир» [3, с. 94], а также проявление чувства взрослости и максимальная вовлеченность «в виртуальное взаимодействие в киберпространстве» [3, с. 95] могут способствовать возникновению у подрастающего поколения трудностей в процессе социализации и адаптации к постоянно меняющимся социальным условиям, проблемам с формированием качественного социального опыта, инфантилизму и как итог позднему формированию критического мышления. В результате дети и подростки становятся достаточно удобными мишенями для внедрения либеральных общественно-политических идей и продвижения антипатриотических установок. В связи с этим особую актуальность, наряду с экономическими и политическими преобразованиями в обществе, приобретают вопросы возвращения воспитательной деятельности в сферу образования и, соответственно, активизации развивающей и воспитывающей функций образовательного процесса. Ведь «от того, как мы воспитаем молодёжь, зависит и то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя.» [4]. Предотвращению навязывания антипатриотических установок может помочь и реализация целенаправленного патриотического воспитания на всех ступенях российского образования.
В последнее время в научной литературе появился ряд статей и тезисов конференций, посвященных рассмотрению патриотического воспитания. В работах Борисенко Ю.А. [5], Вовк М.Ю. [6], Кусмарцева М.Б. [7], Томилиной С.Н. [6], Томилина А.Н. [8], Быкова А.К. [9] рассматриваются концептуальные основы и основные стратегии развития патриотического воспитания молодежи в современных условиях. Маврина И.А., Кузнецов А.С. [10] изучают патриотизм как педагогическую категорию. Ярош Н.Н. [11] уделяет внимание изучению проблем патриотического воспитания. Кузьмин А.В., Трифонов Ю.Н. [12] приводят анализ патриотизма и антипатриотизма как диалектических противоположностей. Ис-
следователь российского села Гончаренко О.Н. [13; 14] особое внимание уделяет специфике воспитательной работы в аграрном вузе.
Все без исключения ступени российской системы образования всегда играли и будут играть основную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения, особенно в условиях, когда разработанный в 2020 году федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021 -2024 годы» после очень долгого перерыва возвращает воспитательную деятельность в систему образования. Государственный аграрный университет Северного Зауралья, как учебное заведение системы высшего образования, всегда уделял особое внимание воспитанию, в том числе и патриотическому, не только студентов, но и школьников. Профессорско-преподавательский состав университета всегда исходит из того, что «...в памяти молодежи, всех граждан должны храниться и постоянно обновляться. события и факты, связанные с историей рода, села, города, республики, страны, мира. Без этого нет движения человека вперед, нет осознанной его деятельности на благо Родины» [14, с. 85 - 86]. Патриотическое воспитание является одним из шести основных направлений воспитательной работы в университете и, согласно Концепции воспитательной работы, направлено на формирование у студентов патриотического сознания, толерантности к представителям народов России и готовности бороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка. Воспитательную работу в ГАУ Северного Зауралья наряду с Центром по внеучебной работе осуществляют и общеобразовательные кафедры. При реализации воспитательной деятельности в университете обязательно учитываются как психологические особенности студенческого возраста и переходное статусное состояние студенчества, так и особенности контингента обучающихся в университете студентов. Дело в том, что основную массу обучающихся в университете составляют дети, приехавшие учиться из сельской местности. «Тесные отношения между людьми, минимальное присутствие процессов урбанизации на селе, ограниченный доступ к тем или иным ресурсам социальной и культурной инфраструктуры, формирование особой жизненной стратегии (если не мы, то кто), наличие акцента на развитии чувств справедливости, совести и чести» [15, с. 32] могут создавать у них, особенно в начале обучения, некоторые трудности с адаптацией к стремительно изменяющимся городским условиям. Данный факт является главной особенностью, которая оказывает значительное влияние на организацию воспитательной работы в аграрном университете.
В настоящее время, по мнению Вырщикова А.Н. и Кусмарцева М.Б., на практике применяются несколько моделей патриотического воспитания: инфор-мационно-ориентационная, предметно-деятельностная, проективно-ценностная и конструктивно-позиционная [16].
Информационно-ориентационная модель патриотического воспитания, предполагающая формирование знаниевого компонента [8], реализуется преподавателями кафедры философии и социально-гуманитарных наук на занятиях по истории, философии, социологии. Особое внимание при этом уделяется рассмотрению вопросов исторической памяти и патриотическому воспитанию, так как именно эти дисциплины оказывают «.существенное воздействие на формирование гражданственности и патриотизма» [2, с. 77]. Гуманитарные науки, участвуя в патриотическом воспитании, не только объективно освещают наше историческое прошлое, но и формируют чувство сопричастности к наследию нашего народа.
Реализация предметно-деятельностной модели патриотического воспитания, предполагающая выработку у обучающихся «собственного опыта честного и добросовестного служения Российской Федерации и российскому народу путем вовлечения в активную патриотическую и волонтерскую деятельность» [8, с. 109], включает максимальное количество мероприятий по патриотическому воспитанию в университете. Так, большую роль в воспитании патриотизма играет находящийся у первого корпуса университета памятник герою-разведчику Н.И. Кузнецову, который в свое время обучался в стенах данного учебного заведения. Студенты и преподаватели не только активно участвуют в парадах Победы 9 мая, но и регулярно посещают музей Н.И. Кузнецова в Талице и Зырянке, а также организуют патриотические акции у памятника Н.И. Кузнецову. В 2021 году исполняется 110 лет со дня рождения героя-разведчика, в связи с этим в университете прошла презентация книги Н.В. Зензина «Покушение на разведчика». В мероприятии приняли участие преподаватели и студенты университета, а также представители Союза ветеранов ФСБ, Тюменского регионального союза российских писателей, Союза журналистов России, тем самым в университете целенаправленно реализуется связь поколений.
В рамках реализации проективно-ценностной модели патриотического воспитания, предполагающей «.формирование ценностного отношения учащейся молодежи к Отечеству, государству, малой Родине, российской культуре, истории, языку, традициям» [8, с. 109], в университете ежегодно проводится круглый стол «Наше наследие», темами для обсуждения на котором становятся следующие: проявление экстремизма в молодежной среде, подвиг наших предков в Великой Отечественной войне, вклад тружеников сельского хозяйства в победу над фашистской Германией [15]. По окончании данных мероприятий многие студенты отмечали, что в условиях искажения либо замалчивания информации о тех или иных исторических событиях, благодаря данным мероприятиям они узнают много нового.
Кроме этого студенты университета под руководством преподавателей систематически занимаются исследованием истории малой родины. Данная
деятельность способствует, прежде всего, осознанию вклада каждой отдельно взятой российской семьи в историю нашей страны. Студенты порой впервые говорят со своими родителями, бабушками и дедушками об их участии в тех или иных исторических событиях, интересуются происхождением рода и фамилии. Для некоторых студентов эта информация порой становится неожиданным открытием.
В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне преподаватели кафедры философии и социально-гуманитарных наук организовали и провели две секции в рамках студенческой научной конференции. Секция «Память, хранимая тобой» была посвящена истории Великой Отечественной войны. В работе данной секции принимали участие не только студенты университета, но и учащиеся лицея № 93 города Тюмени. Участники секции уделили внимание рассмотрению таких вопросов, как героизм советских людей, место женщины на войне, мотивы поведения человека в ситуации подвига, а также коснулись памяти современных поколений о Великой Отечественной войне. Работа секции «Проявление патриотизма и гражданственности в молодежной среде» была посвящена рассмотрению психологических и социальных вопросов, связанных, в том числе, и с Великой Отечественной войной. Так, студент 2 курса направления «Землеустройство и кадастры» Тельманов Алексей в своем докладе поднял достаточно актуальную тему «Война как травма поколений». Как отметил Алексей, война, с одной стороны, способствует разработке новых видов вооружений, развитию производства и увеличению патриотизма в обществе, а с другой стороны, содействует стремительному взрослению подрастающего поколения, изменению ролевого поведения членов семьи, специфическому проявлению фобий и посттравматических расстройств у людей.
Педагогический коллектив общеобразовательных кафедр тесно сотрудничает с Тюменским филиалом Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина путем проведения открытых лекций, направленных на популяризацию научно-исторических знаний [17, с. 53].
Студенты университета каждый год принимают участие в просветительской акции «Этнографический диктант». В 2020 году к участию в акции были привлечены не только студенты и преподаватели, но и родители. Результат был очень достойный. Две студентки набрали 100 из 100 возможных баллов, а порядка 70% студентов, принявших участие в акции, набрали 80 и более баллов.
Конструктивно-позиционная модель патриотического воспитания предполагает реализацию «.конструктивно-творческой деятельности обучающихся, направленной на самостоятельный поиск и выработку государственно-патриотической позиции, достойное и ответственное служение Отечеству» [8, с. 109]. Ежегодно студенты университета под руководством преподавателей кафедры философии и социально-гуманитарных наук выступают с докладами на Фило-феевских образовательных чтениях. Так, в 2019 году на чтениях, посвященных грядущему празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, студенты исследовали вопросы формирования патриотизма современной молодежи на примере трудовых будней тружеников тыла и их морально-нравственные качества. Особый интерес вызвал доклад Шоновой Екатерины, посвященный социально-педагогической помощи эвакуированным в Тюменский край. Екатерина, рассматривая блокаду Ленинграда как один из самых тяжелейших периодов советской истории, длительное время изучала вклад Тюменской области в оказание помощи эвакуированным взрослым и детям. В 2020 году Филофеевские чтения были посвящены святому благоверному князю Александру Невскому. Данная тематика также не оставила равнодушными наших студентов.
Кроме этого преподавателями кафедры философии и социально-гуманитарных наук в университете организован и функционирует «Киноклуб». Его деятельность направлена на формирование мировоззренческих и культурных ценностей и на личностное, социальное и духовное развитие студентов. Во встречах «Киноклуба» участвуют и студенты, и преподаватели. Его работа не только логически дополняет учебные курсы «Психология», «Философия», «История», «Социология», но и в условиях насаждения среди молодежи антипатриотических установок направлена на профилактику участия студентов в несанкционированных собраниях и митингах, а также решаются информационные, обучающие и развивающие задачи [18].
Вот то немногое, что проводится в нашем университете относительно осуществления патриотического воспитания подрастающего поколения. В воспитательной работе обязательно учитываются как психологические особенности студенческого возраста и переходное статусное состояние студенчества, так и особенности контингента обучающихся в университете студентов, так как основную массу обучающихся составляют дети, приехавшие учиться из сельской местности. В результате этого перед педагогическим коллективом университета стоит непростая задача вовлечь в процесс воспитания максимальное количество студентов, особенно в условиях постоянно возрастающих городских соблазнов. Ведь «для развития патриотизма необходимо, по мнению Снопко Н.М., комплексное развитие всей личности от знаний и представлений - до эмоций и чувств [19]. На наш взгляд, в воспитательной работе аграрного университета отражены в той или иной мере все модели патриотического воспитания, выделенные Выр-щиковым А.Н. и Кусмарцевым М.Б. К сожалению, пандемия коронавируса внесла существенные коррективы в осуществление подобной деятельности. Часть мероприятий из-за санитарно-эпидемиологических требований была временно отменена, значительная часть была переведена в дистанционный формат, сту-
дентам в процессе поиска ответов на те или иные проблемные вопросы порой не хватало непосредственного общения с преподавателями. Данной ситуацией не преминули воспользоваться прозападнонастроенные «патриоты», начав внедрять в сознание детей и подростков антипатриотические настроения и призывая их участвовать в несанкционированных митингах. Достаточно ли будет данных
Библиографический список
мероприятий, особенно в условиях усиления русофобских и антипатриотических настроений, покажет время. Широкие слои населения России все чаще стали осознавать необходимость реализации целенаправленного патриотического воспитания и включение в эту деятельность параллельно с семьей максимально возможного количества образовательных заведений.
1. Хаттингтон С. Столкновение цивилизаций. Москва: Издательство АСТ, 2003.
2. Гончаренко О.Н. Уровень патриотизма студентов аграрного вуза. Агропродовольственная политика России. 2014; № 3 (27): 74 - 77.
3. Гончаренко О.Н., Семенкова С.Н. Опыт формирования аграрного сознания у сельских детей и молодежи. Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2017; № 7: 89 - 98.
4. О ценностях, о нравственных основах... Available at: http://xn--80aaldbkeadqi7acngq3al.xn--p1ai/o-cennostyah-o-nravstvennyh-osnovah
5. Борисенко Ю.А. Концептуальные основы педагогического обеспечения становления патриотического самосознания будущих офицеров запаса в поликультурном образовательном пространстве. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 19 - 22.
6. Вовк М.Ю., Кусмарцев М.Б., Томилина С.Н. Основные положения стратегии инновационного развития системы патриотического воспитания курсантов морского вуза. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 22 - 24.
7. Кусмарцев М.Б. Становление новых поколений победителей - миссия патриотического воспитания: монография. Волгоград: Издательство ВолгГМУ, 2013.
8. Томилин А.Н., Томилина С.Н., Хекерт Н.Е. Особенности моделирования процесса патриотического воспитания курсантов морского вуза. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 108 - 110.
9. Быков А.К. Формирование патриотического сознания молодежи. Педагогика. 2010; № 9: 10 - 20.
10. Кузнецов А.С., Маврина И.А. Сущность и природа патриотизма как педагогическая категория. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 214 - 217.
11. Ярош Н.Н. Проблемы патриотического воспитания молодого поколения в российской системе образования (на примере констатирующего эксперимента). Успехисовре-менной науки и образования. 2017; Т. 2, № 2: 20 - 22.
12. Кузьмин А.В., Трифонов Ю.Н. Патриотизм и антипатриотизм как диалектические противоположности. Ученые записки Тамбовского регионального отделения Российского союза молодых ученых: сборник научных статей. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2018; № 10: 149 - 160.
13. Гончаренко О.Н., Куликова С.В., Кучеров А.С. Воспитательная работа в аграрном вузе глазами студентов. Агропродовольственная политика России. 2012; № 12: 21 - 25.
14. Гончаренко О.Н. Формирование патриотизма в аграрном вузе. Вестник Государственного аграрного университета Северного Зауралья. 2014; № 1 (24): 84 - 88.
15. Семенкова С.Н. Особенности воспитательного процесса в городской и сельской среде. Успехи современной науки и образования. 2017; Т. 2, № 2: 31 - 33.
16. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе: монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.
17. Семенкова С.Н. Вклад кафедры философии и социально-гуманитарных наук в образовательный процесс Государственного аграрного университета Северного Зауралья. Мир инноваций. 2019; № 1: 51 - 59.
18. Соколова Н.П. Феномен библиотеки творческого вуза. Университетская библиотека в образовательном пространстве XXI века: Материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции. Екатеринбург 2006: 51 - 53.
19. Снопко Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2007.
References
1. Hattington S. Stolknovenie civilizacij. Moskva: Izdatel'stvo AST, 2003.
2. Goncharenko O.N. Uroven' patriotizma studentov agrarnogo vuza. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2014; № 3 (27): 74 - 77.
3. Goncharenko O.N., Semenkova S.N. Opyt formirovaniya agrarnogo soznaniya u sel'skih detej i molodezhi. Nauchnoeobozrenie: gumanitarnyeissledovaniya. 2017; № 7: 89 - 98.
4. O cennostyah, o nravstvennyh osnovah... Available at: http://xn--80aaldbkeadqi7acngq3al.xn--p1ai/o-cennostyah-o-nravstvennyh-osnovah
5. Borisenko Yu.A. Konceptual'nye osnovy pedagogicheskogo obespecheniya stanovleniya patrioticheskogo samosoznaniya buduschih oficerov zapasa v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 19 - 22.
6. Vovk M.Yu., Kusmarcev M.B., Tomilina S.N. Osnovnye polozheniya strategii innovacionnogo razvitiya sistemy patrioticheskogo vospitaniya kursantov morskogo vuza. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 22 - 24.
7. Kusmarcev M.B. Stanovlenie novyh pokolenijpobeditelej- missiya patrioticheskogo vospitaniya: monografiya. Volgograd: Izdatel'stvo VolgGMU, 2013.
8. Tomilin A.N., Tomilina S.N., Hekert N.E. Osobennosti modelirovaniya processa patrioticheskogo vospitaniya kursantov morskogo vuza. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 108 - 110.
9. Bykov A.K. Formirovanie patrioticheskogo soznaniya molodezhi. Pedagogika. 2010; № 9: 10 - 20.
10. Kuznecov A.S., Mavrina I.A. Suschnost' i priroda patriotizma kak pedagogicheskaya kategoriya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 214 - 217.
11. Yarosh N.N. Problemy patrioticheskogo vospitaniya molodogo pokoleniya v rossijskoj sisteme obrazovaniya (na primere konstatiruyuschego 'eksperimenta). Uspehi sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2017; T. 2, № 2: 20 - 22.
12. Kuz'min A.V., Trifonov Yu.N. Patriotizm i antipatriotizm kak dialekticheskie protivopolozhnosti. Uchenye zapiski Tambovskogo regional'nogo otdeleniya Rossijskogo soyuza molodyh uchenyh: sbornik nauchnyh statej. Tambov: Izdatel'skij dom «Derzhavinskij», 2018; № 10: 149 - 160.
13. Goncharenko O.N., Kulikova S.V., Kucherov A.S. Vospitatel'naya rabota v agrarnom vuze glazami studentov. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2012; № 12: 21 - 25.
14. Goncharenko O.N. Formirovanie patriotizma v agrarnom vuze. VestnikGosudarstvennogoagrarnogo universiteta Severnogo Zaural'ya. 2014; № 1 (24): 84 - 88.
15. Semenkova S.N. Osobennosti vospitatel'nogo processa v gorodskoj i sel'skoj srede. Uspehi sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2017; T. 2, № 2: 31 - 33.
16. Vyrschikov A.N., Kusmarcev M.B. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennom rossijskom obschestve: monografiya. Volgograd: NP IPD «Avtorskoe pero», 2006.
17. Semenkova S.N. Vklad kafedry filosofii i social'no-gumanitarnyh nauk v obrazovatel'nyj process Gosudarstvennogo agrarnogo universiteta Severnogo Zaural'ya. Mir innovacij. 2019; № 1: 51 - 59.
18. Sokolova N.P. Fenomen biblioteki tvorcheskogo vuza. Universitetskaya biblioteka v obrazovatel'nom prostranstve XXI veka: Materialy VI Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg, 2006: 51 - 53.
19. Snopko N.M. Psihologicheskie mehanizmy i pedagogicheskie osnovy patrioticheskogo vospitaniya v sisteme professional'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.
Статья поступила в редакцию 05.07.21
УДК 372.881.111.1
Sergeeva E.V., BA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Nikolaev A.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
AUDITORY SKILLS DEVELOPMENT IN ENGLISH LESSONS THROUGH THE USE OF THE KAHOOT PLATFORM IN THE YAKUT SCHOOL. The article is dedicated to a study of auditory skills development in English lessons through the use of the Kahoot platform in Yakut schools. The relevance of the study is due to the fact that schoolchildren of Yakut schools show rather low results in development of perception and understanding of English oral speech. In order to form auditory skills in English lessons, new methods are needed that can involve students in the educational process and create all the conditions that will interest them with their innovation and informativeness. Thus, one of the options for implementing the information environment and forming listening skills, taking into account the native language and culture, is the use of various Internet resources, and in particular the Kahoot platform - a shareware and exciting service with numerous functions and capabilities. Results of evaluation and diagnostic test of the control stage to identify the level of proficiency in listening skills in English by students of the 7th grade gave reason to state that there is a positive pedagogical effect of the experimental work carried out. This is evidenced by an increase in the dynamics of the level of listening skills at the control stage compared to the ascertaining one. The proposed teaching methodology can be applied in full-time and distance learning.
Key words: auditory skills development, Kahoot, online learning, foreign language teaching, learning platform, the Internet, online resources.