Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

НЕОБХОДИМОСТЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
513
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / патриотическое воспитание / русофобия / антипатриотизм / воспитательная деятельность / Великая Отечественная война / программы патриотического воспитания / patriotism / patriotic education / Russophobia / anti-patriotism / educational activities / Great Patriotic War / patriotic education programs

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — С.Н. Семенкова, Я.В. Крючева

В последнее время по стране прокатилась волна призывов к массовым протестам и беспорядкам, организованная так называемой несистемной оппозицией. При этом главными участниками в данных несанкционированных митингах, по большому счету, выступали дети и подростки. В условиях, когда объем социального опыта подрастающего поколения еще недостаточно большой, а критическое мышление находится в процессе своего развития, подрастающее поколение становится удобной мишенью для прозападнонастроенных «патриотов». Культивируемая в последнее время среди молодежи антипатриотическая установка, прежде всего, направлена на ослабление российского общества, преуменьшение любых достижений России. Для продвижения и закрепления в обществе либеральной общественно-политической мысли предпринимаются попытки нивелирования любых достижений нашей страны путем вычеркивания из памяти героического прошлого нашего народа. В результате, забыв историю нашей Родины, героические сражения дедов и прадедов на фронтах Великой Отечественной войны, отойдя от основ народной педагогики, в которой заключен многовековой опыт воспитания подрастающих поколений, общество может стать абсолютно податливым под напором русофобов, мечтающих уничтожить Россию. Этого допустить нельзя, поэтому особую актуальность приобретает не только реализация целенаправленного патриотического воспитания, но и в целом усиление воспитательной деятельности всей системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED FOR PATRIOTIC EDUCATION IN MODERN CONDITIONS

Recently, a wave of calls for mass protests and riots, organized by the so-called non-systemic opposition, has swept through Russian. At the same time, the main participants in these unauthorized rallies, by and large, were children and teenagers. In conditions when social experience of the younger generation is not yet large enough, and critical thinking is in the process of its development, the younger generation becomes a convenient target for pro-Western “patriots”. The anti-patriotic attitude cultivated recently among young people is primarily aimed at weakening Russian society, at downplaying any achievements of Russia. In order to promote and consolidate liberal socio-political thought in society, attempts are being made to level out any achievements of our country by erasing the heroic past of our people from the memory. As a result, forgetting the history of our Motherland, the heroic battles of our grandfathers and great-grandfathers on the fronts of the Great Patriotic War, moving away from the basics of folk pedagogy, which contains centuries of experience in educating the younger generations, people can become absolutely malleable under the pressure of Russophobes who dream of destroying the country. This cannot be allowed, so it is particularly relevant not only to implement purposeful patriotic education, but also to strengthen the educational activities of the entire education system as a whole.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

5. Лопата К.М. Педагогические условия формирования дискурсивной компетентности у студентов медицинского университета (на примере изучения иностранного языка). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Курск, 2014.

6. Возрастная психология (Психология развития). Автор-составитель Л.Ц. Кагермазова. Available at: http://textarchive.ru/c-1937281-p21.html

7. Концепция кадетского образования в Российской Федерации (базовые основы). Совет по кадетскому образованию Министерства образования и науки Российской Федерации. Москва, 2016.

8. Евстигнеева И.А. Методика развития дискурсивных умений студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий (английский язык, языковой вуз). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2013.

References

1. Koncepciya kadetskogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii (bazovye osnovy). Sovet po kadetskomu obrazovaniyu Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. Moskva, 2016.

2. Malyhin A.E. Kul'turologicheskie osnovy proekiirovaniya obrazovatel'nojsredy pri obuchenii studentov inostrannomu yazyku. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kursk, 2005.

3. Razbegaeva L.A. Aksiologicheskaya sreda i gumanitarnoe obrazovanie. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2005; № 1 (10): 3 - 7.

4. Ishmatova Sh.A. Osobennosti modelirovaniya obrazovatel'noj sredy, realizuyuschej kompetentnostnyj podhod. Uchenye zapiski Hudzhandskogo gosudarstvennogo universiteta im. akademika B. Gafurova. Gumanitarnye nauki. 2015; № 2 (43): 217 - 219.

5. Lopata K.M. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya diskursivnoj kompetentnosti u studentov medicinskogo universiteta (na primere izucheniya inostrannogo yazyka). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kursk, 2014.

6. Vozrastnaya psihologiya (Psihologiya razvitiya). Avtor-sostavitel' L.C. Kagermazova. Available at: http://textarchive.ru/c-1937281-p21.html

7. Koncepciya kadetskogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii (bazovye osnovy). Sovet po kadetskomu obrazovaniyu Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. Moskva, 2016.

8. Evstigneeva I.A. Metodika razvitiya diskursivnyh umenij studentov na osnove sovremennyh informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij (anglijskij yazyk yazykovoj vuz). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2013.

Статья поступила в редакцию 24.02.21

УДК 37

Semenkova S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Philosophy and Social Sciences, Northern Trans-Ural State Agricultural

University (Tyumen, Russia), E-mail: semenkova.svet@yandex.ru

Kryucheva Ya.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Industrial University of Tyumen (Tyumen, Russia), E-mail: yanakryucheva@mail.ru

THE NEED FOR PATRIOTIC EDUCATION IN MODERN CONDITIONS. Recently, a wave of calls for mass protests and riots, organized by the so-called non-systemic opposition, has swept through Russian. At the same time, the main participants in these unauthorized rallies, by and large, were children and teenagers. In conditions when social experience of the younger generation is not yet large enough, and critical thinking is in the process of its development, the younger generation becomes a convenient target for pro-Western "patriots". The anti-patriotic attitude cultivated recently among young people is primarily aimed at weakening Russian society, at downplaying any achievements of Russia. In order to promote and consolidate liberal socio-political thought in society, attempts are being made to level out any achievements of our country by erasing the heroic past of our people from the memory. As a result, forgetting the history of our Motherland, the heroic battles of our grandfathers and great-grandfathers on the fronts of the Great Patriotic War, moving away from the basics of folk pedagogy, which contains centuries of experience in educating the younger generations, people can become absolutely malleable under the pressure of Russophobes who dream of destroying the country. This cannot be allowed, so it is particularly relevant not only to implement purposeful patriotic education, but also to strengthen the educational activities of the entire education system as a whole.

Key words: patriotism, patriotic education, Russophobia, anti-patriotism, educational activities, Great Patriotic War, patriotic education programs.

С.Н. Семенкова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. философии и социально-гуманитарных наук Государственного аграрного университета

Северного Зауралья, г. Тюмень, E-mail: semenkova.svet@yandex.ru

Я.В. Крючева, канд. пед. наук, доц., Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, E-mail: yanakryucheva@mail.ru

НЕОБХОДИМОСТЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В последнее время по стране прокатилась волна призывов к массовым протестам и беспорядкам, организованная так называемой несистемной оппозицией. При этом главными участниками в данных несанкционированных митингах, по большому счету, выступали дети и подростки. В условиях, когда объем социального опыта подрастающего поколения еще недостаточно большой, а критическое мышление находится в процессе своего развития, подрастающее поколение становится удобной мишенью для прозападнонастроенных «патриотов». Культивируемая в последнее время среди молодежи антипатриотическая установка, прежде всего, направлена на ослабление российского общества, преуменьшение любых достижений России. Для продвижения и закрепления в обществе либеральной общественно-политической мысли предпринимаются попытки нивелирования любых достижений нашей страны путем вычеркивания из памяти героического прошлого нашего народа. В результате, забыв историю нашей Родины, героические сражения дедов и прадедов на фронтах Великой Отечественной войны, отойдя от основ народной педагогики, в которой заключен многовековой опыт воспитания подрастающих поколений, общество может стать абсолютно податливым под напором русофобов, мечтающих уничтожить Россию. Этого допустить нельзя, поэтому особую актуальность приобретает не только реализация целенаправленного патриотического воспитания, но и в целом усиление воспитательной деятельности всей системы образования.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, русофобия, антипатриотизм, воспитательная деятельность, Великая Отечественная война, программы патриотического воспитания.

На фоне январских событий, связанных с призывами к массовым протестам и беспорядкам, особую актуальность в России вновь приобрела тема патриотизма. В настоящее время в обществе существует несколько вариантов понимания и проявления его сущности. С одной стороны, это классический взгляд, представленный такими именами, как В. Даль, Н.М. Карамзин, С.И. Ожегов, В.И. Ленин [1, с. 92], с другой стороны, более современный подход, направленный на выделение его видов [2, с. 140]. Нам более близок классический подход, при котором патриотизм представляет собой некий общественный и нравственный принцип, сложный комплекс чувств, закреплённых веками, называемых любовью к Родине, связанный в русском национальном самосознании с традициями православной культуры и готовностью пожертвовать собой ради Родины. Так, в Евангелии от Иоанна говорится, что «нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих» (https://valaam.ru/publishing/11125/). Таким образом, в

основе патриотизма лежит любовь к Родине, а значит, и забота о сохранности ее границ, земель, недр и развитии производства.

В последнее время наша страна столкнулась с очередной волной русофобии, проявляющейся в «...неприязненном отношении ко всему русскому, к самим русским как к чуждому и опасному для представителей иной нации народу» [3], в «.пренебрежительном, пристрастном, нелицеприятном, подозрительном, недружелюбном и даже враждебно-агрессивном отношении к русским в частности или к России в целом» (https://psihomed.com/rusofobija/). Данное явление наносит достаточно большой вред не только отдельно взятым людям, но и взаимоотношениям между странами. Русофобия как психологическое явление, проявляющееся в страхе (боязни) русских людей, в мире, конечно, присутствует, однако не принимает глобальных масштабов. На наш взгляд, наибольший вред наносит так называемая элитарная русофобия, исходящая от тех или иных политических

структур, имеющая «...материальную подоплеку и поддерживаемая на государственном уровне» (https://yandex.rU/turbo/psylogik.ru/s/170-rusofobija.html).

Наравне с проявлением русофобии наша страна столкнулась с еще одной новой общемировой тенденцией, которую называют «антипатриотизмом». В отличие от русофобии, которая в большей мере имеет место быть в Европейских странах и Соединенных Штатах Америки, антипатриотизм культивируется внутри страны, среди россиян и проявляется в формировании «ненависти к стране., в принижении и отрицании значимости Отечества, в возвышении всего зарубежного, особенно западного» [4, с. 154]. Данное явление в первую очередь направлено на подрастающее поколение. «Ярко выраженная попытка поставить под сомнение ценность социальных норм (моральных, религиозных, правовых и т. д.) ... становится устойчивым трендом либеральной общественно-политической мысли» [4, с. 157], особенно при небольшом объеме у детей и подростков социального опыта и находящемся в развитии критическом мышлении. «Суть данного приёма заключается в том, что вначале. в общественное сознание вбрасываются идеи, которые являются немыслимыми и недопустимыми, а в последующем путём постоянных манипуляций к ним происходит постепенное привыкание, и, наконец, вольное или невольное признание» [4, с. 157]. В подобном направлении работают, как правило, сторонники так называемой несистемной оппозиции и различные прозападные НКО. Цель статьи состоит в рассмотрении влияния русофобии и антипатриотизма на проявление патриотических настроений современного российского общества и определении необходимости реализации в современных условиях целенаправленного патриотического воспитания подрастающего поколения.

Неприязнь к России как таковая не является чем-то абсолютно новым для нашей страны. Первые проявления русофобии отмечались еще в XVI веке и были связаны с распространением информации о нас как страшных, диких, агрессивных, необразованных и невоспитанных людях. К очередным всплескам неприязни привели и победа в Отечественной войне 1812 года, и победа над фашистским режимом в 1945 году.

Распад Советского Союза в 90-х годах XX века не только обострил «стремление Запада, особенно Соединённых Штатов, насаждать универсальную западную культуру» [5, с. 282], но и укрепил на Западе мнение об универсальной приемлемости идеологии демократического либерализма и ее якобы триумфальной победе во всём мире. Однако иллюзия быстро развеялась. Мир столкнулся с большим количеством конфликтов на национальной почве, вплоть до этнических чисток, новыми государственными, военными и политическими альянсами, стали возрождаться неофашистские движения. Не обошла стороной данная ситуация и нашу страну. Россия была поставлена перед выбором перестать быть суверенным государством и раствориться в безликой массе среди множества других стран, либо постепенно начать укреплять свои позиции на мировой арене. Выбрав укрепление государственности и суверенитета, мы столкнулись с очередной волной русофобии. Причин ее проявления множество, среди них хотелось бы отметить и наличие в западном мире мифов о России как стране деспотов, варваров, тиранов и рабов, и нежелание расстаться с однополярным миром, сложившимся после распада Советского Союза. Необходимо подчеркнуть еще одну не менее важную, на наш взгляд, причину нелюбви к нам, в основе которой лежит чисто психологический механизм, связанный с возникновением коммуникативных барьеров, и в качестве подтверждения хотелось бы привести слова журналистки из Финляндии Анны-Лены Лаурен по поводу особенностей общения россиян. Она отметила, что россияне «.используют в речи не только слова, да и слова могут изначально иметь совершенно иное значение, чем то, которое им придают в разговоре в зависимости от контекста. Принцип применения слов, исходя из их прямого значения, в России не работает. Очень часто важны косвенные сигналы, которые невозможно понять, если ты не знаешь, откуда у них растут ноги» (Русские такие сложные»: журналистка из Финляндии рассказала о манере общения россиян / https://politexpert.net/80383-russkie-takie-slozhnye-zhumalistka-iz-f¡nlyandii-rasskazala-o-manere-obsheniya-rossiyan).

Кроме этого, на непонимание может влиять и непривычный алфавит, состоящий из 33 букв, и наличие в русском языке синонимов, омонимов, антонимов, ударения в словах, 6 падежей, и обязательное требование согласования слов в предложениях, а также повсеместное использование нами сослагательного наклонения, при этом «.высказывание о том, что «история не терпит сослагательного наклонения» не останавливает нас в процессе его применения. Наличие в нашем языке фраз «Да, нет, наверное», «Ну, да, конечно», «Давай, бери», воспринимается нами абсолютно нормально, однако у иностранцев вызывает головную боль, а такие фразы, как «пришла без задних ног», «котел полетел», «конь не валялся», «повиси на телефоне», «руки не доходят посмотреть», в лучшем случае способствуют удивлению, а в худшем случае ведут к неприятию и отторжению собеседника [6, с. 52]. Таким образом, срабатывает механизм непонимания, ведущий к возникновению коммуникативных барьеров, для преодоления которых необходимо не только желание, но и применение некоторых усилий. Однако убежденность в собственной исключительности препятствует этому. В результате намного проще объявить нас врагами и всячески культивировать в обществе данное убеждение, чем предпринимать шаги к нахождению точек соприкосновения в процессе решения тех или иных вопросов.

Для достижения от русофобии наибольшего эффекта среди российской молодежи культивируется еще и антипатриотическая установка, которая направ-

лена на ослабление российского общества через преуменьшение любых заслуг и достижений России. Особенно сильно данный процесс затронул до сих пор трагичные для россиян события Великой Отечественной войны. Ее история, вопреки фактам, научному анализу и здравому смыслу подвергается сильнейшей фальсификации со стороны прозападнонастроенных обществоведов, внедряющих в сознание молодых поколений превратное представление о Второй мировой войне. Идёт массовая реабилитация таких нацистских преступников, как Власов, Бандера, Шухевич, предателям ставят памятники, их именем называют улицы. Преуменьшается роль и значение победы Красной Армии над фашистской Германией. Грубо отступая от истины, отрицается ответственность фашистов в развязывании Второй мировой войны, ставится «знак равенства между Германией, страной-агрессором и СССР, который вёл справедливую отечественную войну и спас мир от ужасов фашизма» [7, с. 6]. Отдельные факты порой доходят до абсурда. Так, можно встретить материалы, в которых немецких фашистов называют «европейскими защитниками Сталинграда», осуществлявшими «европейскую миссию вермахта» по сокрушению «советских орд». Искажение истории происходит в условиях масштабного распространения в средствах массовой информации массовой культуры (ток-шоу, кулинарные шоу, дефиле) и приобретает форму информационной войны, которая особенно расцвела на Украине после 2014 года.

На фоне культивирования антипатриотических настроений, особенно в молодежной среде, русофобские настроения не только не ослабевают, но и имеют тенденцию усиливаться. «Резолюция Европарламента «О важности сохранения исторической памяти для будущего Европы», принятая 19 сентября 2019 года в Страсбурге, называет коммунистический режим тоталитарным (https://ru-polit. livejournal.com/19280948.htm). 23 августа, провозглашённый в резолюции днём памяти жертв сталинизма и нацизма, был выбран неслучайно. В этот день Советский Союз и нацистская Германия в 1939 году подписали Договор о ненападении (пакт Молотова - Риббентропа). В резолюции отмечается, что данный документ спровоцировал начало Второй мировой войны. Однако умалчивается тот факт, что к моменту подписания данного договора европейскими государствами уже были подписаны аналогичные договоры с Германией. О Литве, Латвии и Эстонии в резолюции говорится, что после войны они были под прямой советской угрозой или влиянием, оставались лишёнными свободы, суверенитета, достоинства, прав человека и социально-экономического развития. И это притом, что эти республики были подняты из средневекового состояния в число суверенных, экономически и индустриально развитых стран. Резолюция провокационная, циничная и агрессивная. Единственно, с чем можно согласиться, так это с тем, что существует острая необходимость в повышении осведомлённости людей и проведении моральных оценок, особенно о «преступлениях против человечности» тех европейских государств, которые в составе СС сотрудничали с гитлеровской Германией. В.В. Путин в своей лекции на саммите СНГ в Петербурге отмечал: «Нынешнее поколение политиков в Европе пусть послушает авторитетных руководителей своих стран, которые понимали, что они говорят и знали эти события не понаслышке. Недопустимо ставить на одну доску СССР и нацистскую Германию, как это сделали депутаты Европарламента. Это верх цинизма» (https:// rg.ru/2019/12/19/putin-rg-priravnivat-sssr-k-nacistkoj-germanii-eto-verh-cinizma.html).

Также большое влияние на уровень патриотизма и распространение антипатриотических настроений, по мнению профессора Гарвардского университета Самюэля Хаттингтона, оказывают не только уровень экономики и демографии, но и процессы, ведущие к падению нравов, культурному суициду и политической разобщённости [5, с. 500]. Кроме этого, моральному упадку и, как следствие, снижению патриотических настроений в обществе способствует рост асоциального поведения (преступность, наркомания, насилие), деградация внутрисемейных отношений, снижение межличностного доверия, а также рост культа персональных привилегий. Подобные явления относительно России, прежде всего, направлены на деградацию нашей культуры. Дело в том, что либерально-рыночная доктрина во многих средствах массовой информации сопровождается мыслью о том, что Россия не способна к цивилизованному развитию. Наше государство, издеваясь и не стесняясь, стали называть «рашкой», «совком», «этой страной».

Все эти процессы, подкрепленные «оголтелой русофобией» со стороны Западных стран, направлены в первую очередь на разрушение нравственных основ нашей страны. Однако, несмотря ни на что, российское общество стало осознавать необходимость реализации целенаправленного патриотического воспитания. Как верно заметил Президент России, «от того, как мы воспитаем молодёжь, зависит и то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Искажение национального, исторического, нравственного сознания всегда приводило к катастрофе целых государств. Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте ответственности за свою страну. Патриотизм - это, прежде всего, дело служения своей Родине, стране, российскому народу» (http:// политикапрезидента.рф/o-cennostyah-o-nravstvennyh-osnovah). На данный момент у нас в стране появился ряд законодательных документов, касающихся реализации патриотического воспитания. «За 2001 - 2015 гг были реализованы 3 государственные программы, целью которых являлось создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны» [8], а в составе администрации Президента РФ было создано управление по общественным проектам (https://base.garant.ru/70244894/), тем самым было закреплено участие первого руководителя страны в укреплении духовно-нравственных основ россий-

ского общества. 30 декабря 2015 года в качестве продолжения начатой работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения Постановлением Правительства за № 1493 была принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 - 2020 г» [8]. Она завершилась в 2020 году, в результате Президент Российской Федерации на заседании оргкомитета «Победа» поручил разработать новую программу патриотического воспитания граждан России с учётом базовых ценностей и того, что уже было сделано. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021 - 2024 годы» (http://brpcrb.ru/site/pub?id=2988) предусматривает не только целенаправленное осуществление патриотического воспитания, но и усиление воспитательной деятельности в целом. Как отметил министр просвещения Сергей Кравцов относительно данного проекта, «.он возвращает воспитательную функцию в школы, нормативно закрепляет ее не только за семьей, но и за системой образования» (https://rg.ru/2020/08/06/kak-shkoly-budut-vospityvat-detej-po-novym-programmam.html). Так, реализация проекта направлена на дальнейшее включение детей и подростков в детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ» и Общероссийскую общественно-государственную детско-юношескую организацию «Российское движение школьников», размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» контента, основанного на принципах нравственности и гражданской идентичности.

В результате постоянного акцентирования Президентом России внимания на патриотическом воспитании 18 декабря 2019 года в Генассамблее ООН большинством голосов (133 - за, 52 воздержались, против - США и Украина) (https://www.kommersant.ru/doc/4576239) был принят проект российской резолюции «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости»» (https://news.un.org/ru/ story/2019/12/1369371). В резолюции сказано о необходимости «.принять меры в законодательной области в сфере образования в соответствии с международными обязательствами в области прав человека, чтобы предотвратить пересмотр итогов Второй мировой войны и отрицание преступлений против человечности и военных преступлений, совершённых во время Второй мировой войны» ^й^:// ria.ru/20201216/rezolyutsiya-1589576921.html).

Библиографический список

Мы должны помнить, что патриотизм, представляя собой древнейшее социальное явление человеческой общности, формируется под влиянием объективных и субъективных условий жизни общества. Любовь к Родине является не только духовным стержнем обороноспособности нашей страны, но и способствует стабильности и жизнеспособности России и определяется, прежде всего, нравственным и духовным уровнем населения. «Защищать традиционные духовные ценности российского общества становится жизненно необходимой задачей» [9, с. 162]. Россияне в большинстве своем понимают и поддерживают необходимость реализации патриотического воспитания молодёжи. Так, особую поддержку у россиян находит поисковое движение, которое заключается в том, что в лесах и болотах, на местах крупных сражений времён Великой Отечественной войны находят останки солдат. Если есть возможность, то по смертным медальонам либо по архивным данным устанавливается личность, и в дальнейшем с почестями происходит перезахоронение найденных останков. Кроме этого, памятная акция «Бессмертный полк» в 2018 году только в городе Тюмени собрала порядка 80 тысяч человек (https://www.tumen.kp.ru/ daily/26827.4/3866502/), а 9 мая 2019 года в «Бессмертном полку» в Тюмени с портретами своих родственников-фронтовиков в колоннах прошли уже 87 тысяч горожан, по области - 145 тысяч. По данным представителя МВД И. Волк, в «Бессмертном полку» в России в 2019 году прошло более 10 млн человек, из них 700 тысяч - в Москве.

В России есть, на наш взгляд, замечательная поговорка «Капля камень точит». Будем надеяться, что нам удастся предотвратить негативное влияние и культивирование среди молодежи антипатриотических настроений, и огромную роль при этом может сыграть система образования. Настала пора отступить от оказания только образовательных услуг, вернув воспитательную функцию в учебные заведения, и использовать при этом весь спектр принципов и методов воспитания. Мы ни в коем случае не должны забывать не только о влиянии личного примера взрослых на подрастающее поколение, но и об обязательном соблюдении принципа единства воспитательных воздействий. Ведь воспитывает буквально все: и слово, и дело, и атмосфера образовательного учреждения, и качество взаимоотношений между основными субъектами образовательного процесса (педагогами, обучающимися, родителями).

1. Семенкова С.Н., Аникин И.А. Особенности советского патриотизма в годы Великой Отечественной войны. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 92 - 93.

2. Семенкова С.Н. Влияние психологических факторов на проявление патриотизма. Актуальные вопросы современной науки. 2015; № 42: 139 - 148.

3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - Москва: Русский язык, 2000.

4. Кузьмин А.В., Трифонов Ю.Н. Патриотизм и антипатриотизм как диалектические противоположности. Ученые записки Тамбовского регионального отделения Российского союза молодых ученых: сборник научных статей. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2018; № 10: 149 - 160.

5. Хаттингтон С. Столкновение цивилизаций. Москва: Издательство АСТ, 2003.

6. Семенкова С.Н. Психолого-педагогические факторы, способствующие сложности общения людей. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 51 - 53.

7. Звягинцев А.Г Главный процесс человечества. Репортаж из прошлого. Обращение к будущему. Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2010.

8. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г № 1493. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420327349

9. Щенникова К.Ю. Традиционные ценности как фактор сохранения и единения современной России. Власть. 2017; № 1: 159 - 164.

References

1. Semenkova S.N., Anikin I.A. Osobennosti sovetskogo patriotizma v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 92 - 93.

2. Semenkova S.N. Vliyanie psihologicheskih faktorov na proyavlenie patriotizma. Aktual'nye voprosy sovremennojnauki. 2015; № 42: 139 - 148.

3. Efremova T.F. Novyj slovar'russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyj. - Moskva: Russkij yazyk, 2000.

4. Kuz'min A.V., Trifonov Yu.N. Patriotizm i antipatriotizm kak dialekticheskie protivopolozhnosti. Uchenye zapiski Tambovskogo regional'nogo otdeleniya Rossijskogo soyuza molodyh uchenyh: sbornik nauchnyh statej. Tambov: Izdatel'skij dom «Derzhavinskij», 2018; № 10: 149 - 160.

5. Hattington S. Stolknovenie civilizacij. Moskva: Izdatel'stvo AST, 2003.

6. Semenkova S.N. Psihologo-pedagogicheskie faktory, sposobstvuyuschie slozhnosti obscheniya lyudej. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 51 - 53.

7. Zvyagincev A.G. Glavnyj process chelovechestva. Reportazh iz proshlogo. Obraschenie k buduschemu. Moskva: OLMA Media Grupp, 2010.

8. O gosudarstvennoj programme "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016 - 2020 gody. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 dekabrya 2015 g. № 1493. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420327349

9. Schennikova K.Yu. Tradicionnye cennosti kak faktor sohraneniya i edineniya sovremennoj Rossii. Vlast'. 2017; № 1: 159 - 164.

Статья поступила в редакцию 04.03.21

УДК 393. 3: 378. 14: 004

Temlyantseva S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: SergeyS54@rambler.ru

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF VISIBILITY AND IMAGERY OF CHOREOGRAPHIC EDUCATION IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING.

The article discusses the topical issue of implementation of the methodological principle of visibility and imagery of choreographic education in the context of distance learning. According to the author, distance learning has a number of advantages, makes it possible to open and access all levels of education of the population. Despite the obvious positive aspects of distance learning, the problems associated with the professional training of specialists in the field of choreographic art and the use of new forms of education require time for reflection and careful study. This is largely due to the specifics of the language of choreography, and the methodological principles of teaching that have evolved over the centuries. The author examines modern technical means of distance learning, which provide a rich choice of visual means and the formation of sensory images, but cannot replace traditional forms and methods. Considerable attention is paid to the issue of teaching the technique of dance performance and education of dance expressiveness, which are not possible without a specific practical demonstration and verbal explanation. In conclusion, the author comes to the conclusion that the implementation of the principle of clarity and imagery in teaching is not possible without the combination of the pedagogical experience of choreographers of past generations and the thoughtful use of new distance learning forms.

Key words: choreographic art, distance learning, language of choreography, methodological principles, clarity and imagery in teaching.

С.Н. Темлянцева, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: SergeyS54@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.